Прекрасные ажурные орнаменты, переплетения и галереи создают потрясающее впечатление от тонкой и изысканной готической архитектуры собора. Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Klner Dom). Один из крупнейших готических соборов Северной Европы, Кафедральный собор Йорка спорит за это звание с Кельнским собором. Готическое искусство появляется в городах, где главным сооружением становится собор, он является центром средневековой городской жизни. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.
Готический собор вКельне особо почитаемых вГермании Святых Петра иМарии поражает своим великолепием имонументальностью. Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы. Большая часть этого кафедрального собора выстроена вготическом стиле, который великолепно сочетается вуникальном памятнике архитектуры сэлементами романского стиля.
Регенсбургский собор 1273-1870 (башни) — единственная готическая церковь Германии, построенная полностью по французскому примеру. Путешествия рассказывают осамых красивых изнаменитых готических соборах Европы. Красивое готическое здание всамом сердце города Ульм посвоей сути неявляется собором, так как епископ избрал местом своей резиденции город Штутгарт. Побывать здесь и не посетить жемчужину квартала – кафедральный готический собор (XIII – XV века) – это кощунство.
Готический стиль зародился во Франции и большинство памятников находятся именно там: Реймский и Амьенский соборы, «Святая Капелла» и Собор Богоматери в Париже. Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий — до XIV в. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля. Кёльнский собор (1248-1880) — лучший пример гармонии времен в архитектуре, символ власти, богатства и амбиций немецкой империи Бисмарка, единственная готическая церковь, достроенная по оригинальным средневековым планам. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени— новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Готический кафедральный собор с его гигантской западной башней возвышается в самом центре Ульма. Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.
Но как уже было упомянуто именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. Самые красивые готические соборы – ниже. Вархитектурном плане чистейший собор вготическом архитектурном стиле без примесей иконструктивных элементов других стилей. Для возведения величественного готического собора требовались разведанные залежи камня, песка извести, лес (древесина), а также наличие свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши.
Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Сложная каркасная конструкция готического собора, высшего проявления архитектурно-строительного искусства того времени, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, обеспечить единство и взаимосвязь всех элементов его предметно-пространственной среды. Гордость земли Баварской, готический собор вгороде Регенсбурге строили почти 4века, с1275 по1634год. Готические постройки Германии имеют свои особенности: архитекторы не разрабатывают и не украшают западный фасад, как во Франции, башен часто не две, а одна высокая или четыре, вход в собор с бокового фасада, а сама архитектура сохраняет строгий геометрический, почти крепостной характер.
Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Редакция tochka. net решила познакомить своих читателей с самым загадочным архитектурным стилем в мире и провести увлекательную экскурсию по готическим соборам.
Как и в романских храмах, большое место в готических соборах занимают изображения чудовищ и фантастических существ – так называемых химер. По мнению многих людей, как архитекторов, так и простых туристов, этот собор является одним из самых красивых готических зданий в мире.
Его прославил на весь мир своим произведением «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго еще в первой половине позапрошлого века. чудесный результат соединения всех сил целой эпохи.
Главный фасад НотрДамдеПари имеет три портала. Секретарь французского исторического комитета Эжен Дидрон-старший в продолжение 37 лет (с 1844 по 1881) публиковал «Археологические анналы» с архивными текстами именами забытых средневековых мастеров, чертежами построек той эпохи, а также легендами о возведении средневековых зданий.
Ватикан) в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». Такой декор дополнялся прорезным орнаментом на раскрашенном фоне. Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. Но появляются и совершенно новые конструктивные решения, связанные с изменениями понимания церковного пространства. Готический стиль – важный этап в истории развития мебельных стилей.
Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Устраивались здесь и театрализованные религиозные представления. вкл., рис. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Большой по размерам (158м в длину и 58м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. Западные башни сливаются с фасадом, центр образующейся симметричной композиции фиксирует большое круглое окно – «роза».
становились цветом, только цветом – медовой желтизною исполосовавшей тело собора». Готический собор только вырастает из земли, но живет в небе. пегvиге – жила) – выступающие ребра свода, скрепленные на пересечении замковым камнем (цветком или фигyрой святого по пояс). Стрельчатая арка изобретенная арабами, давала возможность перекрывать любой пролет, перенося нагрузку на нepвюры и через них на мощные опорные столбы – кoнтpфарсы как внутри храма, так и снаружи. Это немного напоминает рельефную резьбу, хотя рельеф здесь режется целиком в плоскости доски (филёнки), не поднимаясь выше её поверхности. В поздней Готике эта тенденция усиливается.
Заслуга Готики состоит в создании целостной конструктивной системы. Филёнки украшались резным орнаментом. В одном случае строителей ограничивала длина брёвен деревянного перекрытия в другом – боковой распор каменных сводов, «разваливающий» стены. пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа « Ивейн или Рыцарь льва». После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Черты поздней готики присущи другим светским сооружениям городского самоуправления в городах Левен, Ауденарде, Брюссель, которые созданы уже в 15 и 16 веках.
В книге «Готическая архитектура и схоластика» Э. Панофский утверждал, что «новый стиль строительства» (лат. Очень много красивых готических соборов на территорииСоединённого Королевства. Позднеготический стиль расцветёт в Польше только в XVв. Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью.
Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Грандиозный Миланский собор в столице Ломбардии демонстрирует именно такую композицию. Построенный приблизительно в то же время, что и церковь в Сен-Дени, санский собор тем не менее отличается гораздо большей простотой форм: первоначально он даже не имел трансепта, а в центре его деамбулатория размещалась одна-единственная прямоугольная капелла.
В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции— Санта Репарата. Готика – это понятие, относящееся к европейской культуре 13-14 вв.
появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения.
Даже в архитектурных деталях осуществляется преодоление тектоники. для короля Людовика IX Святого (1226-1270) и знаменита сохранившимися витражами. Это как бы огромная каменная симфония колоссальное творение.
Прежде всего это характерно для готических сооружений северных княжеств Германии и Польши. В Германии уже с середины XV в. большую роль в интерьере начинают играть кафельные печи.
Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. «немецкая»). Разработанная французами в XII веке стрельчатая арка, становится неотъемлемой частью конструкции в целом, «визитной карточкой» готики. Подробное описание такого фасада приводит В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери»: «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала над ними – зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно – роза с двумя другими окнами, расположенными по бокам.
Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Интерьер храма становился высоким и светлым. Купол— элемент архитектуры, детально разработанный ещё архитекторами Древнего Рима. Имея соответствующую квалификацию, принимал участие в строительстве и набирался опыта. В соборе Св.
Грааля. Купол в период готики так и не смогли создать из-за технической сложности задачи. Апсида окружена цепью тонких монолитных колонн – как в Санлисе и в Сен-Дени.
Постоянно меняющееся состояние неба снаружи, мгновенно, через лучи света, струящиеся внутрь, создавало мистическое ощущение, что неф – «корабль» – действительно плывет. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Увеличивается количество сооружаемых светских построек (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания и др. ). К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели для сидения времени средневековья.
В художественном отношении и конструктивно мебель была прекрасно выполнена. Они и должны были, по убеждению большинства специалистов, оставаться прямоугольными. От этого возникали легенды об оживающих статуях, описанные позднее в эпоху Романтизма в популярных «готических романах».
Петра (ок.
Средоточием духовной жизни стал городской собор. Для поздней готики характерен обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появление искривленных линий, прихотливый, напоминающий языки пламени, узор оконных проёмов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434 – 1470 гг., окончание строительства затянулось до 1580-х гг. ). цв. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. contreforse — «противосила»), связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура.
Раскованная инициатива горожан и архитекторов способствовала чрезвычайному их распространению и разнообразию образного строя, которого в период готики не имела ни одна из стран Западной Европы. На рубеже XI и XII вв.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Высокая Готика есть в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.
Другой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Человеку, находящемуся в храме, должно казаться, что почва уходит у него из-под ног, пространство действительно непознаваемо, а сам он летит в бесконечные миры. Сундуки из Центральной Италии (Тосканы и Сиены, ок. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья.
Стефана в Вене северная башня не завершена, а южная вознеслась на высоту 137 м. В Брюсселе в оригинальном стиле «брабантской готики» в 1449-1454 гг. nervure – жилка, ребро, складка). Важное место в готическом искусстве, в том числе и скульптуре, начинает занимать сюжет.
Но вместе с новой конструкцией появились и сложности. arcboutant – «опорных арок»). Его северная башня 142-метровой высоты досих пор кружит головы путешественникам. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь.
Она в самом деле была каменной энциклопедией, стояла значительно выше современной литературы. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными. Строители вышли из ограничений созданием и использованием фигурного кирпича (лекальный кирпич), который предоставил возможность создавать настоящее готическое плетение. К тому же свойства стрельчатого свода, как это показывают памятники, открывались независимо в разное время и в разных странах.
К ранним готическим соборам относятся собор Нотр-Дам в Лане (1160-1230), Нотр-Дам в Шартре (также с асимметричными шатрами башен, строился с 1194 г. ), базилика Нотр-Дам в г. Клермон-Ферран (XII-XIII вв. ), собор Нотр-Дам в г. Сенлис (XII-XIII вв. ), Нотр-Дам в Страсбурге (XII-XV вв. ). Таким орнаментом украшались, как правило, стенки сундуков, дверцы шкафов, спинки кресел. История изучения готического искусства начинается в конце XVIII в. Если К. Рен придерживался версии арабского, «сарацинского» происхождения Готики, то И. Гёте, осматривая в 1770 г. Страсбургский собор, назвал его «чистым изобретением германского гения». Но и на закате, этот стиль критиковался. Магдалины в Будапеште. В 1389 г. в Париже во время торжественного въезда в город Изабеллы Брабантской с башни собора Нотр-Дам «с помощью искусных орудий спускался Ангел», увенчивая королеву короной.
Для французской готики характерна гармония и ясность, что заставило исследователей говорить об её «аттическом» характере, но это не исключает внутреннего пафоса, взволнованности чувства, пронизывающего архитектурный образ. Кирпич не позволил использовать аркады и украшения, органичные в технике резьбы по камню. В течение одного столетия меняются башни западного фасада. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов. В наиболее ранних французских поставцах верхние части выполнялись в виде прямоугольного ящика, дощатые стенки которого соединены простейшей ящичной вязкой. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Подобно тому, как в античности коринфской капителью были уничтожены последние следы тектоничности ордера, так и готическая капитель, украшенная натуралистически трактованными листьями, стала выражать не функцию опоры, а пластику «живой» растущей формы. Здесь поверхность стены членится на несколько слоев. По плану Марко ди Кампионе— собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне.
Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. Убеждение правоты Цвирнера пришло неожиданно. Немецкий исследователь В. Фёге, сотрудник Берлинских музеев, автор труда о франкском происхождении Готики «У истоков монументального стиля средневековья» («Die Anfange des monu-mentalen Stiles in Mittelalter», 1894), был так потрясен этим событием, что попал в психиатрическую лечебницу и смог вернуться к работе только в 1930 г. В 1960 г. исследование о Готике опубликовал П. Франкл, подчеркнув символический смысл средневековой архитектуры. Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах.
Каркас нервюрного свода состоял из двух диагонально пересекающихся арок и четырех боковых – «щековых». Создание огромного (153м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства.
Впоследствии ножки шкафа с трёх сторон (с задней и двух боковых) также наглухо начали зашиваться досками – получалась своеобразная ниша. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) заложен в 1163 г., строился более двухсот лет и достраивался до конца XIV в. Самый большой из всех соборов находится в Реймсе, его длина 150 м, высота башен 80 м. Собор возводили с 1211 г. до начала XIV в. Миланский собор строился до XIX столетия. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Исключением стал Кёльнский собор, что напоминает французские модели. Примерно с середины XIII – XIV вв. Но при этом готическая скульптура— неотъемлемая часть ансамбля собора, она— часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл.
По размерам готические сундуки шире и выше итальянских сундуков-кассоне эпохи Возрождения. Полуденное солнце давало тень на север (N), в этом направлении откладывалась половина ширины фасада (другая половина откладывалась в противоположном направлении), после чего на заданной ширине на земле выстраивался равнобедренный треугольник. На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде).
Узкие боковые филёнки украшаются орнаментом с льняными складками. Венец капелл – несколько капелл, окружающих полукруглый выступ – апсиду. Первая треть XVIвека. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками – пинаклями казавшиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом «придавливали» контрфорсы к земле. Это влияние было обусловлено работой многих приезжих нидерландских резчиков по дереву. Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Эпидемия «черной смерти», наоборот, привнесла хаос и в религиозную и в социальную жизнь.
Мачты кораблей с разноцветными вымпелами сплошь покрывали листовым золотом. Но при этом возникла нехватка свободных плоскостей стен для размещения росписей. Вот таким образом закономерно, что начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де-Франс, маленьком «островке» на севере Франции с центром в г. Париже. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Нечего и искать подобного решения в проектах и готических сооружениях Франции, «родины» готики.
Это создало сильный боковой распор. «главным каменщиком» Вестминстерского аббатства в Лондоне был Хенри де Рейне (есть предположение, что в Лондон он приехал из Реймса, а не из Рейнса в графстве Эссекс). Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Орнамент масверка в позднюю готику был весьма распространён по всей Европе и в Англии.
О. Шпенглер, создавая свою картину развития европейской художественной культуры, отмечал, что «готический стиль растворяет материальность в пространстве». В результате декор интерьера достаточно богат, но не чрезмерно пышен. Высота собора —157, 25 метра. Наиболее известные примеры английской готики – это: собор в Уэльсе (перевёрнутая арка на средокрестье), капелла королевского колледжа в Кембридже (самые известные и изысканные веерные своды).
Что же поспособствовало появлению готики как стиля и готических соборов в целом. Об этом говорится в Евангелии от Матфея: «тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. Например, сундуки обтягивали цветной или тисненой кожей использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора— мозаиками, тёсаными деталями, рельефами.
Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В больших кафедральных соборах насчитывают до двух тысяч скульптурных изображений. Надцентральным входом— изображение Страшного суда.
Благодаря этому получалась нижняя, у самого пола, полка. В этой статье мы не будем говорить о технической части. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Эти братья Церингены считаются также основателями города. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж. Она возведена Пьером де Монтрёй в 1239-1248 гг.
Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Апостолы обращены к статуе Христа на центральном столбе. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога».
Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. 1520 см. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. В миниатюрах наметилось стремление к передаче пространства и объёма. Стиль нового хора в точности соответствует стилю более ранних частей здания.
Существовали также скамейки с перекидной спинкой (с переметом), которые свободно размещались в помещении или устанавливались у камина. В 1243- 1253 гг. Как установили готические зодчие, он работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Немало скульптуры было и на других фасада соборов. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выполнены в форме скрюченных фигур и каждый из этих второстепенных персонажей соотносится с главным.
В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Перепуганные духовные пастыри могли предложить лишь молитвы и покаяния за грехи (флагеллантство). Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.
Такие скамейки имели высокую спинку и, как правило, ставились у стены. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Вслед за собором устремились ввысь и городские дома. navis – «корабль»), – естественным образом обращалось к алтарю.
Переход от романского к готическому стилю отмечен рядом технологических новшеств, которые в свою очередь были стилистически осмыслены в истории готики. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Архитекторы сменяли друг друга один задругим, добавляя собственные идеи. В отличие от системы пропорционирования, существовавшей в архитектуре Древнего Египта, Греции и Рима, основанной на диагонали двусмежного квадрата, средневековые аппараторы выработали иной способ, отчасти напоминающий «египетский священный треугольник».
Его проект создал архитектор Герард фон Риле, (или Мастер Герхард). Южнонемецкий стиль бы распространён в Альпийских странах (Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Верхней Австрии). Композиция готического храма почти в точности повторяется в реликвариях, которые называются архитектоническими. Их заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры. Большие «розы» размещаются не только на западном, но также на северном и южном фасадах трансептов. Для этого времени характерны дощатые или кафельные полы, покрытые коврами.
Огастес Пьюджин сделал неоготику национальным стилем Британской империи викторианского периода. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета (они же повторялись в росписи деревянных статуй в алтарных композициях). Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии. Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. Использовались также и другие типы стульев, например, вращающийся стул (т. н. Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи.
Резная деревянная мебель также уподобляется модели храма. Храм долгое время нерешались начать достраивать: вопервых, чтобы не«вторгаться» взамыслы Мастера, вовторых иззаскудного финансирования— стройка велась лишь начастные пожертвования. Этот стиль хорошо демонстрируют интерьеры королевской капеллы Сен-Шапель. высокая изящная ограда галереи с лепными украшениями в форме трилистника. Архитектура готического собора – символ бесконечности.
Все ее детали – «атрибуты чувства». мощи «королей» привезены в Кёльн в 1164 г. по распоряжению императора Фридриха I Барбароссы из Милана, где они тогда находились. Наиболее «готическим» сооружением Италии стал Миланский собор, который сохранял и готичность и парадоксальность. Уже к началу XV в. были выработаны все известные нам приёмы ящичной угловой вязки досок. Немецких романтиков привлекала в готической архитектуре иррациональность, «биоподобность. Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше. Для туристов и желающих посетителей предоставляется возможность подняться на самый верх этого сооружения.
Понятное построение и «зальность» присуща и интерьеру Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунка нервюр. Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. Верхняя часть поставца имела полки, которые закрывались распашными или откидными дверками.
Некоторые из этих сооружений, церковь Божьей Матери в Данциге (ныне Гданьск, 1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец великих магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше.
Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. 1476 г. ) его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью. вертикальную, прямолинейную готику (1377 – 1590 гг. ).
В них, как правило, два трансепта, зал капитула (зал для собрания священнослужителей) в форме круга или октагона пристраивается непосредственно к собору. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики— Франция. и триумфальное знамя. Стенки поставца составляются из нескольких рамок с филёнками.
Более того, башни служат логическим продолжением нижних частей фасада, а не просто над-строены над ними, как в Сен-Дени. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Резные работы отличались тонкостью и изяществом.
Николая и ажурная ратуша, сотворенная из того же чудодейственного кирпича. Сгорела деревянная крыша собора во Франкфурте— и критики замолчали. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п. Такие ёмкости там назывались креденцей иногда имели форму высокого сундука с горизонтальной верхней поверхностью. Стена и сдавливала её, создавая противодействующую силу по горизонтали. Готические элементы попадаются даже в графических штудиях Леонардо да Винчи. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени.
Возведенный изпесчаника, онмного раз достраивался иизменял свой вид. Наряду с исторической ролью монастырь Ленин обладает большим культурным значением. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, но имеет «британские» черты— мощные прямоугольные объёмы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад, чем в собор в Кане. Сегодня главным архитектором собора является Жорди Фаули.
Резьбой декорировались также внутренние деревянные перекрытия помещений. А также посмотреть на Ульмскую колокольню самому, насладиться тем, что внутри. Как правило, это 3 – 5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл). Он имел пять нефов, семь часовен (по числу трёх Царей и четырёх евангелистов).
Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Ясными, «зальними», лишенными готической переусложнённости выглядят даже планы якобы готических сооружений Флоренции— и Санта Кроче и Санта Репараты. Кресла ставились обычно около кровати и потому получили название прикроватных кресел. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов – по шесть на каждом. От него сохранились только поперечный неф и остатки башен.
Он врывался в южные окна, высекая из стекол каскады цветных искр. Следы раскраски сохранились в редких случаях. работал в соборе Нотр-Дам в Париже). Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков. Уже в 12-13 вв. Старые романские храмы были для этого слишком тесны.
Оно славится не только своей историей, но и своими всемирно известными посетителями. в Италии не отличалась стилевым единством. Солнечный свет, проходя через цветные стекла, заставлял сиять повседневные дела так же ярко, как сияло изображение Спасителя в центре розы. Рядом, как будто из другого мира, располагается геометрический орнамент масверк (нем. Это и есть идеал Готики – предельно живописное решение архитектурного пространства.
Сохранился рисунок математика Строналоко (1391), показывающий триангуляцию поперечного сечения, собора по трансепту и средокрестию. Величественный готический собор Нотр-Дам де Пари представлять не нужно. Но сразу бросались в глаза разительные отличия.
В этих странах влияния итальянского Маньеризма и Барокко XVI-XVII вв.
тогда как самые дальние. Примерами мoгyт служить витражи собора Нoтp-Дaм в Пари же (ХIII в. ). Помимо конкретно-исторического значения слово «готика» со временем стали использовать в качестве эпитета. Позже он охватил всю Западную Европу, пока Ренессанс, спустя четыре века, не потеснил его.
и на карнизах. Треугольные вимперги над порталами маскируют горизонтальные членения фасада. Готическая динамика и пластичность отразилась в «крестоцветах», распускающихся наподобие фантастических цветов на вершинах шпилей и (в перевернутом виде) свисающих со сводов. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика».
Готический стиль берет свое начало во Франции, где в XII веке он сменил романский. Витражи ceвepнoгo окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. В позднюю готику были известны и раздвижные столы. Однако еще ранее, в 1666 г., архитектор английского Классицизма К. Рен в плане реконструкции Лондона предусматривал строительство четырех церквей «в национальном готическом стиле».
В повести английского писателя У. Голдинга «Шпиль» (1964) замечательно показано, как настоятелю Джослину, вопреки всякой логике и расчету, силой веры удается вознести над собором шпиль в четыреста футов высотой. Но наиболее полно он проявил свое величие в церковной архитектуре. и бесконечность внутреннего формирования». Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Иногда их делали даже больше, чем было нужно.
Традиционный стиль английского «готического дома» в Англии и США называли «survival» (англ, «выживание»), стиль Неоготики – «revival» (англ, «возобновление»). В 1136-1140 гг. Елизаветы в Марбурге (начата в 1235 году) и Магдебургский собор (начат в 1209).
Фасад сооружения достигал 135м в длину и имел башню 70 метров высотой. Вначале (ок. Софии в Константинополе (532-537). слова nef от лат.
Боковые щиты внизу у пола стягивались специальным бруском или доской-проногой. Аркада второго яруса называется трифорием. 3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия. Технологию готической архитектуры изложил Чезаре Чезарино в комментариях 1521г. Следующий валик находится точно на одной высоте с пояском.
Храм становится доступным. Помимо многоцветных витражей, своды «нижней церкви» по синему фону расписаны золотыми лилиями Бурбонов. По контрасту – их увидели в античности. От первой постройки сохранились только остатки фундамента.
Конструкция и свойства материала больше не определяют зрительный образ.
Нагрузку такого перекрытия несли стены их приходилось делать массивными, с маленькими окнами. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Абсолютное решение этой задачи мы находим в храме Св.
Троицы города Кане в Нормандии, Франция. н. э. ), которых римляне называли «готами».
Так Готика подготовила Ренессанс. Точно установить, произошло это раньше или позже, чем возвели собор в Сансе, невозможно.
Сегодня храм сосвоей «породистой» готической архитектурой, старинными витражами иводостокамигоргульями является местопребыванием архиепископа Пражского, королевской усыпальницей, принявшей прах многих правителей Богемии Священной Римской империи и, пожалуй, самым красивым собором Чехии. Нередко оба культа переплетались и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины.
Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Такая точка зрения существовала длительное время. Многие головы и фигуры работы мастеров реймской школы прямо повторяют античные: «мужчина с головой Одиссея», «улыбающийся Ангел», статуи Марии и Елисаветы (на правой стороне центрального портала собора в Реймсе). и повсюду пыль придавала ветвям и стволам света подлинную объемность.
Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле»— характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в 17 веке игнорируя европейские стили и европейский опыт. Основной декоративный элемент – складчатый орнамент.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Архитектор, проектировавший западный фасад собора, добился этого эффекта тем, что чрезвычайно искусно замаскировал передние контрфорсы: с первого взгляда трудно даже заметить, что они начинаются от порталов и поднимаются к башням между окнами. Для Англии готика была и есть любимым вместе с классицизмом архитектурным стилем. Уже в первой трети XVI в. в искусстве Италии наблюдался возврат к готическим формам.
Особенность готического стиля – дематериализация формы. В отличие от преобладавшей на тот момент романики, архитектурного стиля, в котором даже очень большие залы были загромождены тяжёлыми несущими колоннами, готические строения (и в первую очередь, соборы) поражали и до сих пор поражают высотой сводов и свободным пространством внутри. В книге «История и описание собора в Кёльне» («Geschichte und Beschreibung des Domes von Koln», 1821-1823) С. Буассере утверждал германское происхождение Готики. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готические соборы Европыузнаваемы во всем мире. Это очевидно при взгляде на капители двойных колонн, разделяющих огромные пролеты под шестилопастными сводами.
С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. augive от лат.
Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Большое пространство перекрыть таким способом невозможно. Значительное распространение готическое искусство получило в городах немецких колонистов. Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.
Над двойными главными колоннами прямо к сводам поднимаются пучки более тонких служебных колонок, не соприкасающихся со стенами. Это были табуреты и стулья, выполненные на базе старинных Х-образных табуретов, стульев и курульных кресел. Вытянута лишь алтарная часть. В 12 веке собор в Сансе (к юго-востоку от Парижа) был резиденцией архиепископа, который носил титул примас Галлии и которому подчинялся даже епископ Парижа.
В нижнем ярусе находятся три большие входные стрельчатые двери. Уже в начале 20-х годов 13 века средневековый художник и зодчий Виллар д39Оннекур включил его изображение в свой знаменитый альбом, заявив, что не видел башен прекраснее, чем на этом фасаде. Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест. Ещё во времена Древнего Рима здесь стоял храм богини Минервы. Нервюра (от франц. Окна застекляются, но занавесей ещё нет.
Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сиденье было дощатым, жёстким, нижний ящик мешал ногам при сидении, т. к. В средневековье его заменили две церкви— Санта Текта и Санта Мария Маджоре, которые окончательно разрушили в 16 в. Освободившиеся площади и отвели под сооружение Миланского собора. И только с течением времени такой сундук был приподнят и поставлен на высокие ножки.
Из пасти искусственного дракона, поражаемого Гераклом, вылетали живые птицы. Этипорталыто выступают вперед, в виде крылец (поршей), то образуют паперти, вдающиеся внутрь. Эсхатологические настроения (ожидание второго пришествия Христа и страшного суда) в этот период не столь актуальны, но всё же присутствуют. В соборе Парижской Богоматери они не имеют наверший. В ранний период английской готики мебель тяжеловесна, профили её просты и грубы.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Средокрестие (пересечение нефа и трансепта) смещается к востоку, в результате чего план собора начинает напоминать фигуру человека с раскинутыми руками: его голова – алтарь, а шпиль над средокрестием выходит из сердца прямо в небо. И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме. Но «немецкий план» сочетается с ломбардским фасадом, который изобилует множеством мраморных деталей и украшений. величественные готические соборы строились в других европейских странах: в Италии (в Венеции, Сиене, Милане), Германии (в Марбурге, Наумбурге, Ульме, Кёльне), Англии (в Лондоне, Солсбери), Испании (в Барселоне, Бургосе, Лоне, Толедо), Австрии (в Вене), Фландрии (в Брюсселе), Чехии (в Праге) и др., где готика получила своеобразную местную интерпретацию.
В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (так называемую пламенеющую) готику. Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Всемирно известный Реймсский собор туристы посещают по двум основным причинам. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей.
символ самой бесконечности». Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Основной вид мебели для хранения вещей, а также сидения и лежания в домах знати и простых горожан – сундук из форм которого со временем образовались такие новые типы мебельных объектов как кресло-сундук, поставец (дрессуар), креденца и буфет. А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: « Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость».
Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Штральзунд — морские ворота Мекленбургской равнины — имеет другой статус. Иногда фигурка-консоль рассказывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартрском соборе Валаам стоит на своей ослице. После утомительных, но таких интересных экскурсий гости города направляются в арт-кабаре «Четыре кошки».
Св. В соборе произведения живописи представлены на створках алтарей и в миниатюрных рукописях. Архитектура 12-13 вв.
Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Главным мебельным универсальным объектом продолжает оставаться сундук. Француз Виолле ле Дюк реализовал немало масштабных проектов реконструкции полуразрушенных памятников Средневековья, «додумав» недостающие элементы и приукрасив многие из них. У собора происходят важнейшие события. Кроме заимствованных архитектурных форм переплётов окон, порталов, островерхих башенок с фиалами (шпилей), колонок, стрельчатых сводов, ниш и др. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной (нехудожественной) задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности – в высоты духа.
В статье «О немецкой архитектуре» (1772) Гёте восторженно писал о величии и оригинальности готических соборов (хотя и не видел в них «красоты» согласно канонам Классицизма). Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. появляется нежный и пластичный мотив «готических складок». Каждый год его посещают 14 миллионов человек.
В романской архитектуре нефы перекрывались двускатной крышей либо тяжелыми каменными сводами. Каркасные арки называли нервюрами (франц. Над порталами проходит во всю ширину фасада «галерея королей» – ряд статуй в нишах изображающих ветхозаветные персонажи – иудейских царей и пророков.
Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари.
Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Третий ярус портала занимает опять галерея, над срединой которой помещается треугольный и увенчанный остроконечной башенкой (пинаклем) фронтон. Поскольку каждый из соборов строился очень долго (150-200 лет), то часто все три стиля можно увидеть в одном соборе. Нервюрные «опрокинутые арки» собора в г. Уэллсе на юго-западе Англии (1285 – 1340) создают невероятный, фантасмагорический образ. Э. Кон-Винер писал, что «у Ангелов высокой Готики женственная тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены повязкой и красивые локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин Аттики времен Фидия». Между тем обстоятельства настоятельно требовали увеличения внутреннего пространства храма.
Самые величественные памятники готики можно встретить на территориях двух европейских стран – Франции и Испании.
Так, по наблюдению Э. Панофского, «большие головы» в интерьере западной стены нефа собора в Реймсе (середина XIII в. ) представляют собой «монументализацию рельефных изображений античных гемм и монет». «Вольные каменщики» умело и последовательно уничтожали всякие следы конструктивности, тектоничности, ощущения замкнутости формы. Науки изображались в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Иногда в коробках подстолья делали глубокие выдвижные ящики.
Известны попытки еще примитивной инкрустации. Но в местностях с дефицитом или отсутствием природных залежей камня использовали кирпич. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. лютеранский), стулья (кресла) на трёх или четырёх ножках токарной работы, напоминающие места для сидения романской эпохи. Самыми яркими примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй – 470.
Красные и синие колонны несут вызолоченные лиственные капители. В удлиненной базилике из-за асимметрии плана аналогичную задачу решить сложнее. Его высота отмечала половину длины главного нефа. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма. Для французской Готики канонической стала конструкция каркасного свода, состоящая из двух полуциркульных диагональных арок – они назывались «ожива» (франц.
Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей. неоготический стиль сформировался в России. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Под навесом и на нижней плоскости расставлялась посуда.
Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. В 1830-1850-х гг. Такая технология убранства обстановки жилых помещений, включая мебель, неглубоким плоским резным орнаментом (Flachschnitt) с окраской, как правило, в красный и зелёный цвета, получила название тирольской плотницкой готики (Tiroler Zimmergotik). В поздней (пламенеющей) готике, особенно во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. льняных складок или салфеток.
augere – укреплять, поддерживать) и четырех стрельчатых «щековых» арок. В Готике, как позднее в стиле Барокко, «преодоление тяжести тела и души» стало главной художественной заботой. Ни в одном храме эта деталь до сих пор не выполняла столь значимых функций. Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен.
maswerk – «чертежная работа») – расчерченные по линейке и циркулю круги, дуги, арки. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. При жизни Герард фон Рила успеет увидеть готовые часовни, хор и здание собора без башен. Две башни церкви Богоматери в Мюнхене (Frauenkirche, 1468-1488) были позднее увенчаны причудливыми барочными куполами.
Интерьеры ранней готики ещё достаточно скромны, а их элементы ещё несут следы романики. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски.
Это выразилось в изображениях сцен страшного суда в храмовых фронтонах. Император Карл IV (1346-1378) повелел облицевать стены капеллы отшлифованными агатами, аметистами и другими камнями, упоминаемыми в Апокалипсисе, в описании «Нового Иерусалима». 1400 г. ) имели фигурную лепнину, которая расписывалась и покрывалась позолотой (стукко). Готические формы возрождались в английском «викторианском стиле» второй половины XIX в. Неоготика стала одним из стилистических течений искусства периода Модерна рубежа XIX-XX вв. Такой образ жизни, безусловно имел свое влияние на эстетические взгляды людей средневековья. Главная апсида окружается снаружи «венцом капелл», рядом малых апсидиол, проход к которым осуществляется через амбулаторий или деамбулаторий, являющийся продолжением смыкающихся за алтарем боковых нефов.
Собор в Ульме (1377-1890) представляет собой впечатляющую композицию: две башни на восточном фасаде и одна – гигантская башня 161 м высотой. Первоначальный план создал архитектор Марко ди Кампионе. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Особенности готической архитектуры.
Готическая эстетика отличалась религиозной настроенностью и повышенной духовностью. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана». Скажем, в октябре под знаком Весов крестьяне готовят вино, выжимая в чане виноград. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ).
Вот таким образом строители начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу. Интересной особенностью готического искусства, отражающей полярность его устремлений (к иллюзорным формам и абстрактным идеям), является одновременное существование двух типов орнамента: натуралистического (растительного) и абстрактного (геометрического).
Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Столбы опор можно было сделать на большем расстоянии, а саму церковь— шире. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
Особая роль в этом принадлежала цвету. Первый колокол был установлен на одной избашен в1410 году. Совершенством архитектурной композиции, богатством скульптурного и живописного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе (1211 г. – XV в. ) – самом крупном соборе Франции (длиной 150 м с высотой башен 80 м) и в Амьене (1220 – 1269 гг. ), где собор имеет длину 145 м и высоту главного нефа 42, 5 м, а также церковь Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248 гг. ), построенная в качестве королевской дворцовой капеллы, с её многочисленными витражами. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума.
gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Вершины своего развития готический костюм достигает в конце XIV — XV в. в., когда по всей Европе распространилась мода, созданная при Бургундском дворе. Несколько позже — в Германии. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя.
В XV в. в Венеции и Вероне деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками и готическим лиственным орнаментом. В 1814 г. писатель-романтик И. Гёррес призывал достроить Кёльнский собор, считая это «делом чести германской нации». Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Далее писатель (и знаток французской архитектуры) подчеркивает «переходность» романо-готического стиля собора Парижской Богоматери, в архитектуре которого произошла «прививка стрельчатого свода к полукруглому» и то, что «стрельчатый свод был вынесен из крестовых походов» и «победоносно лег на широкие романские капители». По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Мебель, как правило имела рамочную конструкцию с тонкими филёнками.
Входя в храм, человек видел ряд тонких, уходящих вверх колонн, которые завершались пучком ещё более тонких рёбер сводов (нервюр) как бы парящих в высоте. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Иконографические сюжеты начинают постепенно расширяться.
Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трире (начата в 1230 году). – символизирует спасение и вечную жизнь. Нервюры связывали между собой опоры квадратных в плане пролетов нефа. Впечатление движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных колонн и взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория).
Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Об этом говорят нам Крестовые походы, песни трубадуров и философия того времени. Английские готические соборы по сравнению с французскими не столь высоки, зато очень протяжённы, они как бы «распластываются» по поверхности земли. Столешницы столов начинают оклеивать шпоном. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. Динамичность и живописность соборов начали определять характер городского пейзажа.
(Нечто похожее происходило в античном искусстве и, в обратном порядке – воссоединение цвета, конструкции и пластики – наблюдалось в период Модерна, на рубеже XIX-XX вв. ) Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов (иногда одного в другом) в разных масштабах. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника.
Э. Кон-Винер интересно подмечает, что готическая эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения во всех направлениях». Однобашенную композицию можно видеть в соборе Фрайбурга и в церкви Св.
Крестовый нервюрный свод был главным архитектурным открытием готики, он применялся во взаимодействии с системой внутренних устоев (колон или столбов) и внешних опор – контрфорсов. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа.
Готический стиль в Англии держался весьма значительное время. XVI в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Известны также столы, стоящие на четырёх косо поставленных ножках, соединенных проногами. Известно также, что английский король Генрих III (1216-1272) был во Франции, осматривал соборы в Сен-Дени, Реймсе и Королевскую капеллу в Париже. В окончательной отделке сундука участвуют также художник и позолотчик.
В соборах Германии главный неф получает поперечную аркаду – леттнер. В середине XVIII в. возник стиль Неоготики в Англии, несколько позднее – во Франции в начале XIX в., в русле движения «национального романтизма» — в Германии. Уникальный памятник «кирпичной готики» есть и на юге Франции, в г. Альби – собор Сен-Сесиль (1282-1390). На порталах святые ведут неслышную беседу. Ведущая роль в этот период принадлежит архитектуре. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Таковы соборы в Глазго, Солсбери, Кэнтербери, Оксфорде. Одним изних был 23-летний Петер Парлерж, работавший также надстроительством Карлова моста. Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями.
– на западном. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Такие шкафы в большинстве случаев украшались декоративной ковкой. Она отразила высшие идеалы, чаяния и разочарования самых различных слоёв средневековой Франции. Другими ранними творениями немецкой готики являются церковь св.
Здание собора устремлено с запада на восток и каждая сторона имеет свое символическое значение. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы – контрфорсы. Слово происходит от итал. В Англии вслед за «ланцетовидным» и «декоративным» или «украшенным», стилем складывается «перпендикулярный стиль» (1350-1539), в котором вырабатывается своеобразная композиция, включающая две небольшие башни западного фасада и одну огромную в центре, над средокрестием. Кельнский собор (Германия). Одно из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бываетоколо 8 миллионов туристов.
Стены облицовываются дощатыми панелями, украшаются яркой стенной росписью или коврами.
Готика зародилась в северной части Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в., достигла расцвета в первой половине XIII в. и просуществовала до середины 20-х гг. Именно таковы башни одного из ранних соборов «Нотр-Дам де Амьен» («Родная госпожа Амьена») – Богоматери, в г. Амьене (длина собора 145 м, высота нефа 37, 95 м). По плану Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В водах реки плескались обнаженные девы изображая морских сирен. к «Десяти книгам об архитектуре» римлянина Витрувия, где также дал подробное описание такого готического сооружения, как Миланский собор.
В северных странах из-за недостатка строительного камня получает развитие своеобразный стиль «кирпичной готики» небольших, даже миниатюрных храмов. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Причём центральные филёнки более широкие, а боковые – узкие. Примерный срок окончания строительства— 2026год. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
был свет. Увеличить пространство, расширить такое здание не представлялось возможным. Каждому порталу присваивается свое название и символический смысл. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши.
В эпоху Итальянского Возрождения и особенно в стиле Барокко, так много общего имеющем с Готикой, мы увидим противоположный принцип – максимализации, когда миниатюрные элементы орнамента увеличиваются до невероятных размеров и начинают определять облик архитектуры. 51, 52). Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к. Этот контраст производит поистине ошеломляющее впечатление.
Византийские зодчие, заимствовав римский купол, в рамках разработанной ими крестово-купольной схемы «гасили» боковой распор четырех угловых устоев подкупольного пространства связанной системой парусов и малых куполов. В капелле Св. В церкви Санта Кроче (Святого Креста) архитекторы отказались от каменных сводов. Осязаемый, материализованный символизм позднего средневековья раскрывался в пышных празднествах, уличных шествиях и представлениях. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи.
Башни обыкновенно четырехгранной формы, состоят из нескольких постепенно суживающихся ярусов и заканчиваются высокой, орнаментированной сквозной резьбою, крышей. Абсолютно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Собор выглядит прочно и аскетично, внутри – большое зальное пространство (20 м в ширину и 30 м в высоту). Развитие инженерной науки. В XIV веке укорачивается мужское платье: теперь длинные одежды носят только пожилые люди, врачи, судейские.
— Тюдоровская готика. В соборе хранятся сокровища, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку. Подлинной жемчужиной французской Готики является Королевская Святая капелла – Сен-Шапель (Sainte-Chapelle) – в Париже. Принято различать в английской готике три стиля. Немецкий художник и писатель И. Д. Фьорилло в 1810-х гг., также восторгаясь германской Готикой, предложил даже заменить термин «gotik» на «teutsche» («тевтонский»), хотя уже в 1890 г. был установлен факт первого появления нервюрного свода во Франции, в Сен-Дени.
Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит и Нового Завета. стал общеевропейским. Происходило перевоплощение конструктивных элементов. В эпоху Готики начинается новая история статуарной скульптуры. Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь, развернувшая программу строительства костёлов для своей паствы (состоявшей преимущественно из польской диаспоры, широко представленной в крупных городах на просторах империи). Готическая архитектура обычно использовала тёсаные камни (песчаник, мрамор).
Остальная мебель для сидения была намного совершеннее и лучше приспособлена для человека. Слово «готический» происходит от названия племени готов. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Как правило, сундуки имеют накладные железные петли, с помощью которых крепилась крышка.
В Европе— это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора. — строили чисто для красоты. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. ВНУТРЕННИЙ ДЕКОР ХРАМА: ВИТРАЖИ, СКУЛЬПТУРА, ШПАЛЕРЫ Собор нoтp-Дaм в Париже ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ Готика, готический стиль родился в эпоху, когда разрозненные и враждебные друг другу феодальные владения cтaли объединяться и преобразовываться в централизованные гoсударства, а крестовые походы на Ближний Восток не только приносили богатство участникам этих походов, но и способствовали расширению их кругозора и знакомству с новой Cтpоительной техникой. Такая иконография появилась около 1170 года и получила широкое распространение на территории Западной Европы.
Принято разделять английскую готику на три периода: раннюю готику (1189 – 1307 гг. ), декоративную готику (1307 – 1377 гг. ) и позднюю, т. н. Название стилю дали варварские германские племена, вторгавшиеся в пределы Римской империи с севера (3-5 вв. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах.
Современный монастырь Ленин считается образцовым в Евангелической церкви Германии.
Типичнаяготическая архитектураи готический архитектурный стиль — направление, родившееся во Франции в 12 веке из романскогостиля, долгое время известное как «французский стиль» или «современный стиль». Создатели собора остались верны этому принципу и после 1200 года, когда старый, короткий хор, построенный около 40 лет назад, был снесен и на его месте начали возводить новый, гораздо более длинный и просторный (в таком виде он сохранился и по сей день). Он представляет собой редкий пример готического храма зального типа.
Разнообразятся композиции соборов. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика». Характерными для готики типами ёмкостей были, помимо сундуков, поставцы (дрессуары). Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.
К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Талантливый Цвирнер получил право достраивать собор без значительных препятствий. Строительство аббатства Сен-Дени в XIII в. продолжал Пьер де Монтрёй (он же в 1265-1267 гг. Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней.
Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху. opus franci-genum – «франкское творение»), сотворенный, по словам Сюжера, «многими мастерами разных народов» и вскоре действительно развившийся в истинно интернациональный стиль, распространялся «из района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в Париже».
По-прежнему в ходу накладные ажурные железные петли и замки. Ланцетовидный стиль получил название благодаря узким, очень вытянутым окнам со стрельчатыми завершениями декоративный или украшенный отличается чрезвычайно сложной нервюрной сеткой (декоративные нервюры сотовых, звёздчатых, веерных сводов).
Две нижние секции заключены между капителью главной колонны и пояском, отделяющим аркаду от галереи следующие три – между основаниями галереи и трифорием наконец, верхняя секция пилястра в точности вписывается в границы трифория. Вот таким образом в эпоху готики расцветает витраж как основной тип убранства церковных зданий. Поначалу почти каждое мебельное (и не только) изделие ранней готики имеет церковное происхождение. и, наконец, две мрачные башни.
в Школе Лувра, утверждал, что готическая архитектура представляет собой «воспоминание о более древних деревянных постройках кельтов» и является результатом переосмысления франками архитектурной конструкции в стремлении к большей освещенности в условиях севера. Но не только цветные стекла, а и переплеты – «горбыли» и свинцовые перемычки «паечных» витражей имели принципиальное значение – своими узорами они окончательно снимали ощущение плоскости стены.
Они выполняли также роль домашнего клозета. Крупные строительные работы были приостановлены в связи с распространением «черной смерти», страшной эпидемией чумы, охватившей Западную Европу в середине XIV века. Фасады готических соборов, как правило, были двухбашенными, с окнами-розами и фронтонами-вимпергами над перспективными порталами.
Передние и боковые филёнки ящика (сундука) такого кресла обрабатывались, как правило, льняными складками. Хотя хронологические рамки могут быть раздвинуты или сужены в зависимости от того, о какой стране идёт речь. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Это ажурный геометрический орнамент, растительный (лиственный) орнамент, орнамент ленточного плетения и орнамент т. н.
А потом – при возведении Ланского собора. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Здание возводили почти семь столетий, сдлительными перерывами. Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века.
Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. над зданием Ратуши возведена ажурная башня 101 м высотой. Большие шкафы по конструкции сходны с фламандскими.
Соборы украшены большим числом скульптур, которые расположены не только на порталах и галерее, но и на кровле, карнизах, лестницах. Апсида (алтарная часть) окончательно закрепляется в восточной оконечности нефа (еще две могут находиться на северной и южной оконечностях трансепта – поперечного нефа). Ф. Шлегель посвятил этой теме книгу «Основания готической архитектуры» («Grundzuge der gotischen Baukunst, 1804-1805).
Алтарная часть в виде апсиды, перекрытой конхой. В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве. Величественный купол таки создадут, но в эпоху Возрождения.
Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св.
Её тектонической основой явился каркас — сложная система локализующих усилия нервюрных сводов, столбов, аркбутанов (передающих распор внешним контрфорсам), что позволило дать прямой свет в средний неф храма через окна возвышающейся центральной части а её характерными формами — стрельчатые очертания сводов, арок и проёмов, профилированные нервюры и пучковые опоры, остроконечные вимперги, этому плотная, вполне материальная наружная масса собора, поддерживаемая рёбрами аркбутанов, взъерошенная пинаклями, шпилями башен, вимпергами порталов, всплывшая над городом, словно корабль в полной парусной оснастке, поражает своей могучей вещественностью. Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283—1364гг. ), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей. Отсюда вертикаль как доминанта архитектурной композиции. В искусстве Готики «тело» – только символ «мирочувствования в пространстве», носитель «невещественной протяженности» идеи бесконечности. Построение собора растянулось с 1386года до 1906— го.
Всё время, опираясь на античное наследие, она выработала в архитектуре, скульптуре и витражах собственные средства выражения. Был завершен в 1880 году. Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. Здесь зрительный образ не совпадал с работой реальной конструкции. Согласно легенде, огромный Кёльнский собор заложен в 1248 г. знаменитым теологом и алхимиком Альбертом Великим (1206-1280) для того, чтобы поместить в его алтаре останки «Трех святых королей» – Каспара, Мельхиора и Валтасара – трех волхвов, принесших дары в Вифлеем в ночь Рождества. Здесь мы видим первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.
Сами дверцы украшались орнаментом, выполненным в приёмах углублённой резьбы. подобно «Илиаде» и «Романсеро». Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемокфильмов про Гарри Поттера.
Этот стиль получил названиеархитектура неоготики. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Готический стиль распространился в Польше в течение XIV—XVвв.
Затем зеркально выстраивался второй равнобедренный треугольник. Готические влияния имели место при создании трёх известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи— это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата (позже переименована в Санта Мария дель Фьоре). Поставец продолжает быть шестигранным, но его передняя стенка делается шире боковых.
В 1914 г. в результате немецкой бомбардировки сильно пострадал Реймский собор. Главный, западный фасад изобиловал скульптурой изображающей пророков, святых, королей. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. 3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей.
Сохранившиеся описания таких праздников поражают причудливой фантазией и красочностью. Контрфорсы были известны в архитектуре и ранее – в качестве утолщений наружных стен или ступенчатых «подпорных» столбов их можно видеть в византийских и романских постройках. Материалом служили твёрдые породы дерева. Такие поставцы предназначали, как правило, для хранения посуды и напитков. Важно и то, что новый стиль быстрее развивался там, где укреплялась духовная и светская, королевская власть, концентрировались материальные средства в руках могущественных заказчиков. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Эти темы требуют отдельного разговора. хор былосвящен в 1322 году.
К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. Однако на этом история готического стиля не закончилась.
Нервюры сводов со временем усложняются. Различия были и в отсутствии привычного трансепта. К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределения скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была применена на фасаде собора Парижской Богоматери). Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV – XV вв. Позже в членениях мебели начинает ощущаться влияние архитектуры.
Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой. В готических статуях XIV- XV вв.
27:52 – 53). В колониях смешение готики с национальными традициями давало такие причудливые гибриды, как индо-сарацинский стиль. Стены и крыши украшают изящно выполненные скульптуры мифических существ. Витражам в готике придавалось первостепенное значение.
Окнарозы восхищают своими красками. Вернулся в Кёльн, где получил заказ на создание невиданного городского собора, где должны были хранить реликвии трёх волхвов («трёх царей»). Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Он умер, когда ему исполнилось более шестидесяти (точной даты рождения не найдено). По ребрам пинаклей, карнизов, аркбутанов цепочками тянутся «краббы», растительные формы типа бутонов или каких-то странных наростов издали действительно напоминающие копошащиеся живые существа. УPOК 27 ГОТИКА.
Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Французский историк искусства Л. Куражо в лекциях, прочитанных им в 1890-1896 гг. Один из них — Севильский кафедральный собор. Одновременно (ок. 1133 г. ) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии.
Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Резные филенки из дерева с таким мотивом украшают мебель используются для обшивки стен. Понятно, что решение столь грандиозной задачи не под силу одному поколению. Именно этот факт объясняет поразительное сходство многих готических статуй с античными. под руководством аббата Сугерия (Сюжера франц.
Столярная работа выполнялась очень тщательно, с большой точностью. Такие ножки, как правило имели плоскую резьбу. Среди городов, наиболее пострадавших от эпидемии, выделялась папская столица Авиньон.