В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса известного портретиста из Харлема". В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров.
В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей. Золотой век портретной живописиПортреты Франса Хальса отличаются свободной манерой и живостью письма, - наряду с его бытовыми сценками, они оказали огромное влияние на художников нескольких поколений. Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. Эмоциональная насыщенность поздних полотен Хальса приводила в изумление не одно поколение зрителей и художников.
В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы. Но остались многочисленные ученики Хальса известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван ОстадеЧетыре его сына тоже стали художниками.
В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо).
Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Праздник отличался размахом и длительностью. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Художник испытал сильнейшее влияние Сезанна, примкнул к течению так называемого «брабантского фовизма», но тем не менее стал глубоко оригинальным мастером. В «Банкете офицеров роты Св. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Но для нас большой разницы в этом нет. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Умер художник в 1666 году. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Смерть Марата воспринята Давидом как героическая драма судьбы великого гражданина. То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. 1650). Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Линник). На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов.
Художник отражает момент, живое мгновение жизни. И та же поза придает образу оттенок некоторой внутренней расслабленности и вялости. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. В 1634 (совместно с гравёром Корнелисом ван Киттенстейном) и 1635 (совместно с мастером натюрмортов Franchois Elout) гг.
Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Георгия (в 1618 – 1624 гг. ) и, опять же подобно Франсу, – в харлемском «Риторическом обществе» (в 1618 – 1624 и в 1640 гг. ). До того как стать мастером, Дирк, вероятно, ассистировал другим художникам. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню.
Определённые общие черты присутствуют в творчестве обоих, но всё же главное влияние на стиль Дирка оказало искусство Виллема Бёйтевеха и Эсайаса ван де Вельде. Его образ полон обаяния и неотразимой мужской привлекательности. Сюжетная канва — собрание или пирушка членов гильдии, отслуживших трехгодичный срок, — превращает портретируемых в участников сцены, в ее действующих лиц. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике.
Адриана. В произведениях Дирка присутствуют символы, которые легко расшифровывались современной ему аудиторией: например, карты в картине «Дети играющие в карты», символизируют моральную распущенность. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Художник воспринимает их как качества, выделяющие его модель из обычной среды.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах.
Основная часть произведений художника датирована 1619 – 1654 гг. Нам остается лишь делать предположения. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Учитывая то, что художник крайне редко подписывал свои работы, можно предположить, что многие из них просто еще не обнаружены исследователями.
Закинутая голова и упавшая рука как бы застыли в вечном торжественном покое. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки.
«Друг народа» изображен в момент смерти, сразу же последовавшей за нанесенным ударом. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Правая, освещенная светом играет румянцем. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. В картине доминирует черный цвет.
Не стоит отбрасывать это предположение. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки.
Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
Лука» и «Св. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист.
Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Это портрет доктора Иоганна Шеринга, датированный 1529 годом. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им.
Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. В Голландии работало множество живописцев. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей.
Возможно, что учителем Дирка был и Абрахам Блумарт. (возможно, ранее) Дирк женился на Агните Янс, которая родила ему семерых детей. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею.
В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Потерю оптимизма в настроении, мажорности образов ни в коем случае нельзя отождествлять с упадком искусства Халса. В его творчестве случались и портреты, но главной темой его работ (преимущественно небольших по формату) было изображение весёлых компаний, сцен из быта зажиточных бюргеров, военных и артистов – танцев, занятий музыкой, попоек игр и всякого рода развлечений в караульных, тавернах и увеселительных домах. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины».
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Матфею, появляются абсолютно иные образы, наделенные индивидуальной приземленной внешностью и простыми человеческими чувствами. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Музей обладает двадцатью семью полотнами известного бельгийского художника Анри де Бракелера (1840—1888), который был племянником и учеником А. Лейса, выдающегося исторического живописца. Его темпераментное искусство пронизано горячей любовью к жизни.
Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей.
По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Серьезные, преисполненные достоинства люди, сидя за столом, спокойно обсуждают дела правления. Хальсу смешны и чужды притязания этого выскочки.
Композиция стала спокойной и строгой. Художник не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Известно, что во второй половине XVIII века картина находилась в нескольких частных собраниях в Голландии.
Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
1626 послужила одна из его дочерей. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
Особенно это утверждение относится к данному портрету. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Нам остается лишь гадать об этом. Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Учился у К. ван Мандера. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»).
Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Художник стремится к выразительности и естественности в компоновке персонажей, в передаче их мимики, поз, модных одежд. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке искрятся в бокалах.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Дальше нам остается лишь строить предположения. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Портрет Франсуа Дюкенуа создан ван Дейком в 1622—1623 годах в период пребывания в Италии. Георгия» (The Banquet of the Officers of the St George Militia Company, 1616). В 1620-1630 г. г. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
Нищета брала за горло. Адриана. Не меньшей популярностью пользовались созданные им портреты харлемских бюргеров, в которых безусловное сходство сочеталось с необычайной свободой живописной манеры, динамикой композиционных решений и колористической тонкостью цветовых оттенков.
Дирк Халс – сын фламандского суконщика Franchoijs Халса (родом из Мехелена или Малина) и Адриантген ван Гертенрейк. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Судя по всему, Дирк часто сталкивался с финансовыми затруднениями. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В конце 20-30-х гг. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Родился в 1591г., Харлем – ум.
Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Дальше нам остается лишь строить предположения.
Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Георгия». Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. В выборе сюжета он традиционен. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Георгия», 1639)» Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам.
желтого. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.
Одна из известных работ художника «Портрет семьи Эмптинн» написана в 1816 году. Художник был наделен огромным колористическим талантом. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.
Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Этим достигнуто создание законченного образа. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664)»«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес).
1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился. Он находится в частной коллекции. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.
Каждое произведение Брауера— жемчужина живописи. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). 1621, Государственный музей, Амстердам). Преступление действительно было заказным.
1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях.
Нам остается лишь гадать об этом. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Франс Халс, работая исключительно в области портрета, создает целую галерею представителей современного ему голландского общества: «Портрет Исаака Абрахамса» (Isaac Abrahamsz Massa, 1626), «Веселый собутыльник» (The Merry Drinker, 1628), «Весельчак» (The Jolly Reveller, 1628-1630), «Цыганка» (Gypsy Girl, 1628-1630). В 1630-е г. г.
Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Луки. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Кузнецов). За исключением лейденской поры Халс постоянно жил и умер в родном Харлеме.
Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. В 20-х гг. Год второй» — такова лаконичная надпись на картине.
Адриана (1627 и 1633) и св. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты.
Приехав в Харлем, учился (ок. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Ею «разорван» плоский холст. В музее можно видеть его картину «Собутыльники», замечательную нежным светлым колоритом, поразительно передающим освещение и атмосферное состояние. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли.
Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Как и старший брат, Дирк состоял в городском ополчении св. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.
Была ли она ведьмой. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Суровая тишина наполняет картину, которая звучит как реквием павшему герою.
Первое предположение напрашивается само собой. А. С. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В.
Живописная интерпретация картины превращает будничный мотив в поэтическую сцену. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Но потом его начинают забывать. Прекраснейший колорист и одареннейший скульптор, погибший в первую мировую войну, Рик Ваутерс (1882—1916) представлен в музее как живописными, так и скульптурными работами. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. В персонажах Хальса нет ни скованности, ни нарочитого позирования кажется именно здесь, в этом привычном и близком им обществе они в полной мере и со всей откровенностью выказывают свой нрав и характер.
Его фигура мощно вылеплена светотенью и уподоблена статуе. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Однако именно Халс вывел портретную живопись на абсолютно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки. С 2000 г. по 2017 г. на аукционах Sothebys было продано 5 картин Франса Халса:- «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) – 2 994 500 британских фунтов (Sothebys, 04. 12. 2013)- «Портрет джентльмена» (Portrait of a gentleman, probably the Reverend John Livingston) – 338 500 долларов США (Sothebys, 31. 01. 2013)- «Портрет Виллема Хейтхейссена» (Portrait of Willem Van Heythuysen, seated on a chair and holding a hunting crop) – 7 097 250 британских фунтов США (Sothebys, 09. 07. 2008)- «Портрет женщины с перчатками» (Portrait of a woman with gloves) – 937 000 долларов США (Sothebys, 24. 01. 2008)- «Портрет Самуэля Ампзинга» (Portrait of Samuel Ampzing, half length) – 4 668 500 британских фунтов (Sothebys, 05. 11. 2007). В двух разделах коллекции работ Франса Халса представлено 105 картин художника. Раздел 1.
Пермеке прибегает к деформации, упрощенной колористической гамме. На губах играет легкая улыбка. («Регенты госпиталя св. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Отсюда пошел термин «малые голландцы». То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. складывается зрелое живописное мастерство художника.
Хальс первым начал изображать героев жанровых сценок живыми, характерными людьми, а не "фигурами из карточной колоды". Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. В этих и во многих других произведениях интерьер проработан мало, всё внимание автора сосредоточено на фигурах, расположенных фронтально, в неглубоком пространственном слое, на переднем плане картины.
Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Обостренное живописное восприятие художника, склонность к фантазии, постоянное желание преобразить увиденное в нечто необычное сказываются и в его блестящих натюрмортах, наиболее удачным примером которых может служить брюссельский «Скат».
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года»Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме. Пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами. Ван Гог однажды заметил, что у Халса «27 оттенков черного»Халс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов имевшей хождение в 1970-1990 годах. Композиция стала спокойной и строгой. Круг сразу придает законченность портрету.
живопмсец кардинально отошел от традиционной композиции группового портрета, сделав его более «естественным и живым». К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели. Таким образом, специфичность портретов Хальса состоит в точно подмеченной индивидуальности, в жизненной силе и непосредственности образа и импровизационной манере письма. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.
В 1610 году Халс становится членом гильдии св. Композиция поражает строгостью отбора предметов и четкостью линейных ритмов. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Луки. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»).
Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Бурное экономическое развитие страны не только не улучшило их положение, а, пожалуй, сделало его еще более тяжелым. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. С 1627 г. художник – член харлемской гильдии Св. В начале 1620-х гг.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Прозаическая сущность этого человека проступает, несмотря на все ухищрения спрятать ее.
Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. Изменяется и колористический строй его живописи. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету.
Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». В частности, его картина «Географ» напоминает работы голландских мастеров XVII века Г. Метсю и Н. Маса.
Образ волевого, сильного человека типичен для искусства немецкого Возрождения. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Георгия» (1616). В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс. «Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы.
ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Сама живописная манера получила особое содержательное значение. А еще через год он женится. Он саркастически наблюдает человека таким, каков он есть.
Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Художник провел за мольбертом более полувека. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Портрет Малле Баббе (нач.
Его образ был бы просто неприятен, если бы огромная внутренняя сила не вызывала чувства уважения к своеобразному характеру этого человека. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. В голландском обществе утверждаются новые вкусы.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей.
Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Ян Стоббартс представлен одной из лучших своих картин «Ферма в Крейнингене», правдиво рисующей крестьянский труд в Бельгии. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины.
Вероятнее всего, это – офицер. Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека.
В «Даме с желтым ожерельем» мы узнаем его жену Нэл, примостившуюся в кресле. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.
В этот период его искусство уже получило определённое признание. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Персонажам Хальса чужда внутренняя сосредоточенность и самоуглубление, – они показаны в реакциях на окружающее, во взаимодействии с ним. Камзолы из такой ткани во времена Хальса любили украшать эмблематической вышивкой, свидетельствующей, например, о том, что сердце обладателя этого камзола принадлежит той или иной даме. юноша обучался живописи у фламандского художника и писателя Карела ван Мандера. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения.
Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг. )». В 1620-1630-х гг.
Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера.
Она воспринимается как эпитафия. Тем не менее в его «Обрученных» чувствуется своеобразная монумента л изация, пусть примитивных образов, желание раскрыть характер и взаимоотношения моряка и его подруги. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса.
Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Герой изображен не просто сидящим, но раскачивающимся на стуле, который стоит в самом неустойчивом положении — на двух ножках.
Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Луки» состоялось в очень короткие сроки.
Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Единственная картина, где супруги изображены вместе — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622). В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса).
Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью.
Луки. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь.
В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. У них было одиннадцать детей. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Халс Франс. В 1641 – 1643 и в 1648 – 1649 гг.
Но о нем лично известно немного. Первое предположение напрашивается само собой. до 1634 г. Дирк много работал в соавторстве с живописцем архитектуры Дирком ван Деленом, в композиции которого вписывал фигуры также отмечено подобное сотрудничество Халса с коллегой ван Делена Бартоломеусом ван Бассеном. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству.
c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Вероятно их было гораздо больше. Характерным примером служит картина «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian, 1633). В 1644 г. Франс Халс стал членом совета Харлемской гильдии художников. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Он не стремится к выявлению индивидуальности человека.
Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Типичными образцами являются «Домашний концерт» и «Весёлое общество в таверне», датированные соответственно 1623 и 1626 гг. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Так, его портрет Исаака Массы, написанный в 1626 году, стал первым в истории западноевропейской живописи, на котором человек сидит практически спиной к зрителю и смотрит на него, повернув голову через плечо. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". В разделе немецкой живописи брюссельского музея обращает на себя внимание блестящая работа Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553). Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы.
С его именем связан расцвет национальной живописи. В выборе сюжета он традиционен. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию.
Луки, в которой состоял до конца своих дней. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
«Марату — Давид. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню.
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Он не ставит своей целью развернуть перед зрителем широкий фон социальной жизни. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. А. С. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Пожилые дамы в черных платьях сидят вокруг черного же стола, на котором лежит единственный предмет – гроссбух приюта для престарелых. Уоллес). Картина поражает своей застывшей атмосферой.
Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Предполагают, что первые уроки живописи Дирк получил от Франса. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно.
Во время его рождения не было мира на его родине. Картины почти не заказывают. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Ее тема, возможно, навеяна картиной Рубенса «Возвращение блудного сына». «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Луки (Sint-Lucasgilde). В 1611 г., художник написал первый портрет, но широкую известность и популярность принесла ему картина «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Но для нас большой разницы в этом нет.
Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Халс много работает в жанре группового портрета. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы.
Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). (и скорее всего в период между этими датами) Халс проживал в Лейдене.
Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. В бюргерской среде самодовольное безразличие и патрицианская спесь сменили прежний жизненный напор и оптимизм. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности.
Около 1585 года семейство эмигрирует в Голландию, в Харлем, один из крупнейших экономических и культурных центров страны. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Среди них можно видеть также портрет одного из известнейших мастеров Фландрии той эпохи Адриана Брауера (1606—1632), картины которого коллекционировал сам Рубенс (в его собрании их насчитывалось семнадцать штук). Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Глубокое уважение к собратьям по профессии, понимание их исключительной социальной значимости заставят ван Дейка через несколько лет вАнтверпене создать цикл гравюр, так называемую «Иконографию» с портретами выдающихся художников своего времени.
Среди "неофитов" был и сам Хальс. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Хейтхейссен был богатым, но недалеким и крайне тщеславным человеком.
Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. С конца 1620-х гг. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
Халс, Дирк – Dirck Hals. 1630 г., Париж, Лувр).
Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все — около 1630). Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630). «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Матфей» – были обнаружены в фондах в Одесского музея западного и восточного искусства сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной Линник. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников.
Луки (Sint-Lucasgilde). Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Любопытен портрет купца Виллема Хейтхейссена, работы великого голландского художника Франса Хальса (1581/85—1666). "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. В почти недвижных позах черствых, не знающих сострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них – в еще бодрящихся, подтянутых и в тех, у кого уже иссохла плоть и как бы осталась одна только хрупкая и пугающая оболочка, – живут глубокая подавленность и оцепенение, словно регентши скованы одним гнетущим и страшным чувством – чувств бессилия и отчаяния перед лиц надвигающейся смерти.
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Марат — один из вождей Французской революции—был убит в 1793 году (по революционному исчислению во втором году) роялисткой Шарлоттой Корде. Но бывали и исключения.
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Простоватый по натуре, он стремился тем не менее походить на знатных аристократов элегантностью, которую, казалось бы, разрешали приобрести его богатства. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Точно и умело рассчитаны все движения кисти.
Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Работа Халса «Св. В руках он держит голову сатира как атрибут своей профессии скульптора.
Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Ф. Дюкенуа был его соотечественником и сверстником, жившим в Риме с 1618 года. Франс Халс (1582/1583-1666) родился в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена. В 1585 г. пал Антверпен и, подобно большинству его жителей, семья Халса бежала на север и обосновалась в Харлеме. В 1600-1603 г. г. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".
Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. В творчестве де Бракелера присутствует несомненно момент стилизации. Его сила в изображении конкретных жанровых ситуаций.
Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. – временем расцвета творчества художника. Однако заказов становилось все меньше и меньше, а оплачивались они весьма скудно. Линник). Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Его поза естественна и непринужденна. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Констан Пермеке широко известен как глава бельгийского экспрессионизма.
Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг.
стр. ) – выразительный тому пример. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Учеником Давида, жившего последние годы жизни в изгнании и Брюсселе, стал бельгиец Франсуа Жозеф Навез (1787—1863). Взгляните хотя бы на капитана роты, сидящего с ножом в руке – так, словно он собирается отрезать кусок окорока.
Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Была ли она ведьмой. Кузнецов. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. 49 картин, созданных с 1611 г. по 1632 г. Раздел 2.
Главным же становится ощущение общего искреннего веселья, соединяющего героев в цельный, сильный образ. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. 1630-х гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие.
Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш».
В ней он и умирает. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон.