Kирилл Александрийский), так как и сам Креститель был также послан свыше (ср. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух»)16. до сих пор неизвестна. В евангельских сюжетах он искал ответы на этические проблемы своего времени. Работать над картиной начал во Флоренции.
в Иудее (см. Он пишет портреты родных и соседей, в 1879 г. пишет картину «Милосердие», но на выставке в 1880 г. она терпит сокрушительный провал. Ге Н. Н. Это драгоценнейшее свойство художника постоянно являлось во всех его картинах, доселе известных оно же, с особенною силою, выразилось и в последнем произведении его кисти».
«Чем люди живы». Как медный змей, сделанный по подобию ядовитых, был вознесен для исцеления людей, так и Тот, Который явился «в подобии плоти греховной», стал их Избавителем (Рим 8:3).
«Повинен смерти. » и «Распятие» отправил Л. Н. Толстому, картины были завернуты в газеты из-за чего печатный шрифт в нескольких местах въелся в краску. Но Иисус знал, в какую почву бросает семя. Поверьте, можно слышать голос Божий не так, как слышим мы окружающих людей, а иначе, совсем иначе. Динамическая композиция свободная от традиционной центричности, напряженный ритм движения. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.
Одна из подготовленных к экспонированию картин — «Распятие» Н. Н. Ге — вызывает гнев президента Академии художеств великого князя Владимира. «Брак в Кане» – очень популярный живописный сюжет. Христос также будет вознесен сначала на крест, а потом на небо (выражение – «вознестись» имеет здесь двойственный смысл18, чтобы каждый, кто верует имел в Нем жизнь вечную («верующий в Него» – перевод неточный, так как выражение, «в Нем», нельзя ставить в зависимость от глагола чтение же, «в Него», считается менее засвидетельствованным). Резким контрастом к нему высится на переднем плане темный силуэт Иуды.
Они связав Иисуса, отвели и передали Его Пилату. Это, во-первых, «вода», т. е. Картина Саул в Аендорськои колдуньи свидетельствует о том, что за годы учебы Ге совершенстве овладел рисунком и композицией. Давид молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже и дух правый обнови внутри меня». В покаянии человек сам, хотя и не без помощи Божией, старался изменить свою жизнь, а в том новом рождении, о котором говорил Никодиму Христос, человек являлся существом страдательным, вполне подчиненным силе Божией, подобно тому как без всякого собственного соизволения дитя рождается на свет (об условиях, какие предъявляются самому ищущему возрождения человеку, Христос пока не говорит, о них будет речь особо в стихах 12–21). Реакционная пресса усмотрела в картине Ге грубость лиц, «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить ее. Пусть лучше совсем снимут иконы, чем скрывать. На этом полотне Иуда как будто уже мертв, тяжкие муки просыпающейся совести терзают его.
Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. И, собрав человек десять, она отправилась с ними на квартиру. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. Ге как будто начал понимать Евангелие с точки зрения искусства. С 1857 года по 1863 год посетил Италию (в Риме с 1857 года по 1859 год), Германию, Швейцарию, Францию.
После смерти художника его сын, Николай Николаевич Ге-сын, «Суд Синедриона. Теперь на каждой передвижной выставке появляются картины Ге, так он создал свой неоднозначный «страстной цикл» на евангельские сюжеты. Она была уверена, что Он поможет беднякам. Их страшило могущество незнакомца.
«Распятие» (1892). Слова, сказанные в ту ночь на пустынной горе единственному слушателю, не пропали втуне. Это отношение едва ли будет доброжелательным. Отмечают некоторую близость к эстетике экспрессионизма (ср.
Впрочем, суд над миром и ближе всего над евреями, уже идет. После того, как картина «Что есть истина. » была выставлена на Восемнадцатой выставке передвижников, жена художника писала сыну из Петербурга: «Картина произвела такой фурор и взрыв похвал и ругани, что делались вещи небывалые: публика, стоящая перед картиной, делилась тут же на партии и между собою начинали ругаться люди, до того не знавшие друг друга». С 1872 года по 1874 год являлся сверхштатным членом АХ. Сама по себе она ничего не значит. Учебу Николай совмещает с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования.
Все это и вспоминается перед картиной Ге. Поймите эти слова Христовы. Но где находился Енон, в водах которого крестил тогда Иоанн. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Человеческое сердце по своей природе привержено злу. (Однако Сам Господь говорит, как важно поверить всем сердцем, не нуждаясь в явном чуде: Блаженны не видевшие и уверовавшие. ) Обратите внимание, что первое чудо творится на свадьбе, на пиру человеческой радости и веселья и что Христос помогает длится этому веселью. « я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете.
При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: «водицы, водицы» В этом безобразном человеке просыпалась совесть. Во-вторых, змий давал спасение только от временной смерти и то только в одном случае, а Христос дарует «вечную» жизнь, т. е. Для того чтобы жить, они должны были взирать на этот символический образ.
Это происходит, когда мы размышляем о Христе, читаем Писания или слушаем проповедника. Это и будет для него первым шагом к возрождению. Главным мотивом картины «Тайная вечеря» были и остаются терзания Учителя, знающего о будущем предательстве своего ученика, но все же он готов на самопожертвование и бесконечную любовь к людям. Коровин, Левитан), Ге, образно говоря, вырвался вперед. К произведениям цикла относятся: «Христос и Никодим» (около 1889 (. ) г., Третьяковская галерея, эскиз), «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1889 г., Русский музей), «Что есть истина. И в этом он не был одинок. «Тайная вечеря» (1863). Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника».
Обладающий безграничной мудростью, Он видел перед Собой человека ищущего правду. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину и Петра Великого и многих других. » – это слова художника Григория Мясоедова. «Повинен смерти»» (1892 год, ГТГ), «Голгофа» (возможно, не окончена, 1893 год, ГТГ), 2 варианта «Распятия» (1894 год, не сохранилась 1892 год, Музей Орсе, Париж эскизы «Голова распятого Христа», «Христос и разбойник» – 1894 год, КМРИ).
Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Пришел к Иисусу Никодим и сказал Ему: «Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога». Печаль сменяется радостью, лицо человека просветляется, отражая небесный свет.
«Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Рим. Затем он должен получить «Духа» Святого – это уже со временем даровано будет ему от Бога.
61и Иов. 1:19). Начал работу в 1884 году. Счастливый Николай Николаевич ни на секунду не оставлял своё детище, стараясь каждому лично разъяснить его смысл.
К работам Н. Н. Но кого разумеет далее Креститель под «земным» и «говорящим от земли». Ге представил эту картину на 20-й передвижной выставке в 1892 г. и она сразу же подверглась жестокой цензуре и была снята с показа президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем: Николаю Николаевичу давно вменяли, что его Христос слишком очеловечен, слишком некрасив. Никодим не понял, каким образом человек может родиться для новой жизни и Христос указывает ему два фактора, под действием которых это новое рождение возможно. «Люди же», т. е.
Лев Николаевич назвал «Христа на кресте» ужасным и посоветовал художнику переделать картину. И всякий, кто был ужален змеем или обманут, может взглянуть на Него – и жить. Иуда» (1891 год, ГТГ), «Суд синедриона.
Ге привнес много нового в эту сцену, наполнив ее нравственно-психологическим смыслом, постаравшись отойти от каноническо-религиозной догмы. «Равви. Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года.
Погружен в себя объятый горестными размышлениями Иисус. 8:7 Мф. Ге также принадлежат: ряд выразительных рисунков на религиозные сюжеты («Савонарола читает Библию», 1867 г., Третьяковская галерея, тушь, перо), в том числе иллюстрации к произведениям Л. Н. В результате Третьяков все-таки приобрел картину.
Тихо переговариваются апостолы. Достоевский писал: «Из своей «Тайной вечери», например, наделавшей когда-то столько шуму, он сделал совершенный жанр. «Повинен смерти. » (1892).
Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины – музей ДОрсе в Париже. По окончании праздника («после сего» –, т. е.
И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не ее. Он знал о цели его прихода и, желая укрепить убеждение, проникшее в сердце Своего слушателя, начал с главного, торжественно, но доброжелательно: «Истинно истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. За это произведение Ге был избран действительным членом Академии художеств. 15:19).
Пилат спросил Его: Ты – Царь Иудейский. Он даже решил написать Христа и двоих разбойников без крестов: так появилась неоконченная картина «Голгофа» в 1893 г. Но летом того же года он находит именно то, что не давало ему покоя всю жизнь. Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы. Он был уязвлен тем, что слова Господа относились к нему. о Царстве Божием, как оно проявляется в земных отношениях.
стих 3). возвращается во Флоренцию. В 1867 г. его ждет разочарование: картина «Весть о Воскресении» на выставке Академии Художеств не имела успеха (критики посмеивались над его Марией Магдалиной, которая несла известие о Воскресении Христа, называя ее ласточкой или сорокой), как и «Христос в Гефсиманском саду». Ин. 7:26, 50). Позже он переводится в Петербургского университета.
К произведениям цикла относятся: «Христос и Никодим» (около 1889 года (. ), ГТГ, эскиз), «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1889 год, ГРМ), ««Что есть истина. » Христос и Пилат» (1890 год, ГТГ), «Совесть. Некоторые иудеи (или, по другому чтению, один иудей) вступили в состязание с учениками Иоанна «об очищении» ( ), т. е. об обычаях иудеев обмывать посуду и самим омываться (ср. Он был строгим фарисеем и гордился своими добрыми делами.
Он не признавал Иисуса Мессией, считая его учителем, посланным Богом. Н. Н. Ге-сын в 1899 г. уехал в Швейцарию, при этом увез с собой оба «Распятия», два портрета, эскизы, наброски и рисунки к рассказу Толстого Л. Н. «Близ Салима», – замечает евангелист. Христос под «земным» мог разуметь здесь все то, что доселе (Ин. 2–3) сказано Им о храме и богослужении, о покаянии и вере, о водном крещении и возрождении. Для того чтобы побуждения сердца были чисты, оно само должно быть очищено.
В статье В. Вишнякова «Творческий подвиг передвижников» отмечалось, что в «Тайной вечере» и «Что есть истина. » Ге, в картинах «Христос в пустыне» Крамского, «Христос и грешница» Поленова религиозное содержание уступает место реальным нравственно-психологическим проблемам, волновавшим современников». Господь разъясняет, о чем Он говорил: о новом рождении от воды и Духа Святого, в Таинстве Святого Крещения. Находясь на пороге смерти, он слышит слова любви от Христа. Меркнут горячие тона, в окне встает холодная синева ночи. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Кроме того, ночная пора давала большую возможность обстоятельно побеседовать со Христом, Который днем, конечно, постоянно был окружен слушателями.
Картина была куплена императором для Академии художеств, а Третьяков сожалел, что не смог приобрести ее в свою галерею. Так и у апостола Павла сказано: «все же обнаруживаемое делается явным от света» (Еф. 5:13). В 1903 г. Н. Н. Ге-сын подготовил художественный альбом картин своего отца, но и там не упоминались эти полотна.
Когда Николаю было три месяца, его мать умерла во время эпидемии холеры. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, так как материалисты не понимают идеалистов». Это видно, во-первых из того, что о еще не уверовавшем Никодиме нельзя было сказать, что он «слышит» голос Духа (свт. И они не боятся обнаружения их дел, так как знают, что делали их «в Боге», т. е. Вытянувшись, он топтался на месте и ноги держал как-то странно – пятками врозь.
Однако вожди Израиля не приняли этот свет. Он прекрасно говорил, всегда вкладывая в свои слова всю душу.
Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит. Пилат снова спросил Его: Ты не собираешься отвечать. Эти опасения разделял и Никодим. Вот так же влияет на нас Святой Дух изменяя сердца.
Кроме Христа, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. Спаситель сказал Никодиму: "Истинно истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека), не может войти в Царствие Божие". верующий во Христа войдет в Царство Божие.
Николай Ге получил звание академика Академии художеств, минуя звание профессора. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Картина произвела большое впечатление на питомцев школы.
Страха ради иудейского: боялся других членов синедриона, боялся отлучения от синагоги. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. для Бога и с Его помощью. Уннкальность творчества Николая Ге (1831-1893) — в его несвоевременности.
И в 1893 г. Ге Н. Н. Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) родился в Воронеже в семье помещика.
(Мк. то, что всего ближе, вода, которая в Иоанновом крещении служила символом очищения от грехов. Сам художник утверждал, что Иуда не мог понять Христа, как материалисты не могут понять идеалистов.
Эти два человека уже встречались 20 лет назад в Италии, но их встреча было мимолетной. Зограф. Разъясняя свое отношение к Христу, Креститель сравнивает себя с «другом жениха» игравшим у евреев главную роль во всем процессе заключения брака. Удачнее всего сложилась судьба картины «Распятие» 1892 г., которая после путешествий по французским музеям попадает в музей Орсэ в Париже. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858).
Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. История с Моисеем была хорошо знакома Никодиму. Символическое понятие «рождение свыше», о котором говорил Иисус, было знакомо Никодиму. Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей.
Иоанн Златоуст). «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. Точно также неправильно относят это выражение (дает) ко Христу, так как здесь идет речь о продолжающемся даровании Духа Божия ( – настоящее время), а о Христе следовало бы сказать, что Ему Бог дал () Духа. Свет исходящий от креста, открывает любовь Божью. В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет.
Неожиданно во время свадебного пира заметили, что запасы вина стали иссякать. Наречие «так» (), которым начинается вторая половина стиха, показывает, что в этой половине речь идет не о том духе (ветре), о котором сказано в первой половине, а о Духе Божием. не признали в Нем Того, Кто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца (Ин. 1:15–18). За этой картиной в 1892 г. последовал «Суд Синедриона. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть) и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей.
Его мрачная фигура исполнена какой-то значительности. Все здание христианских догматов о Воскресении () воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. В 1855 году за работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» (НХМ) был награжден малой золотой медалью, за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856 год, ГРМ) в 1857 году – большой золотой медалью с присвоением звания классного художника 1-й степени и правом на пенсионерскую поездку.
1-12). Он услышал, как рабочий С. И. Фунтиков стал высказывать свои суждения о картине. Стоящее здесь греческое слово может означать и «дух» и «ветер», хотя собственно для обозначения ветра у греков было особое слово –.
Креститель также приготовил людей к принятию Христа, Который теперь собирал вокруг Себя общину верующих или Церковь ибо Церковь была невестой Этого Небесного Жениха (2Кор. 11:2). В это время Ге много читал Святое Писание, с интересом и пользой для своего творчества изучал работу Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса», в этой точке он соприкоснулся с Александром Ивановым. Напуганный царь Саул падает, а его спутники убегают.
Никодим еще ничего не спросил у Христа, но Христос, Который «Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:25), прямо отвечает ему на тот вопрос, какой ему хотел предложить Никодим. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря».
Никодиму хотелось бы снова пережить свою жизнь, так неудачно уже почти прожитую. Картины «Что есть истина. », «Суд Синедриона» и «Распятие» по воле властей снимались с публичных выставок. Его уважали за великодушие и щедрость пожертвований на храм.
Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». Сам Христос называет Никодима «учителем» (стих 10). Ин. 4:1).
В 1841 году поступил в гимназию в Киеве. И все-таки как же нам тогда спастись. Это будет лучше, честнее, чем держать их в шкафу.
Внешне это было нелепо, но внутренне, логически — осмысленно. И голос Божий слышали — подлинно слышали, поверьте этому. В 1850 г. он успешно сдает экзамены для поступления в Императорскую Академию Художеств. Картина выполнена в чуть экспрессивной манере, широкими мазками. Они помнили, как в древности убивали пророков, обличавших грехи вождей Израиля. Но Он все равно произносит их.
Никодим сокрыл истину в своем сердце, в течение трех лет она не принесла видимых плодов. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Как известно, в 1871 г. состоялась первая передвижная выставка, где Ге представил свою картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». В сущности, Его слова означали следующее: ты нуждаешься, не столько в теоретическом знании, сколько в духовном возрождении ты нуждаешься не в удовлетворении своего любопытства, но в обновлении сердца ты должен принять новую жизнь свыше, прежде чем сможешь оценить небесное пока в тебе не произойдет перемена и пока ты не увидишь все в новом свете, беседа со Мной о Моей власти и о Моем служении не послужит тебе во спасение.
Ин. 7:3). И надо человеку родиться от Духа, чтобы быть не только плотяным, но и духовным. Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Мы даже покаяться не можем без помощи Духа Божьего.
Иисус ответил: Ты сказал. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. — Как может взрослый человек вновь родиться. 15:1-5). «Повинен смерти»» (1892 г., Третьяковская галерея), «Голгофа» (возможно, не окончена, 1893 г., Третьяковская галерея), два варианта «Распятия» (1894 г., не сохранились 1892 г., Музей Орсе, Париж эскизы «Голова распятого Христа», «Христос и разбойник» – 1894 г., Киевский музей русского искусства).
Богословский, с. 248). Могут ли раввины с верой принять Его учение о «небесном» ( ). Сейчас местонахождение картины неизвестно. Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. Не зная ещё, что «Распятие» стало «лебединой песнью» художника, говорили, что это именно то, на что он и получил свой талант. С другой стороны, есть люди, поступающие «по правде» или, точнее, делающие истину ( ), т. е. Но посмотри, сколько обвинений предъявлено против Тебя.
те неверующие, о которых шла речь в предыдущем стихе (кроме таких, были и веровавшие во Христа люди), отстранились от этого света им приятно было оставаться в прежней тьме. Вот почему Лесков, писавший вскоре после этого «Зимний день», употребил в своем рассказе слово «бойня». Во-вторых, о Духе нельзя сказать, что он дышит (точнее, «веет»), что можно слышать Его голос.
Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. И то, что хотел сказать Фунтиков, поняли и его товарищи, сочувственно поддержавшие его.
Его поздние работы на евангельские сюжеты — образец зрелого экспрессионизма. Люди никогда не смогут изобрести лекарство от греха. Но разве можно надеяться на то, что в этой новой второй жизни – если бы она была возможна – он был бы свободен от своих природных слабостей и греховных привычек, которые делали для него невозможным достижение идеала. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. Однако другого мнения придерживался, например, Салтыков-Щедрин: «Зритель не может ни на минуту сомневаться, что здесь произошло нечто необыкновенное, что перед глазами его происходит последний акт одной из тех драм, которые издалека подготовляются и зреют и наконец-таки вырываются наружу со всем запасом горечи, укоризн и непреклонной ненависти».
Знаменского. В картинах «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса идущего к ним в дом» (1864 год, ГТГ), «Вестники воскресения» (1867 год, ГТГ) и «В Гефсиманском саду» (1869-1880-е годы, ГТГ) он обратился, по его выражению, к «живой форме», определяющей символическое значение и эмоциональное напряжение произведения. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Но не все были с этим согласны. Уловить его путь так же трудно, как движение ветра. Он приобрел небольшой хутор Ивановский близ станции Плиски на Украине, обосновался там, построил дом по своему вкусу (деревянный, снаружи обложен кирпичом, стены были выкрашены в коричневатый цвет, главным украшением дома были картины), занимался хозяйством, стал искусным печником и читал Евангелие крестьянам. Нужно заметить, что все отцы и учители Церкви на основании этих слов Христа рассматривают медного змия как прообраз Мессии и такое воззрение имеет вполне достаточные основания (Цан слишком суживает значение указания Христа на медного змия, находя здесь «только сравнение», – с. 200).
Да, внешне они ревностно сохраняли праведность, но они пренебрегали святостью сердца. Лишь в 1880 году появилась первая после перерыва картина «Милосердие» («Не Христос ли это. », не сохранилась), напоминающая о евангельских заповедях. Вещь эту можно смело повесить рядом с самыми великими созданиями искусства живописи». О запрещенных картинах говорили их обсуждали в газетах и вывозили за границу. С 1840 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. Все фигуры на полотне крайне напряжены, но главный герой картины – Иуда (авторское название картины – «Отшествие Иуды»).
То же произошло и с картиной «Распятие» после удаления ее с выставки. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. Тогда такие люди «воодушевляются еще большей ревностью для достижения высшего нравственного идеала» (проф. Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. Иуда» (1891 г., Третьяковская галерея), «Суд синедриона.
«Как Моисей вознес змию в пустыне», так был вознесен и Сын Человеческий. В этом же году у него возникает новый замысел картины «Распятие» : все три фигуры должны стоять на земле, руки и ноги двоих пригвождены к кресту, а третий привязан. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата. Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей. Под «землей иудейской» в то время подразумевалась область, ограниченная с севера крайними пределами Самарии, с юга – краем пустыни у Вирсавии, с запада – низинами Филистимской равнины и с востока – линией Иордана и Мертвого моря (проф. Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – художник, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика.
Вероятно, уже в период создания «Тайной вечери» состоялось знакомство Ге с книгой этого автора «Жизнь Иисуса» (имя Ренана упомянуто лишь в поздних письмах художника). Его творчество получило новый стимул для развития. Разбойник зовет его, но тот уже умирает. Судьба остальных полотен, которые вывез с собой Ге-сын, а также писем Толстого Л. Н.
1Кор. 12:11) и Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар (Ин. 7:39). И тогда сила, невидимая для человеческого глаза, творит новое существо по образу Божьему. Его любовь влечет нас к Нему. Фарисейская гордость боролась в нем с искренним желанием узнать истину. для чего Ты Меня оставил. » Рядом с ним на крестах распяты разбойники.
В 1895 г. состоялась посмертная выставка работ художника, но на ней было запрещено показывать картины «Что есть истина. », «Голгофа», «Суд Синедриона». Иисус продолжал: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Но с таким пониманием рассматриваемого места многие ученые не соглашаются. И однажды, когда призыв Духа становится ясно различим, душа радостно подчиняется Иисусу.
И Никодим действительно понял, что Христос здесь требует совсем другого, чем Иоанн Креститель, призывавший к покаянию (). И несомненно и многие из его сотоварищей-фарисеев тоже знали, что Он — Учитель, пришедший от Бога: «Ибо таких чудес никто не может творить, если не будет с ним Бог». На картине – торжество смерти. Все эти обстоятельства создали довольно-таки накаленную атмосферу в его жизни и в 1863 г. он создает свою гениальную картину «Тайная вечеря». В 1892 г. он заново пишет свое «Распятие».
50:12 Иез. стих 25). Тогда Пилат обратился к первосвященникам и толпе: Я не вижу вины за этим мужчиной.
«Распятие» 1894 г. попало в частные руки. Но при сходстве между медным змием и Христом существует и важное различие. 64:6 Пс. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром».
Атмосфера – напряженная, тревожная. Обрести новую жизнь невозможно, не умертвив своего «я» и греховных помыслов. 39:9). Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд.
Но он во многом сумел опередить время – и в творчестве и в нравственных поисках истины. Обращенных из язычества в иудейскую веру часто сравнивали с новорожденными и вот таким образом он должен был бы понять, что слова Иисуса не следует толковать буквально. Отмечают некоторую близость к эстетике экспрессионизма (работы Э. Нольде и К. Шмидта-Ротлуфа) одновременно с «Распятиями» Ге появляется композиция «Крик» Э. Мунка (1893 год), предвосхитившая это художественное направление. Стоял в углу. На картине изображен суд над Христом, который вершит Синедрион.
Многие годы, проведенные заграницей, оставили в характере Ге сильный отпечаток. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Ярые защитники буквы закона, они постоянно нарушали его дух. Здесь слово pneаma, несомненно, значит «ветер». Распорядитель, попробовав воду, ставшую к тому времени вином изумился. Его обнимали, целовали, жали руку, а он растерянно повторял: «Для вас, для вас я это делал».
Говорят, что, взглянув на «Распятие», государь сухо произнёс: «Это – бойня. Художник провез на родину картину тайно, наклеив на нее изображение Моисея. Боже Мой. Во-первых, спасительное действие первого простиралось только на один народ, а спасительное действие Второго будет простираться на человечество вообще: «всякий» может спастись благодаря Христу.
На совете синедриона он не раз разрушал замыслы священников уничтожить Спасителя. Писание говорит о Христе: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. Через месяц он снова переделал картину. Вся последующую жизнь Ге будет кидаться из крайности в крайность, но эти метания станут плодородной почвой для искания своей собственной истины.
Выражение «приходящий свыше» обозначает именно неизреченное рождение Слова от Бога Отца, а не посланничество Христа на служение (свт. Страсть к рисованию вытесняет интерес к наукам. Эту мысль яснее выразил апостол Павел изображая Мессию, Сына Божия, говорящим еще прежде Своего воплощения: вот иду исполнить волю Твою, Боже (Евр. 10:9). Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее.
Но это был не конец. Стали обсуждать, не положить ли конец Его деятельности. Наверное, в этом заключается нравственный смысл картины.
Ге последовал его словам и на время отложил работу, занявшись другими сюжетами. В любом человеке он находил хорошую сторону. Почему.
Их мысли еще находятся там, на Тайной вечере и им не верится, что роковой час уже близок. 3:3). В 1863 году за эту работу в нарушение установленного порядка, по которому прежде присуждалось звание действительного члена, был удостоен звания профессора АХ (в 1890 году от звания отказался по принципиальным соображениям). А такая перемена может произойти только силою Божиею. Подобно Никодиму, мы должны входить в жизнь, чувствуя себя закоренелыми грешниками. За это его презирали и преследовали те, кто прежде с почтением относился к нему. работы Эмиля Нольде и Карла Шмидта-Ротлуфа) одновременно с «Распятиями» Н. Н.
Плакать хочется – от безысходности. 19 раз. Здесь все окутано мягкой светотенью, в сумраке комнаты еле различимы фигуры второго плана. Он называет картину «бойней» и приказывает убрать ее с выставки. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца и это оправдывало жестокость, но убивало идеал» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Вернувшись на родину, Николай Ге представил публике картину «Тайная вечеря», которая сразу же сделала его известным, вызвав противоречивые отклики.
«Совесть. Пилат был смущен. После знакомства с Л. Н. Толстым в 1882 году Ге стал последователем его этико-философского и религиозного учения («толстовство»). Жизнь этих верующих абсолютно изменилась и они, получая во Христе благодать Божию (Ин. 1:16), этим самым свидетельствуют со всей твердостью («прилагают печать свою»), что обещания, которые дал Бог им через Иоанна Крестителя (Ин. 1:29), действительно приходят в исполнение: они стали много лучше, чем были прежде и сами являются «печатью», удостоверяющей истинность Божиих обетований.
В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. В связи с последующим творчеством Ге большое значение приобрели экспрессивно выполненные живописные эскизы «Христос в синагоге» и «Христос перед Анной» (оба – 1868 год, ГТГ). Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. Иуда», где в который раз обращается к личности предателя и его одиночеству.
Он идет по дороге, а впереди него стражники и толпа иудеев уводят арестованного Христа. Такой смысл имеет первый вопрос Никодима. Но это все детали. Нашлись и такие, кто боялся противостоять Иисусу, столь явно движимому Духом Божьим.
Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу. Потом оба стали поносить Христа. В 1850 году он поступил в Академию художеств. А ты берег хорошее вино до сих пор. Отличительной чертой Николая Ге была любовь к людям.
Первое преимущество Лица Господа Иисуса Христа состоит в Его небесном («свыше») происхождении. Во-первых, Дух действует там, где хочет (ср. Несомненно только, что это место находилось к западу от Иордана, так как ученики Крестителя в своем обращении к Иоанну дают понять, что они находятся со своим учителем на западной стороне Иордана (стих 26, где правильнее нужно читать так: «равви, Тот, Который был с тобою по ту сторону Иордана», в русском переводе – «при Иордане»).
Далее, при чтении, принятом в новых изданиях, глагол «дает» остается без дополнения. В 1860 он переселяется во Флоренцию. – Но затем изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть.
Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. пишет одну из последних своих работ – «Голгофа». Но Иисус дальше не отвечал. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. Сначала Господь был в одиночестве, разбойников не было.
Он надеялся, что с пришествием Мессии все изменится к лучшему. Романтично поднята тема – ничтожестве человека перед неизвестным грозными силами. Они явно чувствовали действие благодати Божией. «Вестники Воскресения» (1867). люди честные искренние, чуждые всякого лицемерия (ср.
В Европе так будут писать в 1910-е годы. Они не верят Христу даже теперь, когда Он говорит им о земном ( ), т. е. Также Ге-сын в 1897 г. передал Третьяковской галерее 10 эскизов и 8 полотен художника, но отношение к этим картинам было неоднозначное. В 1891 г. умирает его жена, он тяжело переносит ее смерть. Его задевало, что Христос говорит с ним без почтения, привычного начальникам его ранга. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894. Так как «дела их», т. е.
Рожденное от плоти — только плоть, не дух. Хотя он и писал на религиозные темы, но был далек от проповеди религиозности. По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. Ни один» (Иов. В это время продолжал свою деятельность и Иоанн Креститель, так как он, выступив на служение по повелению Божию (Лк. 3:2), не мог самовольно, без нового повеления Божия, прекратить свою деятельность. 14:4).
риторически-театральная композиция наполнена глубоким драматизмом. Не смотря на то, что картина имела большой успех, Ге Н. Н. Картина «Тайная вечеря» выставлялась в Петербурге в 1863 г. и имела оглушительный успех. И все же апогеем «страстного цикла» Ге Николая Николаевича стали картины «Распятие». Она не была закончена и зритель увидел ее уже после смерти художника. Христос находится в углу картины, спиной к стене.
Н. Н. Тем не менее Мария предупредила слуг, чтобы они сделали все так, как укажет им Иисус.
Все это лишний раз свидетельствует о том, что Христос пришел не увести людей в какие-то неизвестные, открытые лишь избранным аскетам, духовные дали, но наполнить радостью Богообщения обычную человеческую жизнь на земле. Иудеи, которых Иисус изгнал из храма, называли себя детьми Авраама. Написана в Италии. 4:12).
Когда Дух Божий овладевает сердцем, Он преображает жизнь. По крайней мере, еще 70 толковников употребляли слово в том и другом значении (ср. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно () Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление Идеала». Окрыленный успехом он начинает работать над эскизами евангельских сюжетов и выполняет большое полотно «Весть о Воскресении». Но такое чтение отвергается критиками библейского текста (см.
Это видел и Н. Н. Ге. Камнем преткновения стал именно разбойник. Но Иисус ответил: «Еще не пришел час Мой». Очень характерно отношение Николая Ге к своим коллегам. В-третьих, о Духе известно, что Он приходит от Бога и к Богу уходит (Пс. 103:29 Еккл. 12:7). В точности нельзя указать местонахождение Енона. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной.
Говорили они, конечно и о том необычайном успехе, какой имел новый проповедник. 5:31). В 1875 году работал над эскизами для росписи храма Христа Спасителя (сохранились «Несение креста» и «Се Человек», ГТГ), однако они не были приняты к исполнению. Христос и Пилат» (1890 г., Третьяковская галерея), «Совесть.
В Петербурге, перед открытием, выставку посетил Александр III. Чтобы разгадать ее, перенесемся в 1894 год. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Тот, кто надеется достичь небес исполнением закона, пытается сделать невозможное. «Повинен смерти. » – одна из самых непонятных картин Ге из «страстного цикла». Деян. 26:5 Kлимент Александрийский, «Педагог», 56, 5 7, 4 и большинство древних переводов – латинский, коптский, сирийский, а также Иустин, Тертуллиан).
«Что есть истина. » Христос и Пилат (1890). И когда закон Божий запечатлен в уме и сердце, мы можем сказать вместе со Христом: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. Ге появляется композиция «Крик» Эдварда Мунка (1893 г. ), предвосхитившая это художественное направление.
Таким образом можно утверждать, что Никодим прошел в члены синедриона как раввин. 53:1–12). Этого Он не делал в бытность Свою в Иерусалиме. Христос разъясняет здесь, какой «суд» Он имел в виду в предшествующем стихе. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Вскоре после возвращения из пустыни Иисус вместе с учениками был приглашен на свадьбу в город Кана (расположенный приблизительно 12 километрах от Назарета). Психологическое прочтение евангельской истории интерес к исторической интерпретации библейского сюжета, к новому осмыслению традиционных тем выразились в картине «Тайная вечеря» (1863 год, ГРМ уменьшенное повторение – 1866 год, ГТГ), написанной в Италии и выставленной в Санкт-Петербурге.
Первосвященники обвиняли Его во многих преступлениях. с. 291–294).
Из слов Христа Никодим должен был заключить, что Он признает необходимыми для вступления в новое Царство не «научение», а «обновление» всей жизни, такое внутреннее изменение в человеке, которое может сравниться только с естественным рождением. По принятому у нас тексту, в этом стихе нужно еще вставить слово «Бог», которое и является подлежащим, причем «Дух» становится дополнением. Сущность этого суда заключается в том, что «свет», т. е.
Он разработал для себя программу нравственного совершенствования, заключавшуюся в размышлениях этико-религиозного характера, чтении Библии, физическом труде, помощи крестьянам в их быте (постройка домов, лечение больных, материальная поддержка), в аскетическом образе жизни. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. Такого выпада со стороны мало кому известного галилеянина нельзя было терпеть.
Символ – вознесенный змей помог ему понять миссию Спасителя. «Всем своим образным строем «Тайная вечеря» напряженно драматична, – пишет Н. Ю. К тому же интерьер помещения, где происходит действие, создан в соответствии с древними иудейскими обычаями – подобие «триклиниума», беленая комната и минимум мебели. Картина вызвала много нареканий, критики не восприняли замысла художника. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др. ), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». Он был толстовец. Как и ученики Христа (Ин. 1:38–49), Никодим называет Христа учителем и притом говорит, что признает Его вместе с некоторыми другими («мы знаем») именно только как учителя, хотя и посланного Богом.
Он понял, что человек перед лицом ужаса смерти и отчаяния по-другому осознает свою жизнь. В 1890 г. прежде чем вести «Распятие» на передвижную выставку, он спросил мнения Толстого Л. Н., так как всецело ему доверял. Эта перемена может произойти только под влиянием Святого Духа. было присвоено звание профессора (минуя звание академика), а полотно приобрел цесаревич Николай Александрович в 1864 г. во Флоренции.
Сама картина большого размера – два на три метра. «Дух дышит, где хочет и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Там, где мысль понятна, дополнение при этом глаголе иногда выпускается (Мф. 10:6, 13:2 Иак. 1:5). Например, по мнению Бейшлага, здесь нет речи о «реальном» вечном существовании Сына Человеческого и, следовательно, о Его Божественной природе, а говорится только об «идеальном» предсуществовании Его «в мыслях» Бога Отца. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела.
Иоанн все-таки был пророк, удостоенный божественных откровений и говоривший народу как посланник Неба (Ин. 1:29–34). так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос— Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Он начал в Галилее и пришел сюда (Лк, 23:4-5).
Картина «Что есть истина. » не понравилась Павлу Третьякову, вот таким образом он решил не приобретать ее для своей галереи. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Их назначение состояло в том, чтобы обратить помыслы иудеев к Спасителю. Ге решил писать портреты всех членов семьи писателя, а так же его самого.
(Конечно именно Царство Мессии разумел Христос под Царством Божиим, так как основать Царство Божие на земле, по верованию иудеев, должен был Мессия. ) И Христос с особой торжественностью («истинно истинно», т. е. Иерусалим же, как главный город земли обетованной, выделялся из этой области. То и другое необходимо для каждого, кто хочет войти в Царство Божие. С 1848 года он – студент Петербургского университета.
Год спустя перешел на математический факультет Санкт-Петербургского университета, посвящая все свободное время занятиям живописью в залах Эрмитажа. Художественный талант мальчика проявился довольно рано. Но первосвященники настаивали, говоря: Он Своим учением подстрекает людей по всей Иудее. Только спустя годы публика дорастет до понимания сюжета, в дни же, когда Ге вернулся из солнечной Италии в серый Петербург и так нуждался в поддержке, публика осталась равнодушна. Обратим внимание: Иисус не может не знать, что Никодим не готов к постижению Его слов.
И покаяние и прощение исходят от Христа. Тут открылось, что вино появилось в результате чуда Христова. Победоносцев Александру III. В петербургский (1869-1875 годы) период Ге сблизился с передвижниками (один из инициаторов создания и член-учредитель, член правления Товарищества передвижных художественных выставок), увлекся исторической живописью. Уже в гимназии проявлял способности к рисованию, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Ин. 1:6). Хотя ветер невозможно увидеть, результаты его действия видны и ощутимы.
В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Крестителя. Его сын, Николай Иосифович Ге, участник отечественной войны 1812 г. Художник Николай Николаевич Ге – третий сын героя войны 1812 г. После смерти матери в 1841 г. семья Николая Николаевича приезжает в Киев, где в 10 лет он поступает на обучение в Киевскую гимназию, а затем поступает на физико-математический факультет Киевского университета, позже – продолжает обучение в Петербургском университете на аналогичном факультете. — А. М. ) молодежь». Поздние картины Н. Н.
Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. все их поведение, нравственный их характер, не дозволяли им пойти навстречу свету ( – дела нравственно злые, коварные). Никодим очень хотел побеседовать с Иисусом, но боялся открыто пойти к Нему.
Во-вторых, присутствие Духа нельзя не приметить тому, кто возрожден Духом: даже и другие, не совсем глухие и слепые, чувствуют, что в возрожденном присутствует и действует этот Дух (Ин. 7:38). Вот таким образом Духовные Школы, в ответ на неизбежные обвинения и упреки, вынуждены отвечать словами Христа и по сей день: «Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете». Но прогрессивные деятели встретили ее восторженно. Этот упрек, очевидно, подействовал на Никодима, так как он после стал даже защищать Христа в Синедрионе (Ин. 7:50) и принял участие в Его погребении (Ин. 19:38–40). После смерти его картины ждала нелегкая судьба. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств.
В 1864 г. Ге Н. Н. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 год, ГТГ) экспонировалась на 1-й Передвижной выставке. Христос у него изображен на кресте в тот момент, когда кричит: «Боже Мой. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку». И снова Ге отходит от канонов Евангельской живописи.
Когда он говорил как толстовец, это было скучно. – сказал он, – мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Многие друзья и родственники, в том числе и мама Христа Мария, тоже отправились на празднование. В резком боковом свете поднимается тень пророка Самуила, которое было вызвано властным жестом колдуньи.
Очень долго он даже не мог найти строчку в Евангелии, которая могла бы стать мыслью картины. Благословения даются в том случае, если душа верою покоряется Богу. Картина стала прецедентом «новой религиозной живописи», подхваченным в 70-х годах XIX века И. Н. Крамским. В 1887 г. Третьяков Павел Михайлович захотел приобрести картину «Христос в Гефсиманском саду», Николай Николаевич перед продажей собирался покрыть картину лаком, сделать копию и в конечном итоге в 1888 г. родилось полотно «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». Ин. 5:27–29). Предание сообщает, что по воскресении Христа он был крещен апостолами Петром и Иоанном и скончался мученической смертью (память его празднуется 2 августа). «Суд синедриона. Почему-то абсолютно голый.
Он говорил не от своего лица: «Мы знаем», — весь народ знает и понимает. 1:29). В беседе с Никодимом Иисус раскрыл план спасения и Свою миссию в этом мире. Зачем он ночью пришел, почему открыто не исповедал свою веру во Христа. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».
Люди хорошо знали, что сам по себе медный змей не имеет никакой силы. «А рожденное от Духа есть дух». Действию ветра подобно и действие Духа Божия в человеке.
Тишендорф, 8-е изд. ). Увидев картину Брюллова «Гибель Помпеи», Ге твердо решает стать художником. Но чаще он говорил как художник. Уже «Тайная вечеря» заметно отличалась от того, как принято было писать на евангельские темы и вызвала оживленную полемику. Ге становится апостолом нового искусства.
Верой мы принимаем благодать Божью. «Итальянский период» художника длился 13 лет и закончился в 1870 г. Вернувшись в Петербург, он стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Всему стану было объявлено, что всякий, кто посмотрит на медного змея, останется жив. Во-первых, Христос совершал крещение не Сам, а через учеников Своих (Ин. 4:2) и во-вторых, Его крещение было не только внешним знаком покаяния для крестившихся, а особым обрядом, через который люди вступали в число последователей Христа (ср.
«На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду и я должна была изображать мальчика идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Царевич Алексей – тщедушен и робок. Этим Он явил Свою славу и Его ученики поверили в Него». Писатель подчеркнул особый смысл слова, выделив его курсивом. И в Петербурге и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. И слышит человек таким образом ответ Божий на молитву свою.
Он свидетельствовал перед своими учениками и народом о том, что слышал и видел (Ин. 1:34, 3:11). Вот почему он так удивился словам Спасителя. В 1890 г. Николай Николаевич пишет картину «Что есть истина. » (она была представлена на 18-й передвижной выставке и личным приказом Александра III запрещена к показу картину купил Третьяков по настоянию Толстого Л. Н. ), а в 1891 г. – «Совесть. Но это не важно.
Тогда Мария подошла к Христу и сказала: "У них нет больше вина". Исповедующий законническую религию и заботящийся о внешнем благочестии не может чувствовать себя в безопасности. Иосиф Ге был женат на дочери полтавского помещика. Но деятельность Иоанна уже идет к концу, тогда как Христос только еще начинает Свою. 36:26, 27). Стыдно это, глубоко стыдно. Известно, что Степан Яремич, впоследствии признанный искусствовед и художник, позировал, подвязанный веревками к импровизированному кресту, для последней и трагической картины его учителя – Распятие, которая стала своеобразным реквиемом мастеру.
Где гарантия того, что такая новая жизнь, жизнь «сначала» действительно могла бы пойти по-новому. В 1912 г. он принял французское гражданство. Иисус сказал ему в ответ: — Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога. Многие израильтяне считали, что жертвоприношения могли освободить их от греха.
Нужно заметить, что говоря о том, что искренно любящий истину человек не боится, чтобы «дела его явны были», Христос этим самым делает некоторый упрек Никодиму, который считал себя человеком, дорожащим истиной (ср. Ис. «Распятие» Ге переписывал десять лет. Богословский). Между тем, нам неизвестно и то, где находился Салим. Так же мало знают возрожденные и о своем последнем состоянии, к которому их ведет Дух (1Ин. 3:2). «Плотские помышления суть вражда против Бога ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».
Смеем ли мы его осуждать за это, мы, у которых так много страха, уже не иудейского. В Петербурге открывается выставка художников-передвижников. Точнее его обращение ко Христу можно передать так: «мы знаем, что ты пришел от Бога как учитель». Кто эти люди, родившиеся водою и Духом. Ин. 1:47).
Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура. Лишь некоторое время спустя он узнал, кто автор этих произведений. «Я побежал туда, – рассказывал Николай Николаевич, – убийца был в избе. И сам спор учеников Иоанна о сравнительном достоинстве крещения Христа и Иоанна становится понятным только при том предположении, что Христос и Иоанн пребывали в то время в одной области, т. е. «Кто родится чистым от нечистого. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К. П.
И. Е. Иуда» (1891). Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. Но это был символ Христа. Произведение написано поверх картины «Милосердие». Весть о необыкновенном портрете быстро распространилась и в квартиру художника началось настоящее паломничество.