Это было выиграно за счет самого Франса Халса, который нарисовал регентов Св. Все это пишется с исключительной верностью, в тщательной фактуре и обобщается мастерским использованием света в единое живописное целое. Наряду с пейзажной живописью значительное распространение получил в Голландии натюрморт, отличавшийся интимным характером. пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьет, держит бокал вина либо лютню или моет руки и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет или, так сказать, внутрь себя, в зависимости от характера действия». Это видно и по его картинам. История возникновения голландской живописи была подробно описана в девятнадцатом веке и авторы работ о ней тоже пользовались этим термином. Он создал множество автопортретов в живописи и еще больше – в офорте.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Семьи в Египет» — переделал в собственный офорт. Но живопись его выходила за границы общепринятого и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, – они были не по их мерке. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии.
Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Но в начале 17 века тенденция переменилась. 761. ).
Бюргерские жилые дома представляли собой узкие, сильно вытянутые в глубину здания от двух до четырех этажей высотой фасады их завершались традиционными высокими фронтонами. Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Типы и сцены выбираются главным образом из жизин богатых слоев бюргерства. Бюргеры хотели запечатлеть себя, а художнику при этом стоило не забывать о почтительном отношении к каждой модели.
Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств: «убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность».
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. А с другой стороны, мог ли Рембрандт создавать столь многозначительную музыку, если бы был «только живописцем» (как, скажем, Вер-мер Делфтский), если бы он не жил глубочайшей и напряженной духовной жизнью, которая ведь не имеет «собственного языка» и должна выбирать себе чувственный аналог, чтобы как-то выразиться. Филипс Воуверман.
Конфликт – этически обоснован. Основной процесс развития голландской жанровой живописи завершается в своем подъеме творчеством одного из крупнейших живописцев Голландии — Яна Вермеера, прозванного по месту его деятельности Дельфтским (1632—1675). Если же художник пишет каждый предмет в полную силу его «натурального» цвета и фактуры, то здесь требуется абсолютно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в «Морском берегу» (Ленинград, Эрмитаж). Вы повсюду встречаете ветряные мельницы, которые они столько раз писали и при лунном свете и пасмурным облачным днем и на закате.
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Внимание художников обращено преимущественно на внешнюю сторону, позы, костюмы. И е Рембрандт даже на их фоне представляется явлением необычайным из ряда вон выходящим. Он написал большой групповой портрет офицеров стрелковой роты (впоследствии неточно названный «Ночной дозор» – дело там происходит днем, а не ночью). Элизабет Gasthuis в 1641 и полностью ожидал выигрывать комиссию для женщин.
Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Кейпу принадлежит, кроме того, одно из первых мест среди представителей чистого пейзажа. Более одаренным был художник Виллем Бейтевег.
Блестящего развития достигает натюрморт. Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. Они не столько стремились передать определенные морские сцены, сколько старались изобразить саму воду игру света на ней и в небе.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Среди младших современников Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был М. Хоббема (1638—1709) — создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Он пишет «Ассура, Амана и Эсфирь» – трое людей по виду спокойно сидят за одним столом, а между тем нельзя ошибиться в великом значении того, что между ними происходит. Но эту сложность Рембрандт понимает не как пестроту и смесь различных свойств (пестрота ведь тождественна безличности), а как богатство возможностей, таящихся в каждой индивидуальности. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии.
На историческую арену выступили их внуки, которые могли спокойно пользоваться приобретенными благами. картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Строже и спокойнее становится его палитра. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Скромная «Головка» Вермера будет в числе таких «ключевых» произведений живописи, как бы тщательно и взыскательно их ни отбирать.
Как очень крупный и во многом близкий к Рейсдалю пейзажист в конце 17 века выдвинулся его ученик — Гоббема (1638—1709), создавший один из самых оригинальных и выразительных голландских пейзажей — знаменитую «Дорогу в Меддельхарнис» (1689, Лондон, Национальная галерея). Каналы, шлюзы, набережные, разводные мосты в сочетании со следовавшими по водным магистралям разнообразными морскими и речными судами стали обязательными элементами голландских городов, составляя как бы неразрывное целое с их основной застройкой. 1660 г., Эрмитаж). Среди ценителей творчества Сегерса — сам Рембрандт.
Художники пользовались ими охотно, но больше как предлогом для композиционной мизансцены. В портретном жанре был, помимо индивидуальных портретов и «типажных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д. ), очень распространен групповой портрет членов различных военных и штатских корпораций – стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ. Но в несравненно большей степени владел живописными чарами, все превращающими в алмаз, художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем», – Вермер Делфтский. 1660 г. ). Стоили они не очень дорого.
Герард Терборх, Питер де Хоох и Габриель Метсю. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Хальс). В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей. Композиция построена на равновесии цветовых звучаний.
Умение выявить породу животного, его строение, масть, характерные движения составляет одно из ярких свойств голландцев. Переломным временем в данном отношении оказывается середина 17 в. С усилением социальных противоречий положение народных масс ухудшается, тогда как буржуазия становится все. более реакционной. В XV-XVI вв.
Это сложное ощущение испытываешь, например, перед его амстердамской «Женщиной с письмом». Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. Б. Виппер говорит о нем: «.
Творчество Питера де Хооха более демократично по характеру. А здесь. Как Хальс и Рембрандт, Вермеер Дельфтский был оценен в полной мере только в 19 веке.
Питер Клас (ок. Из других художников той же группы как отличный художник может быть отмечен Габриель Метсю (1629—1667).
Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Цвет приобретает звучность и интенсивность. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
Элизабет Gasthuis. В Голландии же точка отсчета – Зубной врач. Первый отличается предельным мастерством в изображении шелков и атласов, прозрачности стеклянных бокалов, поверхности любой вещи. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др.
Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь «широкая кисть», красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщенны. Способность Рембрандта поэтизировать чувственное и будничное сначала импонировала бюргерам – до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи). Такое построение придало изображению живость и естественность.
Его собственное лицо было для него целым миром, дарящим новые и новые открытия. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года. Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс.
Для него характерна оригинальная, запоминающаяся композиция «Аллея в Мидделгарнисе» с высокими и очень тонкими стволами, зрительно не сливающимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба. Это сказывается в общем облике ранних голландских построек — в их композиции, силуэте, в преобладании вертикальных членений, в форме крутых высоких кровель, в прихотливых многоярусных фронтонах. «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден), представляющее запущенную местность, где пенящийся поток пролагает себе путь среди развалин и могил, крайне характерно для этой стороны творчества мастера.
В портрете регентов нет духа товарищества прежних композиций, модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Его живопись отличается по большей части монохромным (условно-однотонным) характером («Конькобежцы», Эрмитаж, 1641). Двадцать лет спустя Verspronck даже нарисовал regentesses Св. Хале дерзко разрушает эту традицию.
1597—1661) и Биллем Хеда (1594—1680/82) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. По узорам можно безошибочно установить происхождение ковров – откуда они вывезены говорят, что изучая ковры на картинах Вермера, Тер-борха и других историки проверяли и уточняли данные о торговых связях Голландии. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Сияние во мраке. При этом, дети на картинах голландских мастеров являются особенной темой творчества.
Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596—1656). На все эти события откликнулась и голландская живопись. И в том и в другом случае для Бакгейзена (1631—1709) нет трудностей.
Филипс Воуверман. Verspronck родился и умер в Харлеме. В творчестве Иоганнеса Верспронка, вместе с влиянием Ф. Халса, можно усмотреть и воздействие Рембрандта, у которого он заимствует манеру выразительной светотени используя её для заострения портретного образа. Караваджо писал на религиозный сюжет. Свои течения существовали в каждом жанре. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К.
Но все вместе взятое кажется принадлежащим к миру поэзии. Тем не менее все его образы имеют вполне индивидуальный характер. Возникает ощущение анекдота. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны).
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Церковные здания в соответствии с духом кальвинизма не отличались очень большими размерами и пышностью убранства. Но Рембрандт.
И действительно, наиболее почтенные люди: почтенные по возрасту (старики вплоть до начала XVII века изображаются в платье), по социальному положению (государственные деятели, духовенство, магистраты) – продолжают носить платье. В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной. В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального.
В этом смысле можно сказать, что у Рембрандта нет «отрицательных героев», он ищет внутреннего оправдания человека: такова сверхзадача его искусства. Ну и наконец – окорок аппетитный. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Теперь гениальность Рембрандта – аксиома для всех. Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона).
У него есть картина, которая называется так же, как упоминавшаяся картина Браувера, – «Гуляки», но сильно отличается от нее по настроению. Это очень ярко отразилось на городской планировке.
Так именно и было с Рембрандтом. По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов.
Первое, мастер – в глубине мы как будто бы подглядываем. Их мы видим на групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых. Типичными представителями этого вида голландской живописи были Герард Терборх (1617—1681) и Питер де Хоох (1629—после 1683). Важнее выбрать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вниманием.
Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. В качестве одного из крупнейших представителей буржуазного жанра второй половины 17 века следует привести также Яна Стена (1626—1679).
В кругу романтических тем Рейсдаль вращается главным образом после переселения (ок. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви. «Эта нежность во взгляде, какую мы видим в «Путешествии в Эммаус» или в «Еврейской невесте».
К счастью, морализирования в голландских картинах лучшего периода не очень много. Учеником Рейсдала был талантливый Гоббема, пейзажист более мягкого и жизнерадостного склада. Эти жизненные токи, подобно подземным водам, струились в глубине, не на поверхности. Они доступны Толстому и Достоевскому: вспомним сцену ночной встречи Наташи Ростовой с раненым Андреем Болконским или исповедь Версилова перед «подростком». Насыщенная динамика уступает в других случаях место более спокойным, но таким же неприветливым изображениям лесной чащи, стоячих болотных вод, гниющих среди них древесных исполинов и мертвенной тишины, нарушаемой порою только скачущим оленем и преследующими его охотниками (великолепное «Болото» в Эрмитаже, 1660-е гг. ).
На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина. Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности. Аналитиком был Леонардо да Винчи Рембрандт – нет. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет.
Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. Обычно голландские города — крупные центры, вроде Амстердама и Гарлема и менее значительные населенные пункты — за линией еще обязательных в то время городских крепостных стен окружались широким обводным каналом. Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. Сюжет самый низменный: мужчина и женщина за столом в простой комнате, оба пьяные.
Творчество Питера де Хооха более демократично по характеру. У Рембрандта обнаженная «языческая» Даная – воплощенная душевная человеческая любовь. Адриан ван Остаде. 1660 г., Эрмитаж). Девочка на картине помещена в центре, поворот головы в три четверти влево. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри.
Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень.
У Бернини его закутанная с головы до ног «святая» Тереза – воплощение сладострастия. На картине «Ассур, Аман и Эсфирь» мантия Эсфири, корона Ассура написаны так, что сами мазки краски словно переливаются в изменчивой игре, как настоящие драгоценные камни.
Просто зарисовка, анекдот. Ян Стен. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). У важных, значительных людей платье доходит до щиколоток. Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых голландцев атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», как в эрмитажном «Бокале лимонада», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». Превосходна дрезденская картина Терборха «Женщина, моющая руки».
Он превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве и голландские натюрморты – натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. Рембрандт смеется. Не только его тонкий вкус в выборе цветов, но и умение находить их отношения друг к другу делают Вермеера одним из самых изысканных мастеров цвета. 1660 г. ).
В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). – художник смотрит на то, что его окружает, но это лишь толчок для его интерпретации, он действительность преображает: девушка простая – натурщица (по юбке видно), но художник дал ей дорогой костюм, атрибуты – и она преобразилась. :) но свеча потухшая. Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался.
К чему обманчивый мираж плотской жизни, если все кончается одинаково – вот этим. Так всегда. Своими живописными достоинствами в разработке подобных тем славится Филипс Воуверман (1619—1668). Золотой век голландской живописи — самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век.
«Обрамление» обладает особым свойством: вырезая из пространства кусок, даже случайный, оно как-то «собирает» его, придает ему не только цельность, но и манящую глубину и сгущенность цвета и света. Получили распространение посещения анатомических театров. Не только его тонкий вкус в выборе цветов, но и умение находить их отношения друг к другу делают Вермеера одним из самых изысканных мастеров цвета. И то же можно отнести к другим голландским жанристам: их мораль не выходит за пределы узкого бюргерского кругозора, убивает непринужденность и простоту. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Показательна для него картина «Больная и врач» (ок.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Мы угадываем в этих трех людях обвинительницу, обвиняемого и судью, но вершится не простой суд, а высший суд совести Аман осужден не Эсфирью и не Ассуром, а голосом истины, слова которой тихо и твердо, не поднимая глаз, произносит женщина и они эхом звучат в потрясенной душе Амана. И, наконец, Рембрандт пишет «Блудного сына». У Вермера голубой цвет кажется не холодным, а теплым и, обладая несравненной воздушностью, остается вполне материальным. Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заключает в себе никаких психологических глубин.
Эти пять человек, сидящие за столом, причем председатель обращается к собранию и шестой – слуга, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается такая же неисчерпаемая глубина, как в портрете Сикса. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился – воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность (кстати и некрасивость у Рембрандта скорее фантастична, чем обыденна). Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Его краски как будто излучают свет. К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу. Во-первых, для него нет неинтересных лиц: он умеет видеть характерное интересное даже в самом заурядном персонаже, в каком-нибудь забубённом гуляке, залихватском офицерике, в щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Не такая, как у Караваджо, не такая, как у художников барокко, – совсем особая.
Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался. Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса, то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Естественно они изображены за дружным застольем. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом.
В 1640-1660-х гг. Спрос на живопись резко увеличился. Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных. Выбор мотива и эффекта освещения вызывает при этом впечатление какой-то особой сосредоточенности и сумрачности настроения. 1652 г. ) из Гарлема в Амстердам.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Рембрандт Харменс ван Рейн. Бытового жанра Рембрандт чуждался. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого.
Рембрандта, преданная Хендрикье Стоффельс. Типичными представителями этого вида голландской живописи были Герард Терборх (1617—1681) и Питер де Хоох (1629—после 1683). Он работал в Лейдене и Гааге. Работавший в середине века и пользовавшийся тогда большой популярностью Герард Доу (1613—1675) пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии. Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод.
Он бывает и простоватым и мудрым и неотесанным и элегантным и любящим и холодным. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Герард Доу.
Маленькая страна с немногочисленным населением выдвинула многих выдающихся ученых и художников. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Может быть, Саския позировала Рембрандту и для «Данаи» – картины, которая в аи-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей. Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Колорит, оставаясь сдержанным, приобретает большую интенсивность тона. Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство.
С точки зрения формальных приемов – все из караваджизма: персонажи увеличены и кадрированы свет, хотя нет темноты. Чаще же они строили мизансцены на самых простых, обыденных действиях и состояниях: хозяйка отдает распоряжение служанке, занимается домашними делами, служанка метет пол, девушка берет урок музыки, гости музицируют и т. д. Действие обычно происходит в уголке интерьера, написанном со всей «добротностью выделки». Но большинство его современников-живописцев не переступали грани. И тот и другой наряду с картинами изображающими животных, пасущихся или отдыхающих под открытым небом («Ферма» Поттера, Эрмитаж, 1649), писали также отдельные их экземпляры крупным планом.
Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Творческая зрелость художника приходится на середину 17 в. В это время он создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, ГМИИ), «Лесное болото» (1660-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Нет ничего нагляднее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью – «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров.
Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка. Стоит посмотреть вблизи, как у него написаны, например, белые воротники и брыжи, – капризный вихрь штрихов, клякс и зигзагов краски. Маркс и Ф. Энгельс. Внимание художников обращено преимущественно на внешнюю сторону, позы, костюмы. Основной процесс развития голландской жанровой живописи завершается в своем подъеме творчеством одного из крупнейших живописцев Голландии — Яна Вермеера, прозванного по месту его деятельности Дельфтским (1632—1675).
Канонам причесанной красоты он уже в ранних своих произведениях бросал вызов, противопоставляя им натуру как она есть в этом он в общем следовал национальным традициям нидерландского искусства. Герард Доу.
Картина «Девочка в голубом платье» является наиболее известной работой его кисти, которая была написана на пике популярности. На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный. Так пишет, например, отличный художник Ян Порселлис (1584—1632). Параллельно с пейзажем развивается и жанровая живопись.
Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Но Терборх не просто виртуозный, но и очень тонкий художник. Но в таких привычных, будничных движениях женщин Терборх открыл грацию естественности, ненарочитую, даже неосознаваемую пластичность.
Среди изображающих пейзажи были художники-маринисты и художники, которые предпочитали равнины или леса, также встречались мастера зимних пейзажей и видов с изображением лунного света. В них мастер обнаруживает острую наблюдательность, метко характеризует типы и рассказывает выбранные им эпизоды с тонким жизнерадостным юмором. Для полноты обзора основных явлений голландской бытовой живописи надлежит, наконец, отметить распространенность многофигурных композиций под открытым небом (сцены лагерной жизни и охоты, путешественники на отдыхе вблизи харчевен). Это исчезает в поздних портретах.
Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Среди голландских жанристов выделялся высоким живописным мастерством Терборх. Какое сложное существо человек. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые — вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Композиция— поясная. Это ведь делали и многие другие в конце концов и почти все «малые голландцы» отходили от академического понимания «прекрасного». В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Адриан ван Остаде.
Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью. в стране намечаются признаки перелома. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Но не будем поспешны в заключениях. Сильно истощенная в войнах с Англией, Голландия утрачивает свое положение великой торговой державы и крупнейшего художественного центра. В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем).
К середине 17 в. голландская буржуазная республика по своему экономическому потенциалу оказалась далеко впереди крупнейших европейских держав. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Это одновременно и справедливо и неправильно.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным.
Искусство Вермеера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии. Если не считать портретов, сюжеты он черпал из мифологии, более всего из Библии: писал ветхозаветного Авраама, Самсона, Давида перед Саулом, святое семейство, блудного сына.
Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградирует в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя. Вермеер несомненно один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми». Наиболее крупным по своим живописным достоинствам в этой группе является Адриан ван Остаде (1610—1685). Картина выполнена в стиле барокко, станковая, материал холста— натуральный хлопок.
к чему. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. И это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах.
Уют Голландии давался ей нелегко, застывать в дремоте не приходилось и при всей их принципиальной «негероичности» голландцы не могли быть душевно дряблыми людьми. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. И он вернулся. К подобным экзотическим вещам Рембрандт всегда питал настоящую страсть.
Отдавал дань «трактирному» жанру видный художник Ян Стен. Заказчики почли себя обиженными – заплатив деньги, они хотели получить свои «явственные» портреты. Простая бытовая зарисовка нет цельности, законченности. Лесные пейзажи он особенно любил Б. Виппер называет Рейсдала «психологом леса» и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каждого дерева – раскинуло ли оно свободно и гордо свою крону или приникло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница. В отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального.
В 1640-х гг. Сюжеты простые, крестьянские — дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев.
1585-1666 гг. ). На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). Соч., т. 23, стр.
Ян Стен. Тут вновь вспоминается, что сказал о голландских жанрах Гегель: «. Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения.
Буржуазно-республиканский строй и кальвинистская реформа определили две важные особенности голландской живописи: во-первых, почти полное отсутствие влияния придворной культуры во-вторых, чисто светский характер образов. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Тематика Вермеера более или менее традиционна молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, художник перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден) — словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Своими живописными достоинствами в разработке подобных тем славится Филипс Воуверман (1619—1668).
Параллельно с пейзажем развивается и жанровая живопись. Получили распространение посещения анатомических театров.
Где Ян Стен пытается читать мораль, там он слабее. Герард Терборх, Питер де Хоох и Габриель Метсю. Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». А между тем среди них были замечательные мастера. Художники от привычных ранее тем перешли к изображению бытовых сцен, портретов, пейзажей, натюрмортов и так далее. Приходит старость – жестокий разоблачитель и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превращаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). В качестве одного из крупнейших представителей буржуазного жанра второй половины 17 века следует привести также Яна Стена (1626—1679). Работавший в середине века и пользовавшийся тогда большой популярностью Герард Доу (1613—1675) пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии.
У него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, мальчуган хохочет, полоумная старуха на кого-то кричит, нарядный коротыш покачивается на стуле, заложив ногу за ногу, – и все это до предела естественно, живо. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Крепка вечная связь времен и древний опыт прочно оседает в сердцах.
Искусство Вермеера Дельфтского принадлежит поздней поре развития Голландии. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Ян Вермеер Делъфтский. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Автопортрет.
Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Второй – музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть. Рейсдал чувствует драматизм жизни природы – жизни, упрямо пролагающей себе путь, снова и снова обвивающей молодыми побегами мертвые, засохшие стволы. Рейсдаль. Выдающимся пейзажистом Голландии был Якоб ван Рейсдаль (1628/29—1682), одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями. Ян Вермеер Делъфтский. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или жидкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев. Он пользовался ими в живописи, как антуражем, создавая полусказочное окружение героям картин и утоляя свою любовь к живописности – к глубокому тону, мерцаниям, переливам, вспышкам, к «драгоценности» пастозной, шероховатой красочной фактуры. Полную волю своему бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии, своей жены. Закономерно вот таким образом, это Нидерландская буржуазная революция (1566—1609), покончившая в Голландии с властью католической церкви и феодальным строем, разбудив творческие силы народа, послужила одновременно и толчком к бурному развитию и расцвету реалистического искусства.
О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес к его произведениям Сегерса и Рембрандта, последний собирал его офорты, а в годы учебы — копировал их. Тогда и в ее стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честной, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах. В числе лучших картин художника можно привести «Бокал лимонада» (Эрмитаж) и «Концерт» (Берлин, Далем).
Дорогая ваза – упала. Но Хале ничего доброго в старости не видит. В них Рембрандт находил «оправдание» людям и высокий смысл жизни. Колорит его картин становится почти монохромным.
В его лесном «Болоте», окруженном старыми узловатыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное. Настроение офортов Бейтевега — неторопливое иногда с оттенком скуки. За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнаружить ни малейшего намека на пристрастие к «милым видам», не чуждое Гойену, Саломону Рейсдалу, Поттеру.
Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
763. ). Фигуры очень часто характеризуются у Терборха известным аристократизмом облика, что объясняется выбором им моделей из среды дворянства, которое в Дордрехте, где работал мастер играло сравнительно заметную роль. Только вот лесов с узловатыми столетними деревьями, которые так любил изображать Якоб Рейсдал, в Голландии уже не стало, а парусные суда сохраняются на утеху туристам. Слов нет, нам сейчас могут показаться скучноватыми и монотонными многочисленные картины «малых голландцев» XVII века, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатками и двориками, с аккуратными хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах. Для полноты обзора основных явлений голландской бытовой живописи надлежит, наконец, отметить распространенность многофигурных композиций под открытым небом (сцены лагерной жизни и охоты, путешественники на отдыхе вблизи харчевен).
Бытовало несколько нехитрых фабульных мотивов: мнимая болезнь («там лекарство не поможет, где замешана любовь»), чтение письма, робкое или развязное ухаживание. Чувство пластичности, великолепное владение воздушной переспективой и богатый тональностями колорит дают Рейсдалю возможность значительно полнее, чем это было у старшего поколения голландских пейзажистов, передавать и широкие голландские равнины, которые он часто писал в окрестностях Гарлема. В бытовых картинах первой половины 17 века особенно распространены изображения веселящейся компании, где действующими лицами являются представители военной среды, проводящие время за курением игрой в триктрак или ухаживанием за женщинами. Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным.
Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается исчезает. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек. И вот это поднимало картину, возвышало ее. В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки».
Он был сыном живописца Корнелиса Энджелсза от Гоуды, которая учила его рисовать портреты. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр. Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден).
Сами мотивы ищутся с учетом их эффектности и новизны. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. И только в одной композиции царит величавая тишина смерти – это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые».
Наиболее ярким представителем этой стадии голландского пейзажа является Ян ван Гойен (1596—1656). Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Как Хальс и Рембрандт, Вермеер Дельфтский был оценен в полной мере только в 19 веке. Так же это произведение является знаменитым детским портретом XVII века.
Иллюзорность передачи вещей отступает у этого мастера на второй план и интерес сосредоточивается на разработке пространственных отношений, в частности на изображении интерьеров, а также двориков и открывающихся за ними улиц («Хозяйка со служанкой», Эрмитаж, ок. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». К его раннему творчеству понятие «барокко» – своеобразного бюргерского барокко, – пожалуй, вполне подходит. Он особенно любит изображать пожилых женщин, сидящих за прялкой, читающих или занятых чисткой овощей и селедок.
Не так удивительно, что из недр голландской школы вышли «глубокий во внешности» Вермер Делфтский и артистический, насмешливый Хале. Первый – это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Как помним, Томас Манн называл бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова». Он любил суровые, усталые лица бедняков, любил писать согбенных старцев и старух, слепых и увечных.
Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдаленных уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны — характерные признаки 17 века. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудрецов и царей. И все же они остаются духовными, то есть чем-то большим, нежели «только живопись».
Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах – Гоббема в легких, сквозных формах. Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями.
В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, случайности расположения только что служивших ему вещей. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Постоянные разорительные войны, которые нередко велись на территории самой Голландии, тяжелее всего отражались на положении трудящихся. Тем не менее все его образы имеют вполне индивидуальный характер.
Они тщательны, за-лизанны и сухи. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Для Стена, в отличие от большинства его современников, сюжетная сторона небезразлична. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. По прежнему не сдает позиций и аристократический портрет: Рубенс, Веласкес, ван Дейк создают как парадные портреты, так и проникновенно-лирические интимные вещи. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны. Судьба Рембрандта, – может быть, самое раннее, но и самое разительное свидетельство того, что истинному искусству не по пути с трезвой и приземленной буржуазностью.
Ведь очень часто художники – и многие из тех же «малых голландцев» – достигают сгармони-рованности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый или коричневатый или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный. Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ».
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить.
В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи. На раннем этапе композиции отличаются простотой. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными.
Ряд «анатомических уроков» создали — Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). На расстоянии эти кляксы и штрихи дают точное впечатление помятого кружева, причем «живого», почти шевелящегося. В гарлемском музее Халса рядом с его портретами висят некоторые, тоже портретные, работы других его современников – добротные и посредственные. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья. Тематика Вермеера более или менее традиционна молодые женщины за чтением письма, вышиванием, в обществе кавалера, художник перед мольбертом, просто мечтающая у окна девушка («Девушка с письмом», Дрезден) — словом, все то, что уже не раз изображалось голландскими живописцами.
Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Со временем «завтраки» Класа и Хеды уступают место «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21—1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). За домом обычно располагался крохотный дворик.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Лишь в редких случаях он обращается к занимательным сюжетам и вносит в композицию элемент действия («У сводни», 1656, Дрезден). Ян ван Гойен. (образ Клио) что мы, таким образом, чувствуем.
Таков «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, ГМИИ), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. Все эти факторы благоприятствовали укоренению в голландском искусстве прогрессивных тенденций. И самые лучшие – в последнее десятилетие жизни. Показательна для него картина «Больная и врач» (ок. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа.
Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Но.
Подсвечник со свечёй – узнаваемая часть. Все отмеченные черты нового пейзажного стиля характеризуют творчество художника, который был как бы олицетворением данного этапа развития голландского пейзажа, — Якоба ван Рейсдаля (1628 или 1629—1682). Такого освещения, как у Рембрандта, в натуре не бывает. Наиболее крупным по своим живописным достоинствам в этой группе является Адриан ван Остаде (1610—1685). В 1642 году Саския умерла совсем молодой. Вермер – не Рембрандт. Вермеер несомненно один из крупнейших колористов в истории западноевропейского искусства. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Но именно в поздний период творчества Халс достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Он не анализирует, а постигает. Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображения. Типизация картины по форме— вертикальная.
Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину – рота выступает в поход.
Типы и сцены выбираются главным образом из жизин богатых слоев бюргерства. Его, правда, хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г.
Никакого покоя, никакой неторопливости — он умел быть разным и неожиданным.
Они потребовали деньги обратно. Далее: тонкий-тонкий стеклянный бокал, его почти не видно Случайно или нет.
Его картины отличаются исключительным мастерством передачи золотистого, солнечного света, крайне разнообразны в мотивах и включают немало марин (морские виды). Об этом свидетельствуют многочисленные работы Паулуса Поттера (1625—1654) и Альберта Кейпа (1620—1691). Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздельными, как впоследствии у пуантилистов, а плотно друг к другу прилегающими), отчего усиливается впечатление трепетности воздуха и готовности вот-вот засверкать тысячами искр. Вермер, за всю жизнь написавший только два или три пейзажа, как пейзажист оказался далеко впереди тех современных ему голландских художников, которые постоянно работали в этом жанре. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт. Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. Из других художников той же группы как отличный художник может быть отмечен Габриель Метсю (1629—1667). Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). К примеру, в эрмитажном мужском портрете видна грусть и усталость героя Хальса при всей импозантности и даже чванливости. 1665-1668 гг. О каждом из его синдиков можно было бы, правда, написать целый роман. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Он выпил, доволен и лучшего не желает.
Вот таким образом главенствующими в городской застройке были общественные сооружения — ратуши и другие муниципальные учреждения и в еще большей мере — торговые ряды, рынки, биржи, здания коммерческих компаний, цеховые и гильдейские дома. Он особенно любит изображать пожилых женщин, сидящих за прялкой, читающих или занятых чисткой овощей и селедок. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Его немногочисленные картины написаны в богатой и разнообразной фактуре. В 1632 он стал членом Харлемской Гильдии Св.
И в групповых и в индивидуальных портретах проявляются замечательные качества Халса. С любовью и правдой он фиксирует самое обычное и вместе с тем типичное для его родины. Не всякая страна так любит и бережет свое прошлое, как Голландия. – Какие успехи сделал бы он в живописи.
Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Как указывает Маркс, «. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627).
Свое состояние он потерял и его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги. Классовая борьба неоднократно принимала открытые формы забастовки промышленных рабочих подчас переходили в восстания. И интерьер, в сущности однообразный, кажется заманчивым и влекущим.
Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. Во второй половине того же столетия искание нарядности составляет в бытовой живописи широко распространенное и все усиливающееся явление. Именно через голландский пейзаж ощущается, что жизнь этой маленькой страны не была такой уж ограниченно-филистерской. Много места (примерно две трети картины) он оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. Военные, разумеется, хотели видеть себя лихими и отважными, штатские – почтенными хранителями общественного благолепия.
В это впемя его кисть творит чудеса. А Рембрандт изобразил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим ногами некрасивым мальчишкой, – очень похоже на несносного капризного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка). Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Рейсдаль не ограничивался определенными темами изображения. Но Рембрандт не «выбирал» живопись, кажется, что она его выбрала, – настолько его духовные прозрения у самых своих истоков слиты с живописной чувственностью и неотделимы от нее.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Он выглядит на нем очень старым – много старше своих шестидесяти лет.
Якоб ван Рейсдалъ. Все богатство содержания, которое он воплощал, не имеет бытия, отдельного от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно – в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офорта, в бархатистых пятнах – во всей этой неописуемой музыке изобразительного искусства. «Этот богатый чувством, способный к искусству народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни». Искусство Халса глубоко демократично: на его портретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленника и даже человека из самых низов.
Его величие лишь в артистизме живописи. Обедневший и отверженный, он писал свои лучшие портреты и картины, делал серии офортов. Художник видит все так, как хочет. «. Во-вторых, Хале чудесно схватывает мгновенные состояния избегая застылости.
Они не возводят ее на котурны, но, всматриваясь в «рядового человека», открывают в нем многое достойное внимания. У Питера де Хоха, например, композиции строятся так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок», вдвинутых одна в другую. Равнинный характер природы Голландии обусловил и показательнейшую для ее живописи схему построения пейзажа, ничем не ограничиваемого с краев имеющего очень низкий горизонт и отводящего небу более чем две трети площади картины. Это отсылка к истории – и здесь много отсылок к истории: костюм 16 века художника, атрибуты девушки – книга и др.