— Виктор придвинул к ней футляр с картиной. — Знаменитая Цыганка Хальса. «цыганка» Хальса (Около 1628 г. ) – в числе признанных шедевров мирового искусства.
На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. На вкус Люстига, если уж эта мужеподобная «дева» и оказывалась великой, то никак не в писательстве, а в объемах ибо была грузна и неподъемна, как глыба гранита. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след.
В 1959 году две другие картины цикла – «Св. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Первое предположение напрашивается само собой.
Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Адриана. У них было одиннадцать детей. С его именем связан расцвет национальной живописи. Альза. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Как обычно.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Но бывали и исключения. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
Девушка, которая живет одним днем и рада каждому мгновению – отсюда ее раскрепощенность, которую подчеркивает художник в слишком глубоком декольте рубахи, в дерзком, задорном взгляде, полном неистребимого жизнелюбия. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными.
Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Но встретил ее снова при весьма забавных обстоятельствах. Никакого друга-реставратора у него нет. Все дело испортила сама же Сара – на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Даже если она и заявит в полицию, то дела не завести. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Нет — искусство, блестящий трюк и никакого мошенничества. «Цыганка» была написана примерно в 1628-30 году (дерево, масло).
По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Праздник отличался размахом и длительностью. В настоящее время картина находится в музее Лувр, Париж. Это прозвище она получила за демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече.
Репутация Хальса тоже была небезупречной. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов нидерландского общества – от офицерства и богатых бюргеров до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Правда, роль народной милиции была вполне декоративной – роты служили скорее клубом для зажиточных горожан.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники.
Национальная галерея. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Но в 1638 году он создал второй его портрет – с него на нас смотрит вальяжный Хетхейсен, откинувшийся на спинку кресла. Конечно, он не считал себя американцем, но ведь он приехал из Нью-Йорка.
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Была ли она ведьмой. В настоящее время картина находится в музее Лувр, Париж.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Красивое платье, лукавая улыбка – художник показал всем, как может выглядеть молодая, красивая и жизнерадостная цыганка, если её не упаковывать в чёрные одежды.
Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. Все по закону и придраться не к чему. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. 1650). Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Та уже 20 лет обитала во французской столице и мнила себя великой писательницей и «девой европейского авангарда». Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины.
Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. 2.
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Он тщательно обходил пестрые скамейки, на которых восседала столь же пестрая публика.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. 92, 2 x 80, 8.
Перед зрителем портрет молодой женщины, хитро посмеивающейся в предвкушении чего-либо. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Доре не ограничился обзорным взглядом на пещеры. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. В конце 1620-х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса.
Холст, масло. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Однако его манера абсолютно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта. Она резко отличается от других представителей своего народа. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Это одна из гравюр иллюстрирующих «Путешествие по Испании», а именно цыганские пещеры в скалах Сакто-Монте. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Весна в Париже 1925 года поражала буйством красок. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса.
Картина поражает своей застывшей атмосферой. Луки (Sint-Lucasgilde). Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. 1630 г., Париж, Лувр). Оле.
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Цыганка знает, впрочем, что славные серебряные монетки будут платой за её талант».
Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. В Голландии работало множество живописцев. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем.
А. С. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Нам остается лишь делать предположения. Необычное странное зрелище, практически все расы земного шара».
История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Ее-то и получила Хелен Фрик. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Люстигу даже вменить нечего. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно.
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо.
А. С. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Перед нами кочевница избежавшая травли вчера, а завтра ее может не миновать чаша сия. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (ок. Художник провел за мольбертом более полувека.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Вероятнее всего, это – офицер.
Портрет Малле Баббе (нач. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Нищета брала за горло. В те далекие времена многие испанские цыгане обустраивали жилье экзотическими способами, вырубая себе новые комнаты в скалах (эти своеобразные поселения существуют и сейчас). Вот это афера. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Луки.
Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса.
О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св. Но эти полотна висели в известных музеях. 1626 послужила одна из его дочерей. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Всего-то за 100 франков выкупил у дипломированного луврского копииста отличную копию «Цыганки», выполненную на старом холсте. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Дамочка в безумных ожерельях и мехах была дочкой покойного «стального короля» Генри Фрика. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись.
1630-х гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. На пароходе из Нью-Йорка в Плимут Виктор познакомился с известной миллионершей Хелен Фрик. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). Композиция стала спокойной и строгой. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций.
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками.
Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Лондон. Действительно, кого только нет. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Оле. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. И никого ни о какой подмене он не просил.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Не купишь же картину из Лувра. Дальше нам остается лишь строить предположения. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
Хелен показала Люстигу список незабвенного папочки. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Среди "неофитов" был и сам Хальс. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Он изобразил и цыганский танец. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. стр. ) – выразительный тому пример. В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд — розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши.
Хотя это групповой портрет, но отдельные персонажи написаны с яркой выразительностью: одни отличаются чувством собственного достоинства, другие – насмешливостью и т. д. Композиция портрета тщательно продумана: на общем тёмном колорите выделяются диагонали пёстрых знамен, красно-белые шарфы, белая льняная скатерть, натюрморт на столе. В 1620-х гг. Но для нас большой разницы в этом нет. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание.
Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Не стоит отбрасывать это предположение. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Лука» и «Св. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов.
Американка просила копию — она ее и получила. Все началось два месяца назад. «Цыганка» была написана примерно в 1628-30 году (дерево, масло). Словом, Виктор почти забыл о дочке коллекционера.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Старая хитана (абсолютно законченный тип колдуньи) берёт большой баскский бубен и его бронзовая кожа послушно издаёт звуки под её пальцами, в сопровождении звона медных дисков. К известным портретам художника относятся такие, как: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Мулат», «Мальчик-рыбак» и другие.
Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Вероятно их было гораздо больше. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Пожилые дамы в черных платьях сидят вокруг черного же стола, на котором лежит единственный предмет – гроссбух приюта для престарелых. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Гитары ускоряют темп и возгласы: «Хэй.
Нам остается лишь гадать об этом. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Халс много работает в жанре группового портрета. Да, Париж сильно изменился за десять лет, что он здесь не был. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.
Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Так, широкая оранжево-золотая полоса на обшлаге рукава написана широкой кистью, энергичными мазками.