Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин8.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Матисс оставляет ответ двусмысленным, хотя нет никаких сомнений в напряженности между двоими. Углы комнаты даёт другим цветом. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Его звали Теодор Паллади, румынский художник, с которым Матисс поддерживал многолетнюю переписку.
С 1935 года постоянной моделью, а затем и секретарем Матисса стала его русская помощница Лидия Делекторская. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Доминика и Девы Марии. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. От карьеры присяжного поверенного его избавили аппендицит и увлечение матери росписью по керамике.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Художник Джон Питер Рассел открыл для него теорию цвета, творчество Моне, Писсаро, Дега, Ван Гога, после чего последовал период работы в стиле импрессионистов. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Все люди на картине находятся в неподвижности. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Творить он не переставал до конца.
Посетители Осеннего Салона 1905 года восприняли его в штыки из-за неприемлемой палитры и отступления от привычных канонов. Но здесь безграничное присутствие цвета смещает холст в сторону монохроматической схемы, которая повлияла на абстрактную живопись последующих 100 лет. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. В настоящее время существует в двух версиях.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах.
Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". – "Танец" написан мной всего тремя красками. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. После окончания лицея, его отправляют в Париж для получения юридического образования. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Каждый из них имел своих последователей. Снижение значения фовизма после 1906 г. и распад группы в 1907 г. не повлияли на творческий рост самого Матисса.
А. Матисс «Музыка» (1910). Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Анри Матисс. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Одновременно, будущий мастер начинает посещать курсы по рисованию, в местном училище. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. 260 х 389 см.
Холст, масло. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Холст, масло.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Картина так и называется «Вход в казба». Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. «По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Существуют лишь предположения искусствоведов. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Жил Матисс в это время трудно.
В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. 1901 год можно назвать годом становления художника. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда.
Исчезают стул и обои. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Речь идет о фовизме.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Монументальность фигуры подчеркивают ее руки и ноги, не умещающиеся в пространстве картины. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
У создания картины «Танец» своя необычная история. Зачем.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Хотя картина относительно небольшая – 25 X 36 дюймов – близко расположенный объект занимает почти всю композицию и ее волнистые изгибы "угрожают" выйти за пределы рамы. В хороводе художник смог передать пластику танцующих людей настолько точно, что и зрителю хочется присоединиться к героям картины. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Это видно и по его картинам. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым.
В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Ничем не выделялся, – рос среднестатистическим ребенком.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Тема панно — танец. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
Вытянутые формы фигуры Мулатки Фатьмы, возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, напоминают одновременно и оживший персонифицированный цветок на тонком зеленом стебле и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Если в левом панно по замыслу художника мир как бы распахнут вовне, то в правом изображен вход во внутренний двор (казба)—помещение, скрытое от посторонних глаз. В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета Соловей И. Стравинского и пишет цикл Одалиски в подражание Ренуару.
В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Такой, какой был у Матисса в его доме. Эта деятельность его увлекает и он занимается перерисовыванием открыток, копий картин. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким восточным узором, не один десяток лет украшал личную коллекцию Пикассо и теперь находится в его музее в Париже. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Хотя такие настроения кажутся противоречивыми для "бури и натиска" модернизма, Матисс был радикальным по-своему, как показывают эти десять ярких картин Матисса. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы.
Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Стайны подружились с художником. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Эта дружба в его судьбе значила многое. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911).
Тема панно — танец. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Но об этом уже сказано в других разделах. Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, вот таким образом могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Он знакомился с художниками разных стран. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В центральном полотне триптиха «Зора на террасе» Восток персонифицируется художником в образе молодой женщины, представленной сидящей в неподвижной позе, полной сдержанной медлительной грации. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Все произошло после банального приступа аппендицита, который упрятал молодого помощника адвоката Анри на операцию в больницу. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Ж. Помпиду).
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Ж. Помпиду, Париж). Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Разумеется, это иллюзия. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. Так и случилось. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
Анри Матисс (1869-1954) – художник и скульптор из Франции, лидер течения фовистов известный своими экспериментами с цветом и формой, стремлением передать через них эмоции. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Ковёр на этой картине – реальный.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Цены на его работы и интерес к ним стали расти.
Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Весь ансамбль: от архитектуры и мебели до росписей, витражей и облачений священнослужителей, – был выполнен по эскизам Матисса. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Но такие работы, как "Голубая обнаженная" – возможно, эпический образ творческого пути художника – были задуманы, чтобы существовать сами по себе, придавая основам эстетики Матисса эффект квинтэссенции.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
Другое название этой работы – «Десерт». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем. Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем. Аналогично он проектировал дизайн интерьеров для Капеллы Розарии в Вансе, построенной для монахинь доминиканского ордена недалеко от французской Ривьеры.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Доминика и Девы Марии. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. Ж. Помпиду). Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. На получаемые вопросы он отвечал просто: "Я рисую картины, а не женщин".
Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.