Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире— вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. В декабре 564 года в Константинополе случился новый пожар, который снова уничтожил значительную часть городских построек, в том числе, сгорели два монастыря рядом с храмом св.
Это резко контрастирует с тем, что до турецкого завоевания Константинополя (в 1453 г. ) патриархи привыкли к тому, чтобы их резиденция и главный храм находились в самом центре города, по соседству с дворцом византийских императоров. Полный перечень древнейших константинопольских храмов пишется в книге Григоровича-Барского «Путеш. В 532-537 по приказу императора Юстиниана I в Константинополе возведён новый большой кафедральный Святой Софии храм, в котором кафедра константинопольских патриархов находилась до завоевания Константинополя турками в 1453. Свое второе имя – Айя-София – храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София – Святая Мудрость, Ая-Ирена – Святое Благодушие, Ая Динамис – Святая Сила. Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев.
Резиденция и главный храм Константинопольского патриархата располагались в Соборе Св. Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм – значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) – матерью всех православных христианских храмов в мире. Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году.
Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Юстиниане I, А. ц. была заменена на новую (освящена 28 июня 550). Кроме Благовещания на царских вратах изображаются св.
Entretiens avec le Patriarche cumnique Bartholomе I Р., 1996 К X. To П. А, 1979 Г К. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Так в Византии образовались две партии: сторонников и противников соединения с Римом. В Греции под непосредственной юрисдикцией КПЦ находятся полуавтономная Критская архиепископия (9 епархий), 5 митрополий Додеканеса (остров Родос и другие острова), полуостров Айон-Орос со всеми его монастырями (смотри Афон) и остров Патмос. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках.
к базиличным формам. Так из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в святителя Дионисия. Софии, терм Зевсксиппа (с музеем), Октагона, квартала Лавса, портика Месы. Оба патриарха жили в период зарождения и бурного развития Реформации в Западной Европе и были вынуждены отвечать на ее вызовы.
Басилевсы отстаивали божественность своей власти, но законы запрещали престолонаследие и сыновей ещё при жизни делали соправителями, хотя и перевороты случались нередко. (Говорят, что султан Мехмед, поднявшись после завоевания Константинополя на купол Собора Святой Софии и осматривая разрушенные пристройки храма изрек «Ничто в этом мире не вечно. ».
По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Потолок иногда (напр., в патриархии) расписан в византийском вкусе разного рода фигурами арабеси. Алтарь был ориентирован на восток, откуда было предсказано второе пришествие Мессии. Учениками святого Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский (память 1 апреля) и Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля).
Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли».
Любимов. Напротив входа располагался алтарь в полукруглой нише-апсиде. В 4 веке определил многие каноны бытия епископ из Гиппона (Карфаген) Августин Аврелий Блаженный. На кафедру православных Константинопольских Патриархов был посажен латинский патриарх.
В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора».
И таким образом воплощается идея вселенской литургии. Византийский историк Прокопий Кессарийский так описывал Софийский собор: «Этот храм представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – абсолютно невероятным. СПб., 2003.
«Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь – во имя Святой Софии. М. 1871 г., стр. Славу она обрела после событий 626 г., когда икона Богородицы спасла город от наступавших на него славян, потопив их суда. Кроме того из семи Вселенских Соборов Церкви три собирались в Константинополе. 389) известный в церковной традиции как Богослов. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам.
В 860-х годах активизировалась её миссионерская деятельность среди славян.
Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). В 726 император Лев III Исавр открыл эпоху иконоборчества. Великой катастрофы Константинопольский Патриархат потерял почти всю свою прежнюю паству.
В расположенном на территории Константинопольской Вселенской патриархии соборе Св. Георгия (современный вид здания датируется началом XVIII в. ), куда особенно во время Пасхи и Рождества на службу, которую проводит сам Вселенский Патриарх, стремятся попасть далеко не только греческие прихожане, хранится одна из величайших реликвий христианского мира – гвоздь, пробивший почти две тысячи лет назад плоть Сына Божия (считается, что два других находятся в Иерусалиме и Риме). Объединившиеся партии напали и разгромили резиденции крупных государственных чиновников. Такую базиличную форму имеют ныне почти все храмы Константинополя3, начиная с «Великой Церкви» или патриаршей и кончая самой последней в отдаленнейших и беднейших константинопольских закоулках Феноря или Фанаря.
Собственно говоря, Ироон служил как бы соединяющим звеном между северной и южной церквами. Юстиниан предпринял наступление на восставших. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Дары. императрица Феодора, святые Юстиниан II, Константин III.
Долгое время Грузинская православная церковь, восстановившая свою автокефалию и статус патриархата в 1917 и признанная Русской православной церковью в этом статусе в 1943, числилась в справочниках греческих церквей как «автономная в составе Константинопольского патриархата». Строительство проходило в 1118-1136 гг., по указанию императора Иоанна II (1118-1143) и его царственной супруги Ирины. Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс.
Горизонтальное движение, характерное для продольной пространственной композиции первых христианских храмов, уступает здесь место направлению вертикальному. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. С того времени подавляющее большинство паствы КПЦ находится за пределами Турции.
Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. СПб., 2003 он же. Иоанн (ум. Начиная с 4 по 7 века велись активные споры между богословами (нередко с участием императоров) о духовной жизни человека, о необходимости христиан заниматься самоанализом своих поступков применительно к вероучению. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями.
Эти соборы имеют вероучительное значение для всего православного мира, как и ответ восточных православных патриархов так называемым неприсягающим англиканам (1716-25), диалог с которыми завязался при посредничестве русского царя Петра I. В 19 веке ширилась освободительная борьба народов Османской империи. Прекратил своё существование и Константинополь. Пред каждой из икон стоят подсвечники с большими свечами.
5. «Православных церквей в Константинополе не много, пишет известный святогорец, а если и есть, то вроде домовых без куполов и без звона» Сочин. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше— громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Айя-София. По A. Van Millingen. Несмотря на критическое снижение числа православных верующих в Турции до примерно 2-3 тысяч человек вследствие геноцида греков и последующих преследований, число членов церкви достаточно велико, так как юрисдикция Константинопольской православной церкви в настоящее время простирается за границы турецкого государства и охватывает весьма значительные церковные области: Афон и другие монастыри Халкидики, Крит, многие другие епархии Греции, православную диаспору— вначале с 20х годов XX века— православных Турции, бежавших от геноцида в другие страны, а также Финляндскую Автономную Церковь, епархии в Западной Европе, Америке, Азии, Австралии и Новой Зеландии (всего 234 зарубежные епархии). Это правило предоставило Константинополю «равные преимущества» с Римом: ставя Константинопольскую кафедру второй после Римской, правило закрепило её первенство на христианском Востоке.
В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий.
До Второго Вселенского Собора город находился в юрисдикции митрополита Ираклийского (Ираклия во Фракии, древний Перинф, современный Marmara Ereli). В 379-381 епископом Константинополя был святой Григорий Богослов, один из «вселенских учителей» православной Церкви. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма. 5, 1, 6) сопоставил архитектурную композицию А. ц. с ц. св. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София.
Р., 1969 idem. Тогда же была введена многоступенчатая процедура патриарших выборов— в соответствии с положениями «Общих уставов» ( ), принятых в 1860 году. Однако, к концу периода в рядах греческой элиты Османской империи назрел раскол в понимании Великой идеи, – часть стояла за модель над-национальной православной империи другие ратовали за создание греческого национального государства. Ирине – по будням.
Император Ираклий (610 – 641) уже долгое время отсутствовал в Константинополе, проводя боевые действия на границе с Ираном. СПб., 1862 Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русскою Церковью.
Являясь на протяжении тысячи лет важнейшей святыней христианского мира, а потом, в течение последующих пятисот лет, – мусульманского, этот храм превратился в настоящую историческую энциклопедию, в свидетельство многовековых духовных исканий человечества. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Борясь против протестантизма и католицизма, КПЦ созывала соборы (1638, 1642, 1672, 1691, 1722, 1727, 1836, 1838), в которых нередко участвовали первоиерархи других поместных церквей.
В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны идеже Бог кого благословит», для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Однако, это не остановило эскорт. Около 865 произошло крещение Болгарии (смотри Болгарская православная церковь). В том же, 1872, в Константинополе состоялся собор с участием других восточных патриархов, осудивший как ересь церковный национализм (смотри Филетизм религиозный), приводящий к разделению единой Церкви по племенному принципу болгары были объявлены схизматиками.
К 626 году ситуация была наиболее сложной для Византии. Константиновский храм св. фанариотами. Со стороны Богоматери Элеусе родственники могли навещать пребывающих там монахов. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса.
Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Задвижки эти представляют четырёхугольную раму, покрытую бархатом или чёрным сукном с вышитыми на нем золотом изображениями благословляющего Спасителя в чаше (это в большинстве храмов и на занавесе для будничных дней), а для праздников изображения тайной вечери.
Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. Таким образом, храм св. Бескомпромиссным противником унии остался участник собора митрополит Марк Эфесский.
В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Аминь. Однако авары были отбиты, а славяне были уничтожены византийскими кораблями. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Поначалу храмом служили залы в домах – там устраивали подобие Сионской горницы.
Приверженный никейской вере, Александр отказался подчиниться. о святой горе Афон. Изучение характерных признаков для «не живой формы» материи привело к открытиям Всемирных законов сохранения массы и энергии. P. 85).
Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Чешских земель и Словакии православная церковь, получившая в 1951 автокефалию от Русской церкви, но греческими церквами считавшаяся «автономной в составе Константинопольского патриархата», захотела получить признание со стороны Константинополя в 1998 её автокефалия была признана КПЦ. 3-е правило этого собора установило первенство чести епископа Константинополя в восточной части империи, «так как град оный есть новый Рим».
С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Турецкое завоевание привело к угасанию византийской культуры, древнегреческий язык – основа византийского образования, становился всё менее понятным. владеть Римской областью. После целого ряда пожаров она окончательно погибла в XV веке и долгое время на этом месте оставались лишь руины.
В византийской эстетике ключевым понятием является свет. C 25 марта 1862 года до 1923 года (ликвидация монархии и признание республики) весьма значительную роль в управлении делами Патриархии (а также в выборах Патриарха) играл Смешанный совет (греч. Кроме того, Прокопий (De aed. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм.
От античности были унаследованы два типа построек – центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям). Этот храм, который теперь носит звание мечеть Зайрек, является вторым по величине (после Святой Софии) священным памятником византийского зодчества в Константинополе. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его «пост и милостыни и бдение и молитвы и слезы и вся благая ина». На стенах же храма развертывается евангельская история. Список кандидатов на патриарший престол утверждается правительством Турции. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве.
18 сентября 2009 года председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) имел беседу с папой Римским Бенедиктом XVI, в ходе которой, среди прочего, подчеркнул, что существуют две различные экклезиологические модели, одна из которых (католическая) предполагает наличие единого административного центра для всей Вселенской церкви, другая же не предполагает наличия такого центра и что в сообществе поместных Православных церквей патриарх Константинопольский обладает первенством чести, но его юрисдикция не распространяется за пределы Константинопольского патриархата. императоров в А. ц. был похоронен Константин VIII ( 1028). Море успокоилось, помощь подоспела и город был спасен.
Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. Политическое значение его в Турции также сошло на нет, так-как Кемаль паша устраивал новую Турцию на подчеркнуто секулярных и национальных началах. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).
«La vrit vous rendra libre». Вселенские соборы VI, VII и VIII в. СПб., 1897. Наиболее видным деятелем этого периода был Константинопольский патриарх св.
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. В 1995, когда неканоническая Украинская автокефальная православная церковь начала разворачивать свою деятельность в Украине, в юрисдикцию КПЦ вошли приходы этой группировки в диаспоре. Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Ключевой фигурой в этом новом направлении деятельности Патриархата стал Мелетий (Метаксакис), один из виднейших деятелей греческой церковной элиты начала века и Константинопольский патриарх в 1921-1923 годах. Ведущее место в этих процессах занимала Константинопольская Церковь.
В центре города выделялся ансамбль дворцов императора, позднее объединенных воедино как Большой Дворец. Так называемое горнее место украшается множеством небольших икон, расставленных по стенами. Между 338 и 342 Константинопольскую кафедру занимал Евсевий, один из видных представителей ереси арианства, в 342-360 (с перерывом) – Македоний, давший своё имя одному из ответвлений арианства (смотри Македониане). Он должен быть просторен и по возможности богато украшен внутри. Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание».
Все подчиненные византийского государства, согласно этой концепции, – лишь исполнители Божьей воли. Иерусалимские первые христиане посещали ветхозаветный храм, но для причастия (евхаристии) собирались отдельно от иудеев, по домам. В Константинополе был учреждён латинский патриархат. Но Господь хранил Своего избранника – стрела задела лишь епископскую мантию.
Пришедший вскоре к власти император Василий I Македонянин низложил Фотия и в 869 созвал в Константинополе собор (в Римско-католической церкви считается VIII Вселенским), на котором папские легаты добились не только осуждения Фотия и его сторонников, но и определённого контроля Рима над КПЦ. P. 85). Сгорела и базилика св. Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». XI в., в т. ч. сам св. Знаковым стало принятие конгрессом т. н. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
Поэт отмечает, что на архитраве в медальонах были изображены Христос, архангелы, Святая Мария, апостолы и пророки, причем Христос в композиции занимал центральное положение. Откровение Христово было сформулировано Отцами Церкви и закреплено церковными Соборами. Вехами этого расширения Патриархата стали организация Американской архиепископии учреждение Фиатирского экзархата для Западной и Центральной Европы (5 апреля 1922) поставление Савватия (Врабеца) архиепископом Пражским и всея Чехословакии (4 марта 1923) принятие Финской епархии на началах автономии (9 июня 1923) принятие Эстонской Церкви таким же образом (23 августа 1923) основание Венгерской и Центрально-Европейской митрополии (15 апреля 1924) объявление автокефалии под надзором Вселенского Патриархата для Польской Церкви (13 ноября 1924) учреждение Австралийской кафедры в Синдее (1924) принятие русской архиепископии Западной Европы (17 февраля 1931) принятие Латвийской Церкви (март 1936) рукоположение епископа Феодора-Богдана (Шпилко) для украинцев в Северной Америке (28 февраля 1937) включение Индии в ведение Австралийского архиепископа (1938).
Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. фунтов (около 130 т. ) золота. Ирины (Vita S. Stephani Junioris, Migne, PG. Впервые эту точку зрения выдвинул Константинопольский патриарх Игнатий, заявивший на соборе 861 года: «Я занимаю кафедру апостола Иоанна и апостола Андрея Первозванного».
Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Святая София Константинопольская стала отправной точкой для дальнейшего развития церковного зодчества и явилась прообразом многих впоследствии созданных храмов. Стахия первым епископом города Византия.
Храм св. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем». Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи. Положение Константинопольского патриархата в Турции ухудшилось после Кипрского кризиса 1974 (смотри в статье Кипр), в частности была закрыта богословская школа (академия) на острове Халки.
Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Новым центром православного Константинопольского патриархата стал город Никея, столица Никейской империи, одного из трёх православных государств, возникших на развалинах Византии.
В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. К сожалению, судьба была безжалостна к храму. Не минула эта участь и Византию. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Сергия и Вакха.
Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называние учение о Filioque). Так же, как Армянская церковь впервые ввела понятие о праве Константинополя ставить епископов среди иноплеменников за пределами своей епархии, Григорий Великий впервые детально расшифровал понятие «вселенский патриарх Константинополя» как «патриарх всей Вселенной»— сами византийцы до него так никогда не думали. Особый статус имеют «новые территории» на севере Греции, вошедшие в её состав в 1913. Все эти процессы также во многом были связаны с Константинопольской Церковью.
В аналогичной ситуации находится ныне только Антиохийский Патриархат, в то время как остальные поместные Церкви основную часть своей паствы имеют на своей канонической территории. Кирилл Лукарис был низложен и убит, как и другие 6 патриархов времени турецкого владычества.
С 381 года решением этого собора — автокефальная Архиепископия. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Запад же в обмен на такую помощь требовал подчинения восточных Церквей Риму. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
языке), т. 2, Афины, 1852-1859. Победивший в этой борьбе Павел был уже даже рукоположен в храме св. Купол соединяется с несущими конструкциями храма посредством сферических треугольников– парусов, знаменовавших собой удивительную архитектурную находку византийских зодчих, которая во многом определила дальнейшее развитие церковного строительства.
C. 16. Первенствующая на Востоке империи роль Константинопольской кафедры была подтверждена и расширена 28-м правилом Четвертого (Халкидонского) Вселенского Собора. В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога.
И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение. На территории Турции имеет 5 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ. Возглавляемая архиепископом, эта структура имеет 3 епархии в США (76 приходов) и приходы в Австралии и Новой Зеландии. Из известных деятелей этого периода следует отметить патриархов Иеремию II ( 1595) и Кирилла I (Лукаря) ( 1638).
До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни. Учреждён 17 февраля 1931 года Патриархом Фотием II Грамотою митрополиту Евлогию (Георгиевскому), на основании которой русские православные церкви в Европе во главе с управляющим ими митрополитом Евлогием были приняты в юрисдикцию Константинопольского Патриарха с преобразованием во временный экзархат существует параллельно греческой Митрополии Франции в юрисдикции Константинопольского Патриархата и объединяет православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы, главным образом во Франции. Константин Липс (липс – это также название юго-западного ветра – прим.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. IV Вселенский собор в Халкидоне (451), сформулировавший православное христологическое учение, позаботился и об усилении роли Константинопольской кафедры, утвердив в своём 28-м правиле юрисдикцию столичного епископа над большими диоцезами Понта, Асии и Фракии, а также его право поставлять епископов на сопредельных этим диоцезам «варварских» территориях. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. В гинекон ведет лестница или из порфикса или притвора или со двора непосредственно. Лишь в 1945 году при посредничестве Русской церкви между Болгарской и Константинопольской церквами было восстановлено церковное общение, КПЦ даровала Болгарской церкви каноническую автокефалию.
Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II.
Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По праву он был главной церковью обители Пантократора. человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София. История греко-восточной церкви под властью турок.
В конце июня авары начали штурмовать город (известно, что среди их союзников были и славяне). Часть ее находится на ее канонической территории. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии.
Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Возведение храма пришлось на XII столетие, – время владычества династии Комнинов. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. Также в алтаре располагались раки с мощами святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Назианзина). Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. В юрисдикцию КПЦ входят также некоторые негреческие церковные группировки.
1144), хотя Феодор Лектор называет храм Гомонии (Homonoia), Theodore Lector, ed. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. В алтарь ведут три двери. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. 1-2 Clment О. Dialogues avec le patriarche Athnagoras.
Посвящение храма «Святому Миру» ознаменовало собой победу Константина в борьбе за единоличную власть и установление мира во всей Империи после восемнадцатилетней войны. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. P. 622).
С 451 года, когда впервые во Вселенской церкви Халкидонским собором был введён сан патриарха, Константинопольская церковь стала патриархатом. Этот выдающийся римский император, будучи мистически одаренным человеком, всячески покровительствовал христианству, сделав его государственной религией. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров.
С 1931, когда под окормление Константинопольского патриархата перешёл митрополит Евлогий (Георгиевский), управлявший русскими приходами в Западной Европе, существует Западноевропейский экзархат русских православных приходов. Григорий (ум. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Софии он служит по праздничным и воскресным дням, в св.
По этому случаю в торжественной службе, проходившей в храме св. Порядка, в размещении икон в главном ярусе иконостаса нет. Иконостас имеет тоже длительную историю в своем становлении. Вместо занавеси большею частью устрояются задвижки5 во всю высоту иконостаса. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами.
С 381 года она получила статус автокефальной архиепископии, с 451 года – Патриархата. По A. Van Millingen. Христианский храм – пример внутренней (внутренне-внешней) архитектуры. Фотий был одним из наиболее ученых людей своего времени. К впаянному в медную колонну кусочку желтоватого металла, освященному кровью Иисуса, спешат приложить нательный крест паломники из многих стран мира, посещающие храм», – пишет журнал «AVRASYA ISBIRLIGI PERSPEKTIF» – «Перспектива». Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть.
Духа на апостолов, Успение Богородицы. Обороной Константинополя руководили патриарх Сергий (610 – 638) и патрикий Бонус. P. 186). При этом православные христиане на всех континентах, которые не попадают под юрисдикцию автокефальных (самостоятельных) или автономных (полунезависимых) от Патриархата Церквей, подпадают под прямую юрисдикцию Вселенского Патриархата».
Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором. Средние или царские двери4 состоят из двух небольших половинок, с вырезкою по пояс священника наверху, так что через это, когда бывает открыта катапетасма, действия священника в алтаре видимы всеми молящимися. Исследования Георга доказали, что катастрофа вызвала серьезные повреждения храма, он дал несколько трещин.
Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови и остался отпечаток. Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Изображения евангелистов здесь мы не видели. Согласно этому документу, патриарх заверял, что подаренная икона является непосредственно той самой святыней, которая защищала Константинополь ещё во времена императора Ираклия (610 – 641) и патриарха Сергия (610 – 638). Однако это уже не отвлеченные условные образы.
Созванное в 1923 в Константинополе патриархом Мелетием IV (1921-23) Всеправославное совещание рассматривало, в частности, вопрос о календарной реформе. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. По линии отделяющей абсид от средины храма стоит иконостас.
Это Соборы второй (381), пятый (553) и шестой (680/681). Все эти действия были произведены односторонне и во многих случаях представляли попытку отторжения частей в первую очередь Русской, а также Сербской Церквей. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. 2-е изд. Постоянно встречалось изображение рыбы, название которой по-гречески будет «ихтиос», а в сокращении это фраза «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (Иисус Христос Теу Иос Сотир).
Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. В 1589 Константинопольский патриархат признал Русскую православную церковь в ранге автокефального патриархата «России и всех северных стран». Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Крест нередко изображался монограммой. Вернувшись на Русь, святитель ездил в Псков и Новгород для борьбы с ересью стригольников.
Эта композиция, занимавшая центральное и самое почетное место в храме и воплощавшая идею заступничества, представляла собой не что иное, как Деисус. Кн. Северные и южные врата однодверные и более узкие, предназначены для помощников-дьяконов. В 863 византийские миссионеры Константин и Мефодий (смотри Кирилл и Мефодий) были посланы в моравскую миссию и положили начало славянской письменности.
Одно из самых крупных сохранившихся сооружений византийской зодчества до сих пор поражает воображение грандиозностью замысла и блистательностью его исполнения. 2-е изд. Ситуация была настолько критической, что Юстиниан был готов оставить Константинополь.
Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Андреем Первозванным, который около 60 года рукоположил своего ученика св. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 г. г., 1996 Рансимен С. Восточная схизма.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. De cer.
(часть персидских войск находилась в Халкедоне, недалеко от византийской столицы). Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. Храм Мира соорудил император Веспасиан после победы в Иудейской Войне (70 г. н. э. ).
Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. статью Греко-болгарская схизма). Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Фотий (ум. Создание параллельной церковной структуры в Эстонии, где подавляющее большинство православных остаётся в юрисдикции самоуправляемой Эстонской православной церкви Московского патриархата, существенно осложнило отношения между Русской и Константинопольской церквами.
407), прозванный за свое красноречие Златоустом. СПб., 2003 он же. Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора.
Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. над всей землей вне пределов формально закрепленных за одной из поместных Православных Церквей. В среднем нефе к потолку привешены несколько паникадил из коих среднее обыкновенно больше и богаче остальных. Премудрость или София (от греч.
По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. 1359). 7. 5. 7. ). Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии.
Великая Церковь в пленении. На его место назначен известный своей образованностью Евсевий Никомедийский, арианин. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. Композиция храма совмещает в себе элементы трехнефной базилики и центрического купольного объема. В месте, где у нас обыкновенно стоит храмовая икона, мы не видели ничего подобного.
Прим. Впервые храм упоминается Сократом Схоластиком в связи со следующим событием.
Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Авторство ее приписывают евангелисту Луке.
перв. там же), которые несколько отличаются от афонских. Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света».
СПб., 2004. Падение Константинополя, взятого турками в 1453, означало конец унии на всех территориях, покорённых Османской империей.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. 1:30). При этом большинство этих территорий – т. н. Константинополь стал настаивать на своем исключительном праве переподчинять епархии другим поместным Церквам, а также даровать автономию и автокефалию, почему впоследствии слал свои томосы даже Церквям которые не находились в его ведении (подобно Грузинской).
Мозаики Святой Софии после иконоборческого периода представляют собой ярчайшие образцы классического византийского стиля, относящиеся к монументальному искусству разных эпох, включающих эпохи Македонской династии, династии Комнинов и династии Палеологов. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». По форме своей (см. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV в. М., 1892.
Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом и в церковных делах возвеличен будет подобно тому и будет вторый по нем. Григорий Палама (ум. Её главой завоеватели назначили патриарха Константинопольского. Активную межправославную и межхристианскую деятельность развил патриарх Афинагор I. При нём проходили Всеправославные совещания (1961, 1963, 1964, 1968) имевшие целью подготовку к Великому Всеправославному собору.
После 360 г. наконец достроенная церковь св. В Азии созданы миссионерские Корейская митрополия, митрополия Гонконга (Сянган) и митрополия Сингапура. СПб., 2004. съезда в М. 1867 г. изд. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Главную роль в нём сыграли две наиболее влиятельных цирковых партии столицы: венеты (голубые) и прасины (зелёные).
Старейшие известные списки епархий Константинопольской Церкви, вероятно, относящиеся к VII веку, содержат абсолютно другое употребление термина автокефалия, чем то, к которому мы привыкли. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. 1282). В настоящее время отреставрированный храм закрыт для посещений.
В 1833 провозглашена автокефалия Элладской православной церкви, признанная КПЦ в 1850. VI в. ), Константина VII Багрянородного (сер. Они и раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. В архитектуре Святой Софии, в отличие от раннехристианских базилик, заложена принципиально новая концепция. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Сведения о географии черпали из «Христианской топографии» Кузьмы Индикоплава из истории – из «Хронографии» Иоанна Малалы (6 век).
КПЦ помогала этим церквам, некоторые из них (прежде всего Александрийская) были на грани исчезновения. Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».
Над иконостасом вверху водружается распятие с предстоящими женами и иногда без них. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Вторично он посетил Константинополь в 1383 году для обсуждения с патриархом вопроса об управлении русской митрополией. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.
Софии становится кафедральной, однако статус св. Особую сложность представляло купольное завершение. Ирины до св.
Когда от лица императора Зинона в 482 был издан составленный патриархом Константинопольским Акакием указ об объединении («Энотикон»), Запад прекратил общение с Востоком («Акакианская схизма» 484-519), хотя сам Акакий был халкидонитом, а «Энотикон» не требовал отречения от халкидонского вероопределения. 2 Pasch. Константинопольская Церковь получила свой особый статус главным образом в силу политических причин. В 1374 году святой Дионисий был удостоен епископского сана. К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья.
Церковь была построена по повелению императора Юстиниана (527-565), который пообещал возвести храм после печально известного восстания Ника (532 г. ), в ходе которого императорские войска жестоко расправились над восставшими жителями столицы. 1:14). (Некоторые православные богословы – и древние и современные – называют этот собор Вселенским. ) Около 988 произошло Крещение Руси и Русь на более чем четыре с половиной столетия стала митрополией в составе Константинопольского патриархата (смотри Русская православная церковь). russes, p. 119.
1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе. Ирины сгорел во время восстания «Ника», когда с 13 по 16 января 532 года в Константинополе бушевал сильнейший пожар. Им чудом удалось из него выбраться и остаться невредимыми. Римскому папе решение V Вселенского собора было навязано силой.
«И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский. СПб., 2006 Dal das N. А. Le Patriarche cumnique de Constantinople et le statut canonique de la «diaspora» orthodoxe de langue grecque – le cas de la France. De aed.
Согласно 3-му правилу Второго Вселенского Собора, созванного в 381 году императором Феодосием I (379—395), архиепископ Константинополя имеет второе место по чести в епископате после Римского епископа: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, так как город оный есть новый Рим». Ирина в течение 11 лет снова заняла главенствующее место среди городских храмов. VI до нач. Этот день был последним и для самой столицы Византии.
СПб., 1903. По A. Van Millingen. В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон. ». Она была доставлена в Россию торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям – Дмитрием Костинари. 10. Это отвечало ситуации, сложившейся после распространения на Востоке антихалкидонизма и арабского завоевания, в результате чего Александрийский, Антиохийский (смотри Антиохийская православная церковь) и Иерусалимский (смотри Иерусалимская православная церковь) патриархаты значительно уменьшились, а с Римской церковью не было таких тесных отношений, как раньше.
Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Более того, начиная с патриарха Мелетия (Метаксакиса) Константинопольский патриархат заявляет о канонической принадлежности ему всей православной диаспоры, то есть православных людей, проживающих за пределами канонических территорий поместных православных церквей, ссылаясь на 9-е и 17-е, 28-е правила Халкидонского собора. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. Однако, до тех пор, пока св. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению». Последние три года существования Византийской империи (1450-53) Константинопольская кафедра была вакантной – никто не хотел выступать в роли верховного ревнителя унии. Преобладание КПЦ на Востоке стало в этот период неоспоримым. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Михаил VIII до своей смерти (в 1282) оставался верен унии, хотя под конец жизни Рим отлучил его от Церкви за неусердное её насаждение.
Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. Это вынудило императора Михаила VIII Палеолога заключить в 1274 унию церковную с Римом, послав своих светских и духовных представителей на Вселенский собор католической Церкви в Лион (смотри Лионские соборы 1245, 1274).
Т. е. престол состоит из доски, положенной горизонтально на подставку. СПб., 1878 Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Х и XI в. М., 1878.
Это соответствовало тогдашней доктрине КПЦ, гласившей, что полноценные патриархата – только те пять (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский), которые упоминаются в древних соборных правилах, а такие церкви, как Болгарская, несмотря на уступленный им патриарший титул, не могут быть полностью самостоятельны. Папа Римский не признал святителя Фотия законным патриархом Константинопольским. Chron. II.
В результате этой т. н. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. Речь идет о «покрове Пресвятой Богородицы».
В 1204 4-й крестовый поход (смотри Крестовые походы) окончился захватом Константинополя и значительной части территории Византии. Господин Делавекурос напомнил одновременно об обязательствах, принятых Турцией перед ЕС, относительно Вселенского патриархата», передавало официальное греческое иновещание «Голос Греции», программа «Филия». По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Архиепископия Америки (США) включает 9 епархий на Американском континенте имеются также Торонтская (Канада), Мексиканская и Буэнос-Айресская (Южная Америка) митрополии.
до н. э. Кроме того, в Константинополе собирался так называемый пято-шестой или Трулльский Собор (691), сыгравший немалую роль в формировании канонической традиции Православной Церкви. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь».
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Храм известен по описаниям прежде всего Прокопия Кесарийского (сер.
Но великое искусство нельзя убить. Железное било () имеет вид дуги с оконечностями виде треугольников и иногда – вид обыкновенной доски, а деревянное било () – вид доски с закруглениями по краям (изображения этих бил там же).
Только в 1990 КПЦ при патриархе Димитрии I (1972-91) признала её патриарший статус. Ирины и затем в церковной процессии от св.
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Султан Мехмет II въехал в Святую Софию на коне и вначале намеревался разрушить главный христианский храм. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Ирина у Моря известная так же как Новая (pros thalassan, Nea (Nicetas Choniates, Synax., Jan. 10-23). 1-2 Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI в. СПб., 1884.
«Соломон, я превзошёл тебя. »— такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. на освободительную борьбу. Ирина в Седьмом Регионе (Notitia), св. Юстиниана I, где были погребены почти все визант.
В 536-550 гг., при имп. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. Храмы на Востоке ставились уже в 3 веке н. э. Зависимость православных церквей от папы Римского туркам была не нужна. Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа).
Эти изменения касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. автора) – византийский сановник X века. Практически весь данный период прошел под знаком противостояния этих двух партий. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма.
При нём Константинополь освободился от арианского духовенства, в городе был созван II Вселенский собор (381) (смотри Вселенские соборы). Официальными изданиями КПЦ являются: ежегодник « О П» ежеквартальник «О» ежемесячник «» издаётся на греческом и французском языках Православным центром Вселенского патриархата в Шамбези под Женевой. I. C.
И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. Известен Алтарь Мира (Ara Pacis Augustae), возведенный после долгих войн императором Августом между 13 и 9 гг.
Но он, вслед за своим предшественником Пелагием II, в письмах к самому Константинопольскому патриарху Иоанну Постнику, к императору Маврикию и императрице Константине оспаривал титул «вселенский патриарх», который до Григория Великого показывал только определённую власть над частью Ойкумены, то есть «обитаемой цивилизованной земли». В 691-692 в Константинополе состоялся собор, который рассматривается как продолжение предыдущего и называется Трулльским (Шестым или Пято-шестым, Вселенским собором). Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Иоанну Златоусту.
Именно она была посвящена Вседержителю. Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина.
Этому, однако, противостоял простой народ.
Крест-накрест через весь город были проложены магистрали, город разделен на кварталы, возведены Золотые ворота, построен ипподром с античными статуями и рельефами (Квадрига работы Лисиппа, Обелиск из Египта, Змеиная колонна из Дельф). Katerini, 1999 Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями). В высших кругах Патриархата зрела т. н.
Ирины, простояв примерно два столетия. X в. ), Константина Родосского (сер. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон.
История. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».
Смерть Ария явилась таковым. Эпохальным стало непродолжительное служение на Константинопольской кафедре другого «вселенского учителя» – святого Иоанна Златоуста (398-404). Юстиниан I, св. императоры с сер. С этого момента и на долгие годы Церковная власть и храм св.
Апсида напоминала о пещере в Вифлееме, где родился Иисус. Если и прежде, в особенности после 1054, КПЦ имела определяющее влияние на другие православные церкви, то теперь это влияние усилилось ещё более по причине административной власти патриарха Константинопольского над всеми православными Османской империи, а также по причине естественного влияния патриарха при султанском дворе. Аскет 4-5 веков из Антиохии Иоанн Златоуст был избран архиепископом Константинополя. Строгая симметричная композиция, четко выверенные интервалы между фигурами, фронтальность и плоскостность, отличающие эту мозаику, еще более подчеркивают символичность изображенной сцены.
Центральный неф площадью 68, 6х32, 6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света. Valensius (1748), p. 533). Практически весь город горел. Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа.
Прибегая для выживания Церкви к помощи протестантских держав – Англии и Голландии, он издал на Западе «Восточное исповедание христианской веры» в протестантском духе. времени. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь.
В эти же годы разгорелся острый конфликт между Константинополем и Римом. Параллельно вновь-независимые народы организовывались в поместные Церкви и отъединялись от Константинопольского Патриархата.
не мог быть их религиозным главой. По мере отпадения от Оттоманской империи территорий в Европе в XIX— начале XX века сообразно (де-факто в некоторых случаях до предоставления политической независимости данному народу) сокращались пределы юрисдикции Патриархата. После реставрации их снова замазали известью.
Ирина в Сике (peran en Sukais) или в Галате (Theophanes), св. После решающей победы турок над болгарами Константинопольский патриархат в 1393 включил Болгарскую церковь в свой состав. Погребен святитель в «киевской печере великого Антония». Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Завоевание было облегчено для арабов противостоянием защищавшего халкидонское вероучение Константинополя и противившегося «императорской вере» населения окраин империи. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов.
Митрополит Василий Кесарийский в 4 веке собирал у себя кружок богословов и сочинял проповеди о сотворении мира и его бытии («Шестоднев»). Компромисс был найден в том, что Константинопольский патриарх был определен главой народа (миллет баши) православных (именуемых ромеями, рум) и получил также немалую долю политической власти над ним. В 1937 при патриархе Вениамине КПЦ даровала автокефалию Албанской церкви. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода.
Восстания длилось в течение восьми дней. В отличие от Моравии, которая, попав под духовное и культурное влияние Константинополя, оставалась в юрисдикции Римской церкви, христианизированная Болгария стала епархией Константинопольского патриархата.
Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. c. 3. 2 Itin. В 1382 году святитель получил от патриарха титул архиепископа. P. 84).
X в. ) и Николая Месарита (ок. Она работает вместе с НАТО на отрыв Украины от России». К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-Софья. II. По A. Van Millingen. 169-170. ) Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трёх епархий, но вообще. Эффектный разворот ее фигуры и перспективно уходящий в глубину трон создают ощущение присутствия Богоматери в реальном пространстве храма.
Эти колонны служили основанием для икон. Отвечая перед османскими властями за весь православный народ, патриарх Григорий V в 1821 году принял мученичество за восставших греков. В 1990 в Константинопольскую юрисдикцию вошла группировка канадских украинцев, возглавляемая архиепископом и имеющая 3 епархии и 66 приходов (в том числе несколько приписных сельских церквей). Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй) и перепоясывался лором.
Константинопольская церковь сыграла ведущую роль в христологических спорах 5-7 века (смотри Несторианство, Монофизитство, Монофелитство), осложнившихся церковно-политическим столкновением Константинопольской и Александрийской кафедр. Христианское вероучение определило своеобразие византийского искусства, объединяясь с античной традицией архитектуры (общественные здания и жилые дома, акведуки и форумы). Так, одним из наиболее известных Отцов Церкви этого периода был Константинопольский епископ св. В 360 году оно было закончено, храм назвали Мегало Еклесия – Большая церковь. Ирине для рукоположения, но рядом с храмом встретил яростное сопротивление многотысячной толпы народа. Колонны из мрамора и большею частью разных цветов, с дорическими иногда византийскими капителями.
891), которого в Греции называют Великим. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах. На амвон этот ведет небольшим зигзагом лестница в несколько ступеней. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой.
В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Имя патриарха Мелетия (Метаксакиса) также граничит с т. н. В нише главного абсида, за престолом стоит кафедра для епископа. Ирины не мог быть надолго оставлен в запустении, так как его роль была слишком велика. Софии, участвовали и патриарх и императорская семья (Const. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах». Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля».
Русская церковь не признала этих деяний, как и последующего принятия под окормление Константинополя Церкви в Латвии и дарования Константинопольским патриархатом автокефалии Православной церкви в Польше (1924). Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Ирины, но был низложен самим императором Констанцием II и сослан в Фессалонику.
В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Ведь именно здесь можно прикоснуться к шедеврам лучших средневековых зодчих и оценить во всей красе величие православия Византии.
В северной части алтаря ставится стол-професис (предложение), на котором стоял хлеб и вино, претворяемые во время службы в Св. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. (Более примирительная версия событий акцентирует внимание на том, что были убитые были казнены толпой, возмущенной убийствами турок в Греции во время начавшегося восстания – Прим.
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. П. СПб., 2004 он же. В результате в КПЦ был принят новоюлианский календарь. Восстание носило стихийный характер. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.
Это учреждение история которого насчитывает семнадцать веков, в течение которого он сохранял свою епархию в Константинополе (ныне Стамбул). То одна, то другая партия брала верх. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Для будничных дней задвижка на наружной стороне имеет изображение Благовещения Богоматери архангелом Гавриилом, а на внутренней – Тайной вечери.
Высокий иконостас с 5 рядами икон появился не раньше 15 века. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. М., 1998 он же. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). М. 1883 г., стр. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
П К., 1990 В. Музыкальные вечера, проводившиеся там еще в начале 2000-х гг., также прекращены. «Новые территории» имеют 36 митрополий, включая 2-й по величине город Греции – Салоники. В Румынии, где были большие владения греческих церковных институтов (Афонских монастырей, Святогробского братства и др. ), прошли обширные конфискации, греческие клирики изгонялись.
С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Согласно Стефану Младшему, этот Собор проходил в храме св.
Сын Михаила император Андроник II Палеолог, вступив на престол, немедленно отменил унию. В нем делается три двери, как и при входе в храм. C. 16. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
III. И хотя храм считался христианским, подобные сооружения существовали и в языческом мире.
Храм св. До них такого опыта ни у кого не было. Porphyr. Уже в 1-2 веках стали появляться иконографические изображения Христа и Богоматери. на Марсовом Поле. Они для торжественных выходов.
Так, на Римском Форуме был построен легендарный Храм Януса, двери которого закрывались во время мира и открывались во время войны (Plutarch, Parallel Lives, Life of Numa Pompiliyus). 100, col. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.
СПб., 2004 он же. архиол. Только ценой больших жертв полководцам императора удалось подавить мятеж. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко.
По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». ок. Письма к друз. В них четко прослеживается связь с античными традициями.
Храм св. И император в данном случае не является исключением. К началу 21 века экзархат во главе с архиепископом имел 44 прихода и 3 монастыря во Франции, небольшое число приходов в Германии, Бельгии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии и Швеции в 2006 в его состав включено викариатство Великобритании и Ирландии, насчитывающее 20 приходов. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. В город были стянуты верные императору войска, часть заговорщиков подкупили золотом.
Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть – четыре минарета и полумесяц над куполом. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. рисунок в Труд. Византийская теократия.
Император Константин I Великий понимал это как никто другой. Согласно преданию, в 1 веке святой апостол Андрей Первозванный стал основателем Церкви в городе Византий. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». Недалеко от Нижнего Новгорода святой Дионисий выкопал пещеру и подвизался в полном безмолвии.
Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке. святог. Иоанн Златоуст и Григорий Богослов (наир, в патриаршей церкви) и некоторые другие святые.
И когда силы защитников были уже на исходе, на небе появилась Дева Мария, набросившая на бушующие волны свой плат – «покров». Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». По другой – в 950-е гг.
Несмотря на то, что эти две группировки были враждебными по отношению друг к другу, в эти январские дни они забыли разногласия и объединились в едином порыве, недовольные политикой императора Юстиниана (527 – 565). Во время приготовления Даров читаются молитвы о рождении и муках Христа, вот таким образом этот стол символизирует собой и вифлеемские ясли, в которые Иисус был положен после рождения и Голгофу, на которой он принял страдание и был распят на кресте. Церковь освящена в честь дочери византийского императора Михаила Палеолога (XIII в. ), выданной замуж за монгольского хана Хулагу испытывавшего большой интерес к христианскому вероучению.
В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения. Кн. Возвышение столичной кафедры вызвало противодействие епископа Александрийского Феофила, который, желая сохранить прежнее первенство своей кафедры на Востоке (смотри Александрийская православная церковь), добился низложения Златоуста.
К сожалению, наука не располагает точными данными о его биографии и жизнедеятельности. Грандиозная базилика имевшая в плане длину 82 метра и ширину – 73 метра, сама по себе не являлась архитектурным новшеством. Особого внимания заслуживает икона, висящая справа от алтаря. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда император Константин Великий основал на месте древнего Византия новую столицу Римской империи – Константинополь (ныне Стамбул).
), была заложена в городе на берегах пролива Босфор еще при Константине Великом в 324–327 годах. На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Гинекон поддерживается последними к выходу стоящими колоннами. Другим не менее известным Константинопольским епископом был св. Софию в руины. Самой большой такой общиной в султанате была православная, называвшаяся «Рум миллет», то есть «римская нация». Среди националистически настроенных членов РПЦ распространена негативная оценка политической роли Константинопольского патриархата в отношении РПЦ и России характерно высказывание старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, заместителя председателя Императорского православного палестинского общества Николая Лисового в начале июля 2008 года: «Константинопольская церковь, начиная с 1917 года, всё время пытается работать против России и Русской православной церкви. Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом.
Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира. За городом находились монастыри с церквями, в самом городе было немало храмов и мавзолеи. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога.
Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Западная стена была отведена теме Страшного Суда над грешниками ибо запад – страна смерти (у язычников она тоже мыслилась как обитель смерти из-за захода солнца). P. 87).
Качественный ремонт турбокомпрессоров не дорого. В 1219 автокефальной стала Сербская православная церковь (что, однако, не привело к умалению КПЦ, поскольку сербские земли прежде подчинялись Охридской архиепископии), в 1235 Константинопольский патриархат согласился на создание Тырновского патриархата в Болгарии. Наиболее видным из них был король франков Карл (ум.
Этот собор закрепил уже сложившуюся благодаря Иоанну Златоусту ситуацию и установил границы нового Патриархата: отныне Константинопольскому епископу выделялись области Понта, Азии и Фракии и епископы «варварских» народов, расселённых в этих областях. Я превзошел тебя, Соломон. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом. Алтарь А. ц. находился над мощами святых апостолов Тимофея, Луки и Андрея.
Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Вселенские соборы IV и V в. СПб., 1896. К сожалению, побывать внутри храма имеющего столь знаменательную историю, нам не удалось. Св.
Об угнетении греческим духовенством негреческой паствы нередко заявляли болгарские лидеры. КПЦ простирала свою юрисдикцию далеко за пределы стремительно умалявшейся Византии.
В память об усмирении бунта, едва не приведшего к свержению Юстиниана (483—565) император решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви свв. Последним из визант. Стремясь к созданию независимой Церкви, болгары на основании султанского фирмана провозгласили в 1872 создание в составе Константинопольского патриархата автономного Болгарского экзархата с центром в Константинополе. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.
Nicephorus, in Breviario). Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Византии) удавалось в 550 гг. (при Юстиниане) восстанавливать на несколько десятилетий контроль над всей Италией, а в 717 гг. На захваченных землях православных заставляли признать власть папы Римского.
Живопись константинопольских храмов двоякая: греческая и русская. (В 1054 году Папские посланники в Константинополе отлучили от церкви Патриарха Константинопольского Михаила Керулария (Michael I Kiroularios), а Патриарх отлучил их. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Таким образом, храм св. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Ирины.
В том же 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя и по делу еретиков-стригольников. Румынская православная церковь получила автокефалию в 1885. После смерти императрицы Ирины в 1143 г. её венценосный супруг построил рядом с храмом северную церковь, посвящённую Богоматери Элеусе (Умиление – греч. ). Запад относился к этому подозрительно и поверхностно. Эта южная церковь сегодня также используется в качестве мечети.
Порядок избрания патриарха в целом соответствует правилам, принятым в 1860 году. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. М О.
Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. При этом распор его, как это хорошо видно на плане собора, гасится за счет малых полукуполов, которые полукругом обрамляют большие полусферы, а также за счет сводов боковых нефов. Иоанна в Эфесе, также VI в., к-рая сохранилась до наст. Конь испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы.
Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, так как, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания ещё не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви. Отсюда то нет ничего удивительного, что современный турист, путешествуя в грязных и необычайно узких переулках столицы падишаха, весьма часто и не подозревает что он находится близ православного храма, который только и можно распознать с галереи какого-нибудь пятиэтажного или шестиэтажного дома по форме покрышки здания и пожалуй едва светлеющемуся железному позолоченному крестику на гребне кровли близ алтарного абсида. Причты некоторых храмов (напр., св. Пока длилось восстановление собора, св. От неё отделилась небольшая митрополия Новой Зеландии и Океании.
Но рядом с двумя атлантами, на плечах которых покоился «ньютоновский свод» классического мира науки, – Массой и Энергией, обнаружен третий гигант, – Информация. В покорённых странах турки создали теократическую систему, в которой иноверные религиозные общины могли иметь определённую автономию. Здесь, в отличие от первого храма, несли службу не черное (давшее обет безбрачия – ред. ), а белое духовенство. На престоле в обычное время находится Евангелие дарохранительница и несколько подсвечников. В патриаршем храме кафедра украшена наверху орлом и поддерживаемым ангелами.
В 1965 КПЦ и Римско-католическая церковь отменили взаимные анафемы 1054.