Из сооружений 14 в. следует упомянуть церковь Сен Овен в Руане. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Однако расширенное пространство восточной части храма (имеющей пять нефов вместо трех) (Переход после трансепта от трехнефного к пятинефному членению продольной части здания является особенностью большинства соборов зрелой готики. Скажем, в октябре под знаком Весов крестьяне готовят вино, выжимая в чане виноград.
Западный же фасад в течение 40—70-х гг. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Страницы украшены стрельчатыми готическими арками. Отсюда то необыкновенное сочетание ясной простоты и сложного богатства, которое, несмотря на реставрации 19 в. (Так, фигуры «галлереи королей», сильно поврежденные во время буржуазной революции 1789—1794 гг., были в 20-х гг. Однако 14 век нельзя считать только временем упадка скульптуры.
Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция.
чтв. Изящная игра светотени в волнистых легких складках как бы окутывает мягким мерцанием фигуры обеих женщин (Различно понимали роль драпировки мастера готики и классической Греции. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Особенно развилось иллюстрирование светских книг, многочисленных лирических поэм, сатирических фабльо.
Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне лапидарный в своей суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ, одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
Подобное отношение и представление о готическом искусстве изменилось лишь в XIX веке, когда средние века перестали считать «темным временем» или «темными веками», но «готическое» название за искусством средневековья сохранилось. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного.
Поэты передавали не только достоинства прекрасной «дамы сердца», но и описывали мир своих переживаний, анализируя свое внутреннее состояние. Собор сооружался очень долго: от романского периода у него сохранились хор и трансепт в духе развитой готики строилась продольная часть (до 1276 г. ), а часть западной башни (до 1362 г. ) и северная башня (до 1479 г. ) несут в себе черты поздней готики.
Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Они не просто дополняют относительно схематическое изображение человека возрастными признаками и другими чертами внешнего различия, а стараются, еще несколько наивно, передать особенности некоего, правда, очень обобщенно понятого человеческого характера. Но в большом числе создавались и предметы, специально предназначенные для этой цели. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме.
Английский собор возникал в свободном пространстве лугов и полей. Архитектура готического собора – символ бесконечности.
Наиболее чистый образец ранней английской готики — собор в Солсбери. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов.
Среди готесс пользуется популярность и стиль «вамп» – помада и лак для ногтей от ярко-красного до черного цветов, черная косметика, подводки. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Исключительно широко применена и декоративная резьба в обрамлении порталов, оконных проемов, карнизов, аркбутанов и т. д. Украшения эти то состоят из растительного и геометрического узора, то принимают характер фантастических изображений (водостоки в виде открывших пасти драконов, фантастические чудища-химеры на балюстрадах верхних ярусов), но всем им свойственно сочетание пластически объемной формы с ажурной узорчатостью силуэта. Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера.
Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора — портал Страшного суда (с 1230 по 1240 г. ) (Композиция «Страшный суд» первоначально предназначалась для главного западного фасада, а затем, в 40-х гг., была помещена на северный фасад.
Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Нервюра (от франц. И вот таким образом основным сооружением в стиле готики был собор – храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства. Нижний, портальный ярус представляет собой как бы цоколь, несущий на себе груз верхних двух ярусов. Своеобразие фасада определяется тонкими вертикальными членениями, как бы вибрирующими, подобно струнам и придающими ему «арфообразный» вид.
В мужской одежде в то время появляются два варианта костюма – свободный и длинный, а также узкий и короткий. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Типичным образцом искусства второй половины 13 в. является портал св. Интерьер Амьенского собора, несомненно, грандиозен и ясен, но несколько монотонен. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Наряду с работами такого типа для поздней готики характерны и попытки продолжить традиции монументальной скульптуры высокой готики.
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки. Второй вариант чаще предпочитает молодежь. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте. Но в отличие от современных ужасов, в готике они более «мягкие» и «приятные».
Для того чтобы монстранц был лучше виден, он устанавливался на высокой ножке, по форме близкой к ножке потира (сосуда для причастия). Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220—1230-е гг. ). Ее сквозной каменный шатер очень типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики.
На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Изображения на алтаре разделены пустотой. Основными цветами этого стиля считаются синий, желтый и красный. Родиной готики считается Франция.
В основном это тот же металл с красивыми и меланхоличными текстами, как в готик-роке. Франция к концу 12 в. стала центром европейской образованности. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. Вторым великим стилем средневековья была готика. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая. Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного.
Чаще всего он женский, как в симфоник-роке, но часто применяется эффект «красавицы и чудовища» – лирический и мелодичный женский голос вместе с грубым мужским гроулингом.
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре.
Общая их композиция сохраняла в значительной мере условный характер. К 40-м гг.
Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Первый длился примерно с 1200 по 1250 г., следующий охватывал вторую половину столетия, а третий — 14 в. Особенности первого периода, носящего переходный от романского к готическому стилю характер, определялись во многом влиянием на миниатюру знаменитых французских витражей (вертикальность композиции, прозрачность, чистота и яркость красок). Скульптуру из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями. Однако этого не случилось. На одной из них — в строгой рамке орнамента четкий, красиво написанный текст и небольшая миниатюра, заключенная в очертания инициала: тройная готическая арка изображает крышу Ноева ковчега.
Боковое давление свода, в данном случае, передается аркбутанам – наружным полуаркам, а также контрфорсам – наружным опорам, являющимся в своем роде «костылем» здания. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Это именно иллюстрация, хотя и подчиненная общей композиции книги. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Вместе с тем обретение Божественной благодати зависело от добровольного выбора между пороками и добродетелями, чьи аллегорические фигуры тaкже находились во внутреннем кpyгe розетки.
Красочная гамма богата. Процесс развития миниатюры в 14 в. завершается творчеством так называемого Мастера часослова Бусико, названного по этому капитальному произведению (возможно, что это уроженец Брюгге Жан Коэн, обосновавшийся в Париже с конца 14 в. ). Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» (К. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко.
Особенностью внутреннего пространства является изящный трифорий, расположенный между пролетами Эмпор и ярусом верхних окон. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Иосифа и Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры.
чтв. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. Сохранилась разработанная романскими зодчими двухбашенность (сами башни возведены были позже, в 1151 г. ), но фасад получил три портала с широкими дверями против каждого нефа. В ту пору это была неслыханная смелость.
Витражам в готике придавалось первостепенное значение. Затем, в 1140 г., было приступлено к сооружению хора над криптой. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа.
Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»).
Основой орнамента служили мотивы архитектурного декора. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. В этой галлерее вертикали фасада воплощены наиболее полно и свободно.
Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале — благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (le beau Dieu). Готическая музыка взяла что-то из «панковской» тематики, но при этом она была мягче и спокойнее, медленнее и монотоннее. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины и т. д.
пегvиге – жила) – выступающие ребра свода, скрепленные на пересечении замковым камнем (цветком или фигyрой святого по пояс). Стрельчатая арка изобретенная арабами, давала возможность перекрывать любой пролет, перенося нагрузку на нepвюры и через них на мощные опорные столбы – кoнтpфарсы как внутри храма, так и снаружи. чтв. Сугерий написал книгу, в которой было описано строительство, которое велось в Сен Дени в 1137-1150 гг. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Самым ранним нервюрным сводом обычно считается перекрытие абсиды аббатской церкви в Морианвале (1125 — 1130). Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века.
Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. 51, 52). В травее притвора был притенен стрельчатый свод на нервюрах. «Авиньонское пленение» пап продолжалось 70 лет (1308—1378). ). Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами.
Маркс, Конспект работы Грина «История английского народа», «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и лес стройных колонн и пинаклей наращивают и как бы заостряют вертикальную устремленность фасада, огромная роза, заполняющая охваченный широкой аркой центр второго яруса, свободно и торжественно заканчивает тему меньших роз, украшающих порталы. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
В 14 в. в Париже изготовляли в большом количестве складные иконы из слоновой кости. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. XIV века).
Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены распор его был наглядно выявлен и строго локализован и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». И само слово «средневековье» для периода, который длился с V до XV веков, также подобрали именно мыслители Возрождения.
Это было сделано, как красочно рассказывает Сугерий, чтобы избежать давки. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». Между ярусом нижних аркад и ярусом окон расположена галлерея трифория, ставшая самостоятельным этажом.
Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец. Постановка фигур становится более устойчивой. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке.
Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь, с обилием аркад и ниш. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина 13 в. ). На заказной мебели непременно вырезали герб владельца.
Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос. В Реймсском соборе долго короновались французские короли.
Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. вкл., рис.
Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260—1270-х гг. ).
Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. 12 в. относится и опыт применения свода на нервюрах при строительстве хора собора в Сане. Арка и свод. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. достигает вершин развития совершенный вид профессионального многоголосия – дискант. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре).
Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Иногда в готических романах происходит убийство.
Со временем ключевую роль в декоре храмов взяли на себя иные виды декоративного искусства, в результате чего живопись оттеснилась на другой план. Распятие уже не икона, а целый рассказ о Страстях Христовых, наполненный эмоциями и некоторой индивидуальностью. Изображения ликов реалистичны, что явилось в эту эпоху признаком зарождения нового направления, называемого натурализмом. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. К лучшим произведениям такого типа относится псалтырь Людовика Святого (1270), принадлежащая парижской Национальной библиотеке. Заложенный в 1282 г., он был закончен лишь через столетие. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы.
Позже этой решетке придавали изогнутую форму, включая ее в общий декоративный ритм целого. Боневе — художник большого дарования, как миниатюрист он известен серией пророков и апостолов псалтыри герцога Беррийского (Париж, Национальная библиотека). Большим разнообразием форм отличались шкафы различного назначения. Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей.
На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы.
В тесных средневековых городах, замкнутых в кольце своих стен, сложился тип многоэтажного жилого дома, сжатого с боков другими домами и выходящего главным фасадом непосредственно на узкую улицу. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его.
На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны. В 13 —14 вв. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки.
Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Это редкий для Франции пример готического храма, выстроенного из кирпича. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.
Так устой превращался в пучок колонн. Так как на каждый столб-устой приходилось несколько нервюр, то, следуя романскому принципу, под пяту каждой нервюры ставилась особая капитель или консоль или колонка, примыкающая непосредственно к устою. В 15-16 вв. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет. И все же скульптура готики и именно французской школы, отличается своей материальностью это действительно объемные изображения, т. е. статуи в полном смысле слова.
Общий подъем экономики феодальной Франции в 12 и 13 вв. Отсутствующая «галлерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв.
Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи. Изображая свои сцены в помещениях или на фоне реальных пейзажей с далекими горизонтами, он пользовался (хотя и очень приблизительно) правилами перспективы. В 12-14 вв. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни.
Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. Из-за многообразия музыки, сложно составить точное описание исполнителя готической музыки. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети 13 в. широко распространенным явлением и подготовляли переход к поздней готике (конец 13 и 14 в. ).
Исключение составляют более поздние стены хора. Гибкое владение материалом способствовало увеличению эстетической ценности вещи. Все предметы мебели были украшены резьбой иногда очень щедро и разнообразно. Позы естественные, одухотворенные.
В готической рукописи изменился вид страницы. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил.
Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». Особенно богатой была светская архитектура средневекового Парижа. жилища феодалов и богатых горожан имели уже довольно обильную меблировку.
пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа « Ивейн или Рыцарь льва». Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств.
Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Это — подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах св. Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св.
В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, отделявшая хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка.
В устройстве хора церкви Сен Дени выражено новое понимание пространства, стремление к его объединению. При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение. При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично.
Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В оформлении фасадов, особенно порталов, большую роль играет скульптура (статуи и рельефы в тимпанах над дверьми порталов). Грандиозные головные уборы.
Применение дополнительной раскраски цветных стекол позволило перейти от чисто мозаичного принципа к более живописным решениям, а попутно и к увеличению размеров отдельных стекол, благодаря чему свинцовая вязь обрамления меньше бросалась в глаза, а весь витраж приобретал легкость и сияющую прозрачность. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. В силу этого отнесение того или другого собора к определенному периоду готического стиля основывается в первую очередь на типе главного фасада и на общем решении плана.
Усилилась повествовательность. Эта возникшая в 50—70-х гг. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи (Лишь в период поздней готики изображение реальной среды и обстановки, окружающей человека, начало приобретать важное значение (готическая миниатюра 14 в. ), предвещая переход к новой эпохе в развитии искусства. ). Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов.
В 13 и даже в 14 в. функции ратуши и цеховых центров часто выполняли соборы. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Победа в тяжелой войне, обнаружившей эгоизм и политическую близорукость крупных феодалов, была одержана благодаря национальному подъему народных масс Франции. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. принято называть романикой или искусством романского периода.
Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Фасад был разделен четырьмя контрфорсами на три поля. Чем выше ярус, тем пропорции арок и окон становятся более стройными и вытянутыми вверх. Так Готика подготовила Ренессанс. Центр второго яруса заполнен большим круглым окном, так называемой розой. На порталах святые ведут неслышную беседу.
Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне. И какая-то страшная тайна, которую держат в секрете все слуги. В композиции, посвященной традиционной для средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец 13 в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу.
Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Темой рельефов служат в основном евангельские истории и «Страсти господни».
3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей. По семь статуй поддерживают арки входа. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. 1411-1416). Развивается жанр портрета.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Для большей прочности части наборной композиции дополнительно скрепляли железными прутьями, жесткими перегородками, которые разрезали композицию на части. Готические кровати представляли собой внушительное сооружение с высоким деревянным навесом, к которому подвешивался полог.
Всё это – готика. Ступенчатые контрфорсы (за исключением контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. И обход и капеллы имели нервюрное перекрытие.
Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Зритель то выделяет из сложного ансамбля детали, сопоставляя и сталкивая их друг с другом, то покоряется грандиозной силе архитектурного целого.
Громадное внутреннее пространство центрального нефа (высота под сводами -35 м) решительно господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Во времена Возрождения понятие «готическое» означало «варварское» противоположное «римскому». А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: « Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость». Готика (от греч.
Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Заметный вклад в готическое искусство живописи внесли картины художников, написанных при дворах Праги и Вены, мастеров Северной Германии, а также в изящных творениях Стефана Лохнера. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства.
Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы.
Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек или травей. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя св. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Однако представления о богатстве человеческой души и личных переживаниях человека причудливо переплетались со сложной иерархией высших, «небесных» и низших, «земных», сил, с фантастической верой в мир чудес и в святых христианской религии.
Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры. Большой колокол и более мелкие колокола имеют каждый своё имя. Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 г. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Именно эта сложная смесь идей и элементов дает понять, что перед нами произведение, выполненное в данном стиле. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. В готический период это искусство достигло наивысшего расцвета. Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали.
В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. В поздней Готике эта тенденция усиливается. Но это не была холодная, безжизненная декоративность.
Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия.
Слово «готика» происходит от итал. Высокого совершенства достигла оборонительная архитектура. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского.
Казалось, он ушел навсегда, но готика вернулась и захлестнула мир с новой силой в конце XX века. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. 344. ).
Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Они украшались переходящими в столбы стрельчатыми арками.
Не случайно строители применили вимперги (каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны): их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. В лучших вещах 13 в. оно проявлялось с необычайной силой. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. Готика в архитектуре читалась даже в элементах интерьера: высокие залы строились длинными и узкими.
Англия. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика». Их объединяет и общее настроение — чуть взволнованная задумчивость. Собор, созданный по проекту Робера де Люзарша в течение 13 в. (за исключением башен, законченных в 14 и 15 вв. ), в плане близок к Шартрскому собору. Франция изнурялась в продолжавшейся до середины 15 в. Столетней войне с Англией. У пурпуэна также могли быть и длинные, свисающие до пола, декоративные рукава.
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. Нижний ярус завершается фризообразной «галлереей королей» («Галлереей королей» называется ряд довольно многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые уже очень рано стали отождествляться с французскими королями. ), ритм которой, в уменьшенном масштабе, повторяет балюстрада второго яруса. Но в рамках этого строя горожане старались добиться наибольших свобод и привилегий. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. В пятинефном соборе в Бурже (середина 13 в. ) со сложной системой аркбутанов отсутствует трансепт, а фасад сообразно пяти нефам разделен на пять частей с пятью порталами. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху.
В центре её Богоматерь. В плане все здания приобрели прямоугольную форму.
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Фирмена. В воззрениях номиналистов содержались отдельные положения материалистического характера. Усиление средневекового государства под властью короля было особенно необходимо господствовавшим классам для подавления многочисленных восстаний народных масс, например так называемой Жакерии — крестьянской антифеодальной войны во Франции (14 в. ). В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве.
Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. В Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти.
н. э. ), которых римляне называли «готами». Возрастали и темпы строительства. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Все улицы расходились от паперти. Фасады трансептов, как уже упоминалось, являются творением развитой готики (1250—1270). Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции.
В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году, продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер. По воскресеньям в нём проходили мессы. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище.
Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. Готический стиль пришел на смену Романскому в XI веке в Европе. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Архитектура готических храмов значительно отличается от сооружений романской эпохи.
В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225 —1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа. История французской готической миниатюры довольно отчетливо делится на три периода. Памятниками этого стиля является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), Лондонское Вестминстерское аббатство, Миланский собор в Италии и т. д. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником, переходным от готики зрелой к поздней. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой».
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12. Он расположен на территории Новгородского детинца. И снова готический стиль был оттеснен на задний план.
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства.
XIV века). 3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Данная группа вещей является продолжением искусства романских резных двухстворчатых окон.
Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Правда, решение в данном случае достигается несколько наивными средствами. И все же реймсскому мастеру удалось добиться взаимосвязи двух фигур, во-первых, общим ритмом драпировок. Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами или гуртами) основой сводчатой конструкции. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти.
Они создавали как бы скелет свода. Художественные особенности этих произведений определялись общностью орнаментальных форм, принятых в архитектуре и в произведениях художественного ремесла. Одним из первых номиналистов был и Абеляр — яркий представитель ранней городской культуры (1079—1142), у которого, по меткому замечанию Ф. Энгельса, «главное — не сама теория, а сопротивление авторитету церкви». Сдержанные движения бородатого мужчины и закутанной в плащ женщины передают с почти музыкальной выразительностью их горестное волнение.
gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Фасады трансептов органично сочетаются с ажурно легкими аркбутанами, которые обрамляют как бы парящий над окрестными домами главный корабль собора с его 12-метровыми стрельчатыми окнами (В 19 в. окружавшие собор старинные домики были снесены и вокруг собора посажены деревья. ). Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Полихромная роспись стен и скульптур, цветные стекла витражей в интерьерах кафедральных соборов дополнялись пестрыми шпалерами, развешанными в аркадах нефов, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и яркой одеждой заполнявших собор горожан. Но самое главное — то, что в готик-роке преобладает мрачная тематика: поднимаются тяжелые вопросы имидж группы можно описать как «мрачный» и «грустный».
Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру.
Со второй половины 14 в. реалистические тенденции во французской миниатюре усилились.
Поднимаясь еще дальше, взгляд зрителя задерживается на карнизе, но вслед за тем переключается на величавый взлет огромных стройных стрельчатых окон башен, основания которых скрыты аркадой галлерей. Выше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами (Первоначальные витражи 13 в. утрачены. ). Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. В разделенном на три горизонтальные зоны тимпане изображены последние эпизоды жития святого, а также Христос с ангелами, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика. Это громадное пятинефное сооружение, почти без выступающих крыльев трансепта (который, таким образом имеет лишь подчиненное значение), с двойным обходом хора (соответственно двум боковым нефам продольной части), со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах.
Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. Изначально, он имел негативным смысловой подтекст, обозначающий низкий культурный и художественный уровень. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).
Часто кровавое, но из-за нравов того общества оно не слишком красочно описывалось. В готических статуях XIV- XV вв. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.
Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Это сооружение изящно, полно воздуха и света и вместе с тем, несмотря на малые размеры, монументально.
Строительство продолжали Жан ле Лу (1236—1252), затем Гоше из Реймса и, наконец, в последнее десятилетие 13 и в начале 14 в. — Робер из Куси, в основном завершивший его. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором.
Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Строитель этой капеллы (возможно, Пьер де Монтеро) создал прекрасный интерьер, вызвавший многочисленные подражания как во Франции, так и в Англии. Искусство Византии стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным и его значение отступало перед достижениями Запада.
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). УPOК 27 ГОТИКА. Самым ранним произведением с новой конструкцией свода считают церковь аббатства Сен Дени под Парижем. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс».
Особенностью Руанского собора (как, впрочем и многих других церквей Нормандии) является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (интересный пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции). В соответствии с местными традициями продольная часть собора, состоящая из трех нефов одинаковой высоты имеет зальный характер. Одним из самых величественных сооружений ранней французской готики является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Западный фасад был выполнен в 14—15 вв. Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Стенами были обнесены и тогдашние города.
Окончательно слагалась и совершенствовалась архитектура феодального замка с системой следовавших друг за другом укрепленных внутренних дворов с башнями, надвратными сооружениями, подъемными мостами, перекинутыми через водяной ров и грандиозной цитаделью — донжоном (замок Ле бо Мюрель и др. ). Помимо этого в готических романах часто присутствует что-то сверхъестественное (например, приведения, живущие в больших родовых поместьях) и мистическое.
Такие элементы придают готическим сооружениям динамичности, величия. Собор определял силуэт города и был виден издалека. В плане Ланский собор связан с романской традицией: это трехнефное продольное помещение, пересеченное трехнефным же трансептом с широко раздвинутыми рукавами. Резиденция папы была перенесена из Рима в Авиньон. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов.
В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. Жакемар де Эсден создал исключительный по тонкости художественного воплощения Большой часослов (Париж, Национальная библиотека). Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны.
Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. готику сменил Ренессанс. Возникло схоластическое учение Фомы Аквината (13 в. ), возведенного церковью в ранг святого всемерно возрождалось богословие, фальсифицировались в соответствии с требованиями католицизма взгляды Аристотеля, пользовавшегося в средние века огромным авторитетом. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов.
АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. XIV века). Строился с 1163 по 1345 гг.
Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. В то время впервые появился умывальник. Самые типичные работы второй половины 14 в. связаны с мастерской миниатюриста Жана Пюселя, к произведениям которого принадлежат датированная 1327 г. Библия Роберта Биллинга и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г. ) (обе рукописи в парижской Национальной библиотеке). Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». К работам англофранцузского типа относится хранящийся в Британском музее морализующий трактат «Соммлеруа» (начало 14 в. ). Стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.
Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Широко были распространены стенные шкафы с резными деревянными дверцами и маленькие подвесные шкафчики. Строительство таких сооружений требовало особого подхода, по сравнению с деревянными. Вот таким образом продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью.
Среди них было много выходцев с северо-востока Франции и из Фландрии. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». Так, образ св. Внутри моделей ажурных башен обычно помещались статуэтки святых и реликвии.
Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Привет, глэм, от которого пошла театрализация выступлений). Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще и потому, что Поль Пуаре отважился их укоротить.
Слева изображено побиение Стефана камнями справа — его погребение. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. За Этими двумя людьми виден третий. На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки. Особое внимание они уделяют глазам.
Вот таким образом в готике уже нет того обилия резко различных местных школ, какое характерно для романского стиля.
Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше.
Этого удалось достичь благодаря новой конструкции сводов. и до конца 13 в. Самые I значительные из них — соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже – разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.
Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Весь ансамбль проникнут суровой силой и своеобразным величием.
Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Так, миниатюрный городок Сен Мишель, расположенный на скалистом островке у берегов Нормандии, стал своеобразным «готическим» заповедником. Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий.
Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Грандиозное, по существу, однозальное пространство перекрыто нервюрными сводами. Вместе с воздвигнутым несколько позже, в 14 в., венком капелл, окружающих хор, они охватили собой все здание. Статуя Христа — прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции.
Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Она перекрыта нервюрными сводами на массивных арках. Памятники зрелой готики создавались с 20-х гг.
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Западный фасад собора в Руане — типичный пример «пламенеющей» готики 15 в. Он словно распадается на изящные, но мало связанные друг с другом фрагменты. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Весьма показательно, что в середине 13 в. Этьен Буало уже собрал в «Книге ремесел» около 100 цеховых уставов Парижа (всего тогда было около 300 цехов). Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Архитектор Виллар дОннекур (13 в. ) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане».
Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв.
Высокие стрельчатые окна правого крыла фасада перекликаются с неглубокими, но высокими слепыми нишами-архивольтами, охватывающими всю стену левой части здания. Кое-где сдержанно и скупо поблескивает золото. При этом исполнителям не обязательно выступать в готических нарядах (хотя у некоторых это приветствуется.
Отсюда и относительная простота сюжетных решений. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна.
Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк.
цв. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. Символический смысл этого жеста достаточно ясен. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины.
Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни». Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела.
Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225—1236). Слово происходит от итал. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Раннее средневековье VI-XII вв. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Их разбудили два ангела с трубами. И самый готический стиль из всей готической музыки – готик-метал или готический металл. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Основными центрами общественной жизни в городе были собор и ратуша.
Но намного интереснее в готическом роке вокал. Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер».
Кстати, на основе готики появилось так называемое «темное фэнтези». Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом. В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения.
Поговорка того времени гласила: «Городской воздух делает свободным. » Города включали в себя резиденции духовенства и церкви, дворцы аристократов и университеты, города были полны ремесленников, паломников и студентов. Особенно ценились небольшие зеркала с крышечками из резной кости, на которых обычно изображались галантные сцены из «Тристана и Изольды» или «Парсифаля». В V – VII вв.
Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Стрельчатые арки дверных проемов имели ребристую структуру, а сами двери делались из дуба. Помещенная над вторым ярусом «галлерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец 13 в. ), но почти не дает себя чувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. и рост городов способствовали расцвету светского строительства.
Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма.
Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала.
Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Реймсский собор поражает своей грандиозностью. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
В живописи появляется портрет. Вначале перестроили фасад и западную часть здания, на фасаде устроили три портала с широкими дверями для того, чтобы людям было удобнее заходить в здание, в 1151 г. были возведены башни. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль.
Примерами мoгyт служить витражи собора Нoтp-Дaм в Пари же (ХIII в. ). Относительно много витражей сохранилось в Шартрском соборе. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. В духе поздней готики выполнена великолепная ратуша в Сен Кантене (1351 —1509) с большой лоджией в нижнем этаже и сравнительно небольшими окнами выходящего но площадь фасада, завершенного тройным стрельчатым фронтоном.
Так же поражало внезапное расширение пространства при вступлении в трансепт. Витражи ceвepнoгo окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Широко распространены были реликварии-монстранцы.
Именно в 12-13 вв. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. В 14 в. новых больших соборов почти не воздвигали, велись в основном работы по окончанию соборов 13 в. (башни Амьенского и Реймсского соборов, «венок капелл» собора Парижской Богоматери и др. ). Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль.
В этом и заключалась совершенная революция. Основной особенностью готической литературы является её мрачность и ужас. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы.
Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Внутренние стены центрального нефа также разделены на три зоны. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. В одежде готов можно встретить в качестве аксессуаров и ошейники и браслеты с шипами. Мария, собственно говоря, не глядит на собеседницу чуть склонив в ее сторону свое чистое, нежное лицо, она скорее прислушивается к словам Елизаветы.
Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. В южной Франции наиболее своеобразен собор в Альби. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья. Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую обильно поступает свет (также романский мотив. ).
Интерьеры значительно более дробны, чем французские. Старые романские храмы были для этого слишком тесны.
Так иногда они устанавливали дополнительные нервюры идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — так называемые лиерны (ЕО, GO, FO, НО). Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.
В Пуату еще в 11 в. был разработан тип зальных церквей романского стиля. Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Среди зодчих поздней французской готики существовала поговорка, ярко характеризующая своеобразие лучших творений этой эпохи, а попутно и эклектизм самих мастеров: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». Шедевр этого стиля — псалтырь королевы Бланки Кастильской (Париж, Библиотека Арсенала) — украшен изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны.
Можно даже сказать, что готический стиль не оформляет пространство, а превращает все вокруг себя – отдельные формы, земную твердь и даже небо – в образно-значительное целое. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. К середине 13 в. оформилась собственно готическая — по принципу украшения — миниатюра. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец).
Эти складки, как и движение самой фигуры, конструктивно не мотивированы, оттого кажутся иногда странно игривыми, манерными, несоответствующими серьезности ситуации. Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид. Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Но и художники-ремесленники, в свою очередь, обращались к опыту архитектуры. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение.
Образ женщины — олицетворение горького сочувствия страданиям своего ближнего. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Такое четырехчастное построение необычайно ясно и логично. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. В моду входят объемные прически.
В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики – «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Много акустических струнных инструментов вроде виолончели, гитары или скрипки. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра — диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки). Ведущее значение во всей композиции принадлежит главному западному фасаду. Иногда, правда, встречается и чисто мужской вокал. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал.
В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов.