Но злободневный политический смысл каждого рисунка виден налицо. Один из самых известных испанских художников Франсиско Гойя писал фрески, создавал гравюры и рисунки, оставив после себя богатое художественное наследие и навсегда изменив испанскую живопись. В рисунках много недомолвок, намёков, а подписи под рисунками звучат загадочно. Критиков XIX века смущало нарушение выверенного рисунка и то чувственное начало, которое ощутимо в образах мах.
Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Художник больше не работал кистями. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. И тем более не будет, когда снимет с себя последние покровы. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Первые его эскизы пространственны и «картинны». В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Каждый безумствует по-своему. Рисунки всегда хранились в темноте и не экспонировались, вот таким образом они находятся в превосходном состоянии.
Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Ему не хватает мастерства и опыта, за которыми Гойя решает отправиться в Рим (по другой версии, буяну снова приходится бежать от правосудия).
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс.
Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. У Гойи не было любимого жанра. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Сердито смотрел он на Мигеля.
Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. 1797) и «Маха одетая» (ок. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Картины Гойя рисовал для себя. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
1802). Портреты грандов и грандес n В портретах грандов и грандес «маскарадная» тема XVIII столетия продолжается: одна маркиза предстает в виде грандиозной пастушки, другая – в виде музы с лирой в руках старый король Карлос IV – охотником, фаворит королевы Марии-Луизы Годой – победоносным воителем (он сидит на поле боя, небрежно развалясь, как на мягкой кушетке), Ш и даже сама королева, толстая, похожая на хищную птицу, фигурирует в одежде махи. Гойя создал «Капричос», что называется, на одном дыхании, всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Пора бы, кажется, открыть рот этому дуралею и его потаскухе. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Но тут донья Мария-Луиза открыла рот. Это 14 картин.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Это его серия офортов «Капричос».
Вторая картина пользуется мировой известностью. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Как всем известно, работы были признаны настоящими.
Привидения любили являться в виде монахов или судей священного трибунала и прелатов. Гойя покупает загородный дом на реке Мансанарес, который в округе тут же прозвали «Домом глухого». Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». «фантазия», «игра воображения») состоит из 80 офортов. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная).
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В середине 1790-х годов в творчестве Гойи происходит перелом.
В основе рисунка лежит история, произошедшая в Сарагосе в середине XVIII века. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Он навсегда остался практически глухим.
Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Капричос n Графическая серия «Капричос» (исп.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Наиболее знаменитый из офортов этой серии — «Сон разума рождает чудовищ». На оккупацию Испании наполеоновскими войсками (1808-1814) Гойя откликнулся картинами «Восстание 2 мая 1808 года на площади Пуэрта дель Соль» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Узнал также «шептунов и наушников», самых гнусных из всех призраков, не зря носящих те же прозвища, что и шпионы при полиции и священном судилище.
Он уже подыскивает, что бы такое приятное и шутливое сказать Гойе, но предпочитает подождать, пока выскажет свое мнение его супруга, донья Мария-Луиза. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь.
Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. И именно тогда, балансируя на грани безумия, страдая от старческой немощи и глухоты, он сделал то, что ему не удавалось совершить всю жизнь — отбросил все старые правила и создал совершенно новый стиль в изобразительном искусстве. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
Среди этих картин был автопортрет Байеу. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. До сих пор никто не сумел узнать где они прячутся днем. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим.
Женщина смотрит в противоположную сторону. Дородный дон Карлос стоял в центре и на картине и в зале. 1814 -20.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Раз ей так хочется, пусть так и будет. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Гойя был напуган. В творческом экстазе он рисовал пальцами, рисовал не на холстах, а прямо на стенах и все чудовища, дремавшие в его голове столько лет, вырвались наружу. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт.
Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. И на полотне у него возникает не маха.
Портрет Мартина Сапатеры (1797). Самое интересное в том, что по-настоящему талант Франсиско Гойи развился только под закат его жизни, в момент совершенного отчаяния в жизни художника. 1814).
В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». Тот, кому удалось бы захватить логово домовых, поместить его в клетку и показывать в десять часов утра на Пуэрта дель Соль, не нуждался бы ни в каком наследстве. Название серии восходи к итальянскому слову «Каприччи» – искусство, открывающее новые способы восприятия мира. С любовью смотрит она на хорошенького маленького инфанта, которого королева на картине держит за руку и на славненькую маленькую инфанту, которую она обнимает. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В неправильности нежного бледно-золотистого и словно ощутимо живого обнаженного тела состоит его волнующая привлекательность. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. n Возмущенные испанцы старались отстоять свои права. Штрихи его иглы острые, царапающие. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни.
Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Картина в целом ему нравилась, он сам себе нравился. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. Гойя).
Но эго ей не удастся. Умирают его жена и дети (в живых остается только сын Хавиер) изгнаны за пределы страны друзья. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
n В 1826 году он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Молчание длилось долго. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. 1814. Паломничество к св. Он писал пейзажи и натюрморты. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Когда она вот так лежит перед ним, уже не он — ее пелеле, а наконец-то она – его игрушка. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Он написал ее в этом дорогом ярком наряде и уже тут изобразил нагой под прозрачной тканью.
Основной художественный прием этой композиции – противопоставление. Портрет понравился и был благосклонно принят. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
У Гойи начинается депрессия. У этой женщины некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. n Сначала в Париже, а затем в Бордо (на юго-западе страны) художник вел тихую, незаметную жизнь. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Он писал ее портреты много раз, два самых знаменитых из них — «Маха обнаженная» (ок. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. n Он делает красноречивой даже белую, нетронутую часть листа – это высокое мастерство.
Отъезд во Францию n В 1823 – 1824 Гойе пришлось скрываться у своих друзей, опасаясь гнева инквизиции и короля Фердинанда VII, заявившего, что художник заслуживает казни. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. В 1793 году Гойю разбил паралич. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Его хитростью завлекли во Францию. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». На нем изображено, как Лампиньосу делают смертельную инъекцию.
Пережив личную трагедию, художник становится неравнодушным к трагедии других людей. Небольшие композиции «Суд инквизиции», «Дом умалишенных», «Процессия флагеллантов» (последователей средневековой фанатической религиозной секты, считающей самобичевание средством спасения души) отражают и собственные душевные муки художника и его растущую способность к сопереживанию, состраданию другим людям. Самой значительной страницей в творческой биографии Гойи 1790-х годов является знаменитая серия «Капричос» (в переводе с испанского — «фантазия игра воображения»), состоящая из 83 офортов (вид гравюры). Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Художник широко использует контрасты света и тени. А вокруг стоят ее дети. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.
n Гойя был пылок и честолюбив, успехи в высших кругах его манили. Никогда прежде личная драма художника не становилась содержанием его искусства. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. 1810 – 1820.
Эскизы для шпалер n n n 1775 – Гойя получает большой заказ на картоны для шпалер. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. «Как скала, — думает он. — Yo el Rey de las Espanas у de Francia», — думает он. — «Очень внушительный портрет». Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции.
Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Все рисунки происходят из знаменитых личных альбомов художника. Никто не рождается гением. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Падавший слева свет вполне годился для одетой махи.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
«Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. В 1877 году они появились на аукционе «105 рисунков Гойи» в Париже. И тогда Гойя предложил дописать его.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Как ни старайся, она никогда не будет махой. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
В центре он поставил королеву с детьми. n В сущности, он никогда не льстит, хотя и наряжает свои модели так, как им хочется. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Засилье при дворе художников-иностранцев имело печальные последствия: общий стиль испанской живописи, неспособной противостоять натиску подражательства, потерял национальный колорит.
По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Последняя особенно сильна по эмоциональному воздействию.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. На Christies рисунок Гойи «Комендант Лампиньос, зашитый в лошадиное брюхо» ушел за 769, 2 тысячи фунтов. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. "Уже пора"На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки.
Паломничество к св. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Но протокол допроса не сохранился. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Это очень известные картины живописца. Родственники герцогини категорически отрицали, что именно 13 герцогиня Альба была натурщицей.
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Уединившись на вилле, Гойя работал.
Никто себя не знает». К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Ф. Гойя.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. За 16 лет он выполнил 43 эскиза. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Истина Гойя заставляет задуматься над тем, что ад все-таки существует, только каждому из нас необходимо решить для себя, это всеобщий ад или только ад в голове художника. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована.
n В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрителю пережить войну вместе с художником как чудовищную катастрофу. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В них он нанес удар академической школе. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником.
Вторая работа—«Комендант Лампиньос, зашитый в лошадиное брюхо»—происходит из Альбома F, который называется «Образы Испании». огромен. Они жизнерадостны.
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. 97 х 190 см. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
А он-то рассчитывал, что портрет поможет ему стать первым королевским живописцем. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
Не случайно некоторые портреты потрясают откровенностью характеристики. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. С широко распростертыми руками встречает он смерть, бросая вызов и ей и своим палачам. n В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру.
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Такой он был и в жизни – мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. К «черным картинам» мы еще вернемся. В нем поднималось злорадство.
Но в картине очень много воздуха и света. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
n В 1780 – 90 -х годах обычаи махо и мах стали мощными при дворе. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В «Капричос» впервые в европейском искусстве было сказано о беззащитности человека в его отношении к судьбе. Солдаты безлики, мундиры скрывают их индивидуальные черты. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир».
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Хорошо, что это племя показывается только ночью и в темноте. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. И все же затея была рискованная такого рода дела в конце концов непременно выходят наружу. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.
Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Войне за независимость посвящены 82 листа графической серии «Десастрес делла герра» (в переводе с испанского — «бедствия, ужасы войны»). Дезастрес (Бедствия войны) n Новая серия офортов Гойи была начата в 1810 году и закончена только в 1820 году. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Сам Гойя назвал серию «Сюитой офортов на причудливые сюжеты», проведя аналогии с музыкальной формой.
Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Неужели же и на этот раз не выгорит.
Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Ей никогда не выбраться. Так он вызвал ненависть Жозефа.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Шпалеры — это безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Во Франции того времени кипела революция. Современники если и не всегда понимали художника, то не могли не отметить новизну, не похожесть творения Гойи на все, что случалось им видеть прежде. Клокочущее веселье и искаженная радость разнузданной толпы являются гротескной аллегорией на существующий общественный порядок.
Сейчас последует кровавая развязка: грянет залп. Холст, масло. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Холст, масло. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Жизнь провела Гойя от успешных королевских дворов к самым низам, что отразилось на психическом и психологическом состоянии художника. Гойя уже начал беспокоиться.
Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Диспарантес (Безумства) n В «доме глухого», около 1820 года он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, – серию притч, снов. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему.
Здесь художник живет очень замкнуто, здесь создается состоящая из 22 листов серия «Диспаратес» (нелепость, безумства). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Другой рисунок из этой серии хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
Гойя писал с остервенением. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Она состоит из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой).
И главное, рассказав о своей несчастной любви и о своей несчастливой Родине, Гойя поднялся на более высокий уровень восприятия мира. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. 1797).
Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Никогда художник не был так пессимистичен, никогда так остро не ощущал себя беспомощной игрушкой темных сил мироздания, как Гойя в «Капричос».
Фантастический образ истолковывался по-разному. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Быть больше махой, чем Серафина. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Он писал в той комнате, для которой картины были предназначены. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
Но никто не застрахован от ударов судьбы, не миновали они и Гойю. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Осталось последнее мгновение перед залпом.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30марта 1746г в небольшой арагонской деревушке Фуэндетодос близ Сарагосы.
У него не осталось ни капли страха перед привидениями. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Рисунки для них выполнялись лучшими художниками на специальных картонах. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Официальный портрет n Гойя не поступается своей проницательностью физиономиста и в портретах царедворцев. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Первый настоящий успех приходит к Гойе после возвращения в Мадрид (перед этим он около трех лет расписывает церкви и дворцы Сарагосы, совершенствуя мастерство). Когда мастеру было 46, он внезапно заболел.
Высокая должность принесла благосостояние: Гойя стал наиболее востребованным и модным художником-портретистом не только в среде испанских аристократов, но и для интеллигенции, политиков и военных деятелей. Ведущей темой, лейтмотивом сюиты он избрал историю своей счастливой и трагической любви к герцогине Каэтане Альба. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания».
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Жить ей осталось недолго.
Но его картина была отвергнута. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
После одной, закончившейся убийством трех человек, Гойя был вынужден бежать в Мадрид. Теперь, преодолевая страх. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину.
Тем было освещено великое множество. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В музыке впервые это сделал Л. Бетховен, в изобразительном искусстве – Гойя. Второе, что поражает в «Капричос» – отчаянная смелость художника. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Это и голод и грабеж и разбой победителей. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Любили они также подражать церковным обрядам причастию, миропомазанию, соборованию. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Холст, масло.
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. n В «Бедствиях войны» переплетаются множество тем. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Под ее одеждой скрыт нож.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Досадно только, что ее Мануэль не попал вместе с ними на полотно. Картины с описанием будут представлены ниже.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». 268 347 см.