К сожалению, революция 1793 года увидела в Леду лишь представителя старого режима и прекратила строительство города соляных приисков. Утомленный уговорами Леду, король подписывает декрет на строительство города Шо при соляных приисках в провинции Франш-Конте. Один из таких редких примеров – город Шо, спроектированный Клодом Никола Леду при соляных приисках в провинции Франш Конте.
Леду не позволяет ни одной стене остаться невыразительной служебной плоскостью: все они должны являться архитектурными акцентами, твердо и весомо расставленными в пространстве. «Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство».
На концах диаметра стоят два дома для служащих. Департамент Юра богат подземными залежами каменной соли. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное.
Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу.
Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII – 1-й половины XIX веков (Ж. Ф. Джованни Батиста Пиранези не только создает серию за серией гравюры, прославляющие величие Рима, но и рисует свой главный «психоделический» шедевр – «Темницы», которые сначала остается незамеченным современниками, но в XIX веке приобретает поклонников в лице французских и английских романтиков «Страшные, чудовищные, неповторимые темницы», которые и по сей день будоражат воображение зрителя, заставляя гадать, кто заперт там – люди или гиганты и почему лестницы этих темниц ведут в бесконечность. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. Леду создал проект промышленного города Шо при соляных рудниках и частично его осуществил. Он даже изобрел своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства.
Они были воздвигнуты в 1770-е и 1780-е гг. Произведения Клода Никола Леду поразительно современны. Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. В полисах проживало обычно не более 10 тыс.
Умер Леду 19 ноября 1806 года в Париже. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р. Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, вот таким образом Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры».
В старину люди не умели добывать соль в шахтах. С одной стороны это место действительно интересное для ценителей и знатоков архитектуры. В этом нет ничего примечательного, но все же здесь мы встречаем идеи, которые позднее будут проповедовать Фурье и Кабе. После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. Город Шо был задуман Леду как новая социальная модель общества. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков».
Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Так в его проектах возникают то реминисценции далекого прошлого – конус пирамиды, кольцо амфитеатра, – то формы, обращенные своей новизной в такое же далекое будущее. Чандигарх состоит из 47 секторов (блоки кварталов размером 8001200 м), каждый из которых предполагалось наделить самостоятельностью – внутри квартала находились школа, храм, учреждения досуга, предоставлялись рабочие места. Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б.
особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766 замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777 постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772 и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI». На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). В 1760-е и начале 1770-х гг.
Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Вдоль главной оси размещались Дворец правительства и Верховный суд. Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте) и в еще большей степени – связанные с ними проекты. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Слава Леду как выдающегося архитектора началась с 1771 года, когда он построил для мадам Дюбарри элегантный павильон, возбудивший широкий интерес. Он разрабатывал новые жилища для кустарей и крестьян, он требовал разрушения трущоб.
«Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство». Руссо в романе «Эмиль». В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки.
Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Это— первый воФранции пример монументальной индустриальной архитектуры. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников.
Поиски идеального города, наверняка, начались задолго до известного диалога «Государство» Платона, где философ описывает справедливую и гармоничную модель общественной жизни в пределах городской единицы. «Имей мужество пользоваться собственным умом» – эти слова великого немецкого философа Иммануила Канта можно смело использовать как один из девизов эпохи Просвещения. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Архитектор также предчувствует кризис жанра архитектурного ансамбля и потому создаёт уникальные сооружения на основе лишь творческой интуиции, осуществляя свой принцип «свободного союза самостоятельных блоков».
В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». Леду настойчиво подчеркивал моральную сторону искусства, приписывая архитектуре самые неограниченные возможности. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale dArc-et-Senans). «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. Вместо этого в его проекте возникает демократический амфитеатр с широкими рядами скамей.
Леду частично использует эту схему впроекте идеального города Шо. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, свободный союз самостоятельных блоков.
Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж. Ф. Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773) заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. чел., он состоял из центра (агоры, торговой площади) и окружения (сначала – дома знати, затем – кварталы бедняков).
Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля». Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux 21 марта 1736 — 19 ноября 1806) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Производственный процесс длился 48 часов. Спроектированный Леду «идеальный город» Шо так и не был построен из-за Французской революции. «Стереоскопическая геометрия» зданий Леду оказала существенное влияние на становление стиля ампир.
Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. Забывая об узкопрактическом назначении тех зданий, которые он должен строить, архитектор мечтает создать из пояса этих застав монументальное обрамление всего Парижа. Одна из самых интересных располагалась на Сент Мартен.
Руссо в романе «Эмиль». Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции.
Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба – в Ролампоне). Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду. О них напоминает название городка Салин-ле-Бэн. Руссо в романе Эмиль.
Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства.
Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы дАнфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары. 1793–94 проводит втюрьме. Ученик Блонделя.
Но не все римляне смирились с этим. Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Человек внутри такого полиса был винтиком, свободно заменяемой частичкой. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников.
Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)6 было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Архитектура подражает также и организации человеческого общества.
Однако проект выдерживает немало критики. В 1936 году стропильную конструкцию заменили бетонными арками. Директорский дом и солеварни образуют своеобразный «диаметр» комплекса. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором».
Треугольный фронтон его дома прорезан круглым «недреманным оком». Кажется, что дом невелик. С этической точки зрения этот идеальный город выглядит очень тоталитарно. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, свободный союз самостоятельных блоков.
В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Оформление каждого элемента комплекса соответствовало его функциям. Дома расположены свободно, со всех сторон окружены пространством и не имеют главного фасада, обращенного к какой то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса.
Труара. С другой стороны глаз почему то не очень радуется. Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж. Ф. Блондель (J. F. Blondel) и Л. Ф. Труард (L. F. Truard). Дом хранителя источника и Дом садовника, Дом воспитания и Дом братства – творения Леду предваряют язык Французской революции и заставляют вспомнить слова Леду: ««Круг и квадрат – вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений».
С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («LArchitecture consideree sous le rapport de lart, des murs et de la legislation» задуман как 5-томный, написан только 1-й том в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. В городе почти нет заказов для архитекторов. Житель бесправен и безголос – традиционная яркая индийская жизнь, всё, что ассоциируется с этой культурой, заглушается монолитными бетонными формами, обширной пустотой. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. был в заточении за связи с жирондистами. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников.
На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Тем не менее в 1982г. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля».
Основные здания расположены в виде полумесяца. В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Для Рима в отличие от многих других европейских стран XVIII век – время упадка.
Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого. Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге. С незапамятных времён правители ввели государственную монополию и налоги на соль.
Основы нового классицистического направления ярко выразил в своем творчестве французский архитектор Клод Никола Леду (1736—1806). Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу. Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. Испокон веков соль считалась едва ли не большей драгоценностью, чем золото.
«Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Стены настолько пропитались солью, что тяжесть крыши грозила их раздавить. В их масштабных геометрических объемах уже чувствовался архитектурный язык стиля ампир – его торжественность и тяжеловесность.
Рядом с источниками люди строили соляные варницы, вырубая на топливо окрестные леса. Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (фр. Saline royale dArc-et-Senans) находится в лесу Шо неподалёку от Безансона, Франция. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Леду спроектировал также храм Добродетели и церковь, но не обычную, а предназначенную для различных семейных обрядов (рождений, свадеб, похорон). В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа».
Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания – памятник Всемирного наследия). Как приказ, не исполнить который нельзя. солеварня в Арк-э-Сенан была объявлена памятником Всемирного наследия. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен.
В Чандигархе архитектор говорит, а Индия безмолвствует. Творчество Леду 1770-х годов настолько овеяно влиянием великого зодчего XVI века Палладио, что этот период даже называют палладианским. Это демонстративное признание того, что свое творчество архитектор подчиняет целесообразности, практическому удобству для человека.
Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний и предельной выразительностью в своем замкнутом величии. Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими. С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде.
В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. А это пушечный двор. Мост через реку Лу.
Блонделя, затем – у Л. Ф. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Один из них носит историческое название «габель».
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду. С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде.
Во многом благодаря его работе в ответ на формальную планировку французского сада развился новый стиль (до сих пор называемый на континенте фр. Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. Полукруглая часть комплекса или циркумференция, образована воротами и четырьмя одинаковыми зданиями по бокам. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. Он проектирует около восьмидесяти зданий разного масштаба, – все они, охватив столицу единым кольцом, должны дать ее границам стройные архитектурные формы, дать каждой из дорог-въездов торжественные ворота.
Вовремя своего заключения заканчивает проект городаШо, где развил идею ренессансного «идеального» города, задумав единый комплекс жилых, производственных иадминистративных зданий— то есть идеальное поселение при производстве. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. Читая его, часто думаешь, что это современный автор. Постепенно солевары сожгли вокруг всё, что горит, да и солёные источники почти иссякли.
Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Кваренги, А. Д. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели. Эмиль Кауфман историк искусства провозглашает его, ни много ни мало, отцом современной архитектуры, предшественником Ле Корбюзье.
Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)5. Можно сказать, что Чандигарх – это город-брэнд. Работы Леду из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т. е.
«Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство». Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы). Иногда он предвосхищал Ле Корбюзье и его «Лучезарный город», а иногда – Гауди с его безумным барокко. Барельефы с соляными скважинами украшают и «грот из дикого камня», скрывающийся за колоннадой.
Эмиль Кауфман историк искусства провозглашает его, ни много ни мало, отцом современной архитектуры, предшественником Ле Корбюзье. Гэндон и др. ), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм). В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии.
В этом нет ничего примечательного, но все же здесь мы встречаем идеи, которые позднее будут проповедовать Фурье и Кабе. В них в особых печах выпаривали соль. Захаров, Дж. Тома де Томон, Дж. Этот проект был опубликован Леду в1804в книге «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов изаконов» (Larchitecture consideree sous lerapport des arts, des mouers etdelaLegislation), которую онпосвящает русскому царю Александру I. Соляные разработки, превращенные Леду вовальный центр городаШо, можно рассматривать как один изпервых примеров промышленной архитектуры.
Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы интерьер не сохранился) и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке). Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Так, например, в его проектах сфера символизировала земной шар.
проектировал для французской знати изящные особняки «в английском вкусе» — первостепенные образцы «стиля Людовика XVI» (павильон мадам дю Барри в Лувесьенне, 1770-72 дом балерины Гимар близ Парижа, 1770). Она состояла из огромного куба, украшенного четырьмя портиками пестумско дорического типа. Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу).
В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю.
В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. Влияние Дж. Б. Архитектор Ле Корбюзье работал над проектом идеального города в Индии в течение 10 лет (1950 – 1960 гг. ). На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля дАлльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма. В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comt), при рудниках с солевыми залежами. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля.
Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Этот город рисуется ему живущим стройной общественной жизнью, в которой нет места социальным конфликтам и несправедливости, в которой сбываются утопические мечты Руссо об идеально естественном и свободном человеке. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма.
Здесь всё симметричное, классически правильное, должное радовать глаз. Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот. Остальные были сожжены и уничтожены. Его опоры выполнены в виде кораблей. Архитектор прожил ровно 70 лет и умер в 1806 году.
В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях) исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего то необычного и дерзкого. Закрыта для промышленного использования с 1895г., сейчас здесь музей. Соль хранили в бочках, а делали их на месте, скрепляя обручами, выкованными в кузнице. Один из корпусов циркумференции занят музеем Клода Николя Леду. Здесь можно увидеть невероятные по смелости проекты автора «идеального города». Замысел был осуществлен лишь частично.