Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). органа церкви св. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили., Этим объясняется не только- тот факт, что религиозная тематика имела в голландском искусстве в количественном отношении значительно меньший удельный вес, чем в искусстве других стран, но также и свобода художника в трактовке религиозных сюжетов ибо художник в данном случае не был связан гнетом специальных церковных установлений. В области живописи цветов сюда принадлежат картины Конрата Рёпеля (1678 – 1748) и вышеназванного Яна Ван Гуйзума, тогда как Художница Рахель Руйш (ум. в 1750 г. ) умела еще наделять свои крайне тщательно выписанные цветы горячим и гармоничным колоритом.
Не то чтобы в стране прекратилась всякая строительная и скульптурная деятельность. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
«Семь старейшин коллегии медиков» (1724), «Урок анатомии профессора Роэля» (1728), «Восемь регентов Сиротского дома» (1729) и «Трое синдиков гильдии хирургов» (1731) высоко ставят Трооста над дюжинными работами современников. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Вылощенный художник Адриен Ван дер Верф, как и архитектор, был ложноклассиком во французском духе, лишь с легкой голландской окраской. Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени— Римом. Группа четырех детей, забавляющихся с обезьянкой в саду (1723), написана свежо и натурально.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Путём, проложенным художниками Голландии, пойдут художники других национальных художественных школ Европы. Значительные общественные постройки сделались редкостью.
Последним голландским скульптором, составившим себе известное имя, был Ян Баптист Ксавери (1697 – 1752), уроженец Антверпена, но работавший в звании придворного скульптора в Гааге. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Бавона в Гаарлеме, а всего свежее его небольшой «Сатир играющий на флейте» (1729) в амстердамском Государственном музее.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Его панорамные пейзажи зовут в синеву, побуждают к долгому созерцанию, пугают неизвестным будущим, далёким от опасности. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа.
Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627). «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Маленькая страна с немногочисленным населением выдвинула многих выдающихся ученых и художников.
Получили распространение посещения анатомических театров. – Прим перев. ) (1740) изображающая собрание шести друзей у «Biberiusa» («Выпиваки»). Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. в 1749 г. ), а также и изящные городские виды Яна Ван дер Гейде (ум.
Полна юмора и тонкой наблюдательности картинка «Комната родильницы» в роттердамском музее. 761. ). Дома богатых патрициев в первой половине 17 в. при сходных конструктивных и планировочных особенностях выделялись большими размерами и более нарядной отделкой фасадов и особенно интерьеров, далеко уступая, однако, в масштабах и великолепии дворцам знати в других европейских странах. Красочное чувство той эпохи ясно отражает поколенный портрет в натуральную величину неизвестного мужчины в шверинском музее (1740), представленного во время завтрака, на фиолетовом фоне стены.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Буржуазно-республиканский строй и кальвинистская реформа определили две важные особенности голландской живописи: во-первых, почти полное отсутствие влияния придворной культуры во-вторых, чисто светский характер образов.
Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Сами же голландцы не были созданы для скульптуры. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
в 1722 г. ) и Виллем Ван Миерис (ум. Спиноза в философии, Гуго Гроций в юриспруденции, Христиан Гюйгенс в физике, Сваммердам и Левенгук в биологии выступили как подлинные пролагатели новых путей в науке. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Как образец «стиля кос» второй половины XVIII века можно назвать лишь прекрасно гармонирующий с окружающим его ландшафтом «Павильон Вельгелеген» близ Гаарлема, построенный в 1788 г. загородный дом одного амстердамского купца. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. Некоторые мастера были склонны поэтизировать будни, например, Терборх изображал сцены музицирования или флирта.
Маркс и Ф. Энгельс. Классовая борьба неоднократно принимала открытые формы забастовки промышленных рабочих подчас переходили в восстания. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Как указывает Маркс, «. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Художественная родословная Корнелиса Троста восходит через Арнольда Боонена (1669 – 1729) и Шалькена к Самуэлю Ван Гоогстратену.
Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью.
Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Церковные здания в соответствии с духом кальвинизма не отличались очень большими размерами и пышностью убранства. Ксавери был, как сказано, фламандцем. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал.
Маринистами были такие голландские художники 17 века, как Порселлис, де Влигер и ван де Капелле. Им, вероятно, построена биржа в Шидаме (1718), квадратный двор которой расчленен дорическими и ионическими пилястрами и, несомненно, биржа в Роттердаме (1727), выведенная исключительно из плит, обращенная наружу тремя купольными павильонами, соединенными между собой низкими флигелями ее (позже перекрытый) двор окружен колонными портиками.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. К середине 17 в. голландская буржуазная республика по своему экономическому потенциалу оказалась далеко впереди крупнейших европейских держав. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия. Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Это очень ярко отразилось на городской планировке. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
Увлекательно интересна серия пяти жанровых картин «NERLI» (5 начальных букв заглавий картин. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными. «. Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К.
Рабочие промышленных предприятий— небольших мастерских и мануфактур — подвергались зверской эксплуатации. Его портретные группы «регентов», свободные по композиции, с жизненной передачей лиц и со свойственными тому времени бледными тонами воздуха и света, прекрасно представлены в амстердамском Рийксмузеуме.
В своем жизненном укладе она начинает подражать дворянству, усваивать вкусы французской придворной культуры. Богатая страна была переполнена бродягами и нищими, против которых издавались чудовищные по своей свирепости законы. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек. Будучи знакомы с классическими ордерами, голландские мастера применяют ордерные элементы преимущественно в декоративном плане.
763. ). Очень выразительны его автопортрет и коленный портрет Исаака Сверса с Рийксмузеуме. Берега речных проток и каналов в одних случаях застраивались сплошным рядом домов, фасады которых опускались прямо в воду, чаще же вдоль каналов разбивались проезды, набережные украшались зелеными насаждениями.
Здание при этом возводилось из кирпича, но главные композиционные элементы фасадов — порталы, фронтоны, ордерные фрагменты, пояса, наличники, замковые камни — выкладывались из белого камня, красиво выделяющегося на фоне кирпича. Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату.
За домом обычно располагался крохотный дворик. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой. Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. Остатки «китайских кабинетов», вошедших в то время в моду во дворцах, находятся в амстердамском Государственном музее (Рийксмузеуме). Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
В дальнейшем наблюдался застой, постепенно переходящий в упадок, так как Голландия была вынуждена уступить первенство Англии и Франции имевшим несравненно более значительные внутренние возможности для развития капиталистической промышленности. Как и в Италии, в Нидерландах появилось множество местных художественных школ, отличавшихся оригинальностью и своеобразной манерой. Прелестны «Колядка в праздник Богоявления» и «Свадьба Клориса и Роозье».
В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г. Указывать дальнейшие примеры было бы бесцельно.
Большинство из них принято обозначать условным термином «малые голландцы», который отражает как небольшой размер, так и камерный характер их произведений. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Мраморные надгробные памятники его, находящиеся по большей части в голландских сельских церквях, не могут уже, как выражается Галланд, «равняться с благородными, одухотворенными созданиями таких мастеров, как Ромбоут Вергюльст». Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Соч., т. 23, стр.
Уничтожение феодальных сословных отношений и отказ от религиозной нетерпимости привели к тому, что здесь искали убежища от преследования реакции передовые мыслители из других европейских стран — в их числе, например, великий французский философ Декарт. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Адриен Ван дер Верф (ум. в 1712 г. ). Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. О голландской архитектуре и пластике XVIII века почти нечего сказать.
В этом смысле как общая конструктивно-архитектоническая структура жилого дома, так и характер застройки целых кварталов на протяжении большей части 17 в. не претерпели решительных изменений сравнительно с предшествующими столетиями. Зависимость от Франции была сознательной и всеобщей. Однако нельзя пройти молчанием исторического живописца и гравера Якоба де Вита из Амстердама (1695 – 1754), учившегося в Антверпене, декоративные панно которого, выдержанные серым цветом по серому фону, до полной иллюзии подражающие каменным рельефам, можно видеть в бывшей амстердамской ратуше, в голландских музеях и в Дрездене следует назвать также незаурядного портретиста Яна Мавриция Квинкгардта (1688 – 1772), многочисленные большие группы синдиков и отдельный портреты которого задуманы в старом духе, но написаны в более жесткой и пестрой манере XVIII века (из них 34 находятся в одном только амстердамском Рийксмузеуме) можно упомянуть, кроме того, Исаака Оуватера (1747 – 1739), принадлежавшего к числу самых пылких последователей славных старых живописцев городских видов, как показывают две его картины в Рийксмузеуме. Обогащение правящих классов Голландии сопровождалось ухудшением положения народных масс, чему способствовало разорение крестьян и ремесленников в процессе первоначального накопления и развития капиталистических отношений. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Эти картины составляют переход от Стена к Хогарту. Остановиться более подробно мы можем лишь на двух голландских живописцах XVIII века, на портретисте и жанристе Корнелисе Тросте (1697 – 1750), о котором писал Вергюль и на пейзажисте и живописце животных Иоганне Баптисте Кобеле (1779 – 1814) ему и вообще семье Кобелей посвящено исследование Обрена.
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». в 1747 г. ) – типичные представители этого направления, которому в ландшафтной живописи следовали гладкописанные идеализированные картины Иоганнеса Глаукбера (1646 – 1726), Изака Мушерона (1671 – 1744) и Яна Ван Гуйзума (ум. Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров».