Первая в истории России выставка немецких живописцев Кранахов пройдет в ГМИИ имени А. С. Пушкина (ГМИИ) откроется выставка, на которой впервые в России будут собраны вместе произведения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) и Лукаса Кранаха Младшего (1515–1586). Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Войтипосетитьчитатьсмотретьафишаатласспецпроектыкиномузеимузыкатеатрыархитектуралитературатрадициилекцииобразы РоссииВойтиНовостиМузеиОткрытие выставки семьи Кранахов вГМИИ имени ПушкинаВыставка «Кранахи.
В ГМИИ имени Пушкина привезли работы мастеров Северного Возрождения – отца и сына Кранахов. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им.
После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. Между Ренессансом и маньеризмом» представляет работы Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), который оказал большое влияние на искусство Северного Возрождения и его сына Лукаса Кранаха младшего (1515-1586), который продолжал дело отца, повторял его оригиналы, а также прославился картинами-эпитафиями.
Серебряный век» (1530 ГМИИ им. Кранах предвосхитил женский идеал XXвека, – рассуждает Вадим Садков.
К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Мастер изображает Париса не юным пастухом, а благородным рыцарем. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Так что в XXI веке на полотнах, которым полтысячи лет, появляются новые слои – смысловые.
Его образы использовали многие художники эпохи модерна, особенно экспрессионисты. Выставка охватывает активность двух первых художников этой славной династии. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. В неё входят около 200 картин и рисунков авангардного и поставангардного периода в советском искусстве, а также предметы декоративно-прикладного искусства (керамические сосуды, майоликовая плитка, украшения) и археологические находки.
Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Благо там же жила его дочь со своей семьей. Пристрастился к созданию произведений сравнительно крупных размеров. Именно вот таким образом в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская».
Заэто чувство природы раннего Кранаха причисляют кдунайской школе, мастера которой стали родоначальниками пейзажного жанра— для них это уже нефон для сюжета, асамостоятельный пласт картины. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.
Он основал успешную династию художников, просуществовавшую почти до середины XVII века. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Дружил с Мартином Лютером (1483-1546), был шафером на его свадьбе, крестным его детей и личным портретистом. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца.
Впрочем, Кранах был не только новатором и талантливым мастером. Кронах покинул еще молодым— подмастерьям полагалось провести пару лет встранствиях, чтобы набираться опыта ирекламировать свой талант. Вмастерской работала дюжина помощников. Билеты для посещения ГМИИ им. А. С. В отличие от эталонных произведений отца здесь нет яблока раздора. В 1504 году Фридрих призвал ко двору в Виттенберге тридцатилетнего живописца, уже известного в Вене своими портретами и пейзажами. В то время для курфюрста работали такие знаменитые мастера, как Якопо де Барбари и Альбрехт Дюрер.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. По «Мадонне с младенцем» (ок. Но ни художников, ни заказчиков это не смущало. Его фирменный знак – знак качества. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, сторонник идей Реформации и друг Лютера, Кранах финансировал издание Библии, переведённой на немецкий язык Мартином Лютером. А. С.
По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. На заднем плане – ложа курфюрста. Лукас Кранах Старший (1472–1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В 1526году Кранах-старший пишет портрет 14-летней Сибиллы Клевской – невесты и будущей супруги курфюрста саксонского Иоганна Фридриха Великодушного (он был последним, третьим по счету, курфюрстом, которому служил художник). Но это не мешало Лукасу Кранаху Старшему брать заказы и у лютеран и у католиков.
Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело. Экспозицию составят 48живописных и более 50графических произведений. Воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий.
Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» — большая, сложная, многофигурная композиция. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. Музей вправе отказать посетителям в проходе по таким билетам.
Их заказывали в основном богатые патрицианские семьи исповедовавшие лютеранство. Лукас Кранах Старший величайшим мастером стал в ХХ веке. Кранахи, Лукас-старший (1472-1553) и Лукас-младший (1515-1586), были придворными портретистами саксонских курфюрстов.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. История династии живописцев началась в 1505 году, когда молодой Кранах Старший приехал в Виттернберг ко двору Фридриха III Мудрого. – Не случайно его ценили Джакометти и Пикассо. Несколько раз вначале отец, а потом сын избирались бургомистрами.
В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Эту эмблему, как логотип, ставили вместо авторской подписи на картины. Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586). Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Кранах был очарован Сибиллой, говорят, даже влюблен в нее и, кажется, взаимно. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» – большая, сложная, многофигурная композиция.
До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Современность его открыла заново и переосмыслила.
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Кранах довольно рано прославился в Вене. Хитами выставки станут Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской (1510-е, ГМИИ), Венера и Амур (1509, Эрмитаж), Плоды ревности.
Всего привезено почти 250 картин, ранее не покидавших музейных залов города Нукус. Отныне всех женщин он видел через призму своего идеала. Картина «Адам и Ева.
С 7 апреля по 10 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина пройдет выставка «Сокровища Нукуса» из собрания Государственного музея искусств республики Каракалпакстан имени И. В. Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Но только после кончины отца его стиль сложился окончательно.
Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531 Фонд замка Фриденштайн, Гота). Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Оказалось, что из знаменитых трех мастеров XVI века: Дюрера, Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Кранах был наиболее созвучен восприятию ХХ века или начала нынешнего столетия необычайной экспрессивностью своего художественного языка. Выставка в Государственном музее имени Пушкина в Москве «Кранахи. Жена Кранаха-старшего была родом из Готы, у семьи был там свой дом.
Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. А. С. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Он не означает, что именно этой картины касалась рука самого великого мастера. Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. По-новому расставил смысловые и стилистические акценты.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Картина создана в 1509 году, когда Кранах был придворным художником курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южно-немецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы.
Между Ренессансом и маньеризмом» представлено сорок восемь живописных и более пятидесяти графических работ из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Сочувствие новой вере тем не менее не мешало художнику поддерживать хорошие отношения и со сторонниками папы римского, например с архиепископом Альбрехтом Бранденбургским (1490-1545).
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Именно туда в 60-х годах переехал московский художник Игорь Савицкий, влюбившись в природу и культуру Каракалпакии. В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века – вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим.
А перед ними – три обнаженных красотки. Билеты, не соответствующие утвержденному Музеем дизайну (в том числе, с внесенными исправлениями, отсутствующими обязательными реквизитами, предусмотренными законодательством исправленной или заклеенной ценой) являются недействительными и возврату не подлежат. Самая яркая работа Лукаса Кранаха Старшего – «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)». Картина из собрания ГМИИ им. Лукас Кранах (старший) — мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Дополняют тему «потерянного поколения» творчество тончайшего живописца М. Соколова примитивистские работы Е. Ермиловой-Платовой ученицы П. Филонова А. Порет участников группы «13» А. Софроновой, Б. Рыбченкова.
Виноградная лоза означает истинную Церковь Христову. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Из облака Амур целится в одну из красавиц.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Искусствоведы продолжают спорить.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. К примеру, намногофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская. В ней важна каждая деталь.
Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. Отец и сын – целая эпоха. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Женские образы Кранахов похожи между собой: тонкие фигуры, узкие, как у лис, лица. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. В ранних работах Лукаса Кранаха Старшего (1472 – 1553) – друга Мартина Лютера и сторонника Реформации – проявился самобытный подход к главным мифологическим и религиозным темам Ренессанса, в которые он привнес экспрессивность, с одной стороны и идиллическое настроение, с другой. По долгу службы ивкоммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Мир заново обрел еще одного выдающегося живописца. Картина из собрания ГМИИ им. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке.
Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. – ГМИИ им. Вродном Виттенберге Кранахи владели таверной, аптекой (у них была монополия на продажу лекарств), типографией и стали со временем самым богатым семейством в городе. Усилиями Игоря Савицкого начала складываться коллекция ориенталистского искусства, называемого «туркестанским авангардом».
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Савицкого (Узбекистан)».
По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Его привыкли считать слабой тенью отца. Вадим Садков: Это так.
В названии выставки заложено движение от Ренессанса к маньеризму. Плюрализм всех участников арт-процесса того времени (Высокого Возрождения) впечатляет. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки.
Серебряный век (1530, ГМИИ), Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1531, фонд замка Фриденштайн, Гота). 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери – символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь» изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора – на духовное возвышение над мирской суетой, а скала – на нерушимость истинной веры. А. С. На заднем плане — ложа курфюрста.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.
А. С. Сильнее всего Кранах Младший отличился от отца в работе «Суд Париса».
Ядром станут вещи из ГМИИ и Эрмитажа. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Лысоватый старичок в латах будит заснувшего под деревом рыцаря в стальных доспехах.
Кранах Старший немало преуспел в карьере. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. – Выставка «Кранахи. Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.
В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха – на старом кладбище Якобсфриденхоф. Если же продлить семейное древо, то одной его ветвью будет Иоганн Вольфганг фон Гете. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. – Поначалу Лукас Кранах Младший занимался повторением отцовских оригиналов, – рассказывает «МК» куратор выставки Вадим Садков. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона.
К нему во сне являются Меркурий и три богини, «дабы тот для вынесения справедливого решения смог оценить все индивидуальные достоинства их тел». Из-за ствола выглядывает серый конь в богатой сбруе.
Водной и той же мастерской на соседних мольбертах писали и Христа на Голгофе и обнаженных Венер. Неоднократно избирался бургомистром, например. И прожил с ним пять лет. В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева.