Картина Франсиско Гойи Сбор винограда или осень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Франциско Гойи «Сбор винограда» была написана в 1786 году.
В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями.
С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Между тем увидела свет первая серия офортов мастера – «Капричос» («Капризы»), – подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Он писал пейзажи и натюрморты. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах».
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Тем было освещено великое множество.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Возможно, многое в этой нарисованной женщине многим не понравится, но ей самой она нравится, она одобряет эту женщину. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
У его трапез нет начала и конца, они — вечны. Здесь свет не рассеивает кошмары. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Кошмары стали реальностью. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам». В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». К «черным картинам» мы еще вернемся. Вторая картина пользуется мировой известностью. Один из современников писал оней так: Нет в мире более прекрасной женщины.
Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. И повсюду люди.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Престарелый отец души не чает в дочурке. «Примитивно» выполненные, его картины воспринимались как неотъемлемая декоративно-прикладная часть духанов и винных погребков и мало кто видел в нем настоящего художника, правдиво и искренне воспевающего родные края и родной город. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Время на его полотнах словно замедляет свой бег, в «компаниях», «обедах», «кутежах» художника оно растягивается и останавливается. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось.
Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными исполненными маслом росписями фантастического характера. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Штрихи его иглы острые, царапающие. Сын Хавьерженится и начинает жить отдельно. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
Гойявозвращается в Сарагосу и начинает деятельность профессиональногоживописца, занимаясь церковными фресками. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
Самыйзнаменитый офорт Гойи – Сон разума порождает чудовищ. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Его хитростью завлекли во Францию. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
Центральный лист – «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Эта картина – безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». Я долго смотрела на произведение, но никакого сверхъестественного впечатления не чувствовала. Он стал больше использовать некоторые приёмы Рембрандта и изображать некую безысходность, даже смертельный ужас.
Художник былуязвлен и оскорблен, но разлука оказалась не окончательной. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров – «Махи одетой» и «Махи обнаженной». С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Всего же супруга художникародила пять (по некоторым сведениям – шесть) детей из которых выжил лишь сынХавьер.
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
И тогда Гойя предложил дописать его. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Я же хочу обратить внимание на совсем другое. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона.
Портрет понравился и был благосклонно принят. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг. ). Целые сериипосвящены аутодафе и ужасам войны.
Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В 1814 году у Леокадии родилась девочка, которуюназвали Розаритой. – удивленно воскликнула молодая актриса РитаМолинас, глядя на свой только что законченный Гойей портрет.
Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Они рвут виноград, таскают его в корзинах, мнут в давильнях, грузят и вывозят на арбах. Главное произведение Гойи в новом качестве парадный портрет Карлоса IV с семьей станет интерпретацией "Менин" мастера XVII века. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
Мы видели абсолютно красный виноградник — красный, как красное вино. Жить ей осталось недолго. Большой козел (как известно, дьявол на шабаше частоявляется своим приспешникам в виде огромного черного козла) и др.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Впрочем, каждому свое. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоватьсяею.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Так он вызвал ненависть Жозефа.
Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В 1814 году Гойя вновьудостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV.
В том жегоду она скоропостижно скончалась. Осталось последнее мгновение перед залпом. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. Альба изображена абсолютно обнаженной и насотнях рисунков, сделанных художником. Фантастический образ истолковывался по-разному. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
Вокруг картины создано много шума искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Картины с описанием будут представлены ниже. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Отец – мастер позолотчик, мать -дочь обнищавшего идальго (таких дворян в те времена было чуть ли непол-Испании). Но в картине очень много воздуха и света.
Но вообще жекостры по-прежнему пылали, хотя и не столь массово (например, в 1810 году вИспании сожгли 11 человек по обвинению в ведовстве). Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника. А окончательно инквизициябыла отменена только в 1834 году. Знаменитые фрески "Дома глухого" – апофеоз "черной живописи" Гойи.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Картины Гойя рисовал для себя.
Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. В 1812 году умирает жена Жозефа. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. В 1780 годуего избирают в Мадридскую академию художеств, с 1785 года он становится еевице-директором, а с 1795 года – директором живописного отделения. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Ей никогда не выбраться. Однако этого емууже не нужно.
Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Художник широко использует контрасты света и тени. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья).
Исследователи полагают, что все это былипоследствия застарелого сифилиса, полученного в молодости. Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, так как это общепринятое мнение». Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Их романпродолжался семь лет – до самой смерти Альбы. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Гойя Франсиско Картины и биография Франсиско де Гойя Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик.
А ведь долгое время (даже и сейчас) Н. Пиросмани рассматривали как художника-примитивиста, «наивного художника», как явление, находящееся между большим искусством и фольклором. Много было в старом Тифлисе живописцев, работавших для городских духанщиков и парикмахеров и Н. Пиросмани был одним из них. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В центре он поставил королеву с детьми.
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Гойя остается совсем один. Все они – плод видений и галлюцинаций художника. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Неужто у меня на самом делестоль сладострастное лицо. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Между тем быстро растетпопулярность Гойи в придворных кругах – в основном как портретиста. Под ее одеждой скрыт нож. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
Каждый безумствует по-своему. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. В последние четырегода жизни Гойя в силу ряда причин (в основном – опасаясь преследования в связис приходом к власти нового правительства) обрекает себя на добровольноеизгнание.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Это очень известные картины живописца. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Гойя знакомится с Леокадией Вейс, молодой женой купца. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
И как в воду глядела. В 1799 году Гойя достигает вершины своейкарьеры – его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV (придворным живописцем он был с 1786 года). Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг. ), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». Гойе удалось познакомиться с Альбой. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
В них он нанес удар академической школе. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Гойя завершил их несколько лет спустя и тотчас предстал перед судом инквизиции, т. к обнажённая натура в испанском искусстве была запрещена.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. После того как французов разбили в 1813 году португальцы испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Паломничество к св. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. И все же судьбаулыбается ему в последний раз.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Каждый лист серии полон мерзких тварей, ведьм и прочей нежити, порождённой богатой фантазией Гойи и той патриархальной культурой, к которой он когда-то принадлежал.
Паломничество к св. Последние работы сделаны под впечатлениемвторжения Наполеона в Испанию. Здесь он вновь обретает спокойствие духа.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Верхняя светло-жёлтая часть занимает основное пространство изображения, вот таким образом зрители обычно воспринимают её, как золотистое небо, раскинувшееся над коричневым зыбучим песком из которого пытается выбраться собака.
Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке. Maxa – женский род отмахо. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом.
Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. В том же 1799 году (какоесовпадите. ) Альба возвращается к Гойе. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Люди, участвующие в них, как будто выключены из реального течения времени: они не живут, не действуют, они существуют нескончаемые, неизменные, застывшие неподвижно, словно миг стал вечностью, а вечность мигом. Одной из лучших в серии пиров и кутежей является картина «Пир во время сбора винограда». У Гойи начинается депрессия.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Полотна Маха одетая иМаха обнаженная были написаны с герцогини около 1802 года. Здесь свет не рассеивает кошмары.
«Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Даже если это и шутливое преувеличение, зрителя не оставляет ощущение многолюдности: виноградник кажется населенным еще сотнями людей, которые скрываются за его листьями, снуют по нему, охваченные радостными заботами. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Но протокол допроса не сохранился. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом.
У Гойи не было любимого жанра. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Идаже представляли собой определенную политическую силу. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Бережно и тщательно он выписывал ландшафт, но так, что он не бросался в глаза, а оставалась одна Каэтана. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. «Мешал» рассмотреть своеобразный талант Н. Пиросмани и «академизм» передовых деятелей культуры, которые видели в его картинах больше нарушений общепринятых художественных законов, чем ту сердечность и простоту, которые художник так щедро разбрасывал по своим полотнам.
Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Стены своего жилища он изнутри расписываетмрачными фресками, так называемыми Черными полотнами (позже онибыли перенесены в музей Прадо) – например, Сатурн, пожирающийДетей. Действительно, эта живопись вызвалакрайнее раздражение и гнев Сант-Оффицио (святой инквизиции). Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был».
Все это показано обстоятельно и чинно. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. Женщина смотрит в противоположную сторону.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Да, действительно, был, но скорее всего ничего не вынес, не задумался ни над одним произведением, просто прогулялся по коридорам. Посредине изображен нагишом молодой крепкий мужчина бешено жестикулируя, настаивая и угрожая, он спорит с невидимым противником.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Это 14 картин. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины».
Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Кошмары стали реальностью. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Среди придворных аристократок самойжеланной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба.