У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Как только Гойя получает возможность регулярно общаться с придворными дамами, он словно забывает Хосефу.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Это была рака для хранения мощей. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В это время (осень 1792 — зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте.
Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Франсиско безуспешно попросил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4000 реалов. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году.
Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Его творчество отражает плотную связь с испанский народным искусством. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». повлияло не только на судьбу искусства XIX-XX вв.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Его даже приглашают стать придворным живописцем. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
Все это приводит к тому, что двадцатилетний Гойя имевший огромный опыт участия в лихих уличных побоищах, в результате одного из них вынужден покинуть город. В Бордо, в добровольном изгнании, Гойя продолжал занятия творчеством («Молочница из Бордо», 1826, Прадо многочисленные литографии, в т. ч. серия «Бордосские быки», портреты соотечественников). В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в "Семье короля Карла IV" (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в "Махе одетой" и "Махе обнажённой" (обе — около 1802, Прадо). Он слывет страстным охотником и превосходным стрелком. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Работа Гойи для двора началась с подготовки картонов (1776-1792 годы, в настоящее время все – Прадо, Мадрид) для гобеленов королевской мануфактуры Санта-Барбара эти картины на темы из народного быта исполнены радости жизни (например, «Продавец посуды», 1779, парные «Майский праздник в долине Сан-Исидоро» и «Капелла Сан-Исидоро», 1778, все – Прадо) интенсивны по цвету и тонко нюансированы. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь.
Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен.
Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. Стиль этих Черных картин стал прототипом экспрессионизма.
Коррида (1825, Прадо) является одним из четырех полотен, написанных во Франции, которые представляют собой иллюстрации к опубликованной в 1777 году книги об отважных тореадоров. После недолгого пребывания в доме своего друга Хосе Дуасо, где Гойя скрывался от политических репрессий, он, дождавшись амнистии (май 1824 года), покинул Испанию Фердинанда VII. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».
Под влиянием испанских просветителей (Г. в 1816 в Мадриде) и других работах. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойя доказал, что не было противоречия между классическим стилем и барочной традиции. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (22 листа 1820—23 изданы в 1863 в Мадриде под названием "Пословицы").
Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты Бедствия войны (82 листа 1810-20 изданы в 1863 в Мадриде). Среди произведений Гойи этих лет, сатирически или иносказательно касающихся человеческой греховности, несчастий, страхов перед неведомым, соблазнов зла и безумств жизни, - серия фантасмагорий «Капричос» (80 офортов с комментариями, 1799), к работе над которой он приступил после монументальной росписи церкви Санта-Куэва в Кадисе (1791-1797 годы). 1802). Серия гравюр, посвящённых этому испанскому развлечению, называется Тавромахия. Инфант приглашает Гойю в свою резиденцию в Аренас, где он живет с момента своей самовольной женитьбы, вызвавшей недовольство короля и ставшей причиной изгнания наследника престола со двора. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
1806, Национальная галерея, Лондон). 1769 отправился в Италию. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа 181020 изд. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
Любовные приключения и дуэли, очень многочисленные у сильного и ловкого Гойи и опасности, преследования со стороны инквизиции за одну из дуэлей заставили его покинуть и Мадрид. Писал он даже по ночам, прикрепив свечи к своей шляпе. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
В августе он закончил «Последнее Причастие св. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Человечность и мудрость Г. находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур).
Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, – человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа. В центре он поставил королеву с детьми. Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса, П. де Молина. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Девы Марии. Кроме гравюр, возникают также картины.
Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. Pablo Picasso). В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. И хотя Г. ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В этих росписях образы трагической безысходности переплетаются с образами полета, надеждой на освобождение от кошмаров и на спасение, с упованием на которое также связано обращение Гойи к экспрессивной, напоминающей визионерские полотна Д. Эль Греко, религиозной живописи («Христос в Гефсиманском саду», 1819, Прадо «Моление о чаше», 1819, духовное учиище Сан-Антонио и др. ). Он пишет «Проповедь св. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. 30 марта 1746 года здесь появился на свет Франсиско де Гойя-и-Лусьентес.
Тем было освещено великое множество. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (1815.
Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778 «Игра в пелоту», 1779 «Молодой бык», 1780 «Раненый каменщик», 1786 «Игра в жмурки», 1791 все в Прадо, Мадрид). Начались годы странствий. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 178283, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, ок.
Гойя ходил в школу Ескуелас Пиас (исп. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Революция во Франции и ее экспансия в Европу (в том числе в Испании) через солдат Наполеона исповедовала еще больший упадок добрых обычаев. Картины с описанием будут представлены ниже. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В то время в Сарагосе находится крупнейшая в Испании лечебница для душевнобольных. Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. Движение становится ритмичным лейтмотивом в "Похоронах сардинки" (около 1814, Прадо), в серии офортов "Тавромахия" (1815. Брак был заключён по расчету и не принёс счастья ни самому художнику, ни его супруге.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В 1790-х начале 1800-х гг.
Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Это очень известные картины живописца. Два года престарелый мастер прожил во Франции. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Гойя написал только один её портрет. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Франциска Великого в Мадриде.
Это был смысл его жизни. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Manet), Мунка (фр. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе около 1802, Прадо).
"Дом Глухого"), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. Вскоре Гойя выполнил ряд композиций на религиозные сюжеты: «Святое Семейство» (1785), «Смерть святого Иосифа», «Молитва святой Лутгарды», «Святой Бернард Клервоский и святой Роберт Молезмский» (все – 1783) – для церкви монастыря Санта-Ана в Вальядолиде и др. Медленное формирование Гойи как художника не мешало его быстрой и успешной карьере: в 1780 году за картину «Распятие» он был принят в возглавляемую А. Р. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746-1828) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
М. Ховельяноса-и-Рамиреса, М. X. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. Josefa) (Он называл ее Пепа).
Каждый безумствует по-своему. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Результатом этого периода становятся портреты, отличающиеся поразительной глубиной образа. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского старого порядка. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Предопределяется долгий, полный страданий путь Гойи. Giovanni Tiepolo), А еще больше благодаря его восторга от работ Диего Веласкеса (исп. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. В 1773 году Гойя женится на сестре Байеу, Хосефе. Но в картине очень много воздуха и света.
В левой части картины художник изобразил наследника короля, шестнадцатилетнего дона Фернандо, с незначительным, но довольно красивым лицом. Там он получает премию Пармской академии, после чего возвращается в Испанию. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В этот период в живописи Гойи, особенно в его графических сериях, звучность и утонченность светлых оттенков сменились сумрачностью, поглощающей фигуры, которые проступают сквозь тьму изредка озаряемую вспышками света («Бедствия войны», 82 листа, 1810-1813 годы издание около 1820 года и «Диспаратес», 22 листа, 1815, опубликовано в 1863 году). Жизнеутверждение в творчестве Г. сменяется глубокой неудовлетворённостью, возрастающей до степени трагизма, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков резкими столкновениями тёмного и светлого, напряжённой монохромностью, увлечение Тьеполо освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—72). за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Большинство и других произведений этого в высшей степени самобытного и национального художника находится в Испании.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом (1820—23, росписи ныне в Прадо). Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
Франсиско Байеу познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил её. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Ароматом тайны и скрытой чувственности окутан образ женщины в картинах Маха одетая и Маха обнажённая (обе – около 1802, Прадо). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В начале 1790-х гг. Честно говоря, я и не рассчитывал на такое вознаграждение и теперь, как ни странно, чувствую себя обязанным».
Caprichos). Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Франциска Великого в Мадриде. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Она называется Гойеска и проходит в первую неделю сентября в андалузском городке Ронда. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. «Капричос» творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. К удивлению художника, несмотря на глухоту, его популярность неуклонно растёт.
Они – настоящие ангелы Я получил от них двадцать тысяч реалов, а моя жена – платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью, наверное, около тридцати тысяч реалов. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. С 1773 работал в Мадриде. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" ("Пословицы").
Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. Гойя всё чаще писал портреты, так в январе 1783 года ему заказывают портрет графа Флоридабланки. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».
В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. 4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме (Кинта дель Сордо, т. е. Дом Глухого), стены которого расписал маслом. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю. К счастью, у Гойи имелись влиятельные покровители при дворе, да и инквизиция на рубеже веков была уже не столь могущественной. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Гойя остается совсем один. Delacroix), Мане (фр. Постепенно у Гойи появляется всё больше заказов на написание портретов аристократов. 1806, Национальная галерея, Лондон).
Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. запрашивает 25000 реалов за ту же работу. Благодарный народ даже организовал корриду в честь художника, которая длится и поныне.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. (от Э. Делакруа импрессионистов и экспрессионистов до современной графики), но и на события вне сферы художественной культуры (например, в 1987 году в Испании учреждена кинематографическая премия «Гойя», ставшая самой престижной в стране). В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Антония, благословляющего больного. В 1790-х – начале 1800-х гг. С начала 1780-х гг.
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете Семья Карла IV (1800, Прадо). Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик. С начала 1780-х гг. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
Так он вызвал ненависть Жозефа. Обе болезни обострили силу выражения его живописи. Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Х. Фрика, Нью-Йорк).
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Другие животные изображенные на картине, заключают в себе символический смысл, указывающий, сколь иллюзорна граница между наивным детским миром и подстерегающими его силами зла. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Мир, в который входит Франсиско, оказывается для него тесен. Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас. Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Это 14 картин.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. 1769 отправился в Италию. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
Гойя «разрушает лица» и деформирует тела, перенаселяющие безразличный мир гримасы, маски, от которых порой неотличим реальный облик, погружают лица в пространство абсурда – театр жестокости (офорт «По дороге в ад» «Дом умалишенных», «Трибунал инквизиции», «Процессия флагелантов», 1812-1813 годы «Похороны сардинки», около 1813 года, Академия Сан-Фернандо). Свою жену Франсиско называет «Пепой». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Программно-заострённым воплощением настроений Г. явилась первая большая серия офортов "Капричос" (80 листов с комментариями художника, 1797—98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского "старого порядка". В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Движение становится ритмичным лейтмотивом в серии офортов «Тавромахия», в алтарной картине «Моление о чаше» и в знаменитых «Кузнецах». Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Это стало началом известности и процветания Гойи.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Мастер по созданию поводов для сплетен, он был не чужд и любовных приключений. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Гойя вдохновил художников своего и последующего века: Делакруа (фр.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Еще при жизни Гойи его творчество обрело общеевропейское значение, а впосл. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.
В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской Академии и придворному художнику короля Карла III. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Г., он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В Сарагосе карьера Гойи не складывается. огромен.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Штрихи его иглы острые, царапающие. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, с 1799 первым живописцем короля. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Ко всему прочему, Франсиско Байеу, другой молодой художник из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа 182023 изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям.
Картины Гойя рисовал для себя. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. «Мучение формы», живописная скоропись и та мера незаконченности, которая достигается обнажением технического приема, способны передать мир становлений и разрушений («Пожар», «Кораблекрушение», 1808-1809 годы) и определяют манеру Гойи 10-х годов XIX века. Оно становится лейтмотивом в Похоронах сардинки (около 1814, Прадо), в серии офортов Тавромахия (1815 изд. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Anton Raphael Mengs), Художника, популярного при испанском королевском дворе.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В 1819 году Гойя поселился в загородном доме на берегу реки Мансанарес, который получил название «Дом глухого» («Кинта-дель-Сордо», снесен в 1910 году) и расписал маслом его стены (1820-1823 годы живопись перенесена на холст, с 1878 года в Прадо). Под ее одеждой скрыт нож. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. По крайней мере, так гласили великосветские сплетни той поры. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (182023, росписи ныне в Прадо). В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 177172). Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
cido Domingo), Сыгравший главную роль, спектакль транслировалась по телевидению. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). К празднику св. В это же время Гойя расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов Диспаратес.
Их привлекали в Г. острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». работает по украшению церкви св. Ей никогда не выбраться. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам – в светлые тонкие полупрозрачные платья. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Для банка св.
В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. Первые крупные работы, выполненные Гойей для Церкви, связаны с заказом на эскизы фресок сарагосской церковью Нуэстра Сеньора дель Пилар (к 80-м годам XVI века увеличена из-за наплыва паломников на поклонение чудотворному яшмовому столпу, на котором Богородица явилась апостолу Иакову Зеведееву). В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Но настал день и Гойя затосковал. Сюжетом подкупольной росписи послужило описание священного Круассе в «Христианских анналах» (перевод о. Хосе Франсиско де Ислы) чуда, абсолютного в Лиссабоне святым Антонием Падуанским, который, узнав о неправедном обвинении, воскресил убитого, чтобы тот назвал истинного преступника. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В 1790-х — начале 1800-х гг. Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе – около 1814, Прадо). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, которое для него, как и для революционных романтиков во Франции, являлось мощным проявлением жизни.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Близость с испанскими просветителями (Г.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Человечность и мудрость Г. находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Гойя написал только один её портрет.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Учение продлилось около трех лет.
За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Этот брак и членство Франсиско Байе (с 1765 года) в Королевской академии художественных искусств помогли ему получить заказ от Королевской гобеленовой мастерской. Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием Пословицы). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Эта функция – борьба художников за общественную справедливость. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 177680 и 178691 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Luj. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Одновременно в художественной школе сарагосского скульптора Х. Рамиреса Гойя делал копии с гипсовых слепков.
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Сославшись на тяжёлую болезнь, Гойя отказал директору королевской мануфактуры на эскизы для шпалер.
Его талант находит признание уже в детстве и родители поощряют его. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых Кузнецах (1819, собр. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
В 1790-х – начале 1800-х гг. Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую – зонтика. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей.
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Х. Фрика, Нью-Йорк). Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Свадьба состоялась в Мадриде. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Ок. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Такой он был и в жизни – мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. и Гаспара Ховельяноса. Гойе было предложено расписать малый северо-западный купол церкви, поместив там композицию «Богоматерь – Царица мучеников».
Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений ("Зонтик", 1777 "Продавец посуды" и "Мадридский рынок", 1778 "Игра в пелоту", 1779 "Молодой бык", 1780 "Раненый каменщик", 1786 "Игра в жмурки", 1791 все — в Прадо, Мадрид). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
Escuelas Pias), Где он сдружился с Мартином Сапатеро (исп. На протяжении всей жизни он не забывает о своём скромном происхождении. Позже этот проект разросся в целую графический цикл под названием тавромахия (Таврос – бык) изданный в 1816 году.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В случае, если верно этот диагноз именно развитием болезни можно объяснить проявление параноидальных черт в его поздних произведениях, достигший кульминации в его черных картинах и, особенно, в Сатурне, который пожирает своих сыновей (1821 – 1823 года, Музей Прадо). С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. Эта эволюция отражает то, как похмуришав его настроение.
Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. на тему «Поклонение имени Бога». Около 1769 отправился в Италию.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Наряды девушек выписаны белым, золотым и перламутрово-серым цветами, лица даны теплыми тонами и эта тонкая, переливающаяся живопись выглядит еще более притягательной на темном фоне. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. исключительного расцвета достигло портретное творчество Г. В нём остро звучат и чувство одиночества, уязвимости человека в тревожном мире (портреты: сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт Ф. Байеу, 1796. Над Испанией всё ещё довлеет мрачный дух средневековья.
Программно-заострённым воплощением настроений Г. явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 179798, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Знакомство с инфантом положило начало новому этапу карьеры Гойи: он становится признанным в кругах испанской аристократии портретистом.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Со временем его репутация и созданное разными правдами и неправдами, случайно или специально имя, приводят к тому, что живописца приглашают стать членом Королевской Академии, в которую он когда-то пытался безуспешно поступить. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.
Ценой огромных усилий и в то же время с поразительной лёгкостью, глухой и больной Гойя запечатлевает на куполе эпизод из жизни святого Антония. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782—83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели ("Семья герцога Осуна", 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, ок. Портреты Гойи 90-х годов XVIII века (Г. М. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу.
С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Его отец— Хосе Гойя. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Особый размах композиции сообщает «растворенность» сцены в пейзаже, что делает ее эмоциональным центром модели мира, преображенного благодаря чуду и лишающего смерть ее самодовлеющего характера.
В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля. Тут же видны другие полуголые люди, на головах у них короны, бычьи рога и разноцветные перья, как у индейцев. Раненый каменщик, 1786, Игра в жмурки, 1791, – все в Прадо). Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» («Пословицы»).
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Его заметили среди участников драки, которая происходила во время религиозной процессии. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Он также украсил фресками ее загородный дворец. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Выходец из семьи мастера-позолотчика. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля. В эти же годы художник создал целый ряд портретов.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах "Водоноска" (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и "Махи на балконе" (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь").
Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса, П. де Молина. Г. получает известность и как портретист. Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, — 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. И хотя Г. ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Девы Марии.
Считается, что художник увековечил в них лица близких ему женщин. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора.
Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. 1814, Мадрид, Прадо). Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок.
Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. После разнообразных выходок художника, ему дали прозвище бешеный Гойя. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи.
Благодаря таланту, смелости и их силе, он создал новое лицо живописи. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. Но тот старый мир себя уничтожил и такие вещи потеряли свою актуальность. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Его хитростью завлекли во Францию. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. 1797) и Маха одетая (ок.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. В 1774 году Гойя женился на сестре Байе Хосефа (исп. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). В 1770-1771 годах побывал в Италии, участвовал в конкурсе пармской Академии художеств, выставив картину на заданную тему – «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (не сохранилась), вернувшись в Сарагосу, выполнил заказы на росписи графа Собрадиель (дворец, капелла в картезианском монастыре Аула Деи) и семейства Рамолинос (приходская церковь). В 1790-х — начале 1800-х гг. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Свадьба состоялась в Мадриде. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" и "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе около 1814, Прадо).
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. На арках и сводах церкви изображены ангелы. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Сильные ветра, скудная земля, тихие люди.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. В них он нанес удар академической школе.
В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Художник широко использует контрасты света и тени. Франсиско Гойя творил постоянно.
Живописная насыщенность ранних работ Гойи перекликается с интересом художника к напряженной монохромности и использованию в композиции и фактуре контрастных сопоставлений это проявилось в 1-й серии рисунков и офортов Гойи (по произведениям Веласкеса, 1778), где он применил акватинту, позволявшую достичь тончайших живописных эффектов. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
Кинтаны) обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Время показало, что Франсиско Гойя был выдающимся испанским художником со времен так называемой испанской золотой эпохи (XVI-XVII вв. ). Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. В 1763 году расписал деревянный реликварий (не сохранился) для церкви Фуэндетодоса. Жить ей осталось недолго. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро и только единственный из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма».
Близость с испанскими просветителями (Г. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека (портреты – сеньоры Бермудес, Музей изобразительного искусств, Будапешт, Ф. Байеу, 1796, Прадо, Ф. Савасы Гарсии, около 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), мужественное противостояние и вызов окружающему миру (Ла Тирана, 1799, АХ, Мадрид портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр). Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Жан Карло Менотти написал биографическую оперу о нем Goya (1986) на заказ Пласидо Доминго (исп. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте.
изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине "Моление о чаше" (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых "Кузнецах" (1819, собр. В 1760 в возрасте 14 лет он поступил на обучение к художнику Хосе Лухан (исп. С начала 80-х гг. Pl. Первые 2 эскиза Гойи были отклонены решением капитула из-за их композиционной смелости, что было воспринято художником как оскорбление и принудило его оставить фрески (1780-1781 годы) незаконченными.
Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776—80 и 1786—91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III.
В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. И тогда Гойя предложил дописать его. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Гойя также является главным персонажем в пьесе Клива Баркера Colossus.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде.
Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Ок.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. Крохотная деревушка Арагоны Фуэндетодос.
Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» и «Махи на балконе». Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. на тему «Поклонение имени Бога». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Jos.
За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Ходатайство о приёме в Королевскую академию в Мадриде отклоняется. Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок.
Около 1773 Г. обосновался в Мадриде. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).
Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Гойя получил известность и как портретист (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). работает по украшению церкви св. Целый ряд листов посвящен современным нравам. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Современные художнику события получили оценку в картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе – 1814, Прадо). исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. К «черным картинам» мы еще вернемся. Он пишет «Проповедь св. Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом»., чей портрет он создал. Diego Velazquez). В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Он часто рисовал самого себя на переднем плане. Тем не менее исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19.
по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Менгсом Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, в 1785 году, после выполнения нескольких портретов, стал заместителем директора живописного отделения Академии Сан-Фернандо, в 1786 году был назначен живописцем короля, в 1789 году стал придворным художником, в 1795 году, после смерти Ф. Байеу, - директором Академии Сан-Фернандо, в 1797 году – ее почетным директором, а в 1799 году – «первым придворным живописцем». Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Не прерывая работу над «Капричос», в 1798 году за 3 месяца Гойя выполнил росписи придворной церкви Сан-Антонио де ла Флорида, расположенной в западном предместье Мадрида.
Призванием Гойи станет изгнание этого духа силой искусства живописи. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В это время (осень 1792 зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте., чей портрет он создал. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Программно-заострённым воплощением настроений Гойи явилась первая большая серия офортов «Капричос», в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». Там, в течение пяти лет, он создал 42 образца (картоны), многие из которых были использованы, чтобы декорировать голые каменные стены в El Escorial и Palacio Real de El Pardo – вновь резиденциях испанских монархов.
Никто себя не знает». Для банка св.
Наряду с живописью, политикой и женщинами Гойя также страстно увлекается боем быков. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». n). Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Г. получает известность и как портретист.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Около 1773 Г. обосновался в Мадриде.
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.