Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи — Джованни Баттиста Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). На рубеже 1760—1770-х годов. Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри.
Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр.
В большинстве случае это были как раз наиболее талантливые художники, такие как Рембрандт и Франс Хальс. в стране намечаются признаки перелома. Более краткие общие очерки принадлежат Влоотену, Ваагену, Крове и Гаварду. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой.
Неравномерно развивались различные области культуры 19 века. Поименованные ранее лексикографические труды также имеют значение. В Амстердаме с его радиальной планировкой динии главных каналов распределялись по концентрическим полуокружностям, в других городах — по прямоугольной или лучевой сетке нередко встречалась планировка смешанного типа. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Для классицизма 18 века характерна антифеодальная революционная направленность.
XVII век – это золотая эпоха голландской живописи. Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность.
Но популярность такого вида заказов не была гарантией успеха. Философ Декарт разработал теорию воли, провозгласив господство человеческого разума. Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Искусство Голландии 17 века занимает особое положение В то время, как в других странах Западной Европы развивался и становился господствующим пышный декоративный стиль барокко, в Голландии первой половины 17 века буржуазия противопоставляет ему мощную и полнокровную реалистическую живопись в ней она утверждает свое господствующее положение и свое новое отношение к действительности завоевываемого ею мира. Маркс и Ф. Энгельс. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Именно в этот период резко обостряется борьба двух культур — прогрессивной демократической и реакционной буржуазной. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны).
При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными. Основоположники научного коммунизма давали в своих трудах высокую оценку завоеваниям, например, критического реализма 19 века.
Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Колорит его картин становится почти монохромным. К тому же Рембрандт занимался офортом практически всю жизнь, оставив около двухсот девяноста образцов. Как указывает Маркс, «. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560—1627).
Второй этап, от 1815 до 1849 года, приходится на время утверждения капиталистического строя в большинстве стран Европы. В 1640-х гг. Но в то же время все чаще стали появляться картины, написанные на вкус и риск художника.
Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Еще в 1860-х годах Карл Маркс заметил, что «капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии». Питер Клас (около 1597— 1661), Биллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе.
Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Второй – музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть. Эволюция голландского зодчества 17 в. делится на три основных этапа. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем.
Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Вместе с тем в искусстве 18 века по сравнению с предшествующими эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни.
Обычно голландские города — крупные центры, вроде Амстердама и Гарлема и менее значительные населенные пункты — за линией еще обязательных в то время городских крепостных стен окружались широким обводным каналом. Большинство жанровых композиций отличается спокойной повествовательностью и отсутствием драматизма. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь.
Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека. В ней находили живые отклики острые социальные конфликты, сопровождавшие рождение нового общества. Укажем здесь и на статьи о различных голландских живописцах, помещенные в журналах «Obreens Archief» и «Oud Holland», такими исследователями, кроме названных, как Врис, Дози, де Ревер, Вет, Моес, Зикс, И. К. Мейер младший и Гаверкорн ван Рийсвийк. Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства, достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими.
Искусство интересует буржуазию главным образом либо как выгодное вложение средств (коллекционирование), либо как предмет роскоши. Спрос на живопись резко увеличился. Внимание к атмосферным явлениям приучает наконец голландцев избегать цветистости колорита.
Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Его сооружения относятся к лучшим образцам применения смешанной техники кирпича и белого камня, оказавшейся в условиях Голландии наиболее практичной и художественно эффективной. Высочайших вершин достигает мировая литература (Виктор Гюго, Оноре Бальзак, Анри Стендаль, Федор Достоевский, Лев Толстой), музыка (Иоганн Бетховен, Фредерик Шопен, Рихард Вагнер).
Большинство из них принято обозначать условным термином «малые голландцы», который отражает как небольшой размер, так и камерный характер их произведений. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Его краски как будто излучают свет. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа.
Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции.
Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Конечно же, встречались коллекционеры с истинным пониманием искусства и его назначения, но это были единицы исключения из правил. Творения передовых деятелей европейской культуры Констебла, Гойи, Жерико, Делакруа, Домье, Курбе, Мане часто подвергались гонениям. Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает.
В середине 18 века немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг. Борьба за национальное объединение против феодального своеволия и анархии способствовала укреплению высокой дисциплины разума, чувства ответственности личности за свои поступки интереса к государственным проблемам. Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». В 1640-1660-х гг.
В течение незначительного промежутка времени, всего за полвека, появляется бесчисленное множество живописцев выдающиеся художники исчисляются десятками. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах.
В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. В XV-XVI вв.
В творчестве Корнеля и Расина достигла апогея французская классическая трагедия. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление — у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах привела к образованию самостоятельного государства — Республики семи соединенных провинций — Голландии (по названию самой значительной из этих провинций) впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй.
С этим каналом, который использовался и в транспортных и в фортификационных целях, была связана система внутригородских каналов, разрезавших территорию города по основным и второстеп енным магистралям.
Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. Много места (примерно две трети картины) Ян ван Гойен оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой.
«Каталог» Смита должен быть заменен обширным трудом Гофстеде де Гроота. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины.
В их работах воплотился поэтичный и несколько идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии, некогда воевавшей за свои права и независимость и теперь достигшей устойчивого благосостояния. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). В стране сложились условия для развития наук и искусства.
За домом обычно располагался крохотный дворик. Осталось примерно 50 его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Франция переживала расцвет национальной культуры, не случайно Вольтер назвал 17 век «великим». В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона).
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). в живописи Нидерландов существовала традиция писать портреты лишь представителей правящих кругов известных людей и художников. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Получили распространение посещения анатомических театров. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Французская культура 17 столетия формировалась в условиях утверждения абсолютизма.
Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов. На первом этапе, от Великой Французской революции 1789—1794 годов до 1815 года (времени национально-освободительной борьбы народов против наполеоновской агрессии), эксплуататорская сущность буржуазного общества не была еще полностью осознана. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами.
Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Они прокладывали путь «к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и крушение великой страсти» (Лессинг) и выражали назревавшую потребность в искусстве взволнованном, патетическом. В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»).
Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. А у городского купечества мечты и вкусы были более приземленными.
Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока — арабов, китайцев, персов.
После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем. Естественно они изображены за дружным застольем.
Первый продолжался до 1740—1760 годов. Одновременно с классицизмом испытывая его воздействие, продолжало жить реалистическое направление. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше.
Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Потом они продавались на рынках и ярмарках, в мастерских. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья.
Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Это исчезает в поздних портретах. Это одновременно и справедливо и неправильно. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. В период зрелости голландский пейзаж вступает около 1630 года.
Эти группы под именем «изображений стрелков и регентов» возвысились до значения больших исторических картин и составляют особую славу голландской живописи. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. С обострением классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом, достигающих апогея во время Парижской коммуны (1871), еще сильнее обозначается антагонизм между реакционной буржуазной и демократической культурами. Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров.
Одновременно в том же смысле высказался Бредиус. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Строже и спокойнее становится его палитра. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер.
Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. На все эти события откликнулась и голландская живопись.
Его взгляд самоуверен и даже вызывающ. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). «. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). 761. ).
Природа его страны дала ему достаточно сюжетов на всю его жизнь. Ян ван Гойен родился в 1596 г. в городе Лейдене в семье сапожника. Хотя Ян ван Гойен провел в молодости некоторое время в Париже, но во Франции любовь к простому пейзажу была неизвестна, вот таким образом вряд ли стоит говорить о каком-то влиянии на его творчество представителей французской живописи. В своем отечестве у него было несколько учителей живописи, но только в мастерской Исаии ван де Вельде он провёл год, с остальными же наставниками он общался ещё меньше. Он является создателем национального голландского пейзажа. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Таковы картины «Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собака на цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Все эти факторы благоприятствовали укоренению в голландском искусстве прогрессивных тенденций.
В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Рационализм стал характерной чертой французской культуры.
Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. Примером могут служить такие художники, как Виллем Клас Хеда, который писал исключительно натюрморты, Виллем ван дер Вельде с его маринами и Ян ван Гойен, выбравший деревенские пейзажи. Дома горожан были полны картинами, малоизвестные люди владели ценнейшими собраниями. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия.
Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания. Его наиболее последовательным воплощением было искусство критического реализма — наиболее ценный вклад в художественную культуру эпохи. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Наконец известное значение имели и художественные традиции, укоренившиеся в отдельных центрах. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения. Он работал в Лейдене и Гааге. Расцвет переживает сатирическая графика.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой делфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Делфтский (1632—1675). Из общественных помещений Голландия предоставила своей живописи, кроме большой амстердамском ратуши и маленького гаагского «Лесного замка», только простые советские и гильдейские комнаты или комнаты заседаний в благотворительных учреждениях украшением их служили почти исключительно портретные группы, в натуральную величину, ратсгеров, гильдейских старшин и «регентов» благотворительных учреждений.
Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков — так называемые «Синдики» (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязей людей. В других источниках указывается количество 600. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»).
Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). Голландия становилась независимой от Испании и самоутверждалась на общеисторическом подиуме. Первый – это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Против этого расчленения материала высказался Гофстеде де Гроот на том основании, что голландские города лежали слишком близко друг к другу и слишком часто обменивались мастерами, чтоб можно было приурочить историю севернонидерландской живописи к местным школам.
Это период наивысшего расцвета революционного романтизма и сложения искусства критического реализма. Расчленение истории голландской живописи по «школам» различных городов, принимавших самостоятельное участие в ее развитии, впервые выполнил автор этой книги в своей и Вольтмана «Истории живописи». В этом смысле как общая конструктивно-архитектоническая структура жилого дома, так и характер застройки целых кварталов на протяжении большей части 17 в. не претерпели решительных изменений сравнительно с предшествующими столетиями. Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты. Портреты всегда были актуальны, а голландские художники стали создателями многих прекрасных образцов, несмотря на необходимость быть основательными. Калф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры персиков, винограда, хрустальных поверхностей. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Калфа. Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея — Мясные ряды в Гарлеме (1601—1603) — пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью.
Свои течения существовали в каждом жанре. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»).
Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир. В своих драмах Мольер воссоздавая «человеческую комедию». Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), выдержанный в тонкой коричнево-серой гамме красок. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат голландской живописи. Искусство 18 века прошло два этапа. Блестящего развития достигает натюрморт.
Меняетсяобразныйстрой картин. За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету.
Демократическая линия искусства, раскрывающая роль народа как движущей силы истории и утверждающая эстетические ценности демократической культуры нации, проходит ряд этапов развития. Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» — люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем.
Такое построение придало изображению живость и естественность. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Критические позиции определили основу метода реалистического искусства 19 века. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
1585-1666 гг. ). Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
Освобождение от гнета испанского абсолютизма и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту производительных сил республики, которая, но словам Маркса, «была образцовой капиталистической страной XVII столетия» Только в Голландии в те времена городское население преобладало над сельским, но главным источником прибылей была не промышленность (хотя здесь были развиты текстильное производство и особенно судостроение), а посредническая торговля, расширявшаяся благодаря колониальной политике. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку. Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера.
Краски словно излучают свет, цвет интенсивный.
Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. Рембрандт внёс в офорт, бывший до того лишь одной из множества графических техник 16 века, столько мастерства и психологической глубины, что тот перестал быть техническим курьёзом и забавой чудаков-художников. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек.
Одним из крупнейших представителей голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. В каждом жанре существовали свои ответвления. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752—1767). Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя.
Соч., т. 23, стр. Спрос на картины был высок, но и конкуренция между художниками не меньше. А вот в групповых портретах допускалось немного больше ярких деталей. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего.
Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. Это очень ярко отразилось на городской планировке. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили название "малые голландцы", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за небольших размеров картин.
Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Представители этих течений утверждали ценность благородных и активных чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей средой, побуждавших к вмешательству в реальные общественные дела во имя торжества справедливости. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма».
Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Особый вид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625—1654).
И для него был важен любой компонент пейзажа: склонившаяся от порыва ветра ветка дерева, примятая травинка, грозовое облако, протоптанная тропинка. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству — средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Для рядового голландского художника этого времени не существует эффектных или неэффектных мотивов природы. Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность.
763. ). На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина.