Готические художники черпали вдохновение в реальной жизни, посредством привнесения в нее духовной составляющей. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошёл около 1200 г., в Германии — в 1220-х гг., а в Италии позднее всего — около 1300 г. Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Художники готического периода пользовались приемом с изображением пустоты для подчеркивания материальности передаваемого кистью сюжета.
В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Иосифа и Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. Слютера и ван Эйка ни в коей мере нельзя определить как мастеров эпохи Ренессанса творения их принадлежат Средневековью как по форме, так и по стилистике.
К середине 13 в. оформилась собственно готическая — по принципу украшения — миниатюра. К лучшим произведениям такого типа относится псалтырь Людовика Святого (1270), принадлежащая парижской Национальной библиотеке. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. Позже этой решетке придавали изогнутую форму, включая ее в общий декоративный ритм целого.
В Выборге здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в. ) в старом городе. Внутри моделей ажурных башен обычно помещались статуэтки святых и реликвии. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи.
Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210-1225): история Марии, "Страсти Христовы", "Страшный суд". Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. Красочная гамма богата. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Западный фасад был выполнен в 14—15 вв.
На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Так иногда они устанавливали дополнительные нервюры идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — так называемые лиерны (ЕО, GO, FO, НО).
Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Изображая свои сцены в помещениях или на фоне реальных пейзажей с далекими горизонтами, он пользовался (хотя и очень приблизительно) правилами перспективы. В Испании Санта-Мария-дель-Мар.
Их объединяет и общее настроение — чуть взволнованная задумчивость. В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. Особенности скульптуры периода развитой или высокой, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных, т. е. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале — благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (le beau Dieu). 12 в. относится и опыт применения свода на нервюрах при строительстве хора собора в Сане.
Весь собор покрыт скульптурной резьбой. Боневе — художник большого дарования, как миниатюрист он известен серией пророков и апостолов псалтыри герцога Беррийского (Париж, Национальная библиотека).
Однако 14 век нельзя считать только временем упадка скульптуры. были созданы кадры архитекторов-профессионалов, подготовка которых стояла на очень высоком по тому времени теоретическом и практическом уровне. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику.
Процесс развития миниатюры в 14 в. завершается творчеством так называемого Мастера часослова Бусико, названного по этому капитальному произведению (возможно, что это уроженец Брюгге Жан Коэн, обосновавшийся в Париже с конца 14 в. ). Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. во Франции.
В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие) индивидуализация лиц – свидетельство приближения к культуре Возрождения.
Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Период XIII-XV вв. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани.
Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Складки приобрели естественную тяжесть глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. В 14 в. в Париже изготовляли в большом количестве складные иконы из слоновой кости. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость.
Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, подобно тому как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. Но это не была холодная, безжизненная декоративность. Общий подъем экономики феодальной Франции в 12 и 13 вв.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» (К.
Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
Часто художники обращались к комбинированию черных, коричнево-серых и белых тонов, то есть к своеобразной витражной гризайли. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Дворец Дожей не представляет собой совершенно целостной, завершенной композиции.
Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон. В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225 —1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец).
Над бочками и мешками с зерном помещены самые разнообразные птицы и животные, а Ной, протянув руки, привлекает к себе голубя. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики.
Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймсский собор поражает своей грандиозностью. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Представляет собой 5-нефную базилику (длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 35 м) с коротким трансептом и двумя фланкирующими западный фасад башнями (высота 69 м). Нижний ярус завершается фризообразной «галлереей королей» («Галлереей королей» называется ряд довольно многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые уже очень рано стали отождествляться с французскими королями. ), ритм которой, в уменьшенном масштабе, повторяет балюстрада второго яруса. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу.
В основной — продольной — части интерьера вместо пяти стали строить три нефа снова развивается трансепт, по большей части — трехнефный.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. В XIII-XIV вв. Весь ансамбль проникнут суровой силой и своеобразным величием. Так, образ св.
Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. Миланский собор (итал. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва.
Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Орнамент книжной миниатюры меняет свой характер. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка.
Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной. «Авиньонское пленение» пап продолжалось 70 лет (1308—1378). ). Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой готической кривой (S-образная поза): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. Снаружи, как уже упоминалось, «и орнамент и статуи и рельефы обычно концентрируются на фасадах. При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение.
Помимо этого, к неоготическому стилю можно отнести Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в 1901--1911 годах в Москве. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. Однако за полуроманской оболочкой скрыто внутреннее пространство, представляющее собой переход от ранней готики к готике развитой, зрелой.
Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). nervus – жила). Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.
Западный же фасад в течение 40—70-х гг. Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. 1435 – ок. XIV век – время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов.
Так, миниатюрный городок Сен Мишель, расположенный на скалистом островке у берегов Нормандии, стал своеобразным «готическим» заповедником. Достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (например, в Виндзорском замке, Королевская капелла в Кембридже, капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и пр. ). Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане.
Но в рамках этого строя горожане старались добиться наибольших свобод и привилегий. Уже в конце XIII в. в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе – культуры так называемого Проторенессанса. Их разбудили два ангела с трубами. Во втором ярусе стена акцентирована меньше, чем в нижнем: ее грузная массивность совсем не выражена. Александр Перриг убедительно продемонстрировал, что в Средние века византийский иконографический стиль отождествлялся с эстетикой раннехристианской живописи. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой.
Расцвет Авиньона, одного из крупных городских средневековых центров южной Франции, связан не столько с естественным ростом торговли и ремесел, сколько с тем, что он был в течение 14 в. резиденцией папского двора (Борьба между французскими королями и папством, начавшаяся в 13 в., закончилась победой королевской власти. Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.
Готическое искусство преимущественно граничит с городом. Строительство храма начато в 1163 г., завершено в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф – трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII – начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). В 14—15 вв.
Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев ("Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха"), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
Своеобразие фасада определяется тонкими вертикальными членениями, как бы вибрирующими, подобно струнам и придающими ему «арфообразный» вид. Начиная со Столетней войны строительство в Англии сокращается. Страницы украшены стрельчатыми готическими арками. Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225—1236). Башня средокрестья, самая высокая в Англии – 135 м, завершается шатровым покрытием.
Отсюда то необыкновенное сочетание ясной простоты и сложного богатства, которое, несмотря на реставрации 19 в. (Так, фигуры «галлереи королей», сильно поврежденные во время буржуазной революции 1789—1794 гг., были в 20-х гг. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Во внутренней планировке отсутствует трансепт, а размещенные частично внутри Здания контрфорсы превращают боковые нефы в ряд изолированных капелл.
принадлежало парижской школе. Усиление средневекового государства под властью короля было особенно необходимо господствовавшим классам для подавления многочисленных восстаний народных масс, например так называемой Жакерии — крестьянской антифеодальной войны во Франции (14 в. ). Прикладное искусство (мебель, костюм и пр. ) развивается в общем русле французского готического искусства. – время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, значительного числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр. ). Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст.
Они оформлены двухъярусной колоннадой. Заложенный в 1282 г., он был закончен лишь через столетие. В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Но в большом числе создавались и предметы, специально предназначенные для этой цели.
Это — подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. XIV века). Слово происходит от итал. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец).
Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Но и художники-ремесленники, в свою очередь, обращались к опыту архитектуры. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. В Пуату еще в 11 в. был разработан тип зальных церквей романского стиля.
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Выше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами (Первоначальные витражи 13 в. утрачены. ). Анализируя искусство рубежа 13 – 14 веков, следует учитывать, что между Италией и Северной Европой существовали важные различия. Реймсский собор строился на протяжении всего 13 в. сначала Жаном из Орбе, приступившим к сооружению собора в 1210 г., успевшим построить стены хора и начать возведение свода. В центре её Богоматерь.
Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах св. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности.
Стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки. Слово «готика» происходит от итал. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв. Вот таким образом продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью.
Франция изнурялась в продолжавшейся до середины 15 в. Столетней войне с Англией. Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети 13 в. широко распространенным явлением и подготовляли переход к поздней готике (конец 13 и 14 в. ).
Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Поэты передавали не только достоинства прекрасной «дамы сердца», но и описывали мир своих переживаний, анализируя свое внутреннее состояние. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220—1230-е гг. ).
Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. В то время впервые появился умывальник. В целом, однако, вторая половина 14 в. не была благоприятна для широкой строительной деятельности.
На заказной мебели непременно вырезали герб владельца. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Книжная миниатюра – прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV – начала XV в. – настоящая энциклопедия французской жизни в позднее Средневековье). Широко распространены были реликварии-монстранцы.
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Так устой превращался в пучок колонн. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Наиболее чистый образец ранней английской готики – собор в Солсбери (1220-1270), воспетый позже в пейзажах Констебла.
Ступенчатые контрфорсы (за исключением контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики. Громадное внутреннее пространство центрального нефа (высота под сводами -35 м) решительно господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Такое четырехчастное построение необычайно ясно и логично. Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное (зодчество.
Собор начат в 1163, в основном закончен к 1257. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики – «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным.
Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид. стран. В готический период это искусство достигло наивысшего расцвета. Находится в Париже на острове Сите.
Это громадное пятинефное сооружение, почти без выступающих крыльев трансепта (который, таким образом имеет лишь подчиненное значение), с двойным обходом хора (соответственно двум боковым нефам продольной части), со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно.
Именно на XIII-XV вв. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776--1796) под Москвой – целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. Боковой распор нервюрного свода, строго лаколизованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами — контрфорсами.
XIV века). Италия. Памятники зрелой готики создавались с 20-х гг.
Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Скульптуру из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями. Если можно определить некоторые секции готического веерного свода как картины в широком смысле слова, то придется признать, что интеграция разрозненных фигур в живописное пространство началась в Северной Европе именно в тот период, когда в Италии творил Джотто. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. С ростом городов обострялись свойственные феодализму противоречия и усиливалась идеологическая борьба, выступавшая в обычной форме ересей и в виде философских и богословских споров номиналистов и реалистов.
В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый "лес" пинаклей и вимпергов (даже "роза" на фасаде имеет стрельчатое завершение). Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Чем выше ярус, тем пропорции арок и окон становятся более стройными и вытянутыми вверх. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Набожный мирянин желал узнать о страданиях и смерти Христа больше, чем можно было прочесть в Евангелиях.
Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек или травей. Основа оставалась чисто романской.
Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Каменщики были не только исполнителями смелых проектов выдающихся зодчих своего времени, но и сотрудниками, вносившими в общее дело свое умение, творческий опыт и художественное чувство. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения.
Среди различных школ особенно знаменита парижская. Правда, решение в данном случае достигается несколько наивными средствами. Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. занимает Италия. Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Архитектор Виллар дОннекур (13 в. ) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане». Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины.
Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Вот таким образом главным светским зданием города была не ратуша, а папский дворец, начатый в 1316 г. Растянутое по горизонтали здание представляет собой на первый взгляд случайный конгломерат отдельных несимметрично расположенных объемов. Дворец дожей (итал.
А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Художественный образ готического храма выражает прежде всего устремление к Богу, трансцендентную идею слияния с ним. Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. По воскресеньям в нём проходили мессы.
Он расположен на территории Новгородского детинца. Затем, в 1140 г., было приступлено к сооружению хора над криптой. Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре.
В Болонье, Парме, Салерно, Монпелье, Оксфорде на протяжении XII-XIII вв. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже (XV в. ).
Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.
Первый длился примерно с 1200 по 1250 г., следующий охватывал вторую половину столетия, а третий — 14 в. Особенности первого периода, носящего переходный от романского к готическому стилю характер, определялись во многом влиянием на миниатюру знаменитых французских витражей (вертикальность композиции, прозрачность, чистота и яркость красок). Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В Псалтыре св. За Этими двумя людьми виден третий.
Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. Строительство продолжали Жан ле Лу (1236—1252), затем Гоше из Реймса и, наконец, в последнее десятилетие 13 и в начале 14 в. — Робер из Куси, в основном завершивший его. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. 1270-1288).
Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Это было сделано, как красочно рассказывает Сугерий, чтобы избежать давки. Самым ранним нервюрным сводом обычно считается перекрытие абсиды аббатской церкви в Морианвале (1125 — 1130).
Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. По семь статуй поддерживают арки входа.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Относительно много витражей сохранилось в Шартрском соборе. Из сооружений 14 в. следует упомянуть церковь Сен Овен в Руане. Фасады трансептов, как уже упоминалось, являются творением развитой готики (1250—1270).
Но не следует сбрасывать со счетов и возможность того, что диптих этот был создан кем-то из богемских или немецких мастеров, прибывших в Англию в 1382 году вместе с Анной Богемской – дочерью Карла 4 и будущей супругой Ричарда 2. Исключительно широко применена и декоративная резьба в обрамлении порталов, оконных проемов, карнизов, аркбутанов и т. д. Украшения эти то состоят из растительного и геометрического узора, то принимают характер фантастических изображений (водостоки в виде открывших пасти драконов, фантастические чудища-химеры на балюстрадах верхних ярусов), но всем им свойственно сочетание пластически объемной формы с ажурной узорчатостью силуэта. Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. В 14 в. новых больших соборов почти не воздвигали, велись в основном работы по окончанию соборов 13 в. (башни Амьенского и Реймсского соборов, «венок капелл» собора Парижской Богоматери и др. ).
Однако и в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Любое изображение на алтаре предельно символично и является знаком определенного обширного содержания. Наиболее выдающиеся представители готической живописи: Р. ван дер Вейден и братья Эйк, Х. Босх и А. Дюрер. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного.
Шедевр этого стиля — псалтырь королевы Бланки Кастильской (Париж, Библиотека Арсенала) — украшен изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер.
на месте предыдущих дворцов-крепостей. Общая их композиция сохраняла в значительной мере условный характер. В готической рукописи изменился вид страницы.
и до конца 13 в. Самые I значительные из них — соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Особое место в европейской художественной культуре XIII-XIV вв. Готика – это и расцвет французской монументальной живописи, витража. 19 в. заменены новыми по рисункам Виоле ле Дюка. ), отличает этот первый шедевр французской готики. чтв.
Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. С IX в. резиденция венецианских правителей — дожей.
Однако современные дизайнеры используют стилизацию под готику в оформлении интерьеров помещений. 1411-1416). Развивается жанр портрета. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. Однако принцип математических расчетов, необходимых для построения той перспективы, которая обеспечивала новое видение мира, своим появлением во многом обязан эмпирическим исследованиям Джотто. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
Франция к концу 12 в. стала центром европейской образованности. Это Мария и Елизавета. Изображения на алтаре разделены пустотой. В лучших вещах 13 в. оно проявлялось с необычайной силой.
В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу – горельефу. Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ.
Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже – разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Постановка фигур становится более устойчивой. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику.
Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Они создавали как бы скелет свода. Темой рельефов служат в основном евангельские истории и «Страсти господни».
Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Одним из самых величественных сооружений ранней французской готики является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).
К работам англофранцузского типа относится хранящийся в Британском музее морализующий трактат «Соммлеруа» (начало 14 в. ).
Он был построен в начале XIII в. (основные строительный работы были выполнены в течение 30 лет) на руинах предыдущего романского собора, погибшего во время пожара 1194 г. Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260—1270-х гг. ). Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра — диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки). В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя.
Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
В образах Марии и Елизаветы ("Встреча Марии с Елизаветой", 1225-1240) явственны отзвуки античного искусства. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов иногда даже появляется индивидуализация облика (святые Иероним, Георгий, Мартин портала южного фасада трансепта). Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения.
В оформлении фасадов, особенно порталов, большую роль играет скульптура (статуи и рельефы в тимпанах над дверьми порталов). В Реймсском соборе долго короновались французские короли. Если принять эту точку зрения, то вопреки общепринятому подходу придется трактовать Уилтонский диптих не как вотивную картину, а как орудие посмертного прославления короля.
Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Сохранилась разработанная романскими зодчими двухбашенность (сами башни возведены были позже, в 1151 г. ), но фасад получил три портала с широкими дверями против каждого нефа.
Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец. 3олотые или золоченые коронки и букеты из самоцветных камней дополняли миниатюрную скульптуру. Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре.
Этому же способствовали аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Ноги святых уже не свисают по скошенной консоли, а крепко опираются на ее горизонтальную поверхность. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Исключение составляют более поздние стены хора.
Интерьерные сцены Благовещения и Принесения Младенца Христа во храм изображены в разрезе великолепных архитектурных сооружений, благодаря чему библейские события воспринимаются так, как если бы они происходили на сцене средневекового театра. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Складывается облик городского муниципалитета – ратуши. Типичным образцом искусства второй половины 13 в. является портал св.
Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма. Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж ("Псалтырь Людовика Святого", Парижская национальная библиотека). В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды.
Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами. возникают первые европейские университеты. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Усилилась повествовательность. И обход и капеллы имели нервюрное перекрытие.
В готических соборах более реальные и живые скульптурные образы оттеснили их на задний план, где они и превратились в украшение водосточных желобов. История французской готической миниатюры довольно отчетливо делится на три периода. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне, выполненная для площади Магдебурга (сейчас она в городском музее). Изменяется трактовка традиционных образов.
Резиденция состоит из Большого дворца, Оперного дома, Хлебного дома и других строений. Фирмена. Центральная для живописи 13 – 15 веков задача реалистичного пространственного изображения предметов волновала не одних лишь итальянцев начиная с Джотто. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки.
Развивая идеи Хёйзинги об истории живописи в период конца 13 – 15 веков, мы приходим к выводу, что готическая живопись достигла своей вершины в творчестве ранних нидерландских мастеров. Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви.
Эта возникшая в 50—70-х гг. Фасады трансептов органично сочетаются с ажурно легкими аркбутанами, которые обрамляют как бы парящий над окрестными домами главный корабль собора с его 12-метровыми стрельчатыми окнами (В 19 в. окружавшие собор старинные домики были снесены и вокруг собора посажены деревья. ). Однако расширенное пространство восточной части храма (имеющей пять нефов вместо трех) (Переход после трансепта от трехнефного к пятинефному членению продольной части здания является особенностью большинства соборов зрелой готики. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Собор Парижской Богоматери (фр.
Строитель этой капеллы (возможно, Пьер де Монтеро) создал прекрасный интерьер, вызвавший многочисленные подражания как во Франции, так и в Англии. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»). Ее сквозной каменный шатер очень типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики. Собор определял силуэт города и был виден издалека.
Творческая деятельность переходит теперь от монастырей в руки светских мастеров, объединяющиеся в церковные организации. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. Она перекрыта нервюрными сводами на массивных арках. Наиболее выразительны южный, обращенный к лагуне и западный фасады. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Это именно иллюстрация, хотя и подчиненная общей композиции книги. Строительство начато в 1386 году.
Внутренние стены центрального нефа также разделены на три зоны.
1240). Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Резиденция папы была перенесена из Рима в Авиньон.
Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. В моей работе рассмотрены архитектура, скульптура и живопись.
Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Верхний массив здания необычно тяжел (ныне существующие окна вначале не предусматривались) и от этого возникает ощущение, что все здание не только выросло из воды, но и как бы перевернуто и мы видим не сам дворец, а только его отражение. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость.
Возникло схоластическое учение Фомы Аквината (13 в. ), возведенного церковью в ранг святого всемерно возрождалось богословие, фальсифицировались в соответствии с требованиями католицизма взгляды Аристотеля, пользовавшегося в средние века огромным авторитетом. Но почти всегда в художественном творчестве жизнь, даже в образах, посвященных христианским сказаниям, воспринималась в ее сложной противоречивости, в вечно изменчивом равновесии. Они внесли значительный вклад в развитие новой образности и новых форм европейского искусства.
Самые типичные работы второй половины 14 в. связаны с мастерской миниатюриста Жана Пюселя, к произведениям которого принадлежат датированная 1327 г. Библия Роберта Биллинга и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г. ) (обе рукописи в парижской Национальной библиотеке). Интерьер Амьенского собора, несомненно, грандиозен и ясен, но несколько монотонен. В таком шкафу выставлялась парадная посуда: драгоценная — в закрытой части, более дешевая, медная и фаянсовая, — на открытых полках.
Образ женщины — олицетворение горького сочувствия страданиям своего ближнего.
В этой галлерее вертикали фасада воплощены наиболее полно и свободно. Все улицы расходились от паперти. Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики.
Высокого совершенства достигла оборонительная архитектура. В духе поздней готики выполнена великолепная ратуша в Сен Кантене (1351 —1509) с большой лоджией в нижнем этаже и сравнительно небольшими окнами выходящего но площадь фасада, завершенного тройным стрельчатым фронтоном. Palazzo Ducale) в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры (XIV — XV веков), в оригинальном стиле которого сочетаются элементы романского искусства, готики и восточные влияния.
Влияние церкви еще остается, однако растет самосознание народа интерес к человеческим чувствам и реальной жизни. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, грациозно улыбающейся, с полузакрытыми глазами.
Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Гибкое владение материалом способствовало увеличению эстетической ценности вещи. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены распор его был наглядно выявлен и строго локализован и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Символический смысл этого жеста достаточно ясен.
Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Особенностью Руанского собора (как, впрочем и многих других церквей Нормандии) является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (интересный пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции). Период XIII в. во Франции справедливо считался "золотым веком" витража (см.
Французы также стремились ее разрешить.
Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко). Блестящий пример зрелой французской готики – собор в Реймсе (1212-1311). Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Среди них было много выходцев с северо-востока Франции и из Фландрии. Торжественный строй монументальных статуй святых, пророков и апостолов, украшающих могучие пилоны порталов, образует нижний ярус композиции. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. К 40-м гг.
Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Грандиозное, по существу, однозальное пространство перекрыто нервюрными сводами.
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины.
Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. В позднеготической немецкой скульптуре, так же как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляются претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего почти совсем не знала французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого "Прекрасного колодца" в Нюрнберге). Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229-1372 в Орвието, 1295-1310). Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов.
В воззрениях номиналистов содержались отдельные положения материалистического характера. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. Одним из первых номиналистов был и Абеляр — яркий представитель ранней городской культуры (1079—1142), у которого, по меткому замечанию Ф. Энгельса, «главное — не сама теория, а сопротивление авторитету церкви».
В 13 и даже в 14 в. функции ратуши и цеховых центров часто выполняли соборы. И в этом огромный вклад искусства Средневековья в мировую культуру. Сохранилось несколько зданий и в Ленинградской области. Ведущее значение во всей композиции принадлежит главному западному фасаду.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. nervure, от лат. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Никола Фроман (ок. "Прозрачная" структура готического собора, в которой плоскость стены уступала место ажурным орнаментам и огромным окнам исключила возможность обильного живописного декора.
собор в Ульме, 1377 – XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). Это редкий для Франции пример готического храма, выстроенного из кирпича. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником, переходным от готики зрелой к поздней.
Итальянский художник А. Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства». Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. мусульманский). Со второй половины 14 в. реалистические тенденции во французской миниатюре усилились.
Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюссель (вт. 1350). Собор, созданный по проекту Робера де Люзарша в течение 13 в. (за исключением башен, законченных в 14 и 15 вв. ), в плане близок к Шартрскому собору.
Своим авторитетом Сугерий поддерживал новшества приглашенных им архитекторов, несмотря на предостережения консервативно настроенных монастырских зодчих. Тяжёлые кольчуги вытесняются новым типом доспехов: соединённые шарнирами куски металла способны покрыть поверхность сложного очертания и оставить достаточную свободу движения. nervur – ребро). С 13 в. ей часто посвящаются порталы. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы.
Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами или гуртами) основой сводчатой конструкции. Не случайно строители применили вимперги (каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны): их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Готические мадонны – воплощение грации, женственности и чистоты. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия.
Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Со своей стороны католическая церковь, карая вольнодумие при помощи инквизиции, была вынуждена обратиться не только к террору, но и к теоретической борьбе, причем перенесла центр своей пропаганды в город. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Ее голова наиболее пластически сложна.
Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Фасад был разделен четырьмя контрфорсами на три поля. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита.
В 12-14 вв. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Этим фактором был заказчик-донатор. Испания.
Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора.
Но против такой гипотезы найдется множество возражений. В самом Калининграде это средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви). Слева изображено побиение Стефана камнями справа — его погребение.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. С середины XIII в. меняется колорит витража: совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет (красный и синий, например, дает лиловый) именно этот эффект использован в витражах капеллы Сен-Шапель. Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем.
В Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов. в Толедо, 1227-1493, закончен в XVI в. ). На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII – начало XIV в. ). В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знамени-тый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера).
Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина 13 в. ). Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Строительство собора было начато в 1248 году. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
Окончательно слагалась и совершенствовалась архитектура феодального замка с системой следовавших друг за другом укрепленных внутренних дворов с башнями, надвратными сооружениями, подъемными мостами, перекинутыми через водяной ров и грандиозной цитаделью — донжоном (замок Ле бо Мюрель и др. ). чтв.
Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400. жилища феодалов и богатых горожан имели уже довольно обильную меблировку.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Западный фасад собора в Руане — типичный пример «пламенеющей» готики 15 в. Он словно распадается на изящные, но мало связанные друг с другом фрагменты.
В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Одновременно вмещает 9 тысяч человек. Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе.
Однако этого не случилось. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев.
Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но с начала 13 в. стало обычным иное решение: все устои делали одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. В сотрудничестве с фламандским скульптором Жаком де Барзе в 1392 – 1397 годах Брудерлам создал заалтарный образ для картезианского монастыря Шаммоль в Дижоне. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью.
Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Собор сооружался очень долго: от романского периода у него сохранились хор и трансепт в духе развитой готики строилась продольная часть (до 1276 г. ), а часть западной башни (до 1362 г. ) и северная башня (до 1479 г. ) несут в себе черты поздней готики. В композиции, посвященной традиционной для средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец 13 в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую обильно поступает свет (также романский мотив. ). Находится в центре Венеции, на площади Сан Марко, рядом с храмом Св. Марка. Особенно ценились небольшие зеркала с крышечками из резной кости, на которых обычно изображались галантные сцены из «Тристана и Изольды» или «Парсифаля». Однако представления о богатстве человеческой души и личных переживаниях человека причудливо переплетались со сложной иерархией высших, «небесных» и низших, «земных», сил, с фантастической верой в мир чудес и в святых христианской религии.
Особенно славилась на всю Францию шартрская мастерская. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. Исключительно широко и глубоко разрабатывались в западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Непропорционально крупные, словно высеченные из камня фигуры Девы Марии и ангела изображены в готическом храме.
Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Жакемар де Эсден создал исключительный по тонкости художественного воплощения Большой часослов (Париж, Национальная библиотека). Весьма показательно, что в середине 13 в. Этьен Буало уже собрал в «Книге ремесел» около 100 цеховых уставов Парижа (всего тогда было около 300 цехов). Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии. Для того чтобы монстранц был лучше виден, он устанавливался на высокой ножке, по форме близкой к ножке потира (сосуда для причастия). Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода.
1320 г. ). Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг.
Так же поражало внезапное расширение пространства при вступлении в трансепт. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. По его мнению, храм – это некий корабль, Вселенная, разделенная поясом витражей вверху и массивностью стен в нижней части на небесный и земной миры.
В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы". Капители, выступы карнизов заполнялись листьями и плодами. К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей.
Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). А. Амадео, К. Солари и др. ). Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах. Данная группа вещей является продолжением искусства романских резных двухстворчатых окон. 344. ).
В XIII-XIV вв. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. В Германии рано появляются конные изображения. продолжает развиваться книжная миниатюра. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон).
Обычно это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже и с часовой башней. Статуя Христа — прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. витраж окна-"розы" Собора Парижской Богоматери на цветной вклейке). В травее притвора был притенен стрельчатый свод на нервюрах.
В центре складня, как правило, помещена Мадонна с младенцем, такая же изящная и элегантная, как в круглой скульптуре из кости. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. Становятся заметными даже движения кисти исчезает пленительная полихромия этой живописи. Шартрский собор (фр.
Художественные особенности этих произведений определялись общностью орнаментальных форм, принятых в архитектуре и в произведениях художественного ремесла. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483).
Кое-где сдержанно и скупо поблескивает золото. Выше — более легкие и стройные колонны (их количество вдвое больше нижних) поддерживают трехлопастные арки и оформляют тенистую лоджию. Особое место в испанской архитектуре занимает стиль "мудехар" (т. е. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. витраж собора в Шартре "Царь Давид" на цветной вклейке).
Главные особенности старого витража – интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. С фрагментом вестминстерского алтаря эту сцену сближают широкие складки драпировок изящество и хрупкость фигуры Младенца Иисуса, а также элегантная поза Марии. Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Среди зодчих поздней французской готики существовала поговорка, ярко характеризующая своеобразие лучших творений этой эпохи, а попутно и эклектизм самих мастеров: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». Дворец строили в 1340—1438 гг.
Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Панно, выполненное совместно Жаном Малуэлем и Анри Бельшозом и хранящееся в Лувре, чарует зрителя тонким взаимодействием между архитектурными элементами, золотым фоном и пейзажем. Все эти поздние сооружения несут на себе следы последнего стиля в декорировке – "перпендикулярного" (последняя четверть XIV – середина XVI в. ), характеризующегося легкостью стен, кружевным узором звездчатых и сетчатых сводов из расходящихся веером нервюр (собор в Уэльсе).
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны.
Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора — портал Страшного суда (с 1230 по 1240 г. ) (Композиция «Страшный суд» первоначально предназначалась для главного западного фасада, а затем, в 40-х гг., была помещена на северный фасад.
Античность при всем мастерстве создания образа прекрасного человека и при ряде других ее поистине великих достижений не дала в скульптуре и живописи образов, столь глубоко раскрывающих красоту сострадания, сочувствия людской скорби. Все предметы мебели были украшены резьбой иногда очень щедро и разнообразно. Французский витраж – и фигуративный и орнаментальный (узор фона и бордюра, а иногда и центральное поле заполнены сплошь орнаментом) всегда был условным, плоскостным, графическим по стилю (например, витражи в соборах Парижа, Лана, Буржа, Руана).
Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Всякий ремесленник – оружейник, сапожник, ткач и т. д. — работал в своей мастерской, в определенном городе.
Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Слово происходит от итал. Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Помещенная над вторым ярусом «галлерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами. Маркс, Конспект работы Грина «История английского народа», «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр.
Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Реликварий-капелла -своего рода модель собора, вернее, несколько его башен, лишенных шпилей, но щедро украшенных литыми и чеканными декоративными деталями. Условно говоря именно благодаря интернациональной готике искусство маленькими шажками пошло в массы. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. и рост городов способствовали расцвету светского строительства.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец 13 в. ), но почти не дает себя чувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела.
Над боковыми порталами — большие окна, попарно охваченные широкими и неглубокими стрельчатыми арками — архивольтами, как бы повторяющими рисунок расположенных внизу порталов в тимпанах арок вписаны розы меньшего размера.
Большим разнообразием форм отличались шкафы различного назначения. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380).
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. В южной Франции наиболее своеобразен собор в Альби. Возрастали и темпы строительства. Отсутствующая «галлерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. Ей часто посвящаются порталы. Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне.
Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность. Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь, с обилием аркад и ниш. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок.
Отсюда и относительная простота сюжетных решений. Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881--1884) и др.
Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Преувеличенный изгиб фигуры, пышность раскраски, с обильным применением позолоты, немного жеманная грация, стандартность улыбки — все это уже граничит с позднейшим этапом. Его строили не только итальянские, но и немецкие, французские зодчие. Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец (XVI в. ) с его Вестминстер-холлом площадью полторы тысячи квадратных метров.
Эта противоречащая всем правилам архитектоники композиция (низ должен быть тяжелее, а верх легче) имеет у венецианцев своеобразное объяснение: среди зыбкой картины бликов и отражений в воде в Венеции необходимо зрительно укреплять, подчеркивать верхние границы композиции. С одной стороны, были объявлены еретиками и уничтожены в ходе кровопролитных войн катары и другие подозрительные секты с другой – нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, в некоторых отношениях не менее опасные для официальной церкви, успешно и беспрепятственно внушали своим мирским приверженцам идеалы братской любви и бедности. Основой орнамента служили мотивы архитектурного декора.
Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи. Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский художник, который иллюстрировал «Страсти Господни». Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет.
В пятинефном соборе в Бурже (середина 13 в. ) со сложной системой аркбутанов отсутствует трансепт, а фасад сообразно пяти нефам разделен на пять частей с пятью порталами. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя св. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Изменяется трактовка традиционных образов.
Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов. Строился с 1163 по 1345 гг.
Прямым результатом такого положения вещей являются две черты, отличающие готическое искусство от романтического: усиление рационалистических моментов, с одной стороны и сильные реалистические тенденции – с другой. Особенно богатой была светская архитектура средневекового Парижа. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи (Лишь в период поздней готики изображение реальной среды и обстановки, окружающей человека, начало приобретать важное значение (готическая миниатюра 14 в. ), предвещая переход к новой эпохе в развитии искусства. ).
Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). Центр второго яруса заполнен большим круглым окном, так называемой розой.
Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика. готика распространяется по всей Европе.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В 13 —14 вв.