Самые крупные монументальные композиции Гончаровой: «Евангелисты», «Сбор винограда», «Богоматерь с орнаментом», «Жатва», «Сенокос», триптих «Спас», «Троица». В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова выставляла цикл из 4 картин «Евангелисты».
Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Тем более рядом был Ларионов. Основной цвет здесь — серый, даже нимбы у архангелов не золотые, а тоже какие-то серые: по сравнению с другими вещами Гончаровой это произведение почти монохромное есть мнение, что это одна из лучших ее вещей.
Возможно именно танцы фламенко, соединяющие строгость четких поз и экспрессию движения, стали для Гончаровой ключом к нахождению компромисса между стремлением к жесткому конструктивному костюму и необходимостью его адаптации к балету, повлияв на решение оформления русского балета «Литургия» 16. Оформила в различных труппах около 30 балетов, в том числе «Литургия» (1915-16 не поставлен), «Подводное царство» («Садко») на музыку Римского-Корсакова (1916) «Свадебка» (1923) и «Жар-птица» (1926) И. Ф. Стравинского «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1924), «На Днепре» С. С. Прокофьева (1932 костюмы), «Богатыри» на музыку А. П. Бородина (1938). Более того, у Гончаровой кубизм лишен радикальности и приобретает декоративный характер. Или в одновременной разностилевой разработке темы павлина. Н. С. Эскизы были высоко оценены Мейерхольдом. В любых своих стилистических проявлениях Гончарова ценила красоту и декоративный дар ее никогда не оставлял. Фигура павлина превращена в выразительный знак, занимающий всю плоскость картины.
В отличие от Ларионова, чье эпистолярное наследие – многочисленные блокноты, блокнотики, тетрадки, альбомы – огромно, Гончарова скорее не была склонна постоянно «чувствовать пульс жизни» посредством рисования. Примером работ этого времени служат «Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое)» (1913), «Орхидеи» (1913) и «Лучистые лилии» (1913). Дело было выиграно, а цензурный запрет – отменён. Очередная поездка обернулась вынужденной эмиграцией.
Где-то преобладают теплые цвета, где-то холодные. Знаменитая «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн) – это по сути театральный костюм исполненный в большем масштабе, а хранящиеся в ГТГ натурные зарисовки испанки с блюдом апельсинов можно в равной степени считать и набросками театрального костюма и подготовительными рисунками к живописной работе. В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. В 1911-12 гг. усилиями художника Льва Жегина значительная часть наследия была доставлена в Париж. На протяжении двадцатых Гончарова и Ларионов несколько раз устраивали благотворительные балы для художников: «Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы». Но приходится справляться. Она также оформила фризы нескольких особняков.
А грядёт Хам. В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». В 1922 году, получив заказ на оформление особняка знаменитого музыканта и дирижера Сергея Кусевицкого, Гончарова пишет огромное панно «Испанки» для столовой (ныне в частном собрании). Манифестом неопримитивизма стал ее Автопортрет с желтыми лилиями. Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). От иконы, от лубка, от деревянной игрушки, от подносов (которыми увлекались их соратники по «Бубновому валету»), от вышивок, от платков. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).
Оттого что к правому нижнему углу эта форма сужается, она кажется дышащей.
Его тема огненного цветка – подсолнуха, получает развитие у Гончаровой. Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». Марина Цветаева потом обижалась на Зданевича: «Это ему со стороны бедна, так как смотрит со стороны» – но прав, прав был Зданевич. Самым любимым мотивом Гончаровой с 20-х годов стали магнолии. Так возникает серия «Испанок», словно «инкрустированных» на дереве, – створки разобранного шкафа, на которых она пишет картины, соединяются теперь в диптихи и триптихи.
1907-1911 гг. Критик Тугенхольд, например, сравнил картины Гончаровой со сквернословными частушками. – период примитивизма в творчестве Гончаровой.
В 1911 г. с выставки Бубнового валета полиция потребовала убрать картину Бог плодородия. Родственница жены Пушкина Натальи Гончаровой (двоюродная правнучка). Оригинала я, правда, не видела, но уверена, белая лошадь света там. Особенно это место: «Помню белую молочную лошадь света». Первая картина из серии была отчетливо вдохновлена стилем арт-деко.
Футуристы, лучисты, примитив» (1914) была экспонентом выставок «Мира искусства» (1911-13), мюнхенского объединения «Синий всадник», «Второй выставки постимпрессионистов» в Лондоне (обе 1912) и др. Я искала эту лошадь. Перед нами авторский сюжет Апокалипсиса, основанный на откровении Иоанна Богослова. А сама М, Выборг сыграла неожиданную роль соавтора в художественной судьбе Гончаровой.
Среди футуристических произведений – «Велосипедист» (1913), «Аэроплан над подъездом» (1913), «Фабрика» (1912). Цветаева анализирует эту картину в своем очерке 1929 года и подробно разбирает ее сюжет. Он состоял из плоскостей, задававших движение вдоль сцены. У зрителя складывается впечатление первых полетов примитивной мысли, пока еще неспособной решить всех вопросов, но готовой на пути познания смести все преграды. Белые части — это просто загрунтованный холст. Кстати, Малевич во многом под влиянием Гончаровой стал писать своих кубистических крестьян, а впоследствии Гончарова в развитии крестьянского жанра все больше и больше стремилась к кубизму. Она выходит замуж за своего соратника по духу Михаила Ларионова.
Именно в серии испанских постановок Мясин в полной мере ощутил себя не только блестящим танцовщиком, но одновременно и самостоятельным творцом и руководителем труппы. Премьера состоялась 21 мая 1914 и принесла Гончаровой небывалую популярность. Которому своей выставки еще ждать. Трудно объяснить, почему это не выглядит эклектикой, но не выглядит же.
В 1940 году Театр Мариньи (Париж) заказал его оформление Гончаровой, В этом можно увидеть определенный знак судьбы, Хотя художница не была знакома с композитором, несколько раз их творческие пути странным образом почти пересекались, В 1914 году, когда Гончарова пережила свой парижский успех на премьере «Золотого петушка», Э, Гранадос с триумфом исполнил в Париже сюиту «Гойески» и получил от французской Академии музыки заказ на одноименную оперу, Ее премьера состоялась в 1916 году, когда Гончарова впервые обратилась к испанской теме, оформляя для антрепризы С. П. Художница продолжала сотрудничать с «Русскими балетами» даже после смерти Дягилева. В 1928 году некоторые картины Гончаровой оказались на московской выставке «Современное французское искусство» в Третьяковской галерее. В 1928 году Гончарова познакомилась с поэтессой Мариной Цветаевой. «Выставленныя кощунственныя произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, лучистых пейзажей и подобной кубистической дребедени» — рецензия Дубль-Вэ больше напоминала донос. В июне Дягилев повторно пригласил Гончарову и Ларионова во Францию. Она достигает наибольшей работоспособности и мастерства. Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. Собственно говоря, то была скорее командировка.
Но гончаровские свитки – пусты. Но, к сожалению, самая новаторская её театральная работа так и не увидела свет. Одно и другое почти не отличаются, то есть не могут, столкнувшись, породить третье переживание (которое и было б тем, что вдохновило Гончарову).
Здесь увлечение пастелью почему-то не мешает фовизму и «глубокому цвету», плоская декоративность не противоречит футуризму и лучизму (ларионовской версии футуризма) импрессионизм и сезанизм примитивизму и так далее. Художник Сергей Романович вспоминал, как Ларионов «в подтверждение своего мнения обращался к Гончаровой и спрашивал: «Ведь, правда, Наталинька. » И обычно его мнение подтверждалось или наклоном головы или несколькими словами». Первая тетрадь – в нее вошли пьесы «Галантные признания», «Вариация тонадильи», «Разговор через решетку», «Маха и соловей», «Фанданго при свечах» – носила название «Влюбленные махи» и ассоциировалась с изображениями сцен из жизни мах и махо22.
Продолжала иллюстрировать книги («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, 1922 «Слово о полку Игореве», 1923 и др. ) станковое творчество Гончаровой французского периода становится менее интересным. Начало 1910-х годов – наивысший подъём станкового творчества Гончаровой, отмеченный увлечением искусством примитива (архаичными культурами, «каменными бабами», старообрядческими лубками), а также иконами индийской и персидской миниатюрой (в 1913 году написала предисловие к выставке лубков в Москве). Условием было возвращение наследия на родину – Ларионов, было и сам собирался, даже «вентилировал вопрос» через Льва Жегина (который в 1920-е занимался тем, что переправлял все, что оставалось в Москве, художникам во Францию). Некоторые из пейзажей будут почти процитированы в эскизах декораций к балетам «Испания» на музыку М. Равеля и «Триана» И. Альбениса14. В марте того же года из экспозиции персональной выставки, открывшейся в «Художественном бюро» Надежды Добычиной изъяли сразу 22 картины – в том числе уже наделавших шуму «Евангелистов». Еще в училище Гончарова познакомилась с М. Ф. Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда.
Не случайно одно из изображений испанки – полуфигура в мантилье (эскизы рисунка находятся в ГТГ и Музее МакНей, Сан-Антонио) – считается портретом Т. Карсавиной, первой исполнительницы роли прекрасной мельничихи в поставленном Л. Мясиным балете «Треуголка». Впоследствии его части разошлись по разным музеям (ГТГ, Центр Жоржа Помпиду, Музей современного искусства города Парижа) и впервые в 2013 году были вновь собраны на выставке «Наталия Гончарова. В труппе было много молодых артистов, чья карьера только начиналась. Например, фон делится на неравные части и его части контрастируют друг с другом. В балете «Триана» сильнее выражено фольклорное начало.
Название фильма отсылало к реально существовавшему в Москве кабаре «Розовый фонарь» в Мамонтовском переулке, в котором нередко собирались футуристы и читал свои стихи Владимир Маяковский. И Гончарова не рискнула дальше сама. Ими, по мнению отечественных специалистов, полны две крупные монографии о Гончаровой, вышедшие в последние годы в Европе: Goncharova: The Art and Design of Natalia Goncharova английского искусcтвоведа Энтони Партона и Natalia Gontcharova: son oeuvre entre tradition et modernit француженки Дениз Базету (в книге Партона их будто бы четверть у Базету и вовсе до 70), что выглядит попыткой легализации подделок чрезвычайно востребованного на рынке автора. В композициях «Осень.
Здесь её преподавателем стал К. А. В 1916 году ей таки предложили выполнить роспись храма. В этой же технике выполнен «Лес» (1913), который хранится в собрании Тиссен-Борнемиса в Швейцарии. Они очень Близки эскизам костюмов неосуществленных постановок. На этом автопортрете Гончаровой 26 лет.
Это сплав традиций Эль Греко и, возможно, раннехристианской катакомбной живописи. Ее интересуют стародавние традиции иконопись, лубок. В 1911 году была устроена выставка объединения «Бубновый валет». Современники вспоминали, что у Гончаровой была очень тесная мастерская и вот таким образом-де она так часто писала не цельные картины, а «циклы». 204 х 58 см) Евангелист в красном (холст, масло.
Сейчас они хранятся в Русском музее. Работы Гончаровой не всегда встречали понимание. Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой. Отдельные работы показались цензорам порнографическими (Натурщица с руками на талии, Натурщица с закинутыми за голову руками) и были арестованы.
Дягилева. разумеется, Восток. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна, российский художник, график, сценограф. Белые испанки» (1932), противостоят одетые в черные мантильи и траурные лиловые платья испанки («Испанки», первая половина 1930-х, ГТГ). Гончарова участвовала во всех выставках "левых" художников.
Широкую известность приобрели также серии «Сбор винограда» и «Жатва». Тем не менее, они остались жить вдвоём и поддерживали тёплые отношения.
Волнухин.
И, как записала Марина Цветаева со слов художницы, «отправляя своих Испанок за море. Сегодня полотно входит в собрание немецкой Государственной галереи Штутгарта. Наиболее новаторской, но к сожалению неосуществленной стала постановка балета Литургия, навеянная образами Древнерусского искусства, балет мыслился в сопровождении Руссой духовной музыки. И некоторые фигуры проработаны иначе.
Она была с энтузиазмом подхвачена и разработана на практике Н. Гончаровой. Изысканным белым испанкам, так и названным самой художницей «Весна. В выразительной знаковости образа павлина словно воплощено древнее понимание этой птицы как символа бессмертия и вечности. Здесь всё слишком серьёзно и нет места игре игривости иронии и, к сожалению, чувству юмора. В работах «Птица-Феникс» и «Ангелы, мечущие камни на город» тревога достигает своего апофеоза. Ни одна из фигур «не поместилась» в отведенном ей «окне» полностью: рамы сдавливают плечи и торсы апостолов, обрезают локти и нимбы. Кажется, любая идея – будь то интерес к новому материалу, художественное впечатление или некий литературный сюжет, увлекший Гончарову, – все должно быть увидено, выверено и отражено в этом испанском зеркале.
Михаил Ларионов в 1913 году: «Ее искусство необычайно богато, а внешняя жизнь так бедна, так бедна, что мало какие факты можно назвать, кроме рождения и выставок». Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах». Такой интенсивности цвета нет почти ни у кого из художников в то время.
Исполняла также портреты («Автопортрет с жёлтыми лилиями», 1907 П. Верлена, 1909, оба – ГТГ и др. ) иллюстрации для журнала «Золотое руно» (1908-09) и «футуристических книжек» (в том числе «Игра в аду» А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова, 1912). Остальные картины существуют в пространстве между. Появились в моей живописи тона красно-коричневые, черные, белые, без желтых, красных, фиолетовых и оранжевых и испанские женщины очень светлых или резких тонов» 26, – писала Гончарова позднее. Впрочем, в том же году Гончарова регулярно попадает в совсем другие «полосы» пишет незабываемый портрет Ларионова с его розоволицым взводным, лучистого «Лебедя» и самого знаменитого «Павлина под ярким солнцем (стиль египетский)», напоминающего Колизей. Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник». Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества. Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева.
24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. Много среди них было еще совсем молодых и начинающих свою карьеру» 13. Но, пожалуй, самым интересным поздним испанским спектаклем станет балет «Гойески» на музыку Э. Гранадоса21. Однако вновь и вновь возвращалась художница к примитиву. И после Апокалипсиса, что от него станет, никакого спасения не будет И, наконец, этот настырный холодный тон. Заглянула туда – но, видно, не особенно впечатлилась, потому как воплощенный в странной картине Пустота, которую, не зная датировки, легко счесть даже и примером сюрреализма, принцип беспредметности остался без развития: отвлекла работа на Дягилева и его «Русский балет».
Двоюродная правнучка Н. Н. Гончаровой-Пушкиной. Пройдя период изучения современных художественных исканий, Гончарова обращается к праязыку древних восточных культур, видит в них основу монументального искусства. Именно здесь прошло детство будущей художницы, что наложило отпечаток на её психику – всю дальнейшую жизнь она сожалела, что вынуждена трудиться в больших городах и проявляла значительных интерес к деревенской жизни. В 1891 году (по мнению некоторых исследователей – в 1892) семейство Гончаровых переехало в Москву. Рука, которой она держит цветы, написана грубой и сильной — это рука художника.
Гениально. Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Натальи Гончаровой. Кажется, всё. Интерес к её живописи возник значительно позже, практически после смерти. Данный портрет служит отражением идеи «всёчества» и поиском новых изобразительных средств для передачи характера и особенностей личности. Личность покупательницы Мэри Хойт Выборг (18881964) заслуживает отдельной ремарки. Они победили пространство». Сюжет Павлин обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада».
«В Испании, мы много работали и увидели очень много всего. Но ведь это Ларионов убедил ученицу скульптурного класса Гончарову, что ее призвание – живопись и в дневниковых записях «дорогой Талиньки» и «Мурочки» мы найдем красноречивую фразу: «Я думаю, что он прав. Но выглядит всё это ярко и декоративно. Премьера фильма состоялась только в 1914 году, к этому моменту группа уже распалась. Жёлтое и зелёное», Государственная галерея, Штутгарт и др. ) и футуризма («Велосипедист», 1913, ГРМ). «Спорят и спорят со мной — о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую.
Коровин. У женщин завязалась многолетняя дружба. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Гончарова – один из организаторов московских выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и « 4. Финальной точкой этих поисков можно считать выклеенный из бумаги контррельеф «Испанка» (из собрания Музея МакНей в Сан-Антонио, бывшая коллекция Тобина).
Среди наиболее сильных и впечатляющих религиозных произведений – четырехчастное полотно «Евангелисты» (1911). Морозову, Н. П. Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Травля была спровоцирована заметкой в газете «Петербургский листок», в которой автор, скрывавшийся под псевдонимом Дубль-вэ, писал: «Все выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени». Но ареста картин цензорам показалось мало – дело довели до суда. В 1939 году художница даже организовала выставку «Испанки и магнолии». Общая цветовая гамма у нее в это время изменилась.
Её же вдохновило то ли одно, то ли другое. Создала серию картин «Испанки», «Космос» иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950). Мировую известность принесло ей сотрудничество с труппой Русский балет Дягилева. Подписала манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся».
Одна из ярких черт творческого облика Гончаровой – ее невероятная работоспособность. Похоронили ее на парижском кладбище Иври. В парижский период их своеобразным замещением стали циклы «Испанок», В полиптихе «Испанки» (1923-1926) повторяется не только многочастная форма, но и характерный, сильно вытянутый вертикальный формат холстов, Не случайно один из критиков сравнивал гончаровских «Испанок» с готическими соборами27, История этого самого знаменитого гончаровского полиптиха представляет собой запутанную интригу, Лишь несколько лет назад исследователи выяснили28, что он имеет авторскую копию, точнее близкий вариант, созданный с незначительной разницей во времени, В 1924 году полиптих «Испанки» был впервые показан на выставке, в том же году одна из его частей была воспроизведена с датой «1923» на пригласительном билете «Бал Баналь», в оформлении которого участвовала Гончарова. Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога. Тем не менее, эти слова вполне соответствуют мироощущению художницы.
В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. Так считается. Она всецело сосредоточена на постижении внутренних сущностей (будь то вера, жизнь нации или какая-то формально-смысловая проблема). Вдохновение молодая художница черпала, по собственному признанию, у французов. 204 х 58 см) Евангелист в зеленом (холст, масло.
Даже когда в Париже Ларионов увлекается Александрой Томилиной, пара остается вместе. Если за плохую вещь заплачен рубль, ей дорожат больше, чем дареной хорошей. ». «Евангелисты» (1911) Холст, масло. Одной из таких уникальных дам стала Наталья Гончарова. Это довольно редкий в творчестве Гончаровой образец бытового жанра. Последним, так и не реализованным проектом Гончаровой стали эскизы к росписи католической часовни в Шеврезе.
Оформление балета «Испания» («Espagne») было иным. А ведь вся задача была – повторить» 31.
Портрет мужа художницы создан в технике «лучизм», к которому Н. С. Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию39. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В том же году Гончарова и Ларионова покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство «бубновалетцев» ориентировалось на современную западную живопись. В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Она внесла национальный, почвенный колорит в предавангардные художественные эксперименты.
Надо отметить, что интерес к народному творчеству был свойствен многим её современникам, но Гончарова пошла дальше всех. В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием «Ослиный хвост». Термин «Всёчество» был придуман самим Зданевичем для описания концепции, объединяющей несочетаемые направления, стили и идеи. Когда она говорит, что исходит от иконы, это не стоит воспринимать буквально.
Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»27. Она – прежде всего творец и ее собственный облик словно сросся с кругом ее художественных образов. Четыре полотна, на каждом из которых изображен святой, воспринимаются как единое целое. Испания» (1925-1926, ГТГ).
Так, на протяжении последующих лет ее часто приглашали оформлять балетные и даже драматические спектакли на испанскую тему. К лучшим работам относят: «Мытье холста», «Сбор яблок», серия «Испанки», «Птица-Феникс», «Лес», «Аэроплан над поездом». В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры.
Одни восторгались и сравнивали полотна с шедеврами византийских мастеров, другие возмущались и поносили их за уродство. Гончарова подчеркивает в облике Марка, Матфея, Луки и юного Иоанна, вписанных в узкие, вытянутые по вертикали форматы холстов, откровенно «мужицкие» черты. В конце 20-х гг. Удлиненный формат этих композиций восходит к деисусному чину иконостаса. Это очень плоская живопись, она абсолютно не натурна и фантазийна. Магнолии часто составляли фон для ее испанок. Она так официально и не вышла замуж за Ларионова.
Гончарова нередко брала за основу своих религиозных композиций лубок — тем более что лубки коллекционировал Ларионов, сама же Гончарова собирала дохристианских «каменных баб». Самую нежную привязанность они сохраняли до последних дней, хоть Ларионов и обзавелся в Париже любовницей, да и у Гончаровой появился «друг». В 1910 году после однодневной выставки Гончарову обвинили в порнографии, а часть работ арестовали.
– была идефиксом русских футуристов. После первой персональной выставки Гончаровой в «Обществе свободной эстетики» газета «Голос Москвы» публикует анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими22. Сюжет "Павлин" обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством.
Этот контррельеф Гончарова воспроизводит в технике пошуара и включает в альбом «Larionov. Но, в картинах цикла «Испанки» чувствуется и влияние кубизма. В 1930 художница нарисовала иллюстрации к поэме-сказке Цветаевой «Молодец». Цикл «Евангелисты» очень ритмичен благодаря одинаковым размерам всех четырех холстови выверенным жестам апостолов. Наследие Натальи Гончаровой, неутомимого «делателя картин», огромно.
Насколько важны для Гончаровой испанские постановки, можно судить по тому, что на последующих выставках (не только театральных работ) она бесконечно экспонировала эскизы декораций и особенно костюмов к «Испании» и «Триане». Живописи училась у К. А. Коровина (до 1909). Первобытной мощью веет от Идолов (1908-09).
Михаил проектировал ввести моду на татуированные мужские ноги и дамские груди (сбылось, между прочим). Есть избитое выражение «на следующее утро имярек проснулся знаменитым», но именно так и произошло с Гончаровой после премьеры Золотого петушка 21 мая 1914 года. В 1910 году была первая выставка «Бубнового валета», где блистала Гончарова и там собрались все — Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Машков, Лентулов, Малевич молодой, Кандинский. Вторая тетрадь, включавшая пьесы «Любовь и смерть», «Фанданго», «Серенада призрака», заставляла вспомнить гойевские «Капричос».
«Пустота» — уникальная, в общем, вещь в мировом искусстве, нам практически не с чем ее сравнить. Поездка произвела на всех очень сильное впечатление. Вспомним Зинаиду Серебрякову, у которой крестьянки похожи на античные статуи. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань).
Гончарова-художник, кажется, переживала в Испании свое второе рождение. Картины в конце концов даже получили одобрение архимандрита Александро-Невской лавры за возрождение стиля, близкого древней иконописи. «Загнивающий Запад», чье влияние пора преодолеть, противопоставив ему – ну что. После поездки в 1916 году в Испанию с Дягилевым для подготовки к «Русским балетам» Гончарова была очарована испанками.
Дягилева балеты «Испания» и «Триана». Ее работы находятся во многих крупнейших музейных и частных собраниях мира. Они наполнены бурным движением мазков и словно рвутся за пределы картины. Но это Андрей зря Кто б отказался, если сам Бенуа приглашает к сотрудничеству на «Золотом петушке». Фильм шёл в прокате два года с небольшими перерывами и пользовался большим успехом.
Гончаровой, в частности. Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная. Каждый цикл состоит из девяти картин.
Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. «Сбор винограда» – это не сюита о сельскохозяйственных работах, а цикл изображений с христианской символикой. Арбос7 дирижировал оркестром в казино. Самые последние беспредметные работы 50-х годов, которые она писала уже в старости, называются «Космическая серия» — они были вдохновлены полетом советского спутника.
Современники Гончаровой, однако, вспоминали застенчивую, серьезную, странно или плохо одетую, невероятно трудолюбивую женщину (за 15 лет она ухитрилась сделать около 800 работ). По этой картине можно предугадать особенности ее будущего творческого мышления. Этот цикл тоже относят к вершинам творчества Гончаровой. Сохранившаяся в архиве художников фотография позволяет представить, как они выглядели. Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), « 4.
На фотографиях Гончаровой в мастерской мы видим ее на фоне именно второго варианта. В общем, египетский павлин совсем не прост. М. Ларионова интересует городской фольклор, в его работах ощутима игровая стихия. Гнев церковного цензора вызвали картины религиозного содержания. Лука всё сделал хорошо.
Здесь мы видим кошку с крошечными котятами, которая позирует на фоне драпировки и подноса.
– «Она всем обязана ему». Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. Думала сначала о серой лошадке из «Ранней весны» (1906), не слишком-то молочной. Выставка была закрыта. О Господи, кто знает, кто и как верует. » — Жаловалась Гончарова. Представляется, что театральные «испанские» заказы, ставшие своеобразным лейтмотивом творчества Гончаровой, каждый раз давали дополнительный импульс к созданию новой серии станковых работ – картин и панно на испанскую тему.
Мне больше нравятся цветаевские письма Гончаровой. Эту вещь сравнивают с работами Дюрера и Эль Греко. Наиболее значительной серией работ становятся «Испанки». Примером этих художественных поисков служит картина «Лучистское построение» (1913).
Сюжет «Павлин» обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством.
Народным искусством и религиозной живописью навеяны ее картины Уборка хлеба (1908), Рыбная ловля (1909). Рябушинскому. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин).
Гончарова приходит к созданию особого типа костюма – передвижной декорации. Художница иллюстрировала книги и создавала театральные эскизы для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. На протяжении всего парижского периода Гончарова постоянно обращается к испанской теме.
Она начинает брать частные уроки живописи в студии И. И. Гончарова стала их наставником и даже рекомендовала Дягилеву в качестве художников-волонтеров для исполнения театральных декораций. Это вещь, которой еще никто в России не видел.
Выставка была закрыта. В альбомах Гончаровой на первый взгляд парадоксально переплетаются русские и испанские мотивы и совсем не случайно исполненная в Испании декорация к «Свадебке» 15 с возникающими на заднем плане фабричными трубами долгое время неправильно атрибутировалась как эскиз к испанскому балету «Триана». Н. Гончарову влечет традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве нет места иронии. Почти все эти мероприятия, включая выставки, заканчивались скандалами и вызовом полиции.
На века осталась лишь её живопись. На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт»1423. Её похоронили на парижском кладбище Иври.
Поскольку Гончарова выросла в деревне, в небольшом семейном имении, картины на крестьянские сюжеты стали ядром ее ранних работ. И однажды, столкнувшись на лестнице со стареющей, слабой женой своего любовника, Томилина толкнула Наталью Сергеевну. Стул, прислоненный к картине, почти растворен в ней. В своих музыкальных произведениях композитор опирался на национальные фольклорные формы. Узкие вытянутые холсты тесны для монументальных фигур евангелистов. И еще одно замечание Цветаевой: «детей нет и быть не может». Воспоминанием о знаменитом «Завтраке на траве» Э. Мане видятся сидящие в лесу, правда, за столом – «Завтрак. Гончарова создаёт композиции на религиозную тематику («Венчание Богоматери», ГТГ, скопированное с церковного лубка), циклы на темы из Апокалипсиса, выполненные в лаконичной цветовой гамме: «Сбор винограда» и «Жатва» использовавшие раннехристианскую символику, тетраптих «Евангелисты» (1911, ГРМ).
24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. Наталья расписывала красками свое лицо и лица друзей и так они гуляли по Москве. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929).
Она говорила: «Работы нельзя дарить, а только продавать. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях26. Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. Почти не удивлена истории о родственных связях – культура закладывается поколениями)).
Пейзажи, пронизанные светом испанки, запоминающиеся лица ("Разносчица апельсинов"), невероятно современные эскизы костюмов, глубина понимания человека (портрет Ларионова) – иду в Третьяковку. Золотой петушок перевернул всю современную декорацию, весь подход к ней». Также отмечают сексистский контекст обвинений Гончаровой.
«Русские балеты» приехали в Мадрид на гастроли и Дягилев вызвал художников для продолжения работы над балетом «Литургия». Этот полиптих оставался в мастерской художницы до начала 1950-х. Я заново открываю путь на Восток и уверена, что за мной по этому пути пойдут многие. Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. Ее творчество тяготеет к примитивизму.
Эхом первой волны русского кубизма воспринимается работа Гончаровой над циклом Испанки. В 1927 году полиптих «Испанки» прибыл в Америку, о чем Гончарова писала Ларионову30. Это ощущение поддерживает миска, которая как будто прикреплена к плоскости.
Вместе с ним, позже Кандинского и раньше Малевича, к 1913 году Гончарова вплотную подошла к абстракционизму. Она ведь училась сначала на скульптурном отделении, но ее учитель и будущий муж Михаил Ларионов, как она сама говорила, «открыл ей глаза на ее глаза». Мысль соединить испанские и русские танцы занимала и Дягилева, который собирался сделать это в одной из предполагаемых программ (балеты «Русская ярмарка» и «Испанская феерия»). Апостолы — это скорее ее размышления на традиционную евангельскую тему. Пройдя увлечение «всечеством» (принцип свободного использования любых новых и старых традиций истории искусства), она сумела переварить различные влияния в свой яркий синтетический декоративный стиль. Редкая выставка с участием Гончаровой обходилась без скандала, будь то совместные выступления с буйными кубофутуристами и будетлянами, раздававшими направо и налево «пощечины общественному вкусу» или ее персональные экспозиции, на скандал никак не рассчитанные.
Но и этим не ограничилась связь Гончаровой с семьей Выборг. В мире не так уж много женщин-художников, тем более успешных. Тетраптих «Евангелисты» вызвал у современников самые противоречивые отклики.
Потом их пути разошлись — Ларионов и Гончарова выделились и организовали группу «Ослиный хвост». Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову22. Он очень любил играть в рулетку.
Пустынница» А. Кручёных, «Le Futur» и «Сердце в перчатках» К. Большакова и многие другие. Это цвета, которые усиливают друг друга. Обе картины находятся в Третьяковской галерее. Ко 2-й половине 1900-х годов относится её увлечение П. Гогеном (тетраптих «Сбор плодов», 1908, ГРМ). До Гончаровой никто так не писал крестьян. А два года спустя, в 1926 году, он был приобретен М. Выборг, о чем Ларионов сообщал своему японскому знакомому Ивате, что Гончарова «продала в Америку свои 5 испанских панно за 80 000 франков» 29.
Они были единомышленниками, друзьями, очень близкими людьми. А. Я. Следствием этих экспериментов явился «Аэроплан над поездом» (1913). В определённом отношении она и сама была довольно консервативной, о чём можно судить по высказываниям вроде «Религиозное искусство, которое может прославить государство, – прекрасная и магическая манифестация самого искусства».
У нас в Третьяковке, в Костроме, в Омске и еще две картины в Центре Помпиду. Гончарова обращалась в 1912–1913-е годы. На это наложена странная форма, которая кажется колышущейся. На что это он указует нам пальцем.
«Мы посетили Бургас, Севилью, Авилу, Мадрид» 4, – вспоминала позже Гончарова. Наталья Гончарова. Бубнововалетцы часто изображали подносы. Современники называли ее, А. А. Экстер и О. В. Розанову амазонками русского авангарда.
В качестве гида, знакомившего Дягилева с испанской культурой, выступал композитор Мануэль де Фалья. В 1913 году Илья Зданевич (псевдоним Эли Эганбюри, поэта и художника, одного из лидеров русского футуризма) прочитал лекцию «Гончарова и всёчество», на которой с упоением рассказывал разного рода выдумки, в частности, о том, как Гончарова путешествовала по миру и общалась с выдающимися современниками из мира искусства. Застывший взгляд темных глаз содержит немой вопрос и вызов. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1900 году она стала сильно интересоваться искусством и через год поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс скульптуры С. Волнухина и П. Трубецкого. Они познакомились в училище, где вместе осваивали мастерство художника.
Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Правнучатая племянница «жены великого поэта» Натальи Николаевны Гончаровой все детство — до гимназии — провела в деревне. По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки. В первой половине 1910-х Гончарова приняла участие практически во всех знаковых групповых выставках, не считая «Бубнового валета», в том числе в выставках «Мира искусства» (1911-1913), «Московского салона», «Союза молодёжи», берлинской галереи Sturm, Первого немецкого осеннего салона в Берлине (1913), «Мишени» (1914), «4» и др. Большинство выставок провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорблённой общественности. С 1913 года этот цикл ни разу не собирался в России вместе — до сих пор.
Но как комично он поучает Наконец, Иоанн. Их жизненные цели и взгляды на мир искусства совпадают. Выставка «Между Востоком и Западом» в 2013 году показывала около 400 работ самой знаменитой русской художницы. Как художник, она воспринимает и ощущает Испанию XVIII века как бы сквозь призму гойевских жанровых сцен, «Капричос» и росписей «Дома глухого» 25. Работы Гончаровой не всегда встречали понимание. Что за длиннейше-уродливый палец приставил ко лбу Матфей. 17 октября 1962 года мир покинула выдающаяся русская художница. Гончарова участвовала во всех выставках левых художников.
Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада» Синтетический характер будущего русского искусства как раз и должен был отразить термин «всечество», придуманный Зданевичем и именно Гончарова служила примером и аргументом в пользу независимости и самодостаточности новейшего русского искусства. Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Сегодня подобная характеристика скорее звучит как комплимент. Их имена неразделимы в истории русского искусства.
В рисунках можно проследить постепенное движение от натурного впечатления (характерный для фламенко жест положенной на бедро руки, движение веера, разлетевшиеся оборки цветастой юбки) к соединению декоративных плоскостей, музыкальной игре линий, к костюму-знаку. Стилевые поиски Гончаровой 1920-х годов отражает влияние стилистики Ар деко. Зритель сам должен вспомнить (или домыслить) их содержание. Букет в руке художницы служит метафорой ее могучего творческого темперамента.
К числу программных работ Н. Гончаровой того времени относятся «Уборка хлеба» (1908), «Хоровод» (1910), «Мать» (1910). Живописная стихия торжествует здесь над предметной средой.
Автопортретный образ художницы отличается нарочитым огрублением черт. Они состояли из плоскостей, задававших движение вдоль сцены. 1911 год стал кульминационным в живописном творчестве художницы. Мне из сегодняшнего далёка, кажется чуть не мистическим совпадением того места, где картина нарисована (в Париже, где Гончарова жила с 1915 года) и того, кто нарисован (испанка), – совпадением с местами торжества (пусть и краткого) власти анархо-синдикализма (в Парижской Коммуне в 1871-м и в Арагоне в 1936-м, пока этот истинный социализм не задавили в Париже сторонники капитализма, а в Арагоне – коммунисты, чьей конечной целью провозглашалось тоже самоуправление, то есть практически коммунисты были за лжесоциализм). Будучи в Париже она находится под влиянием различных течений.
«Осенний вечер» — очень сумрачная картина. Еще одна пара справа — это пара несчастливая исполненная какой-то меланхолической грусти. Это вещь в чем-то парадоксальная. Гумилёв, в свою очередь, посвятил паре пантум (так он называл жанр пантунов) «Гончарова и Ларионов», начинающийся со строк: «Восток и нежный и блестящийВ себе открыла Гончарова». Неузаконенный брак Гончаровой и Ларионова, между тем, трещал по швам. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова— именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»14.
В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. И – что же. Мастерская художницы залита светом.
В 1901 году девушка начинает учиться на скульптора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Волнухина и Павла Трубецкого, но понимает, что это не ее и меняет направление, начав посещать курсы живописи Константина Коровина. Впрочем, он всегда оказывается прав, когда подумаешь» (из дневника 8 января 1912 года). Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка. Не менее громкие скандалы с вызовом полиции и арестом картин вызывали ее женские образы, которые поклонникам Прекрасного казались «хуже, чем порнография тайных карт». В 1912 году М. Ларионов выдвинул идею «лучизма», одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства. Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём.
Вот таким образом да, для всех – «родилась и участвовала» и только письма да дневники поведают нам что-то о ее душевных движениях. – «Он всем обязан ей». Gontoharova. Супруги поселились в латинском квартале Парижа на улице Жака Калло. Серия состояла из 9 частей, сохранилось 7, причем вещи оказались в разных музеях.
Но анархия оказалась с самого начала опороченной и затёртой. Колористическое решение балета целиком восходит к гойевским произведениям – в эскизах основных действующих лиц изысканные сочетания любимых испанским художником оттенков черного, серого, розового соединяются с призрачно-серыми и черными тонами бесформенных костюмов монстров и чудовищ фантасмагорического потустороннего мира «Призраков». В 1928 году познакомилась с М. И. Цветаевой, которая посвятила Гончаровой большое эссе (1929). Эмиграция оказалась неожиданностью – и какое-то время Гончарова и Ларионов продолжали рассчитывать (как и многие тогда) на скорое возвращение.
Картина так и называется «Московская улица» (1909). Художница балансирует здесь на грани вполне реального сюжета и беспредметности.
Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых. Фортепианная сюита «Гойески» была создана под впечатлением от произведений знаменитого испанского художника Франсиско Гойи. Выставка проходила в галереях Соваж (1918) и Барбазанж (1919). По сути, она пользуется постимпрессионистическим принципом дополнительного цвета.
Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Училась в МУЖВЗ (с 1901) как скульптор у С. М. Волнухина, П. П. Трубецкого, живописи у К. А. Коровина, однако с 1903 года, почти порвав с училищем, стала работать под руководством своего мужа, М. Ф. Ларионова, а затем самостоятельно. Не только в живописи, но и в жизни Наталия Сергеевна ломала штампы традиционного «женского» поведения. Но для «всеков» сие безразлично. В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, К. А. Большакова, С. П. Боброва, при этом была едва ли не единственной из футуристов, кто не боялся повествовательности, «литературности» своих произведений.
Ужин», «Испанки с собакой» (обе – 1922-1928, ГТГ) появляются словно вырезанные из жести фигуры. – 1962, Париж)Художник, график, художник театра иллюстратор книг. Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Гончарова издала серию литографий патриотической направленности «Мистические образы войны» и проиллюстрировала книгу Т. Чурилина «Весна после смерти». В 1915 году художница получила заказ на сценографию для постановки спектакля «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А. Я. В апреле открылась «Выставка живописи 1915 год», которая оказалась последней прижизненной выставкой Гончаровой в России. Картина стояла в мастерской Гончаровой, когда ее посетила в 1928 году Марина Цветаева. После гастролей в Испании под впечатлением архитектуры, национальной музыки и танца – фламенко Гончарова приступает к работе над оформлением испанских балетов Эспана на музыку «Испанских рапсодий» М. Равеля и Триана на музыку И. Альбениса. Но, помнится, читать её текст о двух Натальях Гончаровых нелегко.
К июню 1926 года вторая версия была закончена и экспонировалась на выставке в Дрездене32. В воспоминаниях художницы перечислены те, кто составлял их окружение в Сан-Себастьяне. В 1910-х гг. Отсутствие краски обозначает небытие. Персонажи собственной картины Гончаровой несимпатичны.
Отдельные работы показались цензорам порнографическими («Натурщица с руками на талии», «Натурщица с закинутыми за голову руками») и были арестованы. Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина14. Работа «Пустота» была одним из ее первых опытов, однако подтверждает чутье Гончаровой на требования времени.
Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени. В Сан-Себастьяне была начата работа над новой хореографической сюитой «Русские сказки» 1, премьера первой новеллы которой – одноактного балета «Кикимора» – состоялась на сцене театра Виктории-Евгении 25 августа 1916 года. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. В сериях живописных «Испанок» воплощено характерное для творчества Гончаровой стремление к монументальности, В русские годы оно реализовывалось в композициях на религиозную тему, таких как «Старец с семью звездами» (1910, ГТГ), триптих «Спас» (1910-1911, ГТГ), знаменитый тетраптих «Евангелисты» (1911, ГРМ).
Что-то не то вписал. Она также считала, что возмущение общественности вызвано непониманием людьми основ искусства. В архиве художников сохранилась фотография одного из подобных мест. Дальнейшую судьбу уехавшей в Америку ширмы «Испанки» проследить непросто – некоторое время она принадлежала Софи Лорен, а вот сегодняшнее ее местонахождение неизвестно. По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой «Бог плодородия». Третьего, подсознательного, не было.
С 1911 работала в духе футуризма. Разворот хвоста павлина также напоминает палитру художника. Дягилеву было в принципе все равно – главное, чтобы художник еще не засветился в «Русском балете». Дягилев вообще-то звал к сотрудничеству в «Русском балете» Ларионова, знакомого ему еще по русской выставке на парижском Осеннем салоне 1906 года, но тот с головой был погружен в футуристические распри, готовил очередную эпохальную выставку 4 и предложил для работы над сценографией Золотого петушка Гончарову.
1911: Евангелист в синем (холст, масло. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. «Драма» представляла собой трагикомедию в двух частях и была представлена в качестве своеобразного отчёта о повседневной жизни футуристов. Снялась в футуристическом фильме «Драма в кабаре 13» с голой грудью.
Что же случилось. «Спорят и спорят со мной – о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую. В 1913 году Гончарова вместе с другими членами группы «Ослиный хвост» снялась в фильме Владимира Касьянова «Драма в кабаре футуристов 13». Все жили в одном доме, но на разных этажах. Геометрически неправильная форма напоминает что-то органическое и живое. Даже лубок в прочтении Гончаровой лишён его.
После скандальной выставки «Салона Золотого Руна» он написал открытое письмо в газету, в котором вопрошал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа – духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем. ». В автопортрете художница декларирует переходное творческое состояние. Вообще Гончарова любила рисовать животных — птиц, белок, собак. Сохранилось несколько зарисовок поэта и переписка. Второе и главное в этой картине — цвет.
Затем Гончарова обратилась к лучизму, основателем которого стал ее супруг. В 1914 году в её декорациях и костюмах в Париже поставлена опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (в виде балета с пением). В полотне «Павлин под ярким солнцем» (стиль египетский) законы древнеегипетского искусства и традиции русской народной игрушки. В графических работах этого периода художница использовала и лучизм и кубофутуризм.
Эта картина является одной из пяти композиций серии «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911), в которой каждый из трудов основан наотдельномнаправлении. Она не только рисовала авангардные картины и занималась графическим дизайном. Художница приняла его и вместе с мужем перебралась во Францию. Адвокатом художницы выступил Михаил Ходасевич.
Ларионов по привычке пытается верховодить тамошними русскими художниками, устраивая благотворительные балы – знаменитые «Большие балы» и «Баль баналь», но живописью занимается исключительного камерного формата (желчная Нина Берберова, подразумевая новую ларионовскую пассию, Александру Томилину, упоминает в Курсиве моем, как Ларионов «пишет желтенькой краской желтенькую женщину с желтенькими волосами и низким тазом»). Между Востоком и Западом» в ГТГ. Образ курильщика воспринимается как своего рода диалог с «Отдыхающим солдатом» Ларионова, созданном в том же году. В 1932 году Б. Нижинская19 ставит «Болеро» М. Равеля, для которого Гончарова исполняет декорацию и костюмы, в 1935-м она оформляет «ЛюБовь-колдунью» М. де Фалья для антрепризы Л. Войциховского20.
Весь фон заполнен плотной живописью — синее, лиловое, серое, какие-то углы. Конечно, ей было легче: было, у кого учиться, на кого смотреть. По случаю её ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу. В основе оперного либретто – история красавицы махи Розарио и двух ее соперничающих кавалеров – Фернандо и тореадора Пакирио, завершающаяся трагической развязкой, за которой следовал неожиданный эпилог – сцены фантастических видений, поставленные на музыку «Серенады призраков», В одноактном балете главный акцент был сделан именно на теме «Капричос», Постановщиком балета стал танцовщик и хореограф Виктор Гзовский23, Впрочем, в работе над ним, скорее всего, принимала участие и его жена – балерина и хореограф Татьяна Гзовская24, Премьера была дана 8 декабря 1940 года в Театре Мариньи в программе гала-концерта «Des Baiadins», Обращаясь к оформлению балета, Гончарова вслед за композитором ищет вдохновение в творчестве Ф, Гойи. В Третьяковской галерее находится большое собрание ее работ зрелого синтетического стиля Гончаровой: «Художественные возможности по поводу павлинов» : «Весенний павлин» (стиль русской вышивки), Павлин под ярким солнцем (стиль египетский), Курильщик, (стиль подносной живописи).
Машкова. В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена. Это программная работа для Гончаровой. Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник «Садок судей 2», «Мирсконца» и «Игра в аду» А. Кручёных и В. Хлебникова, «Взорваль» и «Две поэмы.
Это падение ускорило смерть Гончаровой. Она с удовольствием погрузилась в новую для нее жизнь. Наследие Гончаровой и Ларионова было завещано обоими (после того, как в 1955 году они все-таки зарегистрировали свой брак) второй жене Ларионова Александре Томилиной (она стала официальной супругой Ларионова спустя год после смерти Гончаровой и за год до его собственной). Бенуа, правда, как автор концепции на афишах указан не был, но поставив Дягилеву на вид его обычное вероломство, работой Гончаровой в целом остался доволен и в мемуарах описал, как зал громко ахал при каждой смене декораций. Трубецкой и С. М.
Её костюмы и декорации к «Золотому петушку» были признаны шедевром. Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к "Свадебке" (1923) и "Жар-птице" (1926) И. Ф. Стравинского. В 1912 году церковная цензура сочла кощунством участие в выставке Ослиный хвост – под такой-то неподобающей вывеской. В 1915 году художница переехала в Париж. Однако вновь и вновь возвращалась художница к примитиву. В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты». Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к Свадебке (1923) и Жар-птице (1926) И. Ф. Стравинского.
В театре Гончарова работала с конца 1900-х годов («Свадьба Зобеиды» Г. фон Гофмансталя, 1909, студия К. Крахта «Веер» К. Гольдони, 1915, совместно с М. Ф. Ларионовым, Камерный театр оба – в Москве). Отметим этот фактор литерой «а». – «Это он ее так, без него бы. » – «Без нее бы он. » и т. д., пока живы будут». Возможно, для некоторых гончаровских циклов такое утверждение и верно, но «Евангелисты» много потеряли бы, если б художница объединила их одной рамой.
Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием1424. Так, художница ходила с разрисованным лицом по Петровке и Кузнецкому мосту в рамках «футуристических прогулок». Сегодня это самая дорогая и известная русская художница. С одной стороны, Гончарова достаточно далеко ушла от канонов изображения святых, с другой – возродила в своём творчестве традиции древнерусского лубка. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится "Велосипедист".
Это ансамбль «Евангелисты», состоящий из четырех картин, написанных маслом. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится Велосипедист. Видимо, там она и увидела своих евангелистов-крестьян и еще — архаичных «баб», раздражавших ревнителей традиционных ценностей не меньше, чем ее религиозные картины.
204 х 58 см) Евангелист в сером (холст, масло. Ткань, на которой лежит кошка, написана в манере Гогена. В какой-то мере, как опыт изображения «ничто», эту вещь можно назвать предшественницей «Черного квадрата» Малевича. С этого времени она фигурировала в литературе с подписью «местонахождение неизвестно».
Далее она говорит имея ввиду архаические культуры: «религиозное исусство и искусство, прославляющее государство, были всегда самым величественным, самым совершенным проявлением творческой деятельности человека». Между тем неканоническая манера в изображении святых исходила не только из общего увлечения авангардистов «примитивами». Она занимает особое место в истории беспредметной живописи. Известно, что, оказавшись во Франции, Гончарова сетовала: «Хотела на Восток, а попала на Запад». Стилевые поиски Натальи Гончаровой не прекратились и в эти годы. Хотя, конечно, к тому времени, как Гончарова написала свой цикл, в Москве уже видели Гогена — в коллекции Щукина, а также в журнале «Золотое руно». Не забыл ли что-то вписать.
Однако Наталия не является тенью мужа-художника, она и сама яркая индивидуальность. Она оформила балеты «Испания» Мориса Равеля, «Свадебка» (работа над которой растянулась на долгих семь лет) и «Жар-птица» Игоря Стравинского, при этом продолжала упорно заниматься живописью, создавая тематические циклы: «Павлины», «Магнолии», «Орхидеи», «Букеты», «Рыбы», «Колючие букеты». В 1910 году на выставке Общества Свободной Эстетики Наталья Гончарова, художник, работы которой и ранее не раз были признаны аморальными, показывает несколько картин с обнаженными женщинами в духе палеолитических Венер.
Ритм задают композиции и свитки. Художницу занимают серьёзные материи, народные истоки творчества, монументальность, сакральные глубины. Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»).
В дягилевской антрепризе художница трудилась над оформлением спектаклей Русские сказки на музыку А. К. Лядова, Шарф Коломбины Г. Гофмансталя и др. Несколько лет назад она наделала много шуму на «Сотбис» и за несколько миллионов ушла куда-то. Постимпрессионизм, неопримитивизм, кубофутуризм, лучизм – Гончаровой понадобилось лет пять-шесть, чтобы пройти тот путь, на который европейскому искусству понадобилось лет 20. в Ленинградском Доме кино.
Она пишет себя не тонкой и хрупкой, а насмешливой и открытой. пДОПК ЙЪ ФБЛЙИ ЛБТФЙО УФБМБ ТБВПФБ еЧБОЗЕМЙУФЩ 1911 ЗПДБ. Гончарова всегда неохотно расставалась со своими работами. В 1914 г. отдельной серией вышли «Мистические образы войны» – большие литографии, ставшие не просто попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, но и символическими изображениями, потрясающими своей экспрессией и силой.
Она мучалась ностальгией, но не хотела бесконечно тиражировать одни и те же образы, работая на рынок русских эмигрантов. Годы Второй мировой войны художники провели в Ницце. В 1955 году они решили зарегистрировать брак, несмотря на тот факт, что Ларионов продолжал поддерживать связь с Томилиной. Никита Лобанов-Ростовский в «Заметках коллекционера» писал: «Когда в конце жизни Наталья Сергеевна очень болела и крайне ослабла, она на лестнице повстречалась с Томилиной, жившей этажом выше, Томилина толкнула Наталью Сергеевну, которая упала, что и ускорило её кончину. Созданное Гончаровой не поддается учету – в силу как ее необычайной работоспособности (уже на персональной выставке 1913 года она показала более 750 произведений), так и общего хаоса, сопровождавшего неожиданную, непредумышленную эмиграцию. Так называвший её Ларионов считал, что она маловато работает и был явно не прав.
Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Свадьба Зобеиды» по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта. Несколько подобных живописных работ известны только по фотографиям (ОР ГТГ). И что за сомнительное выражение его лица. Она говорит, что это гениальная сатира на буржуазную семью и видит здесь любовный треугольник: супружеская пара в центре и подруга улыбающегося мсье, что сидит слева.
Её преподавателями оказались П. П. Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Н. Гончаровой как живописца. В ней Наталья Гончарова используя древние исконно русские символы, пытается выразить картину изменения действительности, революцию как «конец света», пластика этой работы напоминает древнерусский лубок – вид изобразительного фолклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе «Бубновый валет». Пожалуй, Гончарову впервые по-настоящему привлекает мир танца.
Наталья Гончарова – художник-женщина с самой высокой стоимостью картин. Симбиоз этих двух течений проявляется в иллюстрациях к футуристическим книгам Крученых и Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду», «Взорваль», «Пустынники». Пустынники. Немало, хотя не так уж и много. И Дягилев был доволен Гончаровой вполне.
На стене – полотна без рам, выполненные в импрессионистической манере. В 1905-06 годах исполняла городские пейзажи пастелью (ГМИИ). Той же весной пара открыла небольшую выставку в галерее Поля Гийома. И тон другой.
Эти работы тесно сопряжены с христианством, в серии «Жатва» особенно сильны апокалиптические настроения, связанные с концом мира и расплатой. Высказывание приписывают Гончаровой, но некоторые историки склонны сомневаться в её авторстве – вполне вероятно, что это ещё одна мистификация Зданевича. За Гончарову вступились различные деятели искусств: граф И. И. Поднос — любимый сюжет художников круга «Бубнового валета».
В 1911 году она вместе с М. Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 – «Ослиный хвост», «Салон Золотого Руна», «Мир искусства», «Мишени», «4». Последний раз его демонстрировали в конце 30-х гг. Это была постановка балета «Литургия», навеянная образами древнерусского искусства. И все же здесь остаются черты пережитого уже кубизма. Но известно несколько ипостасей этой удивительной женщины и Художника. В этой картине как нельзя лучше выражено чувство цвета, свойственное Гончаровой.
В предисловии к каталогу своей первой ретроспективы в октябре 1913 года Гончарова писала: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, а также все, что идя от Запада, создала моя родина. Гончарова же продолжает сотрудничество с Дягилевым, а после его смерти – с «Русским балетом» де Базиля. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Фактор «б» – посмертный успех Гончаровой: 18 июня 2007 года на вечерних торгах Christies в Лондоне картина Гончаровой Сбор яблок (1909) была продана за 4, 95 млн, установив рекорд стоимости для произведений авторов-женщин в 2010 году, опять на Christies, Испанки (1916) ушли за 5, 5 млн, подтвердив репутацию Гончаровой, не зависящую от кризиса. Об их дружбе известно мало – и, в основном, со слов художников. У истоков неопримитивизма художницы лежат созданные в конце 1900-ых годов полотна Крестьянской серии (Рыбная ловля Беление холста «Сбор плодов»), где застывшие, как каменные изваяния, фигуры олицетворяют созидательные силы природы. Она интересна тем, что никогда до сих пор не экспонировалась и известна только по выставке 1929 года.
А Марк что пригорюнился. Тем, у кого постмодернизм в крови (мне, например), трудно справиться с искушением обнаружить его в обильном цитировании различных манер и отсутствии кавычек. Но тихоней, конечно, она не была. Она сумела с самого начала их отношений не превратиться в «жену гения», на момент начала их отношений Ларионов был «ведущим» в этом союзе. В Испании она пытается зафиксировать все свои впечатления в рисунках. Какое-то время писала работы в созданном Ларионовым жанре лучизма («Аэроплан над поездом», «Динамо-машина»), однако быстро вернулась к своему давнему увлечению – синтезу древнерусской и современной живописи.
Их имена неразделимы в истории русского искусства. Он играл часто также для старой у нее, для нас и других своих друзей в казино. Явно передан какой-то обобщенный восточный национальный колорит. На выставке 1914 года в Москве она представила 762 произведения. Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка. Самым ярким циклом Гончаровой в те годы стал «Испанки».
Она становится для художницы полем эксперимента, отражением формальных и стилевых поисков. В 1900-х гг. Вернувшись в Париж, я начала рисовать испанских женщин в тонах, которые мне подсказывала атмосфера этой страны. Таирова. Тугенхольд назвал их лучшей работой художницы.
Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл «Евангелисты». В этой картине главную роль вновь играет цвет. Ее работа «Сбор яблок» (1909) была продана с аукциона почти за 5 миллионов фунтов стерлингов. В 1911 г. Наталия Гончарова пишет свой знаменитый тетраптих «Четыре евангелиста».
– мощного тетраптиха Евангелисты. Врангель и др. Цикл испанок охватывает много лет. Раскройте глаза на собственные глаза. » – заявил он.
Здесь художница вводит мотив Феникса — птицы, которая возрождается в огне. Представление об этом замысле художницы можно получить по сохранившимся эскизам костюмов: «Архангел», «Волхв», «Апостол Марк». К красному добавляется зеленый, к желтому — голубой и синий.
Марина Цветаева говорила о Гончаровой, как никто другой, лучше всех. «Мытье холста» вызвало сильнейшее отторжение у критики. На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие «скифских каменных баб», подобные палеотическим Венерам. Сейчас нам показывают только самое значительное, отстоявшееся, проверенное временем, провенансом (историей владения) и экспертизой, что в истории с русским авангардом совсем не лишнее.
Из западных увлечений Гончарова сделала свои выводы. В 1938 году Гончарова и Ларионов наконец-то получили французское гражданство. В Третьяковской галерее представлено две картины этой серии (вторая посвящена стилю русской вышивки). Современники называли ее, А. А. Экстер и О. В. Розанову "амазонками русского авангарда". Их Гончарова тоже «подсмотрела» в иконостасе.
Нет того, чтоб какая-то частность выражала одно, а другая – нечто противоположное. Интересно отметить, что именно в Испании Гончарова необычайно много рисует. Отец художницы всячески поддерживал Наталью и защищал от нападок критики.
Это одна из самых темпераментных вещей у Гончаровой. Самый юный апостол и евангелист, Иоанн, помещен вторым слева. Танцовщик должен был находиться внутри этой конструкции и его движения предопределялись «коробкой» костюма. Диапазон ее сюжетных пристрастий становится разнообразен, как, пожалуй, ни у одного другого художника ее круга.
Художник, «Испанка» которой была продана более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов, оставила богатое наследие.