Выдающиеся произведения миниатюрной живописи и графики развивались в комплексе средневековой книжной культуры христианских и исламских стран. Презентация для школьников на тему Книжная графика раннего Средневековья по истории.
В средние века в основном развивалась поэзия, однако, к 12-13 вв. Живопись плоская, нет перспективы, нет глубины пространства. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. Еще большим разнообразием отличаются конкретные формы феодализма в отдельных странах.
" Именно образцы помогали писать «согласно преданию», которое охраняло средневековую иконографию от вторжения смелых новшеств. Травленая же линия офорта выглядит иначе. В чем же отличие.
Если лаконичный, достаточно обобщенный язык ксилографии сводился к достаточно толстым контурным линиям, то язык резцовой гравюры на меди отличался тонкой линией и разнообразием штрихов, предполагающих большие возможности в передаче тональной градации. Она всегда сопровождала праздники, торжества, дни рождения. Решение было достигнуто на путях выработки реалистического метода, купленного дорогой, но исторически оправданной ценой. Череп ассоциируется со смертью и первородным грехом. Среди декоративных форм для каролингских рукописей особенно характерны помещавшиеся в начале евангелий «таблицы канонов», оформленные, как правило, в виде аркад и портиков.
Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Книги в то время считались настоящим сокровищем. Войти в них мог далеко не каждый человек.
В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского Средневековья (к примеру— «средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период имеющий признаки европейского Средневековья (в основном феодализм), но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы (например, японское Средневековье). Появление их во многом изменило жизнь феодального общества. Его изготавливали из кожи теленка либо ягненка. Хронологические рамки феодального периода в истории различных народов весьма неодинаковы.
Трактовка фигур примитивна. Величайшим достижением Шонгауэра было то, что он впервые попытался перевести в гравюру свои наблюдения над человеком и природой, попытался поставить пластические задачи, успешно решить которые смог только Альбрехт Дюрер в своих резцовых гравюрах на меди. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св.
Но каждую статую безвестные скульпторы (художники крайне редко подписывали свои произведения в средние века) наделили ярким и индивидуальным характером. Движения, жесты, позы людей выглядят удивительно изящными и выразительными. Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлинником так же, как и первый». Их потолки, стены, колонны расписаны сюжетами буддийских легенд и преданий, украшены резьбой и скульптурой. Ее суть заключалась в том, чтобы читать молитвы с помощью четок. Балканский полуостров полностью оказался в руках султана. Их поверхность расчленялась галереями, лопатками, аркатурными фризами.
Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». У Мастера игральных карт тонкая мягкая линия плавно обрисовывала силуэт фигуры. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Постоянные набеги варваров и политический кризис ослабляли империю. Как было рассмотрено, готические храмы строились в некоторых странах даже в XVI веке. В литературе бурно развивались светские жанры (сатира, любовная лирика, куртуазный роман).
Так якобы был сделан первый отпечаток с ниелло. Естественно, что переход к феодализму от общинного строя «варварских» королевств затянулся на ряд веков. Чтобы получить штрихи и линии разного характера, применяются резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, а самые тонкие «волосные» линии наносятся иглами. В наименьшей степени исчезновение статуарной пластики было обусловлено и тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших теперь в Европе «варварских» народов. Знаем что «Меланхолия» является любимой гравюрой самого художника Альбрехта Дюрера. Начиная со второго столетия могущество Римской империи пошло на убыль. Очень большое внимание уделялось свету и цвету.
Их «возникновение. В старофранцуаском языке (12-13 века) самым распространенным определением художника как и ремесленника другой специальности было: mestre, maistre, то есть мастер или artisan, то есть умелец искусник, ремесленник. В 1517 году турки взяли Каир, подчинив себе Египет. Рисунки учебные или подготовительные могли делаться на специально загрунтованных дощечках, с которых их затем стирали для нового рисунка.
А длявыполнения гравюры на меди форматом в современные «пол-листа» с произведения масляной живописи квалифицированному граверу-репродукционисту в XVII—XIX веках требовалось иногда более года. Организация христианами крестовых походов против мусульман (под предлогом возврата оказавшейся в руках сельджуков Палестины с её христианскими святынями), язычников в Прибалтике и православных-«схизматиков» (греков и древних русичей). Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Он расширил религиозную тематику. Далее следует период утверждения и развития феодализма в его зрелых формах, охватывающий время от 8—10 до 14—15 вв.
В Германии, в отличие от Италии, в творчестве каждого художника (за исключением Грюневальда) она занимала важное, подчас главное место, благодаря чему достигла невероятных технических и художественных высот. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. В этом районе со 2-го века на протяжении девяти последующих столетий появилось 29 пещер. Прилепи пропитанную маслом бумагу твою к четырем краям подлинника изготовь черную краску с малым количеством яичного желтка и тщательно обведи ею рисунок и наложи тени потом приготовь белила и наведи пробела и самыми жидкими белилами обозначь светлые места.
35). Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. Их создатели стремились изваять светских людей. 36, 37).
Августин разделял философию на действие и созерцание, следуя платоновскому разделению знаний. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Принуждение следовало подкреплять убеждением. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны.
Для наиболее ценных томов использовали простое кожаное тиснение. Для третьего, романского периода характерен романский стиль. Он упоминает из них в первую очередь сельскохозяйственные работы, рыбную ловлю, медицину. Главными распространителями стиля в то время выступали монастырские ордена. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.
Когда же художник средневековья начинает работать самостоятельно, рисунок теряет правдоподобие, в изображениях человеческих фигур появляются нарушения пропорций, анатомические закономерности строения фигуры игнорируются полностью (рис. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Однако условность этого рода есть важный момент, присущий реалистическому изобразительному языку.
Мастер ES был самым деятельным гравером XV века. Завоевали огромную популярность бродячие певцы, мимы и актеры. Внутри сооружений они наносились на капители колонн. И на примере византийского искусства особенно наглядно дает о себе знать «охранительное» начало образца, направлявшего творческую мысль художника в прокрустово ложе традиции». На старости лет Дюрер был избран членом (депутатом) в местный Совет.
Миниатюра выполнялась клеевыми красками, гуашью, золотом или серебром. Среди меланхоликов было много выдающихся талантливых людей. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера. (это Доминик Гусман, основатель ордена монахов-доминиканцев) Мария, Доминик и ангелочки с крылышками раздают всем людям венки из роз.
Тем не менее это не помешало ему создать собственный стиль в гравюре. В Восточной Европе эпоха высокого Средневековья ознаменована внутренним кризисом и последующим распадом Древнерусского государства (юридически оформленном на Любечском съезде 1097 года, решения которого привели к установлению во второй четверти XII века феодальной раздробленности), а также появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского, со временем покоривших значительную часть территории древней Руси. Первыми ростками стали живопись и скульптура.
Само мировоззрение Средних веков было по преимуществу теологическим. Идеологи средневекового изобразительного искусства отвергали реалистические тенденции не потому, что они были против реальной трактовки образов, а потому, что реалистически переданная натура вызывала «земное» чувство у зрителя.
Смерть показывает рыцарю на песочные часы — время жизни исчерпано. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Это происходило практически в одно время с поклонением прекрасным дамам. В книгах описывалось строение тела человека, внутренних органов.
Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. с VI по XIV-XV вв. Таким произведением, например, была поэма Рамачарита. Распространен орнамент: сюжеты фантастичны и мрачны. Во многих произведениях Богоматерь представала в образе прекрасной дамы. Отдельные постройки и комплексы (замки, церкви, монастыри) в романском стиле возводились, как правило, в сельской местности.
Иосиф на портале того же собора похож на галантного рыцаря. Можно предположить, что первыми гравюрами, как и в ксилографии, были игральные карты. Естественно вот таким образом, что крепостной крестьянин и ремесленник несравненно более, чем раб, были заинтересованы в техническом прогрессе, в росте производительности труда. Вокруг него множество персонажей, составляющих отдельные группы.
Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Впервые в гравюрах художника штрих приобрел многообразие. Готику соотносили с вечностью, высокими иррациональными силами. В них все фигуры были тесно связаны. Хронологически разграничить готику и Ренессанс часто весьма затруднительно. Как уже отмечалось, навыки в рисовании византийские мастера приобретали методом копирования с образцов.
К сожалению, большинствокаролингскихпамятников погибло. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половинеXIII века, начинает активно развиваться, апоэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Вот таким образом они предложили условно назвать европейское искусство X — XII вв. романским (т.
Опытные мастера ксилографии хорошо знали особенности резьбы по дереву и учитывали их, создавая рисунки для обрезной гравюры. Для них чаще всего специально делался золотой фон. Это рождало у горожан критическое отношение к существующему строю, пробуждало дух свободы.
На развитие готики влияли кардинальные изменения социальной структуры. 35). Таким, например, является повествование Кадамбари. Образы распятого подвижника, людей, оплакивающих смерть любимого друга и учителя, образ печальной и нежной материнской любви, так тонко выраженной во «Владимирской Богоматери», далеко выходят за пределы наглядной иллюстрации того или иного церковного сказания или догмата.
С другой стороны и это очень важно, реалистическую основу художественного сознания в эпоху средневековья искажало не только непосредственное влияние религии. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Зачастую оба эти культа переплетались. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX – начале XX вв. Стефана.
Меняется образный строй гравюр. Все это произошло уже после тринадцатого века – прежде живописи не уделялось столь пристального внимания, она играла скорее второстепенную роль, не считалась чем-то важным. Сыновья воинов и князей обучались военному делу и искусству государственного управления.
После того как заполнившая линии врезанного в металлическую пластинку или вычеканенного на ней рисунка расплавленная чернь затвердевала, пластинку полировали и получали выделяющийся на светлом фоне блестящий черный рисунок. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. Хотя искусство Возрождения развивалось в границах еще не полностью разрушенной феодальной формации, по сравнению с предшествующим периодом это был уже совсем иной путь развития.
В переселении активно участвовали славяне, тюрки иранцы (аланы) и венгры. Очень активно заимствуется и развивается культура. Среди потомков Василия были весьма образованные люди, благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII Багрянородный, страстный любитель книг, Лев VI, богослов и поэт). Затем офортной иглой грунт процарапывался до самой поверхности металла—линии рисунка теперь становились видны в цвете обнажившейся меди. Искусство же, являясь особой формой общественной идеологии, основано на существенно иных, всегда присущих человеку эстетических потребностях его общественного сознания.
Таково самое общее определение гравюры с точки зрения технологии. Это одна из самых загадочных гравюр художника. Творчество таких авторов какМазаччо, Донателлои их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей», присущего готическому искусству позднего треченто. Господствовавшей стала базиликальная форма.
Особое место в наследии художника занимает лист «Большое несение Креста». Их «возникновение. Речь идет об изобретении масляных красок.
За счет этого образ человека становился носителем излишне экспрессивного жеста либо элементом орнамента, не теряя вместе с этим духовной выразительности.
Образцы, обычно сшивавшиеся в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи, они содействовали тому, о чем так беспокоился Семеон Солунский, когда он писал: Изображай красками согласно преданию. Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. Существенной стороной средневекового искусства было эстетическое выражение социального неравенства, страданий и тягот простых людей.
Вот собственно и она. Пешеходные мостки на страшной высоте.
Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом. " Именно образцы помогали писать «согласно преданию», которое охраняло средневековую иконографию от вторжения смелых новшеств. (Мономах, богатый константинопольский аристократ, взял в жены дочь последнего императора македонской династии (которой в ту пору было 64 года) и правил империей с 1042 по 1054 г. )Изобразительное искусство, связанное с церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил — мозаика Богоматери в апсиде Софийского собора. В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и светской культурой.
являлся основой создания рукописных текстов. Соборы снаружи и внутри украшали большим количеством рельефов и статуй. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров. Были в мотивах того времени ритуальные черты.
Чуть позже появился готический стиль. Внутри помещения были темными и низкими. Тело – лишь уродливая тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Штрихи «сухой иглы» имеют сравнительно небольшую глубину и под давлением в процессе печати быстрее сбиваются, чем резцовые или травленые (легче всего слетают барбы), что ограничивает число хороших оттисков.
Могучее революционное антифеодальное движение угнетенных масс, часто облекавших свои требования в форму религиозной ереси, постепенно расшатывало феодальный строй и вело к уничтожению крепостничества. По сравнению со средневековым западноевропейским искусством византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека (святых), а это налагало свои особенности и на методику обучения.
И на примере византийского искусства особенно наглядно дает о себе знать «охранительное» начало образца, направлявшего творческую мысль художника в прокрустово ложе традиции». Эти статуи (ок. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером.
Готические храмы щедро украшались произведениями скульптуры. Уже во второй половине XV века высокий художественный и технический уровень был достигнут в гравюрах таких немецких графиков, как «Мастер игральных карт», работавший в 1435—1455 годы, «Мастер E. S» (1450—1467) и Мартин Шонгауэр (ок. Широкое распространение получило градостроительство. Однако также им способствует Сатурн – греческий бог, который старше всех остальных богов.
может быть названо искусством (ars), когда речь идет о вещах, которые только похожи на истину или когда оно приобретает форму в материале путем обработки этого материала, как в случае архитектуры но оно должно быть названо дисциплиной (disciplina), когда оно приобретает форму в мысли 25. Сплошь и рядом в изображения «священных» событий органично вплетаются мотивы обыденной жизни и повседневного труда.
«), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Желание оценить качество рисунка прежде чем он будет заполнен чернью (после чего уже трудно внести в него какие-либо исправления), а также стремление сохранить его как образец для последующих работ привели к попыткам втирать краску в углубления ниелло и затем оттискивать ее на воск, а позже — и на бумагу. Только к концу XI века начали зарождаться бродячие артели мирян-каменотесов.
стала появляться и поза.
Этот регион был неведом европейцам, которые не знали о существовании этих островов, однако здесь приблизительно в 1200 году закончился процесс колонизации региона местными туземцами, (заселение Новой Зеландии происходило в XI—XIVвеках, заселение Самоа и Тонга, как полагают некоторые учёные, произошло в Vвеке, по иным данным— намного раньше, были заселены в средние века и острова Уоллис и Футуна). Сзади за рыцарем плетется дьявол с свиной головой. 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе).
Они отправлялись в походы, чтобы изучить формы письма других стран. Вдоль них выстраивались узкие фасады преимущественно двухэтажных домов (редко трехэтажных) с высокими фронтонами. При этом множество поэтов писали и на санскрите.
Их изображения можно встретить в готике также часто, как и в романском стиле. Правдоподобное изображение формы реального мира вселяло радость в душу зрителя, а это шло вразрез с религиозной философией. На их верхушке сооружали зонт-лотос. Из-за этих особенностей в качестве самостоятельного способа эстампа «сухая игла» применялась сравнительно редко, чаще используясь в комбинации с другими способами гравюры на металле. Невежество и неграмотность становятся предметом насмешек.
Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Музыка считалась неотъемлемым элементом жизни людей того времени.
Они умело изображали человеческую фигуру, пейзажи, архитектурные сооружения. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Наиболее распространенным видом изобразительной миниатюры являются композиции, представляющие евангелистов. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного храма, получивший название храма «на четырех колонках». Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции.
Как правило их хранили под замком. Церковь осуществляла цензуру книг и строго следила за содержанием богословских трактатов. Такими, например, являются храмы в Ориссе, Конараке, Кхаджурахо. Глубоко поэтичный красочно-праздничный образ мира, подобного сказочному цветущему саду, создали художники Востока в миниатюрах, серии которых служили иллюстрациями к эпическим и лирическим произведениям литературы. К числу ранних изданий относятся книги, выпущенные в типографиях Ульма. А крылатая женщина, которая сидит, подпирая голову руками – это муза его творчества и таланта.
Дело в другом. Для Мастера ES линия – продуманный и главный элемент построения.
Мозаика Софийского Собора. Относясь к графике, как и рисунок, она не несет в себе той непосредственности, часто эскизности, стремления воплотить первую же мысль, первое же чувство, что так характерно для рисунка гравюра никогда не бывает искусством для самого художника, что очень часто характеризует рисунок.
Разумеется, тезис Монталамбера о том, что все средневековое искусство создано руками монахов 7, вызвавший некогда бурные споры, давно устарел. Конечно, вопрос о взаимодействии искусства и религии в эпоху средневековья очень сложен. Это очень интересная гравюра, она называется «Рыцарь, дьявол и смерть» Высокий, худой рыцарь на коне чем то напоминающий Дон Кихота. Вот таким образом не случайно на пике всадника прикреплен лисий хвост, примета рыцаря — разбойника.
В то же время некоторые офортисты и в этой технике добивались чистоты линий. Таково искусство Древней Греции, Возрождения искусство художников-реалистов 17 — 19 вв. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами.
Сложное и подчас прихотливое движение орнамента подчинено ясной логике. Различна и роль гравюры в искусстве той или иной страны. Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам (на Западе такой образец назывался exemplum). Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлинником так же, как и первый».
Келлская книга (также известная как «Книга Колумбы») -- богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Гигантский кодекс (лат. CodexGigas – «Библия дьявола») -- грандиозный рукописный свод начала XIII века, созданный в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (ныне -- часть города Храст). По легенде, CodexGigasсоздан монахом-переписчиком благодаря помощи дьявола. То же самое прослеживалось и в живописи.
Немецкая готика сложилась под влиянием французской. В дальнейшем на ее территории сложился ряд абсолютно новых феодальных образований, где местные этнические элементы смешались с «пришлыми». Существует мнение, что меланхолики (люди с меланхолическим темпераментом) хуже приспособлены к жизни.
В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. Развиваются и богатеют города (см. Это понятие было введено в эпоху Возрождения. Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда.
Вошли в средневековое искусство Западной Европы византийские и восточные элементы. Однако по мере развития у европейских народов феодальных отношений и образования новых «варварских» королевств постепенно формировались средневековая культура и искусство. Но при этом всегда сохранялась декоративность листа, поскольку частое изображение цветов, которые либо украшали одежду, спокойными текучими ритмами падая вниз, либо создавали фон в виде садов, придавало композициям орнаментальный характер. Вот собственно и она. С малых лет дети бедняков приучались к труду. О том, как производилось копирование, автор «Ерминии» пишет: «.
Начинается проникновение европейцев на Восток. Средневековье стало началом для возрождения литературы. Рабан Мавр, ограничивая механические искусства созданием произведений в металле, дереве и камне – peritia fabricae artis et in metallis et in lignis et lapidibus 29, – группирует их в единое целое с квадривиумом и медициной, следуя платоновской традиции.
Это преимущественно изделия из бронзы, дерева и стука, украшающие интерьеры церквей. Благодаря этому он добивался эффектов тональности и передачи объемности фигур. Меланхолия еще со времен античной психологии – один из четырех темпераментов человека. Это и позволяло им убедительно передавать натуру.
Реконкиста (отвоёвывание Пиренейского полуострова христианскими народами) началась в районе Ковадонги сегодняшней Астурии, которая единственная не была завоёвана маврами. Культовые здания средневековой эпохи вмещали большие толпы народа, властно подчиняли их чувство и мысли своему образному строю, звали людей к моральному единению. Преобладают фрески (монументальный вид живописи по сырой известковой штукатурке специальными водными красками).
Огромным достижением архитекторов был также их смелый шаг в разработке эстетической выразительности интерьера. 22. В искусстве средневековья, хотя часто в косвенном, «зашифрованном» виде, воплотились и реальные противоречия тогдашней жизни и поиски гармонии, мечты людей о разумном устройстве мира. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Это говорит о резком увеличении потока грузов и большей степени концентрации капитала.
Основатель династии — македонский крестьянин Василий — вряд ли был знатоком искусства. Появилась она в мастерских резчиков по дереву и мастеров по набивке тканей.
Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам (на Западе такой образец назывался exemplum). В скалах еще при Ашоке начали создавать пещерные кельи и храмы для отшельников.
Возвращаясь на родину, они стали насыщать у себя новые формы и конструктивные приемы. В некоторых городах средневековой Индии действовали обсерватории. Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий.
12-вековое господство Рима завершилось. Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов. Дети из касты брахманов обучались на дому у наставника. 220). Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателя.
Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Сзади за рыцарем плетется дьявол с свиной головой. Однако художник все равно возвращается на родину, в Германию, в родной город Нюрнберг.
Архитектура также была культовой. Изобретенный Гуттенбергом в середине XV века печатный станок и подвижной наборный алфавит (литеры) положили начало типографскому способу издания книг. Изображение лисьего хвоста связывалось с представлением о лжи, лицемерии, стремлением урвать свою долю земных благ хитростью. До нас, правда, дошли немногочисленные сборники «образцов», т. е.
Она выступала в качестве основного вида изобразительного искусства. Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу Античности. Она была простой, тяжелой и очень прочной.
Михаила в Фульде (илл. Знаем что Меланхолия является любимой гравюрой самого художника Альбрехта Дюрера. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Для ксилографий использовались деревянные доски продольного распила. е. феодалов, пожертвовавших средства на строительство храма.
Наиболее известную и интересную книгу «образцов», дошедшую до нас, заполнил рисунками французский архитектор первой трети XIII в. Виллар де Оннекур. Они также носят характер «образцов», которые иногда можно связать с конкретными фресками, выполненными на их основе или послужившими им прототипами. Ее суть заключалась в том, чтобы читать молитвы с помощью четок.
В отличие от живописи, скульптура не дала оттоновскому периоду значительного развития. Что такое гравюра. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.
Это период раннего феодализма. В северных районах Индии строились храмы удлиненно-овальной (параболической) формы. Но идейное содержание средневекового храма отнюдь не исчерпывалось его религиозным назначением. Строили в основном монахи. искусство орнамента, перегородчатой эмали). Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов.
Города вели борьбу против феодалов за свою независимость. Основное строительство, создание скульптур, оформление рукописей осуществлялось монахами. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Искусство и наука в средневековой Индии достигли небывалых высот.
Для скульптуры характерна приспособленность к архитектуре. В едином неудержимом порыве он устремляется ввысь. Раскраска изображений условна.
Как и в романтический период, здесь больше украшают интерьер, чем фасады. На юге страны храмы имели форму прямоугольной пирамиды. Только в Нюрнберге за двадцать лет вышло свыше двухсот иллюстрированных изданий. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе. Монахи-доминиканцы проповедовали, чтобы во время занятий молитвой, верующие вместо четок представляли не просто бусинки, а венки из красных и белых роз. В 1483 Турция покорила Герцеговину.
Дюрер высоко ценил Шонгауэра-гравера и находился под сильным влиянием его искусства. Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи, длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000гг). 171, рис- на стр. Они заложили основу блестящего расцвета гравюры в следующем столетии. В поисках новых путей художники и скульпторы часто опережали зодчих. В монументальной архитектуре средневековья не только воплотилась религиозная, фантастическая сторона сознания, но ярко и сильно олицетворилась творческая воля человека, могущество труда большого коллектива.
В чем же отличие. Средневековая литература и искусство оставили богатейшее наследие потомкам. На протяжении шести веков, с XI по XVI, Османская империя завоёвывала всё новые и новые территории. Так, например, движение умирающего св. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено.
Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой художники пользовались до этого. После затвердевания лака его поверхность коптили. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. В настоящее время книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия.
798 — 805)Одо из Мецапостроил внушительное здание. Вот таким образом в книгу вошли многочисленные иллюстрации с видами немецких и итальянских городов.
Но средневековое искусство выражало это зашифрованно, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком. Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Смерть показывает рыцарю на песочные часы – время жизни исчерпано. Азиатские государства Индия и Китай очень активно стали развиваться благодаря торговле.
Таким образом, уже сама постановка вопроса предопределяла известную иллюзорность его решения. Он получил название «готика». Средневековые произведения искусства воплощались преимущественно на деревянных досках. Они напоминают образы людей той эпохи.
Отсюда и потребность в их постоянном копировании. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует).
Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании. Первые «блочные книги» (или «колодковые книги») выходили из мастерских резчиков, выполнявших одновременно обязанности резчика, печатника и издателя. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины.
Это одна из самых загадочных гравюр художника. Знаменитый лист этого мастера «Плат св. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Помимо них часто встречаются рыцарские сцены, турниры, битвы и так называемые «сады любви».
Таким же образом копировались и отдельные фрагменты — группы, фигуры, детали. Типичное здание церковной архитектуры – это городской собор. Работы каждого из них говорят о постепенном расширении тем, о перенесении акцентов с одних сюжетов на другие, о явной технической эволюции, главная цель которой сводилась к решению все более сложных пластических задач. Характерна церковь в Жерминьи де Пре, освященная в 806 г., в плане она представляет квадрат с тремя абсидами – на восточной, южной и северной сторонах (рис.
Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Это и позволяло им убедительно передавать натуру. Термин artiste – художник в современном смысле этого слова – появляется только в 18 веке. Мы знаем немало произведений средневековья, которые отличают реалистические черты.
Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей.
Алжир заняли турки-пираты, признавшие вассальную зависимость от султана. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план.
«Мировоззрение средних веков, — пишет он, — было по преимуществу теологическим. Над изображениями святых, пророков, ученых, философов, поэтов, священников и кардиналов, библейских сцен, видов городов, астрономических явлений трудилась почти вся мастерская ведущего живописца города Михаэля Вольгемута (в это время у него учился А. Дюрер). Следующее XIV столетие оставило уже нам некоторое (очень небольшое) количество рисунков, главным образом итальянских мастеров.
По-прежнему, не будучи включенными в систему знаний, механические искусства упоминаются у Асклепия, о них говорит Халкидий в комментариях к Тимею, Кассиодор и Исидор Севильский дают их предварительную разработку. Несмотря на представление о резком отличии свободных и механических искусств, умственного и ручного труда, которое четко определяется, например, у Исидора Севильского: Различие между искусством (ars) и художеством (artificium) таково: искусство – это вещь свободная, художество же основывается на ручном труде 23.
Картина «Праздник четок» настолько поразила венецианцев, что сам правитель Венеции встретился с художником и просил его на всегда остаться в Венеции обещая Дюреру высокую зарплату на службе Венецианскому двору. Искусство господствовавших классов воздействовало на народные массы. Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».
По разнообразию оформления каждой из 680 страниц книга не имеет себе равных, в 1950 -х годах ее переплели в четыре отдельные тома. Их воспроизведение не требовало ни творческой фантазии, ни извлечения из наблюдений натуры. На севере страны, где было мало природного камня, готические соборы строили из кирпича.
Гораздо больше памятников скульптуры дошло до нас от периода зрелого романтического стиля (XI-XII). В готике на первый план стала выходить тема мученичества. Древний Рим оказался бессильным противостоять натиску пришлых племен (римляне называли ихварварами). Варвары разрушили многие римские города, храмы, памятники искусства.
Её инициировал князь Пелайо в 722 году. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Благодаря использованию насечки художник добивался некоторой округлости форм. Разум. Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты.
В большинстве европейских стран расцвет готики приходится на XIII-XIV века. Термин графика первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т. к. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению. Преподавание в них велось на высочайшем уровне. И именно вот таким образом меланхоликам доступна большая радость открытия, познания нового. Однако святой Иоанн погрузился в молитву Богу и котел не причинил ему никакого вреда. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу cujus regio, ejus religio в 1648году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды.
Эта архитектура была широко распространена в городах. Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. Различная продолжительность травления с последовательным выкрыванием лаком тех участков доски, которые более не должны травиться, — так называемое ступенчатое травление изобретенное французским гравером Жаком Калло (1592—1635), позволяет получать штрихи разной глубины, дающие различную силу тона—от легкого серебристого до насыщенного черного. Известно, что критерий реализма в изобразительном искусстве не сводится только к критерию наглядного и, в соответствии с объективной природой вещей правдивого изображения их зримого облика. Приход в Скандинавию христианства.
Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера «Всадник, смерть и дьявол» имеющая сравнительно небольшой формат (24, 718, 9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов. Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII — XIV веков. Образный строй и язык искусства стали более сложными, развитыми, эмоционально насыщенными. Типографской книге XV века предшествовали не только «блочные», но и великолепные рукописные книги, в которых еще в Средние века были разработаны законы построения книги. Мелкие городские ремесленные мастерские объединяются в цехи, гильдии, братства. Сначала это были драконы, фантастические птицы, аканф, а затем (со второй половины XIII века) листочки плюща, дуба или винограда.
Тем не менее именно в эпоху средневековья воздействие религии на искусство было огромно. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.
Бернвард, епископ Гильдесгеймский, руководитель гильдесгеймской мастерской бронзового литья, житие которого и занятия искусствами были описаны его учеником Тангмаром 5. Элигий во Франции, о котором предание сохранило память как о выдающемся ювелире и св. Каждая страница его великолепно украшена замысловатыми узорами и мифическими животными. В издании соединились разные почерки и традиции, богатая фантазия и очевидные заимствования, живые, непосредственные образы и застывшие традиционные иконографические схемы, что вообще характерно для немецкого искусства XV века, в котором черты нового соседствовали со средневековыми традициями.
Как уже отмечалось, навыки в рисовании византийские мастера приобретали методом копирования с образцов. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Гравюра рождается почти одновременно как ксилография и как резец.
«Темницы» по рисунку гораздо более экспрессивны, горячечны, чем другие работы Пиранези того же периода. Дело в другом. Под Рождество всегда звучал колокольный звон.
В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению. Ранние книги той эпохи были тщательно переписаны и затем проиллюстрированы монахами.
Эпоха готики — время расцвета новых культурных центров средневековья — городов. Она начиналась с обложки-переплета, обязательным был титульный лист, после него шли страницы с текстами и иллюстрациями (на странице первой была красная строка, с которой начинался текст) страницы украшали заставками и концовками. Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны.
Аахенская капелла (илл. 30. И именно вот таким образом меланхоликам доступна большая радость открытия, познания нового. Монументальная каменная скульптура не получила в Германии широкого распространения. Однако, сидящая в золотом сиянии женщина и ее сын настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: «Видимо искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он природе».
Однако художник все равно возвращается на родину, в Германию, в родной город Нюрнберг. Поскольку изобразительное искусство по самой своей природе неотделимо от наглядного отражения действительности, от непосредственного ее наблюдения, то и в эпоху средневековья (вопреки религиозной догме, часто требовавшей полного отрешения от всего земного) оно всегда в известной мере сохраняло свою непосредственную связь с миром реальных человеческих представлений и переживаний. Значительно увеличивается число светских сооружений. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Все же в целом немецкая готическая скульптура сильно отличается от французской. Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале.
«Знайте, что этот лев нарисован с натуры», — сообщал художник, но опыта живой зарисовки у него не было, лев получался таким, как его привыкли друг у друга срисовывать средневековые мастера. Там же находились усыпальницы знатных лиц. Ребенку надлежало почитать учителя, во всем его слушаться.
В основном здесь был первобытнообщинный строй, но были и очаги разложения этого строя (Микронезия, где классическим памятником этой эпохи является знаменитый комплекс Нан-Мадол) и формирования первой государственности, то есть начала формирования раннеклассового общества. 169).
От нее отходили главные улицы. Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Причудливые иллюстрации, сделанные писцами и монахами монастыря Келлс, летописец XIII века назвал «нечеловеческой, ангельской работой».
Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. В период Средневековья в большей части районов Индии для их создания использовали сетные языки. Его иногда называют самой красивой книгой в мире.
Расцветом романского стиля считается Х – XII вв. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Соответственно здание выглядело не монументально и помпезно, а торжественно, но с немалой долей легкости, воздушности, на нем как будто запечатлевался отблеск красоты неземной, божественной. В искусстве начал складываться культ Богоматери.
Это есть живопись истинная, как писание в книгах. Однако принципиальная связь между ниелло и началом печати с металлических досок была подмечена Вазари абсолютно правильно. Крупная роль в истории средневековой культуры, главным образом в эпоху раннего и зрелого феодализма, принадлежит народам Ближнего и Среднего Востока. Главное внимание строители уделили сооружению и обработке западного фасада здания. В его работах светские сюжеты стали разнообразнее, увеличился размер композиций их тираж.
Слово миниатюра граничит с латинским названием красной минеральной краски -- киновари (minium). С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен – это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло.
Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Ящерица — символ притворства, злого демона. Претерпел изменения и образ Христа. О том, как производилось копирование, автор «Ерминии» пишет: «. Основные элементы ее построения – линия, передающая контуры и штрих, моделирующий объемы. (это Доминик Гусман, основатель ордена монахов-доминиканцев) Мария, Доминик и ангелочки с крылышками раздают всем людям венки из роз.
Плантагенеты также были связаны узами родства с французской династией Капетингов. Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием, оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Стиль гравюры прямо противоположен ульмским иллюстрациям. В 1486 году в Майнце была издана книга Б. Брейденбаха «Паломничество».
Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Гравюра на меди возникла примерно на пятьдесят лет позже ксилографии. Дворы храмов украшались скульптурами изображавшими эпические сцены или трактовавшими в символической форме почитание бога, во славу которого возведен храм.
дурачества). Многие государства этого региона были разграблены и порабощены. Однако механические искусства не включаются в эту систему и упоминаются редко. Писать учились на так называемых деревянных таблетках, покрытых черным или зеленым воском. Западная Римская империя прекратила свое существование.
Хорошо развита была в Индии медицина. В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. Гуго Сен-Викторский, например, писал, что знание. Такие доски могли достигать больших размеров. Шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником в диффузии различных инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги ит. п. ).
Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов. Получался своеобразный рельеф линейного рисунка, на который наносилась краска.
В некоторых областях этот стиль сохранился и до XIII века. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. Изображение строилось сверху вниз и слева направо, в него вводилось множество декоративных элементов. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды.
Наиболее ярким образцом объединения старых и новых граней является творчество Данте Алигьери. Однако святой Иоанн погрузился в молитву Богу и котел не причинил ему никакого вреда. Так, например, обстояло дело в Византии, в Китае, в Индии. В Аджанту съезжается множество туристов со всех уголков мира.
38—40). Теряющиеся в темноте и высоте колонны. Видимо так и ждет, чтобы забрать душу несчастного рыцаря с собой в ад.
Гравер должен был обладать глубокими знаниями и уверенным мастерством. По легенде, когда святой Иоанн Богослов проповедовал Христианство в малой Азии, он был схвачен людьми римского императора Домициана (который очень не любил христиан) и был доставлен в Рим.
Когда же художник средневековья начинает работать самостоятельно, рисунок теряет правдоподобие, в изображениях человеческих фигур появляются нарушения пропорций, анатомические закономерности строения фигуры игнорируются полностью (рис. 36, 37). Готическое искусство средневековой Европы считалось варварским. Показательно, что все инструменты, необходимые для выполнения резцовой гравюры, — штихели (резаны), пунсоны для наколачивания точек, шлифовальные гладилки, шаберы для срезания металлических заусенцев — заимствованы из арсенала ювелирного искусства.
Одним из ключевых элементов композиции считалась высокая башня. Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры.
Романская пластика отличается отклонениями от натуральных пропорций. Довольно скоро возможности гравюры оценила церковь. Как и в большинстве средневековых сочинений об искусстве, в «Ерминии» много богословских отступлений, но, как писал В. Н. Лазарев, «отбрасывая эту теологическую оболочку, читатель без труда найдет в Ерминии" множество интереснейших фактов, непосредственно относящихся к ремеслу живописца.
Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Таким образом, в ксилографии наметился разрыв между художественным творчеством и техническим выполнением (правда, когда резьбу выполнял высококвалифицированный формшнайдер, в его работе присутствовал определенный творческий момент перевода рисунка в материал). Миряне приходят в строительство в конце XI в. Сооружения романского стиля массивные, с толстыми стенами, узкими окнами из плохо обработанного камня, грубые, приземленные, не уютные внутри.
Позднеготическое искусство в ряде стран вплотную подводит к искусству Возрождения. Обращаясь к русскому реалистическому искусству 19 в., можно сослаться на повышенную по сравнению с натурой звучность колорита «Боярыни Морозовой» Сурикова. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Тогда во Флоренции произошло мощное зарождение Ренессанса, что и послужило толчком для пересмотра всейхудожественной культуры Италии. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье.
Особенность этого богато украшенного издания заключалась в его содержании, охватывающем всю историю человечества, от Адама и Евы. Она развилась главным образом из техники печатания на тканях посредством деревянных штампов (так называемой набойки), тиснения «печатных» пряников при помощи резных досок и т. п. Для печатания гравюр вместо пергамента, употреблявшегося для средневековых миниатюр, стали теперь применять значительно недорогой, новый для Европы материал — бумагу. В отличие от резца, который чисто вынимает полоску металла из толщи доски игла только прорывает, процарапывает ее поверхность, причем барбы здесь обычно сохраняются, так как они придают особенную сочность и красоту оттиску «сухой иглы». Положительный вклад средневековья в историю культуры человечества объективно велик. Резцовая гравюра была основана на глубоком, почти математическом предварительном расчете, вплоть до каждого отдельного штриха.
В украшении европейских рукописей V-VIII столетий господствует декоративное начало. Как и в большинстве средневековых сочинений об искусстве, в «Ерминии» много богословских отступлений, но, как писал В. Н. Лазарев, «отбрасывая эту теологическую оболочку, читатель без труда найдет в Ерминии" множество интереснейших фактов, непосредственно относящихся к ремеслу живописца. Средневековая культура и искусство обогащались за счет странствующих ученых и поэтов. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом.
Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами. В течение всей истории гравюры рождаются и отмирают гравюрные техники. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Так произошло крушение Западной Римской империи. 1430— 1498) и Андреа Мантенья (1431-1506).
В буддийских монастырях и храмах в Аджанте сохранились уникальные образцы того времени. Здесь все, что могло пригодиться готическому художнику: планы и ажурные фрагменты архитектурных композиций, распятие и традиционные позы святых, схемы каких-то механизмов и орнаменты, попытки, очень наивные изобразить обнаженное тело, схватки борцов, а также животных. Существует мнение, что меланхолики (люди с меланхолическим темпераментом) хуже приспособлены к жизни.
В готике много колонн и арок.
Металлические заусеницы, оставшиеся по краям каждого штриха (барбы), аккуратно срезаются шабером. Среди них «Басни» Эзопа, вышедшие в 1475 году. Это есть живопись истинная, как писание в книгах. В 1462 завоёваны остров Лесбос и Валахия, в 1463— Босния. Эта гравюра называется «Мученичество святого Иоанна». Гравюры Мастера ES уже поражают своей тематической широтой. В Нюрнберге существовал большой кружок гуманистов и прославленная типография Антона Кобергера – крестного отца А. Дюрера.
В эпохуКаролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий) развернулось каменное строительство. Это теологическое объединение было не только идеальным.
Города стали окружать мощными стенами, которые украшались проездными башнями.
Это было ново в искусстве гравюры. Первыми досками служили медные пластины. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди.
Таков, в частности, был путь развития восточных славян. По сравнению со средневековым западноевропейским искусством византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека (святых), а это налагало свои особенности и на методику обучения. Соответствуя античной традиции, оно выделило их из всех остальных человеческих знаний как наиболее важные и значительные для образования и совершенствования человека.
Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Знатоками и ценителями античности были также некоторые патриархи этого времени (Фотий). Замок символизирует Царство Небесное, к которому так неуклонно идет рыцарь.
Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. Духовенство к тому же было единственным образованным классом.
Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Религии феодального общества по сравнению с древностью гораздо более последовательно и активно служили идеологической опорой и оправданием господства эксплуататоров, средством одурманивания народных масс и воспитания их «в страхе божьем». Святые начинают утрачивать былую строгость, наделяются чертами земных людей. Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки. С появлением куртуазной любви средневековое искусство наполнилось романтизмом.
Оно определило понимание изобразительного творчества в западноевропейском средневековье. несколько новых значений. Книга Теренция «Евнух» 1486 года отличалась особым изяществом и лаконизмом.
Управление им осуществляли цари династии Гуптов. Феодал не только владел своим поместьем, но и управлял им как государь. Когда был определен этот период, для готики были ограничены хронологические рамки. Из восточных стран в музыку средневековья пришла лютня. Если в античную эпоху искусство, как правило, не обращалось к рабам — основному эксплуатируемому классу, то в средние века оно превратилось в одно из средств воздействия на сознание эксплуатируемых масс. В циклах статуй, рельефов, фресок, мозаик икон, украшающих европейские храмы, фантастически воплощается вся «история» человечества.
Он приходится на IV-VI вв. Если для древних греков и римлян внутренний мир и телесный облик человека были лишь различными сторонами человеческой сущности, то в сознании людей средневековья душа и тело чаще всего воспринимались как два противоположных начала.
Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. В строго симметричных композициях преобладала фигура Христа. Она сильно отличалась от византийской – во многом благодаря стараниям известного мастера Джотто ди Бондоне. Под их властью оказались Закавказье, Передняя Азия и Северная Африка.
История эта представляется одной из легенд, каких немало в «Жизнеописаниях» Вазари, к тому же он ошибочно называет изобретателем гравюры на меди флорентийца Мазо Финигуэрра (1426—1464) и относит это событие к 1460-м годам, в то время как первые гравюры на меди появились, по-видимому, в Германии и намного раньше. Церковь достаточно долго была источником, распространявшим средневековое искусство. Св.
На столе, только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. Если в Западной Европе этот период начался с 15 (в Италии даже с конца 13 в. ) и завершился в течение 17—18 вв., то в ряде стран Азии он начался позже и затянулся вплоть до 20 столетия. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения.
Особенности «языка» средневекового искусства были исторически закономерны и неизбежны. Видимо так и ждет, чтобы забрать душу несчастного рыцаря с собой в ад.
Частая насечка в одном направлении заменяла штрих и помогала слегка наметить тени. Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Они были небольшого размера и воспроизводили жилые деревянные строения. Углубление штрихов производилось химическим путем — травлением кислотами.
Массивные камни, сложенные в пилоны и арки. Поколениями мастеров всё в ней было выверено, посчитано и соблюдено: поля, колонки, строки, буквы и не в последнюю очередь -- художественное убранство, просто немыслимое без инициалов.
Такиедролери иногда охватывали чуть не весь лист с текстом. В качестве основного строительного материала выступал природный камень. Они не были доступны широкой массе населения.
Культура, которую завоеватели принесли с собой, была ниже римской. Там в 1493 году среди прочих изданий вышла «Всемирная хроника» Гартмана Шеделя, нюрнбергского врача и путешественника. Среди меланхоликов было много выдающихся талантливых людей. Она служила в качестве украшения архитектуры. Эти своеобразные топографические виды предшествуют видовым гравюрам «Всемирной хроники» Шеделя, созданным Вольгемутом и изданным в 1493 году. Иной темп работы порождает и иные эстетические качества здесь просто и непосредственно могут быть достигнуты самые широкие живописные эффекты. В то время бумага считалась большой редкостью, в связи с чем ее заменяли пергаментом.
Позднее для печати гравюр стали использовать типографский станок. Начали складываться новые архитектурные направления. ЗодчийАхенской капеллы (ок. Тем не менее именно 16 в. переходит от понятия искусств к понятию искусства 16. Он стал одним из важнейших этапов искусства средневековья. Отказавшись от синтетической цельности искусства средневековья, от его «музыкального» художественного языка, как и от его условности, новая эпоха создала творческий метод, который явился качественно новой, более высокой ступенью в развитии реализма.
Таким образом, были выделены ранний, зрелый (высокий) и поздний (пламенеющий) этапы. Таким центром, к примеру, был монастырь в Ноланде. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Несмотря на это, все-таки возможно выделить некоторые основные этапы в его развитии. С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноцветной печати в России конца XX — начала XXI века, журналы стали основным рекламным носителем для товаров класса «премиум» и «лакшери». Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».
О значительном усложнении форм монастырской базилики можно судить по гравюре 1612 года, воспроизводящей рисунки сгоревшей рукописи И в. Здссь изображена начатая в 790 г. церковь Сен Рикье – трехнефная базилика с двумя трансептами. Каждый персонаж изображен с натуралистической достоверностью. В 1459 была завоёвана вся Сербия (кроме Белграда, взятого в 1521 году) и обращена в османский пашалык. Разводные мосты, повисшие внутри здания.
Крышки переплета обычно обтягивали кожей, особенно роскошные книги украшали золотыми или серебряными окладами с вставленными в них драгоценными камнями и рельефами из слоновой кости. Они объединили большую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году). Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Однако его стремления наталкивались на отсутствие знаний о законах перспективы.
Благодаря широким проемам в стенах и окнам в куполе здание было пронизано светом. Вероники»с изображением лица Христа был целиком исполнен одной непрерывной линией, начинающейся в центре изображения. Как правило, скульптура была представлена декоративными горельефами.
Именно эти два мастера оказали решающее влияние на распространение гравюры в Германии. Подвижность и гибкость линий офорта несравненно больше, чем у вырезанных штихелем.
Фольклор получил особенно широкое развитие в искусстве внеевропейских народов. Таким образом, для средневекового искусства характерно господство условной, а не реалистической художественной системы, художественного метода. Вот таким образом в средневековом искусстве наряду с образами подвижников существуют и образы-нормы типа просветленно-спокойных никейских ангелов или рублевской «Троицы».
Главной особенностью сооружений в романском стиле являлись массивные стены. В противоположность античному феодальное общество формально признало эксплуатируемого своим членом, частью государства. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. Изобразительные искусства средневековья не составляли отдельной группы знаний. Отдельное место занимал собор.
Вариантом центрического сооружения является капелла св. Он нес благую весть о появлении Спасителя.
Конечно искусство всегда содержит известный момент условности. Глубокую характеристику роли религии в средние века дал Ф. Энгельс. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу он попал в милость к императору Михаилу III, который (бывает же такое) сделал его своим соправителем.
Эта техника, особенно широко применявшаяся с середины XV века итальянскими мастерами, — так называемая ниелло (ниель), по-видимому и была одной из непосредственных предшественниц резцовой гравюры. Они именовались святилищами.
Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Аджанта выступала как центр не только религии, но и искусства и науки. В Западной Европе переход к новым общественным отношениям сопровождался насильственным разрушением античной государственности и культуры, гибелью материальных ценностей, резким упадком производства, торговли, опустением городов, образованием на развалинах Римской империи ряда «варварских» королевств.
Только разумное зрение не обманывается. Гробница представляет собой двухэтажное центрическое сооружение: нижний этаж в плане десятиугольный, с диаметром 13, 5 м верхний – круглый, несколько меньшего диаметра, так что над первым образуется наружный обход шириной 1, 2 м. Нижний этаж заключает внутри крестообразную в плане усыпальницу, перекрытую сводами, как и в мавзолее Галлы Плапидии. Обучение сыновей и дочерей знати начиналось на пятом году их жизни.
Но всё же оно стало преодолевать характерное для них сверхчувствительное начало и встало на путь создания нового художественного стиля. Эта гравюра называется Мученичество святого Иоанна.
295. ). Без нее нельзя рассматривать средневековое искусство. 1250 — 1260) установлены в городскомсоборе Наумбурга (1210 — 1240).
Бурному росту книгопечатания в значительной мере способствовало расширение производства бумаги. Изображение собаки утверждается здесь как приверженность дьяволу, жадность и зависть. Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I».
Нарядное здание с широкими стрельчатыми окнами, гармонично устремленное вверх. Мелкие городские ремесленные мастерские объединяются в цехи, гильдии, братства. Расцвет идеи крестовых походов пришёлся на XII век, когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство— Иерусалимское королевство. Ясные силуэты и компактные формы построек как бы повторяли и завершали ландшафт. На рубеже XIV и XV веков в Европе появилась обрезная гравюра на дереве – ксилография.
Краска, выбранная при печати увлажненной бумагой из таких линий, печатается не так чисто и четко, как из следа резца, а более сочно и с неравномерной зернистой фактурой. Удельный вес церковного искусства в разных областях феодального мира был неодинаков. По легенде, когда святой Иоанн Богослов проповедовал Христианство в малой Азии, он был схвачен людьми римского императора Домициана (который очень не любил христиан) и был доставлен в Рим. Западное средневековое искусство базировалось на гармонии.
на стр. Некоторые монастыри выступали в качестве образовательных центров. И другой способ: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятен, то наложи на него непромасленную бумагу, приставь его, против света, к окну или к оконной раме и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою. Сложившееся в этих районах средневековое искусство распространилось на южные территории.
В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Характерно, что с натуры художники не писали. Все эти приемы — не частности, а последовательное применение свойственного средневековому мышлению принципа условного и символического понимания художественного целого.
Огромный по своим размерам, Реймсский собор (1211 — 1311) поражает величественностью замысла и дерзновенной смелостью тех, кто этот замысел осуществил. В настоящее время она символизирует величие духа древности. Специфические мифологические формы, в которых развивалось общественное сознание древности, не препятствовали, а иногда даже благоприятствовали расцвету искусства. Пример — северная церковь монастыря Липса.
Средневековая иконография строго закрепляла такого рода композиции общепринятых сюжетов. Их тяжеловесность подчеркивалась узкими оконными проемами и углубленными ступенчатыми порталами (проходами). В высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. На ранних этапах в романском стиле основная роль принадлежала настенной живописи.
К концу периода довольно часто встречаются повествовательные сюжеты. На некоторых островах были свои правители— вожди. Церковь всегда понимала силу искусства, его огромное воздействие на массы и относилась к нему как к Священному Писанию для неграмотных, главная задача которого – наставлять в вере. Активно продолжала развиваться письменность.
Образование они получали в школах при храмах или дома. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье).
На старости лет Дюрер был избран членом (депутатом) в местный Совет. Основной металлографский резец — грабштихель — имеет сечение ромба или треугольника.
Называется Меланхолия. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Наряду с образцами орнаментов, алфавитов, ювелирных изделий, церковной утвари «сады любви» повторяются с небольшими вариациями в творчестве почти каждого мастера XV века. Первые образцы «сухой иглы» встречаются еще у немецких граверов эпохи Шонгауэра. Оно отдаленно напоминает церковь Сан-Витале в Равенне.
Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны.
К таким деятелям принадлежат в первую очередь св. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. Большинство немецких храмов существенно отличается от французских образцов.
Однако с течением времени она становится более изысканной и рассчитанной на придворных. статью Средневековый город). Гравюра на дереве относится к технике высокой печати – одному из трех видов гравюры. Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя затем ее остатки с поверхности доски. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений.
Именно гравюра в Германии наряду с живописью стала определять стиль немецкого Возрождения. Он превосходно гармонировал с зеленью и почвой. В конце V в. н. э. Хотя «Наставление. » Дионисия Фурнаграфиота было написано в XVIII веке, оно отражает педагогическую практику византийской школы, традиции которой сохранились на Афоне и после гибели Византии. Достаточно вспомнить резкие выступления Леонардо против глупцов исключающих живопись из числа свободных искусств 14 и его же презрительное отношение к занятию скульптурой, порождающему пот и телесную усталость 15. Ими украшались порталы, а зачастую и полностью фасадные стены.
Burger – горожанин). История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. В начале XI в. по всей Европе развернулось строительство каменных зданий.
Телесное же зрение принимает подобие за самые тела. Рыцаря настигает Смерть, всадник на костлявой кляче. Он проявлялся в первую очередь в прозе и музыке. Меланхолия еще со времен античной психологии — один из четырех темпераментов человека. На цветном фоне нередко применяются белила, подчеркивающие рельеф, объемность формы. Вот таким образом та же линия в разных ее участках становится то мельче, то глубже и самая ее выемка в доске имеет неправильную, «изъязвленную» форму.
Обычно автор-художник ограничивался рисованием на доске, которую затем обрабатывал ремесленник – резчик по дереву («формшнайдер»), старавшийся возможно точнее вырезать нанесенное изображение, все линии, штрихи, точки. Эта литература сначала была переработкой классических образцов. Короли — властители новых государств охотно поддерживали церковь, так как видели в ней силу, способную держать в повиновении и «страхе божьем» всю массу закрепощаемых тружеников. В 7 – 8 вв.
Замок символизирует Царство Небесное, к которому так неуклонно идет рыцарь. Во главе империи стоял император. В тот период северная часть Индии объединилась в могущественное государство. Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы. Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. При дворах пели песни, посвященные эпическим сражениям Карла Великого, Артура и Роланда.
Применяющиеся же декоративные элементы были утонченными и даже изысканными. Однако, при всей общности манеры, в работах предшественников Шонгауэра заметны и различия. Развитие готики было интенсивно в тех странах, в которых господствовало католичество. Однако также им способствует Сатурн — греческий бог, который старше всех остальных богов. Излишних витиеватых и сложных декоративных элементов здания не получали.
Художники средних веков передавали в своих произведениях страстность реальных духовных переживаний человека (что, в частности, выразилось в драматическом характере художественных образов) и моральные идеалы, продиктованные не только духом церковных заповедей, но и всей жизненной практикой эпохи. Рыцаря настигает Смерть, всадник на костлявой кляче. Известно, сколь статичны и консервативны православные традиции.
167, 168). Им было наполнено средневековое искусство Западной Европы в Х – XII вв.
Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ). Называется «Меланхолия». Тем самым его роль, его место в общественной жизни требовали объяснения. В резцовой гравюре XV века религиозная тема всегда существовала параллельно со светской.
Хотя «Наставление. » Дионисия Фурнаграфиота было написано в XVIII веке, оно отражает педагогическую практику византийской школы, традиции которой сохранились на Афоне и после гибели Византии.