Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
А. С. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету.
В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Один изображает неизвестного молодого человека его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден.
Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Среди неофитов был и сам Хальс.
Южные Нидерланды (современная Бельгия) остались преданными католицизму, Северные же, стремясь освободиться от ига католической Испании, приняли протестантскую веру. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. в Европе появляются два «новых» государства: Северные и Южные Нидерланды.
Хальс написал четыре семейных портрета. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1624 Пишет картину Улыбающийся кавалер. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Не стоит отбрасывать это предположение. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век.
На основании тщательного стилистического анализа и изучения сведений из архивов Эрмитажа, аукционных каталогов XVIII века исследователь доказала, что изображения евангелистов являются работами не анонимного русского художника XIX века, как было записано в музейной документации, а творениями великого голландского живописца XVII столетия. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. 1661 Исключен из списка членов Гильдии святого Луки за неуплату членских взносов.
Офицеры на них изображены в искусственных, неподвижных позах, лица их не похожи на лица живых людей. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой портрет. складывается зрелое живописное мастерство художника.
Нам остается лишь гадать об этом. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Хальс всего лишь следовал своему кредо: писать то, что видишь, ни на шаг не отступая от действительности. В истории мирового портрета Франс Хальс явился подлинным реформатором. В картине «У сводни» художником применительно к голландской реальности обыграна тема библейской притчи Евангелия от Луки о Блудном сыне, который бездумно проматывает наследство и прожигает жизнь в развлечениях, азартных играх и в притонах с блудницами. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужносерые, белые и чёрные.
Муж и жена держат друг друга за руки, как и подобает честным супругам, поклявшимся друг другу в вечной верности перед алтарем. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.
Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках.
Пейзажи действительно становятся «зеркалом Природы». «Величайшим магом и волшебником живописи» ещё при жизни называли Яна Вермера (1632 — 1675). На небольшом формате картины (24 х 21 см) художник сумел передать скромное обаяние героини. К подлинным шедеврам принадлежит картина Вермера «Уличка», на которой изображён типичный городской пейзаж, вид из окон дома художника. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Скорее всего, художник обходился без них.
Удивительной задушевностью проникнута «Кружевница» Вермера. А. С. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Лука» и «Св. Конец 1650-х и 1660-е годы – наиболее грандиозная фаза творчества Рембрандта.
Картина поражает своей застывшей атмосферой. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. «Банкет офицеров роты св. Адриана».
В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. В эрмитажном мужском портрете при всей импозантности фигуры, даже некоторой чванливости прослеживается усталость и грусть.
Нам остается лишь делать предположения. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Скорее всего, они богаты и вполне счастливы в маленьком мире своей семьи. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.
Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Негоцианты привозили оттуда пряности, кофе и – чернокожих слуг. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Он строит их максимально ясно и чётко. Широко задуманная живописность контрастов светотени сообщила при этом картине романтический характер, породив и ее условное название – «Ночной дозор».
Картина воспринимается не как тщательно задуманный по композиции групповой портрет, а как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Наконец, Хальс вносит в портрет ярко выраженное эмоциональное начало.
Замечателен и колорит картин. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Исполненная в результате этого заказа картина (1642, Амстердам) не удовлетворила заказчиков и осталась непонятой даже художественными кругами.
Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. Ян Вермеер «У сводни» Автопортрет является частью картины живописца «У сводни». Обрамленное шляпой лицо его выражает самоуверенность.
Исполненная в результате этого заказа картина (1642, Амстердам) не удовлетворила заказчиков и осталась непонятой даже художественными кругами. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Оно хотело искусства реалистического, но более поверхностного.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. В конце 20-30-х гг. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. У них было одиннадцать детей. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
В его произведениях высокопоставленные заказчики держат себя так же естественно и свободно, как и простые люди, не заботящиеся об изысканности манер а его герои из низов общества менее всего чувствуют себя униженными и забитыми – это веселые жизнерадостные люди, обладающие полнотой человеческого достоинства. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по нескольку дней), младшие почтительно молчат. Проблема светотени по-прежнему владеет вниманием мастера. В ранних групповых портретах Хальс во многом еще следует старой традиции: строит композицию в виде спокойной горизонтали, в расстановке фигур у него еще относительно мало разнообразия и т. д. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. 19 в. Некоторые детали художник тщательно прописывал, другие лишь намечал его крупные, темпераментные мазки то густо покрывали холст, то ложились так жидко, что сквозь краску просвечивал грунт. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Его интерьеры не перегружены множеством второстепенных деталей, в них нет ничего лишнего. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Все предметы чинно расставлены на столе.
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Мать, дитя, даже колыбель – чисто голландские типы XVII века.
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Глубокое содержание рембрандтовского искусства последнему было недоступно. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Однако, если спрос на его картины внезапно падал, ему грозило полное разорение.
Так, например, картина Франса Хальса «Урок анатомии». 1662 Обращается в городской Совет с просьбой о назначении ему пособия, получает ежегодную пенсию в 200 гульденов. Праздник отличался размахом и длительностью. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней».
Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. В голландском обществе утверждаются новые вкусы.
Получает от городского Совета три телеги торфа для отопления дома в зимние месяцы. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени.
Так, например, картина Франса Хальса «Урок анатомии». Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) — участники масленичного гулянья. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. «мёртвая природа»).
Их интересовала окружающая обыденность, естественность жизненных ситуаций. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Композиция стала спокойной и строгой. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху.
Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н. Она же придает ей редкую жизненную убедительность. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.
Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. В его произведениях высокопоставленные заказчики держат себя так же естественно и свободно, как и простые люди, не заботящиеся об изысканности манер а его герои из низов общества менее всего чувствуют себя униженными и забитыми – это веселые жизнерадостные люди, обладающие полнотой человеческого достоинства. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин.
Сложность композиций и пафос сменяются тяготением к простоте. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов.
С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерландов ещё в XV в. В 30-х гг.
Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого".
Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов. Оно хотело искусства реалистического, но более поверхностного. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Портрет Малле Баббе (нач. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни.
Здесь нет главного героя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме – здесь был крещен третий сын Хальсов, Дирк. «Урок анатомии» одним ударом проливает на талант Рембрандта полный свет, подобный тому, каким Рембрандт осветил действующих лиц этой картины.
Многие офицеры непосредственно обращаются к зрителю взглядом или жестом. Первое предположение напрашивается само собой. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия.
Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Например, в «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» (1627) в центре стола расположился капитан. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Этот разрыв с буржуазной средой сказался со всей определенностью в связи с заказом мастеру большого группового портрета гильдии амстердамских стрелков.
Ок. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм.
Наиболее популярной в протестантском изобразительном искусстве стала портретная живопись. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки. Нищета брала за горло. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Луки.
На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Дальше нам остается лишь строить предположения. Халс много работает в жанре группового портрета. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Все присутствующие — равноправные участники праздника.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Вслед за многочисленными групповыми портретами стрелков появляются аналогичного характера группы представителей тех или иных торговых цехов, корпораций медиков (так называемые «анатомии»), руководителей богаделен.
Дети тоже выглядят вполне довольными жизнью, лица у них немного шаловливые и добродушные. Рядом с ними стоят их дети – мальчик и девочка. Семейные портреты Протестантская церковь приветствовала многодетные браки, считая, в отличие от католической церкви именно их, а не воздержание, краеугольным камнем общественной морали. Государственной религией стал кальвинизм.
Вероятно их было гораздо больше. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. «Банкет офицеров роты св. Мы ничего не знаем о людях, которые смотрят на нас с картины. «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета.
1650). Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Рукав Улыбающегося кавалера написан Хальсом с большим мастерством.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Голландские бюргеры — новые хозяева жизни — хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем об их материальном достатке и высоком положении в обществе. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные.
Но одновременно он словно забавляется своим положением портретируемого. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. Популярным в голландской живописи XVII в. становится и пейзаж. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
Первое предположение напрашивается само собой. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Дальше нам остается лишь строить предположения. 1648 (вверху).
1666 Умирает 29 августа в возрасте 84 лет. 1582 Родился в Антверпене, в семье портного Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик. Композиция стала спокойной и строгой. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса.
В данном случае перед нами Семейный портрет на фоне пейзажа, ок. 1626 послужила одна из его дочерей.
Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Круг портретируемых в произведениях художников 15 – 16 вв. Стоящий у края стола рядом с почтенным полковником нарядный щеголь — знаменосец. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им.
Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Хальс прожил всю свою жизнь в Харлем. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". В Голландии работало множество живописцев. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Наступивший период был благоприятен для развития искусства Рембрандта. Колорит становится горячее.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков чёрного цвета. Художников, работавших в этом жанре, называют малыми голландцами (Ян Стен (1626 — 1679), Питер де Хох (1629 — 1684), Герард Терборх (1617 — 1681), Виллем Хеда, Питер Клас и др. ), в отличие от тех, кто работал в больших форматах, а также от Рембрандта и Ф. Халса. В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойдённые мастера натюрморта (фр. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
Особое место в его творчестве занимают женские образы: «. В картине доминирует черный цвет. На рубеже XVI-XVII вв. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
Колорит его картин становится почти монохромным. 1612 Принят мушкетером в стрелковую роту святого Георгия.
Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Этот пафос возник в результате становления национального и социального самосознания всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Именно в те годы Голландия начала активно осваивать заморские земли.
Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки).
Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. В 20-х гг. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые).
Она показывает принесённую с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Наконец, Хальс вносит в портрет ярко выраженное эмоциональное начало. «Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить.
Георгия». К хозяйке только что подошла её служанка. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету.
По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Институт семьи пользовался большим уважением в голландском обществе. Принесший славу Рембрандту "Урок анатомии" был во многом произведением новаторским. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Действительно, свет в картинах Вермера (их сохранилось около 40) едва заметно скользит по стенам и фасадам домов, поверхностям предметов, обтекает фигуры, переливаясь сотнями тончайших оттенков. В картине доминирует черный цвет.
Матфей» – были обнаружены в фондах в Одесского музея западного и восточного искусства сотрудником Государственного Эрмитажа Ириной Владимировной Линник. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
Адриана. Если бы не белый воротник его камзолъчика, он совсем потерялся бы на темном фоне деревьев. Это – один из самых мажорных портретов Хальса.
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Нет никакого сомнения, что такие кружева могли делать лишь самые искусные мастерицы и стоили они, вероятно, целое состояние. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. 1615 Анетmе умирает после рождения второго сына. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.
Она же придает ей редкую жизненную убедительность. В его произведениях нет занимательных, остросюжетных рассказов или подробных характеристик действующих лиц. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. Но как различны при этом их форма и фактура.
Франс Халс (между 1581 и 1585, Антверпен – 1666, Харлем), голландский художник. Франс Халс принадлежал к числу именно таких художников. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. Эти качества одинаково проявляются как в портретах, так и в библейских композициях. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Принесший славу Рембрандту Урок анатомии был во многом произведением новаторским.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.
Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к XV в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и учёных обществ). С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Они заняты очень важным делом и только зритель заставил их всех повернуть головы и взглянуть на вошедшего.
Вероятнее всего, это – офицер.
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Учился у К. ван Мандера.
Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Здесь царит порядок.
Заказчиками художников выступали купцы, врачи, учителя, проповедники, ювелиры, граверы, мелкие ремесленники и даже крестьяне. Смеющимся, кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. Хальс прожил всю свою жизнь в Харлем. В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Вслед за многочисленными групповыми портретами стрелков появляются аналогичного характера группы представителей тех или иных торговых цехов, корпораций медиков (так называемые «анатомии»), руководителей богаделен.
Задор юности исчезает из его творчества. Глубокое содержание рембрандтовского искусства последнему было недоступно.
С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. 1611 Женится на Анетъе Хармансдр в том же году рождается их первый сын Хармен. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
Лазарев). "Урок анатомии" одним ударом проливает на талант Рембрандта полный свет, подобный тому, каким Рембрандт осветил действующих лиц этой картины. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь.
Отрадно и то, что эти национальные творения (за немногими исключениями) не покинули своей родины. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Однако художник, находясь в жестких рамках, сумел проявить своё мастерство. Принесший славу Рембрандту «Урок анатомии» был во многом произведением новаторским.
В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» — одно из лучших произведений художника. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Виппер). В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
Широко задуманная живописность контрастов светотени сообщила при этом картине романтический характер, породив и ее условное название – «Ночной дозор». Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. 1591 Семья Хальсов переезжает в Харлем. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им.
1642 Помещает своего умственно неполноценного сына Питера в лечебницу для душевнобольных. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов.
Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. 1630-х гг., Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Золотисто-желтые и красные тона в нем доминируют.
Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. С его именем связан расцвет национальной живописи. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Большой холст поражает необычно светлым, чуть холодноватым колоритом, он полон серебристого дневного света и воздуха. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Искренность чувства не нарушается исканием внешних эффектов. Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер. стр. ) – выразительный тому пример. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Художник провел за мольбертом более полувека.
В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен.
Сюда не проникают шум и суета городской жизни. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы).
Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. «Нейтральные» по эмоциональной характеристике образы у него редки, его герои улыбаются, смеются, жестикулируют, они живут, действуют.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний. Наиболее известным портретистом этого времени стал Франс Халс (между 1581/85 — 1666).
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Вероятнее всего, это – офицер. Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Созданный в это время групповой портрет «Синдики» (старейшины суконного цеха, 1662, Амстердам) заслуженно считается одной из вершин творчества Рембрандта).
Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Мандер называл алкоголизм "повальной болезнью голландцев". Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке.
Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Здесь нет главного героя.
Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего». Нарушительниц этого указа ждала суровая кара "вплоть до отлучения от церкви и Святого причастия". Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.
Настроение веселого праздника объединяет всех и оно находит свое отражение у Хальса и в мимике людей и в радостном звучании красок Любой из изображенных — яркий жизненный тип.
С его именем связан расцвет национальной живописи. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Особенно это утверждение относится к данному портрету. 1664 Пишет групповые портреты, регентов и регентш харлемского приюта для престарелых. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада».
Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного». Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса кавалера). Синдики в шляпах с широкими полями и слуга расположены вокруг двумя треугольниками.
Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Но для нас большой разницы в этом нет. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
Праздник отличался размахом и длительностью. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра.
Хальс сделал объектом портретного искусства представителей всех слоев общества. 1610 Вступает в Гильдию мастеров святого Луки.
Портретная характеристика изображенных отступила на второй план перед динамичностью сцены. Адриана». Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
С уверенностью можно сказать, что Хальс был знаком с популярной в ту эпоху книгой Аликати Эмблематика, в которой обвитый змеями жезл бога Меркурия обозначал латинский девиз Virturi fortuna comes (Удача – спутница мужества). Была ли она ведьмой. Ряд работ Халса 1616—1620 гг.
Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка.
1639 Создает последнее полотно, посвященное городской милиции, – Офицеры стрелковой роты святого Георгия, – включив в нее свой автопортрет. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
Но для нас большой разницы в этом нет. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Взгляните хотя бы на капитана роты, сидящего с ножом в руке – так, словно он собирается отрезать кусок окорока.
Слуга-негритенок – очень точная и характерная примета времени. Исключительная сила образов, простота замысла интенсивность горячего колорита и размах живописной фактуры составляют основные особенности этого периода. Наконец, Хальс вносит в портрет ярко выраженное эмоциональное начало. 1617 Женится на Лисбет Рейнер. Молодая девушка сидит за столиком, на котором разложены предметы рукоделия. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку.
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. Но бывали и исключения. У современников его искусство не получило особенно широкого признания. Хальс первым начал изображать героев жанровых сценок живыми, характерными людьми, а не "фигурами из карточной колоды". Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
1630 г., Париж, Лувр). Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист.
Оно становится сосредоточенней, уравновешенней и еще глубже. Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. Вполне вероятно, что в свое время они существовали, а потом просто были выброшены за ненадобностью или утеряны. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Портретная характеристика изображенных отступила на второй план перед динамичностью сцены. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже.
Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Религиозная по характеру тематики, но чисто жанровая по трактовке сюжета, эрмитажная картина «Святое семейство» (1645) чрезвычайно характерна для этого времени. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними.
Праздник отличался размахом и длительностью. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Пейзаж, на фоне которого написано добропорядочное семейство, принадлежит кисти Питера Молейна (1595-1661) известного харлемского пейзажиста, довольно часто работавшего в творческом тандеме с Хальсом.
Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» — «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передаёт сущность жанра. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Адриана. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.
Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса.