У Амстеля (род. Буржуазное развитие Нидерландов стимулировало общественную жизнь. Робео Кампен Нидерландский художник. Не исключена возможность, что причиной создания названных работ явился внутренний протест художника и усиление его народных симпатий. К. Кетель (1548—1616) в портрете «Стрелковой роты капитана Розенкранца» (1588, Амстердам) открывает новый этап в развитии группового портрета в Амстердаме изобразив стрелков на смотре. Скульптурная лаконичность и суровая патетика Роже чужды художнику.
Показательно и другое — самое существо искусства Мора двойственно: он мастер острых психологических решений, но в них присутствуют элементы маньеризма (портрет Вильгельма Оранского, 1556, портрет И. Галлуса Кассель), он крупнейший представитель парадного, придворного портрета, но дает резкую социально окрашенную характеристику своим моделям (портреты наместницы Филиппа II в Нидерландах Маргариты Пармской, ее советника кардинала Гранвеллы, 1549, Вена и другие). Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету— уже сопоставимы с образцам нидерландской живописи. Иногда они написаны другими художниками. По существу, пафос утверждения направлен на событие, на сцену, а не на ее героев. Рассмотренный период внезапно обрывается в 1561 г., когда Брейгель создает сцены, своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха.
В «Крестьянах у очага» (1556 Антверпен, музей Майер ван ден. Берг) и «Танце среди яиц» (1557 Амстердам) художник монументализирует обычные эпизоды крестьянского обихода. Воззрения крупнейшего философа, педагога и т. п. Эразма Роттердамского последовательно рационалистичны и гуманистичны. Картина изображает акт зарождения в людях, соприкоснувшихся со Спасителем, веры в Бога. В 1527 году Госсарт вместе с Лукасом ван Лейденом совершил путешествие по Фландрии.
Мор был портретистом королей, знати, крупных государственных деятелей. В этих последних он даже прибегает к особой колористической манере — более живописной, мягкой, прозрачной (см. Он использует и множество наблюденных деталей. Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового – наиболее яркого и самобытного в истории.
Творчество Луки Лейденского отличается большим разнообразием. В то же время он был значительным портретистом, как это видно из «Портрета Сокольничего» (Брауншвейг) — одна из очень немногих его работ в этом жанре. Главные его представители — Ян Сандерс ван Хемессен (ок. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш — небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). Прежде всего бросается в глаза, что многие мастера меняют свою художественную ориентацию (этот процесс, правда, начался раньше). В 1550-х гг.
Таковы его листы «Магомет с убитым монахом» (1508) и особенно «Давид и Саул» (около 1509 г. ). Художник меняет пути.
Другие его портреты столь же декоративны, но более стилизованны. Особое место занимает двойное — впоследствии разъединенное — изображение «Эразма Роттердамского» (Рим, галерея Корсики) и «Петра Эгидия» (Англия, замок Лонгфорд). И все же можно утверждать, что не эти пути были самыми перспективными. Семьи в Египет»— переделал в собственный офорт.
Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Если 1540—1560-е гг. Своеобразное отражение специфики нидерландской живописи тех лет мы находим в портрете. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты.
II хотя он находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны — между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. До нас дошло одно из них — «Неравная пара» (Париж, собрание Пурталес), полуфигурная композиция изображающая уродливого старика, любезничающего с молодой женщиной, передающей выманенный кошелек стоящему за ней ухмыляющемуся юноше. Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих Поклонение волхвов или так называемый алтарь Портинари, около 1474– 1475, Уффици Поклонение волхвов и Поклонение пастухов, Картинная галерея, Берлин-Далем). Скелеты убивают людей и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста («Триумф Смерти» Мадрид, Прадо).
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Об этих людях трудно сказать более того, что они крепки физически, деятельны, трудолюбивы. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. В отличие от холодного колорита «Страшного суда», она отличается довольно пестрыми красками и сильными контрастами света и тени. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Первая значительная его работа — триптих, посвященный св. В «Падении Икара» (Брюссель, Музей) в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. Среди антверпенских современников Массейса мы находим и мастеров, еще тесно связанных с 15 в. (Мастер из Франкфурта, Мастер Моррисоновского триптиха) и художников, старающихся разбить прежние каноны, вводя драматические (Мастер «Магдалины» собрания Манзи) или повествовательные (Мастер из Хоогстратена) элементы. Отсюда критические тенденции нидерландского Возрождения, проявляющиеся в расцвете экспрессивного и иногда трагического гротеска в искусстве и литературе, часто скрывающиеся под маской шутки «чтоб истину царям с улыбкой говорить».
Надо сказать, что именно в 1559—1560-х гг. 1500—-1575) и Маринус ван Роймерс-вале (ок.
Лука рано стал самостоятельным мастером (его первая гравюра помечена 1508 г. ). В «Крещении» (Гарлем) обнаженные фигуры отражают влияние Микеланджело. Художественным традициям нидерландской школы наиболее близки портреты Яна Госсарта (диптих с изображением канцлера Жана Каронделе, 1517, Лувр, Париж). Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля — «Крестьянская свадьба» (Вена). Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Сцене «Благовещение» посвящены четыре алтарные створки, которые, с одной стороны, составляют единое целое, а с другой – проявляют себя как относительно самостоятельные элементы. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. Вместе с тем он обладал и даром психологической характеристики.
около 1466 в Лувепе, ум. Личность Робера Кампена окутана тайной. Все они впечатляют сознанием достоверности происходящего и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой (в «Избиении» изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню). Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Ранние его работы не лишены оттенка некоторой примитивности.
Его появление граничит с объединением горожан в стрелковые гильдии, получившее особое значение в период борьбы за национальную независимость. В гравюре «Давид и Саул» художник создал убедительный образ угрюмого Саула, растроганного игрой на арфе Давида — простого крестьянского парня. В эти же годы Скорель усиленно работает над портретом, добиваясь импозантности одиночного образа: портрет Агаты ван Схоонховен (1529 Рим, галлерея Дориа-Памфили), мужской портрет, с которым вышеназванная «Мадонна» составляла некогда диптих (Берлин), «Школяр» (1531 Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген).
Но с особенной силой «концепционная реалистичность» Луки проявилась в одной из его наиболее глубоких работ — гравюре «Коровница» (1510). В результате он быстро отошел от круга героических народных образов (Характерно, что этот отход соответствовал по времени перелому в общественной жизни страны — в Нидерландах испанцы перешли к террору и временно подавили всякое сопротивление. ). В творчестве Мастера из Алькмара (работал после 1490 г. ) зарождается подлинно городской, бытовой, повествовательный жанр. Его картины выразительны, но лишены глубины чувств. Активизируются протест и недовольство народных масс и последняя треть века ознаменована мощным подъемом — нидерландской революцией. Во всяком случае, творчество ученика и племянника Артсена, Иоахима Бейкелара (ок.
Особое положение занимает группа так называемых «антверпенских маньеристов». Изощренные фантастические фигуры, запутанное многофигурное действие, помещенное среди руин и сложных архитектурных декораций, наконец изобилие аксессуаров и почти болезненное пристрастие к множественности (персонажей, деталей, пространственных планов) — характерные отличия их картин. Общая характеристика искусства «Возрождения» в Нидерландах.
В экономическом отношении жизнь Нидерландов начала века характеризуется бурным расцветом. О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20 -х годах 15 века и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Святой Иероним» (Детройт, Художественный институт). И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров.
Тонко передана воздушная перспектива пронизанного светом ландшафта. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Квентин Массейн Один из крупнейших мастеров первой трети века — Квентин Массейс (род. Над Его головой надпись: «Это Бог всемогущий в божественном величии.
Так подошел к этой задаче Дирк Якобе (1500—1567) в двух своих портретах амстердамских стрелков (1532 и 1561, Санкт-Петербург, Эрмитаж), где изображенные размещены в два ряда. Автопортреты Мора свидетельствуют о резком возрастании самосознания нидерландского художника, но основа этого самосознания в большой степени определяется официальным признанием его успехов (Мор побывал в Риме, Англии, Испании, Португалии исполнял заказы Филиппа II и герцога Альбы). Построение пейзажа, высокая точка зрения и особенно цветовое решение (от коричневого первого плана через зеленый и зелено-желтый промежуточный к голубым далям) оказали большое влияние на последующих мастеров.
Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке жира китов, заседание ботанических обществ. Вместе с тем постоянно сохранявшийся у художника интерес к обобщенной трактовке действительности побудил его (быть может, первого в Нидерландах) обратиться к искусству Леонардо да Винчи («Мария с младенцем» Познань, Музей), хотя здесь можно говорить скорее о заимствованиях или о подражании. Все эти явления определили особые пути развития живописи. Правда, за сеятелем изображены птицы, выклевывающие брошенные им в землю зерна, но эта иллюстрация евангельской притчи является моментом скорее сюжетным, чем собственно художественным. Не следует смешивать с маньеризмом в обычном значении этого слова. ). Показательно, что наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76) — оказывается связанным по преимуществу с аристократическими кругами.
Крупнейший из мастеров этого времени — Квентин Мас-сейс (1466—1530), уроженец Лувена, сложился под влиянием творчества Роже ван дер Вейдена и Мемлинга. Лишь в редких случаях, сочетая натурные наблюдения с острой субъективностью их трактовки, романистам удается достичь впечатляющего эффекта (А. Во многих работах Флориса маньеристические черты проступают отчетливо («Низвержение ангелов», 1554, Антверпен, Музей «Страшный суд», 1566, Брюссель, Музей). Но условные, риторические и холодные работы романистов им тоже были чужды. Следующее поколение нидерландских живописцев резко отличается от Брейгеля. демократические настроения в стране претерпевали резкую активизацию. Организация этой мастерской как бы предвосхищает организацию мастерской Рубенса.
Орлей — один из заметных портретистов своего времени. Орлей не столько заимствовал отдельные формы и мотивы, как Госсарт, сколько следовал композиционным приемам итальянских мастеров, особенно Рафаэля. Нерешительность в постановке новых проблем сочетается у этих живописцев с безусловным к ним интересом. В 1554 году он написал для антверпенского собора большую композицию — «Падение ангелов» (Антверпен, музей). В этих работах больше артистического самовыражения, чем раскрытия реального образа. В ранних гравюрах (он был прославлен как мастер гравюры и с его деятельностью связаны первые большие успехи резцовой гравюры в Нидерландах) он не только точен в передаче реальности, но и стремится создать целостную и выразительную сцену.
Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена с 1465 работал в Брюгге.
Эта картина поражает реализмом характеристик и укрупненностью форм. По существу, Брейгель берет реальный факт. Эмоциональность этого решения в большей мере создается формальными средствами — композицией (Саул кажется изолированным и сжатым композиционными линиями), степенью конкретности в обрисовке действующих лиц Гот заднего плана к Давиду идет нарастание бытовых черт, чтобы в образе Саула резко смениться напряженным драматизмом) и, наконец, сопоставлением противоположных в своей выразительности деталей (один глаз Саула — устремленный вдаль, агрессивный, взгляд другого безвольный, волнующий, темный, пристальный). Его внимание привлекали атмосфера, солнечный свет и богатство оттенков. В нем отчетливо выражены новые, не знакомые искусству 15 века тенденции.
Иеронимус ван Акен Иеронимус ван Акен, прозванный Босхом, родился в Гертогенбосхе (умер там же в 1516), то есть в стороне от главных художественных центров Нидерландов. Произведения Кампена (триптих Благовещение, Метрополитен-музей Алтарь Верля, 1438, Прадо, Мадрид) более архаичны, чем работы его современника Яна ван Эйка, но выделяются демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. 1530 — ок.
В «Крестьянах на рынке» художник пошел иным путем. Чаще всего одно из них получает решительное преобладание. После смерти герцога Филиппа Смелого братья перешли на службу к Жану Беррийскому.
Учился у Яна Брейгеля Бархатного. «Крещение» в Вене и «Пейзаж с бегством в Египет» в Антверпене). В более зрелом «Сеятеле» (1557 Вашингтон, Национальная галерея) природа трактована с большей естественностью, а фигурка человека уже не кажется случайным добавлением. То же чувство реальности определяет цветовое построение — в первой картине красно-коричневые тона земли, вступая в столкновение с холодными, зелеными тонами заднего плана, становятся интенсивнее, разгораются зато во второй господствует цвет коричневато-желтый — жаркий и ровный в «Возвращении стад» он приобретает красноту и рыжеватость, которые, кажется, тут же должны уступить место мертвящей сине-серой гамме в «Охотниках» же общий холодно-зеленоватый цвет как бы согревается теплыми коричневыми тонами домов и человеческих фигурок.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Усиливаются национально-освободительные тенденции. Вся картина выдержана в светлой, холодной красочной гамме. Общественное мнение было возмущено испанцами (Особенно в связи с тем, что после заключения мира в Като-Камбрези (1559) испанцы не вывели из Нидерландов своих войск, а также в связи с намерениями Испании основать в Нидерландах 14 новых епископств, долженствовавших служить оплотом католицизма. ).
В семейном портрете (Кассель, Музей) и портрете Анны Кодде (Амстердам, Рейксмузей) отчетливо звучит пафос бюргерского самоутверждения. Поздний романизм в Южных Нидерландах. Им создана целая историческая портретная галерея, запечатлевшая образы вершителей политических судеб Европы — Филиппа II, своенравной и злой Марии Тюдор, холодного, жесткого и надменного герцога Альбы (Брюссель), умного и осторожного Вильгельма Оранского и других. Волна романизма не сразу захватила северные провинции. С 1491 года он работал в Антверпене, где занимал очень видное положение. Артсен всячески стремился выделить полуфигуру крестьянина.
Э. Панофский – «арс нова» (лат. Возвеличивая жанровый факт, Артсен лишает его живой повседневной непринужденности. Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине. (поздние портреты Д. Якобса — например, 1561 г., Эрмитаж и ранние Дирка Барентса— 1564 и 1566 гг., Амстердам). Он не был зачинателем этого панорамного пейзажа. Шедевром художника является его большая картина «Исцеление Иерихонского слепца» (1531, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Антония» (Мадрид) фигурная группа размещена на фоне пейзажа, написанного Патиниром.
На основании стилистического анализа произведений живописца общая схема развития мастера разбивает его искусство на три периода: ранний (1475-1480), зрелый (1480-1510)и поздний (1510-1516). В 1522 году он съездил во Фландрию, где сблизился с Госсартом. Первая значительная его работа — триптих, посвященный святой Анне (1507 — 1509 Брюссель, Музей). его «Праздник св. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Лишь частично можно отнести к романистам такого мастера, как Лука Лейденский (ок.
Современником Гемскерка в Южных Нидерландах был работавший в Льеже Ламберт Ломбард (1506—1567), представлявший собой тип ученого гуманиста, всесторонне образованного человека, знатока античного искусства. Характерным примером может служить его «Низвержение ангелов»: велеречивая, построенная на сложнейших ракурсах, сплетенная из фигур идеальных и наивно-фантастических, эта композиция отличается дробностью, невыразительной сухостью цвета и неуместной проработанностью отдельных деталей (на бедре одного из ангелов-отступников сидит огромная муха).
На протяжении всего 15 века она сочетала элементы, свойственные обоим периодам. в 1535 г. там же алтари с «Распятием» и «Оплакиванием» в Лейденском музее), Якоб Корнелис ван Оостзанен (ок. Таким путем шел Корнелис Энгельбрехтсен (род. Лука пишет Марию» Гарлем, музей Франса Гальса). Картина Саверей Руланта Орфей.
Он любит покрывать архитектуру всевозможными узорами, а очертаниям алтарей придает неимоверную замысловатость. Кроме того, многие мастера (особенно в Голландии) использовали «маньеристические» приемы особым образом — для оживления своих повествовательных композиций и для сообщения им большего драматизма. Время «Возрождения» в Нидерландах – развитие и видоизменение традиций национального готического искусства.
В их творчестве особенно отчетливо сказалось отсутствие истинно гуманистических взглядов, а постоянное обращение к итальянскому искусству (определившее наименование этого направления) не шло дальше пустых заимствований. Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены, посвященной весне, уравновешенность спокойных ритмов «Жатвы», другую пространственность — как бы сокращающуюся, сжимающуюся — осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в «Охотниках», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы. В алтаре со «Страшным судом» (1521—1527 Лейден, Музей) фигуры грешников и праведников бесспорно обладают значительностью (чем дальше от них вверх — вплоть до комичного своим бытовым характером крошечного бога-отца, — тем быстрее эта значительность убывает). «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. В этом портрете еще очевиднее, чем в «Проповеди в церкви», что Луку интересует уже не узкожанровая или статически неподвижная реальность, но жизнь как сложный, длящийся процесс. Чисто жанровые мотивы служат особой задаче — попытке выделить движения души, представить их в крайнем, до предела обостренном выражении. Развивалось производство.
Высшего выражения названная тенденция достигает в «Поклонении пастухов» (Антверпен, Музей). Картины Изенбрандта с их замедленным затухающим ритмом и атмосферой поэтической сосредоточенности (Мария на фоне семи страстей, Брюгге, церковь Нотр-Дам мужской портрет, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) — быть может, наиболее ценное в продукции Брюгге. Портретисты. Родился в Куртрее в 1576 году. Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности — качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце».
Но в начале 17 века тенденция переменилась. В своем «Автопортрете» художник изобразил себя на фоне античных руин. Он доводит эту тенденцию до определенного предела. Творчество Флориса эклектично. Петра в Лувене (1507—1509, Брюссель).
И если поначалу пейзаж сводится на роль романизированно-риторического аккомпанемента (новонайденная советскими искусствоведами «Мадонна с младенцем»), а картина в целом кажется несколько условной, хотя и не лишенной пафоса («Проповедь Иоанна», Гаага, собрание Турков «Крещение», Гарлем, музей Франса Гадьса), то его дальнейшие опыты отражают высокое представление о человеке («Принесение во храм» Вена). В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Скончался в 1639 году в Утрехте. Около 1481 посетил Кельн. Открытие Америки поставило страну в средоточие международной торговли. Амстель видит бытовой факт в его непосредственном жизненном течении.
Мы имеем в виду картину «Меняла с женой» (1514 Париж, Лувр). Как и в гравюре «Се человек», внимание художника посвящено не столько главным действующим лицам, сколько многоликой толпе свидетелей «чуда». Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Существует предположение, что в последние годы жизни он бросил живопись. В творчестве некоторых художников-романистов (например, Ламберта Ломбарда, ок.
этюд женской головы в Эрмитаже). Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Нидерландцы чутко подмечали тончайшие различия между предметами, воспроизводя фактуру материалов, оптические эффекты — блеск металла, прозрачность стекла, отражение зеркала, особенности преломления отраженного и рассеянного света, впечатление воздушной атмосферы уходящего вдаль пространства пейзажа. Квентин Массейс. Живая реальность образа и достоверность изображения их не привлекали.
Отношение к нему Брейгеля неизвестно. При этом, в отличие от своих голландских современников (например, Мастера из Алькмара), Лука добивается острой психологической экспрессии. На двух же средних створках представлены свободные от людей комнаты.
Образ Саула (во втором из названных произведений) отличается исключительной для того времени сложностью: здесь и безумие — еще длящееся, но и начинающее отпускать измученную душу царя и одиночество и трагическая обреченность. Активно протекал процесс вытеснения цехового ремесла мануфактурой. Один из первых портретистов в европейской живописи (Мужской портрет, Картинная галерея, Берлин-Далем, парные портреты супругов, Национальная галерея, Лондон). Это последнее находит воплощение в голландской живописи и определяет ее своеобразие. Его отличает смешение и половинчатость различных тенденций. Впервые им занялись харлемцы Клас и Хеда, которые рисовали накрытые столы с роскошной посудой.
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Следует добавить, что в это время еще живут и работают мастера 15 в. — Босх, Герард Давид.
Демократичные кухонные натюрморты стали отличительной чертой художественной школы Роттердама. Это холодный виртуоз, но, несомненно, обладавший чувством прекрасного. 1493, — возможно, 1567) — опирались на традицию Квентина Массейса (различные варианты «Менял» Роймерсвале и «Веселое общество» из Карлсруэ Хемессена).
Одним из характерных его произведений может служить «Магдалина» (Амстердам). Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций. В обоих случаях художники стремятся разбить сухую арифметичность прежних групповых построений (Кетель — торжественной парадностью группы, Корнелиссен — ее бытовой непринужденностью). Эта разновидность портретной живописи развилась в Амстердаме и немнрго позднее в Гарлеме. Панегирические формулы романистов, по существу, оставались результатом чистого умозрения.
Правда, в отличие от «маньеристов», его эволюция строится на постоянном сближении с реальностью, а пейзажи постепенно избавляются от господства религиозной темы (см. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Получили распространение посещения анатомических театров. И кажется закономерным, что обе эти картины появились в начале 1560-х гг.
Для обоих характерна гротескность, утрированность реальных наблюдений. На его творчество оказала влияние наряду с классическим искусством римского Ренессанса венецианская живопись (Джорджоне и Пальма). В цикле «Семи дел милосердия» (1504 Амстердам, Рейксмузей) действие перенесено на улицу — оно представлено среди голландских домиков, с участием случайных прохожих, во всей достоверности повседневного течения. С одной стороны, он определяется развитием голландского группового портрета. Тот же Флорис делает попытки создать облагороженный образ человека (портрет мужчины с соколом, 1558 Брауншвейг), а в некоторых работах с помощью композиционного единства фигур стремится выразить чувства душевной теплоты, сближающей людей.
1497—1567) и Корнелиса Тейниссена (работал с 1533 до 1561 г. ) индивидуальный образ осмыслен уже в его повседневной реальности. Таким образом, в 1561—1562 гг. На первом плане обычно помещено высокое дерево, возвышающееся над горизонтом или срезанное верхним краем рамы.
Наконец, третье и наиболее важное доказательство ограниченности романистических схем Госсарта — это его портреты (диптих с изображением канцлера Каронделе, 1517, Париж, Лувр портретные створки в Брюссельском музее мужской портрет, Берлин) ибо их высокие художественные качества достигнуты ценой известного отхода от этих схем. Попытки монументально-героизированного решения терпят крах. Николая в Калькаре. в 1551 г. ).
Работал главным образом в Генте, с 1475 – в монастыре Родендале. Патетическим жестам и позам соответствует героический характер пейзажа. Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы). Формы тела переданы мягкой и нежной моделировкой. Работы Мемлинга, среди которых выделяются Вирсавия, редкое в искусстве Нидерландов изображение обнаженного женского тела в натуральную величину (1485, Музей земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт) и точные по воссозданию облика модели портреты (мужской портрет, Маурицхёйс, Гаага портреты Виллема Морела и Барбары ван Вландерберг, 1482, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), отличаются удлиненностью пропорций изяществом линейных ритмов, праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов.
Антверпен, затмив Брюгге, стал крупнейшим центром транзитной торговли и денежных операций.
В Северных Нидерландах сложился во второй половине века новый жанр группового портрета. Блумарт, 1564—1651). Его лучшие образцы были созданы позже, но первые успехи связаны с творчеством тех же Д. Якобса (портрет 1532 г. в Эрмитаже) и К. Тейниссена (портрет 1533 г. в Амстердаме). Родоначальник романизма в нидерландской живописи 16 века, Госсарт стремился освоить достижения итальянского Возрождения в композиции, анатомии, перспективе: обращаясь к античным и библейским сюжетам, часто изображал обнаженные фигуры на фоне античной архитектуры или в природном окружении, переданным с типичной для нидерландского искусства тщательной и предметной детализацией (Адам и Ева, Нептун и Амфитрита, 1516, – оба в Картинной галерее, Берлин Даная, 1527, Старая пинакотека, Мюнхен). Флорис совершил поездку в Италию, где изучал Микеланджело и видел только что законченный «Страшный суд». Вместе с Тем следует сказать, что к концу жизни мастера, оказавшего сильнейшее влияние на парадный портрет и Нидерландов и Испании (Санчес Коэльо, Пантоха де ла Крус), в его творчестве все большее место занимают мягко написанные задумчивые, по внутреннему своему строю бюргерские портреты (портреты Грэшама — Амстердам, Рейксмузей и Губерта Гольциуса — Брюссель, Музей).
Ученик Скореля Мартин ван Хемскерк (1498—1574), мастер весьма противоречивый, попробовал образы своего учителя перевести на иную, более общественно-конкретную основу. Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом. romanism от итал. Художник стремится передать в одной картине все многообразие форм земной поверхности. Наиболее полное выражение названных черт несет в себе «Проповедь в церкви» (Амстердам, Рейксмузей). К наиболее известным его произведениям относятся: «Крещение» (Вена), «Отдых на пути в Египет» (Мадрид), картина того же сюжета в Антверпене, «Св.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтиспис), которыми начинали издание. Мемлинг Ханс (около 1440 -1494) Нидерландский художник. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 г., когда он создал «Битву Карнавала и Поста» (Вена, Музей), представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок.
Так, если в «Крестьянском празднике» (1550 Вена, Музей) натюрморт играет подсобную роль, то в «Мясной лавке» (1551 Упсала, Университетский музей) предметы, абсолютно оттеснили человека. Однако все эти работы страдают неубедительностью.
И произведения 1510-х гг. Грубая экспрессивность фигур (тяжелый Иоанн, «мужицкий» Христос) находит неожиданное соответствие в стремительно развертывающейся, взволнованной панораме пейзажа.
1488—1541). Реальность их — в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Артсен изредка прибегает к мелкофигурным композициям («Апостолы Петр и Иоанн исцеляют больных» Эрмитаж), но главным образом обращается к мощным, крупнофигурным решениям. Лука Лейденский. И не случайно фигуры крестьян являются средоточием всех цветовых и композиционных линий (основные цвета первой картины цикла очевиднее всего выражены в одеждах крестьян, а момент пробуждения природы находит себе параллель в начале крестьянских работ в «Возвращении стад» погонщики как бы несут в себе все живое и деятельное, что есть в этом пейзаже, все композиционные линии сходятся к их группе, в свою очередь, двигающейся к виднеющимся неподалеку домам родной деревни).
Живые и полные деталей картины Саверея отмечены влиянием Яна Брейгеля. Здесь мы видим нагромождения причудливых серых скал, зеркальную гладь водоемов и рек, темно-зеленые рощи и перелески, равнины с возделанными полями и селениями. Крупнейшим нидерландским портретистом 16 века был ученик Скореля — Антонис Мор (1519—1576). Их любимая тема — «Поклонение волхвов».
Обладающая прочностью живопись Яна ван Эйка и его метод продолжали жить почти без изменений в 15— 16 веках, в практике художников Италии, Франции, Германии и других стран. Причем этот сакральный акт представлен происходящим удивительно буднично. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде.
Мало разработанные в психологическом отношении образы величественны, фигуры укрупнены и тесно составлены, пространство кажется уплотненным. Воссоздавая реальный облик портретируемых, мастер его монументализирует, а отсутствие детализированных психологических характеристик делает эти портреты еще более внушительными. Эта убежденность рождается сознанием полнейшей слитности людей и природы.
Обычно он прибегал к крупному формату изображая фигуру в рост или по колена. Лица наделены идеализированными чертами. Он работал в Брюсселе при дворе правительницы Нидерландов Маргариты Австрийской. Отождествлен историками искусства с так называемым Флемальским мастером (Master of Flemalle), автором целой группы картин.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Ярче всего оно проявилось в творчестве Яна ван Амстеля («Чудесное насыщение пяти тысяч» из Брауншвейгского музея (Автор этого произведения был неизвестен и именовался Брауншвейгским монограммистом. В драматизме «Распятия» Скорель ищет связи с жизнью, концентрирует образ и сообщает ему дерзкую, вызывающую выразительность. В этом отношении мировосприятие Брейгеля не составляло исключения. Но произведения ее лишены внутренней значительности. В произведениях Мемлинга, сочетавшего в своем творчестве черты искусства поздней готики и Возрождения, бытовое, лирическое истолкование религиозных сюжетов, мягкая созерцательность, гармоничное построение композиции соединяется со стремлением к идеализации образов, канонизации приемов старонидерландской живописи (триптих Богоматерь со святыми, 1468, Национальная галерея, Лондон роспись раки Святой Урсулы, 1489, Музей Ханса Мемлинга, Брюгге алтарь со Страшным Судом, около 1473, костел Девы Марии, Гданьск триптих мистического обручения святой Екатерины Александрийской, Музей Мемлинга, Брюгге). Жанровая живопись в последней трети века переживает расцвет (что выражается и в упомянутом проникновении ее в романизм).
XVI в. Народ, возбуждаемый протестантскими проповедниками, выступил против католицизма. Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в Успении Богоматери (Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Все больше раскрывается роль человека в общественной эволюции. Здесь также он использовал приемы романизма.
Художник усиливает в своих работах роль конкретной действительности. в 1530 в Антверпене). К следующему поколению принадлежит Бернарт ван Орлей (ок.
Образу приданы интонации, немыслимые при прежнем понимании реальности (чему в немалой степени соответствует цветовая гамма: зеленый фон, холодное бескровное лицо, бесцветные губы). Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Roma – Рим), вызванный влиянием достижений итальянского Ренессанса фламандских мастеров. 1460—1519) между 1505 и 1508 гг.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. В своих вполне бюргерских образах Якобе старается передать высокое самосознание модели (мужской портрет из Турина), причем здесь уже нет и следа того подчинения образа авторской концепции, которое было так свойственно первой трети века. Питер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий (между 1525 и 1530— 1569) формировался как художник в Антверпене (учился у П. Кука ван Альста), побывал в Италии (1551— 1552), был близок с радикально настроенными мыслителями Нидерландов. Они есть — но в несоизмеримо более мощных масштабах — в «Вавилонской башне» (1563 Вена, Музей).
Искусство Артсена явилось важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства. Художник как бы вводит нас в гущу толпы, заполняющей лесную поляну. Именно в этом слиянии труды и дни людей обретают строй осмысленный и высокий.
Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало. Утрированно, натуралистически характерные фигуры (изображение нищего Лазаря) соседствуют с прямыми заимствованиями итальянских образцов (богач в аду) и только во второстепенных, частных эпизодах художник решается объединить их в реальную, живую сцену (врач рассматривает мочу умирающего). Изобразительным лаконизмом, острым выявлением характерности модели выделяются портреты Рогира ван дер Вейдена (Портрет молодой женщины, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Морализующая тенденция, столь остро выраженная в этой сцене, по-видимому, вложена и в бытовую картину «Банкир и его жена» (1519, Париж), в которой молодая женщина, сидящая рядом с пристально рассматривающим монету мужчиной, перелистывает молитвенник.
Вершины эта тенденция достигает в самом конце 1550-х гг., когда мастер создает ряд отдельных героизированных крестьянских образов (две «Кухарки», 1559, Брюссель, Музей, «Торговец дичью», Эрмитаж и «Крестьянин», 1561, Будапешт, Музей и другие). Первый этап нидерландской живописи представляют произведения братьев Поля, Жане и Эрманна Малуэля Лимбург, в частности исполненные ими двенадцать миниатюр «Календарь года» (1414-1416), входящие в состав так называемого «Великолепного часослова герцога Беррийского». В поисках выразительности он прибегает к ярким контрастам. Они, однако избрали путь, дискредитировавший в конечном счете все их начинания. Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны. В так называемом алтаре Иова (1521 Брюссель, Музей) Орлей стремится к динамике общего решения и к повествованию.
Картинам художника Рогира ван дер Вейдена, во многом сохраняющим еще спиритуалистическую экспрессию искусства поздней готики, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов, эмоциональная насыщенность утонченно-яркого локального колорита (Распятие, Музей истории искусств, Вена Рождество, средняя часть Алтаря Бладелина, около 1452 -1455, Картинная галерея, Берлин-Далем Поклонение волхвов, Старая пинакотека, Мюнхен Снятие с креста, около 1438, Музей Прадо, Мадрид). Однако в это яркое, экспрессивное целое мастер умеет ввести тонко наблюденные детали. Патинир. 1465—1529) и Адриан Изенбрандт (ум. Неизвестный в широком берете, сняв очки и оторвавшись от лежащей перед ним книги, устремил взгляд вдаль, подняв правую руку (Франкфурт).
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Последствия иконоборчества – мощное движение народных масс, произошедшее в60-егг. «Сумрачный день» (Вена, Музей) с его рваными, набухшими тучами, медленно разгорающимися красно-коричневыми тонами земли, оживающими голыми ветвями и всепронизывающим весенним сырым ветром словно потемневшая от зноя «Жатва» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) «Возвращение стад» (Вена, Музей) с медленно наползающей пеленой туч, последним горением рыже-зеленых осенних красок и суровым безмолвием природы наконец, «Охотники на снегу» (Вена, Музей) —маленький городок, оживленные фигурки конькобежцев на застывших прудах, тихая жизнь, согретая теплом человеческого уюта, — так свершается круговорот природы, меняется ее обличье, ее внутренний ритм. Искусство Голландии 17 века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы 17 века. Недолгий расцвет творчества Артсена наступает в середине 1550-х гг.
К. Тейнис-сен в стрелковом портрете 1533 года (Амстердам) и Дирк Барендс в портрете 1568 года (Амстердам) размещают стрелков за пиршественным столом. Работал в Турне. Массейс написал несколько портретов.
Крупнейшим представителем романизма в Северных Нидерландах был Ян Скорель (1495—1562). На все эти события откликнулась и голландская живопись. Крупнофигурный жанр был распространен в Антверпене. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Среди ценителей творчества Сегерса— сам Рембрандт.
В небольшой картине Массейса «Искушение св. В тех редких случаях, когда художники пробовали нарушить узкие пределы брюггской традиции (работы выходца из Ломбардии Амброзиуса Бенсона, ум. Молодая женщина в нарядном платье и модной прическе представлена сидящей на фоне пейзажа. Оно характеризуется обращением к Италии.
Они есть в его рыжеголовых прикованных цепью «Обезьянах» (1562 Берлин), отвернувшихся от просторной глади реки и неба, напоенного воздухом ласковым и теплым. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. ). Мартина», 1579, Эрмитаж). Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Естественное единство моментов бытовых и обобщенных обретает напряженность.
В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т. п. ), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам. Более одаренным был художник Виллем Бейтевег. Эти же черты отличают и его «Страшный суд» (1525, написан для Антверпенского собора). Значение портрета и спрос на него настолько возросли во второй половине века, что появились художники, всецело посвящающие себя этой отрасли живописи.
Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. В «Танце среди яиц» Артсен нарушает равнозначность действующих лиц и демонстративную статичность сцены. Недвижно застывших героев Госсарта он вовлекает в активное действие. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. В 1520 году он через Италию направился с группой голландских паломников в Палестину, а на обратном пути провел в Италии около двух лет (1522—1524).
Обнаженная натура предстает здесь и в более поздних работах не как частный мотив, а как главное содержание произведения («Нептун и Амфитрита», 1516, Берлин «Геркулес и Омфала», 1517, Ричмонд, собрание Кук «Венера и Амур», Брюссель, Музей «Даная», 1527, Мюнхен, Пинакотека, а также многочисленные изображения Адама и Евы). Его замечательная гравюра «Доярка» (1510) предваряет жанровые сцены из крестьянской жизни голландских художников 17 века. Гус Хуго ван дер Нидерландский художник эпохи Возрождения.
Развиваются портрет, пейзаж, бытовой жанр, особенно любимый нидерландскими художниками. Иероним» (Лувр). Они, в сущности, абсолютно уничтожили границу между бытовой и религиозной картиной. Одно время оно было приписано Хемессену. ).
Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом. Обычно изображенные обращены к зрителю, как бы вступая с ним в общение. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Его поздние работы отмечены полным господством натюрмортного начала. Созданные следом за «Временами года», в 1566 г., картины — «Перепись в Вифлееме» (Брюссель), «Избиение младенцев» (Вена, Музей), «Проповедь Иоанна Крестителя» (Будапешт, Музой) — означали рождение искусства, главной темой которого является жизнь парода не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. ок. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
К тем же выводам приводят «Самоубийство Саула» (1562 Вена, Музей) и «Пейзаж с бегством в Египет» (1563 Лондон, собрание Зейлерн). ок.
Об этом свидетельствует, в частности, рельефное расположение группы в узком пространстве переднего плана. Натурные впечатления здесь выражены с грубой правдивостью. Написанный немногим позже по заказу цеха столяров для их часовни в Антверпенском соборе другой большой триптих — «Оплакивание Христа» (1508—1511, Антверпен) создан под впечатлением «Снятия с креста» Роже ван дер Вейдена.
Их характеризуют глубокие бархатистые и нежные серебристые тона. Более всего его привлекают крестьянский жанр и натюрморт, особенно — в их сочетании. Данная фигура соединяет в себе иконографические признаки Бога-Отца (папская тиара на голове, скипетр в руке, вышитая надпись «Саваоф») иБога-Сына (мирская корона у ног изображение пеликана, питающего своей кровью птенцов, надпись «Иисус Христос»). Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Образ и жанр здесь обострены, обнажены и соединены искусственным построением всей сцены.
Традиции Брейгеля лишаются глубокого существа (хотя бы у его сына П. Брейгеля Младшего, прозванного Адским, 1564— 1638). И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Однако такое положение существовало недолго.
К наиболее значительным его произведениям относится триптих «Алтарь св. Анне (1507 — 1509 Брюссель, Музей). Из мастеров, близких по времени Патиниру, должны быть названы Херримет де Блес (ум. Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее (видимо, ок.
Большое значение, особенно для последующего развития, принадлежало направлению, получившему название «романизма». Наиболее значительные среди этих последних — «Стрелковое объединение капитана Розенкранса» (1588 Амстердам, Рейксмузей) работы Корнелиса Кетеля и «Стрелковая компания» (1583 Гарлем, Музей) Корнелиса Корнелиссена. отличает не только возбужденность, но и оттенок непосредственной человечности. Обозначившийся еще в 15 в. интерес к взаимной связи человека и среды (Гертген) начинает приносить свои плоды. В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. В живописи станковая картина отделяется от иконописи.
Глубинную часть картины он отводит крестьянскому празднеству, в то время как на передний план помещает фигуру мужчины в позе, долженствующей засвидетельствовать его беззаботную жизнерадостность. естественного соединения жанрового и натюрмортного начал Артсен не достигает. К числу наиболее известных его гравюр относится большой лист «Се человек» (1510), в котором изображена с превосходным знанием перспективы большая рыночная площадь, занятая на переднем плане оживленно жестикулирующей толпой, на суд которой выведен Христос. Здесь почти безраздельно господствовали принципы Герарда Давида.
Его картина «Евангелист Лука и Мадонна» (Ренн) весьма любопытна для характеристики художественной мастерской, типичной для нового этапа романизма. Гравюры Луки, за отдельными исключениями, отличаются высоким мастерством. Где-то на грани 1520—1530-х гг. Тому же эффекту способствует стремительное нарастание (почти стереоскопическое) объемов от фона к переднему плану (то есть, в конечном счете, к фигуре крестьянина). 1475—1555/56) в Брюссельском музее.
Из его мастерской вышел наиболее значительный из поздних романистов — Франс Флорис (1518/20—1570), с 1520 года возглавлявший большую мастерскую в Антверпене. в 1468 г. в Лейдене — ум. Художники-романистыв течение нескольких лет стажировались в Италии. эмигрировали из Южных Нидерландов в связи с отделением северных провинций.
Ян Скорель. Эти картины узки по тематике (менялы, девицы из публичных домов) и отражают полное отсутствие представления о человеческой общности. В работах амстердамских живописцев Дирка Якобса (ок.
Лейденский алтарь, являясь одним из самых заметных произведений нидерландской живописи, одновременно свидетельствует об обреченности исканий его создателя. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс.
Пейзаж получает в их творчестве значение самостоятельного рода живописи. Наиболее ярким примером может служить Мартин ван Хемскерк, знакомый уже нам по портретам (семейному и А. Кодде). Первый толчок направлению его творчества дало знакомство с Госсартом в 1515 году.
Они не принадлежат к числу крупных явлений изобразительного искусства.
Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт (Грехопадение, около 1470, Музей истории искусств, Вена). В течение первых десятилетий 16 в. живопись в Нидерландах претерпевала сложные изменения, в результате которых оказались окончательно изжитыми принципы искусства 15 в. и получили развитие (впрочем, несравненно менее плодотворное, чем в Италии) черты Высокого Возрождения. Портреты Эразма Роттердамского (Рим, дворец Корсини) и его друга Петра Эгидия (Солсбери, собрание Раднор), портрет Этьена Гардинера из галереи Лихтенштейн в Вадуце и другой — глубокий, со сложным внутренним состоянием — из Штеделевского института во Франкфурте принадлежат к числу лучших образцов этого жанра. — это время важных научных открытий в области географии, математики, естествознания, время деятельности Меркатора, Ортелиуса, Корнхерта и других, то одновременно это также период нарастания реакции (например издание в 1540 г. в Брюсселе списка запрещенных книг, запрет изданий Эразма и т. п. ).
Он превосходно изображает массовые сцены. Романисты. Бернарт ван Орлей. 1470—1533) и другие. Художник создает всеобъемлющую сцену народного веселья.
«Проповеди в церкви» близок по времени мужской портрет (ок. Анны», написанный для церкви св. Скорель был прирожденным живописцем. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей — насекомыми, паразитирующими на их коже). «Портрет старика» (Париж, Музей Жакмар Андре) — профильное изображение мужчины в берете с крючкообразным носом и отвислой нижней губой представляет собой переработку рисунка Леонардо из серии так называемых «Карикатур».
Рогир ван дер Вейден Нидерландский художник (он же Рожье де ла Патюр. ars nova – новое искусство). 1554—1555 гг. На подножии Господнем надпись: «Жизнь без смерти во главе, молодость без старости спереди, радость без омрачения справа, покой без страха слева».
Такой синтез особенно часто достигался Массейсом в области портрета. О его творчестве хорошее представление дает его триптих «Распятие» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), позволяющий судить и о несомненных его достоинствах как колориста.
алтаре церкви св. Монументализация отдельных реальных фактов уже оказалась недостаточной. Творчество братьев Лимбург относят как к нидерландской, так и французской школе. Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций.
Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек. Пожилой человек с печальным усталым лицом держит в руках письмо — «Мужской портрет» (1509, Винтертур). Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора. групповых композиций. Они родились в нидерландском Лимбурге, обучались в Париже, работали при бургундском дворе. Наконец, в самые последние годы 16 в. возникают новые типы корпоративных групповых портретов, например «регенты» и «анатомии» Питера и Арта Питерсов.
В городах Голландии жила почти половина всего населения этой провинции. Хотя в основе второй из этих двух работ по-прежнему лежит иносказание (уподобление современной жизни библейскому Вавилону), картина в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Корнелиссен, 1562—1638, К. ван Мандер, 1548—1606). Так, концентрируя мысль на повседневной реальности, многие художники приходили к решениям, лишенным широкого обобщающего значения. Однако, хотя композиционное расположение фигур стало свободнее, а образы моделей — более живыми, эти работы далеко не достигают жанровости и жизненной непосредственности, характерных для произведений такого рода исполненных позже, в 1580-е гг.
Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг). В XVI столетии в произведениях изобразительного искусства Нидерландов получил развитие «романизм» (голландск. Но в этом своем стремлении «маньеристы» неизменно уходили от конкретной жизни.
В лучшей его работе этого жанра, портрете медика Георга ван Целле (1519 Брюссель, Музей), он не ставит себе целью глубокое проникновение в душевную сферу модели. Композиция решена, однако, по-новому. Хотя и здесь Артсен не уходит от обычной для него статичности жестов, состояний и образов, а в композиционных принципах обнаруживает связь с антверпенскими жанристами, но выделение главного героя свидетельствует о его желании представить крестьянство и более персонально (выделенная фигура самостоятельнее, чем любой из «Крестьян у очага») и более величественно.