Световой эффект почти тот же. Что за поэзия натюрморт первого плана в средней картине: эта кружечка итальянского фаянса с нарциссами и стакан с колокольчиками (здесь эти летние цветы имеют смысл подношений, сделанных "образу" они как бы находятся "вне" картины). В 1481 Гус совершил путешествие в Кёльн.
Св. Это впечатление усугубляется холодным светом, освещающим эту обитель смерти. Рядом Мария Магдалина, судорожно сжимающая пальцы и мужественный Никодим. Под их темными скелетами круглятся мягкие оливково-зеленые бугры.
Группа картин, написанных темперой (Павия, Мюнхен, Толедо), также может быть приписана ван дер Гусу. В свои композиции, несколько условные по построению пространства и масштабным отношениям фигур, полные тонко наблюденных и любовно трактованных деталей, Ван дер Гус вводит множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, объединенных единым драматическим переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным народным типам («Алтарь Портинари»). Цвет – есть настроение и состояние персонажей. С 1465 года художник жил и работал в Генте, спустя два года он вошел в гильдию живописцев.
И вот что замечательно: сюжет алтаря чисто идиллический. музей изящных искусств). Алтарь был заказан флорентийским купцом Томмазо Портинари – и это ли не свидетельство высокого авторитета и мастерства Гуса (в Италии в те времена не жаловались на отсутствие талантливых живописцев). Картина Гуса действует как некоторые готические храмы. С присущим ему поэтическим чувством, не нуждаясь в конструировании ландшафтных мотивов, Гуго ван дер Гус находит подлинную красоту, казалось бы, в неказистых линиях родного пейзажа.
На будничных створках изображено «Благовещение» в технике гризайля. В стакане семь цветков водосбора – боль и глубокое страдание Марии (Семь скорбей Марии).
Из нее мы узнаем, что художник страдал тяжкой душевной болезнью. Надо сказать, что Гуго ван дер Гус постоянно ищет новые композиционные приемы. ГУС (Goes) Хуго ван дер, нидерландский художник. Постепенно к нему подкрадывается душевная болезнь. Около 1475 г. или чуть позже, он поступил в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя.
На правой створке в крут поклонения Младенцу включаются пастухи. Фигуры апостолов образуют беспокойное в своем ритме окружение. Над ними высятся мощные и грубоватые фигуры их небесных покровителей: святого Фомы (Томмазо) с копьем и святого Антония Аббата с четками в одной и колокольчиком в другой руке. На правой створке написана супруга заказчика – Мария Портинари в облегающем фиолетовом платье, в бургундском головном уборе и ее маленькая дочь Маргарита, девочка с белокурыми волосами, трогательная в своей детской серьезности, так же, как и мать, одетая в строгое темное платье. Большой триптих, заказанный флорентийским купцом Томмазо Портинари для ц. св.
Очевидно, его роль в этих работах была ведущей ибо по сохранившимся документам он получил большую плату, чем остальные художники. Тема торжества, вначале почти приглушенная печалью богоматери, захватывает зрителя. Но вместе с тем в работах главных мастеров этого периода — Хуго ван дер Гуса и Ганса Мемлинга — звучат новые мотивы.
Иисус Христос родился ночью в пещере (вертеп по-старославянски). Около 1475 г. или чуть позже, он поступил в августинский монастырь Рооде близ Брюсселя. Их движения, жесты, мимика непроизвольны в выражении скорби и вместе с нестройным разорванным ритмом силуэтов создают в как бы сжатом пространстве атмосферу подлинной драмы человеческих переживаний. Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. Шотландии, Эдинбург).
Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes ок. Ее помертвевшее лицо, простой головной убор, подушки написаны бело-серым тоном. К тому же, перед нами как бы три стадии постижения чуда. Белые цветы – символ чистоты (Непорочное зачатие). Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах города в 1465 году. В смысле знаний он даже отстал от века.
Как радостное, так и трагическое переживание художник доводит до предельного выражения: скорбь апостолов в картине "Успение богоматери" (Брюгге, Музей Грунинге) перерастает в мрачное отчаяние. Его заказал в середине 70-х гг. На центральной части триптиха изображено «Поклонение волхвов». В 1474 году Гус стал деканом гильдии. Желтовато-серый пол хлева, на котором лежит младенец, круто подымается перед зрителем но этой перспективе "с птичьего полета" не соответствует сравнительно низкий горизонт.
Нидерландский художник Гуго ван дер Гус родился в Генте. Он умиленно смотрит перед собой на младенца, молитвенно сложив руки. Фигуры заказчиков подчеркнуто маленькие по отношению к Святым. Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах Гента, в 1465 году.
Все донаторы, кроме Пигелло, сопровождаются своими тезоименными святыми покровителями— святым Фомой (с пикой), святым Антонием (с колоколом), Марией Магдалиной (с сосудом с миром) и святой Маргаритой (с книгой и драконом). Из-под навеса на Младенца смотрят вол и осёл.
Этот мотив «удвоения» персонажей напоминает зрителю о том, что предшествовало сцене изображённой в центральной части композиции и как был труден путь, которым шёл к Рождеству весь Древний мир. Точка схода руки Девы Марии. Недочеты эти касаются, главным образом, взаимных пропорций между задними и передними фигурами. Застыл в глубокой задумчивости Иосиф Аримафейский.
Слева у небольшого пруда из-за группы деревьев виднеется невзрачный деревенский дом, окруженный оголенной черной рощицей. В 1477 году Хуго удаляется в монастырь под Брюсселем.
Мощный, завораживающий своим патетическим настроением и пластической силой. По небу плывут рыхлые, уже набухшие, сулящие дождь облака. Никогда так не делайте. Эгидия во Флоренции, это главное произведение Гуго ван дер Гуса и один из самых ярких шедевров XV в. (ныне – Флоренция, Уффици). Согласно преданию, по дороге в Кельн в 1481 году художник потерял рассудок он умер в следующем году так и не обретя его. В 1474-1475 он становится деканом гентской гильдии художников св. Художник занимался украшением города к разнообразным торжествам. Искусство Гуса откровенно патетично. О его юношеских годах, так же, как и о его учителях мы ничего не знаем.
В 1481 году художник побывал в Кёльне.
Тем-то и замечательна гениальнейшая картина Гуго ван дер Гуса"Алтарь Портинари" (во Флоренции в "Уффицах"), что в ней художник-поэт первый среди нидерландцев пытается решительным и последовательным образом провести связь между настроением самого драматического действия и пейзажного фона. Поклониться Иисусу в Иерусалим пришли и восточные мудрецы – волхвы: «Где родился царь иудейский ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему». С 1476 года как светское лицо он проживал в монастыре. Господство религиозных сюжетов, набожность, свойственная произведениям нидерландских мастеров, реминисценции готической традиции, которая была для североевропейского искусства столь же естественным национальным наследием, каким для Италии являлась античность, – все это не должно вводить в заблуждение. Очень хороша и декорация в средней картине изображающей поклонение пастухов Младенцу. Нежным "зябким" узором вырисовываются на фоне бледно-желтой зари макушки высоких буков.
Ипполит» (Брюгге, ц. Спасителя) того же художника. В его картине линии перспективы сходятся не где-то за горизонтом, а в самом центре композиции: он совпадает с фигуркой Младенца Христа. Золото – для церкви достойно, ладан – Богу фимиам, смирна – натирать мёртвых. Ни одна работа Гуго ван дер Гуса не подписана и не датирована. Перед нами день, весна, – нет и попытки в чем-либо означить "рождественское настроение".
Эта своеобразная традиция будет развиваться и дальше. Сюжетом для нее послужила христианская легенда, согласно которой апостолы —- ученики Христа — чудесным образом собрались вместе в последние минуты жизни Марии. Эти же черты характерны и для небольших панно «Распятие» (Венеция, музей Коррер) и «Оплакивание Христа» (Гранада, фонд Родригес Акоста).
патронами» и «Сэр Эдвард Бонкил, погоняющийся Троице» – на обороте), написанные около 1478 по заказу сэра Эдварда Бонкила, но завершенные другим мастером (Дворец Холируд, переданы в Нац. Действие разевается по кольцу и по диагонали. Около 1475 удалился в августинский монастырь Роде, где находился до смерти.
К сожалению, в последние годы художник страдал от неизлечимой. О первых двух десятилетиях жизни, об учебе и становлении художника ничего не известно. Все донаторы, кроме Пигелло, сопровождаются своими тезоименными святыми покровителями— святым Фомой (с пикой), святым Антонием (с колоколом), Марией Магдалиной (с сосудом с миром) и святой Маргаритой (с книгой и драконом). Или он был настолько выше среднего уровня, что неоткуда было взяться преемникам его.
Коленопреклонённые герои торжественно присутствуют при Воплощении Сына Божьего. В раннем возрасте ушел в монастырь. Творчеству Гуса, продолжавшего в нидерландском искусстве традиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов, напряженному драматизму действия. Томмазо изображён на левой створке с двумя своими сыновьями Антонио и Пигелло. Центральную часть триптиха объединяет сцены «Рождества» и «Поклонения пастухов», на боковых створках представлены донатор и его семья, все 3 части объединены общим перспективным пейзажем с единой точкой схода. гал.
В 1480 он был приглашен в Лувен, чтобы оценить панно «Правосудие Оттона», оставшееся неоконченным после смерти Дирка Боутса и выполнил створку с изображением донаторов для триптиха «Св. Диагональное и круговое построение (в центре). Работы многозначны, новые схемы построений.
Но явно, что и он, вслед за своими старшими товарищами, тоже сподобится просветления. Такова уникальная композиция Поклонение пастухов (Берлин-Далем), где на первом плане художник написал полуфигуры пророков, поддерживающие концы разведенного занавеса, позволяя увидеть основное действие, приподнятое, как на театральных подмостках. Искусство Гуго ван дер Гуса по достоинству было оценено современниками и на родине художника и за ее пределами в Италии его творчество, бесспорно, представляет наиболее значительное явление нидерландской живописи второй половины 15 века. Сложенные руки являются почти точным геометрическим центром. Алтарь Портинари отличается необыкновенным богатством красок и обилием световых эффектов.
Колорит с преоблалющими холодными тонами усиливает чувственную экспрессию. Сам Гус, заболев тяжелым недугом, ушел из жизни. Несмотря на терзавший его недуг, Гус не оставил свое искусство и оно не утратило творческой силы. Фоном для картин Ван дер Гуса нередко служит тонкий по красочным градациям поэтический ландшафт («Грехопадение»). К сожалению, мы ничего не знаем о Гусе, кроме довольно подробного (но тоже сути не выясняющего) рассказа о его помешательстве и смерти. Их взгляды говорят о глубоком, мучительном размышлении.
В 1468-1474 участвовал в оформлении торжественных событий в Брюгге и Генте. Любой может стать участником поклонения. Ко всем этим подробностям внимателен художник, поскольку они создают настроение картины, как и цветы в вазе на переднем плане, частично осыпавшиеся и расшитые одеяния ангелов справа и красивый, пронизанный светом пейзаж на заднем плане. На всякий случай. Здесь заметно и влияние Рогира ван дер Вейдена (особенно, в фигуре Мадонны), графический стиль которого, однако, был чужд ван дер Гусу, тяготевшему, скорее, к пластичности ван Эйка.
Особенно незабываемо лицо апостола, обхватившего обеими руками край постели, потерянного в своем чувстве безмерной душевной боли. Руки образуют стрелочку, направленную на Христа. Огненная лилия – символ мученической крови Иисуса. Возможно и то, что в нем заговорило благородное честолюбие показать Флоренции превосходство отечественного искусства.
Вероятно, художник имел возможность рисовать с натуры, о чем свидетельствует, в частности, связываемый с его именем рисунок-штудия (Париж, Лувр), выполненный с мертвого тела. Художник родился около 1440 г., умер в 1482 году. патронами на фоне сурового зимнего пейзажа – очень точна в передаче освещения. Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна. Каждый человек погружен в себя. Алтарным образам Ван дер Гуса свойственны тяготение к мужественной правдивости образов, психологическому раскрытию религиозных сюжетов («Оплакивание Христа»).
В 1474 году слава ван дер Гуса достигает своего апогея. Живопись на створках – коленопреклоненные донаторы со своими св.
Разные исследователи относят это произведение то к раннему периоду творчества художника, то, наоборот, к зрелому, близкому по времени к «Алтарю Портинари», что кажется удивительным, если принять во внимание стилистические различия этих двух работ. В своем месте мы укажем на изумительный реализм, пропитывающий эту картину во всем, что касается типов и движения действующих лиц. Наиболее значимы – диптих «Снятие с креста» (Берлин-Далем, музей и собрание Вильденштейна) и две створки органа («Яков III и Маргарита Шотландская со своими св. В монастыре продолжал заниматься живописью, работая по заказам высокопоставленных особ. Гуго ван дер Гус был наделен беспокойной, смятенной душой.
Особенно ярко эта тенденция находит воплощение в живописи Хуго ван дер Гуса. Около 1481 посетил Кельн. Передний путник в одежде пажа спрашивает дорогу у одного из пробегающих мимо пастухов.
В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т. п. ), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Центральной работой мастера и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика. Круг мысли завершился и зритель, поддавшись настроению пастухов, теперь постигает ликующий мир: мы видим парящих ангелов, поющих Осанну младенцу, холмистую весеннюю землю, городскую околицу, мирно гуляющих в отдалении дам. Преобладают холодные цвета.
В «Мадонне с младенцем» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона), отталкивающейся от моделей Боутса, острый рисунок сочетается с угловатой трактовкой деталей. Нечто подобное мы видели в дижонской картине "Флемаля", но как далеко ушел вперед от этого опыта предшественника Гуго ван дер Гус, работая над картиной, заказанной ему богачом-банкиром Портинари (представителем в Брюгге торговых дел Медичисов) и предназначенной для отсылки во Флоренцию.
В его ранних работах заметно влияние Баутса. Ложе умирающей окружили апостолы исполненные глубокого страдания. К сожалению картины, бывшее частью оформления не сохранились.
Гуго ван дер Гус – третий, после Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, величайший художник Нидерландов.
Как и большинство произведений такого рода, Алтарь Портинари представляет собой довольно большой (его размеры в раскрытом виде 249 х 574 см) триптих при этом все изображения подразделяются на два цикла, соответствующие основным положениям алтаря: с закрытыми и раскрытыми боковыми створками. В такое утро слышишь каждый звук все замерло, насторожилось, все тихо и печально. Но как только от общего впечатления мы перейдем к деталям, так сейчас же убедимся, до какой степени Гус "обожал" действительность, природу. В документах упоминается лишь «Алтарь Портинари». Неизвестно, кто были непосредственные учителя художника. С 1467 мастер, в 1474-75 декан Гентской гильдии живописцев.
Деятельность Гуго ван дер Гуса была разнообразной. Лицо Марии кажется каменным, ледяным в сравнении с тканью чепца или подушки.
Атмосфера, холодная и разреженная, передана с совершенством, которое осталось непревзойденным. Ван дер Гус не только писал створчатые алтари, но и занимался украшениями по случаю торжеств в Брюгге (1468) и Генте (1471–1472). Художник родился около 1440 г., умер в 1482 году. Общее пейзажное пространство. Богоматерь лежит на смертном ложе, покрытом синей тканью. Однако новый образ жизни не прервал его творческой активности.
Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. Небольшая картина «Мадонна с младенцем» (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) дополнена боковыми створками, написанными другой рукой и с другим настроением.
Впервые имя Гуго ван дер Гуса упоминается в документах Гента, в 1465 году. Бургундское герцогство исчезло, Нидерланды стали собственностью австрийского рода, распространившего тогда свою власть на многие страны Европы.
Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих «Поклонение волхвов» или так называемый алтарь Портинари, около 14741475, Уффици «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов», Картинная галерея, Берлин-Далем). Для творчества ван дер Гуса, — «великого мастера» наряду с ван дер Вейденом, по позднейшему комментарию Альбрехта Дюрера, — характерно введение ряда важных нововведений, таких как вновь осмысленный момументализм, специфическая цветовая палитра и индивидуальная манера письма в портретном жанре. Автором замечательного триптиха был Гуго ван дер Гус (1440-1482), один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 века. Добившись признания современников и разбогатев, ван дер Гус, неожиданно для своих сограждан, ушёл в монастырь (около 1475 г. ), где и провёл остаток жизни. Появление во Флоренции так называемого «алтаря Портинари», принадлежащего его кисти, оказало, как считается, видную роль в становлении реалистического письма, характерного для итальянского Возрождения.
Особенно волнует пейзаж правой створки: раннее утро фламандской зимы. Томмазо изображён на левой створке с двумя своими сыновьями Антонио и Пигелло. Ирисы из-за узких длинных листьев называли «мечевыми лилиями» – намёк на боль, пронзающую сердце Марии: «И тебе самой оружие пройдёт душу». Двое из них, приблизившись, опускаются на колени, лица у них серьёзные и одухотворённые. С Кристусом мы встретимся впоследствии – при изучении истории бытовой живописи, в которой он играет более важную роль но и в пейзаже он заслуживает известного внимания, хотя все, что им сделано и носит несколько вялый, безжизненный оттенок.
агент Медицейского торгового дома Якоб Портинари. Холмы, дорога, петляя, уходит в глубину. Они, простые люди, стали первыми свидетелями чуда и его вестниками. Он произвел ошеломляющее впечатление на флорентийских художников.
Другой мастер, Рогир ван дер Вейден, сосредоточил внимание на передаче многообразия человеческих эмоций, в его творчестве усилилось спиритуалистическое начало. Обращается к простонародным демократическим образам. О его жизни нам известно немного. Старик уже осознал то, что открывается его взгляду, – явление Сына Божьего. О его юношеских годах, так же, как и о его учителях мы ничего не знаем. Но, к сожалению, атрибуция этой картины Кристусу вызывает большие сомнения.
Для творчества ван дер Гуса— по позднейшему комментарию Альбрехта Дюрера, «великого мастера» наряду с ван дер Вейденом— характерно введение ряда важных нововведений, таких как вновь осмысленный момументализм, специфическая цветовая палитра и индивидуальная манера письма в портретном жанре. Перед ним стоит сосуд для вина с цветами. В «Алтаре Портинари», написанном около 1476 – 1477 годов нидерландским художником Гуго ван дер Гусом, наиболее значительным мастером из последователей Яна ван Эйка, перед зрителем оживала евангельская легенда о рождении Христа. Написанный по заказу Томмазо Портинари, купца, агента флорентийского банкирского дома Медичи в Брюгге, алтарь состоит из трех частей: центральной, где, собственно и показано чудо рождества и двух боковых створок, на которых представлены свидетели этого чуда. На левой створке портрет заказчика и двух его сыновей. На небольшом диптихе (Вена, Музей истории искусств), приписываемом то раннему, то позднему периоду творчества художника изображены сцены «Грехопадения» и «Оплакивания Христа», подобная беспокойная страсть не только драматизирует сцену «Оплакивания», но и выделяет фигуры Адама и Евы на фоне райского пейзажа. Он избирается старейшиной Корпорации гентских художников.
Возле нижнего края картины помещён сноп колосьев -- в знак того, что Христос, родившийся в Вифлееме (в переводе с арамейского – «дом хлеба»), сделался для верующих Хлебом Вечной Жизни. Разобранными произведениями и вообще дошедшими до нас образцами далеко не исчерпывается творчество нидерландцев в XV веке, а в свое время это творчество было прямо баснословным по продуктивности и высокому мастерству. Фрагмент створки с изображением донатора и Иоанна Крестителя (Балтимор, гал. Уолтерса), по своей пластической силе близок к центральной части. Вдали на заднем плане представлены сцены, связанные с главным сюжетом: на левой створке— Мария и Иосиф на пути в Вифлеем, на центральной панели (справа вверху) – явление ангела пастухам, на правой створке – три волхва на пути в Вифлеем. Круг произведений, достоверно связываемых с именем мастера, невелик. Честно говоря, я считаю, что новорожденный Иисус (он таковым не выглядит, но по сюжету он только что родился) ничем не отличается от других новорожденных.
Он жил в беспокойное время, когда Фландрия, укрепившаяся в эпоху Филиппа Доброго, находившаяся на грани катастрофы при герцоге Карле Смелом с его безрассудными выходками, пришла в состояние брожения при пятилетнем слабом правлении его единственной дочери Марии и после ее преждевременной смерти попала под власть Габсбургов. В документах упоминается лишь «Алтарь Портинари». Среди этих картин выделяются несколько произведений Петруса Кристуса (род. Нет красоты тела.
Чуть правее, по петляющей среди холмов дороге, неспешно движется нарядная кавалькада. Триптих был заказан для церкви Святого Эгидия госпиталя Санта Мария Нуова (англ. ), Флоренция итальянским банкиром, который более 40 лет прожил в Брюгге как представитель банка Медичи. Группа ангелов в сером (левый верхний угол) оказывается за пределами пространства, ограниченного яслями справа, стеной дома сзади, пастухами слева и ангелами впереди.
Уже в дарах указание на грядущую жертву и Воскресение Иисуса Христа. Момент чуда. В 1478 г. «Алтарь Портинари» был перевезен морем во Флоренцию, где он хранится и поныне в Галерее Уффици. Эти простодушные люди всем сердцем предаются торжеству.
Центральной работой мастера и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика. Он тут не для этого. Рядом стоят их святые покровители (чьи имена носят члены этого семейства).
Алтарь «Портинари». Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт («Грехопадение», около 1470, Музей истории искусств, Вена). На опушке пастухи внемлют летящему над ними ангелу. Основоположенник нового стиля. И когда мы говорили о Гирландайо, об известных нидерландских влияниях, сказавшихся на его творчестве, то в первую очередь я имел в виду именно «Алтарь Портинари» Гуго ван дер Гуса, который по своей значимости, по проблематике может быть вполне сопоставлен с наиболее философичными произведениями предшествующих поколений нидерландцев – с «Гентским алтарем» Яна ван Эйка, с работами Рогира ван дер Вейдена.
Хронология творчества ван дер Гуса не установлена и остается спорной. Абсолютно в другой манере исполнен «Алтарь Монфорт» (Берлин-Далем, музей происходит из монастыря Монфорт де Лемос в Испании). И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Резко и отчетливо видны: овеянные предутренней свежестью холм и деревенские, прижавшиеся к скале, домики, служащие фоном для картины. Появление во Флоренции так называемого «алтаря Портинари», принадлежащего его кисти, оказало, как считается, видную роль в становлении реалистического письма, характерного для итальянского Возрождения.
Так в композицию вводится активная мелодия торжества. В закрытом состоянии – Благовещение в технике гризали. Невероятно красивое, выразительное зрелище.
Когда ваша бабушка бежит за двадцатилетними вами и пытается накормить супом и надеть на голову шапочку, она считает вас именно таким вот новорожденным (нормальный сбой программы, главное, будучи бабушкой, контролировать себя), которому жизненно необходимо, а новорожденному это действительно необходимо, чтобы его согревали и кормили. Это я к тому, что положить ребенка на улице на землю – не очень хорошая идея. Сброшенная с ноги туфля указывает на Святость места: «Сними обувь твою с ног твоих ибо место на котором ты стоишь, есть Земля Святая». Цвета, как эхо, дублируют друг друга.
Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу.
Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в «Успении Богоматери» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Капители ее тоже не место там, где он ее помещает. Интересовался духовной проблематикой.
О его жизни нам известно немного. Он постоянно был неудовлетворен собой. Мятущейся душе художника чуждо было гармоничное объединение противоположностей. В «Алтаре Портинари» преломилась духовная атмосфера того переходного времени, когда в условиях еще безраздельного господства старого средневекового уклада шла интенсивная работа мысли искавшей пути в будущее. 5 мая 1467 в Генте, покровительствуемый Йосом ван Вассенхове, он получил права мастера. К сожалению, картины, бывшие частью оформления, не сохранились.
Три приближающихся величавых всадника -- волхвы, восточные мудрецы, узнавшие о рождении Христа и принёсшие Ему дары. Поклонение младенцу Христу») характерна редкая эмоциональная напряженность. В последние годы жизни страдал от депрессии, связанной, вероятно, с душевным заболеванием. Для центральной части («Рождество. На земле между ангелами лежит сноп пшеницы, символизирующий хлеб, то есть тело Христово. Но идиллия эта проникнута какими-то тайными пророчествами будущего страдания и горя. Впервые его имя упоминается в источниках Гента в 1465. Поздние произведения Ван дер Гуса («Успение Богоматери») отличаются чрезвычайной эмоциональной напряженностью и драматизмом.
Центр композиции остается незанятым. В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т. п. ), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Триптих был заказан для церкви Святого Эгидия госпиталя Санта Мария Нуова (англ. )русск., Флоренция итальянским банкиром Томмазо Портинари, который более 40 лет прожил в Брюгге как представитель банка Медичи.
Впервые также труднейшая задача передать свет неба удалась живописи вполне. Особенно привлекателен пейзаж в "Поклонении Младенцу". Слева – Святой Иосиф. Картины створчатых алтарей обретают единство, становятся монументальным повествованием, сравнимым по силе воздействия на зрителя с фресковой живописью. Художник занимался украшением города к разнообразным торжествам. Художник не подписывал и не датировал свои работы иногда, как в случае с алтарем Портинари, авторство и время создания произведения помогают установить документы.
Гуго ван дер Гус опирался на достижения предшественников и развил их дальше. Их неподвижность противопоставлена взволнованным жестам апостолов. В закрытом виде на створках изображено «Благовещение» исполненное в технике гризайли и пронизанное драматизмом: ангел, еще в полете, выказывает Марии торжественное приветствие. Между фигурой Богоматери и Святого Иосифа, за колонной, видны осёл и бык над яслями.
Художник искал новых путей для выражения чувств и идей, его обуревавших, владея богатейшим наследством, которое он получил от своих предшественников — Мастера из Флемалля (Робера Кам-пена), Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена и своего друга Йоса ван Вассенхове, Он смог проработать около пятнадцати лет. Волхвы в радости подарили дары Младенцу: золото и драгоценные благовония – ливан и смирну. В образах пастухов из алтаря Портинари и композиции Поклонение пастухов (Берлин-Далем, Картинная галерея) простодушная радость приобщения к чуду людей из народа доводится до восторженного экстаза. Около происходящего события образуется круг, подобно вращению планет вокруг солнца. Нидерландский художник эпохи Возрождения.
Он родился в 1440 году, скорее всего в Генте, где впоследствии и работал. Христос, сопровождаемый сонмом ангелов, появляется, чтобы принять отлетающую душу Марии. О начале его творческого пути и первых произведениях ничего не известно.
Его жена Мария ди Франческо Барончелли написана на правой створке со своей дочерью Маргаритой. И пейзаж за ними абсолютно конкретен. «Пояснение пастухов» (Берлин-Далем, музей) повторяет тему «Алтаря Портинари», но дополнено фигурами двух пророков, как бы открывающих занавес. Справа – пастухи, пришедшие поклониться Иисусу. Главное произведение Гуса (и единственное, упомянутое в документах) – «Алтарь Портинари» (между 1473 и 1478, галерея Уффици, Флоренция), заказанный итальянским банкиром Т. Портинари.
Алтарная картина «Успение богоматери» создана в самые последние годы жизни Гуго, возможно, это его последняя работа. О годах его обучения ничего не известно.