На картине 1932 года Госпиталь Генри Форда Фрида изображает саму себя после очередной неудачной беременности: художница парит на больничной койке, а из ее нутра расходятся ниточки-артерии к символам ее горя: нерожденному эмбриону, поврежденным в результате автокатастрофы матке и тазу и т. д.
Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Правда, организована выставка была плохо.
Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года.
В коммунистическую партию художница вступила в 22 года. После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни – так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается. На самом деле художница любила лишь одного мужчину – Диего, а интрижки с другими (в том числе и с женщинами – Фрида была бисексуалкой) помогали забывать многочисленные похождения ее неверного супруга.
В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах.
спасают от полной потери крови. Еще до свадьбы Кало было известно, что Диего не был верен своим первым двум женам. В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина.
Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Диего Ривере тогда было 43 года. Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами», на котором место юбок и лент занял мужской костюм — в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего.
В течение долгих лет она перенесла более тридцати операций, была прикована к постели, затянутая в ортопедический корсет и гипс. В течение 30 лет облик дома не менялся. Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент. Их бурная совместная жизнь стала легендой.
Полотно изображает саму художницу, что потеряла ребенка в этом злополучном госпитале. Революционер был кем угодно, только не слепцом. Тогда Фрида решила писать автопортреты. Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. К сожалению, надпись неточна. У одной, мексиканской Фриды, оно здоровое, в руках медальон (Фрида до развода), а у другой, европейской Фриды – сердце разорвано истекает кровью.
Её знали, как довольно неоднозначного человека. Но сердце. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи.
Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Вероятно, это граничит с тем, что он признал в ней равную – как по духу, так и по таланту. Пикантности ситуации добавлял тот факт, что он приехал в гости со своей женой, умудряясь изменять ей с Кало практически перед носом. Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась. Революционер сразу же «потерял голову» от экстравагантной художницы и ярой коммунистки Кало.
«С тобой я несчастна, но без тебя не будет счастья», – говорила художница. Скупой надрыв показывает и реальная Фрида Кало. В течение 30 лет облик дома не менялся. Воистину, как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». Фрида Кало и Диего Ривера были убежденными коммунистами и сторонниками революции.
Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру. Она начала с автопортретов. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.
Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию5. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней— как с любимой вещью». Художница «запятнала кровью» даже рамку и проткнула ее несколько раз ножом. Она начала с автопортретов. Это был вулкан, без преувеличения.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Ангелика Кауфман, швейцарский художник и график конца восемнадцатого века смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма. Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение.
До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Предательство двух любимых людей, которое она не могла вынести и простить. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности. Разницей нарядов и внутреннего состояния Кало хочет подчеркнуть. И, кажется, никогда не прекратятся вовсе. В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера.
Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Естественный свет плюс полупрофессиональная фотокамера – и вот что получилось. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик. Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь. Художница написала это полотно после развода с мужем. Она употребляла спиртные напитки, курила, ругалась, сквернословила, рассказывала неприличные шутки. С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего».
А Фрида шутливо называла его нелицеприятным испанским маленьким «козлом», вероятно из-за его редкой бороды. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей». К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь.
«Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.
Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда». Ей было 22, ему— 43. В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы.
Оригинальные вещи и аксессуары он решил сохранить для своих потомков. А сегодня художница несправедливо забыта. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Не удивительно, что на некоторых полотна художницы присутствую идеологические символы. «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу.
На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями. Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Боль и страсть будто стали ее кистями.
Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин.
В последние год жизни Фрида Кало вела дневник, который будет очень интересно увидеть тем, кто изучает ее биографию и творчество. Птицы, символизирующие светлую и темную стороны любви и держащие ленточку с надписью «Всего лишь несколько царапин». Работа показывает нам Фриду, лежащую на скупой больничной койке, залитой кровью.
Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин. Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться. И чтобы наверняка удивить любителей моды, «запечатал» все вещи в ванной комнате их дома в Мехико и приказал отпереть «клад» только через 15 лет после его смерти. На выставку она согласилась, но от сюрреализма аккуратно открещивалась. На полотнах Фриды много символов, но нет намёков: всё очевидно, как иллюстрация из анатомического атласа и при этом сдобрено отменным юмором. Берта же, чувствуя зов крови (девушка приходилась дальней родственницей Жану-Оноре Фрагонару, повлиявшему своим творчеством на многие поколения французских живописцев), с головой ушла в профессию, свела близкое знакомство с великими своего времени – Моне, Ренуаром, Сислеем и даже вышла замуж за брата Эдуарда Мане – Эжена.
Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице. Лишь хирургические ножницы, зажимающие артерию. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким.
Фрида металась. Всё это не помешало гениальной художнице стать одной из великих творцов Мексики. Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. За тридцать лет жизни после аварии – тридцать хирургических операций.
Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Их бурному роману положила конец супруга Троцкого. Большое полотно «Две Фриды»создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее.
И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене. Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Таким поначалу был её брак с Диего Риверой.
Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. Новая жизнь стала бесконечно мучительной.
Фоном идет сухая, бездушная Америка, которая не может дать покоя. Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». «С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» — писалон ейводном из любовныхписем. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.
Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй.
Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием. В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции.
Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной». Фрида просила отца принести ей кисти и краски.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. Все это привело к разрыву отношений четы Троцких, после которого Лев переехал в усадьбу друга Риверы. В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. В 1940-м в доме Кало укрывался Лев Троцкий, с которым у Фриды завязался роман.
Свободными от гипсовых повязок оставались лишь руки. Её творчество насыщено символами и фетишами.
Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно истекла бы кровью. Её называли «виртуозом цвета», работы Моризо год за годом принимали участие вСалоне— ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало.
Обе надписи приукрасили действительность. Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико).
Но эти надежды были быстро развеяны постоянными интрижками ее мужа с разными женщинами, о которых он даже не скрывал. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Имя, которое чаще всего встречается в записях, – это Диего. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Тело округлое, еще хранящее память о том, что готовилось вскормить дитя. Эта картина, написанная в 1932 году, является средоточием боли Фриды Кало как женщины и матери.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции7). Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями9. Циничным и страшным является тот факт, что именно из-за этой трагедии девушка впервые взяла в руки кисть. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
Этот автопортрет Фрида подарила Льву Троцкому, подписав «с любовью». Она искренне надеялась, что с ней он изменится. В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде.
Казалось бы, проблемы преодолены, впереди будущее и бескрайний простор деятельности, однако судьба рассудила иначе. Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа.
Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение.
К несчастью, беременность закончилась выкидышем. Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях. Когда по приглашению Андре Бретона Фрида приехала на свою выставку во французскую столицу, оказалось, что картины находятся до сих пор на таможне.
Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью. Но связь Диего с ее сестрой стала для Фриды оглушительным ударом, сопоставимым со смертью. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.
В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно. После травмы и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру.
Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить.
Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. Правда Эдма, в отличие от Берты, больших успехов в профессии не достигла. Картина, которую Фрида написала, узнав об очередном романе ее мужа, Диего Ривера, на этот раз с ее младшей, любимой сестрой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1011 под длинными юбками).
Правда вот к последнему роману Кало у историков много вопросов – вполне вероятно, что его не было и вовсе. Мать – испанка, рождённая в Америке. Отец выполнил просьбу дочери и сделал ей специальный подрамник, позволяющий рисовать лежа. Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида. Среди них – полотно «Жан и Жак», наиболее известная картина русской художницы.
что уже не будет прежней, даже небо потеряло свою ясность и сгустились тучи. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер и внутренний интерьер.
Не стала исключением и Зинаида Серебрякова, чей автопортрет «За туалетом» знаком со школьных времён, наверное, каждому. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказмаработу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). Фото того периода – это сжатые губы, брови как крылья встревоженной птицы и бесконечная безнадежность в темных глазах. Слегка потрепанные, но, тем не менее, оригинальные и яркие вещи художницы теперь могут увидеть все фанаты мексиканской моды прошлого века. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств.
Выражение лица совершенно одинаково – спокойный, решительный взгляд. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо.
Обе надписи приукрасили действительность. Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу.