02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christies в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Гончарова Наталья. 18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christies в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4, 948млн фунтов стерлингов (почти 10млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
хотела на Восток, попала на Запад» 12. От иконы, от лубка, от деревянной игрушки, от подносов (которыми увлекались их соратники по «Бубновому валету»), от вышивок, от платков. Работа «Пустота» была одним из ее первых опытов, однако подтверждает чутье Гончаровой на требования времени. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой. Где-то преобладают теплые цвета, где-то холодные.
Но как заметил еще Бенуа: «Очень много значит увидать их теперь снова в целом творении художника» 4. Искусство Гончаровой как будто не подходит под такие определения. 16 октября в Третьяковской галерее в здании на Крымском валу откроется выставка Натальи Гончаровой «Между Востоком и Западом».
Она пишет себя не тонкой и хрупкой, а насмешливой и открытой. Они состояли из плоскостей, задававших движение вдоль сцены. Гончарова обращалась в 1912–1913-е годы. Гончарова издала серию литографий патриотической направленности «Мистические образы войны» и проиллюстрировала книгу Т. Чурилина «Весна после смерти». В 1915 году художница получила заказ на сценографию для постановки спектакля «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А. Я. Гончарова и сама это понимала. Будучи в Париже она находится под влиянием различных течений. Не будет преувеличением сказать, что такой выставки ни в России, ни на Западе еще не было.
Этот цикл тоже относят к вершинам творчества Гончаровой. Она не только рисовала авангардные картины и занималась графическим дизайном. Таирова. Перед нами авторский сюжет Апокалипсиса, основанный на откровении Иоанна Богослова. И еще дальше – до низовых форм народного искусства. Здесь не требуется ни специальной подготовки, ни предварительного погружения в материал.
Выпускает каталог Э. РА (Эпоха Рассвета) современных российских художников, фотографов, графиков. В советские годы искусство авангарда, как известно, находилось под запретом. Но, помнится, читать её текст о двух Натальях Гончаровых нелегко. Ведь «Обнаженная» выполнена не на заказ, а, вероятно, для разрешения какой-то творческой задачи. Это абсолютно уникальная вещь — все картины решены в одних и тех же цветах, при этом у каждой есть своя гамма.
В 1938 году Гончарова и Ларионов наконец-то получили французское гражданство. Чайковского и Н. А. Но известно несколько ипостасей этой удивительной женщины и Художника. Тем не менее, они остались жить вдвоём и поддерживали тёплые отношения. Трудно объяснить, почему это не выглядит эклектикой, но не выглядит же. усилиями художника Льва Жегина значительная часть наследия была доставлена в Париж. На протяжении двадцатых Гончарова и Ларионов несколько раз устраивали благотворительные балы для художников: «Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы».
Апостолы — это скорее ее размышления на традиционную евангельскую тему. Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога. Ее интересуют стародавние традиции иконопись, лубок.
Действительно, она мыслит конкретно, привязана к земному, ее образы, по выражению Ларионова, «определенны и ясны» 11. Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). На выставке произведения парижского периода представляют обширный раздел. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием1424. Магнолии часто составляли фон для ее испанок. Последний раз его демонстрировали в конце 30-х гг.
Более того, Гончарова была убеждена, что Михаил Ларионов относится к тем редким людям, которые «отродясь все знающие». В столице Наталья поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Мы очень разные и он меня видит из меня, не из себя". Наталья Сергеевна внесла ощутимый вклад в развитие русского авангардного искусства. Стилевые поиски Натальи Гончаровой не прекратились и в эти годы. Самым любимым мотивом Гончаровой с 20-х годов стали магнолии.
Заметим, это очень «западная» живопись, выдержанная в духе плоскостного декоративного кубизма, его последней модификации, – изобретательная, формальная и достаточно холодная. Римского-Корсакова по заказу С. П. Адвокатом художницы выступил Михаил Ходасевич. Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка.
Регулярно участвовала в парижских салонах «Салоне Тюильри» и «Салоне Независимых». Сегодня это самая дорогая и известная русская художница. Или в одновременной разностилевой разработке темы павлина. Пустынники. Гончаров Игорьродился в 1959 году.
Гончарова была мастером натюрморта, но именно этот выделяется своей цветовой гаммой: он красочный, но не яркий.
Более того, у Гончаровой кубизм лишен радикальности и приобретает декоративный характер. Пустынница» А. Кручёных, «Le Futur» и «Сердце в перчатках» К. Большакова и многие другие. В этой же технике выполнен «Лес» (1913), который хранится в собрании Тиссен-Борнемиса в Швейцарии. Такой интенсивности цвета нет почти ни у кого из художников в то время. Здесь мы видим кошку с крошечными котятами, которая позирует на фоне драпировки и подноса.
Геометрически неправильная форма напоминает что-то органическое и живое. В 1939 году Наталия Гончарова приняла решение остаться во Франции, куда они с Ларионовым приехали работать над «Русскими сезонами». Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества. Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева. Сначала в России, потом во Франции, в Париже. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой.
Эту мысль нужно пояснить. Один из них принадлежал Александру Бенуа. В 1955 году они зарегистрировали брак, хотя отношения с Томилиной у Ларионова продолжались. Надо отметить, что интерес к народному творчеству был свойствен многим её современникам, но Гончарова пошла дальше всех. В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием «Ослиный хвост».
Общая цветовая гамма у нее в это время изменилась. Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) – известный русский художник, театральный художник и график. Так началась ее мировая известность по воспоминаниям Марины Цветаевой, ее имя тогда «звучало победой». На этой картине изображены женщины, которые моют холст — то есть отбеливают домотканую материю. По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой «Бог плодородия». Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к Свадебке (1923) и Жар-птице (1926) И. Ф. Стравинского.
Эскизы были высоко оценены Мейерхольдом. Оригинала я, правда, не видела, но уверена, белая лошадь света там. Художник, «Испанка» которой была продана более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов, оставила богатое наследие. Оттого что к правому нижнему углу эта форма сужается, она кажется дышащей. Но для «всеков» сие безразлично. В чем проявлялись «неевропейские» свойства ее натуры. Гончарова Наталья Сергеевна – известная русская художница, авангардистка.
«Драма» представляла собой трагикомедию в двух частях и была представлена в качестве своеобразного отчёта о повседневной жизни футуристов. Данный портрет служит отражением идеи «всёчества» и поиском новых изобразительных средств для передачи характера и особенностей личности. Наталья Гончарова (1881-1962). Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени.
Но что означало для Гончаровой обращение к подобной эстетике. 24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. «Пустота» — уникальная, в общем, вещь в мировом искусстве, нам практически не с чем ее сравнить. Здесь увлечение пастелью почему-то не мешает фовизму и «глубокому цвету», плоская декоративность не противоречит футуризму и лучизму (ларионовской версии футуризма) импрессионизм и сезанизм примитивизму и так далее.
Даже когда в Париже Ларионов увлекается Александрой Томилиной, пара остается вместе. Собрать их воедино удалось только в 1995 году на выставке Ларионова и Гончаровой в парижском Центре Помпиду. Годы в России» состоялась в Русском музее. Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». До того, как начать всерьез заниматься живописью, Игорь Гончаров был музыкантом. Морозову, Н. П.
Рекордная для Натальи Гончаровой сумма в 6. 43 миллиона фунтов стерлингов – в эту сумму была оценена картина «Испанка», написанная в 1916 году. И все же здесь остаются черты пережитого уже кубизма. Выставка «Между Востоком и Западом» в 2013 году показывала около 400 работ самой знаменитой русской художницы.
Гениально. Выставка была закрыта. Вернемся назад, к 1915 году, когда судьба Гончаровой резко переломилась: «. В 1923-1924 годах возник первый вариант, который был оформлен в виде ширмы и продан в США (позднее находился в собрании Софи Лорен).
Здесь её преподавателем стал К. А. Они победили пространство». Это вещь в чем-то парадоксальная. Но художнице было жаль расставаться со своей работой: «. отправляя своих Испанок за море. После поездки в 1916 году в Испанию с Дягилевым для подготовки к «Русским балетам» Гончарова была очарована испанками. Это одна из самых темпераментных вещей у Гончаровой.
В апреле открылась «Выставка живописи 1915 год», которая оказалась последней прижизненной выставкой Гончаровой в России. Если за плохую вещь заплачен рубль, ей дорожат больше, чем дареной хорошей. ». Рука, которой она держит цветы, написана грубой и сильной — это рука художника. Ларионов обладал безошибочным художественным вкусом и Гончарова как-то призналась: "Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Вдохновение молодая художница черпала, по собственному признанию, у французов.
Она всецело сосредоточена на постижении внутренних сущностей (будь то вера, жизнь нации или какая-то формально-смысловая проблема). В том плане, что непохоже на других. Окончил Свердловский архитектурный институт в 1984г. Между Востоком и Западом». Отец художницы всячески поддерживал Наталью и защищал от нападок критики. Это ощущение поддерживает миска, которая как будто прикреплена к плоскости.
В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты». Эта картина широко известна благодаря публикациям, принимала участие в выставках, а также была частью собраний немецких коллекционеров Хохов. Она выходит замуж за своего соратника по духу Михаила Ларионова. В 2002 году обширная выставка «Наталия Гончарова.
Второе и главное в этой картине — цвет. Это сплав традиций Эль Греко и, возможно, раннехристианской катакомбной живописи. В общем, египетский павлин совсем не прост. Но оно как-то оборвалось.
Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Эти работы тесно сопряжены с христианством, в серии «Жатва» особенно сильны апокалиптические настроения, связанные с концом мира и расплатой. Перед Первой мировой войной она пишет в основном в духе кубизма, футуризма, лучизма (изобретение Ларионова 1912 года), пробует себя в беспредметности. Так писали Ван Гог, Сезанн, Гоген, Матисс, так стала писать и Гончарова. Но это Андрей зря Кто б отказался, если сам Бенуа приглашает к сотрудничеству на «Золотом петушке».
Интерес к её живописи возник значительно позже, практически после смерти. Сейчас нам показывают только самое значительное, отстоявшееся, проверенное временем, провенансом (историей владения) и экспертизой, что в истории с русским авангардом совсем не лишнее. Её похоронили на парижском кладбище Иври. Но, к сожалению, самая новаторская её театральная работа так и не увидела свет. После скандальной выставки «Салона Золотого Руна» он написал открытое письмо в газету, в котором вопрошал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа – духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем. ». На этом автопортрете Гончаровой 26 лет.
И еще одно замечание Цветаевой: «детей нет и быть не может». Запад победил» 10. Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. Картины этой художницы являются одними из самых дорогостоящих в мире.
Оно было гораздо глубже. Так считается. Взглянем еще раз на «Пустоту». Окончил Свердловский архитектурный институт. Увлечение живописью победило. Несколько лет назад она наделала много шуму на «Сотбис» и за несколько миллионов ушла куда-то. С 1913 года этот цикл ни разу не собирался в России вместе — до сих пор.
Впервые полотно было представлено на авангардной выставке «Бубновый валет» в декабре 1910 года. Так, художница ходила с разрисованным лицом по Петровке и Кузнецкому мосту в рамках «футуристических прогулок». Ее работа «Сбор яблок» (1909) была продана с аукциона почти за 5 миллионов фунтов стерлингов. Интересно, что композиции серии отчасти напоминают ее ранний рисунок «Вселенная» – иллюстрацию к поэтической книге К. А. Сегодня этот цикл – впервые за сто лет – видит московский зритель.
Не менее громкие скандалы с вызовом полиции и арестом картин вызывали ее женские образы, которые поклонникам Прекрасного казались «хуже, чем порнография тайных карт». Родилась в 1881 году в с. Архангельское. Многих, возможно, они разочаруют, даже огорчат. Ее живопись теряет энергию и остроту иногда даже декоративность – это заметно по некоторым представленным картинам. Мастерская освобождает от головной боли челябинских художников.
Самым ярким циклом Гончаровой в те годы стал «Испанки». Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. Появление подобной картины у Гончаровой не случайно – в той же манере выполнен цикл панно «Времена года» (на сюжеты опер П. И.
Харджиевым. О Востоке Гончарова, кажется, больше не помышляет, Россия осталась в воспоминаниях и ностальгических мечтах, да еще, может быть, в той иронии, с какой художница изображает французских буржуа («Завтрак», 1924, ГТГ). Отсутствие краски обозначает небытие. Ее работы находятся во многих крупнейших музейных и частных собраниях мира. В определённом отношении она и сама была довольно консервативной, о чём можно судить по высказываниям вроде «Религиозное искусство, которое может прославить государство, – прекрасная и магическая манифестация самого искусства».
В том же году Гончарова и Ларионова покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство «бубновалетцев» ориентировалось на современную западную живопись. В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Например, фон делится на неравные части и его части контрастируют друг с другом. Несомненно, Гончарова не страдала комплексом новатора идеей перманентного открытия нового, могла спокойно переходить из «авангарда» в «арьергард» и обратно. Все жили в одном доме, но на разных этажах. Той же весной пара открыла небольшую выставку в галерее Поля Гийома. Вот, к примеру, одно из произведений, вызывающих у специалистов негативное отношение, – «Обнаженная на фоне драпировки» (1920). Она сумела с самого начала их отношений не превратиться в «жену гения», на момент начала их отношений Ларионов был «ведущим» в этом союзе.
Будет представлено более 400 произведений живописи, графики, театрально-декорационного искусства из собрания собственно Третьяковской галереи, обладающей уникальной коллекцией произведений Натальи Гончаровой, а также из Русского музея, региональных музеев России, Музея современного искусства города Парижа, Центра Ж. Помпиду (Париж), Музея моды Гальера, Стеделик музея (Амстердам), Музея Людвига (Кельн). Почти не удивлена истории о родственных связях – культура закладывается поколениями)). Марина Цветаева говорила о Гончаровой, как никто другой, лучше всех. Родилась в семье знатного архитектора и математика Сергея Гончарова, в Тульской губернии.
В 1913 году Гончарова вместе с другими членами группы «Ослиный хвост» снялась в фильме Владимира Касьянова «Драма в кабаре футуристов 13». Их жизненные цели и взгляды на мир искусства совпадают. В своих воспоминаниях именно об этом цикле с таким восхищением отзывалась Марина Цветаева, приводя слова «одного газетного рецензента», назвавшего их не женщинами, но целыми соборами, а сама поэтесса воспринимала испанок не иначе, как «кружевные цитадели», которые невозможно согнуть. Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает, как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой. Ту самую музыкальную группу, о которой сегодня знает каждый.
Очередная поездка обернулась вынужденной эмиграцией. Это ансамбль «Евангелисты», состоящий из четырех картин, написанных маслом.
Название фильма отсылало к реально существовавшему в Москве кабаре «Розовый фонарь» в Мамонтовском переулке, в котором нередко собирались футуристы и читал свои стихи Владимир Маяковский. мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку» 9.
Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Танцовщик должен был находиться внутри этой конструкции и его движения предопределялись «коробкой» костюма. Серия состояла из 9 частей, сохранилось 7, причем вещи оказались в разных музеях. И – что же. Здесь есть крупные декоративные полотна, ставшие открытием выставки: панно «Осенний вечер. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой.
Она говорила: «Работы нельзя дарить, а только продавать. Портрет мужа художницы создан в технике «лучизм», к которому Н. С. Пробный камень на фальшь. А ведь вся задача была – повторить» 5. Похоронили ее на парижском кладбище Иври.
С этого момента начинается эпоха сотрудничества Наталии Гончаровой с «Русскими сезонами» в качестве художника-оформителя. Тем, у кого постмодернизм в крови (мне, например), трудно справиться с искушением обнаружить его в обильном цитировании различных манер и отсутствии кавычек. «Мытье холста» вызвало сильнейшее отторжение у критики. Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Свадьба Зобеиды» по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта.
Премьера фильма состоялась только в 1914 году, к этому моменту группа уже распалась. В 1911 году была устроена выставка объединения «Бубновый валет». Остальные картины существуют в пространстве между. Они познакомились в 1890 году и проработали вместе ни много ни мало шестьдесят лет. В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Но раздавались голоса и в ее защиту, причем самые авторитетные.
Гумилёв, в свою очередь, посвятил паре пантум (так он называл жанр пантунов) «Гончарова и Ларионов», начинающийся со строк: «Восток и нежный и блестящийВ себе открыла Гончарова». Неузаконенный брак Гончаровой и Ларионова, между тем, трещал по швам. Она ведь училась сначала на скульптурном отделении, но ее учитель и будущий муж Михаил Ларионов, как она сама говорила, «открыл ей глаза на ее глаза». Родственница жены Пушкина Натальи Гончаровой (двоюродная правнучка).
Шедевры из парижского наследия» (1999-2000), где экспонировались работы, поступившие в конце 1980-х годов по завещанию наследницы обоих художников А. К. Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Натальи Гончаровой. Эта картина является одной из пяти композиций серии «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911), в которой каждый из трудов основан наотдельномнаправлении. Не только в живописи, но и в жизни Наталия Сергеевна ломала штампы традиционного «женского» поведения. В этом же году Наталья Гончарова оформила постановку «Золотого петушка» Н. А. Это цвета, которые усиливают друг друга. Даже лубок в прочтении Гончаровой лишён его.
Критики расценили это качество как свидетельство эклектизма и «неразборчивости» : «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм Ларионова, какая-то теория какого-то Фирсова. Это довольно редкий в творчестве Гончаровой образец бытового жанра. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка.
Его картины способны менять цвет и вид в зависимости от освещения. Сейчас они хранятся в Русском музее. По сути, она пользуется постимпрессионистическим принципом дополнительного цвета. Она начинает брать частные уроки живописи в студии И. И. В 1911 году она вместе с М. Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 – «Ослиный хвост», «Салон Золотого Руна», «Мир искусства», «Мишени», «4». Так называвший её Ларионов считал, что она маловато работает и был явно не прав.
Лишний раз убеждаешься, что Гончарова – мастер художественного ансамбля, будь то живописный полиптих, тематическая серия (цикл) или сценическое оформление, включающее декорацию и костюмы. Это очень плоская живопись, она абсолютно не натурна и фантазийна. Это вещь, которой еще никто в России не видел. Это программная работа для Гончаровой.
В 1930 художница нарисовала иллюстрации к поэме-сказке Цветаевой «Молодец». На это наложена странная форма, которая кажется колышущейся. "И тон другой и некоторые фигуры проработаны иначе". Впрочем, есть и более простое объяснение. В мире не так уж много женщин-художников, тем более успешных. А ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон), где словно скрестились лучизм и супрематизм.
Мировое признание пришло к Наталье с ее поздними, уже футуристическими работами, такими как «Велосипедист». К лучшим работам относят: «Мытье холста», «Сбор яблок», серия «Испанки», «Птица-Феникс», «Лес», «Аэроплан над поездом». Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве» 16. Наталья Гончарова – художник-женщина с самой высокой стоимостью картин. После её смерти Томилина стала Ларионовой». В 1961 году в Лондоне состоялась полномасштабная ретроспективная выставка работ Гончаровой и Ларионова, организованная Советом искусств Великобритании. 17 октября 1962 года художницы не стало.
Художницу занимают серьёзные материи, народные истоки творчества, монументальность, сакральные глубины. Входящему в зал тотчас передается стихийная, безудержная радость, с которой работает Гончарова – то стремительно и увлеченно пишет с натуры, то придумывает, сочиняет, «строит» и украшает свои композиции. Правнучатая племянница «жены великого поэта» Натальи Николаевны Гончаровой все детство — до гимназии — провела в деревне.
Она оформила балеты «Испания» Мориса Равеля, «Свадебка» (работа над которой растянулась на долгих семь лет) и «Жар-птица» Игоря Стравинского, при этом продолжала упорно заниматься живописью, создавая тематические циклы: «Павлины», «Магнолии», «Орхидеи», «Букеты», «Рыбы», «Колючие букеты». Раскройте глаза на собственные глаза. » – заявил он. В русском искусстве имя Гончаровой неразрывно граничит с именем Ларионова. Большинство из них почти не выставлялось и десятилетиями хранилось в мастерской художницы, а с конца 1980-х годов – в запасниках Третьяковской галереи. По тем временам обвинения серьезные, впрочем, аутодафе не случилось — за Гончарову вступились влиятельные люди: бывший министр народного просвещения известный нумизмат граф Иван Толстой, вице-президент Академии художеств и хранитель Эрмитажа Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский.
Искусство Наталии Гончаровой не может оставить равнодушным. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада». В ее понимании лучизм приобрел вещественную форму, воплощаясь в структурах, призванных отразить окружающую среду. Золотой петушок перевернул всю современную декорацию, весь подход к ней». Премьера состоялась 21 мая 1914 и принесла Гончаровой небывалую популярность.
Испания» (между 1922 и 1928, ГТГ), поражающее сумрачным великолепием или остро орнаментальная композиция «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн), стилистический прообраз гончаровских «Испанок». Волнухин. Но выглядит всё это ярко и декоративно. Только в 1965 году в течение нескольких дней работы Гончаровой и Ларионова были показаны в библиотеке-музее В. Маяковского в Москве в серии камерных полуподпольных выставок «Художники – оформители произведений Маяковского», организованных Н. И. Кажется, всё.
Здесь хотелось бы коснуться проблемы, невольно возникающей в ходе осмотра выставки. Работала с Сергеем Дягилевым над балетными постановками. Не слишком хорошо известны у нас и беспредметные работы Гончаровой. В этом смысле – да и во многих других – она вовсе не была «амазонкой», как, впрочем и Попова и Розанова и Экстер.
Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами. Римского-Корсакова) для особняка дирижера С. А. До Гончаровой никто так не писал крестьян. В графических работах этого периода художница использовала и лучизм и кубофутуризм. Бесцветная живопись, «пластилиновая» форма, «прилизанная» фактура, приторно миловидная модель. Хотя, конечно, к тому времени, как Гончарова написала свой цикл, в Москве уже видели Гогена — в коллекции Щукина, а также в журнале «Золотое руно».
Врангель и др. Бубнововалетцы часто изображали подносы. – период примитивизма в творчестве Гончаровой. В июне Дягилев повторно пригласил Гончарову и Ларионова во Францию. В конце 20-х гг.
На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие «скифских каменных баб», подобные палеотическим Венерам. Рябушинскому. Что же случилось. Этот предмет массовой страсти Запада художник делает модным и доступным в России. Я искала эту лошадь.
Когда она говорит, что исходит от иконы, это не стоит воспринимать буквально. Об их дружбе известно мало – и, в основном, со слов художников. В 1914 году Наталья Гончарова возвращается в Россию и создает литографическую серию «Мистические образы войны» — большие литографии на патриотическую тему. Отдельные работы показались цензорам порнографическими («Натурщица с руками на талии», «Натурщица с закинутыми за голову руками») и были арестованы. Фильм шёл в прокате два года с небольшими перерывами и пользовался большим успехом.
В какой-то мере, как опыт изображения «ничто», эту вещь можно назвать предшественницей «Черного квадрата» Малевича. На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома. Думала сначала о серой лошадке из «Ранней весны» (1906), не слишком-то молочной.
«Выставленныя кощунственныя произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, лучистых пейзажей и подобной кубистической дребедени» — рецензия Дубль-Вэ больше напоминала донос. Объединение «Ослиный хвост» было создано в противовес европейскому художественному влиянию и воздействию, с целью создания и укрепления позиций независимой русской школы современного искусства. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях26. Немало, хотя не так уж и много. Потом их пути разошлись — Ларионов и Гончарова выделились и организовали группу «Ослиный хвост».
Обе картины находятся в Третьяковской галерее. Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Художница иллюстрировала книги и создавала театральные эскизы для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. У женщин завязалась многолетняя дружба. Чего больше, например, в ее «Апостолах». Цикл испанок охватывает много лет. а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое "я". » 1.
Полотно было продано в феврале 2010 года на Christies. Казалось бы, один из художников должен был подчинить себе другого. Они были единомышленниками, друзьями, очень близкими людьми. Сегодня полотно входит в собрание немецкой Государственной галереи Штутгарта. Так «Испанкам» суждено было стать последним циклом художницы, своего рода прощанием с живописью и отчасти с Россией. В 1910 году была первая выставка «Бубнового валета», где блистала Гончарова и там собрались все — Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Машков, Лентулов, Малевич молодой, Кандинский.
Впрочем, в том же году Гончарова регулярно попадает в совсем другие «полосы» пишет незабываемый портрет Ларионова с его розоволицым взводным, лучистого «Лебедя» и самого знаменитого «Павлина под ярким солнцем (стиль египетский)», напоминающего Колизей. Именно здесь прошло детство будущей художницы, что наложило отпечаток на её психику – всю дальнейшую жизнь она сожалела, что вынуждена трудиться в больших городах и проявляла значительных интерес к деревенской жизни. В 1891 году (по мнению некоторых исследователей – в 1892) семейство Гончаровых переехало в Москву. Последним, так и не реализованным проектом Гончаровой стали эскизы к росписи католической часовни в Шеврезе. Сегодня подобная характеристика скорее звучит как комплимент.
Персональная выставка, демонстрируемая в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной, была закрыта – 22 картины были арестованы по санкции обер-прокурора Синода, несмотря на допуск духовного цензора к публичной демонстрации. 24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). Конечно, в самой ее живописи можно найти отголоски разных влияний. Травля была спровоцирована заметкой в газете «Петербургский листок», в которой автор, скрывавшийся под псевдонимом Дубль-вэ, писал: «Все выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени». Но ареста картин цензорам показалось мало – дело довели до суда.
Критик Тугенхольд, например, сравнил картины Гончаровой со сквернословными частушками. К красному добавляется зеленый, к желтому — голубой и синий. Этот путь Гончаровой не суждено было пройти.
«Спорят и спорят со мной — о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую. Однако воздействие французской школы не ограничивалось обновлением живописного языка. Ткань, на которой лежит кошка, написана в манере Гогена.
Она получила вторую медаль в 1907 году. В 1908 году Гончарова поселилась в доме, спроектированном её отцом, в Трёхпрудном переулке. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма. По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки. В первой половине 1910-х Гончарова приняла участие практически во всех знаковых групповых выставках, не считая «Бубнового валета», в том числе в выставках «Мира искусства» (1911-1913), «Московского салона», «Союза молодёжи», берлинской галереи Sturm, Первого немецкого осеннего салона в Берлине (1913), «Мишени» (1914), «4» и др. Большинство выставок провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорблённой общественности. Весь фон заполнен плотной живописью — синее, лиловое, серое, какие-то углы. В ларионовском кружке все явления неклассического искусства включали в понятие «Восток» и противопоставляли линии идущей от античности, Ренессанса и классицизма к современному «реалистическому канону».
Обычно довольно консервативный в своих оценках, Бенуа признался, что «очень много пережил за эти два дня на выставке Гончаровой» и решительно пересмотрел свое отношение к художнице, «поверил» ей2. Только тогда возможно создавать "внеиндивидуальное", надличное искусство. Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову22. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Нельзя сказать, что на этом пути она всегда добивается успеха.
Понятие футуризм происходит от слова futurum (лат. ), что означает – «будущее». Здесь художница вводит мотив Феникса — птицы, которая возрождается в огне. Выставка была закрыта. Первая картина из серии была отчетливо вдохновлена стилем арт-деко.
Широкую известность приобрели также серии «Сбор винограда» и «Жатва». В свои пейзажи художница непроизвольно начала вводить фигуры людей, сцены полевых работ. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы. В Третьяковской галерее представлено две картины этой серии (вторая посвящена стилю русской вышивки).
Ее пейзажи 1909–1910 годов интересны тем, что она берет знакомые мотивы русской природы и настолько интенсивно решает их в колорите, что русские виды не узнать. Гончарова нередко брала за основу своих религиозных композиций лубок — тем более что лубки коллекционировал Ларионов, сама же Гончарова собирала дохристианских «каменных баб». Вспомним Зинаиду Серебрякову, у которой крестьянки похожи на античные статуи. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Она говорит, что это гениальная сатира на буржуазную семью и видит здесь любовный треугольник: супружеская пара в центре и подруга улыбающегося мсье, что сидит слева.
Еще одна пара справа — это пара несчастливая исполненная какой-то меланхолической грусти. Снялась в футуристическом фильме «Драма в кабаре 13» с голой грудью. Вместе с Ларионовым Гончарова организовала и принимала участие в первых авангардистских выставках («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень»), была одним из создателей нового абстрактного течения в живописи — лучизма. Её костюмы и декорации к «Золотому петушку» были признаны шедевром.
Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник «Садок судей 2», «Мирсконца» и «Игра в аду» А. Кручёных и В. Хлебникова, «Взорваль» и «Две поэмы. В работах «Птица-Феникс» и «Ангелы, мечущие камни на город» тревога достигает своего апофеоза. В 1915 году художница переехала в Париж. По этой картине можно предугадать особенности ее будущего творческого мышления. Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто. В настоящее время живет и работает в экологическом поселении Обитель рассвета Красноярского края (предгорье Саян).
Сохранилось несколько зарисовок поэта и переписка. Разворот хвоста павлина также напоминает палитру художника. Каждый цикл состоит из девяти картин. Одновременно происходил поворот раннего авангарда к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески игрушки, росписи на подносах и т. п. ). Это программный портрет, в котором женщина-художница, в будущем одна из самых знаменитых русских художниц, заявляет о своем мужественном колористическом даровании. Продолжим высказывание Гончаровой: «Эти последние открыли мне глаза и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного» 7.
Пустынники. Но приходится справляться. Это поистине «неизвестная Гончарова».
Известно, что, оказавшись во Франции, Гончарова сетовала: «Хотела на Восток, а попала на Запад». Это практически единственная женщина в среде русских художников-авангардистов начала ХХ века. Гнев церковного цензора вызвали картины религиозного содержания.
О Господи, кто знает, кто и как верует. » — Жаловалась Гончарова. Коровин. И влияние русского футуризма ясно просматривается в поздних работах Гончаровой. Это падение ускорило смерть Гончаровой.
Наталью Гончарову называли "амазонкой русского авангарда". А может быть талант художника взял верх. Так же, Наталья, работала как графический дизайнер иллюстрировала книги, была членом авангардной группы «Синий всадник».
1907-1911 гг. Дело было выиграно, а цензурный запрет – отменён. Ее творчество тяготеет к примитивизму.
За Гончарову вступились различные деятели искусств: граф И. И. Но экспозиция предполагает и другой подход: рассматривая и сопоставляя работы разных периодов, переходя от одного раздела к другому и возвращаясь назад, можно почувствовать, что за броской «внешностью» созданий художницы таится вдумчивая ищущая, глубокая личность. Следствием этих экспериментов явился «Аэроплан над поездом» (1913). Художница не забросила скульптуру и была отмечена малой серебряной медалью за анималистические работы. Какое-то время писала работы в созданном Ларионовым жанре лучизма («Аэроплан над поездом», «Динамо-машина»), однако быстро вернулась к своему давнему увлечению – синтезу древнерусской и современной живописи. Машкова. В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена.
Но они скорее завершали эпоху неопримитивизма, чем открывали новые перспективы. Французские художники, давно отвергнувшие академические правила и законы иллюзорного реализма – требования обязательного сходства с предметом изображения, – научили современников видеть красоту неклассического искусства, примирили с художественной условностью – «неправильным» рисунком, нарушениями перспективы и анатомии, «неестественным» цветом. Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет – речь идет о «космической серии» 19571958 годов. Они познакомились в училище, где вместе осваивали мастерство художника. Это была постановка балета «Литургия», навеянная образами древнерусского искусства. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры.
Видимо, там она и увидела своих евангелистов-крестьян и еще — архаичных «баб», раздражавших ревнителей традиционных ценностей не меньше, чем ее религиозные картины. Как раз в эти годы Дягилев неожиданно для всех обратился к классике – старинной постановке балета «Спящая красавица» в хореографии М. Петипа, что едва не привело его антрепризу к финансовому краху. Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое. Кстати, Малевич во многом под влиянием Гончаровой стал писать своих кубистических крестьян, а впоследствии Гончарова в развитии крестьянского жанра все больше и больше стремилась к кубизму. в Ленинградском Доме кино. Однако Наталия не является тенью мужа-художника, она и сама яркая индивидуальность.
Кусевицкого (1922-1923, США). Белые части — это просто загрунтованный холст. Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. Некоторые из них великолепны.
Художница приняла его и вместе с мужем перебралась во Францию. А. С. В марте того же года из экспозиции персональной выставки, открывшейся в «Художественном бюро» Надежды Добычиной изъяли сразу 22 картины – в том числе уже наделавших шуму «Евангелистов».
Футуризм происходит от латинского futurum – "будущее". Но в целом живописная эволюция Гончаровой 1920-1930-х годов неуклонно идет новым курсом – в сторону классической традиции и изучения природы. Одной из таких уникальных дам стала Наталья Гончарова. Наталья и Михаил стали основателями двух важных русских художественных групп: «Бубновый валет» (1909 — 1911) и более радикального, «Ослиный хвост» (1912 — 1913).
Большакова «Le Futur» (М., 1913). Дягилева. Трубецкой и С. М. С этого времени она фигурировала в литературе с подписью «местонахождение неизвестно». У нас в Третьяковке, в Костроме, в Омске и еще две картины в Центре Помпиду.
Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина14. Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл «Евангелисты». Самые последние беспредметные работы 50-х годов, которые она писала уже в старости, называются «Космическая серия» — они были вдохновлены полетом советского спутника.
В 1939 году художница даже организовала выставку «Испанки и магнолии». В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет».
Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». В 1968 году эстафету подхватил ГМИИ им. Дягилева. Поднос — любимый сюжет художников круга «Бубнового валета». И все же одной из самых известных работ этого периода станет другая вариация на крестьянскую тему – «Мытье холста» (1910), где изображены две женщины за белением холста. Цветаева анализирует эту картину в своем очерке 1929 года и подробно разбирает ее сюжет.
Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». Мне больше нравятся цветаевские письма Гончаровой. Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых. Вообще Гончарова любила рисовать животных — птиц, белок, собак. Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник».
Она также оформила фризы нескольких особняков. Гончарова писала: «В начале моего пути я более всего училась у современных французов» 6. Не только в Х1Х веке, где исторические художники, портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, почти «цеха», но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» круг тем, техник, стилистик. Она продемонстрировала, что тандем Гончаровой и Ларионова, сохранявшийся на всем протяжении их долгой жизни, вовсе не обязателен в современной выставочной практике, больше того – вызывает настоятельную потребность «разъединить» звездную пару, чтобы искусство каждого засияло собственным неповторимым блеском. В этой картине как нельзя лучше выражено чувство цвета, свойственное Гончаровой.
Так, девятичастный цикл «Жатва» (1911) на сюжет Апокалипсиса, занимающий центральное место в творчестве Гончаровой русского периода, к настоящему времени «потерял» две части, а остальные хранятся помимо Третьяковской галереи в музеях Омска, Костромы и Парижа. Она занимает особое место в истории беспредметной живописи. Потом название стало длиннее на целый Помпилиус. Она так официально и не вышла замуж за Ларионова.
Её преподавателями оказались П. П. 17 октября 1962 года мир покинула выдающаяся русская художница. Наследие Натальи Гончаровой, неутомимого «делателя картин», огромно. Картина так и называется «Московская улица» (1909).
В 1913 году Илья Зданевич (псевдоним Эли Эганбюри, поэта и художника, одного из лидеров русского футуризма) прочитал лекцию «Гончарова и всёчество», на которой с упоением рассказывал разного рода выдумки, в частности, о том, как Гончарова путешествовала по миру и общалась с выдающимися современниками из мира искусства. Термин «Всёчество» был придуман самим Зданевичем для описания концепции, объединяющей несочетаемые направления, стили и идеи. Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная. Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. Персонажи собственной картины Гончаровой несимпатичны. Пейзажи, пронизанные светом испанки, запоминающиеся лица ("Разносчица апельсинов"), невероятно современные эскизы костюмов, глубина понимания человека (портрет Ларионова) – иду в Третьяковку. Отдельные работы показались цензорам порнографическими (Натурщица с руками на талии, Натурщица с закинутыми за голову руками) и были арестованы.
Подписала манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». По случаю её ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу. Гончарова не дает скучать – разнообразие ее решений, декоративная изобретательность не знают себе равных.
Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»27. Между тем неканоническая манера в изображении святых исходила не только из общего увлечения авангардистов «примитивами». Гончарову не вполне удовлетворяла система жанров, которой следовали французы (пейзаж, портрет, натюрморт, ню), как многие русские, она тяготела к повествованию, «рассказу».
Один из основателей группы Наутилус-Помпилиус. Русской деревянной скульптуры или готики. В возрасте 10 лет, переехала с семьей в Москву. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). В 1914 году Сергей Дягилев заказывает у Гончаровой эскизы декораций к спектаклю «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова.
Художница продолжала сотрудничать с «Русскими балетами» даже после смерти Дягилева. В 1928 году некоторые картины Гончаровой оказались на московской выставке «Современное французское искусство» в Третьяковской галерее. В 1928 году Гончарова познакомилась с поэтессой Мариной Цветаевой. Годы Второй мировой войны художники провели в Ницце. В 1955 году они решили зарегистрировать брак, несмотря на тот факт, что Ларионов продолжал поддерживать связь с Томилиной. Никита Лобанов-Ростовский в «Заметках коллекционера» писал: «Когда в конце жизни Наталья Сергеевна очень болела и крайне ослабла, она на лестнице повстречалась с Томилиной, жившей этажом выше, Томилина толкнула Наталью Сергеевну, которая упала, что и ускорило её кончину. Симбиоз этих двух течений проявляется в иллюстрациях к футуристическим книгам Крученых и Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду», «Взорваль», «Пустынники». Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём. Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962) – русский художник, график, театральный художник. С одной стороны, Гончарова достаточно далеко ушла от канонов изображения святых, с другой – возродила в своём творчестве традиции древнерусского лубка.
Как, например, в эскизе занавеса к балету «Свадебка» «Композиция с лошадями и птицами-сиринами» (около 1915) или в ориентальных мотивах «Майи» (1927 – 1928). Это был хороший дебют, который положил начало его известности. Член Международной федерации художников ЮНЕСКО с 1991г. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова— именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»14.
Дюрера или Эль Греко. Гончарова была представлена 80 полотнами, в основном русского периода. Почти все эти мероприятия, включая выставки, заканчивались скандалами и вызовом полиции. Даже такой анархист в искусстве, как Сальвадор Дали, начинавший как истинный всёк, в пору своей всемирной славы уже не позволял себе «выйти из образа».
Затем Гончарова обратилась к лучизму, основателем которого стал ее супруг. Супруги поселились в латинском квартале Парижа на улице Жака Калло. «Осенний вечер» — очень сумрачная картина.
Тем не менее, эти слова вполне соответствуют мироощущению художницы. Другой важный авторский замысел – полиптих «Испанки» (1925-1926), состоящий из пяти частей (одна из них хранится в Третьяковской галерее, четыре другие – в Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа). Не исключено, что результатом его усилий вновь станет нечто весьма грандиозное. Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies. Примером этих художественных поисков служит картина «Лучистское построение» (1913).
Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию39. Ларионовой-Томилиной. Вскоре после его статьи, полной неподдельного восторга, Гончарова получила заказ от Сергея Дягилева на оформление оперы-балета «Золотой петушок» и выехала в Париж. В этой картине главную роль вновь играет цвет. Картина стояла в мастерской Гончаровой, когда ее посетила в 1928 году Марина Цветаева.
Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах». Есть такие дети, отродясь все знающие. Особенно это место: «Помню белую молочную лошадь света». Но, в картинах цикла «Испанки» чувствуется и влияние кубизма. И все же не стоит игнорировать ее абстрактные работы – именно в них раскрывается сущность мышления Гончаровой. Эту вещь сравнивают с работами Дюрера и Эль Греко. Но этого не произошло.
Главным для футуристов было создание "искусства будущего". Заглянем на выставку. В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». В этом процессе была своя закономерность – то же происходило с художниками Франции и других стран (в том числе советской России).
Явно передан какой-то обобщенный восточный национальный колорит.