В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В. Г. Ведь и смерть и агония имеют свою великую прелесть. постимпрессионизма, символизма, мастеров япон. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой.
После Окт. (Из письма подруге. ) «Всем нам было покойно, беззаботно и тепло жить с родителями. Чувство оказалось взаимным и в 1905-м они поженились. «Прилив капитала, – писал Сытин, – оживил молодое дело и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». оставалась в Ленинграде, работая над автобиографич. Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки».
Стало быть, кузина старше на три года, хотя внешне и по всем повадкам еще совсем юна. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Изредка звучал голос гондольера. Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата).
возвращена почти целиком её ширь, её раздолье, её пустынность». Создавшая в тот период ряд гравюр и акварелей, Анна Петровна вспоминала: «Писала часто в ванной комнате. Это издание, наряду с «Шестнадцатью автолитографиями» Б. М. Впереди на полочке – коптилка. Гоголя, Л. Н. к моим занятиям живописью они относились индифферентно и не придавали им настоящего значения» Няня и кухарка брали записанные холсты на половики на кухню или обшивали ими корзины от моли и сырости.
Во мне возникла сильная борьба между чувством и страстью к искусству. И именно в Италии произошли в ее жизни два события, решающие для ее призвания и счастья. В России остался Сергей Васильевич Лебедев, кузен, который женился, но очень неудачно и он был влюблен в кузину, она, верно, догадывалась, но он молчал, вероятно, не видя отзыва. В Риме один итальянец не на шутку влюбился в барышню из России и сделал ей предложение и она даже подумывала выйти замуж, но тогда она должна была оставить искусство ибо итальянец говорил, что «мы берем жен для себя». С движениями уверенными и свободными, смелыми и ловкими. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. А. Н. столицы в них реальность сочетается с идеальным представлением, величественность– с лиричностью «мирискусническая» изысканность линий и ретроспективизм соседствуют с тонким пониманием проблем совр.
Туманностей нет». Кругом была тишина. Если бы все остальные его изображения — в картинах, акварелях, гравюрах и фотографиях — погибли и остались бы одни литографические виды Петербурга, то и тогда можно было бы вполне судить о нем и не только о красоте и значительности его памятников или об особенном характере его широких проспектов и каналов, но и о самой душе этого выросшего из болота, призрачного и монументального, «казенного» и поэтического города. Сегодня в классе мне чуть не сделалось дурно. Пособие».
Её краски, сведённые к характернейшему минимуму, поистине гениальны. Она проиллюстрировала "Следопыта" Ф. Купера и "Ангела" М. Лермонтова, выполнила гравюрные виды для художественно-исторического очерка-путеводителя по Петербургу, который подготовил В. Курбатов. Он был одним из первых мастеров советского плаката. Ты вся сияешь. - Я сейчас отдала свое сердце. - Кому.
книгой и продолжая создавать гравюры, рисунки и акварели. Много фантазии. Темы брали из мифологии из сказочного эпоса, народного, были и юмористические.
Курбатова (1913). РСФСР (1946). Оно внешне мало проявлялось, но тем не менее было глубоко и принесло мне много страданий. Был он молчалив и серьезен, с примесью насмешки, легкого сарказма и молодого скептицизма».
Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». Вторым альбомом автолитографий Комитета после альбома Бориса Кустодиева «Шестнадцать литографий» стал «Петербург» Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871 — 1955). Б. М. Кустодиев скончался 26 мая 1927 г. от воспаления легких. Этот интерес всячески стимулировали представители «Мира искусства» (с легкой руки Дягилева художница попала в круг авторов одноименного журнала). Работа была начата 10 февраля, закончена в середине марта 1906 года, а 20го числа Анна Петровна собственноручно отвезла доски в Экспедицию заготовления государственных бумаг, которая эту работу заказывала. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И. Д.
Придя домой и перед тем как разойтись, Сергей Васильевич принес мне стакан воды, подкрашенный вином (я жаловалась на жажду). Сытин начал сотрудничать с «Посредником» – издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л. Н. Бакст, Д. И.
Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Однако, вклад, сделанный Остроумовой своими литографиями в «портретную галерею» Петербурга, остается все же чрезвычайно ценным ибо суть этих изображений все же полна особенностей этого подлинного художника и даже, пожалуй иному они покажутся особенно милыми именно потому, что в них меньше маэстрии, что Остроумова, в расцвете своего таланта и мастерства, сумела в них предстать во всем очаровании наивности, что весь подход здесь художника к задаче отличается той непосредственностью, которая обыкновенно бывает уделом лишь одних начинающих.
Бенуа определял тематику открыток, выбирал художественные произведения и объекты для съёмки (иногда и сам принимал в съёмках участие), редактировал подписи к рисункам, контролировал корректурные оттиски открыток в процессе их производства. Серова. Нетрудно представить, как Анна Петровна вынесла это побоище. Это свидетельство удивительно тем, что в те годы сам Сомов пребывал в сомнениях в своем призвании и отбывал воинскую повинность (совмещал как-то службу с учением). 3) «В те же годы пребывания в Академии я пережила мое первое увлечение. – говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. Вейнер.
Так же появляются такие гравюры Остроумовой, как "Колонны Казанского собора", "Цепной мост" и др. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. Среди произведений, опубликованных товариществом, наибольшую популярность приобрели такие книги, как посмертное собрание сочинений Л. Н. Он происходил из буржуазной богатой среды и я боялась, что если выйду за него замуж (а к этому клонилось дело), то мне трудно будет в такой обстановке продолжать мое любимое искусство.
Я считала его гораздо ниже себя по уму и слабее по воле. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Потом он начал рисовать иллюстрации, подражая «мирискусникам», особенно И. Я. Билибину.
Лучшей работой этого времени были начатые еще в Петрограде листы к «Украинской азбуке» изобретательные по сюжетам и изощренные по графическому мастерству. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники). Чистякова и Матэ в 1898–99 в Париже посещала мастерскую Дж. Уистлера и познакомилась с А. Н. Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже). В её работах виден большой вкус и вместе с тем прямой и простой подход.
И хотя я ни слова не сказала Сергею Васильевичу (он был не свободен), но он понял меня. Она поехала за прапорщиком в полк, но вскоре его направили на Пороховой завод и они вернулись в Петербург. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
В послевоенные годы почти не работала из-за надвигающейся слепоты. В 1901 г. Нарбут переехал в Петербург, где познакомился с Билибиным и тот взял его под свое покровительство, введя в круг «мирискусников». Под его маркой вышли знаменитые папки автолитографий и альбомы Б. М. 1886, хутор Нарбутовка, Черниговская губ. В дальнейшем, по мере движения войск изменялась и карта.
Цв. Главная героиня всех 12 литографий альбома — Нева: «плавное движение её светлых вод, текущих в ясные дни и вечера лета и весны мимо каменных громад и омывающих розовый гранит набережных, отражая Петропавловский шпиль, бастионы крепости и перекинутые от берега к берегу мосты». платил автору, 2, 5 коп. Весь тираж карт тут же распродали. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12, 5 миллионов экземпляров. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых.
Около сфинксов перед Академией была пароходная пристань. Находила, что он мало любит искусство. Сытина считать излишним».
А я гораздо больше была бы рада жить впроголодь где-нибудь одна в Париже и работать». А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (18711511960) «Старые городамузеи России». Чертковым, другом Л. Н. До 1917 г. находился модный магазин «Модерн». Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут.
Книги оформляли лучшие художники того времени и прежде всего «мирискусники» во главе с А. Н. Остроумовой-Лебедевой (1922), Г. С. Нам нужно было приучить читателя. 1905 год.
Курбатова. В Париже Остроумова сблизилась с кружком Бенуа. Толстого. подняло уровень вкуса и в самых широких кругах публики». Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Сыграла важную роль в деле возрождения гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества (а не чисто репродукционной техники).
Бенуа предлагал художнице раскрасить «чёрные листы. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. Художница с радостью согласилась – это была ее тема. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г. :художница дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр. – Да. - А дальше что.
Васильева и А. К. Бенуа.
Матэ и И. Е. Евгении, как справедливо отмечал И. Э. чтобы издатели решились воспроизвести это старым способом кустарной раскраски от руки. Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г. С. С его образом в душе я покинула Италию».
Чехонина (1915) и др. ). Но тоска, как клещами, захватила мою душу. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935-1951 (переизданы в 1974). Скромная Анна признавалась: «Я чувствовала себя среди них стесненной и, несмотря на то, что была приблизительно их возраста, мне казалось, что я перед ними ничтожная, маленькая девочка». Герой был прежний – Ленинград, но техника новая – автолитография.
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом «Автобиографических записок». «Ты просто бездарна. » – говорили они». 6) «За все семь лет, что я пробыла в Академии, я не имела со стороны студентов ни одной неприятности, столкновения или чего-нибудь резкого или циничного. Остроумова пожелала рядом с серией литографий, посвященных самой «богине», посвятить также три листа красотам и этих «нимф».
И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Рериха и К. А. Работа же предстояла нешуточная. Янсона (1929), мемуарно-эпистолярная серия «Из прошлого русского искусства», сборники «Гравюра на дереве» и др.
У нее получались интересные портреты: изображение Максимилиана Волошина сейчас хранится в Русском музее, а Михаила Булгакова – в Бахрушинском. Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при ЦУТР. Иногда детали, слегка набросанные, резко вылезали вперёд, а главное куда-то исчезало». Впоследствии она неоднократно дарила Русскому музею свои работы. Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций.
и Г. К. Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф. Н. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза).
Ее увлечение японской гравюрой отразилось на литографиях и на книжных знаках. Кустодиев стоял у истоков советской детской книги, книжной графики. Спрятать, замазать, затереть в гравюре нельзя. Кругликовой, 1925, С. В. Гравюры её пленяют своей высокой художественностью и чрезвычайно мягким колоритом». Одна из лучших ее гравюр – "Летний сад зимой".
Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (1888 – 1954). Известность к художнику пришла очень рано благодаря участию в создании картины «Заседание Государственного совета» и портрету И. Я. Билибина. Мастерская художника с двумя болыиими окнами выходила на улицу, напротив сквера Введенской церкви. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. «. Художественноисторический очерк и обзор художественного богатства столицы». Некоторое время она была увлечена японской гравюрой и глубоко ее изучала. Остроумова-Лебедева не имела особого сатирического дара, но на революционные события 1905 года откликнулась своим участием в сатирических журналах.
Художница с радостью согласилась 151 это была ее тема. Люди меня не интересовали. » «Была я до чрезвычайности свободолюбива». Кажется, характер, как у Комиссаржевской, хотя она росла при исключительно благоприятных обстоятельствах, правда, семья ее была далека от искусства. Эрнст, художник П. И. Ильин. Евгении, названная в честь покровительницы Попечительного комитета принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки императора Николая I. Община сумела первой в России наладить выпуск художественно оформленных «открытых писем», то есть открыток.
Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах. Я часто бывала в опере, где родители имели абонированную ложу. 8) «Я уходила в одиночество и в то же время страдала от него. 10) Сережа Лебедев, студент Петербургского университета (естественный факультет). 16) «В последний вечер перед отъездом я и Сергей Васильевич катались по Большому каналу.
Лебедева (с 1905). 14) 1901 г. «4 мая произошло избиение студентов во время демонстрации у Казанского собора. » Из письма подруге: «О другом о чем-нибудь не могла и не хотела говорить, так как меня все эти истории больше всего волновали после знаменитого воскресенья, когда их били и убивали на площади. Гл. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н. К. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком».
У Невы два подвластных речных божества — Мойка и Фонтанка. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась. Шедеврами эти работы не назовешь, хотя среди них есть и удачные.
Митрохин, С. П. Заслуженным успехом пользовалась серия иллюстрированных монографий «Русские художники», где вышли биографии Н. К. А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г., выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).
Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Нарбута (1912), «Моцарт и Сальери» А. С. Работа же предстояла нешуточная. Ослабевшие руки не могли управляться со штихелем и тогда художница вспомнила о литографии, но после Победы снова вернулась к любимой ксилографии.
Часто бывали пианисты В. М. Богданов-Березовский, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина. «Товарищество И. Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Отдавая предпочтение гравюре на дереве, Остроумова-Лебедева редко обращалась к литографии. Однако, продавая эти широко распространенные издания, Сытин почувствовал огромные возможности издательского дела в России, наладил отношения с мелкими торговцами, превратившимися со временем в опытных книготорговцев, через которых позже распространял огромные тиражи книг, выпущенных его издательством. график и художник, д. чл. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А. С.
Темы были избраны такие: «Выезд», «Портрет Следопыта и двух индейцев», «Встреча французов и англичан», «У водопада», «Бой в лесу», «Убийство Коры», «Посещение пещеры». От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. Лукомских) и альбомы-путеводители по музеям («Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа» А. Н. В серии чёрно-белых ксилографий (1922–23) изданной в виде альбома «Пейзажи Павловска вдеревянных гравюрах», проявились технич.
Например, эстампы с очертаниями Венеции – сказочного города имевшего для Анны особое значение. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Чехонин, Е. Е. Это простота и прелесть классики. Помогли банки и популярная газета. Двоюродный брат. С. В. Лебедев считается основоположником промышленности синтетического каучука. Товарищество И. Д.
Петербург представал величественным и мужественным. Бенуа (1910) — кстати, одна из самых блестящих книг по истории искусства «Художественные сокровища Эрмитажа» (1916) и др. ). «Как передать, кроме всего остального, эти несколько веков, которые пролетели над этим произведением и своими нежными, невидимыми крыльями слили все тона и краски в звучную гармонию, еще более возвысив это чудное произведение. » (из дневника). В 1895 году Остроумовой 24 года. В 1930 году Комитет популяризации художественных изданий прекратил своё существование. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным – вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Дягилева, затем циклы цветных гравюр, посвящённых дворцово-парковым пригородным ансамблям (1902–04) и «Виды Петербурга» (1908–10) 25 ксилографий для кн.
Помимо открыток, Община стала выпускать и книги, в частности путеводители по русским городам («Павловск» и «Петербург» В. Я. Но. Брак был счастливым: муж во всем поддерживал художницу, горевшую искусством. В других двух литографиях Остроумова возвращается к далекому прошлому в одной она изображает тот момент, когда только еще строился новый Дворцовый мост в другой целую «рощу» мачтовых судов, стоящих на якоре вдоль пристани романтического «дворца Бирона» или — выражаясь точнее и прозаичнее — «Пенькового буяна». Анна Петровна входит в круг художников «Мира искусства», впервые ее работы экспонировались на выставке «Мира искусства» в 1900 году и в том же году она окончила Академию художеств.
И я верю в искренность и правдивость его слов, так как знаю его неподкупную честность». Своеобразным завершением цикла стал выпущенный уже в 1916 году величественный и мрачный лист «Дворец Бирона и арки» — «самая замечательная из всех больших ксилографий». 11) Классы и мастерские. Для этого Анне Петровне пришлось вручную изготовить множество отпечатков и пометить, каким цветом каждый из них следует воспроизводить. Д. Сытин и К» с основным капиталом в 75 рублей.
Курбатова «Кострома» В. К. Новое направление работы издательства Сытина – издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др. ). Всего было исполнено 20 досок для воспроизведения семи иллюстраций. Она вырезает множество гравюр, в том числе и цветных («Петербургская сюита»). «Петербург» В. Я.
Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Ершова, 1923, А. Белого, 1924, Е. С. Остроумова чуть не пошла на это из упрямства. Увлекшись импрессионистами их техникой, можно было застрять в классах и вовсе быть исключенным из Академии.
Умерла Остроумова-Лебедева в Ленинграде 5 мая 1955. Прибегала туда прямо из Академии, а там меня встречала мама яствами (я была балованная дочь). Испытала влияние франц. Она, влюбленная, сияла, «чертики в глазах» так и вспыхивали, но выйти замуж на таких условиях она не могла, не хотела она смеялась, а итальянец плакал. В это время в Рим приехал Сергей Лебедев с товарищем, как она путешествовала с подругой, он привез деньги от родных на дальнейшее путешествие он знал об ее увлечении, вот таким образом, может быть, приехал похудевший, что ее огорчило она рассталась с итальянцем и они все вместе поехали по Италии далее подруга ей говорит о нем, что человек страдает, но она думает о том, с кем рассталась. Однажды в дождь она случайно увидела в безмолвных глазах кузена «огромную любовь и отчаяние», но не заволновалась. В Венеции, случилось, Остроумова и Лебедев одни катались в гондоле. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом. В двух из этих книжек, а также в знаменитом издании «Соловья» Х. КАндерсена (1912), где варьировалась традиционная «китайщина», он с блеском возродил искусство силуэта. На этих собраниях бывали М. Горький, архитектор и скульптор И. С. Золотаревский (его портрет – в Русском музее), А. Н. Бенуа, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Бродский, Г. С. Верейский. Вид со стороны Константиновского дворца», 1930, ГРМ).
При этом сами «мирискусники» отзывались о ней достаточно лестно. Яремич, М. В. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908–1910 Павловск, 1922–1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и – значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). А. Н. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918-1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств).
Их было трудно узнать. Преподавала на худож. Крепкая дружба связывала Кустодиева с Ф. И. Шаляпиным, который позировал художнику. Уистлера) и гравюре. в Академию. Кустодиев исполнил хорошо известный карандашный портрет музыканта. У Кустодиева бывали В. Я. Шишков, А. Н. Толстой, читавший отрывки из «Петра Первого». Их путь лежал на Милан и Швейцарию. Сергей Васильевич нас провожал и усадил на поезд.
Успешно выступала также как портретист и педагог (в 1918–1935 преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники и Академии художеств). рисования барона А. Л. Правда, в портретной графике ОстроумоваЛебедева не была сильна, так что портретов в ее наследии почти нет. – Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. В 1908-1910 годах художница создаёт знаменитый цикл гравюр на дереве «Большие Петербурга», названный А. А. духа того времени сочетается сутверждением непреходящей ценности архит.
Возродила в России ренессансную технику цветной ксилографии (кьяроскуро) также много работала в технике акварели. Искусство Остроумовой- Лебедевой исполнено неповторимой поэзии и кажется незатейливой, простой, ну, как «Повести Белкина» Пушкина. Написали ее Александр Николаевич Бенуа и Абрам Маркович Эфрос (18881511954). Я знал от слова до слова весь псалтырь и часовник и ничего, кроме слов, в голове не осталось». Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П. Н.
По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Матэ, в АХ (1892–1900) у И. Е. Всякими способами старалась удержать меня дома, находя, что я работаю не по силам.
Каждая гравюра художницы – это лаконичное, острое впечатление от натуры. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. Ее друзья Сомов и Малявин уговорили ее уступить. Радостно было видеть его посветлевшее лицо. А я. Кругом был праздник. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие.
Училась в С. -Петербурге– в Центр. У него был свой автомобиль, который собрал из отдельных частей брат художника инженер-технолог М. М. Кустодиев (с 1922 г. он жил в этом же доме). В квартире Кустодиева бывали художники Г. С. Верейский, М. В. Добужинский, И. Я. Билибин, С. П. Яремич, К. А. Сомов. Я вскрикнула и чуть не зарыдала от испуга, но вовремя очнулась от кошмара и увидела себя на Большом проспекте идущей очень медленно в своей белой шубе. » «Потом упадок опять сменился подъемом». Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Он был одним из немногих русских художников, написавших заказной автопортрет для музея Уффици (Флоренция). Штиглица (1889–92) у В. В.
Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. В 1916 г. утратил способность самостоятельно передвигаться. эксперименты О. -Л. исполнила ряд акварельных портретов (И. В.
В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». Здесь им созданы произведения «Красавица», «Стенька Разин», «Купчиха за чаем», циклы «Масленица», «Купчихи», «Русские типы» (23 акварели хранятся в квартире-музее И. И. Бродского). Картина «27 февраля 1917 г», находящаяся в Третьяковской галерее, написана под впечатлением сцены, увиденной им из окна мастерской. Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Я первый раз была в Москве и она произвела на меня сильное впечатление. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. А. П. Остроумова-Лебедева оставила прекрасные «Автобиографические записки», которыми я зачитывался весной 1980 года, делая выписки.
Вид на крепость ночью» (1946). Неве. В 1929 году ОстроумоваЛебедева выполнил портрет Льва Николаевича Толстого, по ее собственным словам, «в характере кьяроскуро, в две доски». ОсроумовойЛебедевой не раз предлагали уехать из осажденного города, но она отказывалась. Сереженьке. Они делали 1015 скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. В Париже она провела с 1898 по 1899 целый год. Монументальный вид зданию придают рустовка стен, гранитные порталы, крупный ордер пилястр.
Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. Я его очень любила. А следующим опытом художницы в этой области стал альбом «Петербург», продолживший знаменитую серию «Большие Петербурга». худ.
Их различала только масштабность мышления, деловитость и характер цели, достижению которой Сытин посвятил жизнь. Её Петербург, «в котором человеческих фигур мало, живёт и дышит своею особой жизнью, в какой, может быть, ничего тайного нет, но где ясно всё и строго, но где всё очень значительно». В 1912 году Остроумова-Лебедева выполнила серию гравюр «Малые Петербурга» — для путеводителя В. Я. Девушка объясняла новое увлечение следующим образом: «Сама техника не допускает поправок и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям. В начале 1920 года издательство Общины св.
Писала «Автобиографические записки», болела, а когда в 1953м в Москве состоялась ее последняя прижизненная персональная выставка, то даже не смогла приехать на открытие. Выпускник Института гражданских инженеров 1908 г., В. Н. Смирнов жил в этом же доме. 12) «Гости, обеды, вечера. И. Д. В 1920-егг.
15) В 1903 году Остроумова с подругой уехала в Италию. Мойку она изобразила при входе в «Коломну», струящей свои скромные воды у башень Литовского замка, спаленного в первые же дни революционного пожара, но изображенного художницей во всей своей прежней угрожающей цельности Фонтанку она нарисовала дважды — один раз у самого ее верховья, там, где она рождается в сумраке арки «Прачешного моста», рядом с летним домиком Петра другой раз при подходе к Чернышеву мосту, в том месте, где по ее берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами особенно напоминает Венецию. объединения «Мир искусства» (с 1899), экспонент выставок СРХ (1903–10). Что же делать. Чл.
Врубеля и в оформлении С. В. Курбатов искусствовед-любитель (по профессии химик), художник и искусствовед C. П. После Февральской революции 1917 г. Нарбут вернулся на Украину. Однако она вырезала ксилографии для обложек «Ярославль», «Ростов Великий», «Кострома». Это было одно из первых русских издательств акционерного типа.
Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку. Художник, присутствуя при таком чуде, готов забыть все невзгоды, всю трагичность момента и приглашает своих сограждан любоваться тем, чем любовались сто и двести лет назад — Невой, которой возвращена почти целиком ее ширь, ее раздолье, ее пустынность. Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Говоря абсолютно откровенно, я предпочитаю акварели и гравюры Остроумовой ее литографиям. облика города на Неве. Художница принадлежала к кругу петербургских «мирискусников», влюблённых в свой город.
Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Несколько лет спустя Курбатов предложил использовать акварели, выполненные Анной Петровной во Флоренции в 1903 году, в качестве иллюстраций в своей книге «Сады и парки». в стиле неоклассики гражданским инженером В. Н. Смирновым для купца Е. П. Михайлова. Савицкого, П. П.
того образа, который получит со временем эта область». Я вдруг поняла (точно пелена упала с глаз), что я давно люблю его. Что вырезано, то и остается четким и ясным. Верейского (1922 и 1924), М. В. Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы («Петербург», 1908-10 «Павловск», 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова «Петербург» (1912) и Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Это характерно. Жена С. В. Лансере. Напротив, в несвойственной ей технике литографии Остроумова несколько робеет.
Основатель издательства — Иван Михайлович Степанов (1857-1941), чиновник канцелярии Римско-католической духовной коллегии, безвозмездно сотрудничавший с российским Обществом Красного Креста организовав благотворительный выпуск конвертов со знаком Красного Креста, предназначавшихся для рассылки визитных карточек, он положил начало издательским проектам Общины. Он считался в году одним из самых оживленных и интересных. Степанова, М. И. Кровавое воскресенье.
С 1902 года фактическим руководителем издательства стал Александр Николаевич Бенуа. Они обратились к давно минувшим временам – XVIII «галантный век», 30 года XIX века. Протестуя против этого решения, нарком просвещения А. В. А затем случилась война. Но я сдержалась. Я с ней соглашалась, ей сочувствовала, когда она плакала – я тоже, но все-таки через несколько минут уносила (на всякий случай) вниз свою шубу и калоши к швейцару и при благоприятном моменте тихонько исчезала из дома.
Лишь петроградское издательство, бывшее А. Ф. Большой удачей были «Пляши, Матвей, не жалей лаптей» (1910) и две книжки с одинаковым названием «Игрушки» (1911) во всех трех он мастерски использовал стилизованные изображения русских народных игрушек. Она часто ездила в Италию. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции – Л. Толстым, В. Короленко и др. Её последняя гравюра– «Ленинград. valeur) — в живописи и графике оттенок тона, выражающий (в соотношении с другими оттенками) какое-либо количество света и тени.
Бенуа и В. А. И прежде всего городские виды, соединившие природу и архитектуру. Много внимания уделялось юбилейным и энциклопедическим изданиям, календарям, красочным афишам и плакатам, картинам духовного содержания. Часть из них была исполнена в гравюре, а часть – в акварели. 1874 года рождения. Вскоре после этого А. Н. Бенуа покинул СССР, эмигрировали и многие друзья по «Миру искусства», однако Анна Петровна осталась.
Время было трудное и цветные гравюры решили воспроизводить цинкографским способом. то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда. В поиске художественного облика журнала участвовали все графики «Мира искусства», строятся профессиональные, дизайнерские принципы оформления. Особенно тесным было ее сотрудничество с журналом "Жупел. Петербург был ее любимым городом. Когда я вошла к нам, Клавдия Петровна удивленно спросила:- Что с тобой.
Сидоровым «подлинной поэмой или ораторией об одном из прекраснейших городов на земле». Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты («Портрет артиста И. В. Ершова», 1923 «Портрет Андрея Белого», 1924 «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925 и др. ). Если бы мама при всей ее доброте не была столь равнодушна к живописи, то этого бы не было. Мы сидели молча. Дочь И. М. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
В 1900-е и 1910-егг. Среди сотрудников издательства были B. Я. Однако, попав в мастерскую И. Репина она начала обретать собственную манеру. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»). Фасад рядом стоящего дома N 7 выделяется из общей застройки улицы. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. 3 листа посвящены «подвластным Неве» Мойке (у башен Литовского замка) и Фонтанке («рождение» реки в сумраке арки Прачешного моста и её изгиб при подходе к Чернышёву мосту — в том месте, «где по её берегам столько уютных старинных домов и где Петербург моментами напоминает Венецию»). Основное внимание КПХИ уделял изданию книг и альбомов по изобразительному искусству.
Интересно, что пожелание Бенуа было частично реализовано. Напоминанием об этом является выразительный двойной портрет ученых, в котором переданы их характеры. Просила, умоляла. Во мне все пело. В 1898-99 гг.
Однако И. Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Остальное — печатная графика современников и последователей художницы, тех, кто обратился к искусству гравюры, вдохновляясь открытиями Остроумовой-Лебедевой в области ксилографии. Первый художественный иллюстрированный журнал. Добужинского (1923), поэма А. С. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков – картин скульптора М. О.
Валёр (франц. С гордо закинутой назад головой. Художница создавала как многочисленные станковые циклы (Петербург, 1908-1910 Павловск, 1922-1923 «Ленинград», 1930 и др. ), так и значительно реже – иллюстрации (к книгам В. Я. Курбатова Петербург, 1912 и Н. П. Анциферова Душа Петербурга, 1920 переиздана в том же оформлении в 1990). В то время в Париже жили Александр Бенуа с семьей и Константин Сомов. революции 1917 О. -Л.
продолжала работать над пейзажами Петрограда–Ленинграда. пространства и ритмов 20в. В 1955 году, по завещанию художницы, музею были переданы все произведения из ее собрания. Особое место в планах издательства отводилось русской классике («1812 год в баснях Крылова» с иллюстрациями и в оформлении Г. И.
«Всеобщее внимание в классах обращал на себя Сомов. Бенуа (1923), альбом «Юсуповская галерея. Издательство Общины св. Многое бесследно в них исчезло или было неясно и смазанно.
Ксилографии эти удивительно легки, в них много воздуха. Подчас они напоминают небрежный, словно сделанный на ходу рисунок. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Пушкина, Н. В.
гравюры. Пушкина с иллюстрациями М. А. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Я пила, он молча смотрел на меня, а мне так хотелось броситься ему на грудь.
Иван Сытин родился в 1851 в селеГнездниково Костромской губернии. Муравьева (1927), «Древний Псков» А. И. Максимилиан Волошин читал свою поэму о протопопе Аввакуме.
«Почему моя книга была дешевле. На VII выставке "Союза русских художников" появились акварельные листы Остроумовой-Лебедевой "Горный институт", "Ночной пейзаж", "Биржа" и др., а также серия крымских пейзажей. 9) Взялась копировать в Эрмитаже «Портрет Филиппа IV» Веласкеса (Теперь считают – школы Веласкеса. ). Впала в отчаяние и есть отчего. С 1896 по 1930 год издательство выпустило более 150 книг, альбомов, брошюр, проспектов и листовок. Кустодиева (1921), А. П.
Александр Бенуа. Добужинский, С. В. Лет пять назад — в дни торжествующей промышленности, волны ее лишь робко крались между барками и набережными, отражения ежесекундно всколыхивались мчавшимися во все стороны пароходами, воздух был затуманен и отравлен дымами и даже самая вода потеряла свою прозрачность и подернулась маслянистыми иризациями. «Был он красивый, высокий, стройный юноша. Он возведен в 1913-1914 гг.
воссоздаёт торжественно-строгий образ сев. Применительно к колориту в живописи термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящихся в закономерной взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. К сотрудникам издательства, переименованного в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ), присоединились искусствовед С. Р. Эрнста (1924), путеводители «Новгород Великий» М. В. В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936).
ф-те Высшего ин-та фотографии и фототехники (1918–21), в ИЖСА (1934–1935 проф. ). Ее типически «мирискуснические» историко-ретроспективные виды города на Неве в буквальном смысле «запечатлели» его строгую красоту в идеально-адекватных натуре, гармонически-строгих образах, до сих пор чрезвычайно популярных. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты (Портрет артиста И. В. Ершова, 1923 Портрет Андрея Белого, 1924 Портрет художницы Е. С. Кругликовой, 1925 и др. ).
уч-ще технич. Остроумова-Лебедева первой в России стала заниматься цветной гравюрой на дереве и мастерство её поражало современников: «Она —восхитительный мастер: тонкий, поэтичный и искренний до конца. От произвола и невзгод трудного времени ее защищал авторитет мужа, академика. оставалось издателю». Впервые она применила эту технику в 1903 году при работе над архитектурным листом «Вилла папы Юлия III» для журнала «Мир искусства». Тот же Бенуа в мемуарах объясняет: «Остроумова не имеет того громкого имени, как иные из ее товарищей, но, разумеется, ее художественное значение не уступает значению этих товарищей и то, что ее искусство теряет из-за своей скромности, то оно же наверстывает своим благородством, своей строгостью, всем тем, что можно обнять словом «стиль». В том же году она вырезала четырехкрасочный экслибрис «Наша библиотека» для Всесоюзного института экспериментальной медицины академика Ивана Петровича Павлова (18491511936).
Пароходик перевозил на ту сторону. букварь Вахтерова. Изображали очень красиво, красочно, находчиво и остроумно.
АХ СССР (1949), нар. В годы блокады О. -Л. Сомова, а уже после Октябрьской революции — А. Н. По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок – как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым).
30 скидывал торговцу, 2, 5 коп. У нас очень много бывало студенческой молодежи». В её чёрно-белых гравюрах с использованием резких контурных линий ощущение сурового романтич.
Яремич известный картограф, знаток полиграфии А. А. тема творчества О. -Л. – виды С. -Петербурга и его пригородов: в 1901 создала серию пейзажных гравюр для ж. «Мир искусства» по заказу С. П. Одна из улиц Петербурга носит его имя. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна, рос.
Как быть. Репина, К. А. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. О. -Л.
Однако коньком Остроумовой-Лебедевой были пейзажи. Всвоих работах О. -Л. ОстроумоваЛебедева осталась довольной книгой. Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А. Ф. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
В этот день народ обезвредил пулеметы, стащил с церкви городового. Она юна еще абсолютно и гениальна. И. Д. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др. Это была ее единственная работа над книгой как над цельным организмом.
11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартиздательств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка. Она прошла курс обучения в столичной Академии художеств (1892—1900), где занималась у В. В. Оставила три тома Автобиографических записок, опубликованных в 1935–1951 (переизданы в 1974). В трех изданиях басен И. А. Крылова (1910, 1911) он искусно применил декоративные приемы русского ампира, породив немало подражателей. Петербургу особенно посчастливилось на литографии.
Они печатались небольшими тиражами (от 300 до 1000 экземпляров, в числе которых обязательно выпускались именные и нумерованные). Эта книга была выпущена в 1916м в Петербурге издательством Вольфа. Лебедева, 1932 все– в ГРМ). Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину.
Ввиду этого я получал за 2, 5 – 3, 5 коп. Пронесся чудовищный ураган, многое он развеял и погубил, самое существование города поставил под знак вопроса (моментами даже кажется, что суждено осуществиться пророческому проклятию его исконных врагов — «быть Петербургу пусту»): за то в эти самые страшные дни испытания — то, что казалось утраченным двухсотлетним городом навсегда — его «естественная молодость», вернулось Петербургскому пейзажу. А до этого, в 1913 году издательство Кнебеля известное своими искусствоведческими изданиями и прекрасными детскими книжками, предложило А. П. ОстроумовойЛебедевой работу по оформлению серии монографий Игоря Эммануиловича Грабаря (1871 – 1960) «Старые городамузеи России». Крюков канал.
Ныне я вижу, что они слагаются в новеллу о любви девушки, во всех отношениях исключительной и даже в том, что она выбрала не просто акварель, а гравюру, трудный жанр даже чисто технически и молодого человека, гениально одаренного химика, который был ее двоюродным братом. 1) «В это время (лет 15, учась в гимназии) я решила, что твердые знаки лишние и стала писать без них, чем вызывала протесты со стороны преподавателей, но, несмотря на репрессии, упрямо писала по-своему». в области гравирования (белый штрих). Каждый год в бывшем Дворянском собрании (нынешняя филармония) студенты Академии устраивали общественный бал. Толстого. Храмы Ростова были заключены в непривычную для художницы круглую рамку.
Тягу к своему будущему сокровенному делу – книжной графике – он ощутил еще гимназистом, когда вдруг увлекся древнерусским «уставным» письмом и сам для себя переписал несколько больших текстов. Она вышла в серии книг о русских графиках, задуманной Соломоном Абрамовичем Абрамовым издававшим журнал «Творчество». Спускались сумерки.
много путешествовала исполняя пейзажи Италии, Нидерландов, Испании, Бельгии. Ретроперспективность – их отличительная черта. Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями А. Н. Нерадовский и директор музея «Старый Петербург» П. П. Когдато в далеком 1903 году ОстроумоваЛебедева сделала в этой технике десять открыток изданных общиной св. Евгении, а в 1942 году появилась серия «Открытые письма фронту», состоявшая из девяти литографированных открыток. Создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие из которых были посвящены Венеции. Кроме того, через Бенуа Община установила связи с художниками объединения «Мир искусства».
В 1946 году она выгравировала собственный экслибрис, который назвала мрачно – «Моя эпитафия». Французская школа» с историко-художественным комментарием С. Р. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Её техника — смелая, упрощённая и безошибочно меткая. Томясь без любимого дела, Нарбут исполнял графические произведения для себя и для своих друзей (так, он великолепно оформил собственный семейный архив). Ее цветные и черно-белые гравюры – как станковые, объединенные в циклы (Петербург, 1908-10 Павловск, 1922-23 и др. ), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова Петербург (1912) и Н. П. Анциферова Душа Петербурга (1920) – до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств.
Именно Сомов и Кустодиев оценили дарование юного Дмитрия Шостаковича.