Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Витраж – одно из основных направлений готической живописи. Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. Готическая живопись являлась главным звеном в культурном процессе работам этого стиля, наполненным одухотворенностью и величием, присуще неповторимое, своеобразное эстетическое обаяние.
Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.
На одной из стен в 1315 – 16гг., 1321г. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной изящной и грациозной девушки.
Усилилась повествовательность. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Программа нижней базилики построена на сопоставлении жизни Христа и Франциска.
По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Их разбудили два ангела с трубами. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Впрочем, многих исследователей это разнообразие не пугает: несмотря на все затруднения, они все же пытались сформулировать ясные принципы интерпретации готической живописи и ее основные характеристики. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». Здесь можно видеть страстной цикл и отдельные эпизоды жития св. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
Слово происходит от итал. В этом и заключалась совершенная революция.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13 – 14 веков принадлежало парижской школе. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте. Богоматерь Маэста (зачастую в типе Одигитрии) показывает царственность Мадонны. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.
Неоготический стиль ярко проявился в царской резиденции в Царицыне в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. В качестве примера можно привести росписи зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Салуццо. Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. – его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля.
Архитектура готического собора – символ бесконечности. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко» или «барочная готика». В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок.
Но традиционные истоки этого нового типа восприятия физической формы можно рассматривать и с точки зрения того, как размещаются различные предметы в композиции картины. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности.
Как для Джотто, так и для живописцев парижской школы 13 – начала 14 веков пространственное воспроизведение предмета являлось отправной точкой работы различие между этими подходами состояло лишь в концепции самого пространства. В православном искусстве аналогом подобной росписи в Кампо Санто является живопись Лавры Св. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Французы также стремились ее разрешить. «Ты говоришь правду, – отвечает Св. Антония, Онуфрия и др. ). У него появляются стигматы на руках и на ногах, которые, согласно учению католической Церкви, свидетельствуют об особой близости человека Христу.
Чисто светская готическая живопись также имеет свои особенности. Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Об этом напоминает кавалькаде охотников Макарий Египетский, указующий на отверстый гроб.
В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге). Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики.
В готических статуях XIV- XV вв. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Обилие флоральных мотивов в такой живописи связываются с вердюрами в шпалере.
В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной.
Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика. В росписях зала баронов этот конфликт снят, хотя он и является традиционным. Эпоха Крестовых походов совершила переворот в оружейном деле. чтв. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.
Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. С 13 в. ей часто посвящаются порталы. gotico— непривычный, варварский— (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи. Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику.
принадлежало парижской школе. В живописи появляется портрет. Франциска.
Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Все улицы расходились от паперти. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. В качестве примера светской монументальной живописи можно привести росписи Маппамондо в палаццо Публико в Сиене, выполненные Симоне Мартини – автором росписей нижней церкви Сан Франческо в Ассизи и автором «Благовещения» алтаря Сан Анзано 1333 г. Название Маппамондо переводится как «Карта мира». Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ), Нижняя Тура Земское училище. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру.
Он расположен на территории Новгородского детинца. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой».
На длинной стене в среднем регистре можно видеть чудеса Христа, некоторые из которых являются прообразами его Страданий и воскресения (Чудо в Кане, Воскрешение Лазаря) Преображение и Вход в Иерусалим предваряют начало Страстного цикла, расположенного в нижнем регистре длинной стены. 1350). Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Примечательны «шпалерные» росписи стен изображающие сцены охоты и рыбной ловли, выполненные под руководством Маттео Джованетти. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.
Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов – отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, – вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т. чтв.
Сиена – центр гибеллинской культуры – была пронизана духом рыцарства. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено "Колесо десяти возрастов человека" со всеведущим Богом в центре. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого иногда называют «стилем Людовика IX» или «высокой Готикой Иль-де-Франс». Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения. Появление неоготики в России граничит с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов.
Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло). Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже.
В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок. АрхитектураГотический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Интернациональная готика была придворным и международным стилем. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Афанасия на Афоне, где кроме Страшного Суда можно видеть св. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Собор определял силуэт города и был виден издалека. В древности (V – VII вв. ) было принято изображать Распятого Христа облаченным в царские ризы, венец и обувь с открытыми глазами и радостным, победоносным выражением на лице («Христос – Царь Славы»).
Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры9. Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах или нервюрах, принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов – полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы – контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, – все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. Вокруг готического храма и свет и небо становятся иными.
Реликвий Гроба Господня – тернового венца Спасителя и частей Животворящего древа, св. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Не удивительно вот таким образом, что Мартин Турский – святой рыцарь, а позднее архиерей, привлек внимание Симоне Мартини.
В V – VII вв. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение.
появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, – не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. По семь статуй поддерживают арки входа. Один из его учеников говорит: «Это изможденное тело, покрытое только холстом, будет осенено балдахинами и шелковыми покровами».
К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв.
Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
Цикл датируется 1360 – 80 гг. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Франциск лежит на ложе, покрытом мешковиной. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки.
5: 1 – 20). Эпоха позднего Средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм – повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Поскольку под эгидой культа св.
Франциска от мира дала возможность в западной традиции сопоставлять его со Христом. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. Людовик Французский – король Франции и хранитель св. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон.
Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст. Именно его кисти принадлежит самый душераздирающий Страстной цикл. Данные настроения родились под воздействием страшной чумы. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе12.
XIV века). Структура цикла напоминает структуру Джоттовской капеллы дель Арена.
В центре её Богоматерь. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Франциска. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров.
Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Работу выполнили парижские мастера под руководством ткача Карла V Никола Батая.
Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны.
Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой. Именно по этой причине, утверждает Перриг из двух икон "Богоматерь на престоле" работы Джотто и Дуччо более достойной была признана последняя. Как и другие интерьеры Средневековья, убранство Папского дворца сохранилось лишь частично. Нижняя церковь включала множество капелл (камерных церквей, принадлежащих знатным фамилиям), среди которых выделяются капеллы Елизаветы Болгарской и св.
Изменяется трактовка традиционных образов. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре.
В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета.
Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет2)— и сначала использовалось в качестве бранного. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре.
В «Больших французских хрониках» художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. Распятие типа Вольто Санто по преданию восходит к образу, созданному св.
была выполнена композиция «Маэста» : Мадонна на троне в окружении ангелов и святых. В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.
Противоположная стена (XV в. ) занята обширным ветхозаветным циклом и включает также композиции «Коронация Мадонны» и «Теологическая космография». Но против такой гипотезы найдется множество возражений. К одной из стен примыкал камин. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к 39готическому лагерю39, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни.
Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Грандиозные головные уборы. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность.
Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Раннее средневековье VI-XII вв.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной искаженной латыни. Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике.
Ко второй половине XIV века относятся композиции «Распятие», «Воскресение», «Уверение Фомы» и «Вознесения» на короткой торцовой стене (восток), а также цикл «Триумфа Смерти», помещенный на боковой длинной стене (юг) в такой последовательности: «Триумф», «Страшный суд», «Адские муки», «Жизнь анахоретов» (то есть пустынников: Макария и Марии Египетской, преп. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы. Анализируя искусство рубежа 13 – 14 веков, следует учитывать, что между Италией и Северной Европой существовали важные различия. Особое распространение получил иконографический тип «Мадонны Мизерекордии» («Добросердечной») – покровительницы монахов – в сочетании с образом Распятия.
XIV века). Европейцы познакомились на Востоке с лёгкой и ковкой сталью. Лики святых на левой створке и элегантные, почти стилизованные движения и жесты Богоматери и ангелов в правой части этого диптиха несут следы стилистическрй близости к мастерским Богемии и Кельна. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Они были разрушены во время пристроек боковых капелл в 1300 г. Трансепт (поперечное помещение, пересекающее главный неф и образующее с ним форму латинского креста) в раннем XIV веке были заполнены циклами детства и Страдания Христа.
Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Ниже – фрагмент другой ведуты – вид города Арчидоссо. Еще один важный монументальный цикл принадлежит Барне да Сиена в коллегиате Санто Джиминьяно (1350 – 1355 гг. ). В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии.
Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором.
Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья.
Многие из перечисленных святых, представленных Симоне Мартини в капелле Св. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера).
Усилилась повествовательность. В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры. Оба типа дают почувствовать близость Богоматери и Христа изобразить Их любовь. В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись.
Обратимся к росписям Пьетро Лоренцетти в южном рукаве трансепта. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие.
сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Сисоя над отверстым гробом. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию.
Последняя деталь характеризует этот иконографический тип как архаический. С конца XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей отраслью художественного ремесла. Образ Гвидориччо интересен нам совмещением новаторства и архаики.
Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую двухмерность пространства миниатюр «Комментария». 1435 – ок. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности – в высоты духа. Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь художники начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия).
«Христос в Гефсимании» – композиция, отличающаяся большой выразительной силой. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.
Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Эти слова, взятые из проповеди начала 15 века, типичны для средневековой литературы, посвященной Страстям Господним.
Справа от камина – фонтан молодости, слева 9 фигур рыцарей и девять фигур дам. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Этим фактором был заказчик-донатор. Слово происходит от итал.
Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов. А в некоторых деталях изображенных здесь ювелирных украшений можно обнаружить даже следы византийского стиля.
В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Ее голова наиболее пластически сложна. Более того, 39модель ван дер Вейдена39 интерпретировали как эстетическую основу для развития позднесредневековой живописи в Северной Европе – иными словами, для всего искусства 15 века. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство.
Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюссель (вт. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода.
Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Видимо здесь была исполнена целая серия городов. Такие статичные и как бы «неприступные» иконографические типы как Оранта и Никопея, характерные для Византии, не прижились в Сиене. Примером готической живописи второй волны можт служить монументальный цикл Триумфа Смерти в Кампо Санто в Пизе. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни.
В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок. Лик Спасителя просветленный и радостный. В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Идея росписи трансепта в целом состояла в смысловой симметрии. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Маэста – изображение тронной Богоматери с Ангелами и Святыми. Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно.
Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. 1411-1416). Развивается жанр портрета. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). В капелле Св. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).
Франциска. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Никола Фроман (ок. Французы также стремились ее разрешить.
Фигуры близки натуральной величине, вот таким образом они как бы втягивают зрителя в театральное действие. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый».
Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Возникают крупные мануфактуры в Париже, позднее в Аррасе5. «Красивой комнате, предназначенной для радостей и наслаждений, для жизни без войн и раздоров».
Строился с 1163 по 1345 гг. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
В 14—15 вв. Франциск, – ибо все это сделают во славу Божию». Иконография Мадонны в Сиене отличается от Византийских предпочтений. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Методично исследовав данную область культурных взаимовлияний историк искусства Эрвин Панофский поместил раннюю нидерландскую живопись в центр всего средневекового искусства.
Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334—1364). Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Мадонна изображается здесь либо отдельно, либо со святыми. В литературе средних веков тема любви и молодости всегда граничит с темой смерти. На торцовой стене под сценой избиения Вифлеемских младенцев можно видеть большое «Распятие».
Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Иллюзионизм и вещность художников Сиены проявляется в том, что зачастую ретабль – резной заалтарный образ – мог имитироваться средствами живописи на стене. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом.
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Однако принцип математических расчетов, необходимых для построения той перспективы, которая обеспечивала 39новое видение мира39, своим появлением во многом обязан эмпирическим исследованиям Джотто. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Название, граничит с первыми словами песнопения Богородицы, составленное Ей Самой, «Величит душа Моя Господа». Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична.
В ту пору это была неслыханная смелость. Чтобы выработать формулировку такого рода, необходимо провести четкие границы, – в данном случае границу между искусством готики и искусством Ренессанса. чтв. принято называть романикой или искусством романского периода. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Четыре композиции короткой стены связаны с событиями после Распятия, среди которых можно назвать «Сошествие во ад» и «Вознесение». На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена.
Не исключено, что итальянские художники пришли к идее пространственного отображения действительности точно так же, как это сделали, по мнению Фрея, французы, – благодаря строительству соборов. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее.
Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Неподалёку от Санкт-Петербурга по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780). Не следует забывать, что решающую роль в этом 39изобретении39 сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера). Образцом послужили миниатюры X века из «Комментария к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны. Например, отдельным персонажам и группам фигур в росписи Гентпского алтаря работы братьев ван Эйк выделены вполне определенные участки пространства, но взаимодействие между этими персонажами и группами выглядит скорее декоративным, нежели естественным.
Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия.
Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Анзано и Виктора, выполненные Содомой позднее, дополняют картину. Но против такой гипотезы найдется множество возражений. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области.
Здесь отдается предпочтение иконографическим типам Одигитрия (Богоматерь держит на коленях Богомладенца и указывает на Него молящимся, как бы показывая Путь Жизни, – «Одигитрия» значит «путеводительница») и Галактрофусса или Млекопитатательница. (Джотто – художник, работавший в промежутке между двумя готическими волнами итальянского ренессансного искусства). Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ — одежда воплощает эстетический идеал эпохи — образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. В моду входят объемные прически. Готика превратилась в мистический иррациональный стиль художественного символизма.
В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Великая сила отречения св.
В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу – в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» – немецкий стиль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Образы св. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Так на восточных стенах и северного и южного рукавов трансепта располагались изображения Мадонн со святыми и «Распятие». К выводам, сделанным на основе подобных сопоставлений, следует относиться с осторожностью в связи с отсутствием материалов для их проверки. Одним из выдающихся произведений позднего Средневековья, сравнимым с лучшими образцами фресковой живописи, является серия шпалер на сюжеты Апокалипсиса, так называемый Анжерский апокалипсис (1370—1375), созданная по заказу Людовика I Анжуйского. Многие произведения готической живописи свидетельствуют также еще об одном факторе, сказавшемся на развитии нового жанра.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Потолок этого же трансепта был украшен другими художниками в стиле Джотто. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году.
Это образ с широкими разноцветными (красными и синими) лопастями Креста, украшенными золотом и оканчивающимися квадратными завершениями. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически – начало Классицизма.
Облик готического собора производит глубокое впечатление. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Согласно католической традиции, св. XIV века).
Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Тема долготерпения в болезни в момент духовных испытаний возникает в сюжетах из Иова.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Так Готика подготовила Ренессанс. 1270-1337 гг. ) готическим мастером.
Франциску на Страшном Суде также уделяется особая роль. Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). Итальянские художники эпохи треченто были в первую очередь озабочены адекватным представлением живописной темы в контексте архитектурного сооружения. Общая программа залы имеет гражданско-мемориальное значение.
С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего пользования. Возникшая в отношениях между религией и повседневной жизнью напряженность повлекла за собой зарождение новых жанров. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Работы Дуччо, Барнабы да Модена, Пьетро и Амброджо Лоренцетти и др. По воскресеньям в нём проходили мессы. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Центральная для живописи 13 – 15 веков задача реалистичного пространственного изображения предметов волновала не одних лишь итальянцев начиная с Джотто. Продолговатое помещение заполнено живописью разных периодов. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше – вплоть до XVI века. В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма – литературу тайн и ужасов. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре).
По удачному замечанию Панофского, этот великий художник использовал свет таким образом, как будто одновременно смотрел и в микроскоп и в телескоп. Это желание 39увидеть как можно больше39 (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». Украшение светского помещения религиозной картиной, на первый взгляд, представляется странным, однако, такая традиция имела другие аналоги (Флоренция, Барджелло, 1306 г. ) Тема прославления Сиены продолжается и на противоположной стене, где можно видеть рыцаря Гвидориччо – героя военных походов Сиенцев на фоне ведуты – города Монтемасси (1333 г. ). Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Франциском. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным.
На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. Барна принадлежит второй волне, ознаменовавшей эпоху после чумы 1328 года. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света.
Четыре ближайших к Мадонне святых выражают идею диалога между Царицей Небесной и покровителями города. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок.
Арка и свод. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Выбор святых обусловлен именами небесных покровителей знатнейших фамилий. В поздней Готике эта тенденция усиливается. Иконографическая схема и набор святых «Маэсты» Мартини повторяет идеи «Мадонны Руччелаи» Дуччо. Развивался на основе романской, точнее говоря – бургундской архитектуры.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Подготовительные рисунки были выполнены миниатюристом Эннекеном из Брюгге. В «Зерцале совершенства» (так называлось жизнеописание святого) кончина Франциска во дворце епископа Ассизи описана так: Св.
Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Разнообразна тематика цветных витражей – главного вида готической живописи.
Слово «готика» происходит от итал. Франциска.
показывают, что такое готическая богородичная икона в Сиене. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Нижняя церковь Сан Франческо представляет собой сложный живописный комплекс. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов.
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Фреску сменил витраж – уникальная разновидность живописи, в которой картины составляются из кусочков расписных стекол, скрепленных тонкими свинцовыми полосками и обрамленных арматурой из железа.
Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. В Псалтыре св. Плоскостная трактовка всадника, орнаментализм художественной концепции, обилие геральдических символов (геральдический знак balzana повторяется на раме 31 раз, а на картине 21 раз), применение золота – все это говорит о готическом характере изображения.
Данный тип позднее использовался в романской пластике и получил название Volto Santo. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы.
Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка изящна. Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Никодимом – человеком, погребавшим Спасителя. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
В основном нефе находилось два параллельных цикла: Христологический и Францисканский. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства.
До Барны Коллегата была украшена росписями Симоне Мартини и его учителя – Дуччо. Иоанн Богослов воспринимался в чем то близким св. 1320 г. ). Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов.
Особое внимание они уделяют глазам.
Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. В готической рукописи изменился вид страницы. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Возможно именно Джотто первым поставил главный вопрос: как создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости.
Тем не менее одежда укоротилась и это немедленно отразилось на длине волос. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или волнами. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»), вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх») насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»). Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:благородство форм нового здания, значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храматонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», большую высоту нового здания – как раз на высоту окон. Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей и были склонны противопоставлять их.
Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской. Мартина, расписанные Симоне Мартини. И снова готический стиль был оттеснен на задний план.
При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога».