«диспаратес» («Причуды» или «Глупости») (1820-1823). Трагические мотивы усиливаются в последние годы жизни художника, когда язык Гойи становится предельно сложным, зашифрованным (серия офортов «Диспаратес», т. е. «Бессмыслицы», росписи так называемого «Дома Глухого»).
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником., чей портрет он создал. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи12. Ф. Гойя «Невозможно видеть это»Во время войны между империей Наполеона и Испанией Гойя занимал должность первого живописца двора и продолжал писать портреты испанских и французских вельмож.
Гойя получает известность и как портретист. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. в Мадриде.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Клиника болезни напоминает энцефалит и нередко сопровождается потерей слуха. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Пребывая в таком душевном настрое, он в самых обыденных вещах стал усматривать инфернальные связи и таинственные отношения между событиями, не имеющими ничего общего. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти21.
Художественный язык «Капричос» сложен, в нем прихотливо соединились гротеск и реальность, аллегория и фантастика, острая социальная сатира и тонкий анализ действительности. Национальная библиотека Испании (Мадрид)Название и тема офорта – испанская пословица El sueo de la razn produce monstruos (сон разума рождает чудовищ). Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес. Фактически он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям своего времени, отказавшись от библейских и античных сюжетов.
1797) и Маха одетая (ок. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
Гойя остается совсем один. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Начались годы странствий. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Но настал день и Гойя затосковал.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме Глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Но накануне его приезда художника разбил паралич, он потерял речь. Антония, благословляющего больного. работает по украшению церкви св. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Но в картине очень много воздуха и света. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. По мнению известного европейского исследователя Антона Ноймара, причиной такого наполнения «фантастическими изображениями ужасов являлось, несомненно, безутешное одиночество оглохшего человека, в ушах которого бушевал шум, а сердце было полно горечи, жажды и упреков Богу и всему миру».
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения13. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один».
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Его произведения начиная с этого времени отличались новой глубиной и критическим видением. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
Гойя написал только один ее портрет. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. его единогласно избрали членом Королевской академии искусств Сан-Фернандо, а в 1785г.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. В центре он поставил королеву с детьми. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
Речь к нему вернулась ненадолго, так как он был наполовину парализован. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию.
С начала 1780-х гг. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок.
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). В 1790-х – начале 1800-х гг. Звание придворного художника принесло Гойе ежегодное содержание в 15 тысяч реалов он стал богат и известен. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
«Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. на тему «Поклонение имени Бога». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Свою жену Франсиско называет «Пепой». Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). так много нетопырей — все это вместо живых людей. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Среди этих картин был автопортрет Байеу. работает по украшению церкви св. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В августе он закончил «Последнее причастие св. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. огромен. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Война была ему небезразлична, но до поры до времени он хранил свои чувства в себе. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск.
Это стало началом известности и процветания Гойи. В 1799г. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».
Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778 «Игра в пелоту», 1779 «Молодой бык», 1780 «Раненый каменщик», 1786 «Игра в жмурки», 1791 все – в Прадо, Мадрид). В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Девы Марии. сын простого позолотчика из деревни Фуэндетодос получил должность придворного живописца короля Карла IV.
Такое состояние его здоровья продлилось еще 13 дней. В ночь с 15 на 16 апреля в 2 часа он умер. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Невероятны, чудовищны изображенные Гойей образы и ситуации, но при самых изощренных вымыслах его фантазии они раскрывают существенные особенности испанской действительности того времени. За три часа до смерти он призвал всех.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Для него этот момент так и остался неясным.
В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойя, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. Художник широко использует контрасты света и тени. Человечность и мудрость Гойя находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Для банка св. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия16: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого»., чей портрет он создал. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте. В 1790-х – начале 1800-х гг. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Гойя опубликовал свои «Капричос» — серию из 80 сатирических гравюр в офорте, критиковавших предрассудки, невежество, суеверия и пороки.
Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Гойе удалось познакомиться с герцогиней.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
В них он нанес удар академической школе. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Его вклад в формирование искусства 19-20 вв. Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж.
Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Он также украсил фресками ее загородный дворец.
Работу над серией он начал уже больным, почти оглохшим. В 1789г. Для банка св. Он пишет «Проповедь св. 1802).
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Ф Гойя «Сон разума рождает чудовищ» (1797). Каждый безумствует по-своему. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Согласно статье русского искусствоведа Сомова А. И., в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»3. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Он пишет «Проповедь св. До пяти часов следующего дня, дня его святого, он не говорил.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Впрочем, по одной из легенд, окружающих жизнь Гойи, причина, по которой он направился в Италию, была куда более романтической. В 1777г. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
«Капричос» направлены против мира зла, насилия, мракобесия, невежества, тупости аристократии, лицемерия и алчности духовенства, суеверия и фанатизма масс. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. запрашивает 25000 реалов за ту же работу.
Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Английский психиатр Ф. Райтман пришел к выводу, что во время работы над серией офортов «Капричос» художник находился в состоянии выраженной депрессии и враждебности к окружающему миру.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Гойя написал только один её портрет. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Программно-заострённым воплощением настроений Гойя явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». Девы Марии.
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Франциска Великого в Мадриде. «Бедствия войны» и «Пословицы» были впервые изданы Академией Сан-Фернандо лишь в 1863 году, спустя 35 лет после его смерти. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них — Маха обнаженная (ок. Франсиско Байеу познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил её. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Их привлекали в Гойя острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Два года престарелый мастер прожил во Франции. Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827-28, Прадо). Гойя написал только один её портрет.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Х. Фрика, Нью-Йорк). В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Критик В. Стасов, впрочем, сетовал на то, что в «Капричос» очень уж много «. аллегорий и иносказаний, зачем так много ослов, заседающих перед генеалогическими книгами и едущих верхом на несчастных мужиках, так много обезьян, проделывающих шутки над целою толпою олухов или стригущих друг другу когти, так много медведей, козлов, баранов и овец.
Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. В 1792-1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Его отец— Хосе Гойя— был баскК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан).
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Очевидно, для того чтобы слезы безутешной вдовы не были слишком горькими, Гойя отправился с ней и они несколько месяцев прожили вместе. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе – около 1802, Прадо). В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты20. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Они – настоящие ангелы Я получил от них двадцать тысяч реалов, а моя жена – платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью, наверное, около тридцати тысяч реалов.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Я теперь не хватаюсь за любую работу». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., : W у ndham Lewis D. B., The world of Gova. 1797) и Маха одетая (ок. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Свадьба состоялась в Мадриде. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле Распятие и стал членом Королевской Академии. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина.
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Когда он уснул-таки смирным и веселым, даже сам врач удивился его терпению и силам. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
Близость с испанскими просветителями (Г. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. И тогда Гойя предложил дописать его. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Маха — женщина легкого поведения, но не проститутка в общепринятом смысле. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. L., 1968: Gudiol J., Goya, L. – N. Y., 1969 Goya. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы15.
Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, около. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойя. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
огромен. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Но опубликована серия офортов «Бедствия войны» была только спустя 35 лет после его смерти, когда стало возможным критиковать и французов и испанских монархов. Гойя показал катастрофическое воздействие войны на каждого отдельного человека. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик ХVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор5.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»4. Пороки и распутство мужчин и женщин – офорт Один другого стоит. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Его слабость не дала возможности что-либо понять, он говорил невнятно. на тему «Поклонение имени Бога». За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. и Гаспара Ховельяноса. Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Самой известной работой серии является «Сон разума рождает чудовищ».
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. К теме свободных от условностей красавиц — мах — Гойя обращался не раз: «Маха и поклонники», «Танцующая маха», «Махи на балконе». Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»).
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. по заказу герцога Осуна: «Прощание св.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Около 1769 отправился в Италию. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Konigliche Gemaldegalerie Mauritshuis. Сам художник сопроводил этот офорт комментарием: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Металл, офорт, акватинта, сухая игла. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. При жизни художника его офорты не были широко известны. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Но так или иначе, недуг временно отступает и Гойя вновь погружается в работу. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля.
И вряд ли какие-то доводы убедят сегодня, что моделью для знаменитых картин «Одетая маха» и «Обнаженная маха» явилась не герцогиня Альба, а фаворитка тогдашнего премьер-министра. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Этими чувствами проникнут и живописный шедевр Гойи «Семья короля Карла IV» (1800, Прадо, Мадрид). Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. он стал ее вице-директором. и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. После смерти Карла III, его преемник, Карл IV, оставляет Гойю при должности официального королевского живописца, существенно увеличив ему жалованье. Он смотрел на свою руку в простодушном удивлении. В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Франсиско впервые серьезно заболел.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Он продолжал делать офорты для серии Бедствия войны и начал другую серию офортов изображающих историю боя быков в Испании, Тавромахия. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Отталкивающее впечатление производят их уродливые, злобные лица.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Человечность и мудрость Гойи находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815), портретах Т. Переса, П. де Молина. "Дом Глухого"), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо). В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Он думает, что он не испытывал страданий, но я не уверена в этом».
В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Антония, благословляющего больного. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24.
У автора «Путешествий Гулливера» случались припадки, сопровождающиеся временной глухотой и сильными головокружениями, во время которых он терял ориентацию. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
За годы пребывания в Мадриде художник достиг значительных успехов: 7 мая 1780г. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года.
21, 5 15 см. Он также украсил фресками ее загородный дворец. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых «Кузнецах» (1819, собр.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" ("Пословицы").
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Ко всему прочему, Франсиско Байеу, другой молодой художник из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи6. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Благодаря Гойе ее имя вышло в легенды. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. Эти работы принесли Гойе известность. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса.
Франциска Великого в Мадриде. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. К празднику св.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Серия офортов «Капричос» (1797—1798) раскрыла все богатство художественного мира Гойи. A pictorial biography, L., 1961 Harris Т., Goya. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). Гойя по этому поводу создал 6 полотен. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги10.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Гойя по этому поводу создал 6 полотен. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Здесь воплотились созвучные "Капричос" идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
Свадьба состоялась в Мадриде. 1802). Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо»., чей портрет он создал. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. 1 апреля мы вместе обедали. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа 1810-20 изд. Сейчас его офорты выставлены в Музее Прадо и во дворце де Лириа в Мадриде. 1806, Национальная галерея, Лондон).
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В 1800 он построил за пределами Мадрида виллу, которую впоследствии называли Домом глухого. О последних днях жизни Гойи известно из письма доньи Леокадии Вейс, матери его двух незаконных детей: «Внук и невестка приехали к нам 28 числа прошлого месяца. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Ответа на этот вопрос нет, но, как бы то ни было, герцогиня обессмертила себя, став персонажем картин великого художника. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании. За эту работу Гойя получил 16 000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»21.
в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I18, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Его отец— Хосе Гойя. Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. 1814, Мадрид, Прадо).