Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник, гравёр. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля. Он пишет «Проповедь св. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме и Гойя возвращается в Сарагосу. испанский художник.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В июне 1800 года Гойя купил за 234000реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа 1810-20 изд. создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795 ученый, публицист, общественный деятель Х. М. Ховельянос, 1797 жена Хосефа – все в Прадо доктор Пераль, 1796, Национальная галерея, Лондон посол Французской республики Ф. Гиймарде, 1798, Лувр поэт Л. Моратин, Академия Сан Фернандо, Мадрид).
В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе: в начале 1779 года он не без успеха представляет королю 4 свои картины. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. На этой работе Гойя изобразил себя с сияющим лицом слева от святого, это изображение он повторил и в последующем автопортрете. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойя, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых «Кузнецах» (1819, собр. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
Никто себя не знает». К празднику св. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (ок.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
В годы реакции в 1824 г. эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 гг. Знаменитый испанский бунтарь – в политике, религии и живописи – Франциско Гойя де Лусиентес был сыном сельского мастера с севера страны, работавшего с позолотой. В 1778 году Франсиско получает разрешение на гравирование картин Диего Веласкеса, перевезённых только что в Королевский дворец в Мадриде. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. L., 1968: Gudiol J., Goya, L. – N. Y., 1969 Goya. Гойя написал только один её портрет. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. 6и 19февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. 1810-1811, Музей Сан Паулу Тибурсио Переса, 1820-е, Метрополитен-музей. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «».
Франциска Великого в Мадриде. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «». В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. После этого его манера письма удивительным образом меняется. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»). По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «».
Франциска Великого в Мадриде. Среди этих работ выделяются «», «», «» или «». Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. В 1786 г. был назначен придворным живописцем, с 1799 г. – «первый художник короля».
Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа. С начала 1780-х гг.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
В эти годы Гойя постепенно переходит к тонко разработанной, не яркой, но звучной цветовой гамме. Программно-заострённым воплощением настроений Гойя явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Эти работы принесли Гойе известность.
Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. A pictorial biography, L., 1961 Harris Т., Goya., чей портрет он создал. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х).
Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Гойя написал только один ее портрет. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Его отец— Хосе Гойя. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Это знакомство позволило Гойе не только, наконец, завершить образование, участвовать в престижных конкурсах и получать заказы на росписи церквей, но и жениться на сестре учителя, тем более, что последний был очень влиятельной персоной.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Происходил из семьи ремесленника-позолотчика. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Для банка св. на тему «Поклонение имени Бога». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана». Для банка св. Страстный отклик на драматические события современности – серия офортов из 82 листов известная под названием «Бедствия войны», данным ей в 1863 г. Графическая параллель росписям Кинты – серия офортов «Диспаратес» («Пословицы», 1820-1823) с еще более сложной и мрачной символикой («Водоноска», 1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Похороны сардинки», ок.
Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу. совершил краткие поездки в Мадрид. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойя получает известность и как портретист.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. В том же году он пишет 4картины для Коллегии де Калатравы в Саламанке, уничтоженные во время Наполеоновских войн.
Пережитый им в конце 1790-х г. душевный кризис усугубляется потерей слуха в результате тяжелой болезни. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами (портреты графа де Фернана Нуньеса, 1803, собрание герцогини де Фернан Нуньес, Мадрид маркизы де Сан Адриана, 1804, Дворец провинциальной депутации, Памплона Франсиско Хавьера Гойи или «Юноша в сером», 1806, собственность наследников графини де Ноайль, Париж Сабаса Гарсиа, ок. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере.
1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. Полотно пронизано страстью личного переживания, темный пейзаж усиливает ощущение неминуемой трагедии. Гойя по этому поводу создал 6полотен. Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
В 1816 году он создал новую серию офортов «». Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Близость с испанскими просветителями (Г. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана»., (1746-1803) a prosperous merchant and Goyas closest friend – spanning some 30 years, are an important private source for Goyas "es these letters show him at his most intimate and uninhibited. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Среди известных произведений того времени— Сон разума рождает чудовищ. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, около.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте. В 1790-х – начале 1800-х гг. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Свадьба состоялась в Мадриде.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Около 1769 отправился в Италию. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога».
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. К празднику св. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Родившись в 1746 году, в тринадцатилетнем возрасте он в поисках учителя живописи переехал в Мадрид, где ему, после неудачной попытки поступления в Академию, посчастливилось стать учеником придворного художника Франциско Байеу.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778 «Игра в пелоту», 1779 «Молодой бык», 1780 «Раненый каменщик», 1786 «Игра в жмурки», 1791 все – в Прадо, Мадрид). и Гаспара Ховельяноса. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III.
В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо).
Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. работает по украшению церкви св. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «».
Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798). Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. 1805, Национальная галерея, Вашингтон актрисы Марии Росарио Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана», 1802, Академия Сан Фернандо, Мадрид актера Исидро Майкеса, 1807, Прадо Хуана Антонио Льоренте, ок. Девы Марии. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В апреле 1787 года Франсиско передал в Аламеду 7своих картин для украшения Малого дворца, резиденции герцога Осуна. А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Х. Фрика, Нью-Йорк). В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Гойя написал только один её портрет. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000реалов за ту же работу. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Гойя написал только один ее портрет. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6голосов.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Она была оккупирована французами, в Мадриде вспыхнуло восстание, приведшее к затяжной партизанской войне.
Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»). 1806, Национальная галерея, Лондон). Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе – около 1802, Прадо). Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. ) и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойя. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Он пишет «». Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». 1814, Академия Сан Фернандо, Мадрид «Прогулка» или «Молодость», 1815, Музей изящных искусств, Лилль «Кузнецы», Музей Фрик, Нью-Йорк «Молочница из Бордо», 1828, Прадо), а в «Автопортрете с расстегнутым воротом» (1815, Прадо, Академия Сан Фернандо, Мадрид) предстает полным творческой воли. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
Francisco Jos de Goya y Lucientes) (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, Испания – 16 апреля 1828, Бордо, Франция) – испанский художник, гравёр. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000реалов. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. посетил Италию на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии».
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Светлое начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи. «Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В конце 1790-х – начале 1800-х гг. Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000реалов за 2картины: «» и «». Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
Эти работы принесли Гойе известность. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Человечность и мудрость Гойя находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году. Konigliche Gemaldegalerie Mauritshuis. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Их привлекали в Гойя острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».
Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., : W у ndham Lewis D. B., The world of Gova. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. С 1773 г. жил и работал в Мадриде. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Эту декоративную живопись изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки игры городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур, красочностью колористических находок («Завтрак на берегу Мансанареса», 1776 «Зонтик», 1777 «Маха и ее поклонники», 1777 «Слепой гитарист», 1778 «Продавец посуды», 1779 «Игра в пелоту», 1779 «Раненый каменщик», 1786 «Деревенская свадьба», 1787 «Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788 «Игра в жмурки», 1791 и многие другие – все в Прадо). Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Свадьба состоялась в Мадриде.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. За эту работу Гойя получил 16000реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше».
Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «». Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827-28, Прадо). У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «».
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.