Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Вероятно, колосс, грозно сжавший кулак и повернувшийся спиной к долине, где в диком смятении разбегаются люди и животные, падают всадники и повозки, олицетворяет беспощадные силы войны, несущие всеобщее разорение, панику и гибель. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. В 1749 году его семья купила дом в Сарагосе и через несколько лет переехала в него.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Под ними видны французские войска и повозки. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни.
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
Искусствоведы теряются в догадках, называя «Асмодею» труднообъяснимым произведением. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. 1797). Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Художник широко использует контрасты света и тени. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»). Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
У Гойи начинается депрессия. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Это 14 картин. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи. Холст, масло. Портрет Мартина Сапатеры (1797).
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула.
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию». Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Картины с описанием будут представлены ниже. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Умирает Гойя в Бородо, в 1828году, в добровольном изгнании. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Каждый безумствует по-своему. Под ее одеждой скрыт нож. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Никто себя не знает».
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Справа от двери на длинном застенке Гойя нанес загадочные фрески «Асмодея» и «Прогулка инквизиции». В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с юношеским максимализмом, вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля – стиля Франсиско Гойя. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В 1795 он становится директором её отделения живописи.
Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Гойя познакомился со многими влиятельными людьми, которые заказывали у него портреты.
Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Паломничество к св. Но его картина была отвергнута. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
«Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Так он вызвал ненависть Жозефа. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).
На нем зритель видит парящих в небе мужчину и женщину, застывших с маской страха на лицах. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др. Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр.
Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски Капричос. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В 1775 году, Гойе пришлось жениться на сестре Байе, Хосефе, которую он соблазнил.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Возможно, что именно так ощущал себя художник в тот непростой для него период: одиноким, погибающим в пучине нахлынувших на него бед и несчастий, но не теряющим надежды на чудесное спасение. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Но протокол допроса не сохранился. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Маха одетая, 1798 – 1805 И. С.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. К концу своей жизни влияние Гойи принимает общеевропейский характер. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна. В центре он поставил королеву с детьми.
1814). Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
Гойя был напуган. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Холст, масло. Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
«Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. После этого его манера письма удивительным образом меняется. Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Гойя). Портрет понравился и был благосклонно принят. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Гойя родился в Фуэндетодосе, близ Сарагосы, где и провел свое детство. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Холст, масло.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза).
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. В 1792 году Гойя серьёзно заболел.
Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Вторая картина пользуется мировой известностью. С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792).
Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Его хитростью завлекли во Францию. К «черным картинам» мы еще вернемся. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Его отец, Бенито Хосе де Гойя-и-Франке, работал позолотчиком. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
У Гойи не было любимого жанра. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма.
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Ей никогда не выбраться. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Это вовсе не случайность, ведь Карл был инфантильным слабовольным человеком и находился под каблуком у хитрой и расчётливой жены, которая вскоре стала фактически главой страны.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Тем было освещено великое множество. В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую – зонтика. После того как французов разбили в 1813 году португальцы испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ.
Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Осталось последнее мгновение перед залпом. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Но в картине очень много воздуха и света.
Это очень известные картины живописца. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Уединившись на вилле, Гойя работал. В них он нанес удар академической школе. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. И тогда Гойя предложил дописать его. А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.
Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. «Прогулка инквизиции» считается незавершенной фреской в силу нарушенной композиции, смещенной вправо. Штрихи его иглы острые, царапающие. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
97 х 190 см. Портреты Гойи не равноценны, так как они всегда несут отпечаток личного отношения художника к модели. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Он писал пейзажи и натюрморты. Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Ф. Гойя. огромен. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Так, Гойя уехал доживать век в Бордо, а «Маха» спустя полвека стала достоянием общественности в музее.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Паломничество к св.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). В возрасте 14 лет Гойя поступил в учение к художнику Хосе Лузану. 268 347 см.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой шеренги французских солдат.
Жить ей осталось недолго. В 1780 году написал портрет короля и стал членом Королевской Академии Художеств. Женщина смотрит в противоположную сторону. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Картины Гойя рисовал для себя. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи.
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины, запечатленной дважды — одетой и обнаженной. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
По протекции Байе Гойя получил заказ на панно для Королевской шпалерной мануфактуры (1176 г. - 1780г. ), которое служило образцом для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Вскоре после свадьбы у них родился сын, который прожил недолго и вскоре умер. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Бах – Сарабанда из Сюиты 2 си минор Одни считали, что талант и гениальность художника были столь велики, что не могли существовать в рамках возможного и помогли художнику достичь подобных высот. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».