воспроизводимую гравюру В партере). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю. Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ). Домье сделал литографию многозвучным инструментом выразительности и в то же время орудием чисто современного, лаконичного и динамического искусства города, подготовив в этом смысле почву для расцвета уличного плаката, для Тулуз-Лотрека и Стейнлена. 1848, Прага, Национальная галерея).
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Кузнецы, прачки с детьми, водоноши, бурлаки — вот единственные парижские типы, которых пощадила ирония Домье и более того, — в изображении которых его кисть достигла наибольшего синтеза, наибольшего пафоса, наибольшей монументальности. Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера. Но революция 1830 г. направила карандаш Домье от идеализации прошлого к протесту против настоящего. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
Не дремало, однако и правительство. Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). всем его глубочайшем значении. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей.
Домье не был иллюстратором — он был активным творцом. В ритмах неуклонного дон-кихотовского устремления вперед и постоянного ленивого отставания Санхо-Панса как бы динамически символизированы два противоположных полюса человеческого духа. Как работник газеты, художник мог часами просиживать в законодательной палате Бурбонского дворца, где изучал манеры поведения политиков их разговоры и всю систему парламентской власти Франции. Когда он беспощадно осмеивал героев классической трагедии в своих литографиях — он смеялся над культом античной красивости, над засильем классицизма, над пылью академий.
Листы Домье трагично выразительны. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. и, наконец, полным именем и фамилией. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Домье показал Ратапуаля двояко. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Иначе не могло быть: он обладал пылким, артистическим темпераментом, он пребывал в дружеском окружении художников-живописцев: Коро, Диаза, Добиньи, Делакруа, он жил в городе-музее, где были сосредоточены столь близкие его натуре произведения фламандской и голландской живописи, Рубенса и Теньера.
Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга). Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Художник обрушивается на Николая, на русское казачество и русскую нагайку, высказывает сочувствие Италии в ее борьбе с Австрией, подымает голос в защиту Ирландии, нападает на Пруссию и т. д. Подавленный сгущающимися над Европой военными тучами, Домье все чаще настраивается на мрачный лад.
Парижане с нетерпением ждали работы бесстрашного мастера, радовались острой и меткой критике, откровенно смеялись вместе с ним. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Это был знаменитый Гаргантюа. Но — увы. На полотне зрители видят зверски убитую семью.
Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов). ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство. И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки. Она присутствовала при бракосочетании своей дочери с поэтом-стекольщиком (27 декабря 1801 года).
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Домье. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций).
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Именно в этот период — 50—60 гг. Мартина, разразившееся вслед за лионским восстанием и подавленное солдатчиной с исключительной жестокостью.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Умер Жан-Клод Домье в 1801 году на улице де Тионвиллуа. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. С материнской стороны Домье тоже марселец — «приальпиец». Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. 1863, Париж, Музей Орсэ). Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. Количество поддельных картин Домье, возможно, даже превышает число выполненных им произведений. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
«Вот она, бессознательная школа, подкопавшаяся под принудительную школу и сделавшая содержание ее почти ничем». Престарелый художник устал. Этому, впрочем, удивляться не приходится ибо, по образному выражению Маркса, то была пора цензуры, пора господства казармы, бивуака, сабли и винтовки, усов и солдатских мундиров, — пора, когда сабля и винтовка судили и управляли, опекали и цензуровали общество. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками).
В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Двадцати девяти лет от роду Жан-Клод приехал в Марсель и обосновался там, занявшись стекольным делом (1767).
Его вдова, также уроженка Антрево, намного пережила его. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Иными словами, ежедневно пятьдесят тысяч человек смотрели комедийные спектакли, слушали стихи и песни В Марселе в ту пору жили двести пятьдесят тысяч человек, значит, у Льва Толстого были все основания говорить, что пятая часть населения этого города ежедневно пополняет свое образование, «подобно тому, как в амфитеатрах пополняли свое образование греки и римляне».
Он был также превосходным живописцем и скульптором. Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св.
его рук. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело.
Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы.
Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Каков его политический быт.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи. — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя.
Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. Именем Оноре он был назван в честь деда, выходца из Нижних Альп. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа.
Там же он и умер 14 мая 1795 года. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни.
Каково мироощущение этого буржуа. Всю жизнь художник терпел лишения. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Н. Н.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. Как рисовальщик на камне, он не имеет себе равных ни до, ни после себя, как Дюрер и Хокусаи — в области ксилографии или Рембрандт и Гойа — в офорте и акватинте. И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы.
Условимся, однако, как понимать эту живописность. В другом месте Домье нарисовал мощного рабочего-типографа, твердо вставшего с сжатыми кулаками на защиту печати от ее врагов. Сама Луиз Сильви была уроженкой Гапа, ее родители — Франсуа и Анна Агийон.
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе.
Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Конечно, нет. Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию.
Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Домье был поистине скульптором иронии. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.
Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый творческий метод художника: он начал с каркаса контурных линий, напоминающих его поздние литографии, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма. Домье провидел ту поэзию труда, которую впоследствии Константин Менье воплотил в своих бронзах.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. Эта республиканская пресса возникла в памятном 1830 г., как только выяснилось, что монархия Луи Филиппа нисколько не лучше монархии Карла X. В ноябре 1830 г. художник и издатель Шарль Филиппон основал еженедельный сатирический журнал Карикатуру, — выдержавший, кстати сказать, около 100 процессов в течение шести месяцев, — а через два года и ежедневную газету Шаривари.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. К живописи Домье рвался всегда.
«К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Эти враги — Луи Филипп и его министры.
С горечью, в которой сила страдания изгоняет последние остатки иронии, Домье изображает итог войны: уголок села, развалины, пожарище и трупы. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ).
На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. Он вылепил небольшую фигурку изображающую этого героя в бравурной позе, опирающегося на дубину, с лихо закрученными по-военному усами и в поношенном сюртуке бывшего интеллигента. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. Но это была не любительская разбросанность эстета, а широта целого производственного плана.
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). И это грозное предостережение печатника Домье сбылось.
В литографском камне новая революционная печать обретала себе союзника гораздо более послушного, нежели медная гравюра, служившая Великой французской революции. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Домье не довольствуется первыми достижениями.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Домье поступает иначе он переносит центр тяжести внимания со сцены на зрительный зал, с актера — на зрителя. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра.