Все эти художники потрясали и мое воображение, когда я только учился основам мастерства. Рисует для таких авторов как Н. Перумов, С. Лукьяненко, А. Пехов и др. Серия из семи книг получила восторженные отзывы, детская атмосфера произведений и легко угадываемый христианский символизм позволили этим книгам заслужить своих почитателей.
Уже упомянутый художник Донато Джанкола так же работал над иллюстрациями к «Властелину колец» – его работы натуралистичны, но, в то же время, совершенно схематичны по композиции – академизм и его традиции повлияли на Джанколу в максимально возможном виде. Лукас много лет коллекционировал предметы искусства. Именно образ самого Конана, а не сюжеты различных рассказов о нем, стали целью визуального воплощения для множества иллюстраторов середины XX века. Раньше я никогда не задавался вопросом об авторе, пока мне не попались книги Пехова. А мне всегда хочется рассказать как можно больше одним-единственным изображением.
И я полез искать в интернете. И тем не менее для нас все обстоит иначе. Работы художника зацепили своим сказочным настроением и техникой. Наконец последним бумом для мира фэнтези стал цикл «Песнь льда и Пламени» писателя Джорджа Мартина, набиравший популярность еще с выхода первой книги в 1996 году. Кроме того, мы работаем над настольной игрой с рабочим названием Rail: Iron Wars («Рельсы: Железные войны»), которая служит своего рода предысторией моего романа. Про пару самых выдающихся последних и попытаюсь рассказать.
Это стратегия, в ходе которой надо сражаться за ресурсы и железные дороги в пустынном краю. Здесь находились и художники приверженцы веяний авангарда и убежденные натуралисты. Вдохновение для своего творчества художники нередко черпают из литературного фэнтези.
Это произведение не только произвело фурор и совершило революцию в литературе, но и значительно повлияло на живопись (в отличие от предыдущих упомянутых мной вех влияния на жанр). Этот человек стал правителем королевства Аквилонии, крупнейшего из цивилизованных царств Хайборийской эры – его ум, хитрость и знание дела не должны подвергаться сомнению.
Каждый раз, когда вижу что-то черно-белое, то подолгу вглядываюсь, рассматриваю детали. В таком ключе выполнена картина-иллюстрация «Хоббит: изгнание». Создать абсолютную копию гравюры просто невозможно. Толкиэна «Властелином колец», восприняли «Хоббита» на фоне этого произведения его своеобразной частью, а следовательно и полноценной книгой жанра фэнтези.
Борис Вальехо (Boris Vallejo), Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta), Луис Ройо (Luis Royo), Джулия Белл (Julie Bell) – все они стилистически близки к героическому пласту фэнтези, что наглядно отражается в их картинах, напоминающих современную интерпретацию античных идеалов человеческого тела. Однако возникли трудности с издателем и я решил временно свернуть проект. Это уже сильно измененный, подстроенный под зрителя образ, воплощенный Арнольдом Шварценеггером. Произведение отличается откровенной жестокостью и многочисленными отсылками к реальной средневековой истории, а также, невероятно детально проработанным миром.
Знаете, нет. Но самое большое воздействие на фэнтези-арт произвели произведения Д. Р. Р. Но для меня мир, в создании которого я участвовал, не утратил привлекательности. Алан Ли, Джон Хоу и Тед Нэсмит – трое наиболее известных иллюстраторов книг Толкиэна. Нам дано видеть сквозь призму воображения, но не дано показывать то, что мы видим, другим.
Немногим позже в свет вышла книга, буквально перевернувшая мир любителей фэнтези и воплотившая в себе неподражаемый идеал подобного мира – «Властелин колец». Расставив все эти необходимые условия, мы можем продолжить. Итак, на фоне появления книг подобных «Алисы в стране чудес» в искусстве вырастает ряд произведений смежного характера, работ, напоминающих одновременно сон, сказку, миф и легенду. Важной особенностью гравюры является её неповторимость. Иными словами, можно вывести довольно строгую формулу, своего рода определение для творчества художников подобного рода – «Иллюстрация в жанре фэнтези есть кульминация воображения (фантазии, основанной на романтизированной эпохе, преимущественно античной или средневековой) в купе с информацией, данной автором иллюстрируемого текста, а также со знаниями конкретного творца на основе культуры, повлиявшей на его представления о мире».
Думаю, для читателей он станет неплохим введением в мой мир. Пятнадцать лет спустя я наконец-то вернулся в этот мир — с обновленным энтузиазмом, поскольку меня поддержало множество людей. Фэнтези в живописи тесно коррелирует со стилем фэнтези в литературе. Другие игроки не знают, какими силами ты обладаешь и, когда две армии сталкиваются на поле боя, численность и сила противника всегда оказываются сюрпризом.
Несмотря на то, что первые литературные произведения, которые относят к жанру фэнтези в полноценном виде, появились еще в 20е-30е годы XX века (рассказы Роберта Ирвина Говарда), достойные изучения иллюстрации возникли лишь в конце 50х-60х годов. Однако иллюстрации к «Хроникам Нарнии», как и сама книга, тяготели больше к сказочной, нежели фантастической оболочке. Его работы неповторимы, но в то же время они не натуралистичны, а скорее «мультяшны». Среди них наиболее известные – Фрэнк Фразетта и Борис Вальехо.
Любимая многими научная фантастика, но без перегрузки техническими нюансами. Что, правда, не исключает обратного. Тут история стала похожей на ту, что случилась с «Гарри Поттером» – началось противоборство кинематографа и иллюстраций.
Со временем эта привычка распространилась и на мои иллюстрации. Я хочу пойти на них без ожиданий, с готовностью узнать и увидеть что-то новое.
Но, как вы знаете, в книгах обычно мало иллюстраций, а мне хотелось посмотреть еще. Это был первый шаг к появлению желания и возможности для иллюстраторов создавать образы, которые могут очень сильно отличаться друг от друга в интерпретациях разных художников и в то же время не противоречить тексту и быть по-своему интересными.
Не секрет, что он большой поклонник искусства. Такие детали позволяют узнать чуточку больше о герое или о том, что происходит на полотне. Иллюстрации Ли имеют множество черт, от блестящих акварельных цветов до навеянных сказками образов имеющих лишь слабую натуралистичную подоплеку. Настоящим событием для средневекового фэнтези восточной Европы стало появление такого произведения, как «Ведьмак».
Сказка, безусловно, навеянная мифами и легендами северных стран и, тем не менее именно сказка. Роберт Говард, писатель, смотрел на своего персонажа под несколько иным углом. Потому постоянно возникают споры в духе «а я это представлял совсем не так». Третий – Тед Нэсмит – натуралист в чистом виде. Сейчас известный иллюстратор. Толкиена (John Ronald Reuel Tolkien), страницы его творений породили целую серию неподражаемых фантазийных иллюстраций и сувениров авторства братьев Грега и Тима Хильдебрандтов (Greg and Tim Hildebrandt), Алана Ли (Alan Lee), Тэда Насмита (Ted Nasmith) и Джона Хоу (John Howe). Все как в реальной жизни и играть так гораздо интереснее, чем банально кидать кубик. Да, благодаря работес Lucasfilm мне посчастливилось несколько раз встретиться с Лукасом.
Владимир Бондарь художник по образованию, рисующий на компьютере с 1998 года. Он создал множество работ к «Хоббиту», «Властелину колец», «Сильмариллиону» и иным произведениям Толкиэна, однако на большинство этих иллюстраций наложила отпечаток русская средневековая культура, времена богатырей и витязей, что несколько изменило атмосферу данного произведения. Отчасти это карточная игра — армии существуют в виде карт на руках. По количеству попыток визуализации среди произведений фантастического характера, эта эпопея занимает уверенное второе место после «Алисы в стране чудес». В данном случае его иллюстрации смотрятся куда лучше, чем применительно к «Властелину колец», так как многие черты «Ведьмака» близки современным представлениям о восточной средневековой Европе. С появлением сериала «Игра престолов» по серии данных книг, популярность их выросла еще в несколько раз.
Я по-прежнему люблю «Звездные войны», но я не хардкорный фанат, который любит только оригинальную трилогию или только приквелы или только «Войны клонов» или только Расширенную вселенную.