1620 — 1690) — голландский художник XVII века, мастер натюрмортов с посудой и фруктами иногда с цветами, рисовал также морские пейзажи. В цветочных натюрмортах композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Справа в глубине изображена таверна. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят.
Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Эти образы указывают на то, что искусство вечно. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Вот таким образом сюжеты полотен были сильно ограничены: страсти человека и борьба с ними, деяния Христа, назидания и т. п. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Смысл был в том, что типичный голландский натюрморт – цветы и фрукты, битая птица и рыба или предметы, связанные с наукой – книги, оптические приборы и т. д. - содержал полную иллюзию реальности.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. Повлияла на голландскую живопись и деятельность Ост-Индийской компании.
Теперь обратим внимание на задний план. Эти и другие приемы композиции позволяют задуматься о том, что мы живем в действительно чудесном мире и «серая» повседневность – всего лишь привычка так думать, а не реальность. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая.
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Голландские художники, откликавшиеся на этот спрос, опирались на традиции нидерландского Возрождения, в частности, на творчество Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Яна Госсарта и других, кто в картинах на религиозную тематику широко стал использовать элементы натюрморта. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия.
Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. На картине Геррита Виллемса Хеды мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи.
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени81. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Как правило, натюрморты были выдержаны в тёмных тонах, с преобладанием серо-коричневой гаммы. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. К 1650-60 годам, в творчестве Виллема Кальфа и Абрахама ван Бейерена, натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер, становясь роскошнее и пышнее и поражая богатством колорита.
Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству. Клас размещает предметы в разных планах и всячески подчёркивает трёхмерность изображаемого пространства. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Со Средиземного моря к ним везли соль, вино, лимоны, виноград и миндаль. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени. На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Его основоположниками являются голландцы. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. К примеру, одним из выдающихся мастеров считается Ян Давидс де Хем. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой – раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение.
Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Жанр оказался крайне востребованным как в аристократических кругах, так и у буржуазии. Справа в глубине изображена таверна. Исходную точку раннего голландского натюрморта 17 века следует искать в ничале 15-16 столетий, когда натюрморт был частью исторической или жанровой композиции.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. На некоторых полотнах респектабельная художница пробивала свое имя на серебряном свадебном ноже, богато украшенным фигурами, представляющих собой добродетели веры и умеренности. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Как следствие, голландцы неожиданно приобрели самый высокий уровень жизни в мире.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. В качестве развлекающих деталей использовались кошки, белки, птицы, бабочки, муравьи и улитки.
На этой картине голландского художника его жена Саския предстаёт в образе богини Флоры. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Отказ от них — один из способов спасти душу. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Пример тому – работа Рейчел Руиш.
Спрос породил предложение и появилось огромное количество цехов, в которых рисование картин было поставлено «на поток». Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Это самый красивый и дорогой сорт цветка, за который в Голландии отдавали целое состояние. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Флора, 1634. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Эта работа — гимн богине природы и призыв к изобилию и процветанию страны. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон.
В XVII веке Амстердам стал крупнейшим торговым портом мира. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Рембрандт. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Морячки привозили в Голландию новые сорта цветов и невиданные ранее экзотические растения стали символом голландской национальной гордости, возросшей от осознания торговой мощи страны. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704).
В европейском искусстве приблизительно с XV века получили распространения изображения, призванные создать иллюзию трёхмерности. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. На раннем этапе преобладали цветочные натюрморты, отражавшие увлечение голландцев цветоводством.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Отрезвление от гарячки наступило так же быстро как и началось. Произведения Амброзиуса Босхарта Старшего по натуралистической тщательности исполнения близки работам Яна Брейгеля Старшего.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Его картина «Натюрморт с десертом», где изображены всевозможные фрукты и прочие яства, признана знатоками одной из лучших в данном жанре. Отказ от них – один из способов спасти душу. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Расположение предметов и их выбор неслучайны. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Главное, уметь это разглядеть.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6.
Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Искусствоведы считают, что в ее пышном букете затесались бабочки и пчелы (что до меня, я бабочек вижу, а пчел – увы).
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.
В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей.
На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский.
В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус.
Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Натюрморты с цветами оставались популярными у голландцев и в следующем веке.
Предметы имеют строго определенное место и значение. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам.
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе.
На рынках продавалось множество цветов. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714).
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Против них церковь не возражала и данное направление стало очень быстро развиваться. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол.
Теперь обратим внимание на задний план. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).