Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) — блистательный художник, разносторонне одаренный, глубоко чувствующий и сострадающий, один из тех творцов русского Серебряного века, чей неповторимый мир притягивает, волнует нас и столетие спустя.
он стал деканом факультета в Академии прикладного искусства в Нью-Йорке, одновременно рисуя для журналов и рекламы. Большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) написан в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев». В композиции преобладает резкая ломаная ритмика. На ней экспонировалась и григорьевская «Расея», принесшая ее автору необычайно шумную международную славу. К «чистой живописи» художник обращается в пейзажах и натюрмортах извлекая из любого неприхотливого мотива богатство фактурных и колористических нюансов.
Строгановское училище), выполнил серию эскизов костюмов и декораций для неосуществленной постановки в Большом театре оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Григорьев очень интересовался фольклорной музыкой и считал ее важной для понимания крестьянской сущности. Лучшим своем портретом считал портрет М. Горького (1926, Музей А. М. Горького, Москва), с писателем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы На дне. Эту работу и автор и модель считали лучшим своим портретом. Одни листы были сделаны во множество красок, другие почти an camaieu.
С. К. Портрет весьма необычен. Объединяющая разные грани его таланта литературность — «идейность», от которой, по словам Григорьева, он страдал в своем творчестве, явственно проступает в портретах. Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922–1923), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Конёнкова (1935). Считается, что именно после поездок в Париж 1911 и особенно 1913 года начинается «настоящий Григорьев».
В 1890 был усыновлен Дмитрием Васильевичем Григорьевым. Переписка говорит о том, что Григорьев восторженно воспринимал личность писателя. Здесь совершался поворот «от ночных кафе Монмартра — в глубь русской деревни». В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика.
Прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. Вся жизнь – карнавал. Многочисленные оттенки земляной охры и представленный рядом образ кормилицы-коровы с огромным васильковым глазом расширяют значение образа, указывая на его единение с природой и в то же время с почвой, прахом. В 1926г.
В 1922 посетил Нормандию, в 1923 – Бретань, где часто бывал в последующие годы. Среди графических работ этого своеобразного цикла можно назвать, например, следующие рисунки: «Маленькие бабы», «Деревенская любовь», «Девушка с косами», «Возвращение с поля», «Кухарка и дети». Никаких политических разногласий с новой властью у него не было. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают. Масштабный цикл картин и рисунков «Расея», впервые показанный на выставках «Мира искусства» 1917-1918 гг., произвел на современников сложное впечатление.
Парижские рисунки получили в России восторженные отзывы ведущих критиков, особенно после экспонирования их на выставках в конце 1913 в Художественном бюро Н. Добычиной и «Мира искусства». Charpentier, 1925, 1937 W. Hirshman, 1930 С. Weil, 1930 La Renaissance, 1932), Милане (Pesaro, 1926), Праге (Русский дом, 1926 Славянский институт, 1932), Нью-Йорке (New Gallery, апрель и декабрь 1923, 1924 М. Sterner, апрель и ноябрь 1933 G. Passedoit, 1934 Академия прикладного искусства, 1935 Lilienfeld, 1938), Вустере, шт. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Участвовал в выставках русского искусства в Венеции (1920), Чикаго (1923), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924), Амстердаме (1924), Париже (кафе «La Rotonde», 1925 BemheimJeune, 1927 La Renaissance, 1932), Питтсбурге (1925), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935) в международных выставках в Венеции (1926), Антверпене (1931), Чикаго (1932, 1934, 1938), в парижском Осеннем салоне (1921-23, 1930/31). В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького. С 1921 -член Осеннего салона.
В 1917-18 гг. Блок). Теперь излюбленный гротеск получает новое направление – цирковые и танцевальные мотивы. В картинах много от иконографии: фронтальные фигуры, максимальное приближение к зрителю, статика предстояния (контакт «глаза в глаза» со зрителем), поясной срез фигур. С 1927 обосновался в Кань-сюр-Мер близ Ниццы, на своей вилле «Борисэлла», совместив в ее названии свое имя с именем жены.
В 1919 г. Григорьев уехал из России. К «чистой живописи» художник обращается в пейзажах и натюрмортах извлекая из любого неприхотливого мотива богатство фактурных и колористических нюансов. Определенную роль в этом процессе имело влияние французской живописной традиции, В 1927 Г. приобрел участок земли в Каньсюр-Мер (Прованс), где жили также в разное время О. Ренуар, А. Модильяни, Х. Сутин и поселился на вилле «Бориселла», но, по словам жены Г., он всегда был «непоседой, любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое», В 1927 был приглашен правительством Чили преподавать в Академии художеств в Сантьяго, дал 37 уроков, но, досрочно расторгнув контракт в начале 1929, отправился с женой и сыном в путешествие по Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Эквадор, Уругвай, 1929). Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. возвратился в Кань-сюр-Мер, где написал огромную многофигурную композицию «Лики мира», посвятив ее Лиге наций. В 1921 поселился в Париже. В 1919 преподавал в ГСХМ (бывшее Строгановское училище).
Григорьев – блестящий мастер рисунка, соединивший академическую традицию с авангардом. Экспонировал «Землю народную» и другие полотна на Первой свободной выставке всех течений в начале 1919г. Затем, уже живя в Петербурге, Борис Григорьев был частым посетителем литературных вечером в кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», где выступал не только как декоратор, но и как поэт. В каждой черточке лица художник находит природное согласие, поразительную логику развития форм, отлитых в замкнутую маску. В 1919 эмигрировал, жил в Берлине, с 1921 – во Франции. Таковы издания «Расея» (1918), где помимо очерков П. Щеголева и Н. Радлова, были григорьевские тексты «Линия» и «Учитель» «Intimite» (1918) со статьями В. Воинова и В. Дмитриева.
В русском искусстве было традиционно принято идеализировать народ и патриархальную Русь, вот таким образом крестьянские образы из цикла «Расея» были восприняты противоречиво. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. яз. : Rasseja.
Провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928-29). В 1909 совершил поезду в Швецию и Норвегию, в 1911 -в Австрию, Писал акварелью, гуашью, темперой, маслом пейзажи («Субботний звон», 1908 «Лесная сказка», 1911-12: «В горах» и «Лесной пейзаж», 191 1), сюжетные композиции на темы провинциального и усадебного быта («Отдых», 1911 «Провинция», «Приезжие господа в деревне», «Вечерние мечты», «Соседки (Тургеневское время)», 1912 «Старая усадьба», 1913) интерпретировал характерные для искусства модерна мотивы маскарада, прогулок, купаний, детских игр («Маскарад», «Свадьба Пьеро», «Прогулка», «Купальщицы», 1913 «Баловни», «У дедушки в гостях», 1911) иллюстрировал произведения В. Каменского («Землянка», 19 I I СПб., 19 1 2), А. Пушкина («Дубровский», 1912), И. Тургенева («Вешние воды», 1912).
По-прежнему плодотворно работал как пейзажист и портретист, переиздав Расею на русском и французском (1921, 1922) и дополнив ее новым альбомом Лики России (на французском и английском 1923, 1924), включившем, в частности, портреты актеров МХАТа. Мастер избегал крайних форм авангарда, но натуроподобие его образов, как правило, сочеталось с их внутренним надломом, – таков его знаменитый, включающий и графику и живопись, цикл Расея (тема другого, тоже изданного в 1918 альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого мастера), где портретные и пейзажные мотивы русской деревни сложились в многочастный реквием, хотя и по-своему красочный, но полный горькой меланхолии. Ныне они находятся в коллекции Государственного музея музыкальной культуры им. С 1916 года работал над циклом «Расея», представляющим в гротескной форме жизнь русской провинции (частично издан в альбоме под тем же названием, тексты П. Е. Щёголева, Н. Э. Радлова и эссе «Линия» Григорьева – 1918 тексты А. Н. Толстого, А. Шайкевича, А. Н. Бенуа и Григорьева – 1922). В лице обычной деревенской женщины проступают черты древней праматери.
С таким багажом он отправляется в Европу, сначала – в Париж, потом – в Швецию и Норвегию. В берлинских издательствах русских («Слово», «Петрополис») и немецких («Орхис») были изданы книги с его иллюстрациями: в 1921 «Детский остров» Саши Черного, «Russische Erotik» (портфолио, 12 рисунков) несколько дополненный вариант «Расеи» (на нем. В том же году Григорьев получил приглашение чилийского правительства на должность преподавателя Академии художеств в Сантьяго.
Показал гуаши и рисунки латиноамериканского цикла на персональной выставке в парижской галерее Колетт (1930), картину-ширму «Лики мира» (1920-31) на Осеннем салоне (1930). Арестовали меня в октябре, значит в начале зимы, конечно, Кирилл и я погибли бы на этапе».
Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант», в русских и немецких издательствах. Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка. В 1930г. Портрет оказался мистическим предзнаменованием судьбы мастера. Картина дышит нежностью и любовью.
Участвовал во 2-й и 3-й выставках Товарищества независимых (СПб., 1912, 1913). И действительно, Шаляпин продолжал «играть роль» даже в самых банальных бытовых ситуациях. В 1918 Г. много работал в области книжной иллюстрации (рисунки к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А, Пушкина, к «Опасному соседу» В. Пушкина), сотрудничал в журнале «Пламя», участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября (эскизы декорации Английской набережной на темы поэзии Уолта Уитмена).
В 1913 художник вошел в объединение «Мир искусства», на выставках которого активно экспонировались его работы, в основном большая серия парижских рисунков «Интимность», темой которой стали типажи непарадного Парижа. Но мать на всю жизнь для него – «роза белая моя», «рублёвского письма икона». В 1930 преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой, в 1931 открыл школу на своей вилле. Свой автопортрет он наделил романтическими чертами, свойственными этой среде. Эта картина фрагментарно включена Григорьевым в полотно «Лики мира». Теперь его называли «лукавым естествоиспытателем» и «охотником на людей», который с жадностью всматривается в жизнь города и обитателей.
В числе лучших работ «Расеи» картины «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» (обе 1917г. ), «Деревня», «Олонецкий дед» (обе 1918г. ), «Земля народная» (1917–1918гг. ). Еще в Рыбинске, где большая семья Григорьевых (в семье было шестеро детей – 5 сыновей и дочь) снимала 12 комнат в доме Волжско-Камского банка, Борис и его братья постоянно ставили домашние спектакли. Позже они были переданы дочерью Рахманинова И. С. В начале 1920 открыл персональную выставку в галерее Неймана в Берлине. Он имел за рубежом славу «артиста линии», «великого русского художника», благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. Выполненные в иконно-гротескной форме 9 картин и 60 рисунков цикла раскрывали образы безысходной, «звериной», но и святой России, которая, как отмечал А. Н. Толстой, «не касалась ни романтической России Венецианова, ни героической Сурикова, ни лирической Левитана и Мусатова, ни православной Нестерова, ни купецко-ярмарочной – Кустодиева и Судейкина Эту лыковую Русь и я и вы носите в себе оттого так и волнуют полотна Бориса Григорьева, что через них глядишь в темную глубь себя, где на дне, не изжитая, глухая, спит эта лыковая тоска, эта морщина древней земли». Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.
В 1920-30-е провел персональные выставки в Париже (J. Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). Рисовал для журнала «Harpers Bazaar» и для рекламы. В 1918 году в Петрограде, в издательстве Б. М.
занимался в Строгановском художественно-промышленном училище у Д. А. Щербиновского. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919).
Характерны для Григорьева портреты изображающие человека-в-роли, человека-лицедея: портрет В. Э. Мейерхольда, (1916, Русский музей, Санкт-Петербург) И. Е. Репина (1915), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Ф. И. Шаляпина (1918) и других. Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Его образы стремились к натурподобию, что естественно привело Григорьева к созданию одного из лучших и знаменитейших циклов «Расея» изданного в 1918 в виде альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника. В этой галерее наиболее известны два портрета – В. Э. Мейерхольда и М. Горького.
Иллюстрировал книги («Детский остров» Саши Чёрного, 1921 «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, 1932-33 и др. ) исполнял портреты (серия – актёры МХТ изданы в альбоме «Лики России», 1923 С. А. Есенина, 1923 А. М. Ремизова, 1924 М. Горького, 1926, Музей-квартира А. М. Горького, Москва С. В. Рахманинова, 1930). Попутно провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928–1929гг. ). По возвращении в Петербург, осенью 1913, показал работы на 3-й выставке Товарищества независимых и на выставке «Мир искусства». В 1915-16 вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов» (на темы произведений К. Гоцци), участвовал в оформлении проводимых там театрализованных вечеров.
23 (11). 07. 1886 (Москва) – 7. 02. 1939 (Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, Франция). Похоронен в Кань-сюр-Мер. С 1911 публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». из серий «Женщины», «Парижские кафе», «История одной девушки» и близкие им по тематике произведения изображающие быт цирковых артисток, кафешантанных певиц, проституток. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933).
был издан в виде альбома. Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев». Преподавал в Академии Художеств в Сантьяго (Чили 1928-29 и 1936-38), в Русской академии в Париже (1930), с 1931 года в школе на своей вилле в Кань-сюр-Мер (где поселился с 1927) в 1935 году декан нью-йоркской Академии прикладного искусства.
Женский образ исполнен телесной красоты и достоинства. С 1916 работал над циклом «Расея», в котором в жесткой, гротескной форме представил образы русской провинции. Примкнул к группе художников «Треугольник», возглавляемой Н. И. Кулъбиным, участвовал в ее выставке «Импрессионисты». С 1911 рисунки Г. публиковал «Сатирикон». Он плодотворно работал как пейзажист и портретист переиздал свою «Расею» на русском и французском (1921, 1922) и дополнил ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском языках 1923, 1924).
Среди живописных произведений «Расеи» «Снопы», «Подсолнухи», «Старуха молочница», «Девочка с бидоном», «Расея» (1917), «Олонецкий дед», «Земля народная» (1918) и др. Наиболее значительным созданием мастера стал глубочайший по замыслу и выполнению цикл работ под названием «Расея», впервые показанный на выставке «Мира искусства» в 1918г. Художник писал их на родине и в эмиграции.
В 1909-12 Г. участвовал в отчетных выставках в Академии художеств, в 1912-13-в выставках петербургского объединения художников «Товарищество независимых». Таковы издания «Расея» (1918), где помимо очерков П. Щеголева и Н. Радлова, были григорьевские тексты «Линия» и «Учитель» «Intimite» (1918) со статьями В. Воинова и В. Дмитриева. В Париже создал множество рисунков, гуашей, акварелей и живописных этюдов повседневной жизни парижских улиц и кафе, послуживших основой для живописного и графического цикла «Intimite». Создал эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Большого театра в Москве (1919, не осуществлено).
1800–1917» статьи о нем нет). А. Блок). Работы воспроизводились в русских периодических изданиях: «Иллюстрированная Россия», «Мир и искусство», «Жар-Птица» (все – Париж), «Color and Rhyme» (Нью-Йорк), «Перезвоны» (Рига). Типические черты его стиля – с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы – четко проступили в большом графическом цикле Intimite (Интимность, 1916–1918 издан в виде альбома в 1918), созданном на базе парижских впечатлений мир цирков, кафешантанов и продажной любви составил здесь театрально-лукавую панораму вялотекущего распада. Маковский определил художника как «необычайно острого и злого психолога современного вырождения». Text P. Barchan, O. Bie, B. Grigoriew): в 1922 – «Расея» (с текстом А. Толстого, А. Шайкевича, А. Бенуа и Г. ): в 1923- «Первая любовь» И. Тургенева (на нем. В 1919 г. Григорьев уехал из России. Работал и как иллюстратор (циклы рисунков к Детству Горького, 1931 и Братьям Карамазовым Ф. М. Достоевского, 1932–1933 собственность семьи художника).
Работал над праздничным оформлением Петрограда к 1-й годовщине революции. Из отдельных парижских рисунков 1913 г. и переработанных парижских набросков Борисом Григорьевым был составлен большой цикл, названный «Intimit» («Интимность»), куда вошли также работы 1916-18 гг. Материалом для этих работ послужили давние детские впечатления от русской провинции (детские и юношеские годы художника прошли в Рыбинске) и приметы жизни крестьянства Олонецкой губернии, где Григорьев побывал летом 1918 года.
Горький позировал по 2, 5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом и Григорьев вскоре начал ощущать в нем «подлинного друга» «Я люблю всё, что его окружает. Он ушёл с её открытия, почувствовав себя плохо. Он отметил также, что «способность Григорьева найти во всей мимолетности и призрачности жизни нечто более глубокое и вечное является одной из лучших сторон его таланта, могущего создать образы настоящего искусства, жестокого и правдивого, как сама жизнь»4. По возвращении в Петербург осенью 1913г.
Вот почему она требует и культуры глаза и изобразительной воли». Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922-23), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Коненкова (1935). Одни были в вышину формата, другие были в длину, трудно умещающиеся на страницах книги. Несмотря на близость с футуристами, мастер избегал крайних форм авангарда. В 1923 году новая страница жизни – Америка.
В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Text P. Barchan, O. Bie, B. Grigoriew): в 1922 «Расея» (с текстом А. Толстого, А. Шайкевича, А. Бенуа и Г. ): в 1923«Первая любовь» И. Тургенева (на нем. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств правда из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. С 1921 -член Осеннего салона.
Писал натюрморты. В 1929, после правительственного переворота в Чили, досрочно разорвал контракт и отправился с женой и сыном в путешествие по Аргентине, Бразилии, Эквадору и Уругваю. В 1909–1913 Григорьев много путешествовал и жил в Европе (в Париже, Австрии, Скандинавии). Исполнил живописные и графические портреты: И. Е. Репина (1915), В. В. Хлебникова (1915, 1916), В. В. Каменского (1916), С. Ю. Судейкина (1916), В. Э. Мейерхольда (1916), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Н. А. Клюева (1918), Ф. И. Шаляпина (1918) и др. яз. ), «Тетушка Анфиса Порфирьевна» М. Салтыкова-Щедрина (на рус. По возвращении в Париж написал монументальное полотно «Лики мира» (2, 5 5, 2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии).
яз. ), «Тетушка Анфиса Порфирьевна» М. Салтыкова-Щедрина (на рус. Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. Иллюстрировал издания по русскому фольклору («Святочные гадания», 1910 и др. ), рисовал (с 1911) для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Аполлон» и др. В отличие от многих других образов «Расеи», в лице старухи нет озлобленности, хотя мы чувствуем, что эта русская крестьянка прожила многотрудную жизнь. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932-33).
В 1914-18 Г. Работа с середины 1910-х в жанре портрета окончательно определила стилистическую манеру Г. От декоративности, плоскостности, орнаментальности раннего периода творчества («Портрет г-жи Т. Ж», 1912 «Портрет артистки А. И. Аленниковой», 1914) через несколько рыхлую пластику «семейных» портретов 1915 («Мать», «Детство», «Портрет жены») он идет к большей конструктивности формы, построенноеT и чеканности ее в портретах 1916-18 (А-Коровин, М. Шерлинг, Б. Шлёцер, автопортрет «Letranger», масло, 1916 М. Добужинский, масло, 1917 Ф. Шаляпин, масло, 1918), Концептуальное значение имел портрет В, Мейерхольда (масло, 1916), концентрировавший гротескные черты искусства Г. и ставший своеобразным символом эпохи, запечатлевшим, по словам В. Воинова, «гримасы современного духа. Гротескно-лукавы и портреты работы Григорьева, часто изображающие человека-в-роли, человека-лицедея (В. Э. Мейерхольд, 1916, Русский музей, Петербург). В 1918 Г. много работал в области книжной иллюстрации (рисунки к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А, Пушкина, к «Опасному соседу» В. Пушкина), сотрудничал в журнале «Пламя», участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября (эскизы декорации Английской набережной на темы поэзии Уолта Уитмена). Но уже в 1924 году он напишет: «Я болею только русской судьбой, я считаю настоящей только русскую жизнь». В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной «Лики мира», посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. В 1909г.
Критик заметили невероятную легкость, стремительность и безупречную точность его линий. Его называли «великим Григорьевым», о нем писали сотни статей и покупали, покупали его картины. В 1903-07 учился в Строгановском училище у Д. А. Щербиновского. Публиковал статьи в русских эмигрантских журналах «Жизнь» и «Русский эмигрант». Художник, график. Это успех, признание.
Шаляпин изображен в собственном доме, в халате и с обнаженными ногами. Лишь иногда, в основном в лицах стариков, проглядывают мудрость и просветление. В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика. и нем.
В течение этого года участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Осеннем салоне и в галерее La Boetie (показал монументальное полотно «Образы России», завершившее цикл «Расея»), в Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне и провел персональную выставку в парижской галерее J. Povolotzky. Волконской в дар России. Окончив в 1899 гимназию, он поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук, в 1903 – в Строгановское училище (с 1905 – в мастерской Д. Щербиновского). Григорьев работает над театральными декорациями и сценическими костюмами. Линия самое минимальное средство в руках художника. яз. В 1912 создал эскизы иллюстраций к «Дубровскому» А. С. Пушкина и «Вешним водам И. С. Тургенева, оформлял обложки для журнала «Новая жизнь».
Грядущие события словно подтвердили прозорливость художника. Автор многих портретов, отличающихся заострённой характерностью (В. Цикл «Интимность» сделал Григорьева известным и признанным живописцем, критика отнеслась к нему благожелательно. Лишь в последнее десятилетие жизни он освободился от «расейских» образов, погружаясь в чистое искусство, где общечеловеческое выше национального. В кулуарах тогда кто-то сказал: «Родился новый Тулуз-Лотрек». В 1915 «Аполлон» опубликовал статью Н. Лунина «Рисунки Бориса Григорьева» ( 8-10).
Он отметил также, что «способность Григорьева найти во всей мимолетности и призрачности жизни нечто более глубокое и вечное является одной из лучших сторон его таланта, могущего создать образы настоящего искусства, жестокого и правдивого, как сама жизнь». На фоне прочего иллюстративного материала рисунки Григорьева выделялись подчеркнуто гротескной трактовкой образов русских баб, мужиков, мальчишек, животных. рисовал для выпускаемых Бурцевым малотиражных журналов «Досуги», «Свободные часы», «Мой досуг», «Мой журнал для немногих» (в 1913 четыре отдельных выпуска этого журнала были целиком посвящены его творчеству). Из-за невероятной хронологической и географической широты и разнообразия представленного материала выставка оставляет смешанное впечатление.
Глинки в Москве. В предисловии к книге «Расея», увидевшей свет в том же 1918г., Григорьев писал: «Никто не может быть уверен в том, что смерч времени не вырвет и его с корнями у любимой Земли» Он участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине революции, сотрудничал в журнале «Пламя», выполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Там в Борисе видят, прежде всего, русского, который отражает «загадочность» непонятной нации. В 1909 году посетил Норвегию и Швецию, в 1911 – Австрию и Францию (в Париже посещал академию «Ла-Гранд-Шомьер»), В 1913 работал в Париже, создатель многих акварелей, рисунков и живописных работ на темы парижской жизни, отмеченных артистизмом иногда пронизанных фантасмагоричностью и ощущением человеческого одиночества («Ночь. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости» (из письма поэту В. В. Каменскому). С 1911 Григорьев публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», оформлял русский фольклор.
Рахманинов эмигрировал из России в конце 1917 года и тяжело переживал разрыв с родиной. В 191718 гг. В 1922-23 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России». В 1936г. Худой, необычайно высокий, угловатый Всеволод Эмильевич изображен в черном цилиндре, черном фраке и белой манишке, в условном сценическом пространстве, с театральной маской, сросшейся с его рукой.
Холодная цветовая гамма вполне соответствует его кристаллоподобным, аналитически-отчуждённым «ледяным» построениям. Григорьев женился на своей соученице Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика, вместе с ней переехал в Петербург и поступил вольнослушателем в Высшее художественное училище при Академии художеств, где одним из его педагогов был Д. Н. Кардовский. Художник был очарован Америкой и в дальнейшем с удовольствием проводил там зимние сезоны, создавая пейзажи Флориды, портреты деловых людей, светских дам, деятелей искусств: А. М. Ремизова (1924г. ), С. А. Есенина (1923г. ), Ф. И. Шаляпина (1922–1923гг. ) и др. В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Григорьев и Максим Горький познакомились в Петербурге в 1919 году.
Всё это наложилось на собственный опыт борьбы за существование и подступавшую болезнь (рак желудка). Потрясающая работа «Бретонские волынщики» («Крестьяне играющие на дудках») привезена на выставку из Лихтенштейна. 11. 7. 1886, Москва – 8. 2. 1939, Кань-сюр-Мер, Франция) – художник, график. На ней были изображены лица и лики, маски и символы его мироощущения, апокалиптически мрачного. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е.
В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин. Незадолго до смерти исполнил автопортрет (в собрании сына художника). Слова матери: «Знаю я, что толку из тебя не будет» – он вспомнит спустя много лет в своей поэме «Расея».
Но лучше всего о линии сказал сам художник, сложив стихотворение в прозе «Линия» (1922г. ): «Она подобна молнии в сознании глаза – зигзаг, уловляющий неуловимое в движении жизни». По возвращении в Париж (октябрь 1929) написал монументальное полотно «Лики мира» (2, 5 5, 2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии). Давние знакомые, Григорьев и Маяковский, во время написания этого портрета сотрудничали в журнале «Новый Сатирикон». Только здесь я лично начинаю обретать для себя радость полного собой творчества».
Григорьев показал себя как художник, для которого нет мелких, незначительных тем. и портфолио) в 1924 «Boui-Boui au bord de la mer» «Bouiboui», С 1920 жил в Париже, участвовал в возрождении общества «Мир искусства» и в его выставках 1921 и 1927. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. Автор намеренно подчеркнул преемственность идейно-образной структуры изобразительного цикла «Расея» и своей поэмы. Умер после операции по удалению раковой опухоли. Некоторое время художник верил, что сможет вернуться на родину и окажется «принятым в ее объятия», верил, что сможет быть не пасынком, а сыном своей родной страны.
Как писал критик, «прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. В 1936 совершил второе большое путешествие по странам Латинской Америки (Чили, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Куба): возвратился во Францию с циклом гуашей (300 листов), показанных в галерее Шарпантье (1937), а затем на последней прижизненной выставке в Нью-Йорке (1938). В дальнейшем постоянно (до 1918) участвовал в выставках этого общества в Петрограде и Москве, а также в благотворительных выставках и аукционах, устраиваемых мирискусниками в военные годы. Здесь представлены портреты и прочая станковая живопись, бытовые зарисовки иллюстрации к книгам (современных авторов, а также классиков, включая Пушкина и Тургенева) и журнальным публикациям (в журналах «Новый Сатирикон» и др. ), эскизы для театральных постановок (известно, например, что Григорьев работал над эскизами костюмов и декораций для неосуществленной постановки оперы «Снегурочка» в Большом театре). Но особенно важно, что уже тогда Григорьев продемонстрировал свою «одержимость линией».
Однако в тексте поэмы «Расея» наивные надежды и ностальгические воспоминания уступили место теме пасынка, потерявшего мать-Россию, на месте которой проступили деформированные, уродливые черты мачехи. «Многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса», — писал А. Бенуа. Богемный дух Парижа вдохновил Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков. Все эти годы Григорьев по-прежнему был очень популярен.
член общества «Мир искусства» (с 1917). Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/20 член Сецессиона) и в XII Международном биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (1920). В этих ранних работах проявилась редкостная наблюдательность Григорьева, которая, по словам С. Маяковского, «заострена насмешкой, его вкус тяготеет к гротеску, к причудам обыденного, к фантазму пошлости». В числе лучших работ цикла – картины «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном», «Деревня», «Олонецкий дед», «Земля народная».
В 1923г. Художник писал их на родине и в эмиграции. Актер А. Мгебров вспоминал: «Долго. В 1935г. Работа с середины 1910-х в жанре портрета окончательно определила стилистическую манеру Г. От декоративности, плоскостности, орнаментальности раннего периода творчества («Портрет г-жи Т. Ж», 1912 «Портрет артистки А. И. Аленниковой», 1914) через несколько рыхлую пластику «семейных» портретов 1915 («Мать», «Детство», «Портрет жены») он идет к большей конструктивности формы, построенноеT и чеканности ее в портретах 1916-18 (А-Коровин, М. Шерлинг, Б. Шлецер, автопортрет «Letranger», масло, 1916 М. Добужинский, масло, 1917 Ф. Шаляпин, масло, 1918), Концептуальное значение имел портрет В, Мейерхольда (масло, 1916), концентрировавший гротескные черты искусства Г. и ставший своеобразным символом эпохи, запечатлевшим, по словам В. Воинова, «гримасы современного духа. В 1917-18 Г. работал над посвященным русской деревне циклом «Расея» в первоначальном варианте, опубликованном в 1918 в Петрограде, 9 картин и 60 рисунков, закончен цикл в начале 1920-х за рубежом. В сентябре 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив, попал в Финляндию и после недолгого карантина в Териоках (ныне Зеленогорск) уехал в Берлин.
Особенно запоминается выразительный рисунок «Маленькие бабы» (1911 год, коричневая бумага, графитный карандаш, белила), где игрушечно-округлые фигуры баб уподобляются стволам берез. Это картины и рисунки самых разных творческих периодов (от самых ранних до созданных перед смертью) и жанров. В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин. По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др.
Сам Борис Григорьев говорил: «Сдвиг пропуск ироническая гипербола делают линию мудрой. В 1922-23 создал серию портретов (карандаш, акварель, масло) гастролировавших в Париже актеров МХАТ: В. Качалова, В. Лужского, И. Москвина, К. Станиславского, Н. Александрова, О. Книппер-Чеховой и др. он вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры «Привала комедиантов» (на темы произведений К. Гоцци), участвовал в оформлении проводимых там театрализованных встреч.
Писал натюрморты. Среди живописных произведений «Расеи» «Снопы», «Подсолнухи», «Старуха молочница», «Девочка с бидоном», «Расея» (1917), «Олонецкий дед», «Земля народная» (1918) и др. Он удивителен, блестящ и по-человечески добр. Григорьев создает цикл «Расея», где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего «глубоко и разрушительно» (А. Здесь эротический мотив сплетается с социальной проблематикой и театральными реалиями. Будучи частым посетителем литературных вечеров в артистических кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», Григорьев вновь и вновь «восхищал сумасшедшинкой и писанием стихов» собравшихся.
Например, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева «парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными ироническими и блестящими», отметив при этом, что художник «до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается». Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне». А он в 11 лет прекрасно копировал большие полотна известных художников. Был принят в круг «Мира искусства», стал постоянным участником выставок общества в Петербурге и Москве (с 1917 – член общества). Массачусетс (1923 и 1924), Чикаго и Филадельфии (1927).
В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной "Лики мира", посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. Работы из цикла «Расея» и продолжающего его цикла «Лики России» занимают на выставке отдельный зал.
Приезжал в США, в 1928–1929 и 1936 путешествовал по Латинской Америке. Репродукцией этого полотна открывалось берлинское издание «Расеи» (1922). Маски персонажей пьесы «На дне» превращены Григорьевым в страшные символы юродивости, в лики дна России. В четырехлетнем возрасте он был усыновлен Дмитрием Васильевичем Григорьевым. В 1909 году познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, примкнул к авангардистской группе «Треугольник», участвовал в её выставке «Импрессионисты» (1909), также в выставках «Товарищества независимых» (1912-13) и др.
Появление «Расеи» на выставках «Мира искусства» в 1917 и 1918, на 1-й государственной свободной выставке (Петроград, 1919) поразило современников непривычно жесткой, трагичной трактовкой образов: критики увидели в «Расее» «звериность» и одновременно «монументальность» (П. Щеголев), «детскость» и «почти всеобъемлющую искренность» (А. Бенуа), «идилличность» (правда, все же на вулкане) (А. Левинсон), лишь один из ликов России «корявый, убогий и печальный» (Б. Шлёцер). Гротеск используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда). Иллюстрировал «Детство» М. Горького (1931г. ) и выполнил цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933гг. ). В них появилась та «божественная линия», гибкая и подвижная, сочная и бархатистая, о которой писали и говорили все, кто когда-либо писал и говорил о Григорьеве.
В 1923 по предложению американского критика К. Бринтона впервые приехал в Нью-Йорк. А в 1921 году появилось полотно «Лики России» (до недавнего времени оно находилось в собрании Ростроповича—Вишневской) и начался новый одноименный цикл, ставший продолжением цикла «Расея». Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне». В 1907-13 вольнослушатель на живописном отделении Высшего художественного училища при Академии художеств, учился у А. Киселева, Д. Кардовского, Н. Дубовского. «Иные считают его большевиком в живописи иные оскорблены его Расеей иные силятся постичь через него знаковую сущность молчаливого как камень загадочного славянского лица иные с гневом отворачиваются — это ложь, такой России нет и не было. »— охарактеризовал разноголосицу мнений А. Толстой.
Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) — интереснейший русский художник первой половины ХХ века, выдающийся художник и виртуозный график. Создал циклы, посвящённые Нормандии и Бретани, Латинской Америке (1927-29), монументальное полотно «Лики мира» (1930). Весной 1913г. Ему были близки и поэтические поиски Маяковского, острые и злободневные. Строгановское училище), выполнил серию эскизов костюмов и декораций для неосуществленной постановки в Большом театре оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Он писал портреты известных современников. С 1910 публиковал рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 – в «Новом Сатириконе». Знатоки увидели в недавнем ученике сложившегося мастера с собственной манерой.
Объединяющая разные грани его таланта литературность — «идейность», от которой, по словам Григорьева, он страдал в своем творчестве, явственно проступает в портретах. По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др. Как вспоминает Борис Григорьев, даже во время игры в преферанс «с нищенской картой» Шаляпин оставался «великим артистом» он «хотел не денег шиберов, а самой игры, ее артистичности, веселого хода».
Он дорог и близок мне как часть меня самого. По-прежнему плодотворно работал он как пейзажист и портретист, переиздав «Расею» на русском и французском языках (1921, 1922гг. ) и дополнив ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском 1923, 1924гг. ), включившем, в частности, портреты актеров Московского Художественного театра, гастролировавшего в то время во Франции. Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка. В 1915–1916 совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Приют комедиантов».
Сын потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линденберг. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. Работал для американских модных журналов, таких как «Harpers Bazaar». Поэтическим эквивалентом серии живописных и графических работ, опубликованных в книгах «Расея» и «Лики России» в 1918-1924 гг., стала поэма «Расея» — наиболее значительное произведение Григорьева-литератора. В 1915–1916гг.
В начале 1920 открыл персональную выставку в галерее Неймана в Берлине. Ощущая приближение потрясшей Россию катастрофы, он писал угрюмые, корявые лица крестьян, «реальные до жути». Весь этот пёстрый комплекс показывает нам, каким разным художником был Борис Григорьев и убеждает, что его наследие не сводится к пронзительным образам пред- и послереволюционной «Расеи». Созданные как бы на одном дыхании, парижские рисунки послужили основой для живописно-графического цикла «Intimit. » («интимность», франц. В 1899г. В то же время он никогда полностью не поддавался влияниям новейших течений. Он учился в СХПУ в Москве (190007) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (190713).
Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. А на переднем плане режиссер, уже одетый в костюм денди, обучает, как надо на сцене умирать. Показал гуаши и рисунки латиноамериканского цикла на персональной выставке в парижской галерее Колетт (1930), картину-ширму «Лики мира» (1920-31) – на Осеннем салоне (1930). Жаль, что эта замечательная фольклорная сказка так и не была поставлена. Написал и опубликовал под псевдонимом Борис Гри роман «Юные лучи» (1912).
А. Блок). Такими были иллюстрации изданий по русскому фольклору «Святочные гадания», «Сказка о трех королевичах» (оба 1910г. ), «Народный календарь» (1911г. ) и другие, выполненные по заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева. Надо знать самому, кто ты иначе не будешь знать, что и делать. В 1919 преподавал в Свободных художественных мастерских (быв.
Мейерхольд обучал студийцев правильно двигаться. Возможно, такое многообразие граничит с беспокойной и неуемной натурой мастера. В 1919 преподавал в Свободных художественных мастерских (быв. По возвращении сотрудничал в петербургских журналах «Новый Сатирикон», «Лукоморье», «Солнце России», его произведения воспроизводили «Столица и усадьба», «Аполлон».
Однако лики далеко не святые. Как писал критик, «прыжок дерзкий, огромный, почти космического масштаба. Они покорили А. Бенуа своей «чудодейственной виртуозностью» и «острой красочностью», а критик газеты «Новое русское слово» назвал их «миражами», «сказками, созданными фантазией детей в их наивной и безудержной праздничности». Линденберг. Появление «Расеи» на выставках «Мира искусства» в 1917 и 1918, на 1-й государственной свободной выставке (Петроград, 1919) поразило современников непривычно жесткой, трагичной трактовкой образов: критики увидели в «Расее» «звериность» и одновременно «монументальность» (П. Щеголев), «детскость» и «почти всеобъемлющую искренность» (А. Бенуа), «идилличность» (правда, все же на вулкане) (А. Левинсон), лишь один из ликов России – «корявый, убогий и печальный» (Б. Шлецер). Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх и 40 лет моих это доказывают.
«Intimite» («интимность», франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. Сам Григорьев лучшей своей работой в портретном жанре называл портрет М. Горького. Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). С 1911 публикован рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 – в «Новом Сатириконе». В 1913 впервые показал свои работы на выставке общества «Мир искусства» в С. -Петербурге. Последняя выставка Бориса Григорьева состоялась в 1938 году в Нью-Йорке. Из рассказов Замятина Григорьев, вероятно, узнал, что не существует «лыковой Расеи», как нет больше святой Руси Нестерова или сказочного царства Васнецова. Одни были в вышину формата, другие были в длину, трудно умещающиеся на страницах книги.
Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 192122), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др. яз. Здесь совершался поворот «от ночных кафе Монмартра — в глубь русской деревни».
Осенью 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив и после недолгого карантина в Териоках (Финляндия) уехал в Берлин. В 1917-18 Г. работал над посвященным русской деревне циклом «Расея» в первоначальном варианте, опубликованном в 1918 в Петрограде, 9 картин и 60 рисунков, закончен цикл в начале 1920-х за рубежом. В действительности, Борис Григорьев с юности мечтал «появиться с новым произведением не как художник, а как писатель». Однако не о подражании идет речь – обладая сильной творческой индивидуальностью и волей, мастер не боялся никаких влияний, он уверенно все делал «своим». Моя любовь к нему приближается к истерии». В 1938 вернулся во Францию. Критики заметили беспристрастную остроту характеристик и виртуозное мастерство исполнения работ.
Молодой Григорьев в своем творческом становлении прошел путь от испытания разных, в том числе и «крайних», стилей, через усвоение старых и новых художественных идей к выверенное и осмысленности своего предназначения в искусстве. Сравнивая в шутку художника с известным литератором Аполлоном Григорьевым, Горький замечал: «Оный Григорьев, хотя и не Аполлон и стихов не сочиняет, критических статей не пишет, но — талантлив удивительно»1. Преподавал в 1-х Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918-19).
В 1922 посетил Нормандию, в 1923 – Бретань, где часто бывал в последующие годы. В 1915-1916 исполнил роспись (на темы фьяб К. Гоцци) литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Санкт-Петербурге (совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным не сохранилось) участвовал там же в оформлении театрализованных вечеров. Возможно, одной из решающих причин этого перелома в сознании художника стала встреча с выехавшим на Запад Евгением Замятиным, старым другом Григорьева, который некоторое время жил в парижской квартире художника, а лето 1932 года провел на вилле Григорьевых «Бориселла» около Ниццы (название виллы составлено из имени художника и его жены Эллы — Елизаветы фон Браше (1883-1969). Борис Григорьев родился в Москве, мать его Клара фон Линденберг была шведкой. художник показал свои работы на выставке «Мир искусства» и, как говорится, наутро проснулся знаменитым. Григорьев предстал вдруг художником мыслящим, однако мыслящим, по выражению А. А. Блока, «глубоко и разрушительно».
Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге. Здесь были и Смердяков и Алеша и Грушенька и сам Старец. Лучшие работы цикла — «Олонецкий дед», «Старуха-молочница», «Девочка с бидоном», «Земля народная» (другое название «Крестьянская земля»), «Расея». Я не извиняюсь за эти фразы. театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный. Сын потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линденберг Борис родился в Москве.
При создании портрета Григорьев использовал свои наблюдения за пластикой и движениями Мейхерхольда во время работы с актерами в его питерской студии на Бородинской улице (Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях). Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант», в русских и немецких издательствах. Он дружил с Хлебниковым, бывал у Ходасевич, Евреинова, Тэффи. ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич, российский художник, график, сценограф. Борис Григорьев, как известно, был человеком непоседливым и вечно находился в поиске. Художественное видение Г. отмечено в это время соединением разных тенденций.
Это полотно, несмотря на явный неуспех картины на парижском Осеннем салоне 1930г., послуживший причиной тяжелого внутреннего кризиса художника, приобрел один из музеев столицы Чехословакии после персональной григорьевской выставки в Славянском институте в Праге (1932г. ). Так передается художником загадка природы — феномен гениальности. Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г. ) в выставках объединения «Мир искусства», на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости». В 1928 по приглашению чилийского правительства преподавал в АХ в Сантьяго. Гибкая, аристократически-изысканная линия царит в его большом графическом цикле «Интимность» («Intimit», 1916–1918), созданном на темы парижских будней (вышел отдельным альбомом в 1918 г. ). В меньшей степени известны его потрясающие портреты видных деятелей русской культуры и уж совсем в новинку многим покажется цикл «Intimit» (Интимность) или волшебный бретонский цикл или удивительно нежные образы жены и сына. В Берлине вышли книги «Расея» (1922) в сопровождении очерков А. Н. Толстого, С. Яблоновского и В. Шайкевича и «Лики России» (1923–1924) на французском и английском языках с текстами Клода Фаррера и Клэр Шеридан, а также бретонский цикл в книге «Boui-boui au bord de la mer» (1924) с новеллами М. Осоргина и статьей С. Маковского «Карандаш Бориса Григорьева».
Был членом Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933), жертвовал картины в пользу русских учащихся за границей. Только здесь я лично начинаю обретать для себя радость полного собой творчества». Сам художник в письме поэту В. Каменскому называл себя «первым мастером на свете»: «Я не извиняюсь за эти фразы. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой «шедеврики» (выражение Григорьева) художника.
Уже в 1916 году Елизавета Георгиевну арестовали («понятия я не имела, за что арестована»), два месяца она провела в тюрьме. Исполнил картины изображающие природу, быт и типы Латинской Америки. Одной из самых ярких работ этого периода является монументальное полотно «Улица блондинок» (1917), которое обобщало цикл «Intimit» и репродуцировалось в качестве фронтисписа в одноименном альбоме. Работа в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе», которые он иллюстрирует, вновь заставляет вспомнить о гротеске.
В 1935 стал деканом факультета в Академии прикладного искусства в НьюЙорке. Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. Тургенева (Берлин, 1923). Контраст красного и черного цветов вносит в произведение ноту трагизма и усиливает противостояние основных персонажей: трагически-выразительной, словно потерявшей точку опоры фигуры Мейхерхольда-денди и — пламенеющей фигуры его зловещего двойника («стрелка»), застывшего в напряженной позе. «Никто и никогда не поймет Вас кистью так, как я», – уверял он Алексея Максимовича в письме 1924г.
Эта работа занимает особое место в творчестве художника. В 1907г. "Intimite" ("интимность", франц. ) – так назвал художник большую серию парижских рисунков. В 1930г. Примерно в это же время художник начал публиковать свои рисунки и карикатуры в журнале «Сатирикон» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), а с 1914г. – в «Новом Сатириконе».
Природный материал человеческой плоти словно оттачивается резцом жизни, что лишает лицо покоя, насыщает его духовной энергией (сам Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»). Данный автопортрет был написан Григорьевым в 1916 году и впервые представлен на выставке «Мира искусства» в 1917 году. Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Определенную роль в этом процессе имело влияние французской живописной традиции, В 1927 Г. приобрел участок земли в Каньсюр-Мер (Прованс), где жили также в разное время О. Ренуар, А. Модильяни, Х. Сутин и поселился на вилле «Бориселла», но, по словам жены Г., он всегда был «непоседой, любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое», В 1927 был приглашен правительством Чили преподавать в Академии художеств в Сантьяго, дал 37 уроков, но, досрочно расторгнув контракт в начале 1929, отправился с женой и сыном в путешествие по Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Эквадор, Уругвай, 1929). В цикле «Расея» тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего «глубоко и разрушительно» (А. Крестьяне на картинах «Деревня», «Земля народная», «Олонецкий дед», «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном» в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. И хотя живописные поиски «треугольниковцев» не прошли для молодого человека бесследно, футуристом он не стал.
В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: «Сейчас я первый мастер на свете. Одни листы были сделаны во множество красок, другие почти an camaieu. Характерно, что все крупные графические и живописные циклы Борис Григорьев мыслил как книги и стремился увидеть их напечатанными в сочетании с текстом, создав особый вид «экспонирования» в книге.
Детские и юношеские годы Г. прошли в Рыбинске. Рахманинова: «Шестьдесят четыре часа прекрасной музыки, абсолютного контакта и работы на сто сотых». Во французской столице он создал несколько тысяч рисунков и многому научился.
По словам жены, он «любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое». Иллюстрировал «Детство» М. Горького (1931), «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского (60 рисунков: экспонировались на персональной выставке в Нью-Йорке в 1933). Представленный на выставке живописный портрет Рахманинова невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции: все внимание сосредоточено на изображенном в профиль лице композитора, пластическая проработка которого отличается необычайной тщательностью (набухшие веки, мешки под глазами, глубокие складки морщин, темная кожа лица). В дальнейшем замысел книжного экспонирования своих работ укрупнялся и образ крестьянской Расеи трансформировался в многоликий образ оставленной, но не забытой России.
Он произвел на современников сложное впечатление, по словам А. Н. Бенуа, «многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса». В 1922-23 создал серию портретов (карандаш, акварель, масло) гастролировавших в Париже актеров МХАТ: В. Качалова, В. Лужского, И. Москвина, К. Станиславского, Н. Александрова, О. Книппер-Чеховой и др.
Ясного вышла также книга (альбом) «Intimit», куда вошли навеянные парижскими впечатлениями рисунки, акварели и гуаши Б. Григорьева, а также статьи искусствоведов В. Дмитриева и В. Воинова. В берлинских издательствах – русских («Слово», «Петрополис») и немецких («Орхис») были изданы книги с его иллюстрациями: в 1921 – «Детский остров» Саши Черного, «Russische Erotik» (портфолио, 12 рисунков) несколько дополненный вариант «Расеи» (на нем. и нем. В 1922–1923 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России». и портфолио) в 1924 – «Boui-Boui au bord de la mer» «Bouiboui», С 1920 жил в Париже, участвовал в возрождении общества «Мир искусства» и в его выставках 1921 и 1927.
Многие боялись Григорьева, считали его за какого-то опасного скандалиста Почти всегда Борис поступал и говорил так, как ему подсказывали далёкие от здравого смысла побуждения». Тургенева (Берлин, 1923). В семье было пятеро детей. Весной 1920 поселился в Париже на rue de Sablons (11 район).
На его ранний живописный талант внимания не обратили. Художник создает своеобразные новеллы, о глубине которых можно судить по его признаниям. Он поместил в качестве эпиграфов к поэме отрывки из статей Алексея Толстого и Сергея Яблоновского, напечатанных в берлинском издании «Расеи» (1922), а также свое стихотворное посвящение «Ея пасынкам» из первого издания книги (1918). В 1927 приобрел участок земли в Кань-сюрМер, близ Ниццы и поселился на своей вилле «Борисэлла» (от «Борис» и «Элла») в дальнейшем проводил там лишь краткие периоды между путешествиями.
В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Логическим продолжением цикла «Расея» стала галерея портретов русской интеллигенции. Публиковал статьи в русских эмигрантских журналах «Жизнь» и «Русский эмигрант». 1920–1931», которой художник придавал программное значение. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. Учился в Строгановском училище в Москве (1903-07) у Д. А. Щербиновского, в петербургской Академии Художеств (1907-13) у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского. В пронзительном полотне «Старуха-молочница» («Старуха с коровой») (1917) мы видим старую женщину в черном повойнике и выцветшем сарафане с болезненно сжатым, впалым ртом и невидящими глазами.
Здесь были и Смердяков и Алеша и Грушенька и сам Старец. Настоящим любовным открытием была для Григорьева работа над портретом С. В. Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/1920 член Сецессиона) и в русском отделе ХII международной биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (Берлин, февраль 1920).
Для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре Борис Григорьев создал 78 листов это не только декорации различных сцен, но и многочисленные эскизы костюмов: Боярышни, Скомороха, Царя Берендея – они сохранились в музее самого театра. В 1918 исполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». 1916–1918гг. ), который в 1918г. Горделивый пристальный взгляд, черная шляпа, костюм «Апаш». Гротеск используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда).
Мальчик много путешествовал, бывал в самых разных местах от Белого моря до Крыма. Иллюстрировал «Детство» М. Горького (1931), «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского (60 рисунков: экспонировались на персональной выставке в Нью-Йорке в 1933). Не случайно Н. Пунин писал о рисунках Григорьева как о «парадоксах в пространстве и на плоскостях, нежных иронических и блестящих». театр, – и монументальный и гротескный и реальный и условный.
В 1939 году художник скончался на своей вилле в городке Кань-сюр-Мер близ Ниццы. На выставке можно увидеть около 150 произведений Бориса Григорьева из отечественных и зарубежных собраний (музеев и частных коллекций). яз. : Rasseja. Его театр был обвинен в отрыве от советской действительности и закрыт, а через год, летом 1939 года, Мейхерхольд был арестован и расстрелян 2 февраля 1940 г. Наряду с собственно портретами, на выставке представлен знаменитый автопортрет Бориса Григорьева под названием Lntanger («Иностранец» или «Чужой») (в книге К. Уманского «Новое русское искусство» картина обозначена как Ein Russisch («Русский»).
Передал несколько работ в Русский культурно-исторический музей в Праге. Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Последнее издание включало в себя, в частности, портреты актеров МХАТа.
Надо сказать, театральная и балаганная тематика привлекала Григорьева издавна. Мемориальные выставки состоялись в Музее современного искусства в Майами (1960), в замке-музее в Кань-сюр-Мер (1978), в Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике (1989) и выставочном зале Советского Фонда культуры в Москве 242 (1990). Например, образ худой девочки в черном платье «переведен» Григорьевым с приводившегося суть выше графического листа: взгляд этой рано повзрослевшей девочки, с рождения надломленной тяжестью жизни, преследовал художника. Однако Совет Академии художеств постановил в ноябре 1913 «не числить в списках» Г., т. к.
Но Гражданская война, тяжёлый быт и появившиеся идеологические противники в 1919 году «вытолкнули» его за границу. М. И. Вытянутая по горизонтали многофигурная картина «Земля народная» («Земля крестьянская», 1917) является композиционным полотном, в котором собраны воедино сюжеты и образы, уже отображенные художником в отдельных рисунках и холстах цикла. В 1917 стал членом общества «Мир искусства». Художник создает своеобразные новеллы, о глубине которых можно судить по его признаниям. Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев».
Григорьев создал портрет А. М. Горького, своего рода эпилог к «ликам России». По выражению А. Блока, в картинах и рисунках «Расеи» Григорьев предстал художником, мыслящим «глубоко и разрушительно». Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. Ее сухое тело и худые руки с синими прожилками написаны художником с великолепным пластическим мастерством.
1920–1931», которой художник придавал программное значение. Карнавал», около 1913, ГРМ и др. ), серию «Женщина» (масло, гуашь, акварель, карандаш частично издана в альбоме под названием «Intimit», 1918). Еще один портрет композитора сейчас находится в частном собрании. Не случайно Н. Пунин писал о рисунках Григорьева как о «парадоксах в пространстве и на плоскостях, нежных иронических и блестящих».
Он прост, лишен претензий. но был далек от их радикализма. В то же время Совет ИАХ постановил его «не числить в списках учеников» и не допустил к участию в конкурсной выставке. В 1918 альбом «Расея» вышел со статьями П. Е. Щеголева и Н. Э. Радлова и лирическим эссе «Линия», написанным самим художником. Александр Бенуа писал: «Противоречия этого странного характера многих шокировали.