Ошибочно полагать, что готические храмы были темными и создавали гнетущую атмосферу. Начало строительства началось вконце XIIстолетия, асегодня сотни тысяч туристов приезжают посмотреть навеликолепие готического храма. Эволюция интерьера готического храма. Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами.
Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Готическая церковь прежде всего строится для народных масс и поэтому здесь уже нет никаких промежуточных звеньев между улицей и святилищем нартекс отсутствует, открыт прямой доступ в церковь, внутренность храма сводится к открытому со всех сторон залу с центральным алтарем. Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви. Вxiii веке оформился главный фасад храма ивыстроена готическая башня.
Планы готических храмов. Готические культовые здания отличаются большим разнообразием, обусловленным назначением постройки – кафедральный собор, приходская церковь, монастырский храм. Главные сооружения ихрам монастыря были выстроены вроманском стиле, ностечением времени кним стали пристраивать элементы вготическом стиле.
многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Каждый год его посещают 14 миллионов человек. Французский ученый Даниэль Ро говорит: «Многие самые существенные черты готического стиля появились благодаря святому Бернару».
С середины 13 в. соборы франц. Роза – это и символ «розы ветров», то есть мира сущего и символ времени, которое движется по кругу и создает бесконечное цикл, рисует мир вечный. По Сюжеру (французский эквивалент произношения "Сугерий") храм – это корабль, символизирующий Вселенную. части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом изображениями фантастических животных («химерами») характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Южное окно-роза посвящено Страшному суду. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор.
1181-1226) в 1228 году – в год его канонизации освящение церкви состоялось в 1253 году. Оно славится не только своей историей, но и своими всемирно известными посетителями. В молодые годы, находясь ещё в состоянии подмастерья, он путешествовал по городам Франции, где видел собственными глазами создание величественных соборов в городах Бове, Амьен ит. д. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу.
Его северная башня 142-метровой высоты досих пор кружит головы путешественникам. Его прославил на весь мир своим произведением «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго еще в первой половине позапрошлого века. В Европе – это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Главный, западный фасад изобиловал скульптурой изображающей пророков, святых, королей. Фасад сооружения достигал 135м в длину и имел башню 70 метров высотой.
Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360--1548 зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343--1502)и нередко украшались фресками. Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. Характерен для поздней («пламенеющей») Г. и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434--70). Готическая роза- символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени.
Пришлось окроплять их святой водой. Готический храм объединял в себе скульптуру, живопись историю, литературу и, по словам Гюго, даже «поэзию». Поселение в Испании. Почти все исследователи соглашаются, что готический стиль вышел из ордена цистерцианцев в крайнем случае, цистерцианцев признают распространителями готики. Стены и крыши украшают изящно выполненные скульптуры мифических существ. Стал бы орден это делать, если бы не возложенная на него миссия.
Мир готики таинственен, запутан и неоднозначен. Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль. Слово «готический» происходит от названия племени готов.
Архитектура Средневековья, расцвет которой приходится на эпоху Готики (XII–XV вв. ), смогла выразить всю эпоху, а именно – вместить в себя не только религиозные догмы, но и связанные с ней быт и культуру. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа « Ивейн или Рыцарь льва». Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Но это скорее исторический анекдот. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Вита в Праге, 1344--1420) и Италии (Милан, 1386--1856), где складывались также самостоятельные национальные варианты Г. Крестоносцы донесли принципы французской Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии.
В Средние века (начиная примерно с V до XIII вв. ) Церковь была огромным и влиятельным институтом, ей была подчинена жизнь всех сословий, границ между светским или религиозным миром практически не было. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Эти знания они получили от цистерцианских монахов. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Примерный срок окончания строительства— 2026год. в Италии не отличалась стилевым единством.
Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).
Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь— шире. С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля.
Никогда ранее цвет и свет не играли такой символической роли. Скажем, в октябре под знаком Весов крестьяне готовят вино, выжимая в чане виноград. Разработанная французами в XII веке стрельчатая арка, становится неотъемлемой частью конструкции в целом, «визитной карточкой» готики. А по народному поверью, горгулий необходимо было рассматривать.
С их помощью стало понятным, каким образом строители XII–XIII столетий могли доступными в то время средствами и орудиями труда создать изумительные «воздушные» соборы и обеспечить их безупречную прочность. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п. Величественный готический собор Нотр-Дам де Пари представлять не нужно.
Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора— мозаиками, тёсаными деталями, рельефами.
Но «немецкий план» сочетается с ломбардским фасадом, который изобилует множеством мраморных деталей и украшений.
Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382--1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 -- около 1476). европейских странах -- в Германии (Кёльн, 1248--1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254--1517), Испании (Бургос, 1221--1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, 1245--1745), Швеции (Упсала, начат около 1260), Чехии (хор и трансепт собора св. Эсхатологические настроения (ожидание второго пришествия Христа и страшного суда) в этот период не столь актуальны, но всё же присутствуют. Фаворский свет). Образуется крест – символ страданий Христа во искупление грехов. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.
Секретарь французского исторического комитета Эжен Дидрон-старший в продолжение 37 лет (с 1844 по 1881) публиковал «Археологические анналы» с архивными текстами именами забытых средневековых мастеров, чертежами построек той эпохи, а также легендами о возведении средневековых зданий. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Но через все образцы и каноны все равно давала себя чувствовать творческая индивидуальность мастеров. Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137--44). В соборе произведения живописи представлены на створках алтарей и в миниатюрных рукописях.
Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Этой формой стал готический стиль.
В Латвии переход к Г. падает на 13--14 вв. (церковь св. С 14 в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы.
Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор). В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325--1607, ширина нефа 24 м). сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 -- конец 15 в. Ульм, 1377-- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м) на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275--1334 Мариенкирхе в Любеке, около 1270--1350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326--40). Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде).
И в заключение делается предположение, что цель создателей Нотр-Дама «состояла не в том, чтобы научить всех людей, а лишь в том, чтобы передать некоторые идеи немногим через пространство времени». Ведущая роль в этот период принадлежит архитектуре. Подобная полихромия архитектурных элементов была традиционна для Тосканы. Архитектура 12-13 вв.
Появление, распространение, даже формирование готического стиля таит в себе загадки. Интересны отзывы французских классиков XVII века.
Готика — стиль, ставший визитной карточкой Средневековья. типа строились в др. На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII —начало XIV в. ).
В идеологии и культуре времени Г. сохранялись феодально-церковные основы Г. развивалась, как и Романский стиль, в областях, где господствовала католическая церковь и под её эгидой. Эти темы требуют отдельного разговора. Принято различать в английской готике три стиля.
В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма. «Сколько зодчих. Возрождение). Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей.
Бытовала остроумная теория, «объясняющая» возникновение знаменитых стрельчатых арок. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Зато собор сможет. Сегодня главным архитектором собора является Жорди Фаули. Основные черты строения аббатства Сен — Дени повторил возведенный в XII в. знаменитый собор Нотр-Дам в Париже или собор Парижской Богоматери. Влияния английской, французской, а также немецкой кирпичной Г. переплетались в готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готической части -- 1180--1320), Дании (собор св.
Очень много красивых готических соборов на территорииСоединённого Королевства. Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Высота собора —157, 25 метра. Ведущим типом в эпоху Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в Г. преимущественно витражами).
(Домская церковь в Риге, 1211 -- около 1300 замок в Цесисе, 13--16 вв. ). Отсюда символико-аллегорический способ мышления в Г. и черты условности в её художественном языке.
Сколько плотников. В 12 в. аббат Сугерий, служивший в первом готическом соборе Аббатство Сен-Дени вИль-де-Франс, написал трактат "Об освящении церкви Сен-Дени", где описал символичность всех элементов архитектуры готического собора. А потом – при возведении Ланского собора. 3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей. цв.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей (См. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика». Английские готические соборы по сравнению с французскими не столь высоки, зато очень протяжённы, они как бы «распластываются» по поверхности земли. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны.
С начала 19 в., когда для искусства 10--12 вв.
Алхимия изображена в виде женщины, чья голова касается облаков. На рубеже XI и XII вв. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Романский свод — это покрытие, которое давит на стены. В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции— Санта Репарата. Ланцетовидный стиль получил название благодаря узким, очень вытянутым окнам со стрельчатыми завершениями декоративный или украшенный отличается чрезвычайно сложной нервюрной сеткой (декоративные нервюры сотовых, звёздчатых, веерных сводов).
В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке. Этот прием позволил также ослабить распор сводов и обойтись без внешних контрфорсов. Вытянута лишь алтарная часть. Франция стала родиной готики.
Но при этом возникла нехватка свободных плоскостей стен для размещения росписей. Еще в XII в. (1137—1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы). Технологию готической архитектуры изложил Чезаре Чезарино в комментариях 1521г. Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля.
На сей счет имеется еще несколько примечательных фактов. В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа. Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. Храм долгое время нерешались начать достраивать: вопервых, чтобы не«вторгаться» взамыслы Мастера, вовторых иззаскудного финансирования— стройка велась лишь начастные пожертвования.
Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в Г. Каталонии и юга страны. Употреблялись специальные альбомы образцов (как «прориси» у древнерусских иконописцев или миниатюристов), определенный набор архитектурных и скульптурных деталей. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Тем не менее национальное готическое наследие, глубоко укоренившееся в народной жизни многих европейских стран, оказывало сильное влияние на искусство Возрождения и барокко, особенно в Северной Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации (см. В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры, усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие с догматической основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной системы миросозерцания.
Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Обычно от площади расходились радиальные улицы узкие фасады 2--5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329--77 капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446--1515). Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. Фулканелли видел немало алхимических символов в отделке собора Нотр-Дам. Др. На пересечении нервюр парят фигуры святых.
Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Им настолько предоставляли преимущество, что они пережили настоящий расцвет в сооружениях часовен, балдахинов, потолков над захоронениями.
Готика —период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Разработанная французами в XII веке стрельчатая арка, становится неотъемлемой частью конструкции в целом, «визитной карточкой» готики. На самом деле, нынешний темный цвет – это просто слои грязи и пыли, осевшие со временем. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Новаторство же заключалось в оформлении архитектурного пространства.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Архитектура была основным видом искусства. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Вот таким образом и появилась необходимость создавать огромные пространства и небывалые по высоте и обширности интерьеры (ради этого и была придумана новая опорная конструкция).
Они насыщены сведениями по математике и астрономии встречаются необычные идеи из биологии (или «эволюции»). собор в Ульме, 1377 —XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой искренностью и человечностью чувства.
Готика — редкое исключение. На порталах святые ведут неслышную беседу. Величественный купол таки создадут, но в эпоху Возрождения. Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии.
был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки Г., в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Стороны света в отдельности также несут определенное значение. Но зодчество Флоренции и 39наиболее активно перерабатывает готику, подчиняя ее собственному пониманию тектонического смысла и красоты архитектуры, – «берет ее алфавит, чтобы высказать итальянские мысли» (Геймюллер). Амьенский и Реймский соборы подтверждают этот возврат к освященному традицией типу.
Дебаты вокруг гротесков возникали неоднократно. В искусстве готики «тело» — только символ «мирочувствования в пространстве», носитель «невещественной протяженности» идеи бесконечности. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Готическое искусство целиком граничит с городом. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. Исключением стал Кёльнский собор, что напоминает французские модели.
Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. В отличие от преобладавшей на тот момент романики, архитектурного стиля, в котором даже очень большие залы были загромождены тяжёлыми несущими колоннами, готические строения (и в первую очередь, соборы) поражали и до сих пор поражают высотой сводов и свободным пространством внутри. В Германии расцвет Г. наступил в середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге, после 1249).
Своеобразна Г. Италии, где в 13--14 вв. С Г. связан расцвет английской книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами.
Оно подменяло живое творчество богословской учетностью. к «Десяти книгам об архитектуре» римлянина Витрувия, где также дал подробное описание такого готического сооружения, как Миланский собор. Здание возводили почти семь столетий, сдлительными перерывами. — Тюдоровская готика. Готический стиль берет свое начало во Франции, где в XII веке он сменил романский.
Для Англии готика была и есть любимым вместе с классицизмом архитектурным стилем. Именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр-Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма». Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378--1492 и Торуни, 13--14 вв. ). На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь. Был завершен в 1880 году. Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые.
Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Иногда их делали даже больше, чем было нужно.
Лоджия деи Милити в Кремоне (1292), – сохранили облик мощно укрепленных замков-резиденций, причем элементы фортификационной архитектуры подчеркивались здесь в сугубо декоративных целях. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Готический собор — всегда некая модель мира.
Всемирно известный Реймсский собор туристы посещают по двум основным причинам. Поздняя немецкая Г. (конец 14 -- начало 16 вв. ) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499--1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471--1485) со сложными сводами расцвели алтарные скульптура и живопись. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемокфильмов про Гарри Поттера. Кроме того, перенос веса на точки, в отличие от системы несущих стен, позволял делать огромные окна, открыв дорогу знаменитым витражам. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур их обращением друг к другу и к зрителю. Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. -- в Реймсе (1211--1311) и Амьене (1220--88), а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243--48) с великолепными витражами.
Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Черты своеобразия имела уже архитектура романской эпохи Италии и так называемый инкрустационный стиль. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь, развернувшая программу строительства костёлов для своей паствы (состоявшей преимущественно из польской диаспоры, широко представленной в крупных городах на просторах империи). Ложная готика). Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич.
Француз Виолле ле Дюк реализовал немало масштабных проектов реконструкции полуразрушенных памятников Средневековья, «додумав» недостающие элементы и приукрасив многие из них. Его колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевная сеть. Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли). Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная). Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.
В Испании городские соборы (Леон, 1205--88 Севилья, 1402--1506) велики по размерам имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна интерьер разделён надвое заалтарным образом (Ретабло) со скульптурой и живописью. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во французской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др. ) Бургундии, в чешской скульптуре (Петр Парлерж) и живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей). Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Нового Завета, на северном — Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Только в Галерее королей представлено более пятисот фигур. Готическое искусство оставалось по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен. По плану Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии. Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к.
Кстати изобретение самого термина «готический» приписывается Рафаэлю. Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности Г., сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351--1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334--52 замок Пьерфон, 1390--1420), строятся особняки («отели») богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443--1451). Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши.
Реймский собор, основанный в 1212 г., Амьенский собор (рис. Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром.
Но сразу бросались в глаза разительные отличия. Специалисты в массе своей пошли по самому очевидному пути, высказав предположение, что переход от романского стиля к готическому произошел посредством обычной эволюции, отсюда термин «переходная готика», появившийся, кстати, довольно поздно (сначала говорили о примитивной готике, что гораздо точнее). В Венгрии Г. распространилась в конце 13--15 вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове) в 15--16 вв.
Никто не знал, как они были сделаны: то ли это литье, то ли они были выкованы. Взаимоотношения вестготов и римлян. Наиболее «готическим» сооружением Италии стал Миланский собор, который сохранял и готичность и парадоксальность.
В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14--15 вв. ), портрет («Иоанн Добрый», около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц («Малый часослов герцога Беррийского», около 1380--85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Понятное построение и «зальность» присуща и интерьеру Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунка нервюр. Ее в три ряда окружают медальоны с пророками, праотцами и патриархами Израиля, образы которых указывают на связь вeтxoгo и Новoгo 3авета. пегvиге – жила) – выступающие ребра свода, скрепленные на пересечении замковым камнем (цветком или фигyрой святого по пояс). Стрельчатая арка изобретенная арабами, давала возможность перекрывать любой пролет, перенося нагрузку на нepвюры и через них на мощные опорные столбы – кoнтpфарсы как внутри храма, так и снаружи.
Окнарозы восхищают своими красками. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Это выразилось в изображениях сцен страшного суда в храмовых фронтонах.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). 3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия.
Что удивительно, так это баланс на грани чуда, который линии внутреннего сжатия соблюдают. Типичнаяготическая архитектураи готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романскогостиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Эпидемия «черной смерти», наоборот, привнесла хаос и в религиозную и в социальную жизнь. Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне.
Один из них — Севильский кафедральный собор. В Польше развитие Г. началось в 13--14 вв. Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. Вот таким образом в эпоху готики расцветает витраж как основной тип убранства церковных зданий.
Следовательно, был спонсор. Все это не означает перехода. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под «каменным кружевом» ибо скульптура стала покрывать весь храм.
Елизаветы в Марбурге (начата в 1235 году) и Магдебургский собор (начат в 1209). Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы.
Сгорела деревянная крыша собора во Франкфурте— и критики замолчали. После гибели архитектора подколесами трамвая вмастерской Гауди осталось множество чертежей идокументов, нопочти все онибыли уничтожены вовремя Гражданской войны. По мнению Успенского, химеры и другие фигуры собора Парижской Богоматери передают психологические идеи их строителей, «главным образом идею сложного характера души». Главный фасад НотрДамдеПари имеет три портала.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Она появилась на свет во Франции и, кстати именно благодаря свету: из представления о том, что Бог есть свет (так кратко можно сформулировать основной постулат учения, ставшего теоретическим обоснованием готического искусства). Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Его проект создал архитектор Герард фон Риле, (или Мастер Герхард). Особенности готической архитектуры. Наиболее известные примеры английской готики – это: собор в Уэльсе (перевёрнутая арка на средокрестье), капелла королевского колледжа в Кембридже (самые известные и изысканные веерные своды).
Религиозные зодчие из братства «Соратники Долга и Свободы», построившие несколько готических храмов поразительной чистоты линий, не скрывали, у кого позаимствовали свой «штрих» — нечто вроде описательной геометрии, без которой невозможно создать готическую конструкцию. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. Одновременно ведется поиск соответствующей конструкции, позволяющей максимально реализовать задачу инициации этого «духовного трепета» у прихожан. Немало скульптуры было и на других фасада соборов. По формам декора различаются стили: ранний («ланцетовидный» собор в Солсбери, 1220--1266), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» Г. собор в Эксетере, между 1275--1375) и «перпендикулярный», не имеющий аналогий в др. Позже он охватил всю Западную Европу, пока Ренессанс, спустя четыре века, не потеснил его.
Легендами окутаны малейшие завитки в орнаментах его декора. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. Необычайно высок (в соборе в Бове 47, 5 м) и просторен (в соборе в Амьене 118 м Ч 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория (См. Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Высокие статуи в алтаре с S-образным «готическим» изломом дополняют живописные алтарные образы. Убеждение правоты Цвирнера пришло неожиданно. 285, А), заложенный в 1215 г., задуманы по новому плану начиная с этого времени, лишь очень немногие церкви сооружаются по плану с пятью нефами на всем протяжении (Трир, Кёльн, Милан). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
По плану Марко ди Кампионе – собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Когда же отделка ворот была закончена, а замки врезаны, ворота невозможно было открыть. Башня средокрестья самая высокая в Англии, 135 м и завершается шатровым покрытием.
К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель. Стена и сдавливала её, создавая противодействующую силу по горизонтали. Имея соответствующую квалификацию, принимал участие в строительстве и набирался опыта. Что же поспособствовало появлению готики как стиля и готических соборов в целом.
Нечего и искать подобного решения в проектах и готических сооружениях Франции, «родины» готики. Этот стиль получил развитие в странах, где была сильна католическая церковь, которая поддерживала религиозную идеологию готики. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Немало скульптуры было и на других фасада соборов. Решив, что ему никогда с этим не справиться, он попытался призвать на помощь дьявола.
Построение собора растянулось с 1386года до 1906— го. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латинской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция.
— восклицает Луи Шарпантье. — И всем надо было платить. Первый колокол был установлен на одной избашен в1410 году. В богатых итальянских городах велось интенсивное строительство гражданских зданий -- ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297--1310) и дворцов (Дворец дожей, в основном 14--16 вв. и Ка дОро, 1422--40, в Венеции), где были оригинально переработаны черты готического стиля. Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи.
Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283—1364гг. ), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей. Ошибочно полагать, что готические храмы были темными и создавали гнетущую атмосферу. Но наиболее полно он проявил свое величие в церковной архитектуре. Готика (от итал.
Концепция готического храма отталкивалась от учения, приписываемого в то время основателю древнего, центрального для Франции монастыря Сен-Дени, святому Дионисию (ныне Псевдо-Дионисию, V–VI вв. ), первому святому Франции. Готический свод представляет собой пучок напряжения всех камней, покрытие больше не давит на стены, а «устремляется» вверх. Витражи ceвepнoгo окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. Перепуганные духовные пастыри могли предложить лишь молитвы и покаяния за грехи (флагеллантство).
Но при этом возникла нехватка свободных плоскостей стен для размещения росписей. Она сидит на троне и держит в левой руке скипетр — символ монарха, а правой поддерживает книги: закрытую (эзотеризм) и открытую (экзотеризм). Сколько резчиков. В Европе— это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора.
Кaпители готических колонн с листьями винограда, плюща или хмеля свидетельствуют о любви мастеров к природе «милой Францию». Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение. Влияние венецианской Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра. При жизни Герард фон Рила успеет увидеть готовые часовни, хор и здание собора без башен.
Это было граничит с ростом населения городов и с появлением ряда соборов, хранящих ценные святыни на путях паломничества. В них, как правило, два трансепта, зал капитула (зал для собрания священнослужителей) в форме круга или октагона пристраивается непосредственно к собору. Кто-то видит в этих зданиях шедевры зодчества, для кого-то это — Вселенная, модель Универсума, Библия для неграмотных, антология метафизики, символические послания тамплиеров и алхимиков.
Выковать их было поручено некоему кузнецу по имени Бискорне. Кнуда в Оденсе, около 1300--15 в. ), Швеции (церковь в Вадстене, 1369--1430). 3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия. Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, но имеет «британские» черты— мощные прямоугольные объёмы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад, чем в собор в Кане. Окно-Роза – это сосредоточение Божественного Сияния.
В основе готического собора трехрядный неф и трехрядный трансепт (поперечный неф). В своей книге «Тайны Шартрского собора» Шарпантье приходит к выводу, что строители Шартра и особенно авторы проекта, несомненно имели в руках некий текст невероятной научной ценности, который вполне мог быть Таблицами Закона, доставленными из Святой земли рыцарями-тамплиерами.
Витражам в готике придавалось первостепенное значение. Вообще поражает разнообразие сюжетов в готической архитектуре. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам («сетчатым», «сотовым», «звездчатым» и т. д. ) стелются сложные иногда криволинейные узоры нервюр. УPOК 27 ГОТИКА.
Так было, есть и будет — до тех пор, пока собор стоит. Это особенно касается Франции, давшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой. gotico, буквально -- готский, от названия германского племени готов, готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15 -- 16 вв. ).
Ясными, «зальними», лишенными готической переусложнённости выглядят даже планы якобы готических сооружений Флоренции— и Санта Кроче и Санта Репараты. Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были начаты собор св.
Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Лестница с девятью ступенями зажата между ее коленями и опирается на грудь. Отсюда вертикаль как доминанта архитектурной композиции. Примерами мoгyт служить витражи собора Нoтp-Дaм в Пари же (ХIII в. ). Большой по размерам (158м в длину и 58м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем.
Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Различия были и в отсутствии привычного трансепта. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков. Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе.
Другими ранними творениями немецкой готики являются церковь св. По плану Марко ди Кампионе— собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Но и на закате, этот стиль критиковался.
А орден Храма теснейшим образом связан с готическим стилем. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. 3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей.
Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Пропорция 1:1, 618 — «золотое сечение» или «золотая середина», — считалась в эпоху Ренессанса и более позднего времени идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры.
Программы для создания анимации использованные при работе над последним фильмом из серии «Звездных войн», после небольшой модернизации позволили ученым из Массачусетского технологического института (МТИ) разгадать одну из многочисленных тайн готических соборов. вкл., рис. Он не размышляет он наблюдает. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Гипотеза о возникновении готики как архитектурной революции своего времени у Луи Шарпантье в книге «Тайны Шартрского собора» тесно связана с тайнами тамплиеров.
Орден Храма был в некотором роде сыновним по отношению к главному интерцианскому аббатству Сито — через святого Бернара Клервоского, «который обучил его и доверил ему его миссию». Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Купол— элемент архитектуры, детально разработанный ещё архитекторами Древнего Рима. В письме к Льву X некто (долгое время автором его действительно считали Рафаэля) указал, что происхождение свое они ведут «от тех необрубленных деревьев, которые, если согнуть немного и связать между собой их ветви, образуют заостренную арку».
Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве. Роза – это своеобразная ось мироздания, объединяющая Северный, Южный и Западный Фасады. Вернулся в Кёльн, где получил заказ на создание невиданного городского собора, где должны были хранить реликвии трёх волхвов («трёх царей»). Свет, который проникает через яркие витражные стекла обозначает Божественный свет, Божественное провидение (см.
На порталах святые ведут неслышную беседу. Уже в 12-13 вв. Готические элементы попадаются даже в графических штудиях Леонардо да Винчи.
Система управления. Талантливый Цвирнер получил право достраивать собор без значительных препятствий.
Итальянские теоретики архитектуры эпохи кватроченто— Леон Баттиста Альберти и Антонио Филарете— создают трактаты-панегирики древнеримской архитектуре. Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест. Эта двойная церковь (одно церковное здание расположилось над другим) была основана как усыпальница святого Франциска Ассизского (ок.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: « Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость». Наиболее чистый образец ранней английской готики —собор в Солсбери (1220—1270), воспетый позже в пейзажах Констебла. Равным образом встречаются готические постройки на романском фундаменте. «Подобно Суммам высокой схоластики, — пишет исследователь, — собор высокой готики стремился, прежде всего, к всеохватности (тотальности). Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурныхсооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи.
Слово происходит от итал. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе. Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в). Западный фасад в своей конструкции послужилпримером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, большие окна с «розой» посередине, две башни.
Барбары в Кутна-Горе (1388--1547), построены Карлов мост в Праге (1357-- 1378), королевский замок Карлштейн (1348--1357) и зальные церкви южной Чехии. У собора происходят важнейшие события. Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. Как правило, это 3--5-нефные базилики с трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки.
Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Суть его учения состоит в том, что Бог – это Свет, познаваемый духовным трудом – молитвой. Фиала), завитки (Краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Нервюра (от франц. Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трире (начата в 1230 году). Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура.
Струящийся свет создает в храме особую атмосферу – таинственную и нарядную одновременно. Купол в период готики так и не смогли создать из-за технической сложности задачи.
Но они просто черпают свою силу из одних и тех же источников, порожденных самой землей. Вот, например, легенда о воротах Нотр-Дам де Пари. Со временем сводчатые системы усложнялись, однако следующую архитектурную революцию смогла произвести уже только конструкционная сталь. Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225) история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов.
Некоторые верят, чтоподержавшись сминуту закольцо наодной изтрех дверей собора, можно уберечь себя отневыплаченных кредитов илюбовных фиаско. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Церковная политика. II. Крупные готические постройки возникли в Австрии (готические части собора св. Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Главный, западный фасад изобиловал скульптурой изображающей пророков, святых, королей. Таким образом, готический стиль был доминирующим структурным и эстетическим направлениемв Европе в течениепочти400 лет. В 19 веке, готический стиль стал популярным снова, особенно для строительства церквей и университетов.
В центре на престоле восседает Христос-Судия и оценивает добро и зло по делам, совершенным человеком в жизни. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке известная в период готики.
Создание огромного (153м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран. Готический собор только вырастает из земли, но живет в небе. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Небольшая башенка с крестовым сводом украшает средокрестие (место пересечения трансепта и нефа), образовывая вертикальную ось, связь земли и неба.
соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Стефана в Вене, 1304--1454) и Швейцарии (собор в Берне, 1421--1588). А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Исследователи так и не пришли к единому мнению в вопросе о том, что послужило для него моделью: дворцы Омейядов, византийские крепости, норманнскими, крепости, замки крестоносцев или замки тевтонских рыцарей.
Архитектор Филибер де лОрм вообще не считает готический стиль или «lа mode francaise», настоящей архитектурой. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. По сути, это вовсе не переход, а усвоение новых принципов архитектуры.
Термин «Г» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Надцентральным входом— изображение Страшного суда.
Алтарная часть в виде апсиды, перекрытой конхой. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен. Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой.
Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург -- 13 в. ), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. Особенности готической архитектуры.
gotico — непривычный, варварский (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Нервюры сводов со временем усложняются. Он начат в 1163 г. и завершен в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф — трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII —начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). В Средние века для воздействия на народ потребовалась новая форма.
готические элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип (собор в Орвието, 1290--1569) даже храмам с готическими сводами (Санта-Мария Новелла во Флоренции, около 1278 -- около 1360) присущи статичность масс, ясная обозримость обширного пространства. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Аббат Сугерий (1081–1151 гг. ), теолог историк, настоятель аббатства Сен-Дени в своем трактате обосновал символическое значение каждого элемента храма и, можно сказать, установил новый стиль в архитектуре, где свет играл основную роль.
Западная стена – Ад (на западных стенах обычно изображали Страшный Суд), Восток – алтарь и венец капелл вокруг – это Царство Небесное. Христианство охватывало все стороны жизни человека и строго ее регламентировала. Этому же активно служили аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. На крыше, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. Алтарная часть в виде апсиды, перекрытой конхой. Пристальный, острый взгляд. В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323).
Внешние стенки хора, за которыми нaходились во время богослужения певчие, декорированы pacкрашенной скульптурой – изображениями сцен на евангельские сюжеты. Сегодня храм сосвоей «породистой» готической архитектурой, старинными витражами иводостокамигоргульями является местопребыванием архиепископа Пражского, королевской усыпальницей, принявшей прах многих правителей Богемии Священной Римской империи и, пожалуй, самым красивым собором Чехии. Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.
Развитие инженерной науки. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Эти события, по преданию, происходили неподалеку от Ассизи, на окрестных холмах. Готические соборы Европыузнаваемы во всем мире. В самой Франции в конце 13 -- начале 14 вв.
Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. Свет, проходя через цветные окна, преобразовывается и становится уже Божественным светом. Давление крестового свода передают арки и нервюры (стрельчатые арки, каркас крестового свода) на колонны (или столбы), основная масса переносится на внешнюю стену или внешние колонны по контрфорсам (опорным столбам) и аркбутанам (наружные каменные полуарки, передающая распор главного нефа контрфорсам). С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция.
Первая треть XVIвека. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Готика – это понятие, относящееся к европейской культуре 13-14 вв. Вся его поза выражает крайнее напряжение». Весьма существенный нюанс. У стремленности ввысь аркад, колонн, галерей, стрельчатых окон внутри собора вторят вертикали целого леса декоративных башен, стилизованных цветов, стрельчатых порталов и оконных проемов снаружи. Готический облик Таллина определился в 14--15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр -- Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341--1628) и церковью Олевисте (хор -- около 1400).
Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (Аркбутанами) на мощные наружные столбы (Контрфорсы). Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. В результате возникла возможность строить помещения, свободные внутренние объемы которых поражали воображение.
На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Это античное здание было уничтожено пожаром. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет. A. 19.
Это он — Алхимик Нотр-Дама. Аркбутан — 1/4 арки, переброшенной от центрального, более высокого нефа через низкие боковые на наружные опоры стен — контрфорсы, которым передается боковой распор. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ).
Ещё во времена Древнего Рима здесь стоял храм богини Минервы. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. На голове у него фригийский колпак, атрибут Адепта. Двухбашенные западные фасады французских соборов с 3 глубокими «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений. Здесь, во Флоренции, как и в других городах Тосканы (Сиене, Пизе, Орвието), начиная со второй половины XIII в. собственно и создается своеобразный национально-итальянский вариант готики – стиль, к которому, впрочем, лишь условно может быть отнесено это стилевое обозначение: под покрывалом готических форм здесь стойко держалась исконная идущая от античности романская тектоническая концепция архитектуры. Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XVвв.
Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. А вот благодаря Вазари, разделявшему неприязнь своих предшественников к готике, название «готический» становится общеупотребительным. Многие утверждали, будто новые религии изгоняют прежние, занимая их священные места. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото).
Он умер, когда ему исполнилось более шестидесяти (точной даты рождения не найдено). Нервюрный свод образует членение на смежные треугольники, ребра которых специально подчеркнуты, с тем чтобы при взгляде снизу их структура была ясно различима (равно как и при взгляде на планы готических соборов). В стрельчатых окнах апсиды сюжеты повествуют о детстве, земных деяниях и страстях Иисуса. После утомительных, но таких интересных экскурсий гости города направляются в арт-кабаре «Четыре кошки». Этот стиль получил названиеархитектура неоготики. Травея), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (Нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками.
Мольер с возмущением говорит о соборе Парижской Богоматери, а для Лабрюйера и Расина «готический» — полный синоним «варварского». На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны.
В Англии предпосылки для Г. возникли раньше, чем на континенте (первые в Европе готические своды -- в соборе в Дареме, около 1130--33), но развитие её, прерывавшееся внутренними историческими потрясениями, было замедленным и длительным. Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон). На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы -- ажурные фронтоны (Вимперги), башенки (фиалы (См. Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XVв.
Особенность Реймсского собора — прославившие его скульптуры. Вот таким образом в эпоху готики расцветает витраж как основной тип убранства церковных зданий. Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426--51). С готическими соборами связано огромное количество легенд. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.
Вторая, стоит склонившись с завязанными глазами и держит в руках сломанное копье, — еврейскую синагогу. В середине XV века в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный стиль, возрожденный Брунеллески, противопоставляется «современному», занесенному в Италию во времена переселения народов варварами, так называемому готическому. Фасады готических соборов, как правило, были двухбашенными, с окнами-розами и фронтонами-вимпергами над перспективными порталами.
хор былосвящен в 1322 году. В этом усматривали проявление Божественной благодати, уподобление Богу тех, кто служит ему делами. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн. Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей) имеющих культовую, религиозную принадлежность. Поскольку каждый из соборов строился очень долго (150-200 лет), то часто все три стиля можно увидеть в одном соборе.
Крупные строительные работы были приостановлены в связи с распространением «черной смерти», страшной эпидемией чумы, охватившей Западную Европу в середине XIV века. Этот параллелизм выявлен и блестяще объяснен выдающимся историком искусства Эрвином Панофским в его работе «Готическая архитектура и схоластика». Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом.
Эта массивная, широко раскинувшаяся постройка также внешне напоминает крепость, – и с городским окружением ее также связывает широкая лестница и открытая лоджия с ажурным орнаментом в стиле лучистой готики. Он имел пять нефов, семь часовен (по числу трёх Царей и четырёх евангелистов). Среди городов, наиболее пострадавших от эпидемии, выделялась папская столица Авиньон.
н. э. ), которых римляне называли «готами».
Храм становится доступным. Еще в романский период был начат собор в Линкольне. Это гениальное прозрение – в проклятии трудом найти вeлик ий смысл, радость созидания, возможность подняться из праха земного и приблизиться к спасению – обусловило изображение трудовой деятельности людей в лепестках розы вблизи изображения Бога. Готическая эстетика отличалась религиозной настроенностью и повышенной духовностью.
«Отец» готики — аббат Сугерий, бывший настоятелем главного церковного «учреждения» Франции того времени — аббатства Сен-Дени. Скульптуре в интерьере храма отведено нeмнoгo места. Кельнский собор (Германия). Одно из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бываетоколо 8 миллионов туристов. — строили чисто для красоты.
Королевская власть. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. Свое название дворец берет от резиденции дожа, верховного главы Венецианского государства. Одним изних был 23-летний Петер Парлерж, работавший также надстроительством Карлова моста. Троицы и тринитарной доктрины, главного догмата христианского вероучения.
Готические влияния имели место при создании трёх известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи— это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235--83) на Ю. -З. Архитекторы сменяли друг друга один задругим, добавляя собственные идеи.
Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. Южное крыло – солнечное и светлое символизирует Новый Завет. К ранней Г. относятся также соборы в Лане (около 1150--1215), Парижской богоматери (1163--1257), в Шартре (1194--1260).
Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. 51, 52). В готике «преодоление тяжести тела и души» стало главной художественной заботой. К 14--15 вв. Накопленные богатства и были направлены на создание новых величественных соборов, крепостей, замков, дворцов, правительственных сооружений. Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле»— характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в 17 веке игнорируя европейские стили и европейский опыт.
И даже Палаццо де Папи (папский дворец) в Витербо стилистически тесно связан с общественными дворцами Центральной Италии, особенно с палаццо в Орвьето. В этой статье мы не будем говорить о технической части. Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека.
В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. В этот период строятся здания по форме абсолютно готические, но почти все без исключения светские. Возведенный изпесчаника, онмного раз достраивался иизменял свой вид. Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей.
Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики— Франция. А ты стоишь перед этим Великаном и чувствуешь себя полностью покоренным.