Авторство Франческо Гварди не подвергалось сомнению в отечественной литературе работа получила известность как Венецианский дворик.
Этим родом живописи занимались такие художники, как Л. Карлеварис, Б. Белотто. Впервые опубликовавший картину Лазарев (Lasareff 1925) полагал, что вместе с парной (кат. Представитель венецианской школы. – Morassi 1984). Творчество Гварди, лишенное внешнего эффекта, но глубоко лиричное, предвосхитило появление «пейзажа настроения» в живописи XIX в. В то время, как во всей остальной Италии наступает явный упадок искусства, в Венеции XVIII века, продолжающей сохранять свою государственную самостоятельность, еще блещет целая плеяда ярких и своеобразных мастеров.
Множество его рисунков выполнены с натуры, художник стремится к передаче мгновенности впечатления и движения, улавливая ритм бегущих по небу облаков, шелест волн, скольжение гондол и их зыбкое отражение в зеркальной глади каналов и лагун. рококо, также копии с картин. Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо и др. ) исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Гварди предвестником «пейзажа настроения» 19 века и одним из европейских художников 18 века, наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. Франкетти, Венеция «Вид на остров Сан-Джорджо Маджоре», 1750— 1770, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Марка в день ярмарки», Галерея Академии художеств, Вена), а также камерные пейзажи излюбленные мотивы которых — церковь и спокойная морская гладь («Санта-Мария делла Салюте», собрание Лихтенштейн, Вадуц «Мол и церковь Санта-Ма-рия делла Салюте», Галерея Дж.
17– нач. Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев. Нет полной уверенности в том, что они были задуманы как парные.
Однако поскольку парную работу правильнее датировать первой половиной 1780-х, то и данную композицию следует отнести к этому же времени. Отец живописца Джакомо Гварди (1764-1835 годы). Подписных работ Гварди сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата к ранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747 год, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному морскому пейзажу. В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора. «Точная ведута» развилась как продолжение городского ландшафта, распространенного в Голландии XVII века. В 1784 году Гварди был избран членом венецианской АХ.
В работах 1760-хгг. Его картины были, как правило, небольшими и имели вертикальный формат (мастер не стремился создавать широкие панорамные виды). Здесь краски положены мелкими мазками, фигуры людей утратили контуры, освещение рассеянное и тускловатое. Особую поэтич.
Во 2-й половине 1760-х годов Гварди создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочениго в 1763 году (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на остров Лидо и его возвращение, коронация дожа и т. п. – Лувр, Париж Галерея Академии, Вена). С 1760 руководство мастерской переходит к Франческо. пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты. Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди. И словно отвечая музыкальному термину, от которого произошло название венецианского живописного каприччо, также созданного в порыве свободного полета фантазии, звучит в них, подобно музыке, элегический настрой. Цикл панно на библейский сюжет из жизни Товии для парапета органа в церкви Архангела Рафаила в Венеции, созданный, вероятно, братом Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др.
Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. Наряду с видами праздничной Венеции Гварди писал и более камерные пейзажи с излюбленными архитектурными мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции. Различали два его типа. галерея, Лондон) и фантастич.
Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. 1760-хгг. Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо и др. ) исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Г. предвозвестником «пейзажа настроения» 19в. В 1782 Г. была заказанасерия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника рус. Его пейзажи покоряют зрителя.
1782, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ). В 1782 году ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям в жизни Венеции — приезду наследника русского престола цесаревича Павла с супругой под именем графов Северных (Вечер в театре Сан Бенедетто, Париж, частное собрание Дамский концерт в честь графов Северных, ок.
сюжеты, натюрморты, стилистически близкие европ. Сын живописца Доменико Гварди (1678-1716 годы), работавшего при императорском дворе в Вене в конце XVII – начале XVIII веков.
Подписных работ Гварди сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата к ранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному морскому пейзажу. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Франкетти, Венеция Эрмитаже, Санкт-Петербург Художественной галерее, Глазго и др. ). В XVIII веке особенно большим успехом пользовались так называемые «ведуты», то есть обширные панорамы, воспроизводящие прославленные архитектурные памятники Венеции. Однако он привнес в них много фантазии, стремясь овладеть живописными средствами передачи единства архитектуры, фигур, водного и воздушного пространств. Гварди часто изображает бушующее водное пространство. Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо и др. ) исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Гварди предвозвестником «пейзажа настроения» XIX века и одним из европейских художников XVIII века, наиболее близко подошедших к проблеме пленэра.
ГВАРДИ, Гуарди (Guardi) Франческо Лаццаро (5. 10. 1712, Венеция – 1. 1. 1793, там же) итальянский художник, рисовальщик. С 1760 года руководство мастерской переходит к Франческо. В 1782 году Гварди была заказана серия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника русского престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь "графов Северных"», около 1782 года, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ). Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699-1760 годы) и до 1760 года работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715-1786 годы). Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто. При этом он постоянно заботился о красоте живописи – характерна картина «Отъезд венецианского Дожа на обручение с Адриатическим морем».
Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др. Их расположение, такое естественное, отмечает в то же время пространственные отношения, а цвета одежд, обозначенных лишь смелыми уверенными мазками, усиливают звучность общего золотистого тона. В эти два десятилетия он писал парадные ведуты и камерные виды, не оставляя и жанр каприччо.
Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699-1760) и до 1760 года работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715-1786). ГВАРДИ, Гуарди (Guardi) Франческо Лаццаро (5. 10. 1712, Венеция– 1. 1. 1793, там же) итал. В середине 1760-х гг. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок. Неизвестно исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства.
Сын живописца Доменико Гварди (1678–1716), работавшего при имп. Гварди — замечательный мастер рисунка. Цикл панно на библейский сюжет из жизни Товии для парапета органа в церкви Архангела Рафаила в Венеции, созданный, вероятно, братьями Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др. Г. создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочениго в 1763 (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на о. Лидо и его возвращение, коронация дожа и т. п. – Лувр, Париж Галерея Академии, Вена). художников 18в., наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. художник, рисовальщик.
Вот, например, рисунок бистром «Венецианский дворик» с разнообразными по интенсивности тона отмывками, легкими, прозрачными тенями и темпераментными росчерками пера. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды. Наибольшим признанием пользовался пейзаж-ведута. Дворец дожей», Национальная галерея, Лондон) и фантастических пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс и др. ).
В 1784 Гварди был избран членом венецианской Академии Художеств. Техника придавала изображению особую динамичность, легкость, воздушность. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя.
Живописная манера зрелого Гварди отличается виртуозной свободой. В 1782 году Гварди была заказана серия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника русского престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь графов Северных», около 1782, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ). Трудность датировки состоит в том, что картина из собрания ГМИИ несколько отличается от основного ряда произведений Гварди не только своими мотивом и композицией, но и характером живописного исполнения, достаточно сдержанного, лишенного динамичных контрастов красочной фактуры, участков, написанных пастозно и жидко.
В буквальном переводе слово «ведута» означает «вид». Представитель венецианской школы. Для наиболее верной передачи перспективы они пользовались оптической камерой. Сын живописца Доменико Гварди (1678-1716), работавшего при императорском дворе в Вене в конце 17 – начале 18 века. Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699–1760) и до 1760 работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715–1786).
1782, Мюнхен, Старая пинакотека). произведениям Г. Отец живописца Джакомо Гварди (1764–1835). Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок. Дворец дожей», Национальная галерея, Лондон) и фантастических пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс и др. ). Гварди занимает особое место в этом жанре живописи. Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди. Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем.
А вот прошение ремесленников, столяров и каменщиков, поданное в 1741 году. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Яркий пример такого пейзажа — «Венецианский дворик» (70-е гг. ). В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих». Пейзаж с венецианским двориком высоко оценил Морасси, назвав его «очень хорошим произведением зрелого периода» (. кварталы.
мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. Франкетти, Венеция Эрмитаже, С. -Петербург Худож. пейзажу. престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь графов Северных», ок. В работах 1760-х годов проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции. Опубликованный Герингом лист из Музея Хорн лишь отдаленно напоминает московскую картину (Goering 1944, S. 125).
и одним из европ. Умер Гварди в Венеции 1 января 1793. Наряду с видами праздничной Венеции Гварди писал и более камерные пейзажи с излюбленными архитектурными мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры. 306. ).
Этот искусственный глаз известен как оптическая камера. Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Дворец дожей», Нац. галерее, Глазго и др. ). В работах 1760-х годов проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции.
Во 2-й пол. дворе в Вене в кон. Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения». прелесть будничной Венеции передают пейзажи Г. 1780–90-хгг. Во 2-й половине 1760-х годов Гварди создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочению в 1763 году (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на остров Лидо и его возвращение, коронация дожа и тому подобное – Лувр, Париж Галерея Академии, Вена).
пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс и др. ). Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Особую поэтическую прелесть будничной Венеции передают пейзажи Гварди 1780-90-х годов с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция и др. ).
Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок. Особую поэтическую прелесть будничной Венеции передают пейзажи Гварди 1780-1790-х годов с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция и др. ). Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж. Б. Наряду с видами праздничной Венеции Г. писал и более камерные пейзажи с излюбленными архит. Эти же открытия присущи и графич.
Он применял технику рисунка пером иногда окрашивая свои работы акварелью. С этого времени он обращается к архит. Отец живописца Джакомо Гварди (1764-1835). opera molto bella del periodo maturo.
Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди. В 1784 Г. был избран членом венецианской АХ. Эта среда во многом питала венецианское искусство имевшее широкую народную основу.
Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека). с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция и др. ). Представитель венецианской школы. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.
и мифологич. С полотном из ГМИИ принято связывать два рисунка – в собрании Хорн во Флоренции и в собрании Морган в Нью-Йорке (ранее – собрания Штирлинг, Кейр и аукцион Sothebys, 21. X. 1963, 48 Morassi 1984, I, p. 452). Подписных работ Г. сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата кранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному мор. 18вв. С 1760 года руководство мастерской переходит к Франческо. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско.
Франкетти, Венеция Эрмитаже, Санкт-Петербург Художественной галерее, Глазго и др. ). Трудовой люд Венеции – рабочие мануфактур, гондольеры, рыбаки, грузчики, перевозчики. Пейзажи художника всегда ассоциируются с ностальгическими чувством ухода в прошлое славных дней расцвета ее истории и искусства.