С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В 1786 Гойя был назначен вице-директором Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо. Это была рака для хранения мощей.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. На тот момент художнику было 27 лет. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо.
Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Майстернсть цього творння (вершини раннього Гой) кристально чисто, атмосфера ще безхмарна, так само як юн роки талановитого спанця. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.
на тему «Поклонение имени Бога». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Його помтили серед учасникв бйки, яка вдбувалася пд час релгйно процес.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Але той старий свт себе знищив так реч втратили свою актуальнсть.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Девы Марии. 1802). Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В августе он закончил «Последнее Причастие св.
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Для банка св. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Стиль цих «Чорних картин» став прототипом експресонзму. Он также украсил фресками ее загородный дворец.
Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Он пишет «Проповедь св. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.
Там, протягом пяти рокв, вн створив 42 зразки (картони), багато з яких були використан, щоб декорувати гол камян стни в El Escorial та Palacio Real de El Pardo— новозбудованих резиденцях спанських монархв. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. К празднику св.
В 1786 году Гойя назначается королевским художником, в это же время он пишет портрет своего шурина, что может свидетельствовать о примирении с ним после такого назначения13. В 1783 и 1784 годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, – человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы.
За эту работу Гойя получил 16 000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Свадьба состоялась в Мадриде. Його картина була вдкинута, вн вдправився в талю. Обидв хвороби загострили силу виразу його живопису. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Художник появился на светв 1746 году в северо-восточной части Испании. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Для банка св. Перш картини Франсиско Гойя в цьому жанр були парадними («Карл III на полюванн»), з плином часу вони придбали легксть вдчутну роню стосовно моделям («Маркза Ганна Понтехос», «Смя герцога Осуна»). В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Delacroix), Мане (фр. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Diego Velazquez). Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. В 1780 году художник был принят при дворе, написал портрет короля, картину в академическом стиле Распятие и стал членом Королевской Академии. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе ок.
Петра по карнизу обйшов гробницю Цецил Метелли. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию.
В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Гойя також головним персонажем у пс Клва Баркера «Colossus». Гойя написав тльки один портрет. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Он был младшим из трех сыновей в семье. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Революця у Франц та експанся до вропи (в тому числ до спан) через солдатв Наполеона сповдувала ще бльший занепад добрих звичав. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Caprichos).
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
У вигнанн вн пише портрети свох друзв-емгрантв, освою нову тод технку лтограф робить серю, присвячену бою бикв: бордоською бики, 1826 картину Молочниця з Бордо (1827 – 1828). Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
Пзнше цей проект розрсся в цлий графчний цикл пд назвою «Тавромахя» («таврос»— бик), виданий у 1816 роц. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
В результат зявилась грка серя гравюр, яка була опублкована у 1799 пд назвою «Капрчос» (сп. Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Учение продлилось около трех лет. Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 переехал в Мадрид, где в период между 1776 и 1791 написал 45 картонов.
на тему «Поклонение имени Бога». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа.
В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Эти работы принесли Гойе известность. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Дякуючи талантов, смливост та х сил, вн створив нове обличчя живопису.
Байеу був тод офцйним придворним художником короля Карла IV королеви Мар Лузи. Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. Начались годы странствий.
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 годах 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.
Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Никто себя не знает». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Вн часто малював себе самого на передньому план. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи.
В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Всього Хосефа народила пять (за рзними даними бльше) дтей, з яких вижив лише один хлопчик на мя Хавр – Франсско Хавр Педро – який став художником. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим. Наприклад, «Портрет королвсько см» (1800) зображу Карла IV з його близькими, манрн зарозумл особи яких художник навть не намагався прикрасити. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Вот что писал об этом один из его друзей: «Гойе засело в голову, что у него много дел в Мадриде. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Он пишет «Проповедь св. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск.
в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В июле 1773 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
Свадьба состоялась в Мадриде. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
Escuelas Pias), де вн oдружився з Ден Ворсноп (анг. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Согласно статье русского искусствоведа Сомова А. И., в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. К празднику св. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. Его отец— Хосе Гойя— был баск.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Giovanni Tiepolo), а ще бльше завдяки його захвату вд робт Дго Веласкеса (сп. Девы Марии. Завдяки приятелю Голону, Гойя вдкрива для себе технку лтограф, нещодавно вдкриту нмцем Зенефельдером, ззнаться: «Мен вже всмдесят рокв, а я все ще вчусь» Пд кнець життя Гойя зробив клька швидких ескзв на лтографчному камен, це були сцени бою бикв. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. За всю историю своего творчества, художник создалединственный портрет жены.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Гойя малював спанську королвську родину, зокрема Карлоса IV спанського та Ферднанда VII. У 1774 роц Гойя одружився з сестрою Байу Хосефою (сп. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта.
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Франсиско принял их у себя в конце марта, а 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Фоссе де лИнтенданс в Бордо. Сучасн лкар мають пдозру, що свинець у його фарбах отруював його й призвв до глухоти псля 1792 року.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск.
Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
Ця еволюця вдобража те, як похмуршав його настрй. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. запрашивает 25 000 за ту же работу. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
У не народилася дочка вд Гой, яку назвали Росарта. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Но настал день и Гойя затосковал.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Свою жену Франсиско называет «Пепой».
В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Гойя ходив до школи Ескуелас Пас (сп. В том же году он пишет 4 картины для Коллегии де Калатравы в Саламанке, уничтоженные во время Наполеоновских войн.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В 1766 Гойя потрапля в Мадрид. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
1814, Мадрид, Прадо). С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Руководство церкви быстро одобрило все его эскизы и предложило начать работу. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года— директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. и Гаспара Ховельяноса. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Жан Карло Менотт написав бографчну оперу про нього «Goya» (1986) на замовлення Пласдо Домнго (сп.
Munch), символств, мпресонств, фовств, сюрреалств, але в першу чергу Пабло Пкассо (сп. В 1773 году Франсиско был вынужден взять девушку в жены, когда она уже как пять месяцев ждала ребенка. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Псля важко хвороби на лихоманку у 1792 став глухим вдлюдкуватим та заглибленим в себе.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела., чей портрет он создал. Гойя написал только один ее портрет. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. Manet), Мунка (фр. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828).
Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. работает по украшению церкви св. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году.
Енрке Гранадос написав у 1916 роц сюту для фортепано, а пзнше оперу пд назвою «Goyescas», на яку його надихнув живопис художника. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик ХVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Однако разводиться с ней не стал и они пробыли в браке до самой ее смерти. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Франциска Великого в Мадриде.
Эти работы принесли Гойе известность. Його батько був вдомим майстром по золоченню. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Вскоре у них родился мальчик, но он умер в младенчестве. Plcido Domingo), який зграв головну роль, вистава транслювалася по телебаченню. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность.
В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В августе он закончил «Последнее причастие св.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
Час показав, що Франсско Гойя був найвидатншим спанським художником з часв так звано спансько золото доби (XVI—XVII ст. ). Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Pablo Picasso). В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
Ему предложилизанятьсяросписью капеллы в церкви дель-Пилар. В 1775 Гой довелося одружитися з нею, коли вона була на пятому мсяц вагтност. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен.
Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. «Корида» (1825, Прадо) одним з чотирьох полотен, написаних у Франц, що являють собою люстрац до опублковано у 1777 роц книги про вдважних тореадорв.
Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
Франциска Великого в Мадриде. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Окрм гравюр, виникають також картини.
Jos Lujn). Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Через клька рокв, замшаний в бйц, вн змушений ткати з Сарагоси. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Гойя довв, що не було суперечност мж класичним стилем та барочною традицю. Серя «Тавромахя» менш вдома та популярна, нж, наприклад, «Капрчос», що зрозумло: там нема няких мук душ та мстичних переживань. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Ця функця— боротьба митцв за суспльну справедливсть.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Нхто себе не зна». в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. 1797) и Маха одетая (ок.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
Гойя написал только один её портрет. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Протягом 5 рокв, як пшли на одужання, вн багато читав про Французьку революцю та флософю. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
У 1760 у вц 14 рокв вн вступив на навчання до художника Хосе Лухана (сп. Темн видння, зображен у цих гравюрах, частково пояснюються самим автором у його пдпис: «Сон розуму породжу чудовиська», вони демонструють гострий, сатиричний розум художника особливо це помтно в таких гравюрах, як «Полювання на зуби». В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Виявляться в Рим, де знайомиться з живописом талйських майстрв.
Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Гойя написал только один её портрет. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Франсско сварився з свом майстром, результати його спитв виявилися незадовльними.
Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Картини Франсско Гойя – це гучна сатира на суспльство з його вадами слабкостями. Гойя надихнув художникв свого та наступного столття: Делакруа (фр.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. по заказу герцога Осуна: «Прощание св.
К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.
Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Гойя остается совсем один. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе»., чей портрет он создал. До цього часу вплив Гой на художню культуру почина набувати загальновропейського значення. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Его отец был прославленным мастером по работе с позолотой.
Гойя, виходячи з обймв «майже смерт», перемагав не тльки громадськ забобони художн канони, але в першу чергу страх. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Твр «Парасолька» – приклад ранньо творчост художника – приверта погляд грою фарб, кожним мазком, гнучкою грацю жнки, соковитими смливими переливами кольорово палтри, казковим освтленням якоюсь майже музично злагодженстю композиц. Франсиско Гойя створив вражаючу серю офортв «Капрчос» (1793-1797), що складаться з 83 творв, максимально передають дух свободи реальност, який вн описав коротко точно: «Свт – це маскарад, в якому вс обманюють, хочуть здаватися не тим, хто вони насправд. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму.
С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Антония, благословляющего больного. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Два года престарелый мастер прожил во Франции. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Это стало началом известности и процветания Гойи. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Цей шлюб та членство Франсско Байу (з 1765 року) у Королвськй академ художнх мистецтв допомогли йому отримати замовлення вд Королвсько гобеленово майстерн. огромен. работает по украшению церкви св. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Anton Raphael Mengs), художника, популярного при спанському королвському двор. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги.
Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Josefa) (вн називав «Пепа»). В 1773 году он женился на Хосефе Байеу.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета.