Люкарна была характерным элементом барочной архитектуры. Широко применялась в архитектуре конца XIX—XX века в связи с характерными для неё декоративности архитектурных форм и интересом к архитектуре предшествующих эпох готики и Ренессанса. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана. В хорах помещали двумя рядами скамьи для клира – священников. Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности.
В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Например, в соборе Парижской Богоматери, где в строительстве использовались камни неодинаковой величины, базы колонн имеют различную высоту: для баз (как и для капителей готических колонн), единство размеров не соблюдалось. transeptum, от trans – через и septum – ограда), в средневековых храмах: базиликах и зданиях крестово-купольного типа – поперечный неф, корабль, пересекающий под прямым углом главный неф здания. Пирамида – это уникальное сооружение в истории архитектуры, в нем полностью отождествляется конструкция и композиция.
кафедра). В ранней готике углы цоколя срезаны (собор в Шартре) или убрано целиком вертикальное ребро (собор Парижской Богоматери). Периптер сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаикиПонятие ввел Витрувий, который дал типологию древнегреческих храмов (мегарон, простиль, амфипростиль, периптер, диптер). Первые арки были построены в Риме во II – I вв. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую» : считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы – около 150 000 кв.
Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Возводились в честь императоров и военных побед Рима над другими народами. В архитектуре Классицизма руст имитируется кирпичом и штукатуркой. также абака). Самая большая из трех великих пирамид – фараона Хуфу в Гизе имела в высоту 148, 2 м (ныне ее верхушка утрачена), сторона основания – около 230 м. Пирамида сложена из 2 млн 300 тыс.
Затем верхние галереи приспособили для женщин и стали называть матронеями (женскими). perpteros — окруженный колоннами, от per — вокруг и ptern — крыло, боковая колоннада) – тип древнегреческого храма в антах, вокруг которого со всех сторон дорический ордер (чаще всего), колонны в один ряд. Их сооружали на перекрестках дорог, у въезда на Форум. thermae, от греч. аркатура машикули). ТЕКТОНИКА (греч.
choros – совместное пение, единение, сбор), в западноевропейских базиликах хором называют огороженную часть главного нефа от средокрестия до алтаря или пресвитерия (иногда понятия хора и пресбитерия используют как синонимичные). ТЕРМЫ (лат. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Цоколь обычно получает декоративную обработку.
Периптер— прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию. Thriambos – торжественная процессия, гимн в честь Вакха см.
Отдельно стоящие готические колонны представляли собой опору, на которой пучок колонн стоит на «пяте» – одной массивной опоре, окруженной примыкающими к ней тонкими колоннами. Фуст – ствол колонны от базы до капители. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг. ) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли). Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная). Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.
В европейской архитектуре позднеготического периода и в эпоху раннего Возрождения появился тип мансардных окон в люкарнах, со стороны фасада представляющий собой выложенное из кирпича продолжение стены. фригидарий тепидарий кальдарий), сферистерием (залом для игры в мяч), гимнастическими залами, библиотеками, экседрами для бесед и ученых занятий. триада Витрувия), тосканский ордер является самым простым, мощным, тяжелым из пяти ордеров, которые использовали древние римляне (вслед за ним Витрувий поставил римско-дорический ордер).
triforium, от лат. Рассмотрим особенности окна-розетки. Такие окна нередко декорировались пышной лепниной с использованием стукко. Под триглифами располагаются тения и регулы с гуттами. стереотомия). Над венчающим карнизом помещали аттик с памятной надписью. На его вершине – статую императора или квадригу (четверку коней) – триумфальную колесницу.
В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (неовизантийский стиль), конхи, как правило играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. tropaion, от trope – поворот), мемориальное сооружение античности.
Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Разорванный — с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения. thermos – горячий), древнеримские бани.
Например, как в Реймском соборе на фото выше. Точки пересечения (вершин) треугольников и их производных определяют основные конструктивные членения постройки, что обеспечивает связанность конструкции. Трансепт образует перекладину креста в планировке храма.
Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Дощатым или французским (ленточным), рустом называют обработку фасада глубокими горизонтальными врезами (без вертикальных швов). Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания.
Треугольный — в виде равнобедренного треугольника. Розу застекляли витражом. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Раскрепованный — с выступающими вперёд частями — раскреповками (см. : Раскрепованный ордер). Ствол готической колонны обычно представлял собой правильный цилиндр.
Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича. Верхние стволы колонн обрываются на абаке, а нижняя часть устоя сводится к цилиндрическому стволу (как в Соборе Парижской Богоматери) или стволу, усиленному пучком колонн вокруг основного столба. — Тюдоровская готика. Наиболее известны арка императора Тита (81 г. ), трехпролетные арки Септимия Севера (203 г. ) и Константина (315 г. ). Внутри Периптер обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом. Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей) имеющих культовую, религиозную принадлежность.
Триангуляцию называли также французским способом пропорционирования, противопоставляя его германскому (на основе квадрата и его диагонали). также суперпозиция).
ТРИГЛИФ (греч. Арки украшали рельефами, статуями, облицовывали разноцветным мрамором. Ступенчатый — в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху. ПИРАМИДА (греч. Подобные готические колонны характерны для 12-13 веков.
Подобные приемы создают впечатление прочности, устойчивости, логичности (см. пропилеи тетрапилон). до н. э. ). Полукруглый — с полуциркульным завершением. РУСТ, РУСТОВКА (лат.
Триглиф представляет собой вытянутую по вертикали каменную плиту с двумя целыми, а по краям половинными желобками (нарезками). Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. зиккурат мастаба). В то время подобные ребра имели декоративное значение. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении. Удаление углов делали для того, чтобы цоколь занимал меньше места.
zoccolo, букв. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. После окраски всех кусочков стекла их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н».
Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Периптер – (от греч. tropaeum, греч. Стекло получалось полупрозрачным.
Эти хоры предназначались для князя и членов его семьи. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Рустовкой подчеркивают углы и нижний, цокольный этаж, что придает постройке тектоничность. арка), тип сооружения, который древние римляне заимствовали из восточной архитектуры. Египтяне называли пирамиды Пер-О (Большой дом), однако назначение египетских пирамид до настоящего времени не ясно (традиционная версия о гробницах фараонов не подтверждается). Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII—XVI в). В Англии и Шотландии в правление династии Тюдоров (XV—XVI века) получили распространение такие окна в постройках с остроконечными крышами.
— строили чисто для красоты. ТОСКАНСКИЙ ОРДЕР (по названию центральной области Италии – Тосканы см. Цоколь – (итал. до н. э. (ср. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).
У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Получался плоский диск (до 1, 5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Триангуляции придавали мистическое значение (символ Святой Троицы), мотивы пересекающихся треугольников повторялись в орнаментах кафедральных соборов. Во Франции со времён Людовика XII аналогичные окна сооружались на крышах замков. diamanti – алмазный, бриллиантовый).
Свободные римляне проводили в термах целые дни. Arcus Triumphalis, от греч. ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ (лат. Прерванный — с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. ХОР, ХОРЫ (греч. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.
Оно подменяло живое творчество богословской учетностью. Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой. ТРАНСЕПТ (поэднелат. Трапециевидный — в виде трапеции.
При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным. ТРИАНГУЛЯЦИЯ (от лат. Триглифы помещают над осями колонн, посередине интерколумни-ев (расстояний между колоннами) и на углах здания. Хорошее освещение в храме создавало ощущение легкости, парения.
Вот таким образом дорический фриз иначе называют триглифионом или триглифо-метопным. Первая треть XVIвека. По канону Витрувия (см. Иногда строили два трансепта либо трансепт, состоящий из двух или трех нефов.
ордер) италийский (древнеримский) вариант греческого дорического ордера. У римлян они превратились в сложные сооружения с многими залами: аподитерием (предбанником), помещениями с холодной, прохладной и горячей водой (см. В рукавах трансепта размещали дополнительные апсиды (см. триконх тетраконх), а их фасады (северный и южный) украшают круглые окна – розы.
Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. ТРОПЕУМ, ТРОФЕЙ (лат. Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п.
Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. блоков известняка и ранее имела облицовку (ср.
Лучковый — дугообразный, напоминающий натянутый лук. По образцу древнеримских триумфальные ворота строили во многих странах в эпоху Барокко и Неоклассицизма (XVII – XVIII вв. ), в период Ампира (стиля империи) начала XIX в. ТРИФОРИЙ (позднелат. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров.