Все эти подробности биографии П. Б. Шереметева мы не можем, конечно, прочитать на портрете, но то, что художник не стремился как-то приукрасить свою модель (разве что костюмом), очевидно. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Боровского. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой.
В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. Императрица Елизавета Петровна, очарованная талантом Аргунова, как-то издала специальный указ, по которому трех мальчиков из придворного хора -- Лосенко, Саблукова и Головочевского -- отправили учиться живописи именно к Аргунову. Проходит много лет. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения. О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет.
Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева.
Укрепляя основы совершенной монархии, она даровала привилегии дворянству — своей главной опоре — и усилила закрепощение крестьян. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве. Сердце в нем было бронзовое, душа – несогреваемая льдина.
Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора.
Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году. Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие преподавателями Академии. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок.
Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы». Можно только предполагать. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. Таким был Иван Петрович Аргунов. Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием.
В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции.
Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. Несколькими годами ранее Аргунов, сам того не ведая, создает новое направление в российской живописи под названием «интимный портрет». К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения.
Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. До сих пор остается невыясненным вопрос, где и у кого учился Аргунов.
Ранее он значился как "портрет неизвестного", потом как "портрет архитектора", затем скульптора (даже более конкретно – скульптора Федота Шубина). Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Но почему черенок кисти изогнут.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. О художниках России XVIII века ПОРТРЕТ (франц. В нем находят отражение идеи сентиментализма — течения, популярного на рубеже веков и в первые годы XIX столетия.
Художнику предстояло ещё многому научиться. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). выше). Полупарадный вид – это изображение модели по колено или по пояс. Лишь легкая улыбка трогает ее губы, а глаза смотрят задумчиво и даже грустно для 16-летней девушки (для современного зрителя, осведомленного о ее дальнейшей жизни, это ощущается как предчувствие: у Варвары Петровны оказалась нелегкая судьба – она была несчастлива в браке с Разумовским).
После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Одной из первых европейских держав. Аргуновы, русские художники.
Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Получила превосходное воспитание и образование. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Нельзя утверждать, что первыми учителями Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году.
Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Раскосые глаза на смуглом лице ("таракушки", как называла их Шереметева) – живые, быстрые, взгляд смышленый и эта живость близка уже искусству XIX в., сродни карандашным портретам О. А. Кипренского. Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века.
Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. После нескольких месяцев бесславного правления он был смещен с престола собственной женой — будущей великой императрицей Екатериной. Нарышкиной, М. И. Блеск роскоши – как в одежде, так и в предметах быта.
Ее можно было бы назвать «Нищие». из Останкинского дворца-музея. Причем работы великолепные. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья».
Таковы портреты О. К. С именем И. П. Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» – рейсфедер – и два циркуля. Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь. и Ф. Л. С этой картиной и ее автором связано несколько загадок.
Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко. Это большие цветовые пятна. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Смотришь теперь эти безымянные в большинстве случаев полотна и удивляешься мастерской работе.
Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений.
В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. 39) интересен выразительной характеристикой модели.
После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». П. Б. Шереметева. Память об этих архаических функциях сопутствовала портрету и тогда, когда он стал одним из жанров живописи и скульптуры Нового времени. 1754). Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С.
Какое многообразие характеров и настроений. Несмотря на статичность модели, условность в трактовке фигуры, жеста, орнамента, портрет Сарры Фермор покоряет своей поэтичностью. О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей.
Ему было тогда двадцать пять лет. Быстро стал знаменит, получал много заказов. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Но почему черенок кисти изогнут. В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план.
Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Ну и, наконец, он знаменит своей молчаливостью". Будучи крепостным, происходивший из замечательной династии мастеров, давшей и архитекторов и живописцев, он попал к графу П. Б. Шереметеву в "приданом" его жены (урожденной княжны Черкасской) и помимо живописи вынужден был заниматься множеством других дел (в основном управлял домами графа в Петербурге и Москве). Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р.
В это время он, по мнению исследователей, может считаться центральной фигурой в отечественной живописи. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела Музеи«Картина эпохи»: XVIII век в русской живописиПосле реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
Измайловой, М. А. В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера.
Шидловской, Е. А. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Впрочем, нам сейчас важно другое. спасибо за статью. Но работа над заказными портретами тормозит творческий рост художника, так как заказчики хорошей считают работу по их понятиям, а не по истинному качеству.
Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов – «служитель» графа П. Б. Иван Аргунов является одним из родоначальников парадного портретного искусства в России. Движимые острым интересом к человеческой личности, они стремятся показать ее как можно более глубоко и разносторонне.
В мужском портрете (П.
Учился, возможно, у двоюродного брата – Фёдора Леонтьевича Аргунова и у Г. К. Гроота.
Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах. "Калмычка Аннушка" (1767, "Кусково"), воспитанница Варвары Алексеевны (таких экзотических детей тогда модно было держать богатым господам), прямо на зрителя держит гравированный портрет своей недавно умершей благодетельницы.
Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. С. 237–238). Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны.
В некоторых усадьбах были целые картинные галереи – здесь можно было встретить копии с итальянских, голландских, французских картин и обязательно портреты всей семьи помещика. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б.
Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения). Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Автор ряда портретов представителей крепостной интеллигенции, в том числе актрис Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789), П. И. Ковалёвой-Жемчуговой (1802-03, оба – в Музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в., Москва).
Однако уже в портрете офицера Конногвардейского полка князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ), первой известной нам работе Аргунова в этом жанре, очевидна связь художника со старорусской живописью: лицо тщательно моделировано, поза при подчеркнутой горделивости статична, одежда написана жестко. Это произведение интересно тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства.
В 1816 получил вольную. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. Созданные в этот период работы, развивающие в основном типы парадного и полупарадного портрета, необычайно разнообразны по художественным и техническим приемам.
Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке».
Судьбы этих людей часто складывались трагически. Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Лопухиной, Е. Н. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке.
Собственно, те же задачи решат художник и в "Автопортрете" (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ). Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Рос и воспитывался будущий художник в семье своего дяди, Семена Михайловича Аргунова – дворецкого князей Черкасских, а впоследствии управителя графов Шереметевых. Ни в коем случае.
Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. СПб., 2004. Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя.
Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца. А. П. Антропов (1716-1795). Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Никитин любил царя.
Шувалова». А затем маэстро Георг Христофер Грот, который учил юношу тому, что умел виртуозно сам: дотошно выписывать детали, наполнять полотна радостными звуками ярких красок, учил писать парадные, несколько театральные портреты. Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер. Это портрет известного заводчика П. А. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось.
В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801). «Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, – и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России» – писал Маковский. Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца. Филипповой, В. А. Женский портрет Аргунова написан более изысканно, в голубовато-серой гамме (беличий мех на плечах, седые волосы), с сильным всплеском голубого в атласном банте на груди.
Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы. Николай Аргунов. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Это прежде всего портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева, одного из немногих отказавшихся принимать участие в деле царевича Алексея ("не мне судить цареву кровь"), знаменитого полководца и верного сподвижника Петра I (прах умершего в 1719 г. фельдмаршала император сопровождал с непокрытой головой от Зимнего дворца до Александро-Невского монастыря). Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754).
Николай Иванович Аргунов (1771 – умер после 1829). Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника. После смерти Петра I в России начались сложные времена. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
И, конечно искусство. Портреты, как это характерно для времени, решены в противоположном цветовом ключе. Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею.
Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. В портрете жены Лобанова-Ростовцева – Екатерины Александровны, урожденной княжны Куракиной, парном к мужскому исполненном через четыре года (1754, ГРМ), художник, быстро усваивавший уроки западноевропейского мастерства, становится более изящным в письме. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно. И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды.
Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Предпосылками для него стало формирование еще в Екатерининскую эпоху уникальной по качеству коллекции Эрмитажа, а также длительные поездки за рубеж успешно окончивших Академию молодых художников. При Петре I появились и первые частные коллекции живописи. Заказов со стороны он уже не брал. Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства. Сам заваливал его работой.
С. 189). Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. Скоропадского. Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству.
С первых своих шагов в Древнем мире портрет играл роль магическую: он буквально замещал изображаемого и продлевал его бытие после смерти. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника.
portrait) изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Развивая концепцию национального портрета, И. П. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». Известно несколько имен представителей талантливой семьи Аргуновых: Алексей Аргунов – «урных дел мастер» (каменщик, лепщик), архитектор Федор Семенович, один из создателей дворцово-паркового ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге двоюродные братья художники Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына – архитектор Павел, участвовавший в постройке Останкинского дворца-театра и художники-портретисты Николай и Яков. В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову.
На окраине Москвы построен своеобразный уголок Западной Европы – Немецкая слобода, мастера которой и весь её быт оказали своё влияние на молодого Петра I. Пётр рано понял, что в России надо многое изменить – создать регулярную армию и флот, развивать торговлю, образование и всю свою энергию направил на реформирование жизни страны. С одной стороны, это легкое усвоение чужого языка, гибкость манеры позволяла художнику одновременно решать абсолютно различные задачи. В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. В парадный по характеру портрет он вводит бытовое действо изображая свою модель за прозаическим занятием – вязанием. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763).
Воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди, служившего дворецким у князей Черкасских, а впоследствии у Шереметьевых в «Милионном доме», получившем свое название благодаря одноименной улице, на которой он располагался. Демидова.
Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета. Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Помимо просветительской идеи верховенства закона, здесь возможны и иные политические обертоны. Он был крепостным в течение всей своей жизни. Известно его путешествие на Мальту, где его посвятили в первые русские кавалеры ордена св. Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири.
Они подтверждают одаренность русских крепостных художников, чей талант был замечен и развит их хозяевами. Она создана как будто на одном дыхании. За последние годы за произведением окончательно утвердилась атрибуция автопортрета (возраст, характер взгляда, как бы направленного в зеркало, всматривающегося в свое изображение, расположение инструментов, которые в соответствии с "Иконологическим лексиконом" если и не совсем соответствуют аллегориям, сопровождающим живописца, то во всяком случае связаны с художествами и позволили исследователю видеть здесь монограмму Аргунова: "ИПА"), Поворот головы и туловища сообщают композиции барочную динамичность голова, руки, складки одежды моделируются тонкой светотеневой игрой колористическая гамма очень сложна. Пришла роковая минута и очи московского Креза вечным сном смежились" (это написано в 1788 г. – в год смерти Шереметева).
Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям. Шереметеву «Миллионным домом». Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына.
В один ряд с ними можно поставить глубоко индивидуальный, прочувствованный «Портрет неизвестного». Портрет становится более интимным. Шереметеву «Миллионным домом». Зарабатывал на жизнь своим ремеслом. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу.
Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. Портрет маленькой Софьи Матюшкиной (1763, ГТГ) К. И. Головачевского объединяет черты того сложного узора, который представляет собой отечественное искусство середины столетия. Работа художника становилась профессией. Автопортрет (. ).
Его считают одним из основателей русской портретной школы. И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам. Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок. И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне.
Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И. Иоанна Иерусалимского. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой.
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». К 40—50-м гг. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Но смерть никого не чтит.
В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее. В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда».
Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали».
О Петре Борисовиче Шереметеве писал князь И. М. Долгоруков (Долгорукий) в своих пленительных мемуарах как о человеке, богаче которого не было в государстве. Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И. Парный портрет жены художника (в котором по аналогии можно усмотреть портрет неизвестной, портрет жены архитектора, скульптора и т. д. ), Марии Николаевны Аргуновой (1760-е, ГРМ), очень красив по колориту, построенному на противопоставлении лимонно-желтого платья и темно-синего плаща, более импозантен, но и более холоден.
Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой. Испытал влияние классицизма.
Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Но совсем недавно искусствовед Т. А.
От его творчества сохранилось совсем немного: ряд графических листов, среди которых — необычная серия, разрабатывающая образы крестьян. Каравак работал преимущественно портретистом.
Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. Портрет написан незадолго до её смерти. Картины этих художников — эталон живописи для меня. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны.
Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем. В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева». Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала. В 1804 г. он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой. Умер крепостным в 1806 г. Николай Аргунов. В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. Шлыковой-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве). Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи. Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных.
Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году).
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться). Увеличивается социальный круг моделей — причем, что характерно, в основном за счет людей творческого труда, заслуживших известность талантом и знаниями, а не высоким происхождением. Растрелли. Колорит построен на игре и взаимодействии тончайших оттенков зеленоватых (цвет халата), коричневых (мех опушки) и оливковых (фон) цветов, с вспышками голубого и розового в шейном платке. Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе.
О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Сын и ученик предыдущего. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым.
Всё в её облике живёт и дышит молодостью, красотой, какой-то детской наивностью и непосредственностью. В годы становления великолепных архитектурных сооружений, развития скульптуры и живописи. До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус.
Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
Еще один пример — парадный портрет императора Петра III. А в 1785 году постаревший Иван Петрович создает одно из своих выдающихся и гениальных произведений, объединившее в себе пленительный и чистый образ молодой крестьянки, картину под названием «Портрет неизвестной в русском костюме». На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца.
В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина. Фигура женщины по-антроповски грузна, заполняет собой весь холст. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов.
Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). К счастью, традиционная закваска позволила ему сохранить при этом свое лицо. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. В оформлении пейзажа как жанра сыграли роль создававшиеся ранее и носившие, если можно так выразиться, познавательно-топографический характер виды городов, парков, дворцов и различных памятных мест а также — театральные декорации интерьерные росписи и панно, пейзажные составляющие портретов и многофигурных картин. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец.
Никаких препятствий Шереметев не чинил. Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами» иностранцы стали работать при дворе. Живописи Ивана Аргунова учил двоюродный брат Федор Леонтьевич Аргунов. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. де Велли). Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б.
Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция – определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л.
Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века.
Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Ее портрет несколько жестковат по исполнению, однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает ему своеобразную хрупкую прелесть. Портреты супругов Бутурлиных, А. М.
Румянцевой, А. К. В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России.
Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Щукин (1762—1828). Существовал ли какой-то иной путь. Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный.
Обычно они не позировали и Аргунов, как он сам рассказывал, писал их, наблюдая во время торжественных праздников во дворце. Подобной характеристики нет ни у Гроота (портрет 1746, ГТГ), ни у Ротари (1750-е, "Кусково"). Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход.
Возводились и украшались блестящие царские резиденции, усиливался крепостнический гнет именами Новикова и Радищева начиналось русское свободомыслие. Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики. Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников).
Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе. Очень сложные, детализированные работы этого периода. Картина Рокотова, с документальной точностью воспроизводящая обстановку его кабинета, воскрешает его атмосферу, помогая нам лучше понять этого незаурядного человека. Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии.
Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Это полотно производит сильное впечатление. И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века. Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир).
Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого.
К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. Свои первые уроки живописи Аргунов получил у рокайльного мастера Георга Гроота в их совместной работе над иконостасом Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе (погиб во время Великой Отечественной войны).
Самые неожиданные и почетные заказы предлагают Аргунову — написать иконы для придворной царскосельской церкви, сделать портрет одного из приближенных царицы Только о каждом из таких предложений, от кого бы они ни следовали, писал Иван Аргунов графу, прося его согласия. По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. Вообще чета Шереметьевых была наиболее популярна в его картинах, ведь наибольшую часть времени художник проводил в их доме и вскоре был назначен там управляющим. Можно добавить, что молодой граф П. Б.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. АВТОПОРТРЕТ, портрет художника, выполненный им самим. Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. Аргунов много быстрее Антропова преодолел архаизмы старой русской живописи и усвоил язык западноевропейского искусства.
1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох.
Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Шереметева. Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа.
Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Иван Аргунов. Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Оказывается, в XVIII веке художники делали кисти сами и черенок мог быть каким угодно, главное — удобным, по руке Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Юсуповой. Но совсем недавно искусствовед Т. А.
Иронический смысл портрета — конечно, не просто в погружении модели в домашнюю обстановку: такой прием, не раз встречавшийся в портретной живописи XVIII века, только добавил бы картине искренности и тепла. Портретисты. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. Портрет, на котором она изображена в последние недели беременности — на черном фоне, в черно-красном капоте, с тревожным выражением на исхудавшем лице, — пронизан предчувствием трагедии. Холодная цветовая гамма голубовато-серых и лимонно-серебристых, серебристо-дымчатых (в волосах) тонов женского портрета разработана в сложной игре оттенков, в чем, несомненно, сказалось влияние Гроота. Троюродная сестра императора Петра II.
Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. В отличие от современной Франции, где в эпоху Энциклопедии книга не была редкостью даже в аристократическом портрете, персонажи русских полотен XVIII века очень редко представлены за чтением. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать.
В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В ее лице нет ни жеманства, ни манерности. Это — близость внутренняя. Одна из таких работ – картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. Впоследствии был назначен членом крепостной коллегии в доме графа Шереметьева.
Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени. Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва).
Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Можно предположить, что это определение перешло в название. В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления. Но — сдаваться. Впрочем, не только о талантливости крепостных мастеров думаем мы, глядя на их полотна, но и о трагедиях, которые скрывают они.
История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица». Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни. Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда.
Расцвет творчества Ивана Петровича пришелся на середину 18 века. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века. Художник АргуновИван Петрович родился в 1729 году в крепостной семье.
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699—1761). После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Черкасского. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее.
В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Как известно, многие художники XVIII века вышли из крепостных крестьян, а некоторые так и остались в крепостной зависимости до конца своих дней.
Окончательно же искусствоведы убедились в том, что перед ними автопортрет Аргунова, когда Т. А. Тайны истории в романах, повестях и документах. Его лучшей – и в наибольшей степени барочно-рокайльной – парадной картиной является большой портрет императора Петра III, написанный для Сената (1762, Русский музей, вариант в Третьяковской галерее). М., 1996. Четыре портрета из ретроспективной серии находились в "наугольной" овальной зале Фонтанного дома в Петербурге (ныне – в музее "Кусково"), Естественно, Аргунов не мог писать этих лиц с натуры: он родился через 10 лет после смерти Б. П. Шереметева. "Все суды были им куплены, когда дерзал кто входить с ним в тяжбу.
Угрюмов (1764—1823). Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Большое место среди работ Ивана Аргунова занимают парадные заказные портреты. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной – ландшафты. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии.
Императрица Екатерина II распорядилась предоставить портрет кисти Каравака скульптору на время создания памятника. Шереметева. Отсюда и барочный характер его ретроспективных портретов. Впрочем, последнее не суть важно.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. Как естественно она изображена. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину. Все это, конечно, не от недостатка таланта.
Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо). Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Он открывает красоту в реальных ландшафтах. Шереметева. 36).
С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться. Еще в 1753 г. к нему в обучение были отданы три (имеются сведения, что четыре, но имя четвертого до нас не дошло) мальчика из певческой капеллы ("спавшие с голоса"), все трое в последующем – известные русские художники: Антон Павлович Лосенко, будущий профессор Академии художеств и руководитель класса исторической живописи, а также Кирилл Иванович Головачевский (1735–1823) и Иван Семенович Саблуков (1735–1777), оба впоследствии замечательные педагоги. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию.
Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове». Оставаясь крепостным всю жизнь, Аргунов, естественно, не раз писал своих хозяев.
Николай Аргунов. Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий. Т. 1. Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине.
Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина.
Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру. Умела находить и поддерживать талантливых людей — выходцев из самых разных общественных слоев. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.
Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Они нарядны, декоративны, красочны. Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета. Галантные французы XVIII века их короли и прекрасные маркизы отличались большим количеством опасных связей, незаконнорожденных детей и болезней, связанных с антисанитарией. Когда и где написана картина.
Среди них наиболее известно имя Григория Теплова. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Автор парадных портретов, в которых широко использованы приёмы искусства барокко (посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметевых, 1768, – оба в Музее керамики и Усадьбе Кусково XVIII в., Москва) один из родоначальников камерного портрета в России (портреты К. А. и X. М. Хрипуновых, 1757, – оба в Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Москва). Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. Крепостные графов Шереметевых.
Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. В дальнейшем И. А.
Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Талантливый ученик придворного мастера императорского двора – Георга Христофора Гроота. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья.
Особой страницей в искусстве середины столетия являются так называемые ретроспективные портреты кисти Аргунова – портреты предков П. Б. Шереметева. Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. Была ли в том необходимость. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Сначала к этой работе проявляли интерес разве что специалисты — все-таки она была необычной для XVIII века, когда даже простых женщин старались изобразить как маркиз, когда тщательно завитые локоны и грациозный жест холеных пальцев был неизбежной принадлежностью почти каждого портрета.
После возвращения в Россию Андрей Матвеев возглавил Живописную команду, сыгравшую большую роль в развитии русского искусства и особенно в подготовке художников. Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя еще и как талантливый педагог. Учился он у И. Б. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника.
Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Бориса Петровича Шереметева. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа. Затем был направлен в Академию.
Именно у Боровиковского пейзаж впервые среди русских художников становится постоянным фоном портрета, обозначая целый комплекс представлений, связанных с идеями естественности, чувствительности, частной жизни и единения родственных душ. Но почему черенок кисти изогнут. Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником.
Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). В самом деле, параллели очевидны. Трощинского, генерала Ф. А. В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757).
Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Его талантом была очарована сама императрица Елизавета Петровна. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть. Такие похожие и такие разные.
Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Владимир, в будущем великий князь Киевский, посватался к полоцкой княжне Рогнеде и, получив отказ, захватил ее силой после того, как разгромил Полоцк и убил ее отца и братьев. Портрет прост по композиции. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать.
С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи. В этих портретах Аргунова тело персонажа сковано пространством, развернуто вдоль плоскости холста, а ткани и украшения выписаны с такой детализацией, что заставляют вспоминать парсуну с ее декоративностью и особым, поверхностным видением человеческого тела. Пётр очень любил сестру.
Мода на калмычат была большой. Среди этих портретов есть и парадные и полупарадные и камерные.
Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Таким спокойным и доброжелательным предстает Аргунов на автопортрете. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много. Рокотов и Левицкий.
Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений.
Особенно хорош портрет княгини. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке).
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Русский крепостной художник-портретист, сын Ивана Аргунова. Аргунова (1771 — после 1829). Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы. Но европеизация изобразительных форм началась раньше. Богатейший помещик, сын знаменитого сподвижника Петра I, Шереметев был заурядным представителем тогдашнего вельможного дворянства, занимавшим высокие посты и своевременно получавшим высокие награды. В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках».
Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х.
Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко.
На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Спокойный нейтральный фон и лёгкое платье, показанное сквозь дымку, не мешают внимательно рассмотреть нежное лицо молодой девушки, её прищуренные глаза и едва заметную скользящую улыбку. Форма лепится иначе, чем у Антропова. Иван Петрович Аргунов (1729–1802) несколько младше Л. П. Антропова, но его активный творческий период приходится на те же 1750–1760-е гг., что и у Антропова. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников.
Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Но главное у Шибанова — лица. Они абсолютно живые. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра.
Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»).
Тогда же Ипполит Богданович напечатал станс к художнику, на который Левицкий ответил в журнале, развернув идеологическую программу портрета, – первый случай прямого обращения русского живописца к публике. Портреты Аргунова, особенно парадные, всегда декоративны, как и у Антропова. Парадный вид портрета отличается от других изображением человека в полный рост.
Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Сергей Григорьевич Строганов заказал впоследствии архитектору Франческо Бартоломео Растрелли постройку дворца на Невском проспекте, который сейчас является одним из филиалов Русского музея. В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет».
Историки искусства иногда сравнивают этих художников с двумя другими великими портретистами — англичанами Рейнолдсом и Гейнсборо. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л.
Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома. Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова.
Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям. Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию.
Но почему черенок кисти изогнут. Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго.
В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». Шереметева.
Особенно хорош портрет княгини. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Наиболее характерными для художника представляются портреты 1760-х гг. Манере мастера присущи сильные колористические контрасты (он накладывает теплые тона, словно яркие румяна на лицо) и предметная материальность форм, как бы выступающих из полотна. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой.
Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства.
Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. Особенно после разрушительной пугачевской войны.
ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699. Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Панина. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника.
Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. Иван Петрович Аргунов (1729-1802). Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной — ландшафты. За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду.
34). Державина, Д. П.
Лицо царя смуглое и моложавое. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем.
Однако на портрете младшей дочери Шереметевых – Варвары Петровны (1766, "Кусково") физический недостаток ("косина", как писали в XVIII в. ) оборачивается прелестной милой неправильностью, придающей очарование ее совсем юному, пухлому лицу и всему ее какому-то беззащитному облику. Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме). Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных.
Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. Вторая половина XVIII века -- правление Елизаветы Петровны и Екатерины II-- была временем переменчивым и хлопотливым. Как сообщается в каталоге живописи XVIII века Русского музея, Иван Никитин приехал в Петербург в 1711 году. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Академия художеств была открыта значительно позже, в 1758 году.