Для распознавания идей мастера при создании гробниц Медичи необходимо применить обычную интерпретацию и понятие о воплощаемых в жизнь персонажей. Дальнейшие строки создают образы и характерные особенности гробницы Лоренцо Медичи, передают образ Мадонны с младенцем, намечаемые в первоначальных, в итоге не воплотившихся в реальности, набросках. Во Флоренции, в церкви Сан-Лоренцо находится знаменитая гробница Медичи, созданная Микеланджело Буонарроти.
Последующие строки гимна повествуют об аллегориях гробницы Лоренцо Медичи, о Мадонне с младенцем и о запланированных аллегориях из первых эскизов, которые в итоге не были выполнены. Гробница семейства де Медичи.
Рядом с ним стояла капелла Медичи. Последние— намёк на непрерывное течение времени. Сама часовня стала их мавзолеем. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. На самом деле Медичи похоронены в склепе. Фигура «Дня» заслуживает внимания, так как удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы.
Сикста, покровителя рода Ровере расписаны Рафаэлем дворцовые комнаты (станцы) апартаментов папы в Ватикане, папой был избран Лев Х (понт. Работа сделана очень тщательно. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Развернулась целая идеологическая дискуссия вокруг гробницы Медичи.
Длясовременников это было гениальное творение Микеланджело, оновызвало огромный резонанс. Это проявилось и в его «Рабах» и особенно в «Пьете Ронданини», хранящейся в Милане.
Онадолжна была войти вансамбль гробницы папы ЮлияII. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбин Аллегорические фигуры нa гробнице пepвого называются «Вечер» и «Утро», втopого — «Ночь» и «День».
В церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) Новая Сакристия выглядит как свободный куб, который увенчан сводом. Нет покоя «Ночи».
Когда вы смотрите наголову Дня, вамкажется, чтоона сделана художником начала XXвека. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию.
Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534). Существенной помехой для завершения гробницы папы Юлия II Микеланджело был новый заказ папы Льва X. Если Юлий II отрывал Микеланджело от скульптуры и приказывал заниматься живописью, то новый папа повелевал ему стать архитектором и закончить фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, где были погребены его отец, дед, прадед и многие другие представители дома Медичи. Издесь была нужна рука Микеланджело, гений Микеланджело.
Через нас какбы проходят эти соединенные временные константы. Сначала появился вестибюль, затем зал для рукописей, где их можно было хранить и читать. Тоже можно сказать олюбой скульптуре изгробницы Медичи.
Конечно, все это очень условно, но, тем не менее, общий настрой организовывает собой целый ансамбль. Он прожил долгую жизнь – почти девяносто лет и пережил тринадцать Пап. Вестибюль высокий. Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519 – 1520 годах во Флоренции. Онписал вразных принятых тем временем манерах, носамой любимой его формой был сонет.
На почетные места должны встать усыпальницы папы Льва Х и его собственная. Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Тамочень сложно устроен свет, точнее, тамнет света.
Внутри гробницы Медичи нет ничего, чтосделано лучше илихуже. Это будут два сильных молодых человека, преисполненных величавого спокойствия.
Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи). Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами. Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен. Наалтарной стене– Нил, Богоматерь смладенцем имальчик, вынимающий занозу.
Ему пришлось с большими трудностями строить новую дорогу от каменоломен к морю, частью на сваях, через горы и болта. Нижние пилястры и карниз воспринимаются кaк рамы скульптурных гробниц. В композиции капеллы Мадонна играет очень важную роль. На Микеланджело завершилось самое грандиозное из известных истории восхождений человечества к высотам духовности и искусства, называемое Ренессансом или Возрождением. Нет, этонеготика. Такизобразить своего любимца, вольно илиневольно увидеть его финал ипоказать намего.
«Мальчик, вынимающий занозу»– этоситуация имгновение. Выдающееся произведение Брунеллески так и не получило достойной оправы.
Почему. Он спокойно и собранно смотрит в левую от себя сторону (Рис. 8). Мадонна погружена в глубокое тяжелое раздумье.
Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо.
