Почти до XVI века в скульптуре Германии хранились готические формы. Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции.
Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Не случайно впоследствии статую называли «сивиллой». Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы.
Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Пропуская через себя и свое творчество сложные процессы, происходящие в стране, они придали своим образам чрезвычайную экспрессию и одухотворенность, подчеркнули контрасты и особый драматизм. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах.
Они сохранились лишь в немногих городах, оставшихся в стороне от промышленного подъема, например в живописном Ротенбурге на Таубере и Цонсе близ Дюссельдорфа. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух.
Мастер работал не один – обнаружено несколько почерков в пределах единой образной системы. Самыми характерными чертами скульптуры является индивидуализация образов, драматизм, реализм, экспрессивность.
Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл.
Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади.
Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке и Монастырь Ленин в Клостер-Ленине. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. Хор занимают двенадцать фигур донаторов, светских лиц и основателей храма.
В первой больше величественности, покоя. Особенно отчетливо выступает Это направление в «Книге евангельских чтений кустоса Бертольда» из соборной церкви св. В этой церкви готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала».
От первой постройки сохранились только остатки фундамента. Но пример не имел последствий и его не копировали.
В конце XII в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Тема, намеченная в одном образе, варьируется и приобретает иную окраску в другом. Статуи донаторов — изображения феодальных властителей, но раболепное отношение к знати и фальшивая идеализация чужды художнику наумбургского цикла.
Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, так преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Надутое лицо недалекого Тимо фон Кинстрица выдает темперамент сангвиника. Доминирующим в палитре красок является чёрный цвет. Силуэт Церкви обобщен, ниспадающий прямыми складками плащ придает фигуре устойчивость. Ширина боковых нефов совпадает с шириной главного, а вышина их лишь немного меньше.
Ослаблялось также стремление ввысь. Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. Оригинальная форма объединения внутреннего пространства представлена цистерцианской церковью в Цветтле (1343). Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Искусство скульптора здесь стоит на грани строгой простоты и свободной грации, не переходит в манерность, свойственную многим созданиям позднейшей готики.
К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала». Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены.
во Франции. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Современники стиля никогда неиспользовали этот термин, описывая свои работы.
Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Вторым великим стилем средневековья была готика. Интересными проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония).
Наиболее ярко показала себя готическая архитектура в Германии. Первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Скульптуры правого портала западного фасада собора в Бамберге (император Генрих II и его жена Кунигунда). В период зрелой готики приходит новое понимание Христа и Богоматери. К периоду расцвета готики в Германии относится возведение Кельнского собора. На портале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (около 1240 г. ).
Николая и ажурная ратуша, сотворенная из того же чудодейственного кирпича. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т. д. Автором помпезного проекта был Герард фон Риле, который работал над ним более двух лет. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». Наружные формы строги, свободны от резного или скульптурного декора.
Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). В 10—12 вв.
Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма.
Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения). Своды любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (38, 5 м). Эти два взгляда как будто несовместимы, однако же те немцы, что по-настоящему любят искусство, восхищаются Реймским собором, равно как столь же любящие искусство французы — Кёльнским собором. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ).
Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т д. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью и одновременно типы человеческих характеров той эпохи. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью.
Он — воплощение стремления к свободе, мужества, гордости. Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Обличье персонажей близко современникам автора.
Эти братья Церингены считаются также основателями города. Отражение истории Германии в архитектуре является отличительной чертой этой страны. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы — «старшую» и «младшую».
Они странно выгнуты и настолько рассчитаны на внешний эффект, что почти лишены действительного внутреннего содержания. Бенедиктинцы Гирсау, применявшие опыт так называемой второй церкви в Клюни (10 в. ), строили церковные здания в виде базилики, разделенной колоннами на три нефа с плоским перекрытием. При выборе сюжетов и размещении фигур скульпторы руководствовались установленными церковью правилами. Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости.
Донаторы в хоре пребывают наедине со своей судьбой, – даже объединенные в группы, они являют резкую противоположность друг другу. В позднеготической немецкой скульптуре, так же как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге. В 1447 году Лохнер становится членом городского совета Кёльна.
Штральзунд – морские ворота Мекленбургской равнины – имеет другой статус. Активно развивается круглая монументальная пластика. Складки одежд разработаны уже с известным реализмом. Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством.
Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы—«старшую» и «младшую». Другие апостолы — бородатые мужики. Наряду с исторической ролью монастырь Ленин обладает большим культурным значением. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
В 50-60-е годы XIII века наумбургская мастерская продолжила свою деятельность в Мейсене. Алтарную преграду – леттнер - украшают рельефы с изображением страстей Христа и – при входе в хор – монументальное «Распятие» с Марией и Иоанном по сторонам. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой.
Вот таким образом кирпичная кладка предопределила известное упрощение архитектурных форм. Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний).
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Австрия, Каринтия и Штирия превращаются в самостоятельные феодальные герцогства. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства.
Последнее качество определило стиль скульптуры хора Кёльнского собора (до 1322 г. ). Нервюры сводов со временем усложняются. Архитектура свободно черпала из обширного античного наследия.
Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. В соборе хранятся сокровища, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. лица, поражая конкретностью и многообразием.
Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. Это приближает собор св.
Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями.
В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся). Одновременно строители извлекали художественный эффект из различной фатуры и окраски кирпича, рисунка кладки, формованных профилей. В группе «Встречи Марии и Елизаветы» на первый план выдвинулся образ Елизаветы. План, архитектурная конструкция и обработка деталей здесь также обнаруживают самобытные черты немецкого искусства.
Стефана в Вене. собор в Ульме, 1377 —XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма.
Главный корабль, отделенный от боковых мощными и богато профилированными столбами, перекрыт чрезвычайно сложным готическим гнездообразным сводом, создателем которого был Ганс Буксбаум (1446). Трехнефная базилика обычно заканчивается тремя алтарными нишами. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности.
Одна – повествование о крестном пути Христа – была тесно связана с литургией и проповедью и потому обращена к прихожанам, в сторону нефа (леттнер служил своеобразной трибуной для духовенства). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами. В отличие от французской пластики, немецкая — использовалась для отделки интерьера храмов.
Как и в других областях искусства, внимание немецкого художника было обращено теперь в сторону Франции, где готический стиль получил более свободное развитие. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. Корона на голове позволяет видеть в скульптуре воплощение царского достоинства. Собор в Бамберге был начат в XI веке и освящен в 1237 году. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы».
Так, в бамбергской статуе св. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста).
В соборе хранятся сокровища, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи.
От первой постройки сохранились только остатки фундамента. Николая и ажурная ратуша, сотворенная из того же чудодейственного кирпича. Взгляд испытующе устремленный вдаль, роднит бамбергскую статую с правдоискателями рыцарских романов, влекомых «стремлением к идеальному преобразованию как человеческой личности, так и всего общества».
Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. Но мастерство немецких эмальеров достигло подлинной артистичности и доски, созданные ими для мощехранительниц, обладают большой декоративной выразительностью и уверенным, сильным рисунком.
Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Небольшие сооружения вроде часовни Королевского колледжа до сих пор удивляют большими готическими окнами и переусложнёнными рисунками потолков. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. К ним относится прежде всего слабое развитие трансепта. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых.
Лучшей конной статуей средневековья считается Бамбергский всадник. Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с явной антикизацией образов. Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами.
Некоторые особенности романского стиля средневековой Австрии связаны с архитектурной школой бенедиктинского монастыря в Гирсау, распространившей свое влияние на всю южную часть империи. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура.
Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. От него сохранились только поперечный неф и остатки башен. Огромный собор в городе Дарем строили по плану собора Св.
Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ). Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве.
Приложение 4). Выдающиеся образцы сохранились в Любеке – столице Ганзы. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы — «старшую» и «младшую». На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. В первой больше величественности, покоя.
Готический образ мрачен и суров, однако и он предполагает элегантность и красиво смотрится. Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны.
В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Закутанная в плащ св. Встречаются двухнефные здания зального типа (приходская церковь в Пеллауберге) и четырехнефные (приходская церковь в Шваце, 1460—1465). Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью.
Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Отношение готических мастеров к окружающему миру носило более личный, эмоциональный характер. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур.
До сих пор не умолкли споры о том, кого она изображает. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Все основные характеристики стиля трансформировалось в нечто новое, ставшее визитной карточкой страны. Западный хор раскрывается перед зрителем как сумма отдельных компартиментов. Поднятые на значительную высоту, они теряются в пространстве хора.
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства. Елизаветы складки плаща, то глухо и тяжело падая вниз, то причудливо изгибаясь, создают напряженный ритм, в котором по-своему выражена психологическая драма, представленная взору зрителя. Таковы, например, Новомонастырская церковь в ВинерНейштадте и приходская церковь св.
Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Остатки средневековых укреплений сохранились и в некоторых других древних городах, например в Борисе. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами.
Очень характерны головы изображенных на рельефе пророков, свидетельствующие об острой наблюдательности скульптора.
На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Сопоставление приобрело в Наумбурге характер смыслового и образного контраста. Современный монастырь Ленин считается образцовым в Евангелической церкви Германии.
и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. Естественно, в каждой европейской стране новый стиль приобретал свои черты. Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей.
Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Закутанная в плащ св. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. Скульптура применяется приемущественно в интерьере. План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. История готического строительства в австрийских землях заканчивается периодом поздней или «своеобразной», готики 15 столетия.
В эту эпоху территория нынешней Австрии входила в пограничные марки — Фриульскую и Восточную (Остмарк, откуда и название «Австрия»). Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Присущая этому искусству выразительность линий и форм свободно проявляется в игре драпировок. Стефана является во многом позднеготическим сооружением. В небольшом количестве может присутствовать и белый цвет.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. За образец был взят Амьенский собор. Так, в бамбергской статуе св. Стройка, начатая в середине тринадцатого века, закончилась только спустя шестьсот лет.
Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Но это не помешало немецким архитекторам сохранить свое национальное лицо. Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н.
Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. Но в немецкой работе по-иному расставлены акценты.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы.
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Скульпторы мастерски вписали готические статуи и рельефы в грузное обрамление. Но французы говорят в ответ, что в их готике порыв не сдержан, а упорядочен, что это придает зданию большую ясность и завершенность и в то же время большее изящество, что безудержная порывистость чужда французскому художественному гению, что она смущает человека, а не возвышает его, что чувство меры необходимо во всем.
Величайшим шедевром Лохнера стал заалтарный образ «Поклонение волхвов» (См. Обличье персонажей близко современникам автора.
Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества. Отражает особенности немецкой готики скульптура портала Золотых ворот во Фрейбурге (1240). Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого периода.
Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Первые образцы зальной конструкции возникли уже на рубеже 13 и 14 вв. Вообще в парных группах и во всем ансамбле наумбургских статуй отсутствует часто встречающийся в средневековой скульптуре однообразный параллелизм форм.
Всадник был символом власти. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Другой особенностью церкви св. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых. Закутанная в плащ св.
Помимо социальной и экономической функций, собор стал центром, в котором разрабатывались основные элементы новой готической архитектуры: заостренные арки, ребристые своды и т. п. Но по своему образному смыслу «Бамбергский всадник» глубже и шире, чем изображение волхва или императора. старые городские стены разрушились или были снесены. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности.
Схоластика не определяла интеллектуальной (умственной) жизни Германии в такой степени, как во Франции. Зданием, обозначившим переход к зрелой готике в кирпичной архитектуре, была Мариенкирхе в Любеке. Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. Произведением смешанного стиля является также церковь цистерцианцев в Хейлигенкрейце, где к романской базилике на столбах, воздвигнутой в первой половине 12 в., пристроен готический хор (1295). Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы.
Земли, составляющие ныне Австрийское государство (собственно Австрия, Штирия, Каринтия, Тироль), в средние века представляли собой воинственную окраину империи, основанной Карлом Великим. Первые здания ратуш появились в 12 в. Их количество росло, по мере того как в борьбе против феодалов побеждали городские общины. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина XIII в. ). Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония). От него сохранились только поперечный неф и остатки башен.
Они едят, пьют, как люди физического труда. Статуи сохраняют тесную связь со стеной и опорой.
В процессе строительства можно выделить три периода: конрадский — романский, бертольдский — позднероманский и готический/позднеготический. Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. В период перехода к готическому искусству общая форма мощехранительниц оставалась неизменной, но постепенно ее стены и кровлю стали насыщать скульптурой и высоким рельефом. Наиболее ранним произведением смешанного стиля в Австрии является венская Шоттенкирхе, построенная в 60-х гг.
Эти слова принадлежат известному в России философу, писательнице Татьяне Литвиновой. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв.
В это период росли города, расширялась торговля и ремесленное производство. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. В самом помещении хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. Могучим созданием средневекового мастера является голова Елизаветы с широко раскрытыми глазами, строго глядящими перед собой в окружающий средневекового человека сложный и сумрачный мир. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства.
Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. В стране, лишенной единства, общенациональные интересы были преданы забвению. Петра в Зальбурге. Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. И проведя своё исследование, мы не можем не согласиться с ней.
У Христа и апостолов простонародные лица, в «Тайной вечере» собравшиеся за столом жадно едят и пьют, круглый хлеб нарезан большими ломтями в чашках – простая еда. Обычно здания такого типа лишены крипты. Мастера были призваны оформлять двухчастный портал трансепта собора, который их предшественники построили в тяжелых романских формах. Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго.
Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствует обходной хор и венец капелл. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее).
Натуралистичность деталей очень ярко выражена в скульптуре хора Кёльнского собора и в фигурах т. н. Стенами были обнесены и тогдашние города. К высокому обходу примыкает венок низких капелл. Даремский собор меньше всего пострадал от поздних перестроек, но имеет «британские» черты — мощные прямоугольные объёмы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад, чем в собор в Кане.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Абрис Синагоги зыбок. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама». Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году.
Скульптурные сцены западной преграды того же Наумбургского собора переносят зрителя в другой мир.
Характерны также плоское перекрытие и расположение башен с восточной стороны (например, в Бадене, Боцене и др. ). Главная особенность готического собора – устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестовые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Готическое искусство Германии не так едино, как французское. Троицы города Кане в Нормандии, Франция. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре.
По материалу: камень, дерево, бронза, мрамор. У Христа и апостолов простонародные лица, в «Тайной вечере» собравшиеся за столом с жадностью едят и пьют, круглый хлеб нарезан большими ломтями, в чашках – простая еда. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Родиной готики считается Франция.
Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия.
Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился и быть тем, чем он хочет. » Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». Это деление обусловливается не столько хронологической последовательностью, сколько стилистическими особенностями двух школ, которые работали рядом. Готический стиль в архитектуре Германии является наиболее значимым и самобытным. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности.
Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма.
Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Наоборот, здесь все рассчитано на зрительное впечатление, охватывающее всю картину в ее целостности и многообразии. Отмара в Медлинге. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. Церковь св. Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно поднимает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом.
Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство. К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала».
Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед.
Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Северная осталась незаконченной южная башня (закончена в 1433 г. ), необычайно стройная и устремленная ввысь, представляет собой одно из выдающихся созданий зрелой готики. При последнем Церингене Бертольде V начался в 1210-1218 годах второй период строения в поздне-романском трёхнефовом стиле.
Сохранены свидетельства о приглашении французских мастеров в Британию. Энергия общего движения ввысь ослабевает. В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью. Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Она усиливала эмоциональность и зрелищность архитектуры. Сохранившийся от первоначального церковного здания западный портал с «Гигантскими вратами» является весьма характерным образцом средневекового искусства.
Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.
Вторая половина XIII века прошла под знаком утраты значительности образов. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. В каждой паре есть такое противопоставление.
Прекрасного колодца в Нюрнберге. Поздняя готика предпочитала зальную церковь. В течение 17—19 вв. Величайшим памятником австрийской готики является собор св. Своды Любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (См.
К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. Особенно сильно богатство душевной жизни выражено в статуе Елизаветы или Сивиллы, как ее называли раньше. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала XIII в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Он изображал мужчин и женщин, облеченных всеми атрибутами своего сана, но прежде всего это самостоятельные характеры, стоявшие на вершине общественной лестницы и потому еще более открытые всем бурям своего сурового времени.
Главный мастер младшей школы хорошо знал современную французскую готическую скульптуру, особенно памятники Реймса. Главным строительным материалом был камень. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых.
Сохранились прекрасные готические здания во многих городах Германии. Работал в Кёльне с начала 1430-х гг. Вольные Имперские города начали сами заботиться о безопасности своих купцов. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа.
Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Время формирования нового искусства —15 столетие. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. Вместо уничтоженного трансепта с южной и с северной стороны собора были выстроены две башни пирамидальной формы.
Город законсервирован – чтобы вечно плескалось у его границ серое Балтийское море и подпирали небо тяжелая церковь Св.
Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. То же самое происходило и с человеческим телом. В итальянской культуре XIII—XIV вв.
Готическая скульптура гораздо более самостоятельная. «Всадник» – наиболее загадочная фигура среди бамбергских статуй. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ).
В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Готическая скульптура-органическая часть архитектуры собора. Позы естественные, одухотворенные. Контраст является одним из главных композиционных и образных принципов гениального наумбургского мастера и этот принцип проходит через все стороны художественного целого.
Таковы хоры цистерцианских церквей в Лилиенфельде и Хеилигенкрсице. Готическая скульптура Англии. Она не подчинена плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период.
Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Следы его деятельности ученые стремятся отыскать в Амьене и Нуайоне. Историзм был чужд сознанию XIII века. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза).
В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. Особенно богато украшались соборы, главное место принадлежало статуе и рельефу.
Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны. Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений — статуя императора Отгона I на коне — для площади Магдебурга (сейчас она в городском музее). Так, например, венский собор св. На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII — начало XIV в. ). Эпоха готики (конец XII – XV вв. ) – это период, когда большую роль начинает играть городская культура.
Он ближе созданиям поэтического гения рыцарской литературы. Как и большинство его современников, Наумбургский мастер прошел обучение во Франции. А также посмотреть на Ульмскую колокольню самому, насладиться тем, что внутри. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков.
Скульптуры Наумбургского собора, созданные через много лет после смерти портретируемых, не могли иметь сходства. Термин «готика» имеет необычную историю иконнотацию. произведения Стефана Лохнера. С декоративной стороны зодчество школы Гирсау (расцвет которой относится к первой половине 12 в. ) носит весьма сдержанный характер, хотя в украшениях порталов и прорывается богатство народной фантазии.
В течение 15 в. происходило достраивание и перестройка начатых ранее готических зданий. Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны.
Так, в бамбергской статуе св. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, чтов скором временилюди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый.
Левый тимпан украшает полное драматической экспрессии «Успение Богоматери». Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В этих краях ощущался недостаток природного камня, пригодного для постройки храмов, вот таким образом специфика местного строительного материала не могла не отразиться на архитектурных особенностях сооружений. Впервые человечество получило идею ценности каждого человека. Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле» — характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в 17 веке игнорируя европейские стили и европейский опыт.
Гаргулья (от фр. Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. Хоры собора в Кентербери выстроил французский архитектор Вильгельм из Сана. Христос из грозного Судьи и Вседержителя превращается в мудрого проповедника. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы. Св.
Вообще сильной стороной готической скульптуры в Германии было изображение индивидуальности, в которой противоположные черты слиты в неразложимое целое. Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения.
Яркий макияж на фоне мрачного одеяния, драпировки и складки производят должное впечатление.
Памятником более зрелого стиля является церковь св. Статуи на западном фасаде собора в Страсбурге (начат в 1277 г. ) восприняли из Северной Франции склонность к облагороженному изяществу фигур. Рассматривается историками искусства как главный мастер кёльнской школы. Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа). Общий характер скульптуры безжизненный и суровый. Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление.
Главный мастер младшей школы хорошо знал современную французскую готическую скульптуру, особенно памятники Реймса. Здесь готика более акцентирована на кубическую четкость объемов и гладкость поверхностей. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Эти братья Церингены считаются также основателями города. Штральзунд — морские ворота Мекленбургской равнины — имеет другой статус. Одним из замечательных приемов зальной конструкции может служить и церковь в Штрассенгеле (1346—1355).
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Неболшие фигуры тонут в обильных складках одеяния. Человек того времени полон духовных сил. Не приходится доказывать влияние французской архитектуры на немецкую, многие немецкие мастера просто учились во Франции, работали во французских строительных артелях. В Майнце сохранились фрагменты композиции, выполненные его мастерской. Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна.
Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу.
Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Каждый человек сопричастен Богу, он «куплен дорогой ценой», он сам создаёт свою жизнь». Можно говорить о соединении двух теологических программ. Немецкие зодчие первостепенно уловили и восприняли в готике дух мятежности и страсти. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось.