Она собиралась подарить Ланскому ко дню ангела свою фотографию или дагерротип. 1924. Гончарова Наталья Сергеевна – известная русская художница, авангардистка.
Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову22. В одном из своих писем к невесте летом 1830 года Пушкин высказывает сожаление, что у него нет её портрета, однако утешением ему служит копия «Бриджуотерской мадонны» Рафаэля, выставленная в книжном магазине Слёнина:70—71. Для закрепления результатов лечения необходимо было провести ещё одну зиму в мягком климате:179. Гончаровых наперебой зазывали на празднества хозяева лучших домов старой столицы. Дата свидания неизвестна.
Николай I пожелал быть «посажёным отцом», но Наталья Николаевна, как пишет Арапова, уклонилась от этого предложения. Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени. Есть предположение, что сын Пушкиной Александр (именно он по завещанию матери получил все пушкинские рукописи), выполняя её волю, уничтожил их:211. 27 января на Чёрной речке состоялась дуэль, на которой Пушкин был тяжело ранен:203, 209.
Такова «Библиография И. А. Гончарова с 1965 по 2003 гг» А. В. Романовой. Женщину, которая сможет сделать счастливым полудемона. 23 января на балу у Воронцовых-Дашковых Дантес оскорбил Наталью Николаевну. ОтецНатальи, Николай Афанасьевич Гончаров (1787—1861), происходил из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена императрицы Елизаветы Петровны.
Считалось, что Ланской сделал карьеру благодаря браку с Натальей Николаевной. Стилевые поиски Натальи Гончаровой не прекратились и в эти годы. Так Пушкин появился в гостиной Гончаровых, а Толстой стал сватом. Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. Ланская, к которой обратилась мать Исакова, выясняла его судьбу у Орлова.
Здесь её преподавателем стал К. А. Волнений добавил приезд Михаила Дубельта, решившего помириться с женой, а когда он понял, что это бесполезно, то «дал полную волю своему необузданному, бешеному характеру». Мать Натальи Николаевны — Наталья Ивановна (1785—1848), урождённая Загряжская, — была прапраправнучкой украинского гетмана Петра Дорошенко от его последнего брака с Агафьей Еропкиной.
По словам поэта, «непроизвольная тоска гнала» его из Москвы, его приводило в отчаяние, что репутация вольнодумца, закрепившаяся за ним и преувеличенная клеветой, повлияла на решение старшей Гончаровой. Выставка была закрыта. Такая позиция встречается и в поздних исследованиях26.
Саитов обратился к главному хранителю отдела рукописей Румянцевского музея Георгиевскому, однако последний заявил, что не имеет права «выдавать секреты Пушкина». Каждую весну её мучили приступы кашля, не дававшие спать, врачи считали, что помочь может только продолжительное курортное лечение. Высокий для тех времен рост (около 177 см), очень тонкая талия, пышный бюст Чистая бархатистая кожа, шелковистые волосы. Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова.
Вечером 4 ноября он послал вызов (без указания причины) на дуэль Дантесу, который получил Геккерн. Благодаря содействию Ланских Салтыков был возвращён из ссылки. Однако строгая мать и болезнь отца наложили отпечаток на девушку. Не найдете. В документальной повести «Вокруг дуэли» Семён Ласкин выдвинул гипотезу, что неизвестная из писем Дантеса— сама Идалия Полетика.
Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём. Он отмечал, что, как жена «первого поэта России», человека имевшего не только друзей, но и врагов, Пушкина с самого начала оказалась в «нелёгком положении»: одни ожидали видеть в ней совершенство, другие — «искали в его жене недостатки, которые могли бы унизить самолюбивого поэта». Очередная поездка обернулась вынужденной эмиграцией. Самым ярким циклом Гончаровой в те годы стал «Испанки». Сыграли свою роль и политическая неблагонадёжность поэта, его бедность и страсть к картам. Её похоронили на парижском кладбище Иври.
Написал было большой отзыв про то, как надо правильно. Непонятно в кого она получилась такая. Художница приняла его и вместе с мужем перебралась во Францию. Наталья была очень застенчивой, скромной и молчаливой. Возможно, что они погибли при пожаре в доме старшего сына Пушкина в 1919 году:198. В откликах известных литераторов того времени (И.
(неинтересно), но с точки зрения изготовления разума космического корабля, эта книжка – чушь собачья. Ответ невесты успокоил его и он заочно помирился с будущей тёщей. ГТГ Центр Помпиду, МСИ) и реализма («Завтрак». Письмо Натальи Николаевны (июль 1836), обнаруженное в архиве Гончаровых, свидетельствует о том, что она прекрасно понимала состояние мужа. По другой, Пушкина получила от Дантеса письмо, в котором тот умолял о свидании якобы для того, чтобы обсудить «важные вопросы»:75. Издание сочинений отца вышло небрежное (1838—1842гг. ), значительную часть библиотеки отца он расхитил и продал, небольшая лишь часть перешла к моему брату Александру, время, удобное для последующих изданий отца, пропустил Мать мою не хотел слушать и не позволял ей мешаться в дела Опеки» Весной 1846 года Наталья Николаевна подала прошение о назначении опекуном над её детьми Ланского:237.
Летом 1862 года Ланская с дочерьми (Ланской по делам службы вернулся в Россию) гостила у своей сестры Александры в имении Бродзяны в долине Нитры. Публикация писем (отредактированных и с купюрами) Пушкина к жене, предпринятая Тургеневым в 1878 году, подняла новую волну неприязненного отношения к Наталье Николаевне:156—157. Геккерн просил у Пушкина отсрочки на 24 часа. Одной из таких уникальных дам стала Наталья Гончарова.
Позднее, когда Пушкин занялся издательством журнала, во время его отсутствия Наталья Николаевна исполняла его поручения, касавшиеся «Современника»:220—221. Девушкам преподавали историю мира и России, русский язык и литературу, географию. В письмах, в очерке «На родине» Гончаров всегда вспоминал о матери с чувством благоговения.
НиколайI пожелал быть «посажёным отцом», но Наталья Николаевна, по словам Араповой, уклонилась от этого предложения. Прочел недавно книгу Кононюка «Я – меч, я – пламя».
Прасковья Александровна не отказала прямо, но в ней, по словам А. Тургенева, «гнездилось враждебное к ней чувство за Пушкина». Дочь Натальи Николаевны поставила своей целью защитить мать, но средства, которые она избрала для этого, способствовали лишь усилению отрицательного отношения к Пушкиной-Ланской.
Слово «обломовщина» Василий Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова». По случаю её ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу. Дантес объявил, что его целью была женитьба на сестре Натальи Николаевны Екатерине. Вдова поэта поддерживала отношения с его семьёй и друзьями.
Другие исследователи (впервые — Щёголев) относят дату свидания на январь 1837 года (иногда называется дата 22 января) и Пушкин якобы узнал о нём из анонимных писем, что послужило «последним толчком» к дуэли. 23 января на балу у Воронцовых-Дашковых Дантес оскорбил Наталью Николаевну.
Биографы Натальи Николаевны Ободовская и Дементьев исследовали весь гончаровский архив. В сорок лет судьба дала шанс осуществить эту мечту. Выбор- или ты или тебя.
Хочется продолжение и оно есть. Сюжет «Павлин» обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. Здесь он задержался из-за эпидемии холеры.
Надо отметить, что интерес к народному творчеству был свойствен многим её современникам, но Гончарова пошла дальше всех. В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием «Ослиный хвост». Долгое время считалось, что Наталья Николаевна не занималась семьёй и домом и интересовалась только светскими развлечениями. Вскоре после знакомства Ларионов переехал на Трехпрудный в квартиру к Гончаровой. Несколько шаржированные иногда даже острые зарисовки обитателей Тригорского и Голубова (поместья Вревских) отражают слегка напряжённые отношения между семейством Осиповой и окружением Пушкиной. Атмосферу, в которой оказались в этот период Пушкины, светские сплетни вокруг их семьи и Дантеса в полной мере отражает дневник Марии Мердер:690.
1906 – 1907. Но в списке работ Ларионова (1913) упоминаются его портреты Гончаровой 1900-го. В вину Наталье Николаевне ставили также и свидание с Дантесом на квартире Полетики:222. Ведь двери универа открыты.
Позднее Александр (с 1848) и Григорий (с 1849) учились в Пажеском корпусе, возможно, здесь сказалось влияние её второго мужа, Ланского. Сразу после смерти Пушкина в списках стало распространяться стихотворение, где анонимный поэт-любитель, обращаясь к вдове, пишет: «К тебе презреньем всё здесь дышет Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта». И абсолютно точно, что Гончарова была в своей второй жизни плохой супругой во многих смыслах (в том числе и интимном, о чем сам поэт даже поведал нам в своих стихах). Дмитрий Гончаров был назначен опекуном своего отца и встал во главе семейного майората. Было высказано также мнение, что Пушкин имел в виду копию другой картины Рафаэля— «Сикстинской мадонны».
Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Н. Гончаровой как живописца. О себе рассказывает неохотно информации очень мало. По возвращении в училище в 1904 получила малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды, а следующую аналогичную медаль – также за скульптуру (1907).
6 апреля 1830 года согласие на брак было получено. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). Он получил прекрасное образование: в совершенстве знал немецкий, английский и французский языки (одним из его гувернёров был Будри, брат Жан-Поля Марата), хорошо владел, в отличие от остальных членов семьи, русским языком, сочинял стихи играл на скрипке и виолончели:22—23. Он возвратился в Москву и вторично сделал предложение. Долги деда он не смог покрыть и всю жизнь выплачивал проценты по закладным (иногда превышавшие сумму долга):80.
Осенью 1832 года умер дед Натальи Николаевны. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». Её костюмы и декорации к «Золотому петушку» были признаны шедевром.
Брак Натальи Ивановны с Николаем Гончаровым, по этой ли или другой причине, был, по мнению некоторых биографов, «спешным». Предки писателя были военными: прадед – Иван Лаврентьевич – происходил из «солдатских детей» и сам служил, его дед – Иван Иванович – дослужился до капитанского чина и в 1759 году вернулся из-под Оренбурга на жительство в Симбирск.
Во французский период творчества Гончарова оставляет путь новаторских поисков и «пробует себя» в различных стилях европейской живописи от декоративного кубизма («Испанки». Она достигает наибольшей работоспособности и мастерства. Самым удачным своим изображением Пушкина считала акварель 1843 года (не сохранилась), заказанную для альбома императрицы. Но всё это наложило какой-то чёрный след на счастливой семейной жизни Пушкиных.
Летом 1862 года Ланская с дочерьми (Ланской по делам службы вернулся в Россию) гостила у своей сестры Александры в имении Бродзяны в долине Нитры:343. Сможет ли он найти человека, который станет для него якорем в этом мире. По мнению Раевского, ни на одном из известных ему портретов Пушкиной-Ланской не был так удачно передан «живой и ласковый взгляд», заставивший вспомнить «задушевные пушкинские письма жене»:27. Брак Натальи Ивановны с НиколаемГончаровым, по этой ли или другой причине, был, по мнению некоторых биографов, «спешным»:27. Дата свидания неизвестна. Их имена неразделимы в истории русского искусства.
Москва), Салон В. А. Издебского (1909 – 1911), «Союз молодёжи» (1910 – 1913). В этот период Гончарова участвовала в ряде выставок: МТХ (1905, 1907), Осенний салон в Париже (1906. Это падение ускорило смерть Гончаровой.
Но, в картинах цикла «Испанки» чувствуется и влияние кубизма. Вторая половина 1920-х – начало 1930-х.
Почти все эти мероприятия, включая выставки, заканчивались скандалами и вызовом полиции. Возможно, если они существуют, эти бумаги хранятся за границей (предполагалось, что они были вывезены в Англию или Бельгию):228. И каждый раз все хуже и хуже. Рассуждения о немецкой угрозе в 1937 году – такая чушь, что даже скулы сводит. Считалось, что Ланской сделал карьеру благодаря браку с Натальей Николаевной. Гораздо позднее она писала, что раскрывать свои чувства ей «кажется профанацией.
Всего в рукописях Пушкина насчитывается четырнадцать изображений Натальи Николаевны. Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых. Н. Гончарову влечет традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве нет места иронии. Позднее, чтобы вернуться в Петербург до наступления холодов (в доме невозможно было остаться на зиму), Пушкина занимала деньги у Строганова:108. Наталья Гончарова – художник-женщина с самой высокой стоимостью картин.
По словам поэта, «непроизвольная тоска гнала» его из Москвы, его приводило в отчаяние, что репутация вольнодумца, закрепившаяся за ним и преувеличенная клеветой, повлияла на решение старшей Гончаровой. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. В то же время, по мнению Раевского, дальнейший ход событий показывает, «что своей цели в отношении Пушкиной Дантес не добился». 1906 – 1907. 24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики.
Отец художницы всячески поддерживал Наталью и защищал от нападок критики. Она начинает брать частные уроки живописи в студии И. И. Она никуда не выезжала, вечера проводила у Загряжской, а позднее — в салоне графини де Местр, другой своей тётки, у Карамзиных и Вяземских. Их внучка Софья Николаевна (от этого же брака) была замужем (морганатически) за внуком императора Николая I Михаилом Михайловичем:11. Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором — Ланская (27августа 8сентября 1812, поместье Кариан, Тамбовская губерния — 26ноября 8декабря 1863, Санкт-Петербург) — супруга Александра Сергеевича Пушкина.
«Необыкновенная история»— по тексту гончаровского тома «Литературного наследства» и т. д. Некоторые материалы публикуются у нас впервые. «Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. ГТГ). Юлька и подумать не могла, что поездка на королевские смотрины обернется таким весельем. Акварельный портрет работы А. П. Брюллова, созданный в первый год её супружеской жизни с Пушкиным, отличается высоким мастерством, лёгкостью, «воздушностью» и в то же время тщательностью исполнения, но не раскрывает другого, духовного облика, что, впрочем, оправдывается крайней молодостью самой модели.
В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. По мнению Раевского, ни на одном из известных ему портретов Пушкиной-Ланской не был так удачно передан «живой и ласковый взгляд», заставивший вспомнить «задушевные пушкинские письма жене». Отец Натальи, Николай Афанасьевич Гончаров (1787—1861), происходил из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена императрицы Елизаветы Петровны.
Только бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца». В 1938 году Гончарова и Ларионов наконец-то получили французское гражданство. К этому моменту Гончарова – сложившийся художник, уже переживший этап творческого формирования. ГКГА «Пейзаж (Пуантель)».
Высказывание приписывают Гончаровой, но некоторые историки склонны сомневаться в её авторстве – вполне вероятно, что это ещё одна мистификация Зданевича. Она оформила балеты «Испания» Мориса Равеля, «Свадебка» (работа над которой растянулась на долгих семь лет) и «Жар-птица» Игоря Стравинского, при этом продолжала упорно заниматься живописью, создавая тематические циклы: «Павлины», «Магнолии», «Орхидеи», «Букеты», «Рыбы», «Колючие букеты». Примером работ этого времени служат «Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое)» (1913), «Орхидеи» (1913) и «Лучистые лилии» (1913). Вопреки сложившемуся мнению, «поэтическая Пушкина» была практична и напориста, когда дело касалось её родственников и близких людей. Наталья Гончарова – художник, у которого личная жизнь очень тесно переплелась с творческой. По мнению Я. Левкович, Наталью Николаевну не в чем упрекнуть до встречи с Дантесом.
Этот день поэт в конце своей жизни считал одним из самых своих нечастных дней, к тому же при венчании он получил сразу несколько дурных предзнаменований. В 1914 г. отдельной серией вышли «Мистические образы войны» – большие литографии, ставшие не просто попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, но и символическими изображениями, потрясающими своей экспрессией и силой. В 1834 году Наталья Николаевна пригласила к себе в Петербург сестёр. Пишет много и быстро, пробует себя в разных жанрах и направлениях.
Похоронили ее на парижском кладбище Иври. Пушкинист Лариса Черкашина предполагает, что Наталья училась по той же программе, что и её младший брат Сергей. Он отмечал что, как жена «первого поэта России», человека имевшего не только друзей, но и врагов, Пушкина с самого начала оказалась в «нелёгком положении»: одни ожидали видеть в ней совершенство, другие— «искали в его жене недостатки, которые могли бы унизить самолюбивого поэта»:214. История его создания известна из письма (1849) Натальи Николаевны второму мужу. Так, Плетнёв, несмотря на недоразумение, произошедшее поначалу между ним и Ланским, писал впоследствии: «Он хороший человек», — таково же было мнение Вяземского: «Муж её добрый человек и добр не только к ней, но и к детям». Через много лет Наталья Николаевна рассказывала ПавлуАнненкову, что «свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тёщей»:57.
Оно было опубликовано Щёголевым в 1928 году с комментарием, где он обращал внимание на «бессодержательность» приписки Натальи Николаевны. В доказательство своей правоты Вересаев приводит два факта. В определённом отношении она и сама была довольно консервативной, о чём можно судить по высказываниям вроде «Религиозное искусство, которое может прославить государство, – прекрасная и магическая манифестация самого искусства». Благодаря участию Жуковского и Загряжской дуэль удалось предотвратить. Поначалу Ланские сменили несколько немецких курортов, Наталье Николаевне лучше не стало. Правда, зайти туда рискнет не каждый.
В конце 20-х гг. Она также оформила фризы нескольких особняков. Во второй половине лекции автор сообщил, что всё вышесказанное – выдумка, но поспешил заверить, что «Гончарова совершила эти путешествия мысленно. Основываясь на намёках в мемуарах Араповой, а также опубликованном в монографии Щёголева рассказе некоего де Кюльтюра об обычае Николая I устраивать своим любовницам брак с обеспечением покладистому мужу продвижения по службе, Вересаев утверждал, что у вдовы поэта была связь с императором и что её брак с Ланским имел «целый ряд странностей». С. Тургенева, В. П. Боткина, Л. Н. Толстого) повторялся один и тот же эпитет: «Обломов» – «вещь капитальная».
Только бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца». 1911 год стал кульминационным в живописном творчестве художницы.
Дантес объявил, что его целью была женитьба на сестре Натальи Николаевны Екатерине. Они помогли создать более полный портрет Натальи Николаевны. Через семь лет после его смерти вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского. Пишу про обе книги. Ещё до того, как Марина Цветаева познакомилась с работами Щёголева и Вересаева, она отразила в стихах неприятие «пушкинской роковой жены», «пустоты» её личности.
Об этом свидании известно из рассказа Веры Вяземской в записи Бартенева (имя Полетики было скрыто за инициалами NN) и письма Густава Фризенгофа, мужа Александры Гончаровой, написанного им Араповой в 1887 году. Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором— Ланская (27августа 1812, поместье Кариан, Тамбовская губерния— 26ноября 1863, Санкт-Петербург)— супруга Александра Сергеевича Пушкина. Глаза должны видеть реальность, а не навязанные иллюзии. Ободовская и Дементьев, отмечая, что по этим строкам нельзя судить о письмах жены к мужу вообще, всё-таки обращают внимание на то, что по-французски Наталья Николаевна писала мужу «ты»— это местоимение звучит более лично, задушевно, чем на русском языке. Николай Афанасьевич был единственным сыном в семье. Публикация писем (отредактированных и с купюрами) Пушкина к жене, предпринятая Тургеневым в 1878 году, подняла новую волну неприязненного отношения к Наталье Николаевне.
Благодаря участию Жуковского и Загряжской дуэль удалось предотвратить. Щёголев, однако, счёл нужным отметить, что располагает небольшим количеством материала. Осень они провели в Женеве, а зиму — в Ницце, где Наталья Николаевна стала выздоравливать. Первый— случай, произошедший во время празднования юбилея лейб-гвардии Конного полка. Гончарова принимает участие в этой и последующих ларионовских выставках «Мишень» (весна 1913) и «4.
Художница продолжала сотрудничать с «Русскими балетами» даже после смерти Дягилева. В 1928 году некоторые картины Гончаровой оказались на московской выставке «Современное французское искусство» в Третьяковской галерее. В 1928 году Гончарова познакомилась с поэтессой Мариной Цветаевой. Друзья положительно отзывались о Ланском.
В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Слова Дантеса о том, что он боготворит даму и озабочен сохранением тайны, не вяжутся со всеми его поступками: настойчивым ухаживанием за Пушкиной, о котором было широко известно в свете, женитьбой на сестре Натальи Николаевны и откровенно вызывающим последующим поведением. В 1907 году в приложении к газете «Новое время» вышли мемуары Араповой. Наоборот, мне показалось мало всего. По мнению Благого, это была ловкая подделка «в расчёте, что на такое сенсационное предложение клюнут и сразу же — сгоряча — согласятся за любую цену их приобрести».
Сохранилось несколько зарисовок поэта и переписка. Наталья Ивановна вместе с единокровными сёстрами — Софьей и Екатериной — пользовалась покровительством Натальи Кирилловны Загряжской, фрейлины Екатерины II и все три сестры были приняты во фрейлины к императрице Елизавете Алексеевне. Последний период жизни Пушкина был трудным: долги семьи росли, он получил разрешение выпускать «Современник», но не мог печататься в других изданиях.
Будучи в Париже она находится под влиянием различных течений. Не последнюю очередь в формировании этого образа сыграла книга Щёголева «Дуэль и смерть Пушкина», где автор утверждает, что основным содержанием жизни Пушкиной был «светско-любовный романтизм»:75. Письмо было передано Щёголеву внуком поэта Григорием Пушкиным. Мать многие считали пренеприятной особой, она никогда не отличалась хорошим тоном.
Генетические модификации, разум космического корабля. Эти качества она старалась воспитать в своих детях. После скандальной выставки «Салона Золотого Руна» он написал открытое письмо в газету, в котором вопрошал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа – духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем. ».
К числу программных работ Н. Гончаровой того времени относятся «Уборка хлеба» (1908), «Хоровод» (1910), «Мать» (1910). В 1911 году она вместе с М. Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 – «Ослиный хвост», «Салон Золотого Руна», «Мир искусства», «Мишени», «4». На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие «скифских каменных баб», подобные палеотическим Венерам. «Русская художественная выставка», организованная С. П. Дягилевым), «Стефанос» (1907 – 1908.
Весной 1836 года умерла Надежда Осиповна. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. Наталья Николаевна сопровождала мужа, супруги прожили в Вятке около четырёх месяцев.
Помолвка состоялась 6 мая 1830 года, но переговоры о приданом отсрочили свадьбу. Их дочь Надежда Михайловна была замужем за лордом Джорджем Маунтбеттеном (до 1 июля 1917 года — принц Георг Баттенберг) — племянником (по матери) императрицы Александры Фёдоровны, которая являлась внучкой королевы Великобритании Виктории. Конюшевский, Станислав Сергеев, счас еще один. Другие исследователи (впервые— Щёголев) относят дату свидания на январь 1837 года (иногда называется дата 22 января):75 и Пушкин якобы узнал о нём из анонимных писем, что послужило «последним толчком» к дуэли. МатьНатальи Николаевны— Наталья Ивановна (1785—1848), урождённая Загряжская, — была прапраправнучкой украинского гетмана Петра Дорошенко от его последнего брака с Агафьей Еропкиной.
Трубецкой и С. М. Бенкендорф распорядился передать их Наталье Николаевне «без подробного оных прочтения, но только с наблюдением о точности её почерка». В марте того же года из экспозиции персональной выставки, открывшейся в «Художественном бюро» Надежды Добычиной изъяли сразу 22 картины – в том числе уже наделавших шуму «Евангелистов». Художник же предложил написать её портрет маслом, так как, по его словам, «уловил характер» лица модели.
На нём были изображены Наталья Николаевна, её сестра Александра и дети Пушкины и Ланские. Но так можно было думать ровно до тех пор, пока Гончарова не начинала говорить. В нём в перечне изданий, подготовленных к печати, значились «Письма Н. Н. Пушкиной» и указывался их объём — 3 печатных листа. Врангель и др.
Он возвратился в Москву и вторично сделал предложение. Раскройте глаза на собственные глаза»). Сайт подготовлен группой по изданию Академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. Выставка картин.
Частная коллекция «Натюрморт с белой вазой». За Александру Николаевну, в то время уже парализованную, ответ написал её муж. Ободовская и Дементьев высказали предположение, что письма написаны специально, что «это ещё одно звено в травле Пушкина» и, возможно, к их созданию приложила руку враг поэта Идалия Полетика:178, либо написал их сам Дантес позднее, желая оправдаться и оставил в своих бумагах:75. В своём эссе о художнице «Наталья Гончарова» (1929), праправнучке брата Натальи Николаевны, Цветаева снова возвращается к образу жены Пушкина и размышлениям о его семейной драме. Старший брат Дмитрий «с очень хорошими успехами» окончил Московский университет, Иван— частный пансион:35, а Сергей получил домашнее образование. В духе первой книги, но любоффф-моркофф все-таки не обошла стороной эту серию накрыв всех в чересчур быстром финале.
Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина14. Позже, в одном из писем Иван Александрович с горечью признавался: «хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить» Около 20 лет Гончаров был чиновником Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов, наблюдал и осмысливал многие экономические процессы, происходившие в России и Европе. Если за плохую вещь заплачен рубль, ей дорожат больше, чем дареной хорошей. ». Она собиралась подарить Ланскому ко дню рождения свою фотографию или дагерротип.
Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. Встретившись с Натальей Николаевной в Петербурге, Лев Пушкин пишет своей жене в Одессу, что «понял и простил» её второй брак:66. Адвокатом художницы выступил Михаил Ходасевич.
Полудемоны не знают слова. Многие, кто знал семью Гончаровых, считали Наталью удивительным самородком.
По их мнению, содержание писем производит впечатление «нарочитости», неправдоподобности этой «романтической истории». В ней Наталья Гончарова используя древние исконно русские символы, пытается выразить картину изменения действительности, революцию как «конец света», пластика этой работы напоминает древнерусский лубок – вид изобразительного фолклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе «Бубновый валет».
Есть предположение, что сын Пушкиной Александр (именно он по завещанию матери получил все пушкинские рукописи), выполняя её волю, уничтожил их. Годы Второй мировой войны художники провели в Ницце. В 1955 году они решили зарегистрировать брак, несмотря на тот факт, что Ларионов продолжал поддерживать связь с Томилиной. Никита Лобанов-Ростовский в «Заметках коллекционера» писал: «Когда в конце жизни Наталья Сергеевна очень болела и крайне ослабла, она на лестнице повстречалась с Томилиной, жившей этажом выше, Томилина толкнула Наталью Сергеевну, которая упала, что и ускорило её кончину. Мне очень понравилась книга. По версии Ю. Лотмана, Дантесу нужен был громкий роман с блестящей светской красавицей (Пушкиной) для того, чтобы отвлечь внимание общества от истинного характера его отношений с Геккерном. Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике».
17 ноября Пушкин послал своему секунданту Соллогубу отказ от дуэли. Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник».
Она говорила: «Работы нельзя дарить, а только продавать. Основываясь на намёках в мемуарах Араповой, а также опубликованном в монографии Щёголева рассказе некоего де Кюльтюра об обычае Николая I устраивать своим любовницам брак с обеспечением покладистому мужу продвижения по службе, Вересаев утверждал, что у вдовы поэта была связь с императором и что её брак с Ланским имел «целый ряд странностей». В последние годы жизни Наталья Николаевна серьёзно болела. Какое-то время писала работы в созданном Ларионовым жанре лучизма («Аэроплан над поездом», «Динамо-машина»), однако быстро вернулась к своему давнему увлечению – синтезу древнерусской и современной живописи. Я как-то даже расстроилась. Начало нового периода в творчестве Гончаровой граничит с участием, вместе с Ларионовым, в устройстве первой выставки «Бубнового валета» (открылась 10 декабря 1910), на которой Гончарова выставила тридцать три работы.
Друзья положительно отзывались о Ланском. Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная. По мнению заведующей отделом технологических исследований Государственного Русского музея Светланы Римской-Корсаковой именно Макарову удалось показать «внутреннюю одухотворённость» Натальи Николаевны, её «вечную женственность мадонны» и в то же время правдиво отразить облик много страдавшей женщины. Называя своё положение «ложным и сомнительным», Пушкин добавляет: «Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя». В нём в перечне изданий, подготовленных к печати, значились «Письма Н. Н. Пушкиной» и указывался их объём— 3 печатных листа.
Гораздо с большей жестью книги есть про некромантов. Этот человек более не появлялся в музее. Термин «Всёчество» был придуман самим Зданевичем для описания концепции, объединяющей несочетаемые направления, стили и идеи. Ещё до того, как Марина Цветаева познакомилась с работами Щёголева и Вересаева, она отразила в стихах неприятие «пушкинской роковой жены», «пустоты» её личности. Судя по подшивкам ученических тетрадей, сохранившимся в архиве Гончаровых, Наталья и её сёстры— Екатерина и Александра— получили хорошее домашнее образование. Но в ещё большей степени влияние французского мастера ощутимо в гротескных приёмах, которыми блестяще владеет Гончарова («Цирк» «В ресторане».
Но, к сожалению, самая новаторская её театральная работа так и не увидела свет. Осенью ухаживание Дантеса за Натальей Николаевной стало ещё более демонстративным, в светском обществе начались пересуды. Несомненно, она талантлива. В начале 1837 года во время одного из балов Дантес оскорбил Наталью.
Даже когда в Париже Ларионов увлекается Александрой Томилиной, пара остается вместе. Танцовщик должен был находиться внутри этой конструкции и его движения предопределялись «коробкой» костюма. Пушкина же, за которой Дантес демонстративно ухаживал, послужила лишь «ширмой», скрывшей его роман с Идалией. Встретившись с Натальей Николаевной в Петербурге, Лев Пушкин пишет своей жене в Одессу, что «понял и простил» её второй брак.
Акварельный портрет работы А. П. Брюллова, созданный в первый год супружеской жизни с Пушкиным, отличается высоким мастерством, лёгкостью, «воздушностью» и в то же время тщательностью исполнения:72, но не раскрывает другого, духовного облика, что, впрочем, оправдывается крайней молодостью самой модели. Ее работа «Сбор яблок» (1909) была продана с аукциона почти за 5 миллионов фунтов стерлингов. В письмах к жене Пушкин постоянно вспоминал о детях (чаще всего встречаются имена двух старших), во время своих поездок просил её сообщать обо всём, что происходит дома.
Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. У Александры Николаевны из-за её тяжёлого характера сложились натянутые отношения с Ланским, однако Наталья Николаевна не расставалась с сестрой до того, как она в 1852 году вышла замуж за Густава Фризенгофа:314. По словам Вяземского, Пушкина в то время была «удивительно, разрушительно, опустошительно хороша». Пустынница» А. Кручёных, «Le Futur» и «Сердце в перчатках» К. Большакова и многие другие. Только— красавица, просто— красавица, без корректива ума, души, сердца, дара.
В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Вернувшись в Москву, Пушкин заложил имение Кистенёво и часть денег (11 тысяч) передал в долг Гончаровой-старшей на приданое. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием1424. Художник, «Испанка» которой была продана более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов, оставила богатое наследие.
Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада». Самым удачным своим изображением Пушкина считала акварель 1843 года (не сохранилась), заказанную для альбома императрицы. Пустынники. Морозову, Н. П.
ГТГ). Неплохо рисовавшая Наталья Ивановна запечатлела «точно пойманные характерные черты». Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, что породило слухи о предполагаемой связи жены поэта с ним. В таком же наряде, как на акварели Брюллова, Пушкин нарисовал жену на обороте счёта альманаха «Северные цветы»:72.
Это была постановка балета «Литургия», навеянная образами древнерусского искусства. По мысли Цветаевой, Пушкина — олицетворение пустоты: «Было в ней одно: красавица. Они помогли создать более полный портрет Натальи Николаевны.
Вопреки сложившемуся мнению, «поэтическая Пушкина» была практична и напориста, когда дело касалось её родственников и близких людей. Старший брат Дмитрий «с очень хорошими успехами» окончил Московский университет, Иван — частный пансион, а Сергей получил домашнее образование. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело переносил эту утрату. Воспитанием четверых детей Гончаровых занималась мать Авдотья Матвеевна (урожд.
Писатель своего отца практически не помнил: тот умер, когда мальчику было всего 7 лет. Результатом их изысканий стала публикация, полностью или в выдержках, 14 писем Пушкиной и 44 — её сестёр в работе «Вокруг Пушкина». Неопримитивизм – центральный этап исканий (1909 – 1911), в котором соединились и выкристаллизовались в единый стиль такие составляющие творчества Гончаровой, как народное искусство (лубок, костюм игрушка) и иконопись. Они были единомышленниками, друзьями, очень близкими людьми. Например, романы «Обыкновенная история», «Обломов» воспроизводятся по тексту Академического Полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова в 20-ти томах (СПб. : Наука, 1997–). По словам одной знакомой Гончаровых именно Наталья Николаевна преодолела сопротивление матери: «Она кажется очень увлечённой своим женихом».
С ним роднит обращение к пастели – неслучайно даже в её первых масляных работах чувствуется знание пастельной техники («Дама с зонтиком». Внук А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой (от морганатического брака их дочери Натальи и принца Николая-Вильгельма Нассауского), граф Георг-Николай фон Меренберг, был женат на узаконенной дочери российского императора Александра II Ольге:469. Супруги поселились в латинском квартале Парижа на улице Жака Калло. Родилась в 1881 году в с. Архангельское. В 1912 году М. Ларионов выдвинул идею «лучизма», одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства. Письма Натальи Николаевны к мужу до сих пор не найдены.
Позднее, когда Пушкин занялся издательством журнала, во время его отсутствия Наталья Николаевна исполняла его поручения, касавшиеся «Современника». В вину Наталье Николаевне ставили также и свидание с Дантесом на квартире Полетики. 17 октября 1962 года мир покинула выдающаяся русская художница. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин).
Как отметил Модест Гофман, до его появления в жизни Пушкиных «никто не связывал её имени ни с чьим другим именем», хотя в свете и было известно, что император неравнодушен к ней. Среди наиболее сильных и впечатляющих религиозных произведений – четырехчастное полотно «Евангелисты» (1911). Геккерн просил у Пушкина отсрочки на 24 часа.
Среди футуристических произведений – «Велосипедист» (1913), «Аэроплан над подъездом» (1913), «Фабрика» (1912). Не последнюю роль в формировании этого образа сыграла книга Щёголева «Дуэль и смерть Пушкина», где автор утверждает, что основным содержанием жизни Пушкиной был «светско-любовный романтизм».
Всего в рукописях Пушкина насчитывается четырнадцать изображений Натальи Николаевны:186.
Тем не менее, эти слова вполне соответствуют мироощущению художницы. Исследователи, не теряющие надежду найти письма, обращают внимание на то, что в 1919 году Валерий Брюсов в своём заявлении в Совет Народных Комиссаров прямо писал, что в Румянцевском музее «хранятся письма жены Пушкина Н. Н. Пушкиной к её мужу, переданные в музей наследниками великого поэта под разными условиями»:222. В последние годы жизни Наталья Николаевна много фотографировалась. Пушкины не принимали молодожёнов, но виделись с ними в свете. В 1907 году в приложении к газете «Новое время» вышли мемуары Араповой.
Возможно, что они погибли при пожаре в доме старшего сына Пушкина в 1919 году. Письмо Натальи Николаевны (июль 1836), обнаруженное в архиве Гончаровых, свидетельствует о том, что она прекрасно понимала состояние мужа. Они состояли из плоскостей, задававших движение вдоль сцены. Не напрягающее и удивительно позитивное чтиво, не смотря на профессию героя.
В мае 1861 года Ланской взял отпуск и повёз за границу жену и дочерей. Частная коллекция, Москва). В апреле 1829 года он просил её руки через Фёдора Толстого-Американца. По большому счету, я не гипнотизер, а антигипнотизер. 27 января на Чёрной речке состоялась дуэль, на которой Пушкин был тяжело ранен. В тихом омуте черти водятся.
Известно также, что из Полотняного Завода Пушкина писала в Тригорское в 1838 и 1839 годах. К лучшим работам относят: «Мытье холста», «Сбор яблок», серия «Испанки», «Птица-Феникс», «Лес», «Аэроплан над поездом». Тем не менее, они остались жить вдвоём и поддерживали тёплые отношения. Детям преподавались русская и мировая история, география, русский язык и литература. Ее работы находятся во многих крупнейших музейных и частных собраниях мира.
ГТГ). В составе миссии Гончаров путешествует на фрегате «Паллада» (Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь), о чём рассказывает в своей книге «Фрегат "Паллада"» (1858). По одной из версий, Наталья Николаевна была приглашена Идалией Полетикой и не подозревала, что встретит Дантеса. 8 февраля 1837 года Пушкина, собираясь покинуть Петербург, просила Жуковского возвратить их: «мысль увидеть его бумаги в чужих руках прискорбна моему сердцу» В описи бумаг Пушкина сохранились отметки о передаче писем Жуковскому и о том, что последний отдал их вдове. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).
Но для «всеков» сие безразлично. Стелла Абрамович считает, что именно это свидание, состоявшееся (по её версии) 2 ноября, стало причиной анонимного пасквиля, спровоцировавшего вызов Пушкиным Дантеса на дуэль в ноябре 1836 года. Картины этой художницы являются одними из самых дорогостоящих в мире. Они победили пространство». Фильм шёл в прокате два года с небольшими перерывами и пользовался большим успехом. Став фрейлиной, Александра Николаевна не переехала во дворец, а осталась жить у сестры.
В письме, написанном под влиянием объяснения со старшей Гончаровой, Пушкин объявил, что Наталья Николаевна «абсолютно свободна», он же женится только на ней или не женится никогда. Поначалу Ланские сменили несколько немецких курортов, Наталье Николаевне лучше не стало. 1906. «Драма» представляла собой трагикомедию в двух частях и была представлена в качестве своеобразного отчёта о повседневной жизни футуристов.
Также давала частные уроки в Студии живописи и рисунка И. И. Машкова в Москве (1908 – 1911). Сайтявляется полнотекстовой электронной библиотекой, включает в себя тексты произведений и писем Гончарова, статьи исследования, монографии, материалы конференций, посвященных Гончарову, библиографические и биографические данные, портретные галереи и другие материалы. Тексты Гончарова публикуются по наиболее авторитетным на сегодня бумажным изданиям с пагинацией (номерами страниц)снабжены подробным комментарием и текстологическим аппаратом. Голая красота, разящая, как меч».
Страниц много, но мне совсем не показалось, что сюжет затянут. Никто не обращал внимания на оценку духовного облика жены самим Пушкиным.
Нашресурс посвящен творчеству русского писателя Ивана Александровича Гончарова (1812–1891). Ланская, к которой обратилась мать Исакова, выясняла его судьбу у Орлова:334—335. В одном из своих писем к невесте летом 1830 года Пушкин высказывает сожаление, что у него нет её портрета, однако утешением ему служит копия «Бриджуотерской мадонны» Рафаэля, выставленная в книжном магазине Слёнина. Регулярные занятия живописью начались ещё в 1906 – 1907. Основным вопросом, который стоял перед судом, был вопрос о публичности представленной выставки. Однако есть и другие мнения: никаких данных об «особом карьерном росте» после брака с ней нет, а материальное положение семьи Ланских в последующие годы, судя по письмам Натальи Николаевны, было нелёгким:142.
Об участии Натальи Николаевны, «в память о покойном муже, некогда бывшем в положении, подобном Салтыкову», в судьбе Салтыкова-Щедрина было известно давно, однако в силу предвзятого отношения к ней этому факту не придавалось большого значения. Москва), «Звено» (1908. Наталья Николаевна сопровождала мужа, супруги прожили в Вятке около четырёх месяцев. По мнению Благого, это была ловкая подделка «в расчёте, что на такое сенсационное предложение клюнут и сразу же— сгоряча— согласятся за любую цену их приобрести»:16.
Голая красота, разящая, как меч». В таком же наряде, как на акварели Брюллова, Пушкин нарисовал жену на обороте счёта альманаха «Северные цветы». Следовательно, по второй версии, они познакомились до её поступления в училище, т. е. Подписала манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». Через семь лет после его смерти вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского.
Около 1907. Тяжкое впечатление. Травля была спровоцирована заметкой в газете «Петербургский листок», в которой автор, скрывавшийся под псевдонимом Дубль-вэ, писал: «Все выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени». Но ареста картин цензорам показалось мало – дело довели до суда. В ответе Бенкендорф отмечает «благосклонное удовлетворение» Николая I известием о женитьбе и отрицает, что за Пушкиным установлен надзор, однако подчёркивает, что ему, как доверенному лицу императора, поручено «наблюдение» и «наставление советами»:48. ГТГ), но вскоре оправдали в судебном порядке.
Рябушинскому. Недостаток средств — «Я могу иметь большие суммы, но мы и много проживаем» — беспокоил его: не раз в своей переписке он задаётся вопросом, что будет с семьёй в случае его смерти. Об их дружбе известно мало – и, в основном, со слов художников.
Обе около 1907. После совместной с Ларионовым поездки в Тирасполь и Крым (лето 1903), на один учебный год (1903/1904) оставила МУЖВЗ. Саитов обратился к главному хранителю отдела рукописей Румянцевского музея Георгиевскому, однако последний заявил, что не имеет права «выдавать секреты Пушкина»:219. Тогда же состоялось знакомство с М. Ф. Ларионовым. По семейному преданию, Наталья Ивановна — незаконнорождённая дочь Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского.
Волнухин. в Ленинградском Доме кино. До этого момента никто не мог её назвать кокеткой, привлекавшей к себе поклонников:215.
Работы Натальи Гончаровой находятся в самых известных музеях, в частности в Русском музее Санкт-Петербурга. Так, художница ходила с разрисованным лицом по Петровке и Кузнецкому мосту в рамках «футуристических прогулок».
Благодаря содействию Ланских Салтыков был возвращён из ссылки. После смерти её матери в 1791 году заботу о Наталье Ивановне взяла на себя жена Ивана Александровича, Александра Степановна и «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все её наследственные права»:26. На следующий день Пушкин послал Луи Геккерну резкое письмо, которое не оставило последнему выбора, поэт знал, что в ответ получит вызов и сознательно шёл на это. Отец – слабохарактерный мужчина, в конце жизни находившийся не в своём уме.
Вечером 4 ноября он послал вызов (без указания причины) на дуэль Дантесу, который получил Геккерн. Может быть, потом, да и то не уверен. В отличие от болезненной и едкой наблюдательности француза, для Гончаровой характерна мягкая самоирония («Автопортрет и портрет М. Ларионова в маскарадном костюме». До этого момента никто не мог её назвать кокеткой, привлекавшей к себе поклонников.
Гончарова издала серию литографий патриотической направленности «Мистические образы войны» и проиллюстрировала книгу Т. Чурилина «Весна после смерти». В 1915 году художница получила заказ на сценографию для постановки спектакля «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А. Я. Коллекция Е. и В. Семенихиных). История его создания известна из письма (1849) Натальи Николаевны второму мужу. А что вы хотите от полудемона.
И от того, что все переженились и от того, что серия, кажется, закончена. Об участии Натальи Николаевны, «в память о покойном муже, некогда бывшем в положении, подобном Салтыкову», в судьбе Салтыкова-Щедрина было известно давно, однако в силу предвзятого отношения к ней этому факту не придавалось большого значения:330—334. 24 марта 1910 в Москве в Обществе свободной эстетики состоялась однодневная персональная выставка Гончаровой, в результате которой художницу обвинили в порнографии (за картину «Натурщица (на синем фоне)». Помимо французского, который все младшие Гончаровы знали очень хорошо (позже Наталья Николаевна признавала, что писать по-французски ей гораздо легче, чем по-русски) изучались немецкий и английский языки. Частная коллекция, США. В апреле открылась «Выставка живописи 1915 год», которая оказалась последней прижизненной выставкой Гончаровой в России.
Вернувшись в Москву, Пушкин заложил имение Кистенёво и часть полученных денег (11 тысяч) передал в долг Наталье Ивановне на приданое. О Господи, кто знает, кто и как верует. » — Жаловалась Гончарова. Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл «Евангелисты». Таирова. Жена Пушкина— бессловесное, безвольное, безвинное орудие судьбы. Особых потугов на что-то нет имеются некоторые огрехи, но за атмосферу книги их прощаешь.
Осенью ухаживание Дантеса за Натальей Николаевной стало ещё более демонстративным, в светском обществе начались пересуды. Исследователи, не теряющие надежду найти письма, обращают внимание на то, что в 1919 году Валерий Брюсов в своём заявлении в Совет Народных Комиссаров прямо писал, что в Румянцевском музее «хранятся письма жены Пушкина Н. Н. Пушкиной к её мужу, переданные в музей наследниками великого поэта под разными условиями» По сообщению Георгиевского, письма Пушкиной забрали из музея её потомки. М. Ларионова интересует городской фольклор, в его работах ощутима игровая стихия. Все жили в одном доме, но на разных этажах.
По мнению Я. Левкович, Наталью Николаевну не в чём упрекнуть до встречи с Дантесом. Гумилёв, в свою очередь, посвятил паре пантум (так он называл жанр пантунов) «Гончарова и Ларионов», начинающийся со строк: «Восток и нежный и блестящийВ себе открыла Гончарова». Неузаконенный брак Гончаровой и Ларионова, между тем, трещал по швам. Решил – не буду публиковать. Вечером того же дня было официально объявлено о помолвке Дантеса и Екатерины Гончаровой.
Дело было выиграно, а цензурный запрет – отменён. До этого времени известны были лишь три письма Пушкиной, которые относились к послепушкинской поре и вот таким образом не привлекали внимание исследователей. 8 февраля 1837 года Пушкина, собираясь покинуть Петербург, просила Жуковского возвратить их: «мысль увидеть его бумаги в чужих руках прискорбна моему сердцу» В описи бумаг Пушкина сохранились отметки о передаче писем Жуковскому и о том, что последний отдал их вдове:210. Художница не забросила скульптуру и была отмечена малой серебряной медалью за анималистические работы.
В свет её стали вывозить довольно рано, у Наташи всегда были толпы поклонников. Помимо французского, который все младшие Гончаровы знали очень хорошо (позже Наталья Николаевна признавала, что писать по-французски ей гораздо легче, чем по-русски) изучались немецкий и английский языки. Третья и последняя из земных жизней Натальи Гончаровой закончилась промозглым осенним утром 26 ноября 1863 года.
Эскизы были высоко оценены Мейерхольдом. По воспоминаниям брата Натальи Николаевны, Сергея, «с Натальей Ивановной у Пушкина были частые размолвки, так как Пушкину случалось проговариваться о проявлениях благочестия и об императоре Александре Павловиче», старшая же Гончарова была чрезвычайно набожна, а к покойному императору относилась с благоговением. Возможно, это происходило от её природной застенчивости и по причине настойчивого, не всегда дружественного внимания общества. Ларионов в конце 1911 создаёт группу «Ослиный хвост», а весной 1912 – одноименную выставку. Помолвка состоялась 6 мая 1830 года, но переговоры о приданом отсрочили свадьбу.
На нём были изображены Наталья Николаевна, её сестра Александра и дети Пушкины и Ланские. Став фрейлиной, Александра Николаевна не переехала во дворец, а осталась жить у сестры. Письма Натальи Николаевны к мужу до сих пор не найдены. У женщин завязалась многолетняя дружба. По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки. В первой половине 1910-х Гончарова приняла участие практически во всех знаковых групповых выставках, не считая «Бубнового валета», в том числе в выставках «Мира искусства» (1911-1913), «Московского салона», «Союза молодёжи», берлинской галереи Sturm, Первого немецкого осеннего салона в Берлине (1913), «Мишени» (1914), «4» и др. Большинство выставок провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорблённой общественности.
кто сказал Энн Маккефри – Корабль, который пел. Никто не обращал внимания на оценку духовного облика жены самим Пушкиным:208. 1923 – 1924. Пушкины не принимали молодожёнов, но виделись с ними в свете. Футуристы, лучисты, примитив» (весна 1914).
По их мнению, содержание писем производит впечатление «нарочитости», неправдоподобности этой «романтической истории». Письмо было передано Щёголеву внуком поэта Григорием Пушкиным. Старший, Александр, поступил во 2-ю Петербургскую гимназию, некоторое время учился там и Григорий. В 1913 году Илья Зданевич (псевдоним Эли Эганбюри, поэта и художника, одного из лидеров русского футуризма) прочитал лекцию «Гончарова и всёчество», на которой с упоением рассказывал разного рода выдумки, в частности, о том, как Гончарова путешествовала по миру и общалась с выдающимися современниками из мира искусства.
Наименее радикальная авангардистка, Гончарова никогда не делала эпатаж и провокацию своей целью. Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога. Автор большинства акварельных портретов Натальи Николаевны этого периода— придворный художник Владимир Гау. В письме, написанном под влиянием объяснения со старшей Гончаровой, Пушкин объявил, что Наталья Николаевна «абсолютно свободна», он же женится только на ней или не женится никогда.
В том же году Гончарова и Ларионова покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство «бубновалетцев» ориентировалось на современную западную живопись. В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Вице-адмирал Е. В. Путятин, возглавлявший дипломатическую миссию искал для неё секретаря, причём человека, «который бы хорошо писал по-русски, желательно литератора». 17 ноября Пушкин послал своему секунданту Соллогубу отказ от дуэли. Известно, что, оказавшись во Франции, Гончарова сетовала: «Хотела на Восток, а попала на Запад».
Позднейшие находки в отечественных и зарубежных архивах, открытие новых писем Пушкиной-Ланской и её родных (относящихся к периоду вдовства и второго брака), да и внимательное изучение уже известных документов переменили ситуацию. Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Свадьба Зобеиды» по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта. 1907 – 1908.
Они добавили не только новые черты к портрету Пушкиной-Ланской, но и помогли прояснить характер её второго мужа и отношения супругов Ланских, основанные на любви и взаимном уважении:38. Детям преподавались русская и мировая история, география, русский язык и литература. В 1834 году Наталья Николаевна пригласила к себе в Петербург сестёр.
Дальнейшие изыскания Ободовская и Дементьев предприняли в архиве Араповой, где хранятся письма Натальи Николаевны к Ланскому, частично они опубликованы в книге «После смерти Пушкина». Худшие стороны некромантии не смакуются, но попытки показать ее нормальность не всегда убедительны. А барышни в семье Гончаровых получили отличное домашнее образование. Он получил прекрасное образование: великолепно знал немецкий, английский и французский языки (одним из его гувернёров был Будри — брат Жан-Поля Марата), хорошо владел, в отличие от остальных членов семьи, русским языком, сочинял стихи играл на скрипке и виолончели. Последний период жизни Пушкина был трудным: долги семьи росли, он получил разрешение выпускать «Современник», но не мог печататься в других изданиях. В своём эссе о художнице «Наталья Гончарова» (1929), праправнучке брата Натальи Николаевны, Цветаева снова возвращается к образу жены Пушкина и размышлениям о его семейной драме.
В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, К. А. Большакова, С. П. Боброва, при этом была едва ли не единственной из футуристов, кто не боялся повествовательности, «литературности» своих произведений. По воспоминаниям брата Натальи Николаевны, Сергея, «с Натальей Ивановной у Пушкина были частые размолвки, так как Пушкину случалось проговариваться о проявлениях благочестия и об императоре Александре Павловиче», старшая же Гончарова была чрезвычайно набожна, а к покойному императору относилась с благоговением. 6 апреля 1830 года согласие на брак было получено. Замужем.
Невозможно. А вот то, что Наталья была именно влюблена в Дантеса, – неоспоримый факт. Так, Плетнёв, несмотря на недоразумение, произошедшее поначалу между ним и Ланским, писал впоследствии: «Он хороший человек»:240, таково же было мнение Вяземского: «Муж её добрый человек и добр не только к ней, но и к детям»:240. В сентябре того же года он вернулся в Москву и встретил у Гончаровых холодный приём. Возможно, если они существуют, эти бумаги хранятся за границей (предполагалось, что они были вывезены в Англию или Бельгию). Что нехорошо.
Так, переписка сестёр не подтверждает сложившееся ранее мнение, что, переехав к Пушкиным, все заботы по хозяйству взяла на себя Александра Николаевна. Пушкин уехал в действующую армию Ивана Паскевича на Кавказ. Рождение внуков несколько улучшило отношения между Пушкиным и тёщей, видимо, оценившей его любовь к детям.
Золотой петушок перевернул всю современную декорацию, весь подход к ней». У Виктории Альварес получается чувствовать людей. Первая картина из серии была отчетливо вдохновлена стилем арт-деко. Пушкин уехал в действующую армию Ивана Паскевича на Кавказ. Название фильма отсылало к реально существовавшему в Москве кабаре «Розовый фонарь» в Мамонтовском переулке, в котором нередко собирались футуристы и читал свои стихи Владимир Маяковский.
В сентябре того же года он вернулся в Москву и встретил у Гончаровых холодный приём. Внук А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой (от морганатического брака их дочери Натальи и принца Николая Вильгельма Нассауского), граф Георг-Николай фон Меренберг, был женат на узаконенной дочери российского императора Александра II Ольге. В то же время, по мнению Раевского, дальнейший ход событий показывает, «что своей цели в отношении Пушкиной Дантес не добился»:319. Всему миру известно, чем это закончилось, – Чёрная речка, дуэль, тяжёлое ранение Пушкина и спустя два дня гибель поэта. Художница балансирует здесь на грани вполне реального сюжета и беспредметности. «Спорят и спорят со мной — о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую.
Этот человек более не появлялся в музее. Отца Пушкина после смерти мужа Наталья стала откровенно избегать. Так же как Ларионов, художница испытывала интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась примитивом. Приятный персонаж, не отмороженный, позитивный (ага, когнитивный диссонанс). По воспоминаниям Натальи Меренберг, Строганов абсолютно не входил в вопросы опекунства, поручив все дела Отрешкову, «который действовал весьма недобросовестно.
Примерно в это время происходит судьбоносное знакомство художницы с её будущим супругом и единомышленником – Михаилом Ларионовым. Щёголев, однако, счёл нужным отметить, что располагает небольшим количеством материала. Николай Афанасьевич был единственным сыном в семье. ГТГ) до сюрреализма («Купальщица с собакой».
Киев), Салоны журнала «Золотое руно» (1908 – 1909. 1909 – 1910. Волнений добавил приезд Михаила Дубельта, решившего помириться с женой, а когда он понял, что это бесполезно, то «дал полную волю своему необузданному, бешеному характеру»:344. Премьера фильма состоялась только в 1914 году, к этому моменту группа уже распалась. Той же весной пара открыла небольшую выставку в галерее Поля Гийома. Она часто говорила знакомым о том, что своему покойному супругу не простит его многочисленных женщин (умирающий Пушкин оказался куда более великодушным человеком по существу, он ведь простил жене свою смерть). Лариса Черкашина отмечает, что Щёголев подошёл слишком поверхностно к оценке этих строк: Пушкина писала, зная, что её послание увидит не только муж, но и мать:224—225.
Дальнейшие изыскания Ободовская и Дементьев предприняли в архиве Араповой, где хранятся письма Натальи Николаевны к Ланскому, частично они опубликованы в книге «После смерти Пушкина». Просмотрел обе части, соблазнившись аннотацией. В полиптихе «Жатва» (из девяти частей две утрачены, остальные находятся в ГТГ, КГОХМ, ООМИИ и Центре Помпиду) складывается религиозная иконография Гончаровой.
Позднее Александр (с 1848) и Григорий (с 1849) учились в Пажеском корпусе, возможно, здесь сказалось влияние её второго мужа, Ланского. На свадьбе присутствовали только близкие родственники:291. Результатом их изысканий стала публикация, полностью или в выдержках, 14 писем Пушкиной и 44— её сестёр в работе «Вокруг Пушкина». Барон Фризенгоф был вынужден потребовать от Дубельта покинуть Бродзяны.
От суммы, полученной в залог Кистенёва, Пушкин оставил 17 тысяч «на обзаведение и житиё годичное». Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Натальи Гончаровой. По словам Вяземского, Пушкина в то время была «удивительно, разрушительно, опустошительно хороша»:284.
Она пишет о Пушкине: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам и, следственно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна». Отдельные работы показались цензорам порнографическими («Натурщица с руками на талии», «Натурщица с закинутыми за голову руками») и были арестованы. По мнению заведующей отделом технологических исследований Государственного Русского музея Светланы Римской-Корсаковой именно Макарову удалось показать «внутреннюю одухотворённость» Натальи Николаевны, её «вечную женственность мадонны» и в то же время правдиво отразить облик много страдавшей женщины. усилиями художника Льва Жегина значительная часть наследия была доставлена в Париж. На протяжении двадцатых Гончарова и Ларионов несколько раз устраивали благотворительные балы для художников: «Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы». Сразу после смерти Пушкина в списках стало распространяться стихотворение, где анонимный поэт-любитель, обращаясь к вдове, пишет: «К тебе презреньем всё здесь дышит Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта».
Ярким событием в жизни писателя стало плавание на фрегате «Паллада» к берегам Японии. Так, во французских письмах к своему брату Пушкина писала vous («вы»), как обыкновенно было принято в отношении родственников:112. В последние годы жизни Наталья Николаевна серьёзно болела.
Первый — случай, произошедший во время празднования юбилея лейб-гвардии Конного полка. В сентябре гостил в Михайловском Пётр Вяземский. По другой, Пушкина получила от Дантеса письмо, в котором тот умолял о свидании якобы для того, чтобы обсудить «важные вопросы». Пойду читать продолжение, так как никак не могу забыть героев. В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты».
На памятнике, представляющем собой саркофаг черного мрамора на розовом гранитном постаменте, выбито просто и правильно: «Наталья Николаевна Ланская». Наталью отдали в IV женскую гимназию, которую та окончила в 1898 году с серебряной медалью. В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры в качестве вольной слушательницы. Только там они делались в отношении жены Пушкина, а здесь— его вдовы»:16.
После смерти её матери в 1791 году заботу о Наталье Ивановне взяла на себя жена Ивана Александровича, Александра Степановна и «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все её наследственные права». Именно такая многогранность жизни и личности Гончарова позволила ему в своём творчестве выразить позицию той части русского общества, которая несла в себе созидающую роль, направленную на сохранение связи времён, здоровый прогресс России. Издание сочинений отца вышло небрежное (1838—1842 гг. ), значительную часть библиотеки отца он расхитил и продал, небольшая лишь часть перешла к моему брату Александру, время, удобное для последующих изданий отца, пропустил Мать мою не хотел слушать и не позволял ей мешаться в дела Опеки» Весной 1846 года Наталья Николаевна подала прошение о назначении опекуном над её детьми Ланского. А друзей не выдают и не предают. Она была с энтузиазмом подхвачена и разработана на практике Н. Гончаровой.
Несмотря на всю строгость, мать детей своих любила и желала им достойного будущего. Вероятно, Арапова обращалась к своей тётке за разъяснениями. Шахторина). Было высказано также мнение, что Пушкин имел в виду копию другой картины Рафаэля — «Сикстинской мадонны». Писатель-пушкинист Вересаев выдвинул свою версию второго замужества Натальи Николаевны.
Коровин. В ответе Бенкендорф отмечает «благосклонное удовлетворение» Николая I известием о женитьбе и отрицает, что за Пушкиным установлен надзор, однако подчёркивает, что ему, как доверенному лицу императора, поручено «наблюдение» и «наставление советами». в 1900-м. Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник «Садок судей 2», «Мирсконца» и «Игра в аду» А. Кручёных и В. Хлебникова, «Взорваль» и «Две поэмы. Существует несколько версий дальнейшей судьбы этих документов. Превосходная приключенческая книга. В доказательство своей правоты Вересаев приводит два факта. Свадьба состоялась 10 января 1837 года.
Вероятно, Арапова обращалась к своей тётке за разъяснениями. Её возмущение понятно: художница не так далеко, как это может показаться на первый взгляд, отходила от канонов.
Мама Наташи – Наталья Ивановна (девичья фамилия Загряжская).
Вдова поэта поддерживала отношения с его семьёй и друзьями. Однако несовместимость позиций Ларионова (а с ним и Гончаровой) и других организаторов общества (главным образом П. П. Кончаловского) привела к полному размежеванию. Только там они делались в отношении жены Пушкина, а здесь — его вдовы». В 1901, как вольнослушатель, поступила в МУЖВЗ на скульптурное отделение в класс известного скульптора-импрессиониста П. П. Трубецкого (1866 – 1938). Так что вполне оправдано. По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой «Бог плодородия».
История мне понравилась. Старший, Александр, поступил во 2-ю Петербургскую гимназию, некоторое время учился там и Григорий. Последний раз его демонстрировали в конце 30-х гг. Надоела тема любовные линии – каждой книге.
В 1913 году Гончарова вместе с другими членами группы «Ослиный хвост» снялась в фильме Владимира Касьянова «Драма в кабаре футуристов 13». По сообщению Георгиевского, письма Пушкиной забрали из музея её потомки. В мае 1861 года Ланской взял отпуск и повёз за границу жену и дочерей.
Наталья Николаевна писала брату, что абсолютно невежественна в делах управления имением: «я не решаюсь делать никаких распоряжений из опасения, что староста рассмеётся мне прямо в лицо»:92 и просила Дмитрия приехать помочь, однако, по некоторым причинам, он не мог выполнить её просьбу. Стелла Абрамович считает, что именно это свидание, состоявшееся (по её версии) 2 ноября, стало причиной анонимного пасквиля, спровоцировавшего вызов Пушкиным Дантеса на дуэль в ноябре 1836 года. ГРМ «Ивы». Их дочь Надежда Михайловна была замужем за лордом Джорджем Маунтбеттеном (до 1 июля 1917 года— принц Георг Баттенберг)— племянником (по матери) императрицы Александры Фёдоровны, которая являлась внучкой королевы Великобритании Виктории. Так, во французских письмах к своему брату Пушкина писала vous («вы»), как обыкновенно было принято в отношении родственников. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры.
Одной из важнейших находок стало неизвестное письмо Пушкина, адресованное Дмитрию Гончарову:6. Здесь он задержался из-за эпидемии холеры. Бенкендорф распорядился передать их Наталье Николаевне «без подробного оных прочтения, но только с наблюдением о точности её почерка».
Ободовская и Дементьев, отмечая, что по этим строкам нельзя судить о письмах жены к мужу вообще, всё-таки обращают внимание на то, что по-французски Наталья Николаевна писала мужу «ты» — это местоимение звучит более лично, задушевно, чем на русском языке. Именно здесь прошло детство будущей художницы, что наложило отпечаток на её психику – всю дальнейшую жизнь она сожалела, что вынуждена трудиться в больших городах и проявляла значительных интерес к деревенской жизни. В 1891 году (по мнению некоторых исследователей – в 1892) семейство Гончаровых переехало в Москву. По мысли Цветаевой, Пушкина— олицетворение пустоты: «Было в ней одно: красавица.
Машкова. В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена. Как отметил Модест Гофман, до его появления в жизни Пушкиных «никто не связывал её имени ни с чьим другим именем», хотя в свете и было известно, что император неравнодушен к ней. Называя своё положение «ложным и сомнительным», Пушкин добавляет: «Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя» В конце письма он просит разрешить напечатать свою запрещённую ранее трагедию «Борис Годунов». Художник же предложил написать её портрет маслом, так как, по его словам, «уловил характер» лица модели. Более того, у Гончаровой кубизм лишен радикальности и приобретает декоративный характер.
Свадьба состоялась 10 января 1837 года. А если это кому не нравится — у него всегда есть возможность выразить свое неодобрение (несогласие). В 1911 году была устроена выставка объединения «Бубновый валет». В сентябре гостил в Михайловском Пётр Вяземский:105—106. Барон Фризенгоф был вынужден потребовать от Дубельта покинуть Бродзяны.
За Александру Николаевну, в то время уже парализованную, ответ написал её муж. Импрессионизм она воспринимала через Ларионова и под его непосредственным влиянием написала всего несколько импрессионистических полотен («Угол сада». В принципе он защищался, как мог.
В мире не так уж много женщин-художников, тем более успешных. Я освобождаю сознание от навязанных клише. По словам одной знакомой Гончаровых именно Наталья Николаевна преодолела сопротивление матери: «Она кажется очень увлечённой своим женихом».
В 1930 художница нарисовала иллюстрации к поэме-сказке Цветаевой «Молодец». Существует несколько версий дальнейшей судьбы этих документов. На удивление хорошие впечатления от прочтения. Их внучка Софья Николаевна (от этого же брака) была замужем (морганатически) за внуком императора Николая I Михаилом Михайловичем. В 1852-1855 гг. За Гончарову вступились различные деятели искусств: граф И. И.
Раскройте глаза на собственные глаза. » – заявил он. Н-да. По словам НиколаяРаевского, отрицательное отношение к жене поэта сформировалось ещё при её жизни. В конце письма он просит разрешить напечатать свою запрещённую ранее трагедию «Борис Годунов». Биографы Натальи Николаевны Ободовская и Дементьев исследовали весь гончаровский архив.
Через много лет Наталья Николаевна рассказывала Павлу Анненкову, что «свадьба их беспрестанно была на волоске от ссор жениха с тёщей». Надеюсь, такое отношение и останется. Гораздо позднее она писала, что раскрывать свои чувства ей «кажется профанацией. В июне Дягилев повторно пригласил Гончарову и Ларионова во Францию. Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка.
Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Жена Пушкина — бессловесное, безвольное, безвинное орудие судьбы. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова— именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»14. Она пишет о Пушкине: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам и, следственно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна»:166. Однако есть и другие мнения: никаких данных об «особом карьерном росте» после брака с ней нет, а материальное положение семьи Ланских в последующие годы, судя по письмам Натальи Николаевны, было нелёгким. Премьера состоялась 21 мая 1914 и принесла Гончаровой небывалую популярность. Её преподавателями оказались П. П.
Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. В апреле 1829 года он просил её руки через Фёдора Толстого-Американца. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»27.
Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию39. Оно было опубликовано Щёголевым в 1928 году с комментарием, где он обращал внимание на «бессодержательность» приписки Натальи Николаевны. Об этом свидании известно из рассказа ВерыВяземской в записи Бартенева (имя Полетики было скрыто за инициалами NN) и письма Густава Фризенгофа, мужа Александры Гончаровой, написанного им Араповой в 1887 году.
«У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. 1906. Отец Гончарова – Александр Иванович – был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод.
На свадьбе присутствовали только близкие родственники. По семейному преданию, Наталья Ивановна— незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. Однако её отдых был омрачён семейными проблемами: младшая дочь Пушкина Наталья окончательно порвала со своим мужем и вместе с двумя старшими детьми приехала в Бродзяны. Осень они провели в Женеве, а зиму— в Ницце, где Наталья Николаевна стала выздоравливать. Весной 1836 года умерла Надежда Осиповна. Позднейшие находки в отечественных и зарубежных архивах, открытие новых писем Пушкиной-Ланской и её родных (относящихся к периоду вдовства и второго брака), да и внимательное изучение уже известных документов переменили ситуацию.
Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества. Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева. Родилась задолго до перестройки, успела побывать и октябренком и пионером. Я стал антигипнотизером, чтобы снимать пелену с глаз. Повторение 1925 – 1926.
В последние годы жизни Наталья Николаевна много фотографировалась.