«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. 457). Juni bis 8. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
В последние годы Иудейского царства высокое место первосвященника занималось одновременно несколькими людьми (Мф 26, 59). Изображение 33-летнего Христа рядом с молодой Богоматерью с непокрытой головой вступало в открытое и принциапиальное противоречие с христианской теологической доктриной, согласно которой именно сопоставление Божьей Матери и маленького Христа на ее руках служило прямым напоминанием о непорочном зачатии. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. (L. Nr.
Известно, что у художника было еще три дочери. «Но свидетельства сии не были достаточны» (Мк 14, 56). В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св.
Ausstellung imKunstmuseum Basel 15. Этот персонаж может быть идентифицирован с тысяченачальником, явившимся в сад за потоком Кедрона, чтобы арестовать Иисуса (Ин 18, 12). Четко ощущается изменение стиля, происшедшее в то время в творчестве Кранаха. Это не случайность.
19 – 30) Шонгауэра одежда тысяченачальника украшена рюшем. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Lucas Cranach. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
Мартин Шонгауэр отводит Малху особую роль в своей серии резцовых гравюр «Страсти Христовы» (около 1480 L. 19 – 30. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). 38 около 1460) и Мастера I. A. M. Такое существо Кранах мог видеть на резцовой гравюре Дюрера «Орфей» (Hollstein 63), созданной около 1498 – 1499.
Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. Остальные творения великого нюрнбергского мастера, которые он сам называл «мои книги», создавались в течение ряда лет (1496 – 1510), но впервые вышли из печати с текстом на обороте гравюр на дереве в 1511 году, то есть уже после кранаховских «Страстей» (1509). Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. В «Страстях Христовых» (L.
S. 68). Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Любопытно, что имя раба написано здесь как «Malchos», что соответствует средневековым легендарным представлениям о том, что он грек.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Серия ксилографий «Страсти Христовы» в 1509 – 1570 годах выдержала шестьвиттенбергских изданий и затем, в 1616-м, одно амстердамское. Тем не менее произведение Кранаха «Страсти Христовы» вполне самостоятельно. Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы.
Он кажется абсолютно реальным. Намек на облачение католического священника не случаен. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Следующий лист – «Христос перед Каиафой» (Hollstein 12). Известны зафиксированные с XIII века легенды о Вечном жиде – человеке, пожелавшем Иисусу смерти и за это обреченном жить до конца света.
Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. «Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк 22, 41).
В искусстве XV века можно проследить образ Вечного жида. К заказным работам мастера принадлежат и своеобразные по жанру картины изображающие любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Этот раб первосвященника преследует здесь Иисуса с момента взятия под стражу и до его восстания из мертвых: Малх угрожает ему дубинкой («Арест Христа», L. 20), замахивается, чтобы ударить его по щеке («Христос перед Анной», L. 21), сторожит его гроб («Воскресение», L. 30).
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. В композицию «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мастер вводит достаточно редко изображающийся эпизод: юноша убегает от римских воинов, посланных Понтием Пилатом в Гефсиманский сад, чтобы арестовать Иисуса (Мк 14, 51 – 52). Древо познания добра и зла соотносили с Ветхим Заветом, древо жизни – с Новым Заветом.
Слева – Петр, правее – Иоанн и его брат Иаков Старший. Здесь же вход в грот.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Слово «псы» употребляется иносказательно для означения пастырей бессмысленных и жадных душою (Ис 56, 11), нечестивых людей и язычников (Мф 15, 26). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Высказанное У. Штейнманном соображение, что в гравюре на дереве «Давид и Авигея» (Hollstein 3) Кранах изобразил себя и свою возлюбленную, кажется убедительным (Koepplin, Dieter und Falk, Tilman. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. В постилле пересказывается Евангелие от Иоанна (Ин 18, 3) и говорится, что слуги первосвященников, книжников и фарисеев явились с факелами и фонарем.
Ясно, что Кранахсмещает события, происходившие у Анны и у Каиафы. «Не давайте святыни псам» (Мф 7, 6), – говорит Спаситель своим ученикам. Франциска» и «Покаяние Св. Сложно сказать, какое из этих двух произведений создано раньше. Иисус молится на горе Елеонской, возведя взор вверх, к трем ангелочкам, которые держат крест и чашу (Грааль).
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Жаждущий крови тысяченачальник не хочет мешкать – он помимо оружия предусмотрительно имеет при себе молоток и гвозди для пригвождения Иисуса к кресту. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Достаточно вспомнить резцовые гравюры Мастера E. S.
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. В ксилографии «Христос перед Анной» (Hollstein 13) за Иисусом стоит его ученик (одет в тунику, на запястье веревка), который, по сообщению Евангелия от Иоанна, последовал за ним.
Этот непристойный иудей, явившийся к первосвященнику без головного убора, может быть расценен как один из пожелавших лжесвидетельствовать против Христа (Мф 26, 59 – 61 Мк 14, 55 – 59). Слуга, нагнувшись, раболепно поднимает перчатки, которые Каиафа уронил. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. То же можно сказать и об Иуде Искариоте. «Ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический» (Ин 18, 15).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В собрании Государственного Эрмитажа хранится почти полная серия «Страстей» (за исключением одного сюжета – «Оплакивания»), причем в отпечатках разного времени, в том числе и из изданий с текстом на обороте, а также, что особенно ценно имеется целый ряд гравюр со старинной раскраской акварелью и гуашью. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В Германии давно назревало недовольство папской курией, как полагали, далекой от подлинного христианства. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. В этой иллюстрации совмещены, казалось бы, два разных по времени момента: святой Петр только замахивается мечом, чтобы отсечь ухо рабу первосвященника Малху, а Христос уже приживляет ему отрубленное правое ухо (Лк 22, 51).
Пещера – это символ начала и конца земной жизни Христа (смотри также «Положение во гроб», Hollstein 22). Первосвященник допрашивает Иисуса, стоя перед входом в святая святых. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
из Зволле (L. Однако едва ли автопортрет Кранаха, включенный в сцену «Взятие под стражу» (Hollstein 11), можно безоговорочно назвать самым первым в творчестве художника. Gemlde, Zeichnungen, Druckgraphik. Примером Кранаху служили два первых «народных» издания Апокалипсиса Дюрера (оба, немецкое и латинское, – Нюрнберг, Антон Кобергер, 1498). Вернемся к «Взятию под стражу» (Hollstein 11) Лукаса Кранаха.
Это «Положение во гроб» (Hollstein 22) и «Воскресение Господне» (Hollstein 23), где к дереву художником прикреплены гербы Саксонских курфюрстов. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Его головной убор, на котором укреплено украшение (кидар), – святыня Господу, напоминает епископскую митру. «Алтарь св. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Ксилография «Давид и Авигея» датирована тем же 1509 годом, что и «Взятие под стражу» из серии «Страсти Христовы». Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Это не отвлеченный фон, а действительно место, где свершаются священные события. Он доносит, что слышал, как Иисус говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный» (Мк 14, 58). Господь Бог произрастил «и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла» (Быт 2, 9).
Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Ausgabe, Leipzig, 1922).
Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю.
У художника имелось еще три дочери. 1530, Вена, Музей истории искусства). Серия открывается гравюрой «Моление о чаше» (Hollstein 10). В XV веке в Италии и Германии его часто изображали в сцене «Взятие под стражу», выделяя из окружившей Иисуса толпы роскошью одежды. Из контекста следует, что речь идет о первосвященнике Каиафе.
II., Basel, Stuttgart: Birkhuser Verlag, 1976, S. 562, Kat. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Гирляндой в древности украшали животных, ведомых на ритуальное заклание. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
С античных времен этот жест был более чем непристойным знаком угрозы и издевки. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Nr.
Для них он написал портреты. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). 20, 21, 24 – 26). Nr. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей.
Картина «Адам и Ева. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. А вот все остальные одеты причудливо, но соответственно европейской моде времен Кранаха.
С одной стороны, это историческая картина, так как изображает конкретный случай – охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Такой же сюжетный компонент сцены «Взятие под стражу» (Hollstein 11) мы встречаем ранее у Дюрера в листе с датой 1508 (Hollstein 9) из его серии «Страстей», гравированных на меди, а также и в соответствующей гравюре на дереве (Hollstein 116) из «Больших Страстей», созданных в 1510 году. На обороте I иллюстрации («Моление о чаше», Hollstein 10) одного из изданий «Страстей Христовых» Кранаха, в книге M. Anton Corvinus, Kurtze vnd einfeltige Auslegurigder Episteln und Evangelien Wittenberg, Georg Rhaur, 1543, помещен немецкий текст, рассказывающий об аресте Христа. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Именно это Кранах и показывает в своей сцене.
С большой долей вероятности можно предположить, что Кранах знал эти сюжеты. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. I – IX, Wien, 1908 – 1934). Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
Ветер заставляет дрожать листву, свет не везде проникает в глубокую тьму. У ног супруги, одетой в парчовое платье, — маленький пушистый песик, сидящий столь же спокойно, как неподвижно стоит, сложив руки, его хозяйка.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Екатерины» близок ещё к ранним произведениям, восходит к ним своими отдельными моментами, как например, дерево на левой створке, но определяет уже стилистический переход к тонколинеарной декоративности. L. – здесь и в дальнейшем – Lehrs, Max.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Екатерины», отличающийся почти шпалерным декоративным богатством и красочной пышностью. – Leipzig: Zeeman Verlag, 1955.
В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Этот персонаж опознается в пяти гравюрах серии (L. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Существовали варианты этого предания, в которых Вечный жид идентифицировался с разными персонажами, в числе которых был грек Малхос. Эта мысль проходит через серию гравюр Кранаха «Страсти Христовы». Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Она ассоциировалась с почестями и празднествами.
311). Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Балдахин (завеса), который делали из лучшей багдадской шелковой парчи, – это аллюзия на святыню храма Соломона.
Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26, 39). LucasCranach als Graphiker.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Очевидно, что Каиафа, услышав слова Христа, говорящего, что «отныне зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф 26, 64) и, желая демонстрировать, что воспринимает это как богохульство, раздирает на себе одежды. Каждое лицо изображенное Кранахом, угрожающе походит на следующее, а смесь реалистичности и какой-то карикатурности, привносит нечто мистически настораживающее, так что в целом, привлекательными назвать их достаточно сложно, но увлекательными — можно. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Псы – их вторая ипостась.
В графике Кранаха часто встречаются изображения углублений в скалах, пещер, например в «Искушении Святого Антония», 1506 (Hollstein 76), в «Битве Святого Георгия с драконом» (Hollstein 82). Он опоясан и вооружен. Однако это приносит и неожиданные результаты. Жил в Ханаане человек по имени Репрев, огромный рост и недюжинная сила которого выделяли его из всеобщей толпы. Jahrhundert. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
312). Его супруга как будто бы светится изнутри. Пейзаж в гравюре «Моление о чаше», как всегда у Кранаха, в высшей степени эмоционален.
Bd. редакции. ) можно утверждать, что на гравюре (Hollstein 13) изображено, как Иисуса привели к Анне (Koepplin und Falk, S. 473, Kat. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
– Прим. September 1974, Bd. Среди изображенных падающими зрителей предполагают портреты профессоров венского университета (Кранах приехал в Виттенберг из Вены), а слева наверху — курфюрста Фридриха Мудрого, справа около него его брата Иоганна Постоянного. Исследователи изучавшие эстампы Кранаха, называли сюжет гравюры (Hollstein 13) по-разному: «Христос перед Анной» или «Христос перед Каиафой». Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Одна его нога обута, а другая боса.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Год спустя художник скончался в Веймаре. Патетично запечатлен момент, когда Христос обращается к Отцу: «Отче Мой. Листая книгу, можно видеть II иллюстрацию и читать, не переворачивая страницу, о происходящем при «Взятии под стражу» (Hollstein 11).
В те времена в Германии неряшливость осуждалась, в подобной манере принято было представлять так называемых «солдат удачи» (Koepplin und Falk, S. 472 – 473, Kat. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Истину не следует предлагать людям гордыни и ожесточенным – они могут попрать ее. Это символично. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Представляет интерес фигура Малха.
Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.