Гравюры Сальвадора Дали к изданию Божественной комедии будут экспонироваться в Национальном историческом музее Беларуси с 1 марта, сообщили корреспонденту БЕЛТА в музее. Оригинальные гравюры Дали представлены на выставке в Полоцке, сообщает БЕЛТА со ссылкой на заведующую филиалом Художественная галерея Национального Полоцкого историко-культурного заповедника Ларису Лысенко. В Екатеринбург привезли гравюры Сальвадора Дали.
Гойя и Дали», где гравюры Франсиско Гойи изсобрания музея представлены вместе ссерией гравюр «Капричос Гойи» Сальвадора Дали, вкоторой отпереосмысляет или наполняет новыми оттенками работы своего предшественника.
Позднее творчество Дали, в отличие от начала его карьеры в кругах сюрреалистов (1929-1934), было окрашено тонами религиозной мистики (после 1956 года). «Убежденный втом, что критика человеческих пороков изаблуждений, хотя ипредставляется поприщем ораторского искусства ипоэзии, может также быть предметом живописания, — писала газета Диарио деМадрид 6февраля 1799года, объявляя оначале продаж Капричос Франсиско Гойи, — художник избрал для своего произведения измножества сумасбродств инелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, атакже изпростонародных предрассудков исуеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые онсчел особенно подходящими для осмеяния ивтоже время для упражнения своей фантазии». Саму ретроспективу нельзя назвать таким ужбеспрецедентным случаем: фонд «Гала— Сальвадор Дали», который занимается ееорганизацией известен своей активностью, регулярно открывает выставки идаже музеи-представительства повсему миру и, прямо скажем излишне коммерциализирован. В 1942 году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». «Живопись, как и поэзия, выбирает из общего то, что она почитает наиболее подходящим для своих целей соединяет в одном вымышленном лице черты и обстоятельства, которые природа распределила среди многих и из их искусственного сочетания получается то счастливое подражание (натуре), за которое хорошего мастера провозглашают созидателем, а не рабским копировщиком», — анонсировал Гойя в газете Diario de Madrid 6 февраля 1799 года продажу своих гравюр.
В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. В музее под общим названием «Вселенная Дали», созвучным с названием постоянно действующей выставки автора в Лондоне, представлены такие известнейшие объемные работы Сальвадора Дали, как «Профиль времени», «Улитка и Ангел», «Алиса в стране чудес», «Посвящение Терпсихоры», «Космическая Венера», «Святой Георгий и дракон», «Видение Ангела», «Космический слон» и даже диван в виде губ актрисы Мэй Уэст. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все.
Кроме того, в музее пройдут экскурсии Бориса Фридмана, владельца гравюр Дали, 2 (в 19 часов), 4 и 11 марта (в 14 часов). Сальвадор Дали проиллюстрировал основные темы литературы, мифологии истории и религии. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. Отсюда проистекают и средневековые мистерии с образами ангелов и весьма неприглядные звери из серии «Бестиарий Ля Фонтэна».
В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать Дали.
В его варианте название вписано в круг на плоскости стола, на котором задремал человек. Это был дебютный гравированный гойевский цикл из 80 листов, созданный в 1793-1798 годах, к тому же первый, где он использовал техническое новшество — сочетание офорта с акватинтой изобретенной в 1760-х учеником знаменитого живописца Франсуа Буше — Жан-Батистом Лепренсом. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты.
и фобии, например, страх перед кузнечиками6, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Работы, созданные художником в начале 1950-х годов по заказу итальянского правительства для издания «Божественной комедии» к 700-летию Данте, были восприняты в Италии крайне негативно. К таким относится «Сон разума». Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка.
В это же время происходит разрыв с отцом. Вот откуда эти пестрые разводы, напоминающие крылья бабочки». Можно сказать, что создавая эту серию, Дали проиллюстрировал сам себя, позволив зрителю «прогуляться» по извилистым закоулкам своего подсознания. Сто оригинальных графических работ – из частной итальянской коллекции.
В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3, 5 тыс. Уже несколько лет по городам России путешествует коллекция екатеринбургского магната Александра Шадрина, основу которой составляет собрание литографий и скульптур Сальвадора Дали (1904-1989). В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. А также в течение всей своей жизни непререкаемыми для него остались авторитеты Фрейда и Ньютона.
В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам) интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Верный своей манере, Дали не следует за текстом Божественной комедии, но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Здесь всякий притворяется, все лгут иникто никого неузнает». Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве.
Самые ранние работы навыставке датированы 1934 годом— знаковым вжизни Дали. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Его отношения с Галой достаточно сложны. По оценкам исследователей творчества Сальвадора Дали иллюстрации «Божественной комедии» — вершина графического искусства гениального испанского живописца.
Правда, эстамп утратил эффект нагнетания страстей. В частности, в феврале состоялись интереснейшие лекции людей, лично знакомых с Дали. К слову, в музее Дали собрана самая большая коллекция его скульптур в Европе.
Дали лишь добавляет свои «фирменные» оплывшие часы, хотя нового смысла от этого не выявляется, — Гойя сам уже все разъяснил. Эта работа могла бы служить заглавием всей серии «Капричос» (не зря Гойя хотел поместить её на первую страницу, где в итоге оказался автопортрет художника). Приятным дополнением к выставке стала образовательная программа.
Цикл «Воспоминания о сюрреализме» представляет собой литографии с гуашевых оригиналов, отпечатанных на пронумерованных листах с авторскими карандашными подписями. Над своим «Капричос» Сальвадор Дали работал напротяжении 1973-1977годов. Монохромный образ выглядит строже, контрастнее и драматичнее (приходится повторить эти ключевые для Гойи с точки зрения выразительности слова). В скульптуре «Улитка и Ангел» улитка представлена символом медленного течения времени, ход которого не в силах ускорить даже ангел в руках его костыль – символ бессилия. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона.
Другие времена – другие нравы, а значит и другие выразительные средства, образы. Художник работал девять лет и создал по одной акварели к каждой тысяче строк поэта. В1949 году папа римский Пий XII принимает художника вВатикане. Это один из тех офортов. Но они опоздали на 100 лет. » – эти слова Сальвадора Дали в «Дневнике одного гения» датированы маем 1956 года. Ведь оба эти художника хотели устыдить зрителя. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения».
Сальвадор Дали— автор дизайна упаковки Чупа-Чупса. В музее постоянно проводятся разнообразные семинары и мероприятия, специально организованные для юных посетителей. Судьба серии офортов «Капричос», над которой Гойя работал с1793 года оказалась драматичной— едкая сатира наустои общества ичеловеческие пороки немогла понравиться власть предержащим. Ближайшая и последняя лекция «Творчество Франсиско Гойи в контексте истории Испании» директора Дома-музея Пикассо в Малаге пройдёт 1 марта в 19 часов в Усадьбе князей Голицыных.
В коллекцию попали изображения ключевых элементов сюрреалистической вселенной Дали: Гала, он сам, часы, костыли, бабочки и многое другое. Однако, Пилар потребовала эксгумации тела Дали для проведения повторной экспертизы9. Дети заинтересуются такими оригинальными скульптурами и графическими работами, как «Алиса в стране чудес», «Космический слон», «Ромео и Джульетта». Здесь, как и везде, нам помогают комментарии Гойи. Некоторые подписи Дали развивают оригинальный сюжет вдругой плоскости, обращая насмешку вжуткий хоррор, как это происходит всцене «Кто здесь очарован. », которую Дали называет «Кого насилуют».
Эту тему развивает, скажем, офорт «Почему дрожишь». А в рассуждения Гойи «Они все еще тут» об изменчивости судьбы сказано: «Человек безмятежен, пока не подозревает о кознях фортуны и опасностях, подстерегающих на каждом шагу. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов— «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери»— привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. После американские газеты называют Дали «Бенвенуто Челлини ХХвека», что ему очень льстит. Наэтот раз вПетербург привезли 145 работ измузеев ичастных собраний, включая 25живописных полотен инесколько графических серий, аэкспозицию испанские кураторы построили вокруг классических мотивов изаимствований вработах Дали. Гойя рассказал нам о пороках XVIII века, Дали же актуализировал их для своей эпохи. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл и торжествовал.
Женщина утверждала, что много лет назад Дали бывал в доме своего друга в городке Кадакес, где ее мать работала служанкой. Для Дали это стало трагедией. Заплечами уДали— незакончившиеся ничем ранние эксперименты скубизмом идадаизмом, знакомство сПикассо, Хуаном Миро и, главное, Андре Бретоном— основателем группы сюрреалистов, ккоторой Дали примкнул в1929году, чтобы спустя несколько лет поссориться (формально напочве отношения кполитике Франко) ипорвать всякие отношения. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем.
Но, как и любой человек испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. «Капричос» Гойи печатались около одиннадцати раз, при том что техника офорта с акватинтой не предполагает больше двух раз. Вмае 1954 года в палаццо Паллавичини вРиме проходит выставка. Отреагировав в конце 1930 годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов, принесших ему известность.
После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Здесь все чужое: платье счужого плеча, чужой голос, личина вместо лица. В детстве Дали столкнулся с противоречием. Заинтригованный мрачной парадоксальностью «Мальдорора», безжалостного сверхчеловека, оказывающегося злее самого дьявола, в подражании ей, в 1927 году он напишет и опубликует свою поэму «Святой Себастьян».
Иногда без причины затевал драки. Самым опасным для Гойи и значительным для Дали стал офорт «Ничего нельзя было поделать» («Грандиозная картина» в варианте Дали). Спиральная ракушка улитки символизирует бесконечность времени. Дали смело берется за дело.
Где-то, впрочем, сюрреалист оставляет первоначальные наименования: «Сон разума рождает чудовищ» и во второй половине XX века не претерпел вербальных изменений, разве что вместо черно-белого сгущения кошмаров Дали раскрасил спящего автора в красные с голубым одежды и вообще как-то разрядил обстановку. Именно здесь собрана самая большая коллекция его скульптур в Европе. Выставку открывает автопортрет Гойи— меланхоличный человек лет пятидесяти вцилиндре изображен впрофиль инесмотрит назрителя, вего взгляде чувствуется усталость.
К «Песням мертвых» Пьера Реверди Пикассо подошел основательно: каждую строфу украшал красными рисунками-абстракциями, как будто дополняя кружево, созданное из текста. «Неведомый шедевр» Бальзака был проиллюстрирован с элегантной небрежностью – рисунками из собственного блокнота. досок, которые были уничтожены после печати тиража. Именно в этом диалоге и состоит суть выставки. которому Дали не стал менять названия.
Но арт-директор проекта Щеляков сопроводил творения мастера текстами из книги Данте. Это сюжеты повторяются в его живописи – «Анжелюс» (знаменитая картина Милле с молящимися крестьянами), «Мягкие часы», Дерево-автомобиль. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии.
Он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к созданию которого приложил свою руку. В1940 году, сбежав отвойны вСША, Дали пробует себя вроли декоратора иювелира, атакже, подобно Челлини издает собственную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Дали же, поглощенный своими чувствами, словно даже и не заметил, что его «муза» приехала не одна. Весной 1960 года перед открытием парижской выставки, на которой был представлен цикл иллюстраций к «Божественной комедии», он выводит в «Дневнике одного гения» : «Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре и там ничего не видать. После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар.
Скажем, гойевский автопортрет он уменьшил до маленькой картинки, помещенной внутрь некоего сфинкса (впрочем, с какою-то старушечьей головой) из которого еще выдвигается ящичек. Этому предшествовал офорт «Из той пыли», где обвиняемой дают возможность раскаяться. Не факт, что дамам такое соседство понравилось, но кто их спрашивал. Художник избирает крайне щекотливый, мягко скажем, сюжет, где женщину ведут на казнь. Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом» и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Начинающаяся с автопортретной фотографии Моны Лизы с «далинианскими усами», на протяжении четырех залов у нас была возможность в каждой самой замысловатой картине (будь то графические листы «Французский поцелуй», «Слон и обезьяна» или скульптурных фантазмах «Видение ангела» и «Св.
Иллюстрируя в 1934 году Лотреамона, он рожденные собственной фантазией образы. Все это вздор. Дали продолжает: «Атакже ееотец». В1945 году издательство Doubleday Company даже поручает художнику создать серию иллюстраций кновому англоязычному изданию книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная имсамим». В 1982 году умирает Гала. Многочисленные комплексыкакие.
Тобыла еемать». Это безумный день исполненный мистической, аммиачной радости. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. 100 ксилографий — иллюстраций Сальвадора Дали «Божественной комедии» Данте — из трех частных немецких коллекций, ни одной из представленных на этой выставке работ нет в музеях России, сообщил Щеляков. Поэма графа Лотреамона (Изидора Дюкаса), наряду с «Толкованием сновидений» Зигмунда Фрейда, оказала огромное влияние на становление Дали-сюрреалиста. И, наконец, третья серия – «Двенадцать колен Израилевых» – была создана в 1973 году в честь 25-летия образования еврейского государства.
Каждая гравюра имеет свое название, данное самим Дали. Гала становится его спутницей жизни и источником вдохновения. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта.
Георгий Победоносец и дракон») увидеть очередной автопортрет художника. Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. Иллюстрации к «Песням Мальдорора» – самый значительный и цельный проект среди гравюр Дали. Аспустя некоторое время Итальянский государственный институт печати заказывает Дали иллюстрации кновому изданию «Божественной комедии», приуроченному к 700-летию содня рождения Данте.
Дали обратил картинки почти что в комиксы, часто будто боясь пустого пространства и по-хулигански вставляя «свои пять копеек» и что-то по мелочи пририсовывая. Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания. Серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии» итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.
Образ улитки был излюбленным у Дали, автор передавал с ее помощью не только время. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Проект прервался, но желание воплотить его в реальность уже не оставляло Дали. Так, кодному изсамых известных изображений «Сон разума рождает чудовищ», Дали помимо цвета добавляет символ инь иянь, явно отсылающий кФрейду, чья теория так увлекала сюрреалистов.
В рамках этой программы уже прошло несколько лекций, организуются экскурсии. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику.
Как всегда, сам мэтр лучше всего объяснит свое искусство. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы. Иногда новые подписи звучат иронично, явно стремясь снизить обличительный пафос Гойи. Считаться с чувствами женщин – это было не в стиле Пикассо.
Художник – необычайно восприимчивая натура, он вдохновляется своим временем. В 1958 году официально венчался с Галой в испанском городе Жирона. Мне кажется, ему удалось сделать офорты Гойи понятными для современного зрителя. Человеческие пороки, «Божественная комедия» (1960) Дали, провокатор, меняющий свои убеждения со скоростью и сноровкой беспринципного человека, оставался верным только своему (и очень заманчивому) представлению: о высоком мастерстве великих классиков искусства, о Леонардо да Винчи, Рафаэле, Вермеере Дельфтском.
Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. После возвращения в Испанию Дали жил преимущественно в Каталонии.