Это и голод и грабеж и разбой победителей. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Но протокол допроса не сохранился.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
n В сущности, он никогда не льстит, хотя и наряжает свои модели так, как им хочется. На протяжении шести лет художнику удалось добиться творческого и общественного признания. Но художник быстро усваивает требования производства – перевод картона в полосу коврового тканья. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис.
Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. огромен. Здесь, как нигде больше, проявилась страсть художника к многообразию явлений, форм и красок, жадность к жизни, острота ее переживания. n Он делает красноречивой даже белую, нетронутую часть листа – это высокое мастерство.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В 1792 году художника постигло несчастье, которое отразилось на его творчестве. Факты умалчивают, но множество деталей намекают на страсть, которая вспыхнула между художником и герцогиней. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились.
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Нейтральный фон, тонкие переходы серых и зеленых оттенков наполняют картину воздухом, выделяя фигуру Сапатеры. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Среди этих работ особо выделяются – «Зонтик», «Игра в пелоту», «Игра в жмурки». Гойя начал учиться живописи 14 лет. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. К «черным картинам» мы еще вернемся.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Паломничество к св. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. У Гойи не было любимого жанра. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. Диапазон мастерства Франсиско Гойи огромен – как по тематике (он рисовал портреты, жанровые и батальные сцены), так и по использованным техническим приемам.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». На картине передана энергия толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего. При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании правительство решило эвакуировать фонды Прадо. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Декоративную живопись Гойя обогатил новшествами композиции, укрупнением фигур, красочностью колористических находок, а главное — непосредственным ощущением национальной жизни, воспринятой им не взором постороннего наблюдателя, а как бы изнутри эта среда была ему знакома с молодости. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Он писал пейзажи и натюрморты. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел.
Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Основной художественный прием этой композиции – противопоставление.
n В «Бедствиях войны» переплетаются множество тем. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет».
Уединившись на вилле, Гойя работал. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Так он вызвал ненависть Жозефа. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Диспарантес (Безумства) n В «доме глухого», около 1820 года он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, – серию притч, снов. «фантазия», «игра воображения») состоит из 80 офортов. Гойя написал только один её портрет. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона.
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Холст, масло. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
Франсиско Байеу был шурином Гойи. Это 14 картин. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо, Мадрид). Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792).
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Эскизы для шпалер n n n 1775 – Гойя получает большой заказ на картоны для шпалер. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Но его картина была отвергнута.
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
Другие утверждали, что тяжёлая болезнь и полное расстройство психики поспособствовали ему сотворить величайшие шедевры. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Ими стали герцог и герцогиня Альба. В 1789 году король Карл IV назначил его на должность главного придворного живописца.
Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Капричос n Графическая серия «Капричос» (исп. От этого удара судьбы он не смог полностью оправиться до конца жизни. Усталое, слегка раздраженное выражение лица и небрежно застегнутый сюртук характеризуют личность модели. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. В центре он поставил королеву с детьми. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Не случайно некоторые портреты потрясают откровенностью характеристики. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Художник широко использует контрасты света и тени. 1797). В чертах своего лица художник отобразил следы драматических событий прожитой жизни.
Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. n В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. Стены двух больших комнат художник расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Сейчас последует кровавая развязка: грянет залп. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
Первые его эскизы пространственны и «картинны». У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Девы Марии. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Холст, масло. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Никто себя не знает».
Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). и Гаспара Ховельяноса.
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Жить ей осталось недолго. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.
Женщина смотрит в противоположную сторону. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Картины Гойя рисовал для себя.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В 1798 году художником были созданы великолепные фрески храма Сан-Антонио де ла Флорида, а затем – знаменитая серия офортов «Капричос». Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Его отец— Хосе Гойя. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Портрет Мартина Сапатеры (1797).
Портрет понравился и был благосклонно принят. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. работает по украшению церкви св. Солдаты безлики, мундиры скрывают их индивидуальные черты.
Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Свадьба состоялась в Мадриде. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Но в картине очень много воздуха и света. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. 1814. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Он пишет «Проповедь св. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). После нескольких неудачных попыток продолжить образование в Академии Изящных Искусств в Мадриде, примерно с 1769 по 1771 год он путешествовал по Италии. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Серия офортов «Капричос» (1797—1798) раскрыла все богатство художественного мира Гойи. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
запрашивает 25000 реалов за ту же работу. Тем было освещено великое множество. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия.
Он написал серию офортов «Ужасы войны» и картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде: битва с мамелюками» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года а Мадриде, на холме Принсипе Пио». Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В них он нанес удар академической школе. 1810 – 1820. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую – зонтика. В 1786 году он получил звание придворного живописца, что обеспечило ему значительное ежегодное жалование и позволило писать не только портреты на заказ, но и работать над собственными художественными проектами, к которым относится, например, картина «Ярмарка на лугу Сан-Исидро».
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
Паломничество к св. Дезастрес (Бедствия войны) n Новая серия офортов Гойи была начата в 1810 году и закончена только в 1820 году. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею».
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Они жизнерадостны.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанскойреволюции.
На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В это время Гойя создает картоны «Игра в жмурки» и «Сельская свадьба». Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Здесь свет не рассеивает кошмары. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Ф. Гойя. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес».
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Его хитростью завлекли во Францию. на тему «Поклонение имени Бога». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Из письма Франсиско Гойи к его другу, писателю и дипломату Бернардо де Ириарте, от 4 января 1794 года: «Чтобы занять воображение, мучимое думами о моих бедах я написал серию небольших картин, в которых смог отразить то, что обычно не находит места в работах, сделанных на заказ, где нет простора капризам и выдумке». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Кошмары стали реальностью. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. 1814).
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Как считают многие критики, после болезни творчество художника обрело свой собственный неподражаемый стиль, характерной чертой которого стало глубоко пессимистическое видение мира. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Другие утверждали, что тяжёлая болезнь и полное расстройство психики поспособствовали ему сотворить величайшие шедевры.
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы.
В 1817-1819 годах Гойя работал над своим «Автопортретом», ставшим впоследствии знаменитым. Свою жену Франсиско называет «Пепой». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». 97 х 190 см. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. n Гойя был пылок и честолюбив, успехи в высших кругах его манили. Талант молодого живописца не остается незамеченным и его приглашают расписывать церковные фрески, заказывают эскизы к шпалерам, портреты. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.
«Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. n В 1780 – 90 -х годах обычаи махо и мах стали мощными при дворе. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Под ее одеждой скрыт нож. 268 347 см. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена.
Картины с описанием будут представлены ниже. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Штрихи его иглы острые, царапающие. За 16 лет он выполнил 43 эскиза. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Осталось последнее мгновение перед залпом. n Возмущенные испанцы старались отстоять свои права. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Это очень известные картины живописца. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Во время поездки в город Кадис художник тяжело заболел и навсегда потерял слух.
Для банка св. Вторая картина пользуется мировой известностью. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен.
Другие считают, что причиной паралича и потери слуха могли явиться маниакально-депрессивный синдром и шизофрения. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
К этому периоду творчества Гойи относятся картины «Сумасшедший дом», «Похороны сардинки», «Коррида», «Процессия самобичующихся» и другие. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В 1842 году Теофиль Готье посвятил ему до сих пор не утратившую интереса статью. У Гойи начинается депрессия.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Холст, масло. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. n В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрителю пережить войну вместе с художником как чудовищную катастрофу.
n Сначала в Париже, а затем в Бордо (на юго-западе страны) художник вел тихую, незаметную жизнь. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Ей никогда не выбраться. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Каждый безумствует по-своему. В июле 1773году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. n В 1826 году он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться».
Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая.
Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
Франциска Великого в Мадриде. Весной 1771года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Гойя прибегает к аллегории лишь в тех листах, которые посвящены периоду реакции, наступившему после 1814 года, когда он вновь вынужден говорить эзоповым языком. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. 1814 -20.
Получая достаточно денег, он позволял себе дорогую одежду, соответствующую обществу заказчиков, обедал за одним столом с министрами и королевской семьей. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Портреты грандов и грандес n В портретах грандов и грандес «маскарадная» тема XVIII столетия продолжается: одна маркиза предстает в виде грандиозной пастушки, другая – в виде музы с лирой в руках старый король Карлос IV – охотником, фаворит королевы Марии-Луизы Годой – победоносным воителем (он сидит на поле боя, небрежно развалясь, как на мягкой кушетке), Ш и даже сама королева, толстая, похожая на хищную птицу, фигурирует в одежде махи. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746–1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны».
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. И тогда Гойя предложил дописать его. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
Художественный язык «Капричос» сложен, в нем прихотливо соединились гротеск и реальность, аллегория и фантастика, острая социальная сатира и тонкий анализ действительности. К празднику св.
В 1801 году Гойя завершил один из самых известных своих шедевров – картину «Семья короля Карла IV». На новой должности Гойя продолжает создавать картоны для шпалер и летом 1786 года ему поступает заказ на новую серию для королевской столовой во дворце Пардо. Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в небольшой деревне Фуэнтетодос, в Испании. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Она состоит из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой). К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы.
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании., чей портрет он создал. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной.