Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах.
Все присутствующие — равноправные участники праздника. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. 1972.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия.
Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Термин «застывшая жизнь» (голл. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь». В своих работах Рембрандт сочетал силу и проникновенность психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, в которой главное значение приобретают аккуратные тона светотени. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см).
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. wikipedia.
Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109.
Натюрморты этого типа впервые появились во фламандской живописи XVII века, а затем получили распространение в Голландии, Италии и Испании. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Крохотная группа интеллектуально одаренных дам соперничала со своими супругами в науках и искусствах. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр).
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. На картине Геррита Виллемса Хеды мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Теперь обратим внимание на задний план. На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда.
Драгоценную посуду и экзотические фрукты (здесь — апельсины, айву, персики) привозили в Голландию из средиземноморских стран, чаще из Испании. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. ГРМ) суждено было определять в своих поисках нового пространственно-временного измерения (Композиция с Моной Лизой / Частичное затмение.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Предметы имеют строго определенное место и значение.
А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Удивительно живой кажется улыбающаяся молодая женщина, лукавый взгляд которой направлен на невидимого зрителям собеседника. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 -1647), у которого на картине Кухня (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари. Господствующий в стране кальвинизм был против украшения церквей картинами. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
stilleben, англ. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр.
Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей).
В сцене бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Значительно тоньше сгармонирован по цвету Завтрак с ветчиной (1647).
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
1908. Нидерланды пережили в первой половине XVII века небывалый экономический и культурный расцвет. В 1646 году Кальф возвращается в Голландию и оседает в Амстердаме. Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. На этой картине в относительно тесном пространстве сконцентрировано множество предметов— атрибутов жанра: книги, свеча, монета, зеркало, трубка, сорванные и увядающие цветы, песочные цветы и т. д. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды — вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Дерево, масло 48, 825. 8см.
По переписи 1622 года в Роттердаме проживало около 19500 горожан. О жизни Халса известно немногое. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста.
Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи). В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Несравнимо живее написан натюрморт Закуска, созданный в более ранние годы.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). Этот «Десерт», ныне находящийся в Государственном Эрмитаже, поступил туда из собрания живописи выдающегося путешественника, ученого и собирателя живописи П. П. Семенова-Тян-Шанского. Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо. stilleven, нем. В подобных картинах детали наделены символическим зна-чением.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe lil). У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Лучшим примером этого является натюрморт Рыбы в корзине. В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. php. Этот натюрморт относится к типу «накрытых столов».
Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи).
На этом этапе голландские натюрморты ищут в первую очередь качества, которые объединяют предметный мир в целостную картину. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». На картинах Абрахама ван Бейерена (1620 или 1621—1690) и Виллема Калфа (1622—1693) изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
В XV–XVI вв. Свидетельствующие о полном владении передачей материала и освещения, насыщенные цветом, натюрморты Кальфа, Бейерена, Стрека характеризуют пору наивысшего расцвета натюрморта. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Первые натюрморты Питера Класа (1697/1698 — 1661) написаны в традициях «накрытых столов». Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Он писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи, был одним из величайших мастеров офорта и рисунка.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа Завтраков. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (1621 -1690).
Несмотря на бедствия военных лет, Голландия быстро развивалась, «процветание Голландии сначала приятно поразило Европу, потом заинтриговало, затем испугало». Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Характер их вклада определился конкретными условиями культурноисторического прядка. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью.
Этому способствовал целый ряд факторов. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече. Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем иронией, горечью, скептицизмом. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес).
Цветочные натюрморты де Хема тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует», одним из основных предметов при этом были курительные трубки. 8165см Ваза с фруктами, 1909. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Учёный натюрморт. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. 244244 см).
vanitas). Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714).
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок.
Виллем Калф «Уголок кухни» Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, демократические предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Для этого традиционный голландский натюрморт – с фруктами и цветами, охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи).
Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Голландские художники создавали впечатление естественного беспорядка в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Харлемский художник Питер Клас (1597—1661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Они символизировали здесь идею умеренности.
Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм). Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 — около 1680) царит живописный беспорядок.
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Композиция стала спокойной и строгой.
Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Холст, масло. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами.
Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г. ). Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Трубки и жаровня (1636) – лучший тому пример.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Холст, акрил 102, 8103. 5см. 9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23.
Отказ от них — один из способов спасти душу. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Виллем Клас Хеда (1594 -1682), автор Завтрака с омаром (1648), – второй ведущий мастер жанра монохромных завтраков. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590—1656). У художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов.
В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Термин «застывшая жизнь» (голл. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Холст, масло. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого.
Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Флорис ван Схотен (ок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки».
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Натюрморт с фруктами (1681) Виллема ван Алста (1626 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. stilleven, нем. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Локальные цвета предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.
1914.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира. Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Херман Сафтлевен Младший (1508 -1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе.
1680). Эта работа датируется 1653-54 годами.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Термин «застывшая жизнь» (голл.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Подобное самоограничение в начале ХVII века было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том, что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и мореплавателей.
Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты.
Stilleben, англ. От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Строже и спокойнее становится его палитра. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград — об искупительной жертве Христа. Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В картине Кухня (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание.
Колорит его произведений в большей степени, чем у Класа, подчинен тоновому началу и его натюрморты состоят из предметов, почти лишенных ярких локальных цветов: цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или зеленоватое стекло, серебряный или иногда, позолоченный кубок. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Справа в глубине изображена таверна.
6650, 5см Кувшин, бокал и книга. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637). Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Питер де Пюттер (до 1600 -1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. И персики и вишни и виноград исполнены очень точно, но безжизненно. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок». Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. — Амстердам).
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Здесь нет главного героя.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов. Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ).
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Серебряный кувшин встречается еще в двух натюрмортах Кальфа. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Отказ от них – один из способов спасти душу. Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта— возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.
Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. Картон, масло. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Зародившийся в университетском ru. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. stilleben, англ. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. stilleven, нем. Красный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа. «Десерт» Картина Десерт – подлинный шедевр мастера. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Золоченый кубок с крышкой, увенчанный фигурой Miles christianus (христианского воина), предположительно был сделан в мастерской аугсбургского художника.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Нидерландский натюрморт XVII века.
Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.
Балтазар ван дер Аст – Тарелка с плодами и раковины. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. titleD 091 D 0B 0D 0B 9D 0BB D 0B 8, D 094D 0 B 0D 0B 2D 0B 8D 0 B 4actioneditredlin k1 Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли).
org/w/ind ex. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь».
1908. Питеру Класу принадлежит здесь честь открытия тона и световоздушной среды как главнейших средств выявления этого единства и даже честь создания целого жанра так называемых монохромных завтраков. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Юриан ван Стрек (1632 -1687) любил, как и Калф изображать изящные предметы и изысканные завтраки.
Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. В Нидерландах XVII века натюрморт приобрёл очень широкое распространение.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Справа в глубине изображена таверна. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Наряду с пейзажной живописью значительное распространение получил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся интимным характером.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Теперь обратим внимание на задний план. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита.
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. В его натюрморте Закуска с фарфоровым китайским кувшином соседствуют европейские часы, а южные апельсины и грецкие орехи – с голландской сельдью и луком.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. в стране намечаются признаки перелома.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем.
Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Питер Клас (1597 -1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни.
Замечательна его «Цыганка». Жанровая специализация художников приняла и географический характер. В 1640-х гг.
От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей художники следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас, Хеда). Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Его живопись приобретает особую выразительность благодаря умелому использованию контраста тёплых и холодных цветов и различных оттенков одного и того же цвета. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте.
К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Жанр «завтраков» Среди голландских картин нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
1606 -1652) и Паулюс Ван Ден Бос (1614 -1664).