Картина Франциско Гойи «Сбор винограда» была написана в 1786 году. Картина Франсиско Гойи Сбор винограда или осень: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В том жегоду она скоропостижно скончалась. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Даже дети перестают играть, чтобы полюбоватьсяею. «Примитивно» выполненные, его картины воспринимались как неотъемлемая декоративно-прикладная часть духанов и винных погребков и мало кто видел в нем настоящего художника, правдиво и искренне воспевающего родные края и родной город. Гойе удалось познакомиться с Альбой.
Среди придворных аристократок самойжеланной для Гойи была 20-летняя герцогиня Альба. Собственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица и вовсе нет, но в этом нет никаких мрачных намеков, тайн и загадок. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. И повсюду люди. Полные иносказаний, намеков, ассоциаций, они абсолютно уникальны по образному строю и мощному художественному воздействию.
Время на его полотнах словно замедляет свой бег, в «компаниях», «обедах», «кутежах» художника оно растягивается и останавливается. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Лиц солдат не видно, композиционный центр произведения — осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Гойя остается совсем один.
По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья).
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. А окончательно инквизициябыла отменена только в 1834 году. Кошмары стали реальностью. Неужто у меня на самом делестоль сладострастное лицо.
И как в воду глядела. Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Все это показано обстоятельно и чинно. Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам». Когда она появляется на улице, все смотрят только на нее.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Целые сериипосвящены аутодафе и ужасам войны. Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. Maxa – женский род отмахо. Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Однако этого емууже не нужно. Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Их романпродолжался семь лет – до самой смерти Альбы. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
Художник былуязвлен и оскорблен, но разлука оказалась не окончательной. Престарелый отец души не чает в дочурке. Вэтих картинах он прославлял страстность чувств и откровенность намерений имыслей, противопоставляя их холодному классицизму.
Впрочем, каждому свое. Глухота, конечно, сильно осложняла жизнь художника. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Вторая картина пользуется мировой известностью. Гойя знакомится с Леокадией Вейс, молодой женой купца. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката» — такими впечатлениями от увиденного делился он со своим братом и написал картину, которая так и осталась единственной проданной при жизни работой художника.
Вокруг картины создано много шума искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Один из исследователей творчества Н. Пиросмани заметил, что на этой картине изображены все стадии сбора и обработки винограда. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»).
Все они – плод видений и галлюцинаций художника.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом.
Большой козел (как известно, дьявол на шабаше частоявляется своим приспешникам в виде огромного черного козла) и др. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Мы видели абсолютно красный виноградник — красный, как красное вино.
Портрет понравился и был благосклонно принят. Фантастический образ истолковывался по-разному. В 1812 году умирает жена Жозефа.
У его трапез нет начала и конца, они — вечны. Альба изображена абсолютно обнаженной и насотнях рисунков, сделанных художником. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям.
Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Но вообще жекостры по-прежнему пылали, хотя и не столь массово (например, в 1810 году вИспании сожгли 11 человек по обвинению в ведовстве).
Последние работы сделаны под впечатлениемвторжения Наполеона в Испанию. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Всего же супруга художникародила пять (по некоторым сведениям – шесть) детей из которых выжил лишь сынХавьер. В том же 1799 году (какоесовпадите. ) Альба возвращается к Гойе.
Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Люди, участвующие в них, как будто выключены из реального течения времени: они не живут, не действуют, они существуют нескончаемые, неизменные, застывшие неподвижно, словно миг стал вечностью, а вечность мигом. Одной из лучших в серии пиров и кутежей является картина «Пир во время сбора винограда». И по сей день многое остается неясным: обстоятельства заказа двух картин их точная датировка и окончательное название, вопрос о том, кто эта женщина, столь смело в нарушение инквизиционного запрета изображенная художником обнаженной. В 1799 году Гойя достигает вершины своейкарьеры – его возводят в сан первого придворного живописца короля Карла IV (придворным живописцем он был с 1786 года).
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. В последние четырегода жизни Гойя в силу ряда причин (в основном – опасаясь преследования в связис приходом к власти нового правительства) обрекает себя на добровольноеизгнание. Здесь он вновь обретает спокойствие духа. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг. ), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». Его вклад в формирование искусства 19-20 веков огромен.
Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Действительно, эта живопись вызвалакрайнее раздражение и гнев Сант-Оффицио (святой инквизиции). В 1814 году, после изгнания французов Гойя напишет знаменитый расстрел повстанцев и Восстание на Пуэрто-дель-Соль, участники которого погибают в знаменитой композиции. И все же судьбаулыбается ему в последний раз. В 1814 году у Леокадии родилась девочка, которуюназвали Розаритой. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Полотна Маха одетая иМаха обнаженная были написаны с герцогини около 1802 года.
Ими стали герцог и герцогиня Альба. Они рвут виноград, таскают его в корзинах, мнут в давильнях, грузят и вывозят на арбах. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Я же хочу обратить внимание на совсем другое. К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. А ведь долгое время (даже и сейчас) Н. Пиросмани рассматривали как художника-примитивиста, «наивного художника», как явление, находящееся между большим искусством и фольклором. Много было в старом Тифлисе живописцев, работавших для городских духанщиков и парикмахеров и Н. Пиросмани был одним из них.
Идаже представляли собой определенную политическую силу. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, так как это общепринятое мнение». Один из современников писал оней так: Нет в мире более прекрасной женщины. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев.
Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. Сын Хавьерженится и начинает жить отдельно. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Стены своего жилища он изнутри расписываетмрачными фресками, так называемыми Черными полотнами (позже онибыли перенесены в музей Прадо) – например, Сатурн, пожирающийДетей. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Но протокол допроса не сохранился.
Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг. ). Самыйзнаменитый офорт Гойи – Сон разума порождает чудовищ. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был».
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. «Мешал» рассмотреть своеобразный талант Н. Пиросмани и «академизм» передовых деятелей культуры, которые видели в его картинах больше нарушений общепринятых художественных законов, чем ту сердечность и простоту, которые художник так щедро разбрасывал по своим полотнам.
Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Но и махи кажутся находящимися в заговоре со своими стражами — слишком заговорщически улыбаются эти обольстительницы, словно заманивая тех, кого привлечет их красота, в темноту, что клубится за их спинами. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились.
Здесь свет не рассеивает кошмары. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Осталось последнее мгновение перед залпом. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
Между тем быстро растетпопулярность Гойи в придворных кругах – в основном как портретиста. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. В 1814 году Гойя вновьудостаивается звания придворного живописца при Фердинанде IV. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины, запечатленной дважды — одетой и обнаженной.