Аллегорические ренессансные гравюры, сгруппированные по тематическому принципу изучаются в отношении традиционности или, напротив, новизны общей структуры, частных мотивов, деталей. Возрождение Гравюры – имя, данное в то время и историками искусства, к Ренессансу гравюры как оригинальная форма графики в течение промежутка времени, простираясь приблизительно с 1850 до 1930. Предмет исследования – иконография композиций аллегорические ренессансные гравюры, сгруппированные по тематическому принципу изучаются в отношении традиционности или, напротив, новизны общей структуры, частных мотивов, деталей. Существующую научную литературу, которая послужила основой данного исследования помимо собственно гравюр и в которой так или иначе упоминаются/изучаются французские ренессансные аллегорические гравюры, – как монографии, так и отдельные статьи, – можно условно разделить на следующие группы.
Гросс и Дикс были ведущими фигурами, сформировавшие «веристское» течение в движении с Бекманом, Кристианом Шадом, Рудольфом Шлихтером, Георгом Шольцем (в его ранних работах), Эльфридой Лозе Вёхтлер и Карлом Хубухом. В эти же годы (после 1524г. ) в Мантуе Д. Романо создает большое эротическое полотно, сюжет которого остается до конца не ясны.
Папы нередко оказывали покровительство служительницам любви. Самая ранняя немецкая академия — Берлинская академия искусств была основана в 1696 году. С тех пор с успехом прошли три выставки, закрепившие его почетное место среди римских художников эпохи романтизма. И даже в тех, в отдельные эпохи частых случаях, когда гравюра воспроизводит живописную композицию другого художника, она не просто репродуцирует ее, но как бы переводит на свой, совсем другой язык, язык не цвета, но тональности, не мазка, но линии и точки даже репродукционная гравюра – это всегда, если воспользоваться пушкинским словом, «перевыражение» живописного прототипа. Первые образцы «сухой иглы» встречаются еще у немецких граверов эпохи Шонгауэра. Сборник, хоть и не прямо, обвинял папский двор (и другие дворы Аппенинского полуострова) в превращении в огромный бордель, полный пороков и разложения. Два с половиной столетия спустя, в конце эпохи Барокко, ведущими мастерами были Йозеф Иоганн Кристиан и Игнац Гюнтер.
Секрет китайского фарфора в Европе получили не заимствованием, а собственным открытием. Эпоха Возрождения объединила их. Рейнцаберн был одним из крупнейших производителей. Среди них— «Портрет императора Максимилиана» (1519).
Особая активизация гравюрной «пропаганды» наблюдается с начала правления Генриха II (1547-1559) во многом потому, что именно на это время приходится период становления и начала расцвета французской школы гравюры, а также потому, что при этом монархе прославлению власти в разных областях изобразительного искусства отводилось вообще большое внимание – помимо гравюры, можно привести в качестве примера расцвет нумизматической пропаганды. В лексикон придворного искусства включаются самые разнообразные античные сюжеты, как мифологические, так и исторические и очевидно, что все они избираются не по некой ученой прихоти любителей старины и не для пустого развлечения публики, но по весьма строгим критериям, обусловленным как традицией (имеется ввиду христианское толкование сюжетов идущее от средневековья), так и современной действительностью (речь о сюжетах, призванных в иносказательной форме прославлять монарха, его правление и благие деяния). Exposition.
В эпоху раннего средневековья на нынешних землях Германии сложились племенные объединения швабов (алеманов), франков, баваров, тюрингов, саксов, гессов и т. д. Территории, где они жили и получили позже названия Швабия, Бавария, Тюрингия, Гессен и т. д. Эти названия сохранились и за феодальными княжествами и в современных названиях федеральных земель Германии. Различные аспекты темы vanitas рассматриваются далее на примере отдельных замечательных композиций, среди которых – гравюры Жана Дюве «Аллегория силы любви» (1528г. После затвердевания лака его поверхность коптили.
Многие немецкие художники работали за границей, в том числе Иоганн Лисс, который трудился главным образом в Венеции, Иоахим фон Зандрарт и Людольф Бакхёйзен, ведущий художник-маринист последних лет Золотого века голландской живописи. Нижний включал сцены при ярком дневном освещении. На севере Германии годами работает скульптор из Антверпена— Томас Квеллинус, представитель интернационального европейского барокко.
Его основным вкладом в теорию стало распространение «единого произведения искусства» во всём обществе, выраженное его знаменитой фразой: «Каждый человек — художник». В этом случае нередко трудно говорить о необходимости аллегорического толкования композиций их сюжеты воспринимаются и на буквальном уровне, как иллюстрация той или иной мифологической истории аллегорический подтекст возникает лишь на уровне аллюзий и становится заметен прежде всего благодаря контексту, в котором произведения создавались и существовали (в частности, ряд произведений, связанных с галереей Франциска I и Порт Доре в Фонтенбло). В гравюре существует огромное число видов, подвидов, разновидностей техники.
Vol. I-II. Изучение ряда гравюр, созданных как мастерами школы Фонтенбло, так и мастерами, не связанными с ней непосредственно, проведенное в рамках данного исследования, подводит к вопросу о том, насколько вообще справедливо говорить об освобождении «языческого значения» в представлении мифологических сюжетов в XVI в. и существовали ли подобные случаи. Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки.
Советский искусствовед Ц. Г. Нессельштраус так анализирует эту гравюру: «перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. Таким образом, в ксилографии наметился разрыв между художественным творчеством и техническим выполнением (правда, когда резьбу выполнял высококвалифицированный формшнайдер, в его работе присутствовал определенный творческий момент перевода рисунка в материал). Беатриче де Бонис, предполагаемое действующее лицо позиции 14 имела среди своих поклонников Лоренцо Медичи, герцога Урбинского и поддерживала переписку с ним.
Этому способствовала и сама организация материала по тематическим группам, позволяющая проследить различные варианты интерпретации одной и той же темы (vanitas и пр. ). его книгу 1911 года «О духовном в искусстве»). К сожалению, гравюры с изображением торжеств по случаю визитов монархов в разные города сохранились в редчайших экземплярах в основном от второй половины века во многом это граничит с тем, что сама традиция увековечивания подобных церемоний средствами искусства только формировалась в XVI в. расцвет её наступит в XVII столетии.
Самая известная серия— гравюры на темы Апокалипсиса (1498). Диссертация открывается вступительной главой, состоящей из трех разделов, в которой рассказывается о структуре работы, целях исследования и их обоснованности, дается общая панорама развития печатного дела во Франции (в связи с основной темой диссертации), а также обзор историографии. Слово «космос» в переводе с греческого, как известно, означает «порядок». Во главе с Альтдорфер школа выпустила первые образцы независимого пейзажного искусства на Западе (приблизительно через 1000 лет после Китая), в обеих формах, картинах и гравюрах.
Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы. Во всех композициях линия горизонта проходила на одном уровне. Speculum mundi» 9 : средневековые аллегорические циклы во французской гравюре Возрождения (добродетели и пороки, свободные искусства, месяцы года и т. д. ) Данная глава посвящена изучению аллегорических серий гравюр, тематика и образность которых во многом обязаны своим происхождением позднеантичной и средневековой культуре: это тривиум и квадривиум, добродетели и пороки, персонификации сторон света, планет и пр., то есть те изображения, в которых в иносказательном ключе раскрываются общие представления о мире и месте человека в нем, сформировавшиеся на протяжении нескольких веков в европейской культуре.
Новыми по сравнению с предыдущим временем являются не только идеологические моменты, подчеркнутые в появлении тех или иных деталей (скажем изображение имперской короны и пр. ), но и активное проникновение античных мотивов. «Vive le Roy» или аллегория на службе идеологии Данная глава посвящена изучению аллегорических гравюр, связанных тематически с прославлением господствующей власти во Франции XVI века и, в сущности имеющим непосредственное отношение к наглядной пропаганде абсолютизма. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства.
Она полностью подтверждается в случае с книгой, о которой пойдет речь. Этому способствовала и сама организация материала по тематическим группам, позволяющая проследить различные варианты интерпретации одной и той же темы (vanitas и пр. ). К счастью, некоторые знаменитые куртизанки эпохи упомянуты в сонетах Аретино.
Различная продолжительность травления с последовательным выкрыванием лаком тех участков доски, которые более не должны травиться, — так называемое ступенчатое травление изобретенное французским гравером Жаком Калло (1592—1635), позволяет получать штрихи разной глубины, дающие различную силу тона—от легкого серебристого до насыщенного черного. Так их называет Д. Вазари. Иоганн Готфрид Гердер отстаивал, связь готики и Дюрера как конкретно германских стилей, выдвигая аргументы в защиту правильных моделей для немецкого художника против так называемой «тирании Греции над Германией», которая продлилась почти два столетия.
Это период усиления феодальной реакции. Считается, что это было то издание, один экземпляр которого до недавнего времени принадлежал Вальтеру Тосканини (США)— сыну знаменитого музыканта. А следовательно, все его составляющие подчиняются определенным законам и могут быть описаны. Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.
На гравюрах имеется нумерация от 2 до 19 с пропуском одного номера (1). Роль аллегории в подобных действах была ведущей. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Ящерица — символ притворства, злого демона.
Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. B системе, предложенной Алчиати, всё было немного сложнее: картинку пояснял девиз, помещенный в верхней части листа и достаточно развернутый текст subscriptio, написанный в стихотворной форме и расположенный под изображением его назначением было подробно и окончательно разъяснять суть всей композиции в целом, в которой текст и зрительный образ составляли неразрывное целое и, взятые по отдельности, оказывались неясными или, точнее, теряли то значение, которое вкладывал в них автор сборника. Гравюры Маркантонио в нем упрощенно переданы в ксилографии. Конечно, часть литер-сооружений вызвала удивление как экзотика и игра смыслов, как произведение, достойное кабинета курьезов, а не как реальный проект.
Этот стиль сохранил для следующего поколения Бартоломей Стробель, который был примером фактически немецкого художника родившегося и работавшего в Силезии (современная Польша), пока эмигрировал, бежав от Тридцатилетней войны и стал художником при польском дворе. Верхний ряд состоял из ночных сцен и «Бичевания Христа». Каждый из экспериментов Беттгера фиксировался в протоколах. После затяжных войн Римская империя закрепила свои границы в Древней Германии от Верхнегерманско-ретийского лимеса до большей части юга и запада современной Германии.
Античное искусство известное в подлинниках до XIX века только в Италии, по гравированным изображениям знали все мастера Европы. Хотя некоторые из рассматриваемых в данной диссертации аллегорических гравюр нередко появлялись в тех или иных публикациях, о чем говорилось выше в разделе «Историография проблемы», они не становились предметом специального исследования, подобно портрету, пейзажу, орнаментальной гравюре.
Возникает интерес к сложным повествовательным композициям, рассчитанным на эрудированного зрителя, в которых богатство деталей создает эффект полифонического звучания образа, черпающего содержание из самых разных источников, – античных, средневековых, современных ренессансных (имея ввиду прежде всего гравюры мастеров других европейских школ – итальянской, немецкой, голландской). В какой степени они были характерны для данного времени и в какой мере инновативны. Территория современной Германии богата находками доисторического искусства, включая «Венеру из Холе-Фельс». Конкретные знания, представление о мире давала человечеству гравюра. Колорит является наиболее замечательной чертой живописи алтаря. В XVII веке появилось их издание с фронтисписом, украшенным гирляндой фаллосов иронично посвященное священнослужителям.
Гольбейн из всех немецких художников был ближе всего к итальянскому Возрождению. Именно Уистлер убедил художника Альфонса Легроса, одного из участников французского Возрождения, приезжать в Англию как учитель.
Не только фигуры-персонификации Мудрости (Знания), Справедливости и пр. Действительно «позднеготическое барокко» — термин, который временами используется для описания чрезмерно декорированного и эмоционального искусства XV века, прежде всего в Германии. Цифра могла означать не только число участников, но и количество «любовных приемов» в этом своеобразном турнире.
Конечно, часть литер-сооружений вызвала удивление как экзотика и игра смыслов, как произведение, достойное кабинета курьезов, а не как реальный проект. бурную деятельность развил барон Гарканвиль, как он себя называл. Это совпало с распадом средневекового высокосинтетического типа искусства.
«Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Возникает интерес к сложным повествовательным композициям, рассчитанным на эрудированного зрителя, в которых богатство деталей создает эффект полифонического звучания образа, черпающего содержание из самых разных источников, – античных, средневековых, современных ренессансных (имея ввиду прежде всего гравюры мастеров других европейских школ – итальянской, немецкой, голландской). На майоликовых блюдах XVI века воспроизводятся серии Любовь богов.
В северных местах и на побережье Балтики без залежей дикого камня возникает так называемая готика из кирпича (Любек, Штральзунд, Данциг, сооружения в городе Кёнигсберг). В Германии неоклассицизм появился несколько раньше, чем во Франции, как и Антон Рафаэль Менгс (1728–1779), датский художник Асмус Джейкоб Карстенс (1754–1798) и скульптор Готфрид Шадов (1764–1850). И в целом, внимание к ней со стороны просвещенных современников весьма велико.
По времени это был довольно короткий период с середины XV века до 1520-х гг. Краска, выбранная при печати увлажненной бумагой из таких линий, печатается не так чисто и четко, как из следа резца, а более сочно и с неравномерной зернистой фактурой. И изобразительное искусство в каком-то смысле поляризуется: тенденции натуральности, зрительной точности и убедительности развивает в первую очередь живопись, а только что появившаяся гравюра принимает на себя качества символичности, отвлеченности.
В первый свой приезд в Англию, а также и во второй (1532-1543) он писал преимущественно портреты и даже был придворным живописцем короля Генриха VIII. Сейчас это прекрасное место для раскопок и создан специальный музей.
Василий Кандинский, Франц Марк, Август Маке, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина и другие основали группу в ответ на отказ от картины Кандинский «Страшный суд» на выставке «Новое Мюнхенское художественное объединение» — ещё одна группа, членом которой был Кандинский. Наиболее яркими представителями голландского Ренессанса являются Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Роберт Кампен, Гуго ван дер Гус, немецкого – Альберт Дюрер, Лукас Кранах старший, Ганс Гольбейн, Маттиас Грюневальд. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Одним из последних полотен художника стал диптих «Четыре апостола» (1526), на котором изображены лики Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка. Первоначальная форма гравюры — гравюра на дереве или ксилография известная на востоке уже более тысячи лет, в Европе появилась в эпоху раннего Возрождения, в самом конце XIV века и получила широкое распространение в XV—XVI веках. Помимо текстов, нужна была и визуальная пропаганда. В XVIII веке сюжет сочли галантной сценой, позже было высказано предположение, что любовники на ложе — Марс и Венера (Ф. Лабенский).
Кризис охватил и искусство. Многие уважаемые иностранные художники работали некоторое время в Германии по приглашению королей, среди них Бернардо Беллотто (в Дрездене и других местах) и Джованни Баттиста Тьеполо, который со своим сыном Джованни Доменико Тьеполо провёл три года, расписывая Вюрцбургскую резиденцию. Связь эмпирического наблюдения действительности с методами аллегорической интерпретации вела к появлению удивительных графических серий, апогей создания которых () приходится на вторую половину XVI века» 13. Надолго утраченные позиции в скульптуре в Пруссии частично реабилитировал Андреас Шлютер. Интерес к живописцу из Трастевере возродился к 30-м гг.
Чертежи сооружений в виде букв Иоганна Давида Штейнгрубера (с детально разработанными фасадами) – предмет изучения современных студентов-архитекторов искусствоведов и коллекционеров. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Общий результат всех элементов этих зданий в Южной Германии, Австрии и Богемия, особенно их интерьеров, представляет наиболее полную и глубокую реализации барочных стремлений сокрушить зрителя «сияющим волшебным миром дома дворянина» или в случае церкви «предвкусить красоту Рая». Затем на доску с помощью различных технических приемов наносится контур изображения и начинается самый процесс гравирования — резьбы по металлу. Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера «Всадник, смерть и дьявол» имеющая сравнительно небольшой формат (24, 718, 9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов.
Развитие искусства Возрождение в Германии проходило под влиянием идей Реформации.
Драматическая обостренность особенно проявляется в почти босховской гротескности. Травленая же линия офорта выглядит иначе. «Новая вещественность» (Neue Sachlichkeit) – направление в искусстве, зародившееся в Германии 1920 годов вследствие естественного развития экспрессионизма и как его противоположность. Также, в рамках обоснования выбора темы и её значимости, в вводной части вкратце описывается история бытования аллегорического жанра в европейской культуре начиная с античности и обсуждается его специфика и особое место в эпоху Возрождения.
Безусловно, церемонии торжественных въездов играли большую роль в укреплении культа правителя очевидно, что их изучение дает немало для понимания того, какие образы использовала «официальная пропаганда» и какие стереотипы складывались (или продолжали существовать) по отношению к персоне монарха. Тем не менее, подобное обособление кажется оправданным и полезным для исследования, поскольку нередко «изображения поясняют изображения» и сопоставление различных композиций зачастую помогает уточнить их смысл. Известная серия небольших гравюр на дереве Гольбейна — «Пляска смерти» имеет отношение к работам Малых мастеров, группе гравёров, которые специализировались на очень маленьких и крайне детальных гравюрах для буржуазных коллекционеров, включая множество эротических тем.
Практическая ценность исследования заключается в том, что собранный в нем фактический и теоретический материал, а также предложенные выводы могут быть использованы для дальнейших специальных исследований по проблемам французской ренессансной культуры в целом, а также по истории французской гравюры и особенностям бытования аллегорического жанра в эпоху Возрождения. Наиболее важные вопросы, рассматриваемые в данной главе – это соотношение эмблематического и самостоятельного (не связанного с текстом непосредственно) аллегорического изображения в чем их различие, в чем сходство, а также характер их взаимовлияний. Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер.
Вот таким образом не случайно на пике всадника прикреплен лисий хвост, примета рыцаря — разбойника. Приматиччо и Россо Фиорентино по заказу французского короля Франциска I украшают его замок в Фонтенбло. Они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. История эта представляется одной из легенд, каких немало в «Жизнеописаниях» Вазари, к тому же он ошибочно называет изобретателем гравюры на меди флорентийца Мазо Финигуэрра (1426—1464) и относит это событие к 1460-м годам, в то время как первые гравюры на меди появились, по-видимому, в Германии и намного раньше. Grand Palais, 1972-1973. Что касается непосредственно искусства гравюры, то существующие на данный момент работы делятся на монографии и статьи, посвященные школе Фонтенбло 4 и статьи, в которых изучается творчество столичных и региональных французских мастеров (таковых исследований, увы, пока мало) 5.
Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Как известно индивидуалист Эмиль Нольде (1867–1956) недолго был членом группы «Мост», однако находился не в ладах с младшими членами. Все признаки итальянского барокко (монументальность, величие, масштабность, мастерское использование природного окружения) сохранили сакральные сооружения тех земель Германии, которые не порвали связь с папским Римом и католическим вероисповеданием (монастырь Этталь, Бавария, монастырь Банц, Верхняя Франкония, базилика Вальдзассен, монастырь в Оттобойрене). Основополагающим для средневековой иконографии стал труд Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия» (V в. ) 11, в котором, помимо тривиума и квадривиума, были упомянуты «коренные» добродетели. И в этих выбранных сюжетах переплетаются как старые, закрепленные традицией толкования, так и новые, незнакомые прежнему искусству интерпретации, а иногда речь и вовсе идет о появлении новой иконографии – если тот или иной эпизод прежде (в средневековом искусстве, по крайней мере) не изображался. Новизна предпринятого исследования заключается также в попытке обобщить разнообразный фактический и теоретический материал имеющийся в историографии и связанный с проблематикой французского ренессансного искусства, а также найти ответы на ряд иконографических вопросов, существующих в искусствоведческой литературе. Камень идёт только на уникальные сооружения (церкви, крепости). В 1911 году группа переехал в Берлин, где он в конечном итоге, распустилась в 1913 году.
Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Вакх и Ариадна, Нимфа и сатир, Купание Венеры и Марса — таковы темы эротических фресок в мантуанском палаццо. История Психеи и Любовь богов трактуются им с подчеркнутой эротикой. Благодаря привлечению разнообразных текстовых и визуальных параллелей, в ряде случаев удалось «дешифровать» малопонятные детали, образные мотивы, содержание композиций в целом. Подчас буквально – в античном духе, когда используется непосредственное обращение к зрителю, как в серии Э. и Ж. Делонов «О суете и непостоянстве мира», в композиции которого включается фигура резонера и пр.
Группа «Мост» также имела утопические тенденции, но взяла за модель средневековую гильдию ремесленников в качестве совместной работы, которая смогла бы улучшить общество: «Всякий, кто передаёт прямо и подлинно, заставляет его творения принадлежать нам». Однако, трудно не заметить значительные изменения в отношении образного строя композиций. В настоящее издание, подготовленное ведущим научным сотрудником Государственного Эрмитажа искусствоведом Олегом Яковлевичем Неверовым, вошли впервые переведенные на русский язык скандально-известные эротические сонеты Пьетро Аретино Любовные позиции и гравюры, выполненные к ним итальянским мастером, учеником Рафаэля, Маркантонио Раймонди (XVIв. ). Одним из центральных памятников изучаемых в ней, стала серия гравюр Э. и Ж. Делонов «О суете и непостоянстве мира» (1580, R. -D. IX. 205-223, Pollet, 388-407) созданная по мотивам восьмистиший из одноименного сборника протестантского поэта Антуана де ла Рош Шандье (1534-1591).
Адриана Людвига Рихтера в основном помнят за его портреты, а Карл Вильгельм Кольбе – как исключительно гравёра (а также филолога), на чьих поздних гравюрах изображены фигуры, которые почти полностью проглочены гигантской растительностью. Разумеется, утверждавшейся единоличной власти требовалась активная, пользуясь современным термином, «информационная поддержка». Штрихи «сухой иглы» имеют сравнительно небольшую глубину и под давлением в процессе печати быстрее сбиваются, чем резцовые или травленые (легче всего слетают барбы), что ограничивает число хороших оттисков. Иллюстрированный манускрипт — наиболее распространённый предмет, который сохранился. Гёте пытался учиться живописи, в его пейзажных набросках видны «случайные вспышки эмоций в присутствии природы, которая достаточно обособлена в этот период».
затем отошел от живописи и остановился на скульптуре и гравюре. В записях за январь 1709 года отмечен первый удачный эксперимент и рецепт смеси. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. Нам думается, что это еще один эпизод из любовных приключений Зевса: Зевс и Алкмена. Лишь в 1995 году появились в переводе его знаменитые Рассуждения Нанны и Антонии. Распятие часто встречается на готических алтарных образах. Ещё одно воплощение немецкого скульптурного мастерства проявилось в фарфоре.
После того как у него обучались такие греческие художники как Георгиос Яковидис, термин «Мюнхенская школа» используется как для немецкой, так и для греческой живописи. лет до н. э. ) была найдена недалеко от австрийской границы. Цивилизация, культура искусство» (2005, Государственный Институт искусствознания), конференция молодых сотрудников ГМИИ (2004, ГМИИ им. А. С. Пушкина).
Талантливые произведения не принадлежали Дюреру, мастеру весьма уважаемому и изученному. Именно для этого свидания влюбленный бог следующий день превратил в ночь. Для резцовой гравюры характерны сюжетная композиция или репрезентативный портрет. Идея сборника эмблем, посвященных самым разным темам – философским историческим и пр., предложенная Алчиати, оказалась крайне востребована в XVI в. и причиной тому стало совпадение «спроса и предложения» как пишет один из исследователей, Г. Зернер, «Ренессанс был особенно увлечен поисками выразительной формы, в которой значение было бы раскрыто и скрыто одновременно и, в конкретном случае с эмблемой, результат зависел от «дополнительной информации», неразрывно связанной с изображением, – от текста» 8.
Мне кажется, что эта вещь дана природой для сохранения ее самой, должен ли я носить ее на шее, как подвеску или на берете, как медальон ибо это та вена из которой проистекают реки народов и та амброзия, которую пьет мир в торжественные дни. 1430— 1498) и Андреа Мантенья (1431-1506).
В эпоху Просвещения началось становление немецкое авторов как ведущих теоретиков и критиков искусства, во главе с Иоганном Иоахимом Винкельманом, который возвеличивал древнегреческое искусство, несмотря на то, что никогда не посещал Грецию или непосредственно видел много древнегреческих статуй излагал анализ о различиях между главными периодами древнегреческого искусства и об их связи с более широкими историческими движениями. Среди художников, сознательно продолжавших традиции немецких мастеров начала XVI века, был Кристиан Рихтер (1587—1667), служивший придворным живописцем при дворе герцогов Саксен-Веймарских. Многих отправили в изгнание, относительно немногие вернулись после Второй мировой войны. Вопросов возникает больше, чем ответов на них и это и заставляет о многом напряжённо думать. Скорее всего, при создании гравюры Дюрер использовал сюжет трактата Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова» (1503).
Кроме того, автором была предпринята попытка предложить собственную интерпретацию гравюры Ж. Реверди известной под названием «Три врага христианства» (BNF, 1995, 134, Passavant 47) имеющей, как это показано в тексте, непосредственное отношение именно к теме суеты сует. Второе течение иногда называемое «магический реализм», включал: Антона Редершайдта, Георга Шримпфа, Александра Канольдта и Карла Гросберга.
Представляется, что это полотно следует относить к серии Любовь богов. Обычно автор-художник ограничивался рисованием на доске, которую затем обрабатывал ремесленник – резчик по дереву («формшнайдер»), старавшийся возможно точнее вырезать нанесенное изображение, все линии, штрихи, точки. Надолго утраченные позиции в скульптуре в Пруссии частично реабилитировал Андреас Шлютер.
Благодаря привлечению разнообразных текстовых и визуальных параллелей, в ряде случаев удалось «дешифровать» малопонятные детали, образные мотивы, содержание композиций в целом. Чертежи сооружений в виде букв Иоганна Давида Штейнгрубера (с детально разработанными фасадами)— предмет изучения современных студентов-архитекторов искусствоведов и коллекционеров. Виртуозно обыграна даже буква «S», которую искусный Штейнгрубер подал как неожиданный княжеский дворец с двумя куполами. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.
Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. Миф как иносказание, сохраняющее на себе печать средневековой экзегезы, миф как притча, как наставление иногда с примесью иронии, шутки, обращенный (со всеми возможными аллюзиями) к современному зрителю – вот те аспекты в интерпретации мифологических сюжетов, которые раскрываются при анализе конкретных произведений. В доме отца Ганса Гольбейна Старшего известного живописца, он постигает азы живописи. Земная любовь все чаще помещается на небеса или в атмосферу античной буколической поэзии, где действуют сатиры, нимфы, Пан, Приап Художники украшают циклами подобных картин банные апартаменты, как это сделал Рафаэль с учениками для кардинала Биббиены.
Рассмотрев все это, я запечатлею натурально в стихах позы сражающихся. По времени это был довольно короткий период с середины XV века до 1520-х гг. При этом принципиально характерным и новым является активное, сознательное обращение к античным источникам, освоение этого древнего пласта европейской культуры и прежде всего именно с подачи мастеров, работавших при дворе. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.
Эти темы часто известны на английском языке как «andachtsbilder» (религиозные изображения) и включают Пьету, Задумчивого Христа, Муж скорбей, Орудия Стастей, Плат Вероники, отрубленная голова Иоанна Крестителя и Скорбящая Дева, многие из них распространились по Европе и остались популярными до эпохи барокко как в популярных религиозных образах, так и вне. Термин был изобретён благосклонным куратором, а «Магический реализм» — искусствоведом.
Grand Palais, 1972-1973. Признавшая хозяина собачка и обеспокоенная служанка хорошо вписываются в эту версию. В структуре глав, каждая из которых посвящена отдельной тематической группе памятников, отчасти учитывается и хронологический подход, хотя он не является доминирующим. Paris, 1995 (первое издание – N. Y., 1956). Сохраняя отчётливо немецкий стиль, его работа отображает сильное итальянское влияние.
Средневековая городская застройка формируется на местах древнеримских военных поселений (Трир, Кёльн, Аугсбург, Майнц), вокруг крепостей и на путях отбитых у славян земель (Росток, города в Пруссии, на землях Польши). Первая развёртка алтаряДо 1793 г. алтарь находился в церкви Изенгейма. Разумеется, подобное исследование невозможно без рассмотрения (хотя бы краткого) культурного контекста эпохи, когда произведение создавалось, в связи с чем в этой работе постоянно присутствуют параллели с другими видами изобразительного искусства, а также поэзией, философией, научными и даже политическими трактатами того времени.
художник пребывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. Все сцены пронизаны кипением страстей, то скрытых, то вырывающихся наружу. В эмблематике XVI-XVII вв. В Италии развивается в основном резец, на севере – в большей степени ксилография. Соответственно, в тексте главы изучаются гравюры, создававшиеся как образцы для различных монет-медалей, созданные в то время речь идет прежде всего о гравюрах известного французского мастера Э. Делона (серия «Аллегории во славу Генриха II» (1556-1557, R. -D. IX, 140-148, Pollet 31-39).
не имеют такой полноты полномочий. Средневековый speculum mundi не устарел в ренессансную эпоху, во многом благодаря «гибкости», способности к развитию принятых схем: «В век открытий в макрокосмосе, например, открытия Америки или коперниковского переворота, в микрокосмосе анатомии эта устоявшаяся система мира не объявлялась утратившей силу. И отнюдь не простые ксилографические композиции соответствуют этому ряду, но сложные аллегорические композиции в духе известной «Аллегории жизни» Джорджо Гизи или фрески Фонтенбло и гравюры с них Антонио Фантуцци и Рене Буавена или гравюры Этьена Делона. А сейчас Иосиф пытается уговорить стражника сжалиться над Христом. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер создал несколько замечательных портретов.
В то же самое время с большим великолепием, нацисты представили «Великую выставку немецкого искусства» (Grosse Deutsche Kunstausstellung) в роскошном Доме немецкого искусства (Haus Der Deutschen Kunst). И тем не менее литография – это не просто способ тиражирования рисунка. Так якобы был сделан первый отпечаток с ниелло. Поднятие искусства в качестве главной темы для философских размышлений закрепилось «Критикой способности суждения» Иммануила Канта в 1790 году и содействовалось лекциями Гегеля по эстетике.
Имевший огромную популярность при жизни, он была незаслуженно надолго забыт. Тщетно ожидая платы в счет заказанных ему фресок в «Зале Константина» в Ватиканском дворце, художник на стенах стал набрасывать первые эротические композиции, впоследствии образовавшие сюиту «Любовные позиции» («I modi»). В сонете 12 имеется в виду куртизанка Анжела Грека. официально признанная куртизанка.
Здесь и та визуальная сложность, о которой много говорилось выше и детализация и использование «образцов» (заимствование иконографических мотивов из чужих работ), расширение круга источников, к которым апеллируют памятники и т. д. Образ, характерный для офорта, – всегда в становлении, в процессе. По истечении 4 месяцев выставка «Дегенеративное искусство» привлекла более двух миллионов посетителей, почти в три с половиной раза больше того количества, которое посетило соседнюю «Великую выставку немецкого искусства». Она вышла замуж за капитана Эрколе Рангони, который вместе с ней появляется в сонете 12. Однако настоящий успех художнику принесли гравюры.
То, что у Д. Романо было по-античному просто и серьезно, здесь становится ироничной игрой. Сделали это в Саксонии, в городе Дрезден, где был достаточный опыт в горном деле. Средневековый speculum mundi не устарел в ренессансную эпоху, во многом благодаря «гибкости», способности к развитию принятых схем: «В век открытий в макрокосмосе, например, открытия Америки или коперниковского переворота, в микрокосмосе анатомии эта устоявшаяся система мира не объявлялась утратившей силу. И отнюдь не простые ксилографические композиции соответствуют этому ряду, но сложные аллегорические композиции в духе известной «Аллегории жизни» Джорджо Гизи или фрески Фонтенбло и гравюры с них Антонио Фантуцци и Рене Буавена или гравюры Этьена Делона.
Об Элефантиде известно несколько больше. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. Соответственно, в центре внимания в данной главе оказались не только сами гравюры, но также предыстория ряда изобразительных мотивов, с одной стороны и «актуальный» контекст (включая рассмотрение парадных церемоний въездов правителей в подвластные города, а также связанные с ними литературные тексты), с другой.
не имеют такой полноты полномочий. XVIIIв. Вероятно, прежде всего благодаря «мобильности» гравированных листов, эта область изобразительного искусства очень чутко реагировала на происходившие изменения и на смену тенденций. Она развилась главным образом из техники печатания на тканях посредством деревянных штампов (так называемой набойки), тиснения «печатных» пряников при помощи резных досок и т. п. Для печатания гравюр вместо пергамента, употреблявшегося для средневековых миниатюр, стали теперь применять значительно недорогой, новый для Европы материал — бумагу.
Развитие искусства Возрождение в Германии проходило под влиянием идей Реформации. Кем являются ещё два изображённых слева персонажа, достоверно неизвестно. Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателя. Хронисты рассказывают, что при дворе Александра VI (1492–1503) любовь была превращена в зрелище, в котором участвовали красивые куртизанки и лакеи крепкого телосложения. Они внесли существенный вклад в развитие коллажа как среды для политических комментариев.
Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Риторика позы, жеста в античном духе – причем обращенная именно к зрителю композиции – в общемИзменениям в области риторики визуального языка и усложнению структуры композиций вторят и изменения в области иконографии и прежде всего появление многочисленных заимствований из разных источников – античных, средневековых, ренессансных. В течение всей истории гравюры рождаются и отмирают гравюрные техники.
И в этих выбранных сюжетах переплетаются как старые, закрепленные традицией толкования, так и новые, незнакомые прежнему искусству интерпретации, а иногда речь и вовсе идет о появлении новой иконографии – если тот или иной эпизод прежде (в средневековом искусстве, по крайней мере) не изображался. Что такое гравюра.
Помимо важных теоретических трудов, вроде Греческих, этрусских и римских древностей из Кабинета господина В. Гамильтона, Изысканий о происхождении и развитии искусств в Греции, он издает Памятники частной жизни двенадцати Цезарей по сюите гемм и медалей, вырезанных в их времена и Памятники тайного культа римских дам. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. В то же время некоторые офортисты и в этой технике добивались чистоты линий. Известны плакетки по гравюрам серий Любовь богов Я. Каральо и Агостино Карраччи. Октеты де Шандье раскрывают тему vanitas в самых разных аспектах (суетность удовольствий и непостоянство земных благ) и гравюры, замечательные по изысканности и сложности композиций, насыщенные многообразными «говорящими» деталями, в полной мере отражают прихотливую поэтику стихотворных текстов, равно как и их морализирующий характер.
В северных местах и на побережье Балтики без залежей дикого камня возникает так называемая готика из кирпича (Любек, Штральзунд, Данциг, сооружения в городе Кёнигсберг).
Попробуем очень кратко определить эти различия, специфику. В них он изобразил противоречивость своей эпохи.
В конце XVI в. кризис усиливается. в 1531 г. ) и Петер Фишер Старший (ум.
Её автором был плодовиты римский художник Бартоломео Пинелли. Мартин Шонгауэр, который работал в Эльзасе во второй половине XV века, стал кульминацией позднеготической немецкой живописи, с изысканным и гармоничным стилем, но он все чаще проводил время, создавая гравюры, для которых развились национальные и международные каналы распространения, так, чтобы его печатные издания были известны в Италии и других странах. Череп ассоциируется со смертью и первородным грехом.
Разнообразные средневековые Danses macabres («Пляски смерти») и Art de bien vivre et mourir («Искусство правильно жить и умирать») прежде всего должны были напоминать о неминуемом конце и грядущем Суде, в перспективе которых безразличны сословные и возрастные отличия и соответственно о необходимости неустанно заботиться о своей душе. Швиттерс позже разработал свой «Мерц», предшественник инсталяции. Значит, животные свободнее нас. Более известная Венера Виллендорфская (24–22 тыс. Однако, стоит отметить ещё один нюанс. Буквы обыграны настолько удачно, что некоторые могли быть полностью реализованы – например, литера «Н» или «Х», план последней несколько напоминал план охотничьего дворца Ступиниджи Филиппо Ювари. Это направление было тесно граничит с архитектурой.
Наш единственный источник сведений об этой истории, закончившейся трагически для гравера Маркантонио Раймонди — Джорджо Вазари (1511–1574). Это ускорило его переход в сюрреализм, в котором он стал ведущим немецким практиком. Самая известная серия – гравюры на темы Апокалипсиса (1498).
Bibliotheque Nationale de France.
Дикса и Гросса также связывали с берлинской группой дадаизма. Кранах и Лютер были знакомы, в 1522 г. Кранах на свои деньги издал сочинение Лютера «Сентябрьское Евангелие», снабдив его гравюрами. На внешней стороне створок были написаны сцены «Положение во гроб» и «Воскресение». В то же время происходят Panofsky, E. La sculpture funraire: de lancienne gypte au Bernin. Кислота разъедает и края линий на самой поверхности доски, придавая им рваность и зернистость. Аретино, живший в Венеции, утверждал, что это он спас гравера. Другое дело, что собственное средневековое наследие в данной ситуации также имело немалый вес, но это проявлялось, вероятно, более всего в области иконографии, о чем шла речь выше (и разбиралось на конкретных примерах в предыдущих главах).
В 1903 году Кандинский также назвал картину «Синий всадник». Число его эстампов значительно превышает 1000 листов. Вероятно вот таким образом наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А. Мантенья, А. Дюрер). Теряющиеся в темноте и высоте колонны.
Чтобы получить штрихи и линии разного характера, применяются резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, а самые тонкие «волосные» линии наносятся иглами. «Есть у книг свои судьбы» — гласит старая английская пословица. и, ряд открытий (прежде всего коперниковское, конечно, – и открытие Нового Света) и их философское осмысление, – всё это способствовало постепенному изменению прежнего мировосприятия, появлению сомнений в объективности прежних научных данных, в возможности получения истинного знания о мире 16 человек обладает бессмертной душой, но и бренным телом он мал, ничтожен, его суждения и данные опыта нередко ошибочны. Металлические заусеницы, оставшиеся по краям каждого штриха (барбы), аккуратно срезаются шабером.
Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами. Средневековая городская застройка формируется на местах древнеримских военных поселений (Трир, Кёльн, Аугсбург, Майнц), вокруг крепостей и на путях отбитых у славян земель (Росток, города в Пруссии, на землях Польши). Она получила большую популярность в Рима I века. Надо отметить и социальный аспект тиражной гравюры.
Одними из наиболее ранних – и основополагающих – для Средневековья трудов, в которых оказалась описана эта упорядоченная картина мира, стали трактаты Исидора Севильского (ок. 560 – 636), во многом опиравшимся на труды античных мыслителей и прежде всего его «Этимологии» и «О природе вещей» 10. Им подражают серии, созданные гравером Якопо Каральо по рисункам Перино дель Ваго и Россо.
Если же обратиться к общей картине печатного дела во Франции XVI века, то настоящий всплеск здесь наблюдается лишь с 1540х годов помимо Фонтенбло, это Париж – тут активно развиваются мастерские граверов по металлу появляются мастера, ни в чем не уступающие по уровню художникам-граверам Фонтенбло (прежде всего Этьен Делон (1518-1583), Рене Буавен (ок. 1525-. )). В ренессансную эпоху эта традиция находит, в сущности, два варианта развития: с одной стороны, многие из этих словесных понятий обретают визуальное воплощение, занимая место в составе сложных, обильных деталями композиций (достаточно вспомнить серию «Семь смертных грехов» Л. Давена – в сущности, ренессансный аналог средневековому «Древу пороков»), с другой – развивается направление эмблематики, во многом чрезвычайно близкое традиционной аллегории, с её вниманием к тексту подписей, поясняющих изображение, но во многом и отличное, о чем шла речь в главе «Эмблематика и аллегорический жанр во французской гравюре XVI в. : анализ взаимодействия». Таким образом, аллегорические портреты монархов исторические сюжеты, трактованные в аллегорическом ключе и призванные прославлять высокие моральные качества правящих особ и их общеполезную политику, наконец, многообразные аллегории использовавшиеся при оформлении торжественных въездов государей в различные подчиненные им города, а также гравюры-образцы для разных предметов декоративно-прикладного искусства (медалей, в частности) – вот те сюжеты, которые оказываются в центре исследования. В одном пассаже (сонет 8) Аретино заявляет: на мне кончается моя генеалогия.
Однако, Пушкин на заре XIX века был знаком с этим именем. Они встретились с австрийским пейзажистом-романтиком Джозефом Антоном Коком (1768–1839), который стал их неофициальным наставником. Так, буква «Е»— это жилой комплекс на три этажа, где среднее выступление буквы «Е» разработано как часовня с куполом.
В первой главе диссертации говорится о том, что Марсилио Фичино, чьи труды оказали огромное воздействие на многих ренессансных гуманистов XVI в. (полагаю, вряд ли удастся найти исключения) писал, что иероглифы, аллегории, загадочные и непонятные на первый взгляд изображения как нельзя лучше соответствуют духу неоплатонического учения об истинном бытии, постижение которого возможно путем восхождения от частного к общему, от зримого образа к умопостигаемой идее в сложных, неясных изображениях истина скрыта и процесс её осознания происходит от восприятия неясного образа, через размышление-рефлексию, к ясному смыслу. Через два года потребовалось новое издание, оно было напечатано в Швейцарии. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. В ней присутствует деление материала по тематическому принципу и каждая глава, за исключением вступительной, первой (посвященной эмблематике) и обобщающей последней, раскрывает отдельную узкую тему.
Буквы обыграны настолько удачно, что некоторые могли быть полностью реализованы— например, литера «Н» или «Х», план последней несколько напоминал план охотничьего дворца Ступиниджи Филиппо Ювари.
в 814 г. ), первого государства правящего на подавляющем большинстве современной территории Германии, а также большей части Италии и Франции. Среди них – «Портрет императора Максимилиана» (1519). в 1529 г. ) были современниками Дюрера. Этот союз дал жизнь Гераклу.
По неизвестной причине издатель нарушил порядок, а в одном случае (позиция 18) дал зеркальное повторение гравюры. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна знаменитая «Мадонна семейства Мейер», портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, а также рисунки к Ветхому Завету (91 лист) и «Пляска Смерти» (58 листов), гравированные на дереве Лютцельбургером. изображение чаще сопровождал лишь девиз или motto по-итальянски. и нескольких каталогах выставок 7. Изменчивый рынок искусства, разделённый на множество малых государств, означал, что крупные немецкие художники как тогда, так и сегодня, более склонны занять должность преподавателя в немецких академиях и альтернативных учебных заведениях, чем в их же аналогах в Англии или Франции.
И это продолжалось до середины XIX века, когда появились фотография и фотомеханика, заменившие в этом смысле собою гравюру. Известный гуманист Пьетро Аретино написал к каждой из «Любовных позиций» по сонету, а третий из учеников Рафаэля — Бавьера — поторопился издать их в виде книги. Для гравированных фигурных изображений, главным образом религиозного содержания, которые выполнялись на небольших золотых, серебряных или медных пластинках, вместо цветной эмали обычно применяли чернь. 2. Несколько вне этих достижений находится Маттиас Грюневальд, который оставил очень немного работ, но чьи шедевры (Изенгеймский алтарь, законченный в 1515 году), были широко признаны величайшими произведениями немецкого ренессанса, после того как в XIX веке его восстановили с особым вниманием. Он был приобретен в Италии в 1928 году, спустя четыреста лет после выхода в свет. Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием.
В подготовке «entres», торжественных въездов принимал участие целый коллектив авторов. Что дурного в том, чтобы видеть, как мужчина ложится на женщину. Её внешний герметизм должен иметь пределы иначе, теряя контакт со зрителем, она может оказаться непонятной, недоступной «вещью в себе».
Ганс Гольбейн Младший (ок. Nemours, 1985 The French Renaissance in Prints. Подчас буквально – в античном духе, когда используется непосредственное обращение к зрителю, как в серии Э. и Ж. Делонов «О суете и непостоянстве мира», в композиции которого включается фигура резонера и пр. Когда молодому Рембрандту посоветовали поехать в Италию, он ответил, что с итальянским искусством можно познакомиться и в Голландии: он имел в виду именно гравюру. Это — женщина-врач и автор иллюстрированных трудов по косметике и эротике.
Подобными спектаклями любовались избранные гости папы. Деревянное Распятие Геро 965–970 гг. Некоторые из них изучались в оригинальных изданиях XVI века (в частности, сборники эмблем) однако многие – по репринтным изданиям, а частью по воспроизведениям в различных современных научных изданиях. Иными словами, внешняя сложность (неясность композиции, постепенное раскрытие её смысла), в сущности, объявлялась одним из необходимых качеств истинного произведения искусства.
Форма, взятая для его творчества, варьируется от полностью метафорических, почти шаманских выступлений, основанных на его личной мифологии («Как объяснять картины мёртвому зайцу», «Я люблю Америку и Америка любит меня») до более прямых и утилитарных выражений, таких как «7000 дубов» и его деятельности в партии «Зелёные». Жизнь художника известна лишь в самых общих чертах. Можно отметить и еще одно отличие этих техник.
Сделали это в Саксонии, в городе Дрезден, где был достаточный опыт в горном деле. Ведь половая жизнь вне брака, тем более содомия, осуждалась церковью. Рыцарь (или «Всадник», как называл гравюру сам Дюрер) в латах с мечом — сама целеустремленность и убежденность в правильности избранной цели. В сонете 13 имеется в виду куртизанка Лоренцина и упомянута куртизанка Чиабаттина.
1542 года, т. е. «Темницы» по рисунку гораздо более экспрессивны, горячечны, чем другие работы Пиранези того же периода. Но никогда до Маттиаса Грюневальда оно не изображалось так мучительно. Глава 2.
Пешеходные мостки на страшной высоте. О папе Льве Х (1513–1521) можно было бы почти утверждать, что он покровительствовал проституции высшего полета, как и прочим порокам и удовольствиям, включая общество придворных шутов. Лукас Кранах Старший, близкий друг Лютера, нарисовал ряд «лютеранских алтарей» в основном, отображающих Тайную вечерю, некоторые портреты ведущих протестантов предполагались в качестве Двенадцати Апостолов. Проекты, опубликованные в 1773 году, не что иное как интересная бумажная архитектура. спустя 14 лет после начала строительных и декорационных работ в замке, ставшем по воле Франциска I новой королевской резиденцией.
Он был единственным значимым мастером среди немцев, который не занимался гравюрой. Бекман, Эрнст, Гросс, Фейнингер и другие отправились в Америку, а Клее в Швейцарию, где он и умер. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Нацистский режим наложил запрет на современное искусство, осудив его как дегенеративное (от немецкого: entartete kunst).
Этот период по-прежнему остаётся малоизвестным за пределами Германии, хотя «никогда не имел претензий, находится в числе великих школ живописи», но, как и прежде поражает невнимательность к нему ненемецкой истории искусства. Paris, 1972, pp. XV-XVI. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века.
Гуманист Гийом Бюде в «Institution du prince» – «Наставление принца» (1519) писал, что король, власть которого от Бога, неподвластен суду и выше закона. Помимо социальной роли, они играли и роль дидактическую, состоявшую в приучении знатного клиента к умению хорошо говорить и хорошо себя вести. Разумеется, утверждавшейся единоличной власти требовалась активная, пользуясь современным термином, «информационная поддержка». Гравюры повторяют их находки в сериях эстампов. Были введены фигуры христианских добродетелей и олицетворение невинности (девушка, обнимающая единорога).
Оригинальна композиция Юпитер соблазняет Олимпиаду. Глава 3. Виртуозно обыграна даже буква «S», которую искусный Штейнгрубер подал как неожиданный княжеский дворец с двумя куполами. Если ксилография предназначалась главным образом для низших слоев населения (что определяло и ее дешевизну, религиозную тематику и декоративный выразительный язык), то резцовая гравюра обращалась к слоям образованным, с их интересом к ученой, гуманистической тематике.
В записях за январь 1709года отмечен первый удачный эксперимент и рецепт смеси. Первоначально сонетов и рисунков было 16 (и сам Аретино утверждал, что он сочинил их числом 16), но в дальнейшем, когда стали распространяться по всей Европе подпольные сборники с фальшивыми указаниями города и типографии, число их менялось.
В России широкая публика мало знакома с Аретино. Бамбергский всадник 1330 годами в соборе Бамберга — старейшая пост-античная каменная конная статуя больших размеров средневековые надгробные памятники королей больше сохранились в Германии, чем во Франции или Англии. Каждый из экспериментов Беттгера фиксировался в протоколах. Инициатива итальянца оказалась быстро подхвачена и довольно скоро начали выпускаться «эмблематы», сочиненные другими авторами. Конец XV-XVI век – это время формирования и расцвета совершенной монархии во Франции, когда на смену прежнего, средневекового закона «вассал моего вассала – не мой вассал» пришло новое соподчинение: «вассал моего вассала – мой вассал», а сеньориальное право постепенно было вытеснено законодательством, утверждавшим права абсолютизма. Массивные камни, сложенные в пилоны и арки.
Ученый выделяет два основных изменения, которые, по его мнению, происходят в области интерпретации сюжетов классической мифологии в XVI в. С одной стороны, это частичное «освобождение» непосредственного содержания мифов от их христианской интерпретации 17. Paris, 1922 Male, E. Lart religieux de la fin du XVIe sicle, du XVIIe sicle et du XVIIIe sicle tude sur liconographie aprs le Concile de Trente, Italie-France-Espagne-Flandres.
Очень скоро французская гравюра показала бы те же самые модернистские знаки, что французское искусство показывало обычно, в то время как английская и американская гравюра осталась верной для вида технического мастерства и художников предмета, уважаемых в Рембрандте. Гравюры вдохновляли мастеров-керамистов Италии, ювелиров и резчиков гемм. суждение получает одну из наиболее совершенных форм выражения.
Камень идёт только на уникальные сооружения (церкви, крепости). Он может быть физически не закончен, но динамичен, психологически глубок.
Оба создали высококачественные работы «кабинетной живописи», в основном на меди, с классическими темами и пейзажными фонами. Но в своей совокупности гравюрные техники чрезвычайно выразительны. В железный век кельтская латенская культура сосредоточилась в Западной Германии и Франции. В отличие от сильной поддержки, которую оказывал прерафаэлитам основной искусствовед того времени Джон Рёскин, Гёте высказал пренебрежительное отношение к назарейцам: «Это впервые в истории искусства, когда настоящие таланты, захваченные энтузиазмом объединились, вернувшись к истокам, таким образом, зародив новую эпоху в искусстве». «Мост» — группа немецких художников-экспрессионистов, сформированная в Дрездене в 1905 году студентами-архитекторами, которые хотели быть художниками: Фриц Блейль (1880–1966), Эрих Хеккель (1883–1970), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938), Карл Шмидт-Ротлуф (1884–1976) с Максом Пехштейном и другими присоединились позже.
Работает в основном в Англии и Швейцарии. Paris, творчество поэтов Плеяды, поэта-протестанта Антуана де Шандьё (его стихотворный цикл «О суете и непостоянстве мира» впервые приводится в диссертации на русском языке) и пр. Кстати, в эту эпоху в Италии словосочетанием «тридцать один» называлась одна из сексуальных забав, своего рода «группен-секс», где принимали участие одна женщина и несколько мужчин. Секрет китайского фарфора в Европе получили не заимствованием, а собственным открытием.
Художники «Синего всадника» менее ориентировались на интенсивное выражение эмоций, а больше на теорию, направление, которое приведёт Кандинского к чистой абстракции. В «Молении о чаше» красные отсветы написаны по фону из чистого золота. Таково самое общее определение гравюры с точки зрения технологии. Их нередко сравнивали с гетерами классической Эллады. Появление тиражируемого вида искусства имело огромное общекультурное значение До того, как родилась гравюра, у людей не было другого способа сообщить о явлении, о каком-либо предмете или устройстве о необычной внешности или характере местности, кроме как описать все это словами, при всей неконкретности словесного описания. Graveurs du XVIe siecle.
Во многом, в этом употреблении разных «образцов» проявлялась инерция средневекового подхода к созданию зрительного образа, нередко компилировавшегося из разных источников. Она создала вас, первого хирурга из ныне живущих. Среди художников, сознательно продолжавших традиции немецких мастеров начала XVI века, был Кристиан Рихтер (1587 – 1667), служивший придворным живописцем при дворе герцогов Саксен-Веймарских.
Деятельность Вессобрунской школы (позднее, термин для обозначения стуккоистов конца XVII и XVIII веков) стала жизненно важным фактором, повлиявшим на интерьеры в стиле немецкого барокко. Проявилось ли это лишь в отношении количества или затронуло также и содержание. Более короткая карьера Карстенса была бурной и проблемной, оставив след незаконченных работ, но благодаря ученикам и друзьям (Кристиан Готлиб Шик, Йозеф Антон Кох и Бонавентура Дженелли) – более существенной. Баухауз также разделял эти утопические наклонности, стремясь объединить изобразительное и прикладное искусство (Gesamtkunstwerk – «закончено-единое произведение искусства») с целью создания лучшего общества. Так, буква «Е» – это жилой комплекс на три этажа, где среднее выступление буквы «Е» разработано как часовня с куполом.
Если резец внутренне близок к скульптурному рельефу, то эстетика офорта сродни рисунку. Вазари утверждает, что Рафаэль написал её портрет. В последние годы жизни помимо живописи он углубленно изучал математику и даже написал два собственных трактата. В одном письме поэта 1823 года упоминаются восемь аретиновых поз.
из текста данной статьи не ясно, как её автор относится к гравюрам Вальдека. Искусство становится более регламентированным, придворным. С ранней юности он странствовал в поисках призвания по Германии, Палестине, Австрии, Нидерландам. Позже он создал художественную мастерскую, в которой работали помощники издавал книги, а затем продавал их. Ранние произведения художника отличаются новаторством.
Обе эти техники имели и разного потребителя. В основе этой постепенно усложнявшейся (особенно заметно с XV в. ) церемонии лежал ритуал передачи ключей от города прибывшему правителю в знак лояльности и повиновения горожан. Фейт Штос (ум. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель.
Талантливый, с развитой эрудицией Штейнгрубер пошел дальше и создал ряд проектов княжеских дворцов, поземные планы которых— несколько латинских букв, внутреннее пустое поле которых разработано как ряд залов, жилых помещений, коридоров, винтовых лестниц. Оба умерли в конце 1770 годов, всего лишь за десятилетие до французской революции.
Изображение религиозного содержания перестает быть лишь объектом поклонения и различных ритуалов. Религиозные образы до сих пор играют важную роль в искусстве севера. Самое удивительное произведение Альтдорфера «Битва Александра с Дарием» 1529 г. в ней действие разворачивается на фоне показанного сверху грандиозного пейзажа. (426), его же аллегории-персонификации Времени и самой vanitas гравюра Жоржа Реверди «Танцующие дети» (В. 36 (484) и пр. «Дармштадтская мадонна» является демонстрацией приверженности бургомистра Майера католическому вероисповеданию. Гуманист Гийом Бюде в «Institution du prince» – «Наставление принца» (1519) писал, что король, власть которого от Бога, неподвластен суду и выше закона.
Киршнер покончил жизнь самоубийством.
Exposition. Аллегорические формы изложения оказывались способными к интеграции. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер создал несколько замечательных портретов. Подвижность и гибкость линий офорта несравненно больше, чем у вырезанных штихелем. Проекты, опубликованные в 1773году, не что иное как интересная бумажная архитектура.
Результаты исследования докладывались на четырех российских конференциях (Лазаревские чтения (2005, 2007, МГУ), «Западная Европа, XVI век. Разводные мосты, повисшие внутри здания. изменения заключаются отнюдь не только в новом вкусе к маньеристически изысканным формам, удлиненным пропорциям фигур и пр. Гравюра рождается почти одновременно как ксилография и как резец. Основной металлографский резец — грабштихель — имеет сечение ромба или треугольника. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 г. утрачены.
Может быть, она была моделью для его Форнарины (Рим, Национальная галерея) и портрета (Москва, ГМИИ им. 1542 года, т. е. Между ними почти нет конкуренции.
Среди их созданных рукописей — Сакраментарий Дрого и Псалтырь Фольхарда. Крестьянская война, жестокое подавление крестьянских беспорядков, религиозный раскол и отход нескольких земель от католицизма оборвали развитие возрождения. А. С. Пушкина), приписанного Д. Романо.
Мартин Лютер возражал против значительной части католических образов, но не против своего. Название «Синий всадник» произошло от увлечения Марка лошадьми, а также из-за любви Кандинского к синему цвету. На геммах из собрания Гёте (чаще — в гипсовых оттисках на основе берлинского собрания) мы видим и позицию дверца Антея Аретино и стыдливая. Выходит второй вариант «Апокалипсиса» (первый увидел свет в 1498 году), вслед за ним две серин гравюр на тему Страстей Христовых, так называемые «Большие Страсти» (12 листов) и «Малые Страсти» (36 листов), а также никл «Жизнь Марии». В 80-х гг.
Создала меня, который лучше хлеба. Музей Унтерлинден (Кольмар, Франция). 1445—1491), а также итальянских живописцев раннего Ренессанса, много занимавшихся резцовой гравюрой, — Антонио Поллайоло (ок. А длявыполнения гравюры на меди форматом в современные «пол-листа» с произведения масляной живописи квалифицированному граверу-репродукционисту в XVII—XIX веках требовалось иногда более года. У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки.
Самыми сильными сторонами Дарования Гольбейна были рисунок и портрет. ХХ века. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Paris, 1972 Fontainebleau et lestampe en France au XVIe s. : iconographie et contradiction. И довольно LEcole de Fontainebleau.
Под этим наименованием гравюры Маркантонио продолжают свою жизнь. Желание оценить качество рисунка прежде чем он будет заполнен чернью (после чего уже трудно внести в него какие-либо исправления), а также стремление сохранить его как образец для последующих работ привели к попыткам втирать краску в углубления ниелло и затем оттискивать ее на воск, а позже — и на бумагу. Стражники привели Христа в дом первосвященника Каиафы и глумились над ним. Одним из последних полотен художника стал диптих «Четыре апостола» (1526), на котором изображены лики Иоанна, Петра, Павла и евангелиста Марка.
Он также продолжал писать картины на религиозную тематику. В качестве «точки отсчета» при анализе избранной темы были взяты два суждения известного исследователя французского Ренессанса, А. Шастеля. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. как пишет один из исследователей, Г. Зернер, «Ренессанс был особенно увлечен поисками выразительной формы, в которой значение было бы раскрыто и скрыто одновременно и, в конкретном случае с эмблемой, результат зависел от «дополнительной информации», неразрывно связанной с изображением, – от текста» 8. При этом каждая из них обладает своими особыми возможностями. Проигрывая живописи в редкости, уникальности, гравюра выигрывает в демократичности, она как бы сама идет навстречу зрителю. Античность, к возрождению которой столь усердно стремились в ту эпоху, предстает в них увиденной через призму христианской морали или (и. ) современной истории.
Но земные персонажи Романо-Аретино все более вытесняются античными богами и героями. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Показательно, что все инструменты, необходимые для выполнения резцовой гравюры, — штихели (резаны), пунсоны для наколачивания точек, шлифовальные гладилки, шаберы для срезания металлических заусенцев — заимствованы из арсенала ювелирного искусства.
(. ), B. 38), Жака Андруэ Дюсерсо «Амур, пускающий стрелу» (B. Paris, 1972. Напомним об одном, может быть, частном, но очень существенном оттенке этого явления. В отличие от резца, который чисто вынимает полоску металла из толщи доски игла только прорывает, процарапывает ее поверхность, причем барбы здесь обычно сохраняются, так как они придают особенную сочность и красоту оттиску «сухой иглы». Уж верно — не жены, вдовы, сестры и прочие пристойные представительницы этого общества.
Из-за этих особенностей в качестве самостоятельного способа эстампа «сухая игла» применялась сравнительно редко, чаще используясь в комбинации с другими способами гравюры на металле. В ней сочетается интерес к античной культуре (цитирование античных памятников), знание собственной средневековой традиции и прекрасное понимание эстетических и интеллектуальных устремлений современности (трактовка темы в неоплатоническом ключе, внимание к многочисленным смысловым коннотациям, сама стилистика изображений). Родиной Возрождения стала Флоренция. Помимо текстов, нужна была и визуальная пропаганда.
Он следил за развитием раннего импрессионизма, создав стиль, который использовал для изображения крупных общественных мероприятий, среди других сюжетов, как его «Стена мастерской». Вот таким образом та же линия в разных ее участках становится то мельче, то глубже и самая ее выемка в доске имеет неправильную, «изъязвленную» форму. Итак, остается девятнадцать. Однако разница заключается в том, как две группы пытались это передать. Их программа не отличалась от английского братства прерафаэлитов 1850 годов, но основная группа приняла её, а также потребность носить специальную псевдосредневековую одежду.
очевидно, что их изучение дает немало для понимания того, какие образы использовала «официальная пропаганда» и какие стереотипы складывались (или продолжали существовать) по отношению к персоне монарха. Создание графики при помощи ксилографии и гравировки (возможно, одно из немецких изобретений) уже более развито в Германии и странах Бенилюкса, чем где-либо ещё. Адам Эльсхаймер, Иоганн Лисс— жили и работали в Италии до смерти. «Мост» была одной из двух групп немецких художников, ставшая фундаментальной для экспрессионизма, другой была группа «Синий всадник».
Нольде также остался, создавая свои «ненаписанные картины» втайне после запрета рисовать. Во многом, в этом употреблении разных «образцов» проявлялась инерция средневекового подхода к созданию зрительного образа, нередко компилировавшегося из разных источников. Он также продолжал писать картины на религиозную тематику.
Несмотря на расколы группа просуществовала до 1930-х годов, её регулярные выставки помогли начать свою деятельность следующим двум поколениям берлинских художников, при этом не навязывая определённый стиль. Уже во второй половине XV века высокий художественный и технический уровень был достигнут в гравюрах таких немецких графиков, как «Мастер игральных карт», работавший в 1435—1455 годы, «Мастер E. S» (1450—1467) и Мартин Шонгауэр (ок. В лексикон придворного искусства включаются самые разнообразные античные сюжеты, как мифологические, так и исторические и очевидно, что все они избираются не по некой ученой прихоти любителей старины и не для пустого развлечения публики, но по весьма строгим критериям, обусловленным как традицией (имеется ввиду христианское толкование сюжетов идущее от средневековья), так и современной действительностью (речь о сюжетах, призванных в иносказательной форме прославлять монарха, его правление и благие деяния).
Если следовать буквально тексту морально-этического сочинения великого гуманиста, рыцарь здесь — образ истинного христианина, который, преодолевая все трудности, неуклонно держит путь к «небесному замку» или царству небесному. Все признаки итальянского барокко (монументальность, величие, масштабность, мастерское использование природного окружения) сохранили сакральные сооружения тех земель Германии, которые не порвали связь с папским Римом и католическим вероисповеданием (монастырь Этталь, Бавария, монастырь Банц, Верхняя Франкония, базилика Вальдзассен, монастырь в Оттобойрене).
На столе, только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Для одной лишь Мифологии Пинелли выпустил 252 листа.
Однако настоящий успех художнику принесли гравюры. Изображение собаки утверждается здесь как приверженность дьяволу, жадность и зависть. Как правило, сборники эмблем состояли из сотни (иногда меньше, а иногда и раза в два больше) изображений с текстом. В своих «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих» он отводит ей две страницы: «эта работа вызвала осуждение папы Климента. По заказу папы Пия VII он выполнил серию Подвиги в римской истории.
Говоря о французской гравюре XVI в., прежде всего вспоминают, как правило, произведения мастеров школы Фонтенбло, – офорты и резцовые гравюры, первые из которых возникли ок. Какие изменения происходили в иконографии.
Сама специфика печатной графики как одного из видов изобразительного искусства – его тиражность и быстрота реакции на историческую ситуацию – провоцирует ряд вопросов, рассмотрение которых оказалось необходимым. В области искусства эти суждения, разумеется, обретают метафорическое воплощение. Согласно Анри Фосийони, готика позволила немецкому искусству «впервые определить некоторые аспекты его природного гения – сильной и решительной концепции жизни и формы, в которых театральная демонстративность смешана с неистовой эмоциональной откровенностью».
К французскому Аретино стали добавляться отечественные серии. Группа «Синий всадник» создана в Мюнхене, в 1911 году. Знаменитый лист этого мастера «Плат св. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству.
Эта техника, особенно широко применявшаяся с середины XV века итальянскими мастерами, — так называемая ниелло (ниель), по-видимому и была одной из непосредственных предшественниц резцовой гравюры. В соответствии с поставленными задачами, наибольшее внимание уделяется произведениям «ключевым», позволяющим наиболее четко сформулировать характер той или иной проблемы и наиболее ярко и полно раскрыть тему. В настоящее время кажется довольно слабым, хотя в его портретах больше чувствуется сила.
Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Вот таким образом утопические тона абстракций Кандинского: «Перед нами эпоха сознательного творения и этот новый дух в живописи идёт рука об руку с мысли о эпохе большей духовности».
Художник изобразил редко встречавшийся до этого иконографический сюжет Евангелия. Обе группы «Мост» и «Синий всадник» были примером «честного, прямого и духовного» направления в немецком искусстве начала XX века. 3. Согласно нацистской идеологии, современное искусство отклонилось от предписанных норм классической красоты.
В трактате Эразма сказано: Non est vespicere («нельзя оглядываться») и Рыцарь Дюрера остается равнодушным к увещеваниям Смерти, которая, показывая песочные часы, пытается убедить его в быстротечности жизни и ценности земных наслаждений. однако, в XVI в. она претерпела довольно заметные преобразования. Начинал он, добавляя фигуры Стаффажа в пейзажи швейцарского живописца Ф. Кайзермана.
В чем состоял характер заимствований и взаимовлияний. В конце XVIII века портретист Генрихом Фюгер и его ученик Иоганн Петер Краффт (наиболее известные работы — три большие фрески в Хофбурге), оба переехали в Вену, в качестве студентов и остался там.
в 1533 г. ), Тильман Рименшнайдер (ум. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Углубление штрихов производилось химическим путем — травлением кислотами. Грюневальд изображает Христа в образе человека исключительной кротости и терпения. Наконец, значительный и важный раздел составляют каталоги выставок французской ренессансной гравюры, содержащие большой объем фактической информации и снабженные прекрасными аналитическими статьями – каталог парижской выставки, проведенной в Robert-Dumesnil, A. «Le Peintre-Graveur franais, ou catalogue raisonn des estampesOuvrage faisant suite au peintre-graveur de M. Bartsch».
.