Он предложил создать в строящейся новой ризнице церкви ансамбль надгробий для недавно умерших членов семьи: Лоренцо, сына Пьетро Медичи (старшего брата Льва Х) и Джулиано, младшего из сыновей Лоренцо Великолепного, — ничем не знаменитых, кроме родовых имен: Лоренцо и Джулиано. Этоабсолютно особая организация пространства исней очень трудно сопоставить что-либо. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Этот факт доказывают письма, дневники и особенно стихи Микеланджело. На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера».
Не этих конкретных людей изображал скульптор над их саркофагами. Разделенный на два этажа раскрепованным карнизом и мощным аттиком, фасад завершался небольшим фронтоном. Итак, увас появляется ощущение, чтовы стоите наплощади, перед зданиями. Он оплакал в ней гибель свободы родного города.
Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны). Для выполнения своей удивительной облицовки мрамором инкрустированные цветным мрамором и полудрагоценных камней, в Hardstone мастерской Великого Герцога, Opificio делле Pietre Дюре был создан. Одну стену занимает алтарь. Далее, чем в него, туристов не пускают. Ивозникает образ порывистого рыцаря, святого Георгия Победоносца– Джулиано.
С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. Вто время заказ гробницы небыл особенно распространенным явлением. День словно сбольшим трудом поворачивает кнам голову, поворачивает кнам свое лицо. Ноэто Микеланджело делает Брута. УМикеланджело каждая часть равна целому иливкаждую часть вложен весь гений замысла ихудожественного целого. Склоненная голова «Мадонны Медичи», ее скорбный, направленный «в никуда» взор полон той же грусти, той же печали, что и вся Капелла Медичи.
Всевнимание врассказе сосредоточивается вокруг этих фигур. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. Работы были начаты в 1521 г., но смерть папы Льва X остановила работу. Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания.
Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Вазари писал: «Всеблагой Правитель небес милосердно обратил свои взоры на землю, увидел тщетную нескончаемость стольких усилий, бесплодность пламеннейших попыток, людское самомнение, еще более далекое от истины, чем потемки от света и соизволил, спасая от подобных заблуждений, послать на землю гения». Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яpycа и дает кессоны купола в перспективном сокращении.
Мы же хотим остановиться на скульптурах Лоренцо и Джулиано и затронуть проблему «идеального портрета». Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков. Отгробницы много осталось разных фрагментов: такназываемые «Пленники», которые находятся вЛувре и, конечно, замечательная скульптура Моисея вПетроверигской церкви вРиме.
Этоаллегории времени, которые Микеланджело предлагает нам валтарной стене, которые он предлагает нам подпортретами герцогов. Какое оно мощное, прекрасное, ноэта фигура какбы отвернута отнас.
Какон хорош собой, какпорывист, какон прекрасен физически. В 1523 г. папский престол вновь вернулся к роду Медичи. С одной стороны располагается алтарь. Авот если вы его обойдете ипосмотрите нанего сдругой стороны, неожиданно картина меняется.
Сжатые, стиснутые нишами, фигуры вызывают впечатление напряженности и беспокойства. В церкви Сан Лоренцо погребены члены семьи Медичи. Емуненужны Медичи, оних нелюбит, оннелюбит папу, онлюбит республику. Храм внутри украшен работами Донателло.
Себастьяно дель Пьомбо, венецианский художник, друживший с Микеланджело, говорил, что «колени этой статуи стоят больше, чем весь Рим». С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших шедевров эпохи Высокого Возрождения –«Капелла Медичи» — скульптурный ансамбль, выполненный Микеланджело и расположенный в так называемой Новой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо (фамильной церкви семьи Медичи) во Флоренции. За каждым саркофагом в стене ниша. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены. Внутренне протестуя против гнетущего христианского пессимизма, создает картину "Леда, ласкаемая лебедем" (1529-1530), язычески смелое по духу произведение.
Попытка примирить христианство с античной философией и христианские символы с античными. Воплощение замысла Микеланджело по созданию Капеллы Медичи должно было стать свидетельством не только могущества этого рода, но и «зеркалом всей Италии». Есть, конечно, египетские пирамиды, ноих оставим встороне. К ней обращены сидящие в своих тесных нишах статуи Джулиано и Лоренцо Медичи. Несколько позднее Микеланджело начал сооружение капеллы Медичи при церкви Сан Лоренцо.
Художник показывает равноправие античных божеств и христианских. Этонеразличимое лицо. Каквнастоящую иподлинную гробницу, внее входа сулицы исплощади нет. «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен.
Фотография подтверждает сказанное выше. Мальчик важен в общем замысле ибо он – мгновение внутри времени. Эта работа считается одной из самых важных и воплощенных в жизнь проектов мастера. Микеланджело все должен был делать сам. Чтоэто засоединение такое. Мадонна – ключ ко всей капелле.
Лицо Мадонны склонено к ребенку. Ничего. Авот третья фигура, представьте себе, находится сегодня вЭрмитаже.
Гробница Джулиано Медичи Композиции гробниц на боковых стенах симметричны. А что можно добавить о Медичи, покровителях «одинокого как палач» гения Микеланджело. Тут какая-то своя история, тайна. Космы и Дамиана (покровители Медичи). Микеланджело хорошо ответил вот таким образом поводу, наэто недоумение.
Вечер, немолодой мускулистый мужчина, с уставшим видом готов отойти ко сну. Именно к ней обращены фигуры Джулиано и Лоренцо. У противоположной стены стоит гробница Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. Всех поражает какая-то несогласованность втом, какизваяно тело День. Эта мысль занимала тогда многие умы. Архитектурная композиция капеллы Медичи носит беспокойный, напряженный характер.
Ведь вместить представление обэтом вголове своей невозможно. Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. в дальнейшем мы сделаем такую попытку — проследить стилистические изменения в творчестве Микеланджело на примере его «Пьет».
1643 г. была уничтожена Сюбле де Нуайе за чрезмерную сладострастность. Весь ансамбль проникнут ощущением неуверенности и беспокойства. Конечно идляего современников это тоже было несовсем обычное творение. Одни части выпирают вперед, другие уходят назад, карнизы ломаются, членения сдваиваются. Визуально тяжелые изваяния кaк будто хотят выйти из своих apxитектурных «рам», c трудом удерживаясь нa покатых крышках саркофагов. Складки ее одежды создают напряженное ритмическое действие и связывают ее со всей архитектурной формой. Итолько тогда вы попадаете вгробницу Медичи, сотворенную Микеланджело.
Для них он воспользовался скульптурными фигурами в натуральную величину. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Все у гения существует как в жизни – одновременно и многообразно. В годы создания гробницы Италию раздирали война между Карлом V и Франциска I и две статуи воинов, дополняя друг друга, превозносили выдающуюся роль Лоренцо, как мудрого политика, многие годы поддерживавшего мир и равновесие между государствами Апеннинского полуострова, не прибегая к иностранному вмешательству.
кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII (с одобрения папы Льва X, второго сына Лоренцо Великолепного) поручил Микеланджело постройку капеллы и гробниц Медичи. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов.
В них похоронены пpaвнуки Козимо Старого. 5. Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям. Одна стена какбы алтарная, онадругая.
Скажу лишь, что именно меня привлекло в этой гробнице. Обе фигуры усталы и меланхоличны.
В 1418 году Медичи решили полностью его перестроить и поручили это Филиппу Брунеллески. Имы включаемся вэтот поток времени. Адляитальянских палаццо (идляэпохи Возрождения идляримских домов– след римской архитектуры, гражданской зодческой мысли там прорисован отчетливо) очень характерно помещать внишах различные скульптуры. Онделает купол надсобором святого Петра, онрасписывает потолок Сикстинской капеллы. Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера».
Лев Х умер внезапно, даже не успев собороваться. «Страшный суд» Микеланджело писал, будучи свидетелем уже иного времени. Она предназначена только для посвященных. Напротив алтаря он поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем» и окружил ее статуями св. Да и композиционно он совершенен — посмотрите — основное число — три. Место для прохода в капеллу Медичи приведет прямо в склеп.
Первоначально планировалось сооружение четырех гробниц: Лоренцо Великолепного, его брата Джулиано, погибшего в результате заговора Пацци и его внука Лоренцо – герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского (брата Пьеро и Льва X). Этоцелый ансамбль, монумент впантеоне великих людей вцеркви Санта-Кроче воФлоренции. Где то мгновение, когда утро становится днем, а вечер ночью. Поражает ее живописное решение, аименно живописно-световое. Вот, наконец, онделает образ любимого Брута. С капеллы Медичи и вестибюля библиотеки Лауренциана, в которых формы архитектуры и скульптуры выражают напряженность и скованную силу, Микеланджело положил начало пластически выразительной архитектуре барокко (по-итальянски – причудливый, странный).
Три фигуры в гробницах и три фигуры в композиции с Мадонной (малыш Иисус как бы слит еще с телом матери). Онбесконечно корил себя. Даже вкинематографе.
Это, какправило, были скульптуры богов илискульптуры покровителей. Римский Капитолий– этосоединение времен. Флоренция. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». Этомикрокосмос, который все всебе несет, всевсебе содержит– всюнадежду, всюкрасоту.
ИмяМикеланджело означает «архангел Михаил». В романский период он был перестроен и вновь освящен в 1059 году. Ее строительство началось в 1602 году и было завершено только в XVIII веке. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура – «не его специальность», – ему пришлось подчиниться.
Онсказал: «Акто видел влицо день грядущий. Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы. Этопоразительно, какможно было это сделать.
Аваш проход создает ощущение времени– этоесть время. «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий. Мать Лоренцо де Медичи, выбирая ему жену в Риме, написала о ней (о Клариссе Орсини) мужу: «Подходящая девица для нас, очень красивая и белая телом«. Что за птица на капелле Медичи. Аподними, напокатых крышках саркофагов обоих герцогов, – такаяже часть этого ансамбля. Онабыла, каксчитал Микеланджело, достойна его иравнаему. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене».
Выподходите ивидите: щека повисла, глаз– какбудтобы он после некоего паралича. Уназванного Лодовико, который вэтом году был подестой поселков Кьюзи иКапрезе, аретинской епархии, чтонеподалеку отСассо делла Верниа, гдесв. Жестоко, конечно, ночто поделаешь.
Коридор соединяет Капеллу Принцев с Новой Сакристией. Когда вы стоите внутри гробницы Медичи, товы понимаете, гдевы стоите. Жалованье превысило в 3 раза сумму, которую просил Микеланджело.
Ноон делал это ивот таким образом Брут вызывает внем особый восторг. Этогениальная скульптура.
Внем была абсолютная победа, так как он победил старого одряхлевшего Голиафа. В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице.
Онзадумал очень странное соединение скульптур. Онбыл ипоэтом, творцом псалмов. Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. О символических значениях аллегорий Утра, Дня, Вечера и Ночи сказано много. Ончувствуетего.
Вообще, м. б. Выотчетливо понимаете, чтовы находитесь наплощади, авокруг вас расположены фасады домов. ц. Сан Лоренцо Возможно оттого, что он родился в год памятного флорентийского турнира, так называемой Джостры (1475), а возможно и по природной склонности, Лев Х, переняв дипломатические способности отца, перенял и непомерную любовь к роскоши и развлечениям.
Это впечатление усиливается другими компонентами ансамбля, архитектурными и скульптурными. Этопроизведение искусства, перед которым нам должно преклоняться, которое входит всписок бессмертных.
Начинать все сначала. И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. Позже его сын, Козимо Старший, был похоронен в церкви. «Мадонна» выполняет очень важную композиционную роль во всей капелле: она объединяет статуи, к ней обращены фигуры Лоренцо и Джулиано.
За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Оникакберега реки, мимо которых постоянно течет, меняясь, этарека времени. Она означает мудрость и деловые качества. Строительство Микеланджело Капеллы Медичи относится к периоду с 1513-1534 г. На протяжении понтификата Льва X (1513-1523) политические превратности не оставляли Микеланджело. 1513-1521), Джованни де Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного.
Итак, Микеланджело эту гробницу строил очень долго, до1534года, сразными перипетиями. Чтопредставляет собой эта гробница сегодня. Правда, оно так и не наступило до сих пор.
Он все-таки позволяет себе маленькие вольности — например, необработанный камень в фигуре «Дня». Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». Этобуквально философия вкамне. Иона отвечала ему стихами.
Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза. В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв. Микеланджело создал в родном городе его малый вариант.
Капелла Медичи является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо. Однако существует только два памятника – статуя Фердинанда I и Козимо II. Он и ситуация и мгновение.
Его поза передает серьезность и чувство уверенности. Это аллегория жизни действенной. Романские черты этот храм приобрел в результате реконструкции в 1060 году. Микеланджело свои скульптуры лайковыми перчатками полировал, лайкой щенков.
На крышке саркофага находятся фигуры: сидящей «Мадонны Медичи с младенцем» в центре, Святого Космы и Святого Дамиана (небесных покровителей Медичи) — по бокам. Мадонна – ключевой образ: к ней обращены взгляды святых, на нее взирают герцоги из своих ниш. Их по его глиняным эскизам выполняли ученики. Апосмотрите напоздние вещи Микеланджело: на«Снятие сокреста» или«Оплакивание сНикодимом», гдеНикодим– этоего автопортрет. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем.
Однако в том же году кардинал Джулио де Медичи, будущий папа Клемент VII (понт. 1523-1534), внебрачный сын Джулиано Медичи и ровесник своего двоюродного брата Джованни (Льва Х) выросший в доме дяди (Лоренцо Великолепного) после убийства отца, предложил Микеланджело другой вариант работы в Сан Лоренцо. И оттого поза его неспокойна, голова стремительно повернута. Иона называется «Мальчик, вынимающий занозу».
Чтокасается четырех времен суток, оних очень много написано. Первоначально планировалось сооружение четырех гробниц: Лоренцо Великолепного, его брата Джулиано, погибшего в результате заговора Пацци и его внука Лоренцо – герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского (брата Пьеро и Льва X). На коленях лежит скипетр военачальника, на который он непринужденно опирается. Приблизительно в 1530 году, когда только утихла мстительная ярость победителей Флорентийской республики и Микеланджело получил прощение и снова принялся за работу во славу тех самых Медичи, против которых только что сражался, он создал небольшую превосходную, хотя и неоконченную, мраморную статую «Аполлон, вынимающего стрелу из колчана», также известную под именем «Давид-Аполлон» (Национальный музей Барджелло, Флоренция). Верхнее освещение— практически единственное освещение здания, как и в римском Пантеоне. «Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее.
Именно отсюда можно пройти в капеллу принцев и Новую Сакристию. Ачтоже делать искусству, если есть художник, который всю жизнь сделал, даже набудущее. Этоуникальное творение человеческого гения. Оноуходит вмногоречие. Тот же, усмехаясь, ответил: "Я купец", полагая, что Микеланджело не узнал в нем дворянина и вроде как издеваясь над таким вопросом, показывая вместе с тем, что он презирает занятия флорентийцев. Нокто может представить себе, чтоэти рабы изЛувра илиМоисей– часть какого-то ансамбля. ".
Исейчас нет смысла просто возвращаться кэтой теме. Выпопадаете вабсолютно неожиданный длявас мир. Всесуществует одновременно.
В офopмлении интepьера скульптор ориентировался нa отделку Старой сакристии, построенной пo проекту Брунеллески. Азатем, когда Микеланджело нестало именно Джорджо Вазари создал его надгробие. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Самая древняя церковь во Флоренции – это храм Сан-Лоренцо.
Богатое инкрустированное убранство было изготовлено в мастерских Великого Герцогства, преобразованные затем в Музей драгоценных камней (Opificio delle pietre Dure). Воин. Микеланджело посчастливилось при жизни получить полное признание и титул «божественный». Возле левой от входа стены расположена гробница Джулиано. Этоудивительная история такого глубокого понимания, такого уровня идостоинства отношений. Вначале Микеланджело возвёл купол и изваял несколько статуй.
Денег не хватало и Лев Х осуществил несколько финансовых проектов, два из которых: официальная продажа церковных должностей («симония») и продажа «отпущений» («индульгенций»), окончательно истощили терпение большой части западных христиан. Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. Вообще, сЮлиемII связан заказ росписи потолка Сикстинской капеллы. Прежде всего, гробница Медичи– этоархитектура.
У этого длинного помещения из серого камня светлые стены. За 11 лет Кларисса Орсини родила 10 детей, продолжая династию Медичи (что от нее и требовалось). Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу».
Так как уж если кто-то описан замечательно, тоэто вот эти вот четыре фигуры. Микеланджело окончил тoлькo двe из задуманных гробниц. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Джованни де Биччи де Медичи (Giovanni de Bicci de Medici, умер в1429) был первым из рода Медичи, который завещал похоронить себя и свою жену Пиккарду в маленькой ризнице Брунелески.
Герцог изображен как римский генерал с непокрытой головой. «Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон. Он также наполнен внутренней динамикой и напряженностью, которая согласована со всей капеллой.
Работа увлекла его.
Начал эту гробницу Микеланджело в1520году. Вход ведет в просторный зал с низким потолком, оформленный Буонталенти. Если Нил есть время бесконечное, безначальное, этотема течения времени, егоплодородия, егоплодотворности, то«Мальчик, вынимающий занозу»– этомгновение внутри этого времени.
Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. Ноя хочу сказать ободной изних, этофигура Дня. Франциска. Когда художник отказался, папа подарил ему дом. Возможно, такибыло, тоесть одной изпричин отказа папы ЮлияII отзаказа была именно эта. Скульптура Джулиано Медичи находится в неглубокой нише над саркофагом в сидящем положении (Рис. 7).
Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. А скульптор Микеланджело украсил её величайшими шедеврами мирового искусства. Онбыл ифилософом. Ноон отказался поразным причинам, абсолютно неизвестным. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Акто, правда, через сто лет будет знать, какони выглядят.
Но Собор имел и реальный результат: делегация из Москвы, приглашенная Козимо Медичи, вывезла в Россию рецепт скандинавского напитка, который впоследствии после нескольких усовершенствований в очистке стал известен как «русская водка». В 1520г. Внем быловсе. Именноон итолько он один был себе самым жестким исамым беспощадным судьей. На окнах лежат лучковые фронтоны им противостоят на аттике гирлянды. Какие чувства вызовет капелла Медичи.
Создание гробницы Медичи изначально было идеей Папы Льва Десятого (чье настоящее имя – Джованни Медичи). Изаказал эту гробницу ему некто-нибудь, апапа ЛевX, который был избран в1520году. Символам бегущего времени мучительно неудобно. Нет.
После смерти папы Юлия II (Джулиано делла Ровере, понт. Это своего рода попытка обновить христианские символы и обогатить их античным наследием. Базилика Сан-Лоренцо была официальной церковью семьи Медичи, которые жили во дворце наVia Larga (теперьvia Cavour). Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены.
Ее заполняют все гербы городов герцогства Тосканского и герб Медичи на потолке. Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, – значителен, величав и человечен. Эти работы устанавливались уже после отъезда Микеланджело из города и потому такой поворот событий весьма вероятен. Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. Этотакже был год смерти Рафаэля, вообще очень знаменательный год витальянской культуре.
Братья – и оттого надгробия симметричны. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. В момент создания скульптур для усыпальницы во Флоренции вспыхнула революция. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура — «не его специальность», — ему пришлось подчиниться. Мастер даже успел зашлифовать их поверхность.
Другие ученые утверждают, что статуи Лоренцо и Джулиано, находящиеся в ризнице, были перепутаны и истинной статуей Лоренцо является более детально проработанная статуя Джулиано, расположенная прямо напротив. Атеперь остановимся нанекоторых деталях этой гробницы. Этоудивительно. Младенец тянется к ней.
В 339 году этот кафедральный собор освятил св. Нам кажется это легко объяснимым. Надо его обходить слева направо. Разместить в таком небольшом помещении сооружение, рассчитанное на круговой обход, как он предполагал вначале (ориентируясь на композиционные идеи гробницы Юлия II) было невозможно и Микеланджело избрал традиционную композицию пристенных гробниц. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи.
Емуговорили: «Непохожи твой Джулиано итвой Лоренцо напрототип, напортрет». – «Прекрасно, – ответил Микеланджело, – акто через сто лет будет знать, какони выглядели. » Человек видит себя вобратной проекции. Ачтоже означает та площадь, накоторой мы стоим ите фасады домов, которые нас окружают. Пройдя через уютный дворик, через левый неф можно попасть в нее. В нишах, которые были предназначены для проведения портрет скульптуры Медичи, два (Фердинандо я и Козимо II) были казнены Пьетро Такка (1626-42).
Всеравно работает, какработает Микеланджело. Ноработает назаказ, наМедичи, напапу. Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. Папа, желая монополизировать гений Микеланджело, предлагал мастеру постричься в монахи в орден францисканцев (в 1524 г. ), обещал доходный бенефиций. Зодчий разместил в стенах ниши с пристенными, значительно увеличенными гробницами.
Конечно, ктобыл героем этого времени. Микеланджело изготовлял каменотёсам рабочие чертежи для каменных блоков. Онзнает, чтоони будут через сто лет. Лютер выпустил «Тезисы», папа в ответ – буллу, приказывающую сжечь труды Лютера.
Работы были начаты в 1521 г. но смерть папы Льва X остановила работу. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Лицо Дня проработано эскизно.
Так как они становятся понятием циклического времени: бесконечные смены цикла– утро-день-вечер-ночь, утро-день-вечер-ночь. Тревожное настроение поддерживали и страшные, тератологические орнаменты фризов и маски на капителях. Нучто можно поделать. Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади.
Амвросий, епископ Милана. Время свечностью. Художник наотрез отказывался делать портреты. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
Ночь – спит, опираясь склоненной головой на правую руку, под левой рукой у нее – маска, возле бедра – сова. В Германии началась Реформация. В них должны были расположиться скульптуры герцогов.
Отсюда можно подняться в большую Капеллу Принцев, которая была задумана и осуществлена в значительной своей части архитектором Ниджетти (при участии Буонталенти). Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы. Кончина Льва привела в такое смятение художников и искусство и в Риме и во Флоренции, что при жизни Адриана VI Микеланджело оставался во Флоренции и занимался гробницей Юлия. Аон неможет работать иначе, чемможет работать Микеланджело.
Этобыло вечной его трагедией, вечным его терзанием– также, какигробница Медичи. В нем нет статуй, но имеются сдвоенные колонны, которые углублены в стены. Для большинства из них он выполнял различные заказы. Находится она воФлоренции исвязана внутренним переходом сцерковью Сан-Лоренцо. В 1520 г. кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII (с одобрения папы Льва X, второго сына Лоренцо Великолепного) поручил Микеланджело постройку капеллы и гробниц Медичи.
Он напоминает преисполненные внутренних сил фигуры раннего Микеланджело, но склоненная голова Мадонны, ее скорбный, устремленный в пространство взор полон той же печали, что и вся капелла. Гробница Медичи выбивается из этих двух типов. Там должны были быть захоронения шести герцогов.
Она начинается у порога вестибюля и расширяется, образуя три части. Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуждается ото сна – настоящее пугает ее. Как считают некоторые исследователи, морфология шлема указывает на то, что герцог Медичи умер, будучи не в здравом уме. Там, конечно, есть алтарь, но по стилистике (скульптуры утра, дня, вечера и ночи в довольно расслабленных позах, образы правителя и задумавшегося воина как бы в динамике) я не вижу тут религиозного, христианского восприятия смерти. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа.
Онубегал вРим изФлоренции, тамбыло огромное количество перипетий. Всесделано одинаково. Онбыл прямым учеником Микеланджело, ккоторому его отдали вобучение.
В архитектуре капеллы Медичи торжествует не находящий себе разрешения диссонанс. Асвятой Лаврентий (Сан-Лоренцо)– один изпокровителей Флоренции. Он символизирует мир, который пришел после войны. Нетсовершенно гладкой поверхности. Мужественный, энергичный Джулиано с непокрытой головой опирается на жезл командира. Под статуей герцога расположены две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер.
Именно пространства, сотворенного Микеланджело. При этой церкви архитектор Микеланджело выстроил капеллу Медичи.
Если незнать, что«Снятие сокреста»– эторабота Микеланджело, можноли догадаться, чтоее сделал художник Возрождения. Первоначальный проект (Рис. 4) предусматривал четыре надгробия, которые бы были помещены на четырех сторонах монумента кубической формы, так что архитектура захоронения образовывала бы подобие ядра мавзолея. Конечно, нельзя неостановиться нетолько наэтом удивительном цветовом исветовом решении. По сохранившихся набросках и модели фасада можно увидеть близость к классическим традициям Высокого Возрождения и творениям великого Браманте.
Легендой Флоренции были другой Лоренцо и другой Джулиано, братья — те, что покоились возле фронтальной стены. В конце концов Кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский КлементVII, задумал возвести мавзолей для некоторых членов своей семьи, Лоренцо Великолепного и его братьев, Лоренцо, герцога Урбино (1492-1519) и Джулиано, герцога Немура (1479-1516).
Он отступил от принятых ранее правил и обычаев. Она исполнена печали и скорби. но в план уже не входила пара гробниц Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, которые должны были стоять в центральной нише капеллы.
Она оставила огромное художественное наследство родной Флоренции. напротив – статуя Мадонны с Младенцем. Пышный интерьер из флорентийской мозаики выполнялся в течение почти двухсот лет. Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески. Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. Микеланджело принимал участие вреконструкции римского Капитолия.
Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. Никто невидит влицо день грядущий».
Ниши их стиснули, что вызывает у зрителя чувство тревоги и беспокойства. Если вы соедините эти три фигуры иподумаете, чтоэто такое, подумаете обовсей гробнице, товы поймете, чтосовременники воспринимали это какодно извеличайших творений Микеланджело, художника, создавшего великий синтез архитектуры искульптуры, аМедичи жаждали этой гробницы какславы своего рода. Папа и кардинал Медичи потеряли терпение и расторгли договор на постройку фасада церкви Сан Лоренцо в 1520 г. Микеланджеловские окна получили название "коленопреклоненных" ("ginnocchiati"), с консолями под подоконниками, увенчанные треугольным фронтоном, в заложенных камнем больших фасадных арках первого этажа вилл, впоследствии часто применялись архитекторами позднего Ренессанса и маньеризма. Нучто тут можно сделать. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». В них не будет портретного сходства.
Онпросто есть, непросто гений Микеланджело, весь феномен Микеланджело. Образ лишь намечен, лишь какбы проступает. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»).
Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке. Внутренняя напряженность и в то же время щемящее сомнение, предчувствие обреченности – вот что выражают все эти фигуры. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени.
Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Убирайтесь-ка вон отсюда". Этоиссеченная им Мадонна смладенцем наруках, ккоторой мы еще вернемся. Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва).
Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». Капелла представляет собой покрытое куполом небольшое помещение размеров 11х11 метров. Эторассуждение художника отом, чтоесть время игде его место внутри этого времени.
Каксоединить этовсе. Правда, он предложил Микеланджело создать фасад церкви Сан Лоренцо, незавершенный Брунеллески, дабы этот храм стал «зерцалом всей Италии» и Микеланджело с удовольствием согласился уехать в любимую им Флоренцию, где четыре года напряженно трудился пока, в 1520-м все по той же причине из-за отсутствия денег, работы над фасадом не были прекращены. Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346).
Онреспубликанец. Идти своим путем. Работа велась с перерывами в течение 14 лет. Выможете его трактовать какугодно.
Сын обедневшего дворянина, он гордился своим происхождением. Она прекрасна и внутренне сосредоточенна. Гробы, гробы, гробы — только имена усопших отличаются.
Их мощные с идеальными пропорциями тела – овеществленная истома и скорбь. Левая сторона– тутмы видим молодого человека. Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога.
У нее полукруглые крутые ступени и очень низкие перила. А скульптурные фигуры скорее расслаблены, лиричны по своему настроению. Вспомним скульптуру Брута. Давайте просто посмотрим нато, чтосделал Микеланджело.