Большие «розы» размещаются не только на западном, но также на северном и южном фасадах трансептов. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет. Архитектор, проектировавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что чрезвычайно искусно замаскировал передние контрфорсы: с первого взгляда трудно даже заметить, что они начинаются от порталов и поднимаются к башням между окнами.
Подлинной жемчужиной французской Готики является Королевская Святая капелла – Сен-Шапель (Sainte-Chapelle) – в Париже. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. Чрезвычайно тщательно архитектор разразработал и фундаменты собора, экономно использовав остатки ещё романского храма и глыбы древнеримских сооружений. А потом – при возведении Ланского собора. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году.
По плану Марко ди Кампионе— собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Только в Галерее королей представлено более пятисот фигур. Готические влияния имели место при создании трёх известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи— это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре).
Был завершен в 1880 году. Например, на этом камне запечатлено убийство Томаса Беккета. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Если бы он был равен по высоте собору в Солсбери, это затмило бы башни. Француз Виолле ле Дюк реализовал немало масштабных проектов реконструкции полуразрушенных памятников Средневековья, «додумав» недостающие элементы и приукрасив многие из них.
Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь. Создание огромного (153м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран. Другими ранними творениями немецкой готики являются церковь св. Слово происходит от итал. Но и на закате, этот стиль критиковался.
Облик церкви можно увидеть на печати, которой пользовались в это время. Однако на этом история готического стиля не закончилась. Собор выглядит прочно и аскетично, внутри – большое зальное пространство (20 м в ширину и 30 м в высоту).
Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение. Другой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Быть может, члены капитула богатого и влиятельного собора сочли старый хор слишком тесным и невзрачным.
Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Апсида окружена цепью тонких монолитных колонн – как в Санлисе и в Сен-Дени.
Его прославил на весь мир своим произведением «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго еще в первой половине позапрошлого века. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры. Главный фасад НотрДамдеПари имеет три портала.
Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в БарселонеКафедральный собор святой Марии в Сеговии Кафедральный собор Авилыкатолический собор в Толедо и многие другие. Несколько позже — в Германии. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью.
Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Надцентральным входом— изображение Страшного суда. Грандиозный кафедральный собор вготическом стиле вплоть доXIX века был высочайшим религиозным сооружением мира.
В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа. Венец капелл – несколько капелл, окружающих полукруглый выступ – апсиду. Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции.
Абсолютное решение этой задачи мы находим в храме Св. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Возведение двух ажурных шатров над башнями западного фасада осуществлено по проекту архитектора Ф. фон Шмидта в 1842-1880 гг. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. Величественный готический собор Нотр-Дам де Пари представлять не нужно. Уже в первой трети XVI в. в искусстве Италии наблюдался возврат к готическим формам.
Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Мачты кораблей с разноцветными вымпелами сплошь покрывали листовым золотом. Подробное описание такого фасада приводит В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери»: «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала над ними – зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно – роза с двумя другими окнами, расположенными по бокам.
Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. и триумфальное знамя. По ребрам пинаклей, карнизов, аркбутанов цепочками тянутся «краббы», растительные формы типа бутонов или каких-то странных наростов издали действительно напоминающие копошащиеся живые существа. Вернулся в Кёльн, где получил заказ на создание невиданного городского собора, где должны были хранить реликвии трёх волхвов («трёх царей»).
Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. – символизирует спасение и вечную жизнь. Резная деревянная мебель также уподобляется модели храма.
Он представляет собой редкий пример готического храма зального типа. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Сюда любили захаживать Пабло Пикассо со своим другом Антонио Гауди, Русиньоль, Исаак Альбенис, Рамон Касас и Гонсалес.
Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет. 3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия. Высота каждой башни более 44 метров.
Интересной особенностью готического искусства, отражающей полярность его устремлений (к иллюзорным формам и абстрактным идеям), является одновременное существование двух типов орнамента: натуралистического (растительного) и абстрактного (геометрического). Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе. Грандиозный Миланский собор в столице Ломбардии демонстрирует именно такую композицию. Пространство от средокрестия до главного алтаря называется хором, оно огораживается и предназначается для священнослужителей.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы. Они и должны были, по убеждению большинства специалистов, оставаться прямоугольными. Стена и сдавливала её, создавая противодействующую силу по горизонтали.
чудесный результат соединения всех сил целой эпохи. Магдалины в Будапеште. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. слова nef от лат.
Оно славится не только своей историей, но и своими всемирно известными посетителями. Полуденное солнце давало тень на север (N), в этом направлении откладывалась половина ширины фасада (другая половина откладывалась в противоположном направлении), после чего на заданной ширине на земле выстраивался равнобедренный треугольник.
Такая точка зрения существовала длительное время. Этипорталыто выступают вперед, в виде крылец (поршей), то образуют паперти, вдающиеся внутрь. Уже в 12-13 вв. Ни в одном храме эта деталь до сих пор не выполняла столь значимых функций.
С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция. В 1814 г. писатель-романтик И. Гёррес призывал достроить Кёльнский собор, считая это «делом чести германской нации». В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. У собора происходят важнейшие события. Традиционный стиль английского «готического дома» в Англии и США называли «survival» (англ, «выживание»), стиль Неоготики – «revival» (англ, «возобновление»).
Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XVв. Амьенский и Реймский соборы подтверждают этот возврат к освященному традицией типу.
Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Монастырская церковь стала первым кафедральным собором Эксетера. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выполнены в форме скрюченных фигур и каждый из этих второстепенных персонажей соотносится с главным.
Типичнаяготическая архитектураи готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романскогостиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль».
Сохранился рисунок математика Строналоко (1391), показывающий триангуляцию поперечного сечения, собора по трансепту и средокрестию. Пражский собор Св. На фасаде также часто можно увидеть резную арочную галерею – так называемую Галерею королей Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками.
Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора— мозаиками, тёсаными деталями, рельефами. В капелле Св.
Вопреки мнению Э. Виолле-ле-Дюка, первого исследователя и реставратора храма, башни вполне завершены. «немецкая»). Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Э. Кон-Винер писал, что «у Ангелов высокой Готики женственная тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены повязкой и красивые локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин Аттики времен Фидия».
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной (нехудожественной) задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности – в высоты духа. Храм становится доступным. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё.
Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию.
Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. В удлиненной базилике из-за асимметрии плана аналогичную задачу решить сложнее. — строили чисто для красоты. льняных складок или салфеток.
Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. вкл., рис. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». В поздней Готике эта тенденция усиливается. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба.
Об этом говорится в Евангелии от Матфея: «тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. Как бы то ни было, даже будучи недостроенным, собор Св. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Вот таким образом закономерно, что начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де-Франс, маленьком «островке» на севере Франции с центром в г. Париже.
в Школе Лувра, утверждал, что готическая архитектура представляет собой «воспоминание о более древних деревянных постройках кельтов» и является результатом переосмысления франками архитектурной конструкции в стремлении к большей освещенности в условиях севера. Витражи ceвepнoгo окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. arcboutant – «опорных арок»). В позднюю готику были известны и раздвижные столы.
Арки аркады настолько гладкие, что кажется, будто они прорезаны прямо в стене арки галереи, напротив, богато профилированы. «Вольные каменщики» умело и последовательно уничтожали всякие следы конструктивности, тектоничности, ощущения замкнутости формы. Первая треть XVIвека. Понятно, что решение столь грандиозной задачи не под силу одному поколению.
В северных странах из-за недостатка строительного камня получает развитие своеобразный стиль «кирпичной готики» небольших, даже миниатюрных храмов. для короля Людовика IX Святого (1226-1270) и знаменита сохранившимися витражами. Архитектура 12-13 вв. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. augere – укреплять, поддерживать) и четырех стрельчатых «щековых» арок. Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики.
Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. пегvиге – жила) – выступающие ребра свода, скрепленные на пересечении замковым камнем (цветком или фигyрой святого по пояс). Стрельчатая арка изобретенная арабами, давала возможность перекрывать любой пролет, перенося нагрузку на нepвюры и через них на мощные опорные столбы – кoнтpфарсы как внутри храма, так и снаружи. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика».
На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Император Карл IV (1346-1378) повелел облицевать стены капеллы отшлифованными агатами, аметистами и другими камнями, упоминаемыми в Апокалипсисе, в описании «Нового Иерусалима». 51, 52). Эпидемия «черной смерти», наоборот, привнесла хаос и в религиозную и в социальную жизнь. Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. По ней, любой текст Писания, помимо буквального прочтения имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смысловых пластов.
От этого возникали легенды об оживающих статуях, описанные позднее в эпоху Романтизма в популярных «готических романах». Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов. Ф. Шлегель посвятил этой теме книгу «Основания готической архитектуры» («Grundzuge der gotischen Baukunst, 1804-1805).
Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. под руководством аббата Сугерия (Сюжера франц. Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле»— характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в 17 веке игнорируя европейские стили и европейский опыт.
Он врывался в южные окна, высекая из стекол каскады цветных искр. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Прогуливаясь по извилистым улочкам квартала, можно увидеть остатки Римской стены, базилику Ла-Мерсе, руины Дворца Октавиана Августа, готическую церковь XIV века Санта-Мария-дель-Пи и Королевский дворец, откуда своими поданными правили графская династия Барселоны и короли Арагоны. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности.
Большое пространство перекрыть таким способом невозможно. Вот таким образом даже церкви они хотели видеть похожими на неприступные крепости, с глухими массивными стенами и узкими окнами, напоминавшими бойницы. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи. Эти темы требуют отдельного разговора.
Возведенный изпесчаника, онмного раз достраивался иизменял свой вид. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заслуга Готики состоит в создании целостной конструктивной системы. Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг.
Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. Сохранившиеся описания таких праздников поражают причудливой фантазией и красочностью. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой. Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне.
Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии. Даже в архитектурных деталях осуществляется преодоление тектоники. Стефана в Вене северная башня не завершена, а южная вознеслась на высоту 137 м. В Брюсселе в оригинальном стиле «брабантской готики» в 1449-1454 гг.
В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции— Санта Репарата. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Он умер, когда ему исполнилось более шестидесяти (точной даты рождения не найдено).
неоготический стиль сформировался в России. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемокфильмов про Гарри Поттера. А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: « Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость».
Резные филенки из дерева с таким мотивом украшают мебель используются для обшивки стен. В книге «История и описание собора в Кёльне» («Geschichte und Beschreibung des Domes von Koln», 1821-1823) С. Буассере утверждал германское происхождение Готики. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Полегенде, нанее, преодолевая более трехсот ступеней, любил взбираться студент Гёте: таким способом онпытался бороться сострахом высоты.
появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». – на западном. стал общеевропейским.
Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками – пинаклями казавшиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом «придавливали» контрфорсы к земле. Э. Кон-Винер интересно подмечает, что готическая эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения во всех направлениях».
Что же поспособствовало появлению готики как стиля и готических соборов в целом. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Уникальный памятник «кирпичной готики» есть и на юге Франции, в г. Альби – собор Сен-Сесиль (1282-1390).
Однобашенную композицию можно видеть в соборе Фрайбурга и в церкви Св. nervure – жилка, ребро, складка).
В отличие от системы пропорционирования, существовавшей в архитектуре Древнего Египта, Греции и Рима, основанной на диагонали двусмежного квадрата, средневековые аппараторы выработали иной способ, отчасти напоминающий «египетский священный треугольник». При этом сам фасад демонстрирует присущее зодчему великолепное чувство ритма и пространственной формы: порталы резко выдаются вперед, напоминая триумфальные арки, а окна над порталами, обрамляющие великолепное окно-розу, напротив, уходят далеко в глубь стены. navis – «корабль»), – естественным образом обращалось к алтарю.
Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. contreforse — «противосила»), связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц.
Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. В других странах мебельная номенклатура была значительно беднее и формы изделий отличались некоторым однообразием. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика.
В соборе Парижской Богоматери они не имеют наверший. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом.
Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых. На порталах святые ведут неслышную беседу. работал в соборе Нотр-Дам в Париже). Западные башни сливаются с фасадом, центр образующейся симметричной композиции фиксирует большое круглое окно – «роза». Готические формы возрождались в английском «викторианском стиле» второй половины XIX в. Неоготика стала одним из стилистических течений искусства периода Модерна рубежа XIX-XX вв. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа.
символ самой бесконечности». Исключением стал Кёльнский собор, что напоминает французские модели. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория).
Нервюры сводов со временем усложняются. Он имел пять нефов, семь часовен (по числу трёх Царей и четырёх евангелистов). Французский историк искусства Л. Куражо в лекциях, прочитанных им в 1890-1896 гг. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. 1133 г. ) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии. Ещё во времена Древнего Рима здесь стоял храм богини Минервы. Высота собора —157, 25 метра.
В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Грааля.
Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. В 1389 г. в Париже во время торжественного въезда в город Изабеллы Брабантской с башни собора Нотр-Дам «с помощью искусных орудий спускался Ангел», увенчивая королеву короной. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки. Но не только цветные стекла, а и переплеты – «горбыли» и свинцовые перемычки «паечных» витражей имели принципиальное значение – своими узорами они окончательно снимали ощущение плоскости стены.
пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа « Ивейн или Рыцарь льва». Абсолютно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Основной декоративный элемент – складчатый орнамент. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Рядом, как будто из другого мира, располагается геометрический орнамент масверк (нем. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
Так Готика подготовила Ренессанс. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Каждому порталу присваивается свое название и символический смысл. Стефана в Вене (спроектированный тем же немецким архитектором, что и пражский).
В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. В соборе Св.
Окнарозы восхищают своими красками. Стены и крыши украшают изящно выполненные скульптуры мифических существ. Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к. Каждый год его посещают 14 миллионов человек. В конце средневековья появился пластический орнамент, который своими изгибами напоминает пламя.
Последний возник в Италии благодаря наличию разноцветных залежей камня и мрамора и любви итальянцев к орнаменту. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Крестовый нервюрный свод был главным архитектурным открытием готики, он применялся во взаимодействии с системой внутренних устоев (колон или столбов) и внешних опор – контрфорсов. Многие головы и фигуры работы мастеров реймской школы прямо повторяют античные: «мужчина с головой Одиссея», «улыбающийся Ангел», статуи Марии и Елисаветы (на правой стороне центрального портала собора в Реймсе).
В 1136-1140 гг. Возникнув в монастырской среде, готика стала стилем городских соборов, которые возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость. В Готике, как позднее в стиле Барокко, «преодоление тяжести тела и души» стало главной художественной заботой.
Нередко оба культа переплетались и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели для сидения времени средневековья.
Ватикан) в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». Следующий валик находится точно на одной высоте с пояском. Но сразу бросались в глаза разительные отличия. Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками.
Этот контраст производит поистине ошеломляющее впечатление. Купол в период готики так и не смогли создать из-за технической сложности задачи. И вдруг, неожиданно, разрушая ограниченные представления о готическом искусстве, в XIV-XV вв.
Витражам в готике придавалось первостепенное значение. 1520 см. вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ). Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики.
Нечего и искать подобного решения в проектах и готических сооружениях Франции, «родины» готики. Готические соборы Европыузнаваемы во всем мире. Эти реликвии французский король купил у венецианской республики и приказал нести их до Парижа пешком (и хотя и получил за это прозвище Святого, нес их все-таки не сам). Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша.
По сравнению с саксонским предшественником романский собор был гигантским. Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. 1476 г. ) его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни.
Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п. Изначально в храм был вложен довольно амбициозный замысел: Кёльн в XIII веке был самым влиятельным городом немецких земель, в связи с чем было решено, что город должен иметь собор, ни в чем не уступающий и даже превосходящий французский кафедральный собор (который тогда тоже еще только начинал строиться). Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н. Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле.
Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. Различия были и в отсутствии привычного трансепта.
Помимо многоцветных витражей, своды «нижней церкви» по синему фону расписаны золотыми лилиями Бурбонов. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика». Величественный купол таки создадут, но в эпоху Возрождения. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Такая конструкция более совершенна, она переносит тяжесть перекрытия со всей плоскости стены на угловые опоры. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана».
становились цветом, только цветом – медовой желтизною исполосовавшей тело собора». Как установили готические зодчие, он работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Композиция готического храма почти в точности повторяется в реликвариях, которые называются архитектоническими.
Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. В соборах Германии главный неф получает поперечную аркаду – леттнер. и бесконечность внутреннего формирования». maswerk – «чертежная работа») – расчерченные по линейке и циркулю круги, дуги, арки. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка.
285, А), заложенный в 1215 г., задуманы по новому плану начиная с этого времени, лишь очень немногие церкви сооружаются по плану с пятью нефами на всем протяжении (Трир, Кёльн, Милан). После утомительных, но таких интересных экскурсий гости города направляются в арт-кабаре «Четыре кошки». Из пасти искусственного дракона, поражаемого Гераклом, вылетали живые птицы. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны.
Происходило перевоплощение конструктивных элементов. Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами. Устраивались здесь и театрализованные религиозные представления. Имея соответствующую квалификацию, принимал участие в строительстве и набирался опыта.
Собор в Ульме (1377-1890) представляет собой впечатляющую композицию: две башни на восточном фасаде и одна – гигантская башня 161 м высотой. Новый собор был построен из бледного песчаника, добытого в каменоломнях Восточного Девона. Апсида (алтарная часть) окончательно закрепляется в восточной оконечности нефа (еще две могут находиться на северной и южной оконечностях трансепта – поперечного нефа). Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари иногда – над окном-розой, как в соборе Шартра.
Красные и синие колонны несут вызолоченные лиственные капители. Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. Известно также, что английский король Генрих III (1216-1272) был во Франции, осматривал соборы в Сен-Дени, Реймсе и Королевскую капеллу в Париже. Восстановление ущерба, нанесенного военными действиями, началось в 1950-х годах.
В отличие от преобладавшей на тот момент романики, архитектурного стиля, в котором даже очень большие залы были загромождены тяжёлыми несущими колоннами, готические строения (и в первую очередь, соборы) поражали и до сих пор поражают высотой сводов и свободным пространством внутри. Его проект создал архитектор Герард фон Риле, (или Мастер Герхард). Этот стиль хорошо демонстрируют интерьеры королевской капеллы Сен-Шапель. появляется нежный и пластичный мотив «готических складок». Подобно тому, как в античности коринфской капителью были уничтожены последние следы тектоничности ордера, так и готическая капитель, украшенная натуралистически трактованными листьями, стала выражать не функцию опоры, а пластику «живой» растущей формы.
В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Архитекторы сменяли друг друга один задругим, добавляя собственные идеи. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Понятное построение и «зальность» присуща и интерьеру Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунка нервюр.
Первым был закончен и освящен в 1133 году восточный предел. Треугольные вимперги над порталами маскируют горизонтальные членения фасада. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Примерами мoгyт служить витражи собора Нoтp-Дaм в Пари же (ХIII в. ).
Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. Всемирно известный Реймсский собор туристы посещают по двум основным причинам. В одном случае строителей ограничивала длина брёвен деревянного перекрытия в другом – боковой распор каменных сводов, «разваливающий» стены. Вначале (ок. Она изображает саксонский собор, построенный из камней разрушенных римских зданий.
подобно «Илиаде» и «Романсеро».
По контрасту – их увидели в античности. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Немецкий исследователь В. Фёге, сотрудник Берлинских музеев, автор труда о франкском происхождении Готики «У истоков монументального стиля средневековья» («Die Anfange des monu-mentalen Stiles in Mittelalter», 1894), был так потрясен этим событием, что попал в психиатрическую лечебницу и смог вернуться к работе только в 1930 г. В 1960 г. исследование о Готике опубликовал П. Франкл, подчеркнув символический смысл средневековой архитектуры.
В результате декор интерьера достаточно богат, но не чрезмерно пышен. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма.
Но наиболее полно он проявил свое величие в церковной архитектуре. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) заложен в 1163 г., строился более двухсот лет и достраивался до конца XIV в. Самый большой из всех соборов находится в Реймсе, его длина 150 м, высота башен 80 м. Собор возводили с 1211 г. до начала XIV в. Миланский собор строился до XIX столетия. Об этом говорят нам Крестовые походы, песни трубадуров и философия того времени.
Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко). В 1914 г. в результате немецкой бомбардировки сильно пострадал Реймский собор. Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками. augive от лат.
мощи «королей» привезены в Кёльн в 1164 г. по распоряжению императора Фридриха I Барбароссы из Милана, где они тогда находились. Контрфорсы были известны в архитектуре и ранее – в качестве утолщений наружных стен или ступенчатых «подпорных» столбов их можно видеть в византийских и романских постройках. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. Но вместе с новой конструкцией появились и сложности. В более поздних и обильно декорированных поставцах его боковые стенки опираются на тонкие витые колонки, которые в верхней части соединяются стрельчатыми арками.
opus franci-genum – «франкское творение»), сотворенный, по словам Сюжера, «многими мастерами разных народов» и вскоре действительно развившийся в истинно интернациональный стиль, распространялся «из района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в Париже». Это и есть идеал Готики – предельно живописное решение архитектурного пространства. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Технологию готической архитектуры изложил Чезаре Чезарино в комментариях 1521г. В книге «Готическая архитектура и схоластика» Э. Панофский утверждал, что «новый стиль строительства» (лат.
Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь, развернувшая программу строительства костёлов для своей паствы (состоявшей преимущественно из польской диаспоры, широко представленной в крупных городах на просторах империи). Башни немного различаются по оформлению.
Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме. В 1243- 1253 гг.
Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. Третий ярус портала занимает опять галерея, над срединой которой помещается треугольный и увенчанный остроконечной башенкой (пинаклем) фронтон. Но «немецкий план» сочетается с ломбардским фасадом, который изобилует множеством мраморных деталей и украшений. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, но имеет «британские» черты— мощные прямоугольные объёмы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад, чем в собор в Кане. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. цв.
Секретарь французского исторического комитета Эжен Дидрон-старший в продолжение 37 лет (с 1844 по 1881) публиковал «Археологические анналы» с архивными текстами именами забытых средневековых мастеров, чертежами построек той эпохи, а также легендами о возведении средневековых зданий. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной.
Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. и на карнизах. Они выполняли также роль домашнего клозета. «главным каменщиком» Вестминстерского аббатства в Лондоне был Хенри де Рейне (есть предположение, что в Лондон он приехал из Реймса, а не из Рейнса в графстве Эссекс).
тогда как самые дальние. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная.
Главная апсида окружается снаружи «венцом капелл», рядом малых апсидиол, проход к которым осуществляется через амбулаторий или деамбулаторий, являющийся продолжением смыкающихся за алтарем боковых нефов. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Вытянута лишь алтарная часть. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри.
Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Основания треугольников делили на четыре равные части, намечая оси трех порталов, причем главный неф оказывался в точности вдвое шире боковых. В 12 веке собор в Сансе (к юго-востоку от Парижа) был резиденцией архиепископа, который носил титул примас Галлии и которому подчинялся даже епископ Парижа. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс».
В повести английского писателя У. Голдинга «Шпиль» (1964) замечательно показано, как настоятелю Джослину, вопреки всякой логике и расчету, силой веры удается вознести над собором шпиль в четыреста футов высотой. В результате крестовых походов с готическими строительными принципами познакомились зодчие Родоса, Кипра и Сирии. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы.
Примерно с середины XIII – XIV вв. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Крупные строительные работы были приостановлены в связи с распространением «черной смерти», страшной эпидемией чумы, охватившей Западную Европу в середине XIV века.
Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь— шире. Каркас нервюрного свода состоял из двух диагонально пересекающихся арок и четырех боковых – «щековых». Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов.
Петра (ок. Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне. Аркада второго яруса называется трифорием.
Строители использовали некоторые элементы мечети и ее колонны, а минарет превратили в колокольню. В нижнем ярусе находятся три большие входные стрельчатые двери. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода.
Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками. Готическая динамика и пластичность отразилась в «крестоцветах», распускающихся наподобие фантастических цветов на вершинах шпилей и (в перевернутом виде) свисающих со сводов.
н. э. ), которых римляне называли «готами». С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки. Его высота отмечала половину длины главного нефа.
Особенность готического стиля – дематериализация формы. — Тюдоровская готика. Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии.
Немецких романтиков привлекала в готической архитектуре иррациональность, «биоподобность. Готический собор только вырастает из земли, но живет в небе. Кирпич не позволил использовать аркады и украшения, органичные в технике резьбы по камню. Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Средоточием духовной жизни стал городской собор.
Сегодня храм сосвоей «породистой» готической архитектурой, старинными витражами иводостокамигоргульями является местопребыванием архиепископа Пражского, королевской усыпальницей, принявшей прах многих правителей Богемии Священной Римской империи и, пожалуй, самым красивым собором Чехии. Он был такой же ширины как нынешний собор, но меньшей длины – 82 метра. Нервюры, образующие веерный свод, замкнуты камнями, украшенные росписью.
К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Более того из замкнутой тектонической архитектура храма превращается в пластическую и пространственную композицию.
Резные работы отличались тонкостью и изяществом. Софии в Константинополе (532-537). Высокая Готика есть в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест. Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях.
В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Материалом служили твёрдые породы дерева. Его северная башня 142-метровой высоты досих пор кружит головы путешественникам. Голова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир Потир – церковная чаша на высокой ножке для освящения вина и принятия причастия. Скажем, в октябре под знаком Весов крестьяне готовят вино, выжимая в чане виноград. Купол— элемент архитектуры, детально разработанный ещё архитекторами Древнего Рима.
Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов – по шесть на каждом. Храм долгое время нерешались начать достраивать: вопервых, чтобы не«вторгаться» взамыслы Мастера, вовторых иззаскудного финансирования— стройка велась лишь начастные пожертвования.
Её тектонической основой явился каркас — сложная система локализующих усилия нервюрных сводов, столбов, аркбутанов (передающих распор внешним контрфорсам), что позволило дать прямой свет в средний неф храма через окна возвышающейся центральной части а её характерными формами — стрельчатые очертания сводов, арок и проёмов, профилированные нервюры и пучковые опоры, остроконечные вимперги, этому плотная, вполне материальная наружная масса собора, поддерживаемая рёбрами аркбутанов, взъерошенная пинаклями, шпилями башен, вимпергами порталов, всплывшая над городом, словно корабль в полной парусной оснастке, поражает своей могучей вещественностью.
Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. О. Шпенглер, создавая свою картину развития европейской художественной культуры, отмечал, что «готический стиль растворяет материальность в пространстве». История изучения готического искусства начинается в конце XVIII в. Если К. Рен придерживался версии арабского, «сарацинского» происхождения Готики, то И. Гёте, осматривая в 1770 г. Страсбургский собор, назвал его «чистым изобретением германского гения». Именно в ней в День Св.
В течение одного столетия меняются башни западного фасада. Позже он охватил всю Западную Европу, пока Ренессанс, спустя четыре века, не потеснил его. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Архитектура готического собора – символ бесконечности.
Талантливый Цвирнер получил право достраивать собор без значительных препятствий. В этих странах влияния итальянского Маньеризма и Барокко XVI-XVII вв. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Одновременно (ок.
Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Интерьер храма становился высоким и светлым. В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве. Отсюда вертикаль как доминанта архитектурной композиции.
Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Кроме того, перенос веса на точки, в отличие от системы несущих стен, позволял делать огромные окна, открыв дорогу знаменитым витражам. Очень много красивых готических соборов на территорииСоединённого Королевства.
В больших кафедральных соборах насчитывают до двух тысяч скульптурных изображений. Здесь сохранилось около двадцати замков (см. В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик. 3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей. Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел.
Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами. Построение собора растянулось с 1386года до 1906— го. Впечатляющая целостность, присущая даже тем зданиям, где первоначальный замысел значительно менялся в процессе строительства их до тонкостей продуманная структура были бы недостижимы без нового лица — возглавлявшего строительство мастера-каменщика, большей частью остававшегося неизвестным и лишь кое-где поименованного среди узоров декора, т. н. лабиринтов, на каменном полу с где впервые произошло разделение строительных конструкций на активный несущий остов и несомую оболочку-заполнение, родился художественный язык готической архитектуры. Нервюрные «опрокинутые арки» собора в г. Уэллсе на юго-западе Англии (1285 – 1340) создают невероятный, фантасмагорический образ. Джеймса конца 13-го века, была полностью разрушена фугасной бомбой.
Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа. Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Ясными, «зальними», лишенными готической переусложнённости выглядят даже планы якобы готических сооружений Флоренции— и Санта Кроче и Санта Репараты.
Готическая архитектура из Франции распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до начала 16-го века, когда зародилось новое течение вискусстве и архитектуре — эпоха Возрождения. Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). Византийские зодчие, заимствовав римский купол, в рамках разработанной ими крестово-купольной схемы «гасили» боковой распор четырех угловых устоев подкупольного пространства связанной системой парусов и малых куполов. Вряд ли бы Эксетер пострадал во время Второй мировой войны если бы не собор. Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь).
Постоянно меняющееся состояние неба снаружи, мгновенно, через лучи света, струящиеся внутрь, создавало мистическое ощущение, что неф – «корабль» – действительно плывет. Первый колокол был установлен на одной избашен в1410 году.
Увеличить пространство, расширить такое здание не представлялось возможным. Вита – один из самых узнаваемых готических соборов в Европе и самый грандиозный в Чехии. Он обладает самой длинной (91, 4 м) и самой прекрасной, по мнению знатоков, готической перспективой в мире. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры.
Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Сгорела деревянная крыша собора во Франкфурте— и критики замолчали.
Реймский собор, основанный в 1212 г., Амьенский собор (рис. к «Десяти книгам об архитектуре» римлянина Витрувия, где также дал подробное описание такого готического сооружения, как Миланский собор. Известны попытки еще примитивной инкрустации. Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши.
Готический стиль берет свое начало во Франции, где в XII веке он сменил романский. Однако еще ранее, в 1666 г., архитектор английского Классицизма К. Рен в плане реконструкции Лондона предусматривал строительство четырех церквей «в национальном готическом стиле». При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть.
Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Здание возводили почти семь столетий, сдлительными перерывами. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Размеры нефа и хоры нормандского здания были также сохранены, только пресвитерия и Часовня Богородицы, находящаяся за аглавным алтарем, были полностью новыми. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др.
В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. А в XIX веке на соборе был сооружен «каменный лес» – его главная отличительная черта, 135 каменных игл. В библиотеке собора хранится самая большая в мире коллекция англосаксонской литературы. До строительства англиканского собора в Ливерпуле в 20-м веке, Ексетерский готический собор обладал самыми тяжелыми колоколами в мире. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение.
В соборе произведения живописи представлены на створках алтарей и в миниатюрных рукописях. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка.
Аббатство на Парламентской площади (официальное название которого, кстати – Соборная церковь святого Петра) служило и до сих пор служит для коронаций монархов, а со временем стало и их усыпальницей, а позже – и усыпальницей выдающихся людей Британии. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета (они же повторялись в росписи деревянных статуй в алтарных композициях). Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов. Строительство собора по такой схеме можно реконструировать следующим образом: в полдень в землю втыкалась жердь – гномон, означающий центр главного, западного фасада будущего сооружения.
и, наконец, две мрачные башни. Через десятилетие основные работы завершились, но реставрация собора продолжается до сих пор. Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи.
Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к. Затем зеркально выстраивался второй равнобедренный треугольник. По вертикали западный фасад членится на три части, три перспективных портала внизу выявляют трехчастное деление интерьера – центральный неф и два боковых. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном.
Далее писатель (и знаток французской архитектуры) подчеркивает «переходность» романо-готического стиля собора Парижской Богоматери, в архитектуре которого произошла «прививка стрельчатого свода к полукруглому» и то, что «стрельчатый свод был вынесен из крестовых походов» и «победоносно лег на широкие романские капители». Примерный срок окончания строительства— 2026год. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью. в Италии не отличалась стилевым единством. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы.
Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. В этой статье мы не будем говорить о технической части. Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. Старая церковь функционировала как первый собор Эксетера 83 года. 27:52 – 53). Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен.
Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ). В статье «О немецкой архитектуре» (1772) Гёте восторженно писал о величии и оригинальности готических соборов (хотя и не видел в них «красоты» согласно канонам Классицизма). Готическая эстетика отличалась религиозной настроенностью и повышенной духовностью.
В 1830-1850-х гг. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Средокрестие (пересечение нефа и трансепта) смещается к востоку, в результате чего план собора начинает напоминать фигуру человека с раскинутыми руками: его голова – алтарь, а шпиль над средокрестием выходит из сердца прямо в небо. При жизни Герард фон Рила успеет увидеть готовые часовни, хор и здание собора без башен. Средневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Новым Заветом и это видно по фасаду.
История основания собора трактуется, таким образом, как признание мудрости Востока, оказавшего влияние на молодую христианскую культуру Запада. Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор). Одним изних был 23-летний Петер Парлерж, работавший также надстроительством Карлова моста. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи.
Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы.
Вита влиял на другие готические сооружения эпохи – например, на собор Св. Особая роль в этом принадлежала цвету. Один из них — Севильский кафедральный собор. высокая изящная ограда галереи с лепными украшениями в форме трилистника. Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283—1364гг. ), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей.
Все ее детали – «атрибуты чувства». Точно установить, произошло это раньше или позже, чем возвели собор в Сансе, невозможно. Большой по размерам (158м в длину и 58м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит и Нового Завета.
Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу. Создатели собора остались верны этому принципу и после 1200 года, когда старый, короткий хор, построенный около 40 лет назад, был снесен и на его месте начали возводить новый, гораздо более длинный и просторный (в таком виде он сохранился и по сей день). Кельнский собор (Германия). Одно из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бываетоколо 8 миллионов туристов. Здесь поверхность стены членится на несколько слоев. На рубеже XI и XII вв. Это как бы огромная каменная симфония колоссальное творение. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. В водах реки плескались обнаженные девы изображая морских сирен. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трире (начата в 1230 году).
Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Особенность Реймсского собора — прославившие его скульптуры. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром.
Нервюра (от франц. Стиль нового хора в точности соответствует стилю более ранних частей здания. К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределения скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была применена на фасаде собора Парижской Богоматери). Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Наиболее «готическим» сооружением Италии стал Миланский собор, который сохранял и готичность и парадоксальность. Так, по наблюдению Э. Панофского, «большие головы» в интерьере западной стены нефа собора в Реймсе (середина XIII в. ) представляют собой «монументализацию рельефных изображений античных гемм и монет».
Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой. Окна застекляются, но занавесей ещё нет.
По плану Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии. Готические элементы попадаются даже в графических штудиях Леонардо да Винчи. Нервюры связывали между собой опоры квадратных в плане пролетов нефа. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.
Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Лишь в начале 12 столетия было решено построить новый собор в романском стиле. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). УPOК 27 ГОТИКА. Немецкий художник и писатель И. Д. Фьорилло в 1810-х гг., также восторгаясь германской Готикой, предложил даже заменить термин «gotik» на «teutsche» («тевтонский»), хотя уже в 1890 г. был установлен факт первого появления нервюрного свода во Франции, в Сен-Дени.
Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках.
Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков. Это создало сильный боковой распор. Этот стиль получил названиеархитектура неоготики.
Сегодня главным архитектором собора является Жорди Фаули. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. был свет.
Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ). Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде). Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики— Франция. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия.
В искусстве Готики «тело» – только символ «мирочувствования в пространстве», носитель «невещественной протяженности» идеи бесконечности. Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XVвв. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни.
Именно таковы башни одного из ранних соборов «Нотр-Дам де Амьен» («Родная госпожа Амьена») – Богоматери, в г. Амьене (длина собора 145 м, высота нефа 37, 95 м). По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко.
Следы раскраски сохранились в редких случаях. По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Здание пострадало, многие ценные скульптуры и витражи были уничтожены. Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готических статуях XIV- XV вв. Это относится к таким понятиям, как Классицизм, Романтизм, Барокко справедливо и в отношении Готики.
В эпоху Готики начинается новая история статуарной скульптуры. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. над зданием Ратуши возведена ажурная башня 101 м высотой. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие.
Согласно легенде, огромный Кёльнский собор заложен в 1248 г. знаменитым теологом и алхимиком Альбертом Великим (1206-1280) для того, чтобы поместить в его алтаре останки «Трех святых королей» – Каспара, Мельхиора и Валтасара – трех волхвов, принесших дары в Вифлеем в ночь Рождества. Именно этот факт объясняет поразительное сходство многих готических статуй с античными. Кёльн больше всего славится своим кафедральный собором – после окончания строительства (в 1880-х) он был самым высоким зданием в мире. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. (Нечто похожее происходило в античном искусстве и, в обратном порядке – воссоединение цвета, конструкции и пластики – наблюдалось в период Модерна, на рубеже XIX-XX вв. ) Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов (иногда одного в другом) в разных масштабах. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Филёнки украшались резным орнаментом.
Убеждение правоты Цвирнера пришло неожиданно. Над порталами проходит во всю ширину фасада «галерея королей» – ряд статуй в нишах изображающих ветхозаветные персонажи – иудейских царей и пророков. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы.
Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Эти петли, также как и большие накладные железные замки с ажурным орнаментом, являются элементами декорировки сундука. К ранним готическим соборам относятся собор Нотр-Дам в Лане (1160-1230), Нотр-Дам в Шартре (также с асимметричными шатрами башен, строился с 1194 г. ), базилика Нотр-Дам в г. Клермон-Ферран (XII-XIII вв. ), собор Нотр-Дам в г. Сенлис (XII-XIII вв. ), Нотр-Дам в Страсбурге (XII-XV вв. ).
хор былосвящен в 1322 году. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н. Каркасные арки называли нервюрами (франц.
и повсюду пыль придавала ветвям и стволам света подлинную объемность. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Конец 13-го века В результате часовня Св. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Две башни церкви Богоматери в Мюнхене (Frauenkirche, 1468-1488) были позднее увенчаны причудливыми барочными куполами.
Его начали строить еще в XIV веке и с перерывами дотянули строительство аж до 1929 года. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн. В Европе— это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора. Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич. Для французской Готики канонической стала конструкция каркасного свода, состоящая из двух полуциркульных диагональных арок – они назывались «ожива» (франц.
Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Среди городов, наиболее пострадавших от эпидемии, выделялась папская столица Авиньон. Первым архитектором был выбран француз, решивший строить в духе французской готики, но после смерти ему на смену пришли немец и чех (который, кстати, строил Карлов мост) и добавили к замыслу элементы барокко. Обе были первоначально увенчаны четырехгранными шпилями. Между тем обстоятельства настоятельно требовали увеличения внутреннего пространства храма.
В Англии вслед за «ланцетовидным» и «декоративным» или «украшенным», стилем складывается «перпендикулярный стиль» (1350-1539), в котором вырабатывается своеобразная композиция, включающая две небольшие башни западного фасада и одну огромную в центре, над средокрестием. Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В середине XVIII в. возник стиль Неоготики в Англии, несколько позднее – во Франции в начале XIX в., в русле движения «национального романтизма» — в Германии. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена.
Разнообразятся композиции соборов. Перепуганные духовные пастыри могли предложить лишь молитвы и покаяния за грехи (флагеллантство). Развитие инженерной науки. Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами.
Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Елизаветы в Марбурге (начата в 1235 году) и Магдебургский собор (начат в 1209). Помимо конкретно-исторического значения слово «готика» со временем стали использовать в качестве эпитета. Св. Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл).
Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Апостолы обращены к статуе Христа на центральном столбе. Она возведена Пьером де Монтрёй в 1239-1248 гг. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации. Фасад сооружения достигал 135м в длину и имел башню 70 метров высотой. Здесь структура двухбашенного фасада старого типа была последовательно подкреплена в интерьере здания, благодаря чему фасад впервые естественно вписался в общую композицию здания, а не остался стоять перед ним независимым архитектурным блоком.
Таковы соборы в Глазго, Солсбери, Кэнтербери, Оксфорде. Строительство аббатства Сен-Дени в XIII в. продолжал Пьер де Монтрёй (он же в 1265-1267 гг.