Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены.
Тоновая однородность ксилографий сообщает им сходство со страницей текста, что дает возможность гармоничного взаимодействия печатного слова и изображения. Уже в этой ранней работе заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Отношения с королем после этого оказались испорченными. Один из самых удачных портретов Эразма, выполненных Гольбейном (1523 г., Национальная галерея, Лондон), предназначался в подарок для Уильяма Уорема, архиепископа Кентеберийского последний, в свою очередь, позирует немецкому мастеру в 1527 г. и копию данного изображения посылает Эразму. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг. ), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Корректировка и усиление поблекших контуров рисунков художником после их использования, подписи возраста портретируемого на латыни («Портрет 2 «Das ist keiser Maximilian den hab ich/ Albrecht Drer zw Awgspurg hoch oben awff/ der pfaltz in seinem kleinen stble knterfett/ do man czahlt 1518 am mandag noch/ Johannis tawffer». На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной.
Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию.
В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Как правило, на них изображали близких людей.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. В 1535 году он был обезглавлен. Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном.
Рисунок становится самостоятельным тогда, когда он становится объектом коллекционирования. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского.
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Ряд портретных рисунков Гольбейна отчасти можно расценить и как самоценные. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Несмотря на это, выполненный во время первого пребывания художника в Англии (гг. ) рисунок к портрету Томаса Мора (рисунок: 1527 г., черный и цветной мел, Королевская библиотека, Виндзорский замок живопись: 1527 г., Коллекция Фрик, Нью-Йорк) наличием проколов по контуру снова обнаруживает вспомогательное применение листа.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах.
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Он гордо и агрессивно стоит прямо напротив зрителя, ноги раздвинуты, руки занимают позицию бойца.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Справа изображены жены Мейера. Это, безусловно, знак смерти. Точный исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
Картины его – это гордость города. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Величие короля передается позой. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Со временем, манера художника претерпела эволюцию. Но существует ряд факторов, доказывающих, что эта функция не единственная.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. И, наконец, существует обратная связь. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги и, наконец изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году.
Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Созданный мастером ряд образов знаменитых немецких гуманистов в гравюре на меди в 1520-е годы (портреты Виллибальда Пиркхаймера, 1524 г. Филиппа Меланхтона, 1526 г. и др. ), сопровождавшихся восхваляющими труд учёных надписями, был предназначен для их распространения в узком кругу образованной гуманистической среды. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Все семейство поселилось в Базеле. Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление.
За годы, проведенные в Англии, он создал около 150 портретов. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев или «гризай», завершала работу над витражом.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля».
Ко времени написания портрета, Христина жила в Брюсселе, при дворе своей тетушки, Марии Бургундской. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера— в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины.
Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Большая часть из них относится к раннему периоду его творчества, до переезда художника в Базель. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. На лице нет намека на улыбку.
Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Усиление контуров позволяло с лёгкостью переводить при помощи калькированной бумаги очертания лица на доску («Портрет сэра Ричарда Соутвелла» рисунок: черный и цветной мел, 1536 г., Королевская библиотека, Виндзорский замок живопись: 1536 г., Уффици, Флоренция).
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Мастерская Ганса стала семейной. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Среди них «Бонифаций Амербах или Человек в широкополой шляпе» (ок г., черный и цветной мел, Художественный музей, Базель), если и имеющий отношение к живописному портрету Амербаха (Ганс Гольбейн Младший «Портрет Бонифация Амербаха», 1519 г., Художественный музей, Базель), то выполненный значительно позже него «Портрет человека в красном берете (Автопортрет. )», (начало 1530-х годов, чёрный и цветной мел, акварель и белила, Художественный музей, Базель), окрашенный акварелью и имеющий вид законченного произведения, очевидно, не содержащий следов переведения и чужеродных добавок и, наконец, поздний автопортрет мастера (ок г., Уффици, Флоренция), доказывающий знание мастером произведений Леонардо. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. В то же время оставленный Дюрером текст на подготовительном рисунке к живописным портретам императора Максимилиана I (рисунок: 1518 г., Альбертина, Вена живописные варианты: 1518 г., Германский национальный музей, Нюрнберг и Музей истории искусства, Вена) снабжён столь точными сведениями о происхождении изображения, что ставит его в ранг исторического документа 2.
Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543. Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
В портрете старшего сына магистрата Якова фон Хертенштейна 1, Бенедикта (1517, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) изображённого в честь избрания в члены Большого совета Базеля, рисунок и вовсе используется как подмалёвок. В портретных рисунках Гольбейна гг. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Гольбейн родился в Аугсбурге он был сыном Ганса Гольбейна Старшего известного художника, мастера алтарной живописи.
Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.
Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Гольбейн приклеивает рисунок на доску и продолжает писать на ней.
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. В русле таких воззрений появился и особый тип так называемых «гуманистических» портретов, основными задачами которых являлось указание на происхождение изображенного, его возраст, статус, род деятельности и передача индивидуального, а также сопутствующего его социальному положению образа человека. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) был выдающимся портретистом, а его виндзорские рисунки – лучшее, что он создал в графике. Портрет расценивался гуманистами как одна из форм историко-биографического документа. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Судьба королевы Анны драматична: она прожила в этом качестве лишь три года и, обвиненная в измене, была обезглавлена. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена. Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника.
Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. 3 Искусство Ренессанса 575 методе Г. Гольбейна Младшего см. :).
1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Даже если судьба разлучит нас». Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Это было 12 марта 1538 года. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. Разнообразие графического наследия художника не придает его творчеству пестроту, напротив, высокое совершенство его работ и широкий спектр творческих возможностей делает его произведения уникальным примером мастерства и вдохновения, прекрасным образцом ренессансной графики рубежа XV и XVI столетий. Несмотря на то, что в пору создания этого портрета Христине исполнилось всего 16 лет, она уже была вдовой. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Это пример типичного монументального стиля Гольбейна.
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Об этом свидетельствуют его работы. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Но при более глубоком осмыслении именно смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер иллюзии. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился.
Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне.
В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Наиболее ярким примером, подтверждающим эту функцию, служат произведения Альбрехта Дюрера. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам.
Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет.
Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. В двух первых периодах художник использовал рисунок преимущественно в качестве образца для живописи, а в последнем почти исключительно в качестве «картона», при помощи калькированной бумаги или проколов по контуру переводя очертания на доску (подробнее о творческом 1 Для Якова фон Хертенштейна Гольбейн декорировал дом в Люцерне. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
В Аугсбурге восстановили разрушенный в годы войны дом Гольбейнов, а в Галерее старинных мастеров и кафедральном соборе есть работы, которые выполнил Ганс Гольбейн. Главная функция рисунка у Гольбейна вспомогательная, сугубо практическая. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
Техника портретов, созданных в третий период (гг. ), совпадающий со вторым пребыванием Гольбейна в Англии, значительно трансформируется, характеризуется применением чётких контуров, сделанных углём, тушью или краской при помощи кисти или пера, но использование мелков, служащих теперь для создания прозрачной моделировки, ограничивается. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. 2 574 ственный музей, Базель).
Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. живописная трактовка начинает превалировать над контурной. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. В 1517 г. Эразм Роттердамский и Петер Гиллис посылают свои изображения, написанные Квентином Массейсом (Хэмптон-корт, Лондон и Лонгфорд-Касл, Англия, графство Уилтшир) их общему другу Томасу Мору в Англию. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Согласно исследованию К. Лёхера, в начале столетия сформировались два варианта «гуманистического» портрета: первый представлял лаконичный образ без признаков профессии второй был определен указанием на гуманистическую деятельность изображенного и его труды. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир.