Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555). Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555).
Цитата: NatkaZАпокалипсис пусть остаётся у Дюрера на гравюрахМечты, мечты. P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков.
Дюрер изображает Солнце и Луну со скорбными человеческими лицами. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
В 1495–1500 гг. Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне.
Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Он был истинным гуманистом своего времени. И от престола исходили молнии и громы и гласы и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 2–5). «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».
И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию.
Мера долготерпения Божия закончилась, настал час воздаяния. Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». И это также является чем-то новым. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Верность природе является одной из составляющих основ всего творчества мастера. Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями.
Новый Иерусалим» – Ангел, держащий на цепи дракона. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Это, бесспорно, неслучайно, столь же неслучайно и то, что подобное явление повторилось в немецком искусстве и величайший поэт Германии открыл свое художественное творчество, полный юношеской радикальностью убеждений и страстно увлеченный идеей прогресса, так что возможно было бы говорить о родственном типе художника. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть. Духовная программность напоминает о средневековье, тогда как личностность высказы вания предвещает то, что спустя несколько десятилетий станет главной чертой, сокрушившей имперсональные художественные идеалы Ренессанса в творчестве Микеланджело, а после Микеланджело подчинившей себе и все европейское искусство.
Основоположник искусства немецкого Возрождения. Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы.
По возвращении на родину молодой художник особенно остро ощутил тревоги и смуты, терзавшие страну накануне XVI века. Художник переносит действие в своё время. Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. В центре композиции гравюры «Низвержение Сатаны в бездну. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Вверху листа парит белый ангел. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. Книгу, содержащую Божественную тайну о спасении человечества и о судьбах мира, Иоанн должен непременно съесть (Откр. 10:8–10).
Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес». Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer 1471, Нюрнберг – 1528) – художник, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался.
Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф. Художественное повествование развивается в трех планах. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте.
Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Взяв власть в Иерусалиме иудеи перебили всех римлян и про-римски настроенных, а в ответ на это в Цезарее в один день было умерщвлено 20 тысяч евреев. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина.
Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. Дюрер запечатлел Иоанна в момент поедания книги. На других лицах написаны робость испуг или протест.
Мировой переворот касается не только земли, но и неба. Он благословляет грозное апокалипсическое войско. В нем нет ни тени славы и величия. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира.
И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть. 6: 7–8). Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. – Только вдвоем.
За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко.
Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. Популярность их была поистине необыкновенна.
Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп.
Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века. Собирать гравюру нелегко. После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой.
Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Одной ногой Ангел стоит на море, другой – на земле. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях.
Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. «Апокалипсис» мастер создает, не только скорпулезно изучая «Откровения», но и часами беседуя с монахами-августинцами. У меня как раз такой увели, очень жалею.
И если условия жизни нарушается искусство умирает. Альбрехт Дюрер – один из выдающихся мастеров эпохи Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», которого часто называют «Северным Леонардо да Винчи». Может быть. «Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами» – иллюстрация к четвертой и пятой главам.
Самые разные. При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию». Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре). После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Она помогла атрибутировать нескольких авторов. В Государственном Музее архитектуры им. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». Его прославленные акварели Кусок дерна и Заяц (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. н. мастерские гравюры, 1513-14).
Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. Гравюр сохранилось не так много – почему.
Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Он без устали штудировал геометрию, философию историю. Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма. Каждый лист имеет монограмму художника.
Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО.
Еще мгновение и дьявол будет низвергнут в преисподнюю и запечатан большой печатью. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Незадолго до этого он вернулся в Нюрнберг из своих длительных странствий, за время которых он побывал в западной Германии и Италии. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне). «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений.
Справа налево выгравированы эти наездники. Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. В 1511 году опубликовано второе издание, для которого Дюрер создал ещё одну гравюру для фронтисписа. Огненный дождь из небесных звезд падает на землю, осыпая гневом Господним весь род человеческий без разбора (Откр. 6:12–17). Языки пламени вздымаются до небес.
Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Именно Альбрехт Дюрер первым из немецких художников открыл итальянское ренессансное искусство, впервые в Германии воплотил собой новый тип художника-ученого, столь характерного для эпохи Возрождения, разработав теорию пропорций человеческого тела и линейной перспективы в искусстве (трактаты «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях»). И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна.
И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти».
Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Свершилось все так, как это было угодно Богу, Который есть Альфа и Омега (Откр. 21:6–7).
Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения.
Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. Волнения крестьян разгорались все сильнее. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Однако художник не избегает соблазна позволить себе некоторые авторские вольности.
Художник расположил всадников по диагонали. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т. Этот биографический момент был очень важен.
Пятнадцать гравюр из серии «Апокалипсис» к книге «Откровение Иоанна Богослова» принесли Альбрехту Дюреру невиданную славу еще при жизни. Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. Дюрер изображает вестника Бога буквально так, как он представлен в тексте. Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его.
Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. «Без верных пропорций не может быть совершенным ни одно изображение Не имея верной основы, ты не сможешь сделать ничего правдивого и хорошего, даже если бы ты обладал лучшим в мире навыком свободной работы. «Апокалипсис» ставит его имя в один ряд со знаменитыми творцами эпохи возрождения.
Не «не должен», а именно «не может». Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера.
В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Квадрат Альбрехта Дюрера). «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году.
Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». Всадник этот именуется «Верным и Истинным, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19:11). В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Это безумно разнообразный материал. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников.
В поисках способов наиболее правдивого отражения окружающего мира Дюрер реформировал традиционную манеру гравирования по дереву, введя в ксилографию приемы использовавшиеся в гравюре на металле. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. Однако его идеал человека отличался от образа абсолютного человека итальянского Ренессанса, ощущавшего себя «мерой всех вещей» и обладавшего высокой гармонией физического и духовного бытия. Сейчас, скажем так, не век гравюры.
Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. Иоанна варят в котле.
Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. Труд гравера иллюстрирует слова, записанные в шестой Главе Откровения Иоанна, о четырех разноцветных конях и их всадниках. Первой стала Четыре Ведьмы. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения.
Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные. И мне кажется, в современном искусстве Дюреру также наследуют художники разных направлений.
Это уже слишком близко, что-то интимное. 900 рисунков).
А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528). Эта печать, что лежит у ног Ангела, означает твердость решения и надежность охраны. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась.
Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение.
Но только не Дюрер: он ведет с Иоанном совершенно доверительный и совершенно равноправный диалог, являясь добросовестным иллюстратором сакрального текста, настолько адекватным, что заставляет припомнить наблюдение Иоанна за ангелами: те, в отличие от своих антиподов, не ни в коем случае не разрешали поклоняться себе. В 1511 году опубликовано второе издание, для которого Дюрер создал ещё одну гравюру для фронтисписа. Не против Рима императорского, но против папского Рима. Есть что-то трогательное в изображении вестника Небес, подбирающего полы путающихся под ногами одежд, чуть склонившегося от тяжести цепей и огромной печати.
В небесах же, на белых облаках восседает «подобный Сыну человеческому» в золотом венце на голове, с острым серпом в руке. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. К сидящему с серпом обращается Ангел, как вестник предопределенного Божьего повеления: «пусти серп твой и пожни, так как пришло время жатвы ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15). Горит столица антихристианского царства, осужденная на казнь Божьим судом. Ибо твои возможности ничтожны по сравнению с творением Бога. В его руке – связка ключей, среди которых выделяется самый большой – ключ от бездны. В гравюре на дереве он достиг невиданной доселе художественной выразительности.
Этот символический образ Иисуса на коне с мечом – есть аллегорическое изображение Страшного суда и всемогущества Христа, Который только один и может носить имя Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19:16). Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Именно этот драматический момент запечатлен на гравюре Дюрера.
Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Только Богу. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
Святой Иерусалим, сходящий с неба, – дар Божьей любви обновленному человечеству. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира в «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих.
Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. С «Апокалипсисом» же просто повезло. Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы.
Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Переход от Средневековья к Ренессансу в Германии затянулся почти на целое столетие.
«И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными». Зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о пропорциях, читал трактаты итальянских гуманистов, учился у живописцев Венеции колориту. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. В 1511 году художник повторил латинское издание, украсив титульный лист гравюрой и снабдив его строгим запрещением копирования серии. И я сделал выставку «300 лет Романовых». Слева восседающий на троне император Домициан и его придворный с мечом, оба одеты турками – обычный для того времени способ изображения врагов Христа. В толпе солдаты и граждане, по-разному реагирующие на происходящее, одни сочувствуют Иоанну, другие смотрят осуждающе.
С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний». В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Меч – оружие, которым Он побеждает, – Его слово.
В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам». Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года.
Это ловушка, которая погубит тебя.
Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Уже погиб на костре инквизиции народный вожак Ганс Бегайм, который провозгласил: «Налоги и подати должны быть упразднены». Лишенная третьего измерения, эта композиция подчеркивает эфемерность, составляющих ее земных образов. Ноги его – как столпы огненные. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии.
Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Вместо равномерного контура и заполняющих его параллельных штрихов (как например, в гравюрах его учителя Вольгемута) он стал применять утончение и утолщение линий и гравировку по форме разнообразными штрихами, что усложняло, безусловно, работу резчика, но создавало ощущение большей жизненности, подвижности, естественности и придавало гравюре выразительный живописный эффект. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Отсюда следует, что ни один человек никогда не сможет создать из собственной фантазии ни одной прекрасной фигуры, если только он не наполнил таковыми свою душу в результате постоянной работы с натуры», – писал Дюрер. Родился в 1471 году – умер в 1528 году. Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. Который также парадоксален.
Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В этом пейзаже ясно ощущаются отголоски итальянских впечатлений Дюрера. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Великое землетрясение происходит после снятия шестой печати. Одна была очень забавная. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса.
В западной историографии существует мнение о том, что Ренессанс как таковой, с его возрождением идеалов античности, чужд германской культуре (об этом писали Б. Вернер, Г. Вейзе, Ф. Винклер, Э. Гейдрих, К. Нейман). Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Ибо не может быть никакой свободы в работе без знаний Вот таким образом необходимо научиться искусно измерять», – так излагал впоследствии Дюрер научные основы искусства в своем трактате «Четыре книги о пропорциях». «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э.
Начатая фигурой ангела, основная композиционная ось вдруг резко отклоняется вправо и уходит в нижний угол листа, где в пасти Люцифера казнится император. Почему он турецкий. Оно же как человек. Борьба Михаила и его ангелов с драконом и враждебными ангелами предстаёт как борьба сил света и тьмы, Бога и дьявола. Апокалипсис (лат.
Целая стопка. Боязливо косятся на нее паж и дама. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства. Но эти чары скоро будут разрушены.
Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. Серп в его руках – орудие жатвы, символ грядущего суда Божия над грешниками. и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк.
Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Серия выполнена на деревянных досках большого размера, текст помещается на обороте и не всегда соответствует содержанию композиции. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху.
Пожалуй. «Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. Ангел указывает ему рукой на новый Иерусалим – прекрасный город, окруженный стенами с двенадцатью воротами, город обретенного мира, в котором «не будет уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Лицо Ангела подобно солнцу излучает лучи.
«Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Именно эти рисунки легли в основу гравюр серии «Апокалипсис» и сделали их уникальными в своем роде. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все.
Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника.