В честь великого художника одна испанская поп-группа назвала себя La Oreja de Van Gogh (Ухо ван Гога) ещё одна рок-группа из Сербии называется Van Gogh (Ван Гог). Американские биографы художника Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит в своем исследовании Жизнь Ван Гога (Van Gogh: The Life) выдвинули альтернативную версию смерти Винсента, по которой он умер не от собственной пули, а от случайного выстрела, совершенного двумя нетрезвыми молодыми людьми. Vincent Willem van Gogh). Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант.
Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды— 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)— всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист. Голландский художникпостимпрессионист Винсент Ван Гог (Vincent Willem Van Gogh) родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов в семье протестантского пастора. Theodoor (Theo) van Gogh 23 июля 1957, Гаага — 2 ноября 2004, Амстердам) — нидерландский кинорежиссёр, телепродюсер, публицист и актёр.
Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) – нидерландский художник, заложивший основы направления постимпрессионизма, во многом определивший принципы творчества современных мастеров. Vincent Willem van Gogh 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — нидерландский художник-постимпрессионист. Винсент Виллем Ван Гог (Vincent Willem van Gogh) – великий художник-импрессионист, постимпрессионист. Ван ГОГ (van gogh) Винсент (1853, Грот-Зюндерт, Голландия – 1890, Овер-сюр-Уаз, близ Парижа), голландский живописец, представитель постимпрессионизма.
В честь великого художника одна испанская поп-группа назвала себя La Oreja de Van Gogh (Ухо ван Гога)26 ещё одна рок-группа из Сербии называется Van Gogh (Ван Гог)27. Музей Винсента Ван Гога (Van Gogh Museum) открылся в Амстердаме в 1973 году и представляет не только самое фундаментальное собрание его творений, но и работы представителей импрессионизма. Ван Гог Ван Гог (van gogh) Винсент (1853, Грот-Зюндерт, Голландия – 1890, Овер-сюр-Уаз, близ Парижа), голландский живописец, представитель постимпрессионизма.
В том же году она перевезла останки Тео из Нидерландов в Овер-сюр-Уаз, перезахоронив мужа рядом с могилой Винсента. Например, подлинный факт – Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, – «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел».
Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению. Этот знаменит своей историей. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими».
220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской».
Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество – «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Ходатайство было отклонено, а сам ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка.
Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил.
Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. В 1880-х гг.
В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену. Ван Гог был «скучным трудягой» и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что.
Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Там же он получал уроки рисования. Эта картина была первой крупной работой Ван Гога.
Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20км от родного дома. Там же он получал уроки рисования. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции— в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга»— своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.
Долина Ла-Кро", "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", оба – 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк). «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. К этому же периоду относится история первой любви Винсента.
Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Кафе «Ночная терраса кафе» остается одной из самых продуманных картин Ван Гога и обсуждается, является ли она новаторским изображением «Тайной вечери». Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара.
Краеугольный камень легенды о Ван Гоге – его безумие. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию.
Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. В Гааге художник попытался создать семью.
Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства.
Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. Самую важную роль в будущей мастерской Ван Гог отдавал Полю Гогену. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал.
Он хотел изобразить крестьянин как можно более реалистично и преднамеренно выбрал грубых моделей для этой работы, которые, казалось бы, «сами обработали землю руками, которыми они берут еду». Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Семья Ван Гога не одобряла этих отношений и они в конечном итоге закончилась. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года).
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). Какая ирония: ведь спустя сотню лет после ухода Ван Гога из жизни самые крошечные его этюды стоили уже целое состояние. В основе легенды о художнике лежит подлинный факт – он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьями, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Художники работают вместе, но отношения меж ними становятся всё напряжённее и в конце концов взрываются знаменитой ссорой, после которой Винсент отрезает себе мочку уха и попадает в лечебницу для душевнобольных.
Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Другое дело – буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия.
В нем появился столичный лоск. Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно. Кроме того, Ван Гог родился и вырос в Голландии, а как художник окончательно сложился во Франции. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914)9. Поль-Фердинанд Гаше, французский врач, лечивший Ван Гога в последние месяцы его жизни. В списке самых дорогих когда-либо проданных картин с учётом инфляции, «Портрет доктора Гаше» до сих пор занимает шестое место. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны.
Ван Гогу не везло в любви. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре.
Он был крайне задумчив и не играл с другими детьми. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность.
Это психическое расстройство и привело его в больницу для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми (1889—1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он покончил жизнь самоубийством 29 июля 1890 года, смертельно ранив себя выстрелом из пистолета. В декабре 1878 года Винсент продолжает миссионерскую службу, но теперь в южном районе Бельгии, в поселке Патюраж (Paturi). Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».
Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам). В Стране восходящего солнца великого голландца благодаря легенде стали считать чем-то средним между буддийским монахом и совершившим харакири самураем. («Крестьянка», 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Sad but true. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате— колледже Виллема II в Тилбурге.
Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Винсент попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. По их примеру и под их влиянием в 1869 он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 не был уволен за некомпетентность. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге.
Этот его портрет является одним из самых почитаемых картин Ван Гога. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им.
На этот раз в свою кузину.
Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Он почти не играл с другими детьми. Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно. Последние два года жизни художник провел на юге Франции, где создал ряд своих самых известных картин.
Что же было на самом деле остается неизвестным. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»).
Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Вглядитесь в живопись красных виноградников.
Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма— мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей».
Помимо этого он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. Большое влияние на художника оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку». Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. И этот выбор тоже не случаен.
Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. долларов США, что сделало её самой дорогой картиной, когда-либо проданной. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). А. С. Пушкина, Москва).
Тео поддержал начинание деньгами и в том же году Винсент переехал в Арль. Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам.
Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Хотя ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). А. С. Пушкина, Москва). Винсент написал её за год до своей смерти и назвал «громоотводом для моей болезни», поскольку он чувствовал, что его работа была надеждой не стать безумным. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. В 1876 году он был уволен. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи.
Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами.
В результате в конце марта 1876г. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог (родился 08. 02. 1822), пастор реформатской церкви, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.
До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже.
Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Снова влюбляется. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции – в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» – своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Легенда оттеснила на задний план не только биографию реального художника, но и извратила представление о его картинах. В результате его попросили уехать.
В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло "Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Творчество Винсента отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. А. С. Пушкина, Москва).
Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Существует две версии портрета и эта версия первая. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Очень скоро они расстались. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео.
К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Контраст цветовой, тематический, композиционный. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».
Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях6. В 1888 он перебрался в Арль. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. Следующей его связью стала женщина по имени Син Гурник, бывшая проститутка, служившая ему моделью, у которой были маленькие дети. Всего в семье было семеро детей, Винсент был вторым. Ван Гог понял, что его навязчивая идея создания «Братства художников»— полная хуита, а Гоген живет с ним только потому, что съем жилья оплачивает Тео, брат Ван Гога. Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Зиму 1880–1881 Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду» : блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. 15 мая 1990 года его продали за 82, 5 млн.
За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов – от Энгра до Делакруа. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством – артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Они считали его ненормальным лунатиком. Мастер пишет темными красками, сюжеты его работ однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни.
Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства, Винсент начал разбираться в живописи и ценить её.
Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. Зимой 1885–1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей. Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял.
В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Ван Гог писал не по наитию – долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды.
Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. Хотя Ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene) биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность.
Тем не менее, после этого случая Ван Гог оказывается в психиатрической лечебнице с диагнозом «Эпилепсия височных долей». С этой болезнью он угодил в клинику для душевнобольных в Арле. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега.
Что же было на самом деле, остается неизвестным. Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Отцом Винсента был Теодор ван Гог, протестантский пастор, а матерью— Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.
Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Но и там Ван Гог усердно трудится, создавая, в том числе, знаменитую работу «Звёздная ночь». Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Случай почти беспрецедентный в истории искусства.
На этом заканчивается его формальное образование. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника.
Винсент много работал изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. С 1878 года он служил проповедником в Бельгии. Вероятно, это произошло после ссоры с его лучшим другом, также художником, Полем Гогеном. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире.
Но тут уже вмешалась его семья и мысли о браке были попросту развеяны. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва.
Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Ван Гог сказал, что ранил себя сам. Устоявшаяся версия гласит, что 27 июля 1890 года Ван Гог во время пленэра на пшеничном поле в Овер-сюр-Уаз (Франция) выстрелил в себя, а затем прошел примерно милю до гостиницы, где и скончался два дня спустя. Кроме того, если бы Ван Гог сам прострелил бы себе живот, он вряд ли смог бы пройти такое расстояние, а свидетель сообщил, что слышал выстрел не со стороны пшеничного поля, а с другой точки, расположенной в полумиле от гостиницы.
Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и – в некоторых случаях – использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности. В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» (1887—1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).
Но постепенно их отношения стали ухудшаться. В первой картине – мрак и напряжение, во второй – свет и гармония. За свою жизнь он написал их более 30. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого.
Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Пушкина. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам "Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж). При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо – модным «светским львом» и общественным деятелем – борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. В 15 лет семья Винсента помогла ему устроиться в гаагский филиал художественной компании «Гупиль и Ко». И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.
Он хотел спасти эту бедную женщину и даже думал жениться на ней. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов— в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем— в фойе «Свободного театра».
Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений – от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890). В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы за 53, 9 млн. Другие утверждают, что ухо было отрезано в алкогольном и наркотическом опьянении. Он почти не играл с другими детьми.
И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге.
Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».
Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее». Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). долларов США, что делает его самой дорогой когда-либо проданной картиной. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена.
Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским. Ван Гог испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника – представителя гаагской школы живописи Антона Мауве. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).
В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль». Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Гоген не пострадал, зато Ван Гог в ту ночь отрезал себе мочку уха.
Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль»13. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.
Не за горами и переезд в Париж и работа в центральном отделении компании «Гупиль». Однако произошло нечто неожиданное и не поддающиеся пониманию: он впал в состояние «болезненного одиночества» и отказался заниматься чем-либо. Но судьба распорядилась иначе. Публика рано или поздно ее обязательно оценит. После двух лет и многочисленных картин Ван Гог по-прежнему считал «Едоков картофеля» своей лучшей работой и он написал своей сестре: «Мои мысли о собственной творчестве сводятся к тому, что картина с крестьянами, едящими картофель, которую я создал в Нюэнене, пожалуй, лучшее, что я сделал».
Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. «Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе – не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств. В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов. Сын пастора. Без сомнения величайший художник XIX в. с узнаваемой манерой, автор всемирно признанных шедевров, Винсент Ван Гог был и остаётся одной из наиболее противоречивых фигур в мировой живописи.
Там он посещал занятия в Академии художеств. На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Родился 30 марта 1853 в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника.
Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Видимо, за это он и решил полоснуть сожителя бритвенным лезвием. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. За 7 лет Ван Гог сделал карьеру в непростом, основанном на семейных традициях антикварном бизнесе. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть.
И этим артдилером был его брат. После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины.
Но жители города выразили протест и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rmy-de-Provence), под Арлем. Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии.
ВАН ГОГ, ВИНСЕНТ (Van Gogh, Vincent) (1853–1890), голландский художник. Очень сомнительна знаменитая история с ухом. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Трагической историей стала потеря уха. Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле", 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). И кто это сделал. Ходатайство было отклонено, а сам Ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии.
В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. В это время он начал рисовать.
Затем он отправился в бордель и попросил проститутку по имени Рэйчел «охранять этот объект ценой своей жизни». Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру». Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст».
Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. Чтобы прокормиться, он рисовал карты Святой Земли и продавал их. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха.
Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех». В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Его вдова Джо Ван Гог-Бонгер унаследовала коллекцию картин, рисунков и писем Винсента. Отбыв положенный срок в Боринаже, Ван Гог решил поступать в евангельскую школу и тут оказалось, что правила изменились и голландцам вроде него, в отличие от фламандцев, надо платить за обучение. В результате его попросили уехать. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой.
Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884-1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку.
О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. Он ему покровительствовал.
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30. 3. 1853, Грот-Зюндерт, Голландия, – 29. 7. 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский художник. Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Он жил с женщиной по имени Кристина, происходившей из низших слоев общества и часто изображал ее на картинах. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении.
Начал он с рисования по новейшим специальным учебникам, которые ему со всех концов Европы присылали дяди-артдилеры. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Из-за нового потрясения он отказывается от личной жизни, уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Объясняется же все просто.
Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле».
Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера— был тихим, серьёзным и задумчивым. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов – в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем – в фойе «Свободного театра». В работах нюэненского периода (1883–1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне. Соединить, казалось бы, несоединимое – рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля».
Также известная как «Терраса кафе на Пляс-дю-форум», это была первая картина, в которой художник использовал звёздный фон. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни (например, в результате одного их них художник отрезал себе ухо и подарил его проститутке). Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства – Парижа. Он же оплачивал лечение Винсента.
Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало.
В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми.
Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Живым он его не застал и вот таким образом был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Меняется роль человека в картинах ван Гога – его нет совсем или же он является стаффажем. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги.
Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком. Вскоре его уволили. С диагнозом Эпилепсия височных долей он лежал в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Когда он вернулся в Париж его уволили.
Г. Уитни, Нью-Йорк «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Национальная галерея, Лондон). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников10. После двух лет, проведенных в Париже, Ван Гог, не выдержав сильного эмоционального напряжения, в феврале 1888 уехал в Арль.
На этом заканчивается его формальное образование. В этих обстоятельствах визит Поля Гогена в октябре 1888, которого Ван Гог ждал с нетерпением, закончился трагическим конфликтом. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Ван Гог был погребён в Овере и его гроб усыпали подсолнухами —любимыми цветами художника. Это один из двух автопортретов, которые он написал после происшедшего.
«Находясь в окружении картин, – писал он, – я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью».
Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма – мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Крыши. Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Винсент ван Гог известен автопортретами.
Вся семья помнила будущего художника, как очень трудного ребёнка со странными манерами. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий.
Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости). Но модерн выдохся за считанные годы и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. А. С. Пушкина, Москва). Его кузина Кея Вос стала вдовой. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. Меняется роль человека в картинах Ван Гога— его нет совсем или же он является стаффажем. Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог – за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо – за абстракционистов и модернистов XX столетия.
На суде танцор-галерист рассказывал байку- «провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. В Германии, где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Родители Винсента не были известными художниками. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи.
За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором.
25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира.
В Гааге художник попытался создать семью. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.
До сих пор ведутся споры, по каким причинам и кто отрезал ухо Ван Гогу. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника.
Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». Художник вел полунищенское и полуголодное существование. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция.
Даже картина «Комната в Арле» искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и— в некоторых случаях— использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж.
В декабре психическое здоровье Винсента сильно пошатнулось. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Очень скоро они расстались.
(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле».
Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров и спускать с себя кожу». Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. Все это не было простой благотворительностью. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым». А. С. Пушкина, Москва).
Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке и их гвоздем стали работы Винсента. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви.
Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Он начитает вдумчиво читать Библию. В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie.
А. С. Пушкина, Москва). Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником. Гогену случайно удалось остановить Винсента. Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием – изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще.
Винсенту хорошо даются языки— французский, английский, немецкий. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg).
На Рождество Винсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Есть несколько ссылок на картину в популярной культуре, а кафе в Хорватии было перепроектировано, чтобы выглядеть как кафе в картине.
